Научная статья на тему 'Разработка и внедрение компьютерных средств обучения в учебный процесс физического воспитания в вузе'

Разработка и внедрение компьютерных средств обучения в учебный процесс физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / ПЕЧАТНЫЙ УЧЕБНИК / PRINTED TEXTBOOK / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТЕНТ / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАМПУС / VIRTUAL CAMPUS / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / E-CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Высоцкая Татьяна Петровна, Кокоулина Ольга Павловна

В статье раскрыта инновационная деятельность кафедры физического воспитания и спорта в области применения компьютерных технологий в учебном процессе физического воспитания. Содержится Интернет-обзор учебных материалов по физической культуре для студентов вузов. Актуальность исследования подтверждается стратегическим направлением развития проекта «МЭСИ smart-университет». Цель работы выявить возможности электронного обучения в области физического воспитания, обобщить опыт применения компьютерных средств в физкультурном образовании, получить представление об электронном контенте по физической культуре для студентов вузов. Результаты исследования могут быть полезны при организации открытого, дистанционного, электронного обучения по физической культуре, а также при создании электронных учебно-методических материалов и курсов по дисциплине, в частности электронного курса «Физическая культура» для студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Высоцкая Татьяна Петровна, Кокоулина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND DEPLOYMENT OF COMPUTER TUTORIALS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the innovative activity of the physical education and sport department in the computer technology application in the educational process of physical education. Internet provides an overview of educational materials on physical training for university students. Relevance of the study is confirmed with the strategic direction of the project «MESI smart-University». The article purpose is to identify opportunities for e-learning in physical education, summarize the experience of using computer resources in physical education and get an idea of the electronic content on physical culture for students. The results of the study may be useful for the organization of open, distance, electronic learning in physical culture, as well as the creation of electronic teaching materials and courses in the discipline, in particular e-learning course «Physical training» for students of economics.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение компьютерных средств обучения в учебный процесс физического воспитания в вузе»

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

УДК 796.011.3

Светлана Игоревна Бочкарева,

доцент, каф. Физического воспитания и спорта, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (495) 442-74-88 Эл. почта: sbochkareva@mesi.ru

Татьяна Петровна Высоцкая,

доцент, каф. Физического воспитания и спорта, верситет экономики, статистики и информатики Тел. (495) 442-74-88 Эл. почта: tvisotskaya@mesi.ru

Ольга Павловна Кокоулина,

к.п.н, доцент, доцент, каф. Физического воспитания и спорта, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел. (495) 442-74-88 Эл. почта: okokoulina@mesi.ru

В статье раскрыта инновационная деятельность кафедры физического воспитания и спорта в области применения компьютерных технологий в учебном процессе физического воспитания. Содержится Интернет-обзор учебных материалов по физической культуре для студентов вузов. Актуальность исследования подтверждается стратегическим направлением развития проекта «МЭСИ - smart-университет». Цель работы - выявить возможности электронного обучения в области физического воспитания, обобщить опыт применения компьютерных средств в физкультурном образовании, получить представление об электронном контенте по физической культуре для студентов вузов. Результаты исследования могут быть полезны при организации открытого, дистанционного, электронного обучения по физической культуре, а также при создании электронных учебно-методических материалов и курсов по дисциплине, в частности электронного курса «Физическая культура» для студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: компьютерные технологии, электронное обучение, открытые образовательные ресурсы, электронный учебник, печатный учебник, электронный курс, электронный контент, Виртуальный Кампус, физкультурное образование.

Svetlana I. Bochkareva,

Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Tel.: (495) 442-74-88 E-mail: sbochkareva@mesi.ru

Tatyana P. Visotskaya,

Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

Tel.: (495) 442-74-88 E-mail: tvisotskaya@mesi.ru

Olga P. Kokoulina,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: +7(495) 442-74-88 E-mail: okokoulina@mesi.ru

DEVELOPMENT AND DEPLOYMENT OF COMPUTER TUTORIALS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the innovative activity of the physical education and sport department in the computer technology application in the educational process of physical education. Internet provides an overview of educational materials on physical training for university students. Relevance of the study is confirmed with the strategic direction of the project «MESI - smart-University». The article purpose is to identify opportunities for e-learning in physical education, summarize the experience of using computer resources in physical education and get an idea of the electronic content on physical culture for students. The results of the study may be useful for the organization of open, distance, electronic learning in physical culture, as well as the creation of electronic teaching materials and courses in the discipline, in particular e-learning course «Physical training» for students of economics.

Keywords: computer technologies, e-learning, open educational resources, electronic textbook, printed textbook, e-course, e-content, Virtual Campus, physical education.

Московский государственный уни-(МЭСИ)

1. Введение

В современной России происходит стремительный процесс информатизации и компьютеризации образования, в том числе и в области физической культуры и спорта. Этот процесс прямое следствие государственной политики в области создания информационного общества в стране. «Для свободной ориентации в информационных потоках специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера». [7] Компьютерные технологии и Интернет значительно расширяют возможности представления различной информации, необходимой для повышения качества обучения и расширения подходов к формированию профессиональных компетенций будущих специалистов. Компьютеризация физкультурного образования в вузе включает в себя использование компьютера в создании учебно-методических материалов, в учебном процессе, в внеаудиторное время, в учете успеваемости. Вместе с тем пока не существует методических разработок, типовых учебных программ, отражающих особенности использования компьютерных технологий в преподавании физической культуры в вузе. Поэтому изучение возможностей применения компьютерных средств, выявление новых направлений и особенностей использования компьютера в физкультурном образовании и в организации спортивно-оздоровительных мероприятий важное направление научно-исследовательской деятельности.

2. Интернет как средство получения учебной информации

Сегодня информационные компьютерные технологии неотъемлемое средство получения и эффективного усвоения знаний. Множество открытых образовательных ресурсов предоставляют огромные объемы информации практически по любому вопросу. К сожалению, можно констатировать тот факт, что учебная печатная литература высокого научного и методического

уровня часто оказывается невостребованной. Не секрет, что молодые люди предпочитают искать ответы в Интернете. Причем не надо самому выбирать нужные сведения. Достаточно правильно сделать запрос и система предложит много вариантов. «Удобно, быстро, современно».

Стремительное развитие Интернета и электронных технологий несколько снижают роль преподавателя как носителя знаний. Эта тенденция особенно проявляется при дистанционной форме обучения. Так, на международной конференции ICDE-2014 «Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ» проректор по исследованиям и технологиям Даниэль Бургас (Международный университет Ла-Риоха (UNIR), Испания) сказал о том, что сегодня «преподаватели не единственные носители знаний», но «должны быть скорее посредниками и помощниками» [5].

Известно, что основная цель деятельности преподавателя - обучить: передать студентам базовые знания в предметной области, сформировать профессиональные компетенции. Для того, чтобы сегодня оставаться в центре инновационного учебного процесса, при любой форме обучения - традиционной, электронной, смешанной, нужно искать новые пути для решения поставленных перед преподавателем задач. Самому создавать новые знания, то есть активно заниматься научной деятельностью; повышать качество электронного контента, разрабатывая интересные, удобные для восприятия электронные учебные материалы; быть уверенным компьютерным пользователем; обладать всей широтой информации о наличии, достоинствах и недостатках тех или иных материалов по дисциплине в Интернете, быть отчасти аналитиком учебного содержимого сети. Такие шаги позволят преподавателю быть «на шаг впереди» студента, окончательно не утратить роль «носителя знаний». Преподаватель, рекомендуя для изучения на ряду с печатными изданиями электронные ресурсы, тем самым задает нужное направление поиска в Интернете. Смеем утверждать, что достижению

хорошего результата поиска в сети способствуют не только осведомленность о его правилах, но и предварительное обладание основами знаний в изучаемой области, которые обучающиеся должны получить от преподавателя. Знающему студенту легче ориентироваться в безбрежном океане Интернет-информации и определиться с выбором по настоящему полезных и интересных материалов. Представляется, что такой подход не позволит студентам манипулировать информацией, но поможет овладеть необходимыми знаниями.

Компьютеризация образования коснулась, безусловно, и дисциплины «Физическая культура». Важно за время учебы в вузе не только, по возможности, компенсировать дефицит движений у студентов и подготовить их к дальнейшей профессиональной деятельности средствами физической культуры, но и передать знания в области физической культуры и спорта, позволяющие самостоятельно методически правильно организовать свою оздоровительно-спортивную деятельность в дальнейшем.

Еще несколько лет назад компьютер и физвоспитание казались несовместимыми понятиями. Однако, электронные технологии быстро входят в нашу жизнь, иногда даже против нашего желания. Сегодня мы можем говорить об активном применении электронных технологий и Интернета в учебном процессе. Современному преподавателю физической культуры просто необходимо владеть компьютерными технологиями. Широкое использование электронных технологий и Интернета позволяет эффективно организовать учебный процесс, рационально распорядиться, отведенными на дисциплину часами.

При выполнении научных и методических работ большое значение имеет поиск первоисточников. В сети можно найти немало ресурсов по физической культуре, но далеко не все они отвечают требованиям учебного процесса. Разберём, например, электронные курсы.

Электронный курс - учебно-методический комплекс дисциплины (модуля), преобразованный с ис-

пользованием специализированного программного обеспечения в совокупность интернет-страниц в соответствии принятым стандартом.

В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, графики, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Исходя из этого, можно выделить минусы, которыми обладают подобные материалы: малая интерактивность современных курсов дистанционного обучения, отсутствие качественных мультимедиа компонентов в большинстве курсов. Также, довольно сложно осуществить полноценный анализ электронных курсов, так как на сайтах вузов, где обычно можно их найти, для ознакомления требуется авторизация.

Среди всей массы информации, которую можно встретить в сети, важно уметь выделить действительно ценные материалы.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru/ -предлагает в разделе «Математическое и естественнонаучное образование» достаточно обширный контент по физической культуре для вузов. Тут можно найти порядка 300 учебных пособий по физической культуре, а также здесь находится ссылка на «Учебный комплекс системы КАДИС для поддержки теоретических курсов по физическому воспитанию» Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева (СГАУ). Но, пройдя по ссылке просмотреть его нельзя. Комплекс доступен только после регистрации, возможности которой не предоставляется. Однако на сайте СГАУ некоторые материалы учебного комплекса можно свободно просмотреть:

http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/ index.htm - сетевой учебный курс «Основы физической культуры в вузе»;

http://cnit.ssau.ru/kadis/atlet_set/ index.html - сетевой мультимедийный (фотографии, видеоматериалы) учебный курс «Атлетическая гимнастика»;

http://cnit.ssau.ru/kadis/beg_set/ index.html - сетевой учебный курс «Оздоровительный бег».

Интерес представляет следующий ресурс http://www.karina-kazak. narod.ru/phisiol/lectures/lec1/content. html - электронное учебное пособие «Утренняя гимнастика: лекции для студентов и не только». На этом Интернет-ресурсе, помимо чётко структурированной информации по теме, также можно найти контрольные вопросы и задания, которые помогут закрепить пройденный материал.

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина на сайте http://www. gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_ and_departments/physical_education/ разместил лекции по физической культуре. Тематика лекций соответствует требованиям Примерной программы дисциплины.

На сайте «ФизкультУРА» - http:// fizkult-ura.ru - студенты найдут много интересной дополнительной информации и видеоматериалов для изучения теоретического раздела дисциплины. Там же в разделе литература - теория физической культуры

- представлены учебники для вузов:

http://fizkult-ura.ru/books/ theory/11 - теоретические основы дисциплины «Физическая культура» лекционный курс Уфимского государственного нефтяного технического университета;

http://fizkult-ura.ru/books/ theory/12 - «Физическая культура студента» учебник для студентов высших учебных заведений под редакцией В.И. Ильинича;

http://fizkult-ura.ru/books/theory/9

- «Физическая культура» учебное пособие Восточно-Сибирского государственного технологического университета;

http://www.fizkult-ura.ru/books/ theory/29 - «Теория и методика физического воспитания и спорта» учебное пособие для студентов высших учебных заведений под редакцией Холодова Ж.К., Кузнецова В. С.;

http://fizkult-ura.ru/books/ theory/10 - «Здоровье и физическая культура студента» учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений под редакцией Бароненко В.А., Рапопорта Л. А.;

http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека - самая большая библиотека России, в которую поступают практически все издаваемые источники, включая и диссертации;

http://bmsi.ru - «Библиотека международной спортивной информации» (БМСИ) - это интернет-проект, созданный Центром спортивных технологий и сборных команд Москомс-порта. Библиотека содержит материалы представленные на русском и английском языках. Помимо новостей и обзоров на портале публикуются различные методические пособия и справочники, официальные документы спортивных организаций, учебники и видеоуроки, правила и история видов спорта, научные материалы по спортивной медицине и спортивному оборудованию. Все материалы библиотеки разделены по видам спорта, категориям и типам документов.

http://lib.sportedu.ru - «Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту» является современным центром информационного и библиотечного обслуживания. Предоставляет доступ к различным удаленным полнотекстовым электронным ресурсам, в том числе к журналам «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»;

http://fisio.ru/ - сайт, посвящённый здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре. Он будет особенно полезен студентам, которые имеют некоторые физиологические ограничения физической активности. Используя этот ресурс, преподаватель сможет донести важную информацию до таких студентов. Сайт может помочь заниматься физической культурой и спортом молодым людям, у которых с этим возникают трудности. На нём можно найти множество полезных статьей, а также задать вопрос эксперту;

http://cito-web.yspu.org/link1/ metod/met73/met73.html - краткий курс лекций по валеологии «Физиологические основы здоровья» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского;

http://lesgaft-notes.spb.ru/ - научно-теоретический журнал, выпускаемый Национальным государственным Университетом физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Журнал, публикует оригинальные статьи по физической культуре и спорту, в том числе по экономике, медицине и социологии спорта, по всем направлениям педагогики и психологии. Огромное количество материала и всё находится в открытом доступе и легко ищется по ключевым словам.

3. Е-1еагш^, создание и апробация электронного контента

В Университете (МЭСИ) электронное обучение - e-learning развивается уже более 20 лет. Е-катт^ согласно определению ЮНЕСКО - «обучение с помощью Интернета и мультимедиа». На электронное обучение сегодня ориентируются все передовые образовательные системы мира. Оно рассматривается как «основное средство обучения на протяжении жизни, которое является неотъемлемой составной частью построения и функционирования общества, основанного на знаниях» [1].

Для реализации дистанционного и смешанного, объединяющего очный и виртуальный сценарии, электронного обучения в Университете создана и успешно функционирует единая информационно-образовательная среда «Виртуальный Кампус».

Кафедра физического воспитания и спорта, на ряду со всеми учебными подразделениями Университета, участвует в инновационном учебном процессе. Преподаватели осуществляют электронное обучение в Виртуальном Кампусе студентов всех форм обучения, используя современные компьютерные технологии. Далее более подробно описана деятельность кафедры в электронной среде при обучении студентов дневной формы обучения.

Студенты-очники, не имеющие возможность присутствовать на практических занятиях, либо временно освобождённые от занятий физической культуры по состоянию здоровья, изучают соответствующие

материалы дистанционно под постоянным контролем преподавателя. Таким образом, Виртуальный Кампус помогает подобным студентам не отставать от программы обучения по физической культуре, если не в практической составляющей, то хотя бы в теоретической. Для наполнения контента электронной рабочей области по физической культуре преподавателями кафедры были созданы и постоянно обновляются учебные материалы, помогающие освоить все разделы программы обучения по физической культуре: теоретический, практический и контрольный. Базовым учебником, на котором основывается изучение теоретического раздела дисциплины, является учебно-методический комплекс «Физическая культура» (для студентов экономических специальностей). Учебник разработан доцентами кафедры в соответствии с ФГОС и адаптирован в интересах студентов - будущих работников умственного труда. Учебник неоднократно переиздавался в связи с внесением дополнений и изменений. Данный учебно-методический комплекс доступен студентам как в печатном, так и электронном варианте. Гипертекстовая электронная версия учебника, при которой все страницы учебника связаны между собой гиперссылками, разработана в нескольких форматах, учитывающих предпочтения обучающихся, а также c целью предоставления возможности студентам изучать его содержимое с различных электронных устройств при наличии необходимой программы: в форматах PDF, Word, Adobe Flash Player. Проведенный среди студентов-очников опрос о преимуществах и недостатках представленных вариантов учебника выявил интересные результаты. Вопреки нами ожидаемому преимущественному выбору какой-либо электронной вариации, большая часть опрашиваемых, особенно старших курсов, высказались за печатный вариант. Обосновывая свои предпочтения тем, что не всегда есть возможность или желание читать с монитора или с экрана мобильного устройства. «Меньше устают глаза», «можно изменять положение тела»,

«привычнее, лучше усваивается информация», «в целом, во время обучения приходиться много времени проводить у компьютера», «легче делать пометки, замечания, закладки, помогающие усвоить материал», «удобнее читать и зрение меньше портится», «не всегда есть доступ в Интернет», «зарядки мобильного электронного устройства хватает не надолго», «при работе с электронной версией приходиться совершать много манипуляций, таких как прокрутка, открывание ссылок, создание примечаний, закладок и других. Это вызывает утомление быстрее, чем при работе с печатной версией» - типичные ответы, выбравших печатную версию. Стоит обратить внимание на то, что студенты старших курсов при начальном изучении предмета определенно выбирают печатный вариант, но электронную версию не отрицают, а наоборот считают важным инструментом при повторении материала, подготовке к тестированию, написанию реферата, курсовой работы, статьи.

Студенты, высказывавшиеся за электронный вариант, объяснили свой выбор следующими причинами: «можно изучать текст в любое время и в любом месте при наличии соответствующего электронного устройства; «возможность загрузить все нужные учебные материалы в одно электронное устройство - мало места занимает в сумке»; «экономит время, так как за печатным учебником надо идти в библиотеку».

Из электронных вариантов предпочтение было отдано материалам в формате PDF по следующим основным причинам:

- «удобная навигация, в частности, легко перейти на нужную страницу»;

- «лучше загружаются «картинки»;

- «отсутствие отвлекающих внимание автоматически всплывающих окон с отвлекающей информацией позволяет максимально сосредоточиться на тексте».

Опрос выявил тот факт, что в основном все электронные учебные материалы по разным дисциплинам представлены в формате PDF. Студенты не составили своего мнения

о документах, созданных с помощью Adobe Flash Player, так как почти не встречали учебников в таком формате.

В настоящее время по учебному пособию «Физическая культура» (для студентов экономических специальностей) создается электронный курс, соответствующий стандарту SCORM 2004, принятому в МЭСИ. Курс, в большей степени, предназначен для студентов, обучающихся on-line. Курс должен позволить обучающимся освоить учебный материал без помощи преподавателя и способствовать развитию компетенций в области физической культуры. На вопрос «Как должен быть организован текст в электронном курсе по стандарту SCORM 2004 для его легкого усвоения?» респонденты считают лучшим - краткое изложение материала в сочетании с активными окнами, несущими подробные сведения по той или иной теме, а также деление большой темы на блоки с возможностью самопроверки после изучения каждого раздела.

Помимо основного учебника, содержащего информацию необходимую для изучения теоретической части программы дисциплины «Физическая культура», преподаватели разработали и постоянно актуализируют электронные версии учебных материалов по спортивным специализациям. Следует отметить у студентов, осваивающих практический раздел программы, есть возможность выбора спортивной специализации. Данную возможность студенты оценивают положительно. Но такая форма физического воспитания предъявляет к процессу обучения более высокие требования. Для успешного освоения специализации преподавателю в ходе занятий необходимо решать задачи физической, технической, тактической и, даже, психологической подготовки занимающихся. Подобный процесс возлагает на преподавателей ряд дополнительных обязанностей по созданию учебно-методических материалов по видам спорта.

На кафедре созданы и успешно применяются следующие методические разработки:

- «Программа силовой тренировки для девушек» - электронное учебное пособие в формате PowerPoint с наличием гипертекста;

- «Аэробика» - электронный учебно-методический комплекс в формате Word с большим количеством фотографий образцов выполнения упражнений;

- «Атлетическая гимнастика» -мультимедийный учебно-методический комплекс в формате Adobe Flash Player;

- Учебное пособие «Баскетбол» -электронный учебно-методический комплекс в формате Word с наличием графиков, фотографий образцов выполнения упражнений.

Рабочая область дисциплины в Виртуальном Кампусе организована на основе стандартных инструментов электронного обучения:

- Календарь;

- Объявления;

- Доска обсуждений (консультационный и тематические форумы);

- Обмен файлами;

- Библиотека документов;

- Ссылки по дисциплине.

Программа Share Point, являющееся основой функционирования Кампуса, позволяет преподавателю настроить рабочую область дисциплины, сделать ее удобной для работы. Например, встраивать дополнительные рабочие узлы, изменять внешний вид узла, загружать необходимые материалы, настраивать разрешения («чтение», «полный доступ» - право на работу с контентом и другие), с помощью пункта меню «оповестить меня» вести статистику посещений студентами тех или иных узлов и многое другое.

Рабочая область по физической культуре построена с учетом специфики преподавания. Здесь необходимо уточнение - рабочая область дисциплины общая для всех преподавателей кафедры и открыта всем студентам первого, второго и третьего курсов. Поэтому были разработаны и размещены в рабочей области «Правила учебного курса «Физическая культура». В правилах сформулированы цель и формат курса, требования к выполнению контрольных мероприятий, обязанности студентов, шкала оценки. Разработка

правил способствовала стандартизации требований к студентам. Студенты имеют возможность контактировать с преподавателем через консультационный форум или электронную почту.

В Кампусе студенты, согласно календарному плану, изучают учебные материалы, принимают участие в дискуссиях на тематических форумах, выполняют индивидуальные задания, проходят тестирование. Преподавателями создан узел «Коллекция лучших работ студентов». В нем размещаются для свободного просмотра наиболее интересные работы студентов всех курсов.

Для получения зачетных баллов за работу на форуме от студента требуется правильно, по возможности своими словами, ответить на вопросы преподавателя по изучаемой теме и дать комментарий на пост другого участника форума. В целях расширения информационного поля, студент может дать свой комментарий на пост студента из группы любого преподавателя, но с учетом курса обучения.

Текущий и итоговый контроль успеваемости осуществляется при помощи балльно-рейтинговой системы (БРС). По результатам выполнения контрольных мероприятий преподаватель выставляет зачётные баллы. Баллы за каждое задание определены в рабочей программе дисциплины «Физическая культура». Для успешной сдачи зачета необходимо своевременно в соответствии с требованиями выполнить все виды работ. Итоговое количество баллов выставляется в электронный журнал в соответствии с набранными баллами за каждую выполненную работу. Преподавателями кафедры разработан удобный электронный журнал на базе MS Office Excel в котором учитывается не только набранные баллы, но процентное соотношение выполненных работ. Такой формат был необходим, так как студент мог набрать зачетный балл, не выполнив все контрольные мероприятия.

В Кампусе помимо перечисленных выше учебных материалов, обучающиеся с целью получения дополнительной информации, могут воспользоваться ссылками на Интер-

нет - источники, рекомендуемыми преподавателем.

Организованное таким образом электронное учебное пространство существенно повышает эффективность работы. Студенты имеют возможность дистанционно изучать учебные материалы, в удобном им формате, просматривать рекомендуемые сайты, общаться с другими участниками, просматривать их работы, проявлять себя, творчески переосмысливая изученный материал -оставлять комментарии, выполнять индивидуальные задания, выражать свою точку зрения. [3]

Инструменты электронного обучения Виртуального Кампуса, и главное, разработанные качественные учебные электронные пособия, успешно применяются в учебном процесса, позволяя реализовать такой инновационный метод, как смешанное обучение, сочетающее традиционные и электронные технологии.

Метод смешанного обучения студентов, посещающих практические занятия по физическому воспитанию, можно проиллюстрировать на следующем примере. Преподаватель дает задание студенту к следующему занятию подготовить комплекс физических упражнений для подготовительной части (разминка). Студент имеет возможность просмотреть в Кампусе заранее размещенные преподавателем материалы, задать вопрос преподавателю в форуме или по электронной почте, обсудить и творчески доработать своё задание. Проделанная работа позволяет студенту прийти на следующее практическое занятие подготовленным, а само занятие осуществляется плодотворно, с максимальной плотностью. [2]

Таким образом, разработанные преподавателями электронные учебные-методические материалы могут использоваться в процессе физического воспитания как средство обучения и активизации занимающихся. Применение электронных учебных пособий в процессе физического воспитания позволяет:

- на практических занятиях решить большее количество задач, не тратя время на объяснение;

- проводить занятия динамично, с высокой моторной плотностью. Усиление познавательной активности учащихся делает их работу творческой, что существенно повышает заинтересованность и является мотивирующим фактором. Такие знания и умения особенно эффективны, так как студенты получают их в процессе самостоятельной работы;

- преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

- преподавателю быстро и эффективно контролировать знания учащихся. [4]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Компьютеризация учета успеваемости.

Использование социальных сетей

Компьютерные технологии кафедра использует и в области учета успеваемости обучающихся. Преподаватели кафедры совместно со студентами-программистами разработали автоматизированную систему подготовки рабочих ведомостей по физической культуре. Основными функциями системы являются хранение и обработка информации о ходе учебного процесса, его участниках. В настоящее время решается вопрос о размещении данной системы на портале вуза, а также встраивания ее в систему электронного деканата для обеспечения автоматизации взаимодействия между администрацией, преподавателем и студентом.

Преподавателями кафедры активно используются инструменты Интернета. Создан свой канал на YouTube с целью популяризации здорового образа жизни и студенческого спорта. На канале размещаются фото и видеоматериалы открытых уроков, мастер-классов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в вузе. В социальной сети ВКонтакте организовано сообщество студентов и преподавателей кафедры. На этой странице студенты могут оставлять свои комментарии, мнения о физ-культурно-спортивной работе в вузе, задать вопросы из области физической культуры. Страница является еще и дополнительным источником

информации о проведении физкультурных мероприятий, студенческих спортивных соревнований.

Также разработаны комплексы упражнений физкультурной паузы для студентов и сотрудников с учетом специфики их труда. На их основе отсняты видеоролики, которые демонстрируются на мониторах в вестибюле института. [6] На мониторах показывают и некоторые фото и видеоматериалы, созданные для YouTube. Опыт создания таких материалов может пригодится при разработки мультимедийных компонентов электронного курса.

5. Заключение

В статье кратко описаны методы и средства инновационного учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», разработанные кафедрой и прошедшие апробацию в условиях реальных занятий. Отметим, что разработка методических положений, направленных на реализацию в учебном процессе педагогических технологий, в основе которых лежат электронные технологии в каждой конкретной области, включая и сферу физической культуры, «является одной из актуальных проблем современной педагогики».[7] Надеемся, что наши опыт и наработки внесут свой вклад в решение этой проблемы.

Выводы:

1. Электронные информационные средства при очном обучении являются поддержкой традиционным методам и, только в сочетании с ними, способствуют повышению уровня учебного процесса по физическому воспитанию; по возможности студенты предпочитают живое общение с преподавателем в спортивном зале обучению в Кампусе или просмотру рекомендованных сайтов.

2. Применение компьютерных технологий в преподавании физической культуры студентам, обучающимся дистанционно, позволяет реализовать требования теоретического и контрольного разделов программы, и освоить их студентами самостоятельно в случае точно разработанного контента соответствующих разделов. Контент

по практическому разделу должен помочь таким студентам составить представление о правильной технике выполнения тех или иных двигательных действий.

3. Электронный курс обладает дидактической эффективностью при условии тщательно разработанного сценария с учетом особенностей восприятия информации с электронных устройств. В частности, предпочтительнее - краткое изложение теоретического материала в сочетании с всплывающими окнами, несущими подробные сведения по тому или иному вопросу; большую тему для удобства изучения рекомендуется разбивать на блоки с небольшими тестовыми заданиями и итоговым тестированием после изучения всей темы.

4. Для повышения эффективности восприятия учебного материала, важное значение в электронных средствах обучения по физической культуре имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие тексты с графическими, видео и аудиоматериалами.

5. Компьютерные информационные технологии в преподавании дисциплины «Физическая культура» развиваются недостаточно интенсивно по сравнению с другими дисциплинами, в частности, выводы о необходимости насыщения учебных материалов по дисциплине мультимедийными компонентами неоднократно были представлены в различных научных публикациях.

6. Мультимедийные составляющие учебного курса «Физическая культура» (для студентов экономических специальностей) - должны содержать материалы о составлении и проведении базового комплекса общеразвивающих упражнений, упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки, комплексы упражнений физкультурной паузы, учитывающие условия и характер труда студентов - будущих работников умственного труда.

7. В современном процессе обучения студентов очной формы обучения печатный вариант учебника остается наиболее удобным средством получения базовых знаний.

Литература

1. Материалы конференций: МНПК «Электронное обучение и инновационное развитие: мировой опыт и российская практика». Москва, июнь 2008 г.; II МНПК «Технологии электронного обучения (е-learning): возможности и перспективы». Москва, октябрь 2008 г. Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

2. Материалы ВНПК «Физическая культура, спорт и здоровье -Виртуаль-17». Йошкар-Ола, апрель 2011. Статья «Использование модели смешанного обучения в преподавании дисциплины «Физическая культура в вузе». Бочкарева С.И., Кокоулина О.П.

3. Материалы II МНПК ««Информационно-коммуникационное пространство и человек». Пенза, апрель 2012. Статья «Применение современных компьютерных технологий в физкультурном образовании студентов вузов» Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П.

4. Материалы X ВНПК «Физическая культура и здоровье: проблемы и пути их развития». Чебоксары, январь 2014. Статья «Использование в процессе физического воспитания электронных учебных пособий как

средства активации занимающихся». Буянова Т.В., Высоцкая Т.П., Копы-лова Н.Е.

5. Материалы Международной конференции Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE), Москва, сентябрь 2014 г.

6. Материалы VII МНПК «Освоение и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс», г. Таганрог, октябрь 2014. Статья «Современный взгляд на учебный процесс физического воспитания в вузе». Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П., Кокоулина О.П.

7. П.К. Петров. Информационные технологии в физической культуре. Москва, «Академия»,2013.

References

1. Conference proceedings: MNPK «E-learning and innovative development: global experience and Russian practice». Moscow, June 2008; (II MNPK «E-learning technologies (e-learning): opportunities and prospects». Moscow, October 2008. Proceedings of the Moscow state University of Economics, Statistics and Informatics.

2. Materials of VNPK «Physical Culture, Sport and Health - VIRTU-AL-17». Yoshkar-Ola, April 2011. The

article «The usage of the blended learning model in the teaching discipline «Physical education in high school»». Bochkareva S.I., Kokoulina O.P.

3. Materials of II MNPK «Information and communication space and man». Penza, April 2012. The article «The usage of modern computer technologies in physical education of university students» Bochkareva S.I., Vysotskaya T.P.

4. Materials of X VNPK «Physical culture and health: problems and ways of their development». Cheboksary, January 2014. The article «The usage of electronic textbooks as means of learners activation in the process of physical education». Buyanova T.C., Vysotskaya, T.P., Kopylova N.E.

5. The International conference proceedings of the International Council for Open and Distance Education (ICDE), Moscow, September 2014.

6. Materials of VII MNPK «Development and introduction of modern educational technologies in the educational process», Taganrog, October 2014. The article «The modern view of the physical education learning process in high school». Bochkareva S.I., Vysotskaya T.P., Kokoulina O.P.

7. P.K. Petrov «Information technologies in physical education». Moscow, «Academy», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.