Научная статья на тему 'Модульная схема построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта'

Модульная схема построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООЦЕНКА ВЫПУСКНИКАМИ ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов Е. Ф.

Сегодня рынок труда в отрасли физической культуры и спорта стал широким и вариативным. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры претерпела структурные изменения, ощущается насущная потребность общества в расширении услуг, оказываемых профессионалами в сфере физической культуры. В современных условиях свободного трудоустройства и конкурентности на рынке труда выпускники вузов должны быть подготовлены для работы в различных звеньях системы физической культуры. В этой связи возрастает значимость фундаментальной подготовленности студентов, их профессиональной компетентности не только в сфере спорта высших достижений, но и при работе с различными группами населения. Методы: ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ структуры и организации профессионального образования в различных учебных заведениях России и Европы; анализ динамики социальных условий, в которых реализуется профессиональная подготовленность специалистов; прогнозирование; анализ международного и отечественного опыта; проектирование; обобщение; моделирование педагогического процесса; методы эмпирического исследования: анкетирование преподавателей школ, ССУЗ, вузов, тренеров и студентов; педагогическое наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование уровня двигательной подготовленности студентов; анализ трудоустройства выпускников вузов; педагогический эксперимент. Материал. Представлена модульная схема построения профессионального образования в области физической культуры и спорта. Показаны особенности модульного обучения, которые заключаются в переходе к индивидуальной подготовке специалистов физической культуры, методика переноса центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов. Результаты. Повышение активности студентов достигнуто путем реализации возможностей педагогического контроля и индивидуализации в обучении, расширения самостоятельной работы, которая должна быть организована и управляема, иметь методическое обеспечение с обозначением сроков и форм педагогического контроля над ее эффективностью. В процессе учебно-методических занятий, где студенты выступают в качестве субъекта педагогического процесса, происходит интеграция знаний, совершенствуются межпредметные связи, знания приобретают практическую значимость. Модульная схема построения образовательного процесса обеспечивает постоянный контроль качества обучения и управления им со стороны администрации университета, руководства факультетов, заведующих кафедрами и преподавателей, а также в известной степени со стороны студентов в целях совершенствования содержания образования, улучшения организации обучения, повышения эффективности всех процессов передачи и восприятия знаний. Важными результатами реализации модульной схемы и внедрения балльно-рейтинговой системы ВПО является изменение отношения преподавателей к внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, активизация учебно-познавательной деятельности студентов, их удовлетворенность качеством подготовки и самооценка перспектив трудоустройства по специальности. Заключение. Положительная динамика показателей удовлетворенности студентов качеством подготовки в вузе и самооценки выпускниками реальных перспектив трудоустройства свидетельствуют о результативности разработанной и апробированной модульной схемы построения образовательного процесса обучающегося в отрасли физической культуры и спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульная схема построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта»

УДК 378:147

МОДУЛЬНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Е. Ф. Орехов - доктор педагогических наук, профессор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры»

Челябинск

MODULAR SCHEME OF STUDENTS' EDUCATIONAL PROCESS CONSTRUCTION IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

E. F. Orekhov - doctor of pedagogics, professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education

Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: dissovet-2006@rambler. ru

Ключевые слова: приоритетные подходы к организации учебного процесса, удовлетворенность студентов качеством подготовки в вузе, физкультурно-спортивное образование, самооценка выпускниками перспектив трудоустройства.

Аннотация. Сегодня рынок труда в отрасли физической культуры и спорта стал широким и вариативным. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры претерпела структурные изменения, ощущается насущная потребность общества в расширении услуг, оказываемых профессионалами в сфере физической культуры. В современных условиях свободного трудоустройства и конкурентности на рынке труда выпускники вузов должны быть подготовлены для работы в различных звеньях системы физической культуры. В этой связи возрастает значимость фундаментальной подготовленности студентов, их профессиональной компетентности не только в сфере спорта высших достижений, но и при работе с различными группами населения.

Методы: ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ структуры и организации профессионального образования в различных учебных заведениях России и Европы; анализ динамики социальных условий, в которых реализуется профессиональная подготовленность специалистов; прогнозирование; анализ международного и отечественного опыта; проектирование; обобщение; моделирование педагогического процесса; методы эмпирического исследования: анкетирование преподавателей школ, ССУЗ, вузов, тренеров и студентов; педагогическое наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование уровня двигательной подготовленности студентов; анализ трудоустройства выпускников вузов; педагогический эксперимент.

Материал. Представлена модульная схема построения профессионального образования в области физической культуры и спорта. Показаны особенности модульного обучения, которые заключаются в переходе к индивидуальной подготовке специалистов

физической культуры, методика переноса центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов.

Результаты.Повышение активности студентов достигнуто путем реализации возможностей педагогического контроля и индивидуализации в обучении, расширения самостоятельной работы, которая должна быть организована и управляема, иметь методическое обеспечение с обозначением сроков и форм педагогического контроля над ее эффективностью. В процессе учебно-методических занятий, где студенты выступают в качестве субъекта педагогического процесса, происходит интеграция знаний, совершенствуются межпредметные связи, знания приобретают практическую значимость.

Модульная схема построения образовательного процесса обеспечивает постоянный контроль качества обучения и управления им со стороны администрации университета, руководства факультетов, заведующих кафедрами и преподавателей, а также в известной степени со стороны студентов в целях совершенствования содержания образования, улучшения организации обучения, повышения эффективности всех процессов передачи и восприятия знаний.

Важными результатами реализации модульной схемы и внедрения балльно-рейтинговой системы ВПО является изменение отношения преподавателей к внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, активизация учебно-познавательной деятельности студентов, их удовлетворенность качеством подготовки и самооценка перспектив трудоустройства по специальности.

Заключение. Положительная динамика показателей удовлетворенности студентов качеством подготовки в вузе и самооценки выпускниками реальных перспектив трудоустройства свидетельствуют о результативности разработанной и апробированной модульной схемы построения образовательного процесса обучающегося в отрасли физической культуры и спорта.

Keywords: priority approaches to educational process organization, students' satisfaction with the quality of education in higher educational establishment, sports education, self-esteem of the employment prospects by the graduates.

Annotation. Nowadays labour-market in the sphere of physical culture and sports became wide and diverse. The activity sphere of the graduates from physical culture higher educational establishments went through structural changes. Strong need of society for the development of services, provided by the specialists in the sphere of physical culture, is obvious. In modern conditions of free employment assistance and competition on a labour-market, graduates from higher educational establishments should be ready for the work in different parts of physical culture system. Thereupon, the importance of students' fundamental training, their professional competence not only in the sphere of professional sport but in the work with different groups of population grows.

Research methods: retrospective analysis of psychological - pedagogical literature, comparative analysis of the vocational education structure and organization in different educational establishments of Russia and Europe; dynamics of social conditions analysis in which specialists' professional training is realized; international and home experience analysis; projection; summarizing; pedagogical process modeling; empirical study methods: survey among school teachers, teachers of colleges and higher educational establishments, among coaches and students; pedagogical observation, interview, peer review, testing of students' level of motional training; analysis of graduates' from higher educational establishment placing in a job; pedagogical experiment.

Research material. A modular scheme of the professional education organization in the sphere of physical culture and sports is presented. The peculiarities of the modular teaching are shown. These peculiarities consist in the transfer to an individual training of the specialists in sphere of physical culture, method of shifting the center of gravity of the teaching process to independent work of students.

Research results. Students' activity increase was achieved by means of realization of pedagogical control and individualization in teaching, independent work enlargement which should be organized and regulated, should have methodical support with dates and forms of pedagogical control of its effectiveness. In the process of methodical lessons, where students are the subjects of pedagogical process, integration of knowledge is realized, intersubjective connections are improved.

The modular scheme of educational process construction provides constant control of teaching quality and that is why it should be regulated by University administration, the heads of the faculties and departments, teachers and students. This regulation will provide education content development and effectiveness increase of all processes of knowledge transfer and perception.

An important result of modular scheme realization and the rating system of higher professional education introduction is change of the teachers' attitude to introduction into educational process the system of examination units, students' educational activity increase, their satisfaction with the quality of education and self-esteem of the employment prospects on the specialty.

Conclusion. Positive dynamics of indices of students' satisfaction with education quality in higher educational establishment and self-esteem of the employment prospects by the graduates proves the effectiveness of the developed and approved modular scheme of student's educational process construction in the sphere of physical culture and sports.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня рынок труда в отрасли физической культуры и спорта стал широким и вариативным. Сфера деятельности выпускников вузов физической культуры претерпела структурные изменения, ощущается насущная потребность общества в расширении услуг, оказываемых профессионалами в сфере физической культуры. Ушла в историю система государственного трудоустройства выпускников, при которой сохранялся стабильный рынок труда. В современных условиях свободного трудоустройства и конкурентности на рынке труда выпускники вузов должны быть подготовлены для работы в различных звеньях системы физической культуры. В этой связи возрастает значимость фундаментальной подготовленности студентов, их профессиональной компетентности не только в сфере спорта высших достижений, но и при работе с различными группами населения. Это отмечается во многих исследованиях [2; 4; 6; 8; 9]. У специалистов отрасли появилась реальная возможность оказывать активное влияние на динамику рынка труда.

Успешность интеграции России в мировое пространство обусловлена способностью к этому, в первую очередь, молодежи, их профессиональной подготовленностью. Процессы интеграции России в экономической, образовательной, а следовательно, и в социальной сфере имеют однонаправленную тенденцию, и это будет усиливаться [5, с. 2-7]. Поэтому обоснование стратегии модернизации ВПО логично проводить с учетом эмпирических наработок и теоретических обобщений, полученных как в стране, так и за рубежом, коль речь идет об интеграции в мировое образовательное пространство. Следовательно, все организационно-методические инновации в системе ВПО должны базироваться с учетом положительного опыта, полученного в результате реализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования первого и второго поколений.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена объективно существующими противоречиями, выявленными в процессе анализа теории и практики подготовки кадров в вузе и сформулированными на трех уровнях:

• на социально-педагогическом уровне: в потребности общества в специалистах, способных к адаптации и самореализации в системе социальных взаимоотношений, и невозможностью удовлетворить данную потребность из-за недостаточности сформированности различных компетенций выпускников; в необходимости формировать менталитет населения в направлении здорового образа жизни - и отсутствием соответствующих навыков;

• на научно-практическом уровне: между существующими исследованиями компетентностного подхода к образовательному процессу и отсутствием моделей развития компетентности студентов с использованием педагогических средств; между возросшим объемом научных знаний, быстрым старением прикладных знаний и недостаточной компетентностью выпускников в использовании современных информационных технологий, а также ограниченностью сроков обучения;

• на научно-методическом уровне: между потребностью практики в новых эффективных технологиях развития компетентности выпускников, реализуемых путем интеграции учебной и внеучебной деятельности и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данных технологий.

Цель работы: научно обосновать и разработать модульную схему построения образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов физической культуры.

Задача исследования: на основе принципа дидактики индивидуального перехода в обучении разработать модульную схему построения образовательного процесса обучающихся в отрасли физической культуры и спорта.

Методы исследования и материал. В работе использованы методы теоретического исследования: ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ структуры и организации профессионального образования в различных учебных заведениях России и Европы; анализ динамики социальных условий, в которых реализуется профессиональная подготовленность специалистов; прогнозирование; анализ международного и отечественного опыта; проектирование; обобщение; моделирование педагогического процесса;

методы эмпирического исследования: анкетирование преподавателей школ, сузов, вузов, тренеров и студентов; педагогическое наблюдение, беседа, экспертная оценка, тестирование уровня двигательной подготовленности студентов; анализ трудоустройства выпускников вузов; педагогический эксперимент.

Работа выполнена в соответствии с планом НИОКР Минспорт России на 2010-2014 годы направление 04 «Теоретические и методологические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров»: тема 04.01.06 «Особенности подготовки бакалавров и магистров по направлениям «Адаптивная физическая культура» и «Физическая культура» в рамках государственных стандартов третьего поколения», а также плана НИОКР НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург на 2006-2010 годы: направление 03 «Организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта, туризма и санаторно-курортного комплекса»: тема 03.01 «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры в общеевропейскую систему высшего образования на принципах Болонского соглашения», направление 04 «Теоретические и методологические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров» тема 04.02 «Обновление качества педагогического образования студентов НГУ им. П. Ф. Лесгафта» [5; 6; 7; 8].

Исследованием были охвачены обучающиеся 12 образовательных учреждений Минспорта РФ, пяти регионов России (студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели, руководители образовательных учреждений - п=1248 человек).

Исследование проводилось с 1996 по 2011 гг. на базе Уральского государственного университета физической культуры и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им.

П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. На разных этапах к нему подключались еще 12 отраслевых вузов физической культуры России.

Результаты и их обсуждение. Оптимизацию образовательного процесса в области физической культуры и спорта следует связывать в первую очередь с повышением активности студентов. Это может быть достигнуто путем реализации возможностей

педагогического контроля и индивидуализации в обучении, расширения самостоятельной работы, которая должна быть организована и управляема, иметь методическое обеспечение с обозначением сроков и форм педагогического контроля над ее эффективностью. Эта идея уже была апробирована в ряде исследований [1; 3; 8; 9]. Студентов следует более активно вовлекать в образовательный процесс в качестве его организаторов и руководителей. В процессе учебно-методических занятий, где студенты выступают в качестве субъекта педагогического процесса, происходит интеграция знаний, совершенствуются межпредметные связи, знания приобретают практическую значимость. Но, как показывают исследования, в настоящее время сдерживающим фактором в деле реализации модульной схемы обучения и контроля является ментальность профессорско-преподавательского состава: [6, с. 72-73]. Уже первые шаги по внедрению модульного подхода в образовательную практику показали, что гораздо проще сформулировать профессиональные компетенции, чем обеспечить междисциплинарный подход (модульный) при их формировании в процессе ВПО. Модульное построение процесса образования не может быть органичным, без структурных изменений в основной образовательной программе [7, с. 38].

Одним из приоритетных принципов модульной схемы построения образовательного процесса является принцип реализации обратной связи. Этот принцип обеспечивает управление учебным процессом путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля. Модули, обустроенные системой самоконтроля и самоорганизации, позволяют активизировать информационно-координационные функции обучающегося. Педагогическое общение в условиях модульного обучения должно реализовываться по схеме субъект-субъектного, партнерского учебного сотрудничества преподавателя и студентов. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам - модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Модуль является одновременно банком информации и методическим руководством по ее усвоению. В связи с этим содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности, автономности.

Важное достоинство модульного обучения - его преемственность. Модульное обучение позволяет сочетать в себе различные подходы к обучению. От проблемного обучения модульное позаимствовало его главные особенности: проблемную подачу материала в модуле, нестандартность упражнений. От активного обучения в модульное перешли методы обучения, позволяющие повысить познавательную активность обучающихся. Удачно вплетаются в дидактическую систему модульного обучения игровые формы текущего и рубежного контроля.

Модульное обучение имеет характерные черты индивидуально-дифференцированного обучения, а именно, отход от поточного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке специалистов, перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов. Причем дидактическая система модульного обучения «способна аккумулировать в себе достоинства интегрируемых теорий и одновременно гасить и нивелировать их недостатки» (Э. Денисон).

Таким образом, в силу своей гибкости, технологичности, «преемственности» модульное обучение позволяет рационально использовать резервы образовательного процесса и саморазвития участвующих в нем людей [10].

Модульная схема построения образовательного процесса обеспечивает постоянный контроль качества обучения и управления им со стороны администрации университета, руководства факультетов, заведующих кафедрами и преподавателей, а также в известной степени со стороны студентов в целях совершенствования содержания образования, улучшения организации обучения, повышения эффективности всех процессов передачи и восприятия знаний.

Подготовка к реализации модульной схемы потребовала включения в этот процесс инициативной группы, осмысления его сути и разработки алгоритма планирования и учета

учебной деятельности как студентов, так и преподавателей и разъяснительной работы среди профессорско-преподавательского состава [6; 7; 8].

Важными результатами реализации модульной схемы и внедрения балльно-рейтинговой системы ВПО является изменение отношения преподавателей к внедрению в учебный процесс системы зачетных единиц, активизация учебно-познавательной деятельности студентов, их удовлетворенность качеством подготовки и самооценка перспектив трудоустройства по специальности.

По результатам экспериментальной работы преподаватели (п=127), оценили разработанные и внедренные инновации следующим образом: «скорее положительно» -указали 66 %; «скорее отрицательно» - отметили 20,7 %; 14,3 % затруднились с ответом.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при введении балльно-рейтинговой системы оценки в ходе реализации устанавливалась по показателям «посещаемость» учебных занятий и «успеваемость» студентов. Согласно опросу преподавателей (п=127), посещаемость: «улучшилась» - 26,6 %; «скорее улучшилась» -32,2 %; «осталась прежней» - 14,4 %; «скорее ухудшилась» - 8,8 %; «ухудшилась» - 2,2 %; 15,5 % - затруднились с ответом. Успеваемость студентов: «улучшилась» - 32,2 %; «скорее улучшилась» - 33,3 %; «не изменилась» - 18,8 %; «скорее ухудшилась» - 8,8 %; «ухудшилась» - 2,2 %; 4,4 % - затруднились с ответом.

При оценке результатов экспериментальной работы важное значение имела динамика удовлетворенности студентов качеством подготовки в вузе (табл. 1) и самооценка выпусками реальных перспектив трудоустройства (табл. 2).

Таблица 1 Удовлетворенность студентов качеством подготовки в вузе

№ п/п Показатели 2006 n=142 2010 n=136 2011 n=148

1 Выбрали эту же специальность и вуз 54 % 74 % 82 %

2 Выбрали бы эту же специальность, но в другом вузе 4 % 2 % 2 %

3 Выбрали бы другую специальность, но в этом же вузе 16 % 8 % 8 %

4 Выбрали бы другую специальность и другой вуз 11 % 8 % 2 %

5 Затрудняются ответить 10 % 8 % 6 %

Таблица 2 Самооценка выпускниками перспектив трудоустройства

№ п/п Показатели 2006 n=142 2010 n=136 2011 n=148

1 Смогу сразу трудоустроиться по специальности 30 % 51 % 59 %

2 Не уверен, что смогу сразу найти работу 12 % 1 % 1 %

3 Готов работать там, где смогу больше заработать независимо от специальности 18 % 12 % 0 %

4 Уже работаю по специальности 28 % 36 % 38 %

5 Уже работаю не по специальности 12 % 0 % 2 %

Выводы

Положительная динамика показателей удовлетворенности студентов качеством подготовки в вузе (устойчивое профессиональное самоопределение + 28 %) и самооценки выпускниками реальных перспектив трудоустройства (подготовленность к трудоустройству по специальности + 29 %) свидетельствуют о результативности разработанной и апробированной модульной схемы построения образовательного процесса обучающегося в отрасли физической культуры и спорта.

Литература

1 Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В. А. Беликов : монография. - М. : Владос, 2008. - 357 с.

2 Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры : монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2008. - 380 с.

3 Карпова, О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза : монография / О. Л. Карпова. - Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2010. - 316 с.

4 Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : Изд-во Урал. гос. ун-та физ. кул., 2012. - 340 с.

5 Орехов, Е. Ф. Государственные стандарты высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта третьего поколения: какими им быть? / Е. Ф. Орехов. Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 2-7.

6 Орехов, Е. Ф. Многоуровневая система подготовки кадров для физической культуры и спорта в условиях модернизации российского образования / Е. Ф. Орехов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 68-74.

7 Орехов, Е. Ф. Педагогическая диагностика уровня профессионально-педагогической готовности специалистов физкультурного образования к работе с подростками отклоняющегося поведения / Е. Ф. Орехов. Уральский гос. ун-т физ. культуры, Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 37-39.

8 Орехов, Е. Ф. Методика целостного подхода к воспитанию подростков отклоняющегося поведения / Е. Ф. Орехов. Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, Уральск. гос. ун-т физ. культуры // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 1. - С. 22-23.

9 Попов, М. В. Адаптивное управление педагогическими процессами в теории и методике спорта / М. В. Попов. Методические рекомендации. - Брянск : Обл. педагог. общество, 2008. - 36 с.

10 Цукерман, Г. А. Психология саморазвития спортивного менеджера / Г. А. Цукерман. - М. : Интерпрокс, 2009. - 206 с.

Bibliography

1 Belikov V. A. Philosophy of personality education: activity aspect / V. A. Belikov: monograph. -Moscow: Vlados, 2008. - 357 p.

2 Integration of higher professional education in the sphere of physical culture: monograph/ editor - in -chief A. Y. Nayn. - Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2008. - 380 p.

3 Karpova O. L. Pedagogical concept of development promotion of the self-educational activity of students in a higher educational establishment / O. L. Karpova: monograph. - Chelyabinsk: Chelyabinsk State Scientific -Educational Center Ural Department of the Russian Academy of Education, 2010. - 316 p.

4 The competence approach in education as the base of a high quality specialist of physical culture training: monograph / editor - in - chief A. Y. Nayn. - Chelyabinsk: Publishing house of the Ural State University of Physical Culture, 2012. - 340 p.

5 Orekhov E. F. The State standards of higher professional education in the sphere of physical culture and sports of the third generation: what should they be? / E. F. Orekhov. St. Petersburg P. F. Lesgaft State University of Physical Culture// Theory and Practice of Physical Culture. - 2006. - № 12. - P. 2-7.

6 Orekhov E. F. Multilevel system of specialists for physical culture and sport training in the context of Russian education modernization/ E. F. Orekhov // Scientific notes of P. F. Lesgaft University. - 2006. - Issue 20. - P. 68-74.

7 Orekhov E. F. Pedagogical diagnostics of professional and pedagogical readiness level of the specialists in the sphere of physical education to work with teenagers with deviant behavior /E. F. Orekhov. Ural State University of Physical Culture, St. Petersburg P. F. Lesgaft State University of Physical Culture // Adaptive physical culture. -2006. - № 3. - P. 37-39.

8 Orekhov E. F. The method of holistic approach to the upbringing of teenagers with deviant behavior/ E. F. Orekhov. St. Petersburg P. F. Lesgaft State University of Physical Culture, Ural State University of Physical Culture // Adaptive physical culture. - 2006. - № 1. - P. 22-23.

9 Popov M. V/ Adaptive management of pedagogical processes in the theory and methodology of sports / M. V. Popov. Methodical recommendations. - Bryansk: Regional pedagogical Society, 2008. - 36 p.

10 Zuckerman G. A. Psychology of sports manager self-development / G. A. Zuckerman. - Moscow: Interproks, 2009. - 206 p.

Статья поступила в редакцию: 18.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.