Научная статья на тему 'Анализ профпригодности выпускника физкультурного вуза при необходимости смены профессиональной деятельности'

Анализ профпригодности выпускника физкультурного вуза при необходимости смены профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФПРИГОДНОСТЬ / СТУДЕНТ / СЛУШАТЕЛЬ ФПК / ТЕСТ ХОЛЛАНДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паульс Анна Алексеевна

С целью выявления психолого-педагогических условий проблем трудоустройства выпускников нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: мы провели тест на профпригодность среди студентов 3-го курса (направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) образовательной программы "Спортивна тренировка в избранном виде спорта") всего 25 человек и среди слушателей ФПК (16 человек). У студентов наиболее выражен социальный тип. Таким образом, они обосновано готовятся стать специалистами в сфере физическая культура и спорт. Но в тоже время у них недостаточно развиты способности, представленные в типе «Предприимчивый (или инициативный)». Таким образом, в процессе дальнейшего обучения уделять самое пристальное внимание формированию таких качеств, как коммуникативные способности, умению принимать самостоятельные решения и прогнозировать их результат, обладать лидерскими качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паульс Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of professional suitability of graduate of sports higher education institution in case of change of professional activity

For the purpose of identification of psychology and pedagogical conditions of problems of employment of graduates we have made the pedagogical experiment which is as follows: we have carried out the professional suitability test among students of the 3rd course (the direction of preparation 49.03.01 Physical culture, orientation (profile) of the educational program "The training in the chosen sport ") only 25 people, and among listeners of the faculty of professional development (16 people). At students the social type is most expressed. Thus, they are going to become experts in the sphere physical culture and sport. But at the same time, they have insufficiently developed abilities presented in the Enterprising (or Initiative) type. Thus, in the course of further training we should pay the closest attention to formation of such qualities as communicative abilities, ability to make independent decisions and predict their result, to have leadership skills.

Текст научной работы на тему «Анализ профпригодности выпускника физкультурного вуза при необходимости смены профессиональной деятельности»

REFERENCES

1. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Scriabin S.P. and Okhlopkov, P.P. (2015), "Scientific and methodical support for the preparation of the sports reserve of the Republic of Sakha (Yakutia)", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 51-53.

2. Cherkashin, I.A., Okhlopkov, P.P., Migalkin, A.G., Danilov, M.V. (2017), "Assessment of the physical preparedness of qualified athletes in Thai boxing", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 69-72.

3. Khamaganov, B.P. (2015), "The development of physical qualities and testing of the overall endurance of Thai boxers", Bulletin of the Buryat State University, No. 13, pp. 107-111.

4. Tsinis A.V. and Chesnokova, V.N. (2007), "The annual dynamics of physical training and athletic performance of an athlete in Thai boxing during a training process based on the author's program", Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Health, physical development and education: state, problems, prospects", RGPPU, Ekaterinburg, pp. 72-76.

Контактная информация: 706037@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2017

УДК 796.077.5

АНАЛИЗ ПРОФПРИГОДНОСТИ ВЫПУСКНИКА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анна Алексеевна Паульс, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

С целью выявления психолого-педагогических условий проблем трудоустройства выпускников нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: мы провели тест на профпригодность среди студентов 3-го курса (направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) образовательной программы "Спортивна тренировка в избранном виде спорта") всего 25 человек и среди слушателей ФПК (16 человек). У студентов наиболее выражен социальный тип. Таким образом, они обосновано готовятся стать специалистами в сфере физическая культура и спорт. Но в тоже время у них недостаточно развиты способности, представленные в типе «Предприимчивый (или инициативный)». Таким образом, в процессе дальнейшего обучения уделять самое пристальное внимание формированию таких качеств, как коммуникативные способности, умению принимать самостоятельные решения и прогнозировать их результат, обладать лидерскими качествами.

Ключевые слова: профпригодность, студент, слушатель ФПК, тест Холланда.

ANALYSIS OF PROFESSIONAL SUITABILITY OF GRADUATE OF SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN CASE OF CHANGE OF PROFESSIONAL

ACTIVITY

Anna Alekseevna Pauls, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

For the purpose of identification of psychology and pedagogical conditions of problems of employment of graduates we have made the pedagogical experiment which is as follows: we have carried out the professional suitability test among students of the 3rd course (the direction of preparation 49.03.01 Physical culture, orientation (profile) of the educational program "The training in the chosen sport ") only 25 people, and among listeners of the faculty of professional development (16 people). At students the social type is most expressed. Thus, they are going to become experts in the sphere physical culture and sport. But at the same time, they have insufficiently developed abilities presented in the Enterprising (or Initiative) type. Thus, in the course of further training we should pay the closest attention to formation of such qualities as communicative abilities, ability to make independent decisions and predict their result, to have leadership

skills.

Keywords: professional suitability, student, listener of faculty of professional development, Holland test.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года сформулировал концепцию непрерывного образования (образования через всю жизнь) (Ст. 10 п. 7): «7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных до-полни-тельных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» (http://zakon-ob-obrazovanii.ru/10.html).

Ведущей идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. На протяжении своей жизни человек под влиянием внешних социально-экономических условий и внутренних мотивационных предпочтений вынужден менять сферу профессиональной деятельности.

К числу вызовов, с которыми сталкивается современный человек, относится динамичность изменения условий жизни, которая затрагивает самые разные стороны существования личности, в том числе и его профессиональную карьеру [1].

При смене сферы профессиональной деятельности с неизбежностью возникает противоречие между жизненными и профессиональными планами и возможностью их реализации [2, 3]. Переход в другую сферу профессиональной деятельности требует определенного периода адаптации и профессиональной переподготовки. Помимо динамично изменяющихся социально-экономических условий значимую роль играет и мотивационная составляющая [4].

Завершение спортивной карьеры, для выпускника вуза физической культуры или невозможность найти работу по специальности означает начало самостоятельной жизни в современных социально-экономических условиях. Большинство из них предпочитают продолжить тренерскую деятельность в избранном виде спорта. Основная масса пытается организовать собственную фирму и оказывать населению спортивные или физкультурно-оздоровительные услуги. Для успешного ведения бизнеса необходимы не только желание, упорство, сила воли, чего не занимать большинству спортсменов, но и знание экономических законов, современного законодательства, правил ведения учета и составления отчетности. В условиях рыночной экономики и в целом нестабильной экономической ситуации важно учитывать все факторы, влияющие на успешное развитие и процветание собственной фирмы.

По данным Минобрнауки трудоустройство выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург выглядит следующим образом: всего выпускников - 831, число уехавших трудоустроенных выпускников - 160, число оставшихся трудоустроенных выпускников -468. (http://vo.graduate.edu.ru/passport#/?items=40&slice=6&year=2015&year_monitoring=2016). Т.е. практически 25% выпускников не трудоустроены и ищут достойную работу самостоятельно.

Опрос, проведенный среди слушателей ФПК (2015-2016 гг.), проходящих повышение квалификации, показал, что теоретических знаний, получаемых в стандартном курсе «Экономика», оказалось явно недостаточно. Почти все слушатели ФПК, как показал их собственный опыт самостоятельной деятельности, испытываю необходимость в практических навыках составления бизнес-планов, учета доходов и расходов, правильной и своевременной уплаты налогов и т.д., что говорит о необходимости скорректировать общий курс «Экономика» в сторону формирования практических навыков применения получаемых теоретических знаний. Поэтому около 25% выпускников не сумели найти своего места в современных социально-экономических условиях и, практически, все

трудоустроенные (на примере слушателей ФПК) испытывают определенные проблемы в своей деятельности. Конечно, недостаток экономических знаний и навыков их применения, не решают все проблемы, стоящие перед ними.

С целью выявления психолого-педагогических условий проблем трудоустройства выпускников нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий в следующем: мы провели тест на профпригодность среди студентов 3-го курса (направление подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) образовательной программы "Спортивна тренировка в избранном виде спорта") всего 25 человек и среди слушателей ФПК (16 человек). Проведение этого теста имело двойную направленность: во-первых, позволяло респондентом критически осмыслить выбор будущей профессии и сосредоточить свое внимание на развитии тех качеств, которые будут способствовать их будущей успешной деятельности, а во-вторых, сравнение средних по группе личностных качеств студентов и работающих выпускников, позволит преподавателю, при работе с группой, сосредоточить свое внимание на формировании тех качеств, которые в большей степени способствуют успешности будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время существует достаточно количество тестов на профпригодность, от хорошо известных до специально разработанных тестов компаний, при подборе персонала. Чаще всего используют SHL-тестирование, профессиональные тесты, адаптированные опросники (например, MMPI - Миннесотский многоаспектный личностный опросник). Кроме того, используются различные проективные методики, например, тест Лю-шера.

Тесты, разработанные компанией SHL, предназначены для диагностики способностей, личных качеств и мотивации персонала. Работодатели могут предложить пройти как один из стандартных тестов, так и опросник, разработанный по заказу конкретной организации (https://studopedia.ru/18_1397_test-na-profprigodnost.html).

Учитывая дефицит времени, мы выбрали on-line тест Холланда. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Таких типов, согласно Холланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. (https://www.profguide.ru/test/art-id-13.html).

В таблице 1 представлены результаты такого тестирования.

Таблица 1 - Результаты прохождения теста Холанда студентами и млушателями ФПК (средние значения)___

Тип Студенты (n=25) Слушатели ФПК (n=26)

Реалистический (или практический) 50% 50%

Интеллектуальный (или исследовательский) 49% 29%

Артистический 57% 57%

Социальный 48% 64%

Конвенциальный (или стандартный) 41% 29%

Предприимчивый (или инициативный) 51% 71%

Непосредственно из таблицы следует, что у слушателей ФПК преобладают предприимчивый и социальный типы. В (https://www.profguide.ru/test/art-id-13.html) они определены следующим образом:

«6. Предприимчивый (или инициативный)

Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Сюда относятся профессии,

связанные с руководством, управлением и общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей».

4. Социальный

Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с людьми. В основном, люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей».

У студентов наиболее выражен социальный тип. Таким образом, они обосновано готовятся стать специалистами в сфере физическая культура и спорт. Но в тоже время у них недостаточно развиты способности, представленные в типе «Предприимчивый (или инициативный)». Таким образом, в процессе дальнейшего обучения необходимо уделять самое пристальное внимание формированию таких качеств, как коммуникативные способности, умение принимать самостоятельные решения и прогнозировать их результат, обладать лидерскими качествами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цергой, Т. А. Особенности становления личностных компонентов профессионализма в условиях ситуативной заданности выбора сферы профессиональной деятельности : дис. ... канд. психол. наук / Цергой Тереза Александровна. - Краснодар, 2008. - 155 с.

2. Дёмин, А.Н. Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса / А.Н. Дёмин ; Кубанский гос. ун-т. — Краснодар : [б.и.], 2004. - 315 с.

3. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.

4. Намятова, И.М. Изменение иерархии ценностей труда как условие эффективности профессиональной деятельности при смене профессии : дис. ... канд. психол. наук / Намятова Ирина Михайловна. - Екатеринбург, 2002. - 295 с.

REFERENCES

1. Tsergy, T.A. (2008), Features of formation of personal components of professionalism in the conditions of a situational zadannost of the choice of the sphere ofprofessional activity, dissertation, Krasnodar.

2. Dyomin, A.N. (2004), Personality in employment crisis: strategy and mechanisms of overcoming crisis, KUBSU publishing house, Krasnodar.

3. Maslou, A.G. (1999), Motivation and personality, Eurasia, St. Petersburg.

4. Namyatova I.M. (2002), Change of hierarchy of values of work as a condition of efficiency of professional activity when changing a profession, dissertation, Yekaterinburg.

Контактная информация: mvp-brut@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2017

УДК 796.077.5:159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Ксения Андреевна Тарасевич, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ), г. Смоленск

Аннотация

В данной работе представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи профессиональных понятий у студентов в сфере физической культуры и спорта. Если опрос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.