МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОСВОЕНИИ БАЗОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
Н.Ю. ИВАНОВА, А.Ю. ОВЧИННИКОВ, СГАФКСТ, Смоленск
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы применения мультимедийных технологий в самостоятельной подготовке студентов вузов физической культуры и спорта при освоении ими дисциплин профессионального цикла. Анализ учебно-методической документации и результатов анкетирования показал, что применение мультимедийных учебных материалов, ориентированных на самостоятельную подготовку студентов в образовательном процессе вузов физической культуры и спорта, в настоящее время ограничено. На примере дисциплины «Футбол» (общий курс) определен уровень теоретической, практической и методической подготовленности студентов в существующих условиях обучения. Выявлено, что студенты при изучении спортивно-педагогических дисциплин испытывают наибольшие трудности при освоении методического компонента. Отмечается необходимость внедрения в образовательный процесс обучающих мультимедийных материалов, направленных на освоение данного компонента подготовки.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, мультимедийные технологии, базовые виды спорта, уровень профессиональной
подготовленности.
Abstract
This article deals with the use of multimedia technology
in the students' self-preparation of physical culture
and sports high schools in the process of studying
of professional cycle disciplines. The analysis
of educational-methodical documentation
and the results of the survey showed that the use
of multimedia educational materials aimed at students'
self-preparation during the educational process
of physical culture and sports high schools is limited.
The level of theoretical, practical and methodological
training of students in the existing conditions of training
has been determined on the base of the example
of discipline "Football" (general course of studying).
It has been found that students studying sports-
pedagogical disciplines have the greatest difficulty
in learning the methodological component.
There is the necessity of introduction of educational
multimedia materials aimed at the development
of this component in the educational process.
Key words: self-preparation of students, multimedia technology, sports-pedagogical discipline, basic sports, the level of professional training.
Актуальность
В настоящее время применение информационных технологий в образовательном процессе все больше происходит за счет внедрения мультимедийных учебных материалов. Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации -применение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, что позволяет
сделать учебный продукт наглядным, информационно насыщенным, удобным для восприятия и более привлекательным для студента [1, 3].
Потребность в повышении качества самостоятельной работы и отсутствие новых подходов к представлению учебной информации, созданию электронных образовательных ресурсов на основе мультимедиа определили актуальность данного исследования [2, 4].
Массовая физическая культура и оздоровление населения
43
Цель исследования
Оценить уровень подготовленности студентов Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (далее СГАФКСТ) в существующих условиях при освоении ими базовых видов спорта, на примере дисциплины «Футбол» (общий курс).
Анализ учебно-методической документации показал, что соотношение объемов аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) учебной работы к общему количеству часов по базовым видам спорта в вузах физической культуры (РГУФКСМиТ, КГУФКСТ, СГАФКСТ) составляет в среднем 43,4 и 57,6% соответственно (рис. 1).
5,2%
38,2%
57,6%
□ Лекции ■ Практические занятия
Ей Самостоятельная работа
Рис. 1. Соотношение объема аудиторной и самостоятельной учебной деятельности по базовым видам спорта
Аудиторная работа проводится в форме лекций и практических занятий. Самостоятельная работа студентов при изучении базовых видов спорта включает подготовку рефератов, докладов, составление конспектов урока, положения о соревнованиях.
С целью определения уровня информационного обеспечения самостоятельной работы студентов СГАФКСТ был проведен опрос, в котором приняли участие 200 студентов 1-5 курсов очной формы обучения.
В результате анкетирования было выявлено, что, использование информационных и, в частности, мультимедийных технологий в образовательном процессе студентов по спортивно-педагогическим дисциплинам, ограничивается лекциями в формате презентаций MS PowerPoint и компьютерным тестированием, преимущественно в рамках аудиторных занятий. В то же время 80,4% студентов проявляют интерес к мультимедийным учебным материалам и желание использовать их в образовательном процессе. Однако, мультимедийных учебных материалов, ориентированных на самостоятельную подготовку студентов при освоении спортивно-педагогических дисциплин, недостаточно [2].
С целью определения уровня профессиональной подготовленности студентов по базовым видам спорта, объединяющей теоретический, практический и методический компоненты, на примере дисциплины «Футбол»
(общий курс) было проведено педагогическое тестирование, в котором приняли участие 25 студентов 2-го курса.
Студенты ранее не изучали дисциплину «Футбол», и при исходном тестировании их результаты, в среднем, не превышали порогового уровня. Итоговое тестирование проходило после изучения студентами курса в полном объеме учебной программы.
Уровень теоретической подготовленности определялся с помощью теста, разработанного на кафедре теории и методики футбола и хоккея СГАФКСТ, который включал 65 вопросов по пяти тематическим разделам, охватывающим весь учебный материал дисциплины «Футбол» (общий курс). Уровень технической подготовленности определялся выполнением контрольных нормативов: жонглированием, ударом по мячу в ворота на точность, ударом по мячу на дальность, ведением мяча по прямой, ведением мяча вокруг стоек. Уровень методической подготовленности оценивался выполнением контрольных заданий - реферата, конспекта урока, положения о соревнованиях и проведению части урока (или учебно-тренировочного занятия). Уровень теоретической и методической подготовленности оценивался экспертами из числа преподавателей кафедры теории и методики футбола и хоккея СГАФКСТ.
В результате исследования было выявлено, что большинство студентов (88,5%) освоили теоретическую часть дисциплины, преодолев пороговое значение (50% правильных ответов), из них 40,1 и 20,3% на среднем и высоком уровне, соответственно. Уровень владения техническими приемами значительно ниже по сравнению с теоретической подготовленностью - из 72,8% студентов, выполнивших задания, только 16,2 и 12,4% выполнили его на среднем и высоком уровне, соответственно. Низкий уровень показали 44,2% студентов. Методическая подготовленность оказалась наиболее трудным компонентом для освоения, о чем свидетельствуют данные тестирования, из 59,8% освоивших уровень, 35,8% показали низкий уровень, а средний и высокий -16 и 8%, соответственно (рис. 2).
Достаточно низкий уровень методической подготовленности студентов подтвердили и результаты анкетирования, проведенного на базе Смоленской государственной академии физической культуры спорта и туризма, среди преподавателей и методистов педагогической практики, в котором приняли участие 30 респондентов.
В результате исследования было выявлено, что одним из наиболее трудных видов профессионально-педагогической деятельности респонденты считают методическую подготовку (53,3%). В составлении документов планирования у студентов встречаются методические ошибки, при этом на первом месте стоит неправильная постановка задач урока, 40,3% респондентов отметили данную методическую ошибку. На втором месте 20,7 и 20,4% опрошенных указали неправильное владение терминологией и некорректное применение средств и методов обучения, соответственно. Неумение подбирать упражнения для корректировки технического приема отметили 13,3% респондентов.
В проведении урока одними из основных ошибок были указаны: нерациональное распределение времени
Массовая физическая культура и оздоровление населения
Уровень теоретической Уровень практической Уровень методической
подготовленности подготовленности подготовленности
I Не освоили О Средний уровень ЕП Низкий уровень О Высокий уровень
Рис. 2. Уровень теоретической, практической и методической подготовленности студентов в существующих условиях обучения. По вертикальной оси - количество студентов (% )
урока - 26,7% опрошенных; владение техникой речи (точность, краткость, полнота описания, последовательность и т.д.) - 20,5%; неумение подбирать упражнения для корректировки технического приема - 13,3%; неправильный показ упражнения и некорректное объяснение упражнения (использование терминов) - 6,7%.
Более половины преподавателей (62,4%) из числа опрошенных, считают, что в рамках аудиторных занятий недостаточно времени для более глубокого освоения методики обучения. Среди основных направлений повышения качества подготовки респонденты отмечают внедрение мультимедийных обучающих материалов, адаптированных к самостоятельной работе студентов, усиление контроля самостоятельной работы и повы-
шение требования к методической подготовке студентов.
Выводы
Выявленный уровень профессиональной подготовленности студентов по базовым видам спорта на примере дисциплины «Футбол» (общий курс) показал, что студенты испытывают наибольшие трудности с освоением методики обучения виду спорта. Таким образом, особое внимание следует уделить данному компоненту профессиональной подготовленности в рамках самостоятельной работы студентов, совершенствование которой целесообразно, по нашему мнению, за счет использования современных мультимедийных технологий.
Литература
1. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: Учебное пособие / А.В. Крапивенко. -М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012. - С. 29-106 с.
2. Овчинников А.Ю. Применение мультимедийных технологий в подготовке студентов по дисциплинам профессионального цикла в вузах физической культуры / А.Ю. Овчинников, Н.Ю. Иванова // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 99-103.
3. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы / А.В. Осин. - М.: Издательский сервис, 2010. - С. 120-215.
4. Пак Ю.Н. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения / Ю.Н. Пак, И.О. Шильнико-ва, Д.Ю. Пак // Высшее образование в России. - 2015. -№ 6. - С. 138-144.
References
1. Krapivenko A.V. Multimedia technologies and the perception of sensations (2012), Textbook / M.: "BINOM. Laboratory of Knowledge". - Pp. 29-106.
2. Ovchinnikov A.Yu, Ivanova N.Yu. The use of multimedia technologies in the training of students in the disciplines of the professional cycle in high schools of physical culture and sports // Scientific-theoretical magazine Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2014. -Vol. 10. - No. 116. - Pp. 99-103.
3. Osin A.V. Open educational multimedia modular systems. M.: Publishing Service, 2010. - Pp. 120-215.
4. Pak Y.N., Shilnikova I.O., Pak D.Yu. Self-preparation of students in accordance with the State Educational Standard of the new generation // Higher education in Russia. -2015. - Vol. 6. - Pp. 138-144.