Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в организации самостоятельной работы студентов'

Мультимедийные технологии в организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1586
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНОЕ МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

В статье отмечается, что мультимедийные технологии имеют широкие дидактические возможности в организации самостоятельной работы студентов. Мультимедийные технологии обеспечивают новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной, самостоятельной, исследовательской деятельности студентов, обеспечивают на качественно новом уровне методическое и технологическое сопровождение образовательного процесса, способствуют развитию творческих способностей обучающихся, обеспечивают интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в организации самостоятельной работы студентов»

УДК 004.032.6:378.14

Вороненко Татьяна Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор [email protected]

Кайсина Анна Владимировна

кандидат педагогических наук [email protected]

Федотова Вера Сергеевна

кандидат педагогических наук [email protected]

Мультимедийные

ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Tat’yana A. Boronenko

doctor of pedagogical Sciences, professor [email protected]

Anna V. Kaisina

candidate of pedagogical Sciences [email protected]

Vera S. Fedotova

candidate of pedagogical Sciences [email protected]

Multimedia technologies in

ORGANIZING OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

Аннотация. В статье отмечается, что мультимедийные технологии имеют широкие дидактические возможности в организации самостоятельной работы студентов. Мультимедийные технологии обеспечивают новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной, самостоятельной, исследовательской деятельности студентов, обеспечивают на качественно новом уровне методическое и технологическое сопровождение образовательного процесса, способствуют развитию творческих способностей обучающихся, обеспечивают интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, учебное мультимедиа средство, самостоятельная работа студентов, интерактивность.

Annotation. Multimedia technologies have wide didactic possibilities in organizing of independent work of students. Multimedia technologies provide new integrated ways of representing, structuring, storage, transmission and processing of educational information, allow us to move towards more efficient forms of organization of educational, independent, research students, provide a qualitatively new level of methodological and technological support of the educational process, contribute to the development of creative abilities of students, provide interactive cooperation of the learner with learning material, individual trajectory of its absorption.

Keywords: multimedia technology, educational media tool, independent work of students, interactivity.

На современном этапе развития многоуровневого образования проблема организации, поддержки и сопровождения самостоятельной работы студентов остается актуальной. Это связано с тем, что количество часов, отводимых на самостоятельную работу на уровне бакалавриата, составляет 50 %, а в магистратуре -75 % трудоемкости. Самостоятельная работа в процессе учебной деятельности играет ведущую роль при овладении комплексом компетенций, является источником развития и саморазвития личности обучающегося.

В научной литературе (Вербицкий А.А. [1], Зимняя И.А. [2], Якунин В.А. [3] и др.) самостоятельная работа студентов рассматривается как высшая форма учебной деятельности, направленная на эффективное усвоение объективизиро-

ванного опыта человечества, на развитие и самосовершенствование познавательной сферы будущего специалиста.

Многообразие существующих подходов к трактовке понятия «етмостоятельная работа студентов» позволяет свести все определения самостоятельной работы к двум основным направлениям. Одни авторы делают акцент на организационной, логикосодержательной стороне самостоятельной работы (Есипов Б.П. [4], Нильсон О А. [5] и др.). Другие педагоги рассматривают деятельностный аспект самостоятельной работы, подчеркивая самостоятельность познавательной деятельности обучающихся, приобретение опыта творческой деятельности (Пидкасистый П.И. [6], Платохина НА. [7], Федотова В.С. [8] и др.).

187

Информатизация образования и предъявление федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования новых требований к результатам обучения в высшей школе приводит к усилению внимания исследователей к вопросам разработки новых технологий и современных средств обучения, используемых в организации самостоятельной работы студентов. По мере развития компьютерной техники и появившейся возможности обработки все более разнообразной информации получают распространение мультимедийные технологии. Мультимедиа технологии (от анг. multi - много, media - носитель, среда, информация) - современные компьютерные технологии, позволяющие объединить в программно-аппаратной системе различные типы мультимедиа-данных (изображения, звук, видео, тактильные ощущения и т.д.) для создания единой информационной среды в целях воздействия через органы чувств на восприятие человека [9, с. 8].

Мультимедийные технологии обеспечивают новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной, самостоятельной, исследовательской деятельности студентов, обеспечивают на качественно новом уровне методическое и технологическое сопровождение образовательного процесса. Комплекс аппаратных и программных средств мультимедиа в обучении позволяет студенту работать в интерактивном режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды. Мультимедийные технологии выступают в качестве средства структурирования и представления учебного материала для самообразования и самоподготовки обучающихся, позволяют расширить и интенсифицировать самостоятельную деятельность студентов.

В организации самостоятельной работы студентов мультимедийные средства обучения используются как в пассивном, так и в активном качестве. В первом случае они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими (некомпьютерными) учебно-методическими материалами. Место мультимедиа средств и возлагаемые на них функции определяются в данном случае сложившимися принципами организации обучения. Мультимедийные средства эффективно встраиваются в традиционную систему обучения, позволяя интегрировать и преумножить дидактические возможности других средств обучения. Активная роль учебных мультимедиа средств обусловлена тем, что, по сравнению с традиционными средствами обучения, они могут обеспечивать новые возможности. Многие существующие функции реализуются с более высоким качеством, поскольку педагог сам непосредственно участвует в создании учебного мультимедиа средства от разработки сценария занятия до его реализации. Под учебным мультимедиа средством (УМС) будем понимать «объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся и представляют собой совокупность взаимосвязанных компонент мультимедиа» [10, с. 10].

Учебное мультимедиа средство может выступать в трех различных качествах:

1. УМС как носитель информации. УМС распространяются на различных лазерных дисках, Flash-накопителях, которые вмещают огромные объемы разнородной информации, обеспечивают быстрый доступ к отдельным ее компонентам и их качественное воспроизведение.

2. УМС как инструмент деятельности учителя. В процессе разработки УМС педагог создает искусственную среду для изучения учащимися конкретного объекта или процесса и контроля знаний учащихся. Происходит это с применением различного аппаратного и программного обеспечения, относящегося к различным классам авторских систем (конструкторы Power point, Flash, ToolBook).

3. УМС как инструмент деятельности учащихся. Учащиеся используют готовые УМС для самостоятельного освоения, закрепления материала и самоконтроля.

Остановимся подробнее на структуре системы учебного мультимедиа средства. Структура мультимедиа отражает состав основных компонентов средства и определяется характером их взаимодействия (рис. 1).

Ядро учебного мультимедийного средства представляют «Типы данных» как перечень форм представления данных. Второй компонент - «Интерактивность». Третий компонент - «Вычиотительная система» - содержит объекты и элементы управления, которые обеспечивают взаимодействие отдельных элементов учебного материала и взаимодействие пользователя с УМС.

Ведущим признаком мультимедиа документов является наличие интерактивности, отличающей такие виды документов (мультимедиа) от других, сочетающих в себе различные виды данных. Под интерактивностью понимают процесс, при котором пользователи и вычислительная система в ходе коммуникаций при помощи программного обеспечения, аппаратного обеспечения и процесса управления обработки информации (при помощи интерфейса) своими действиями влияют друг на друга, вызывая ответную реакцию. Согласно международным стандартам выделяют четыре уровня интерактивности [11]: простой (пагсивный), ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом, полный уровень интерактивности, уровень реального масштаба времени. Охарактеризуем каждый из указанных уровней.

1. Простой (пагсивный) уровень отличается минимумом действий пользователя и, соответственно, небольшими функциональными возможностями интерактива. К простому уровню взаимодействия относится, например, управление презентацией - запуск, остановка, возвращение к предыдущему фрагменту. При этом используются простейшие средства навигации: пролистывание и прокрутка текста, переход по гиперссылке и т.д.

188

2. Ограниченный уровень взаимодействия с учебным продуктом формулируется как процесс, в котором учащийся реагирует на отдельные учебные запросы. Типичным примером является тестирование, осуществляемое с помощью различных форм тестовых заданий, например таких, как выбор одного или нескольких элементов из предъявленного набора. При этом ученикам предлагается возможность исправления ответов в случае отрицательной оценки.

3. Полный уровень интерактивности международные эксперты характеризуют разнообразием реакций учащегося на многочисленные учебные запросы и расширением спектра способов взаимодействия, как между собой, так и со средствами обучения. В таком режиме предполагаются: манипуляции с объектами на экране, использование распознавания речи, применение имитационного моделирования, наличие сложной навигации. Примером средств, которые обладают таким уровнем интерактивности, могут служить мультимедийные энциклопедии («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), мультимедийные курсы по обучению иностранным языкам («English Gold»), интерактивные образовательные программы («Мир Алисы»), путеводители по городам и музеям, и т.д.

4. Уровень реального масштаба времени характеризуется вовлечением учащегося во взаимодействие со средой, моделирующей реальные объекты и процессы. Пользователь управляет элементами среды, отвечает на сложные учебные запросы. В средствах такого уровня интерактивности максимально используются возможности интерактива, мультимедиа (гак объединения различных видов данных в едином цифровом представлении) и моделинга, формирующие учебную среду, приближенную к виртуальной реальности. Примером таких продуктов могут служить творческие среды, программы конструкторы, обучающие компьютерные игры, например, игры компании «Медиахаус», такие как «Физикус», «Химикус», и т.д. Обучающие продукты такого уровня интерактива обладают всеми интерактивными элементами вышеуказанных

уровней. Основополагающими в полном списке интерактивных элементов являются: возможность манипуляции с объектами и отождествление учащихся с виртуальным персонажем, которые отличают средства такого уровня от вышеперечисленных.

Для грамотной работы с мультимедиа продуктами необходимо иметь представления о различных форматах представления мультимедиа информации, а также о технологиях создания и обработки базовых элементов. Форматом файла называется «способ организации данных на носителях информации» [12, с. 23].

Текстовые элементы мультимедиа играют ведущую роль при разработке УМС. Такие элементы поддерживают не только весь структурный «каркас» проекта, но и используются при создании содержательного материала, интерактивного меню, для связывания различных информационных элементов (ссылок и гипертекста), системы управления информационными объектами (гипермедиа) и многое другое.

Под компьютерной графикой будем понимать специальную область информатики, изучающую «... методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов» [13, с. 394].

Программы, обеспечивающие создание и редактирование графических изображений, называют графическими редакторами. По принципу описания изображений, который используют графические редакторы, все изображения делятся на три класса: растровые (точечные), векторные (объектные) и фрактальные.

Основным (мельчайшим) элементом растрового изображения является точка (на бумаге) или пиксель (на экране). Информация о цвете и координатах каждой точки изображения хранится в памяти компьютера. Разрешением точечного изображения называют количество точек, описывающих изображение, которое приходится на единицу длины.

189

Рисунок 2 - Базовые элементы мультимедиа, форматы их представления

Элементарный объект векторного изображения -контур произвольной формы (линия, кривая). Прямая рассматривается как частный случай кривой.

Звук является самым выразительным элементом мультимедиа проекта и одновременно творческим процессом создания звуковых файлов. Звук по природе своей является набором волн, вызванных колебанием физических устройств, и создается быстрыми изменениями давления воздуха. Звук можно характеризовать тремя атрибутами: высота тона показывает частоту колебаний излучателя звука (количество циклов в секунду [12, с. 297]; тембр - характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами [14, с. 791]; амплитуда - интенсивность, громкость звука [12, с. 294]. Она показывает расстояние между высшей и низшей точками огибающей. Именно от этих характеристик зависит качество и объем звукового файла. Существуют две технологии записи и воспроизведения звука: аналоговая и цифровая.

Видео (от лат. video - смотрю, вижу) - под этим термином понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Видеофильм - это набор быстро выводимых друг за другом определенных взаимосвязанных картинок (кадров, видеокадров). Основные характеристики видео - это частота кадров, чересстрочная развёртка и разрешение. К основным характеристикам видео относят: разрешение и частота кадров видео, количество аудиоканалов, частота дискретизации.

Видеоматериалы могут быть аналоговыми или цифровыми.

Аналоговое видео - это тип видео, который используется в телевидении. Для получения подвижного видео каждую секунду необходимо просканировать несколько кадров.

Цифровое видео - изображение или серия изображений, информация в которых хранится в цифровом виде. Оно использует цифровые сигнал и стандарты, отличные от международных стандартов для телевещания и вывода изображений на экран, используемых в аналоговом видео.

Создание данных компонент невозможно без применения программного, аппаратного обеспечения и мультимедийных технологий.

Под аппаратной поддержкой понимают совокупность стандартных и специальных аппаратных средств работы с базовыми элементами мультимедиа, а также оборудование, необходимое для создания, хранения и воспроизведения мультимедийного программного обеспечения.

Помимо аппаратного обеспечения, мультимедиа требует и соответствующего программного обеспечения. Мультимедиа программное обеспечение - это программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения мультимедиа документов и ресурсов.

В зависимости от типов данных, которые будут включены в УМС, и уровня интерактивности, которым оно будет обладать, выбирается программное и аппаратное обеспечение, применяются различные мультимедийные технологии его создания.

Благодаря интерактивности и интеграции различных видов информации, мультимедийные средства выполняют основные дидактические функции учебного средства и представляют дополнительные возможности для преподавателя и студентов: создание условий для самостоятельной работы с учебным материалом, учет индивидуальных особенностей обучающихся, одновременное использование несколько каналов восприятия информации, возможность представления и взаимодействия с виртуальными образами изучаемых объектов, возможность автоматического поиска информации, возможность автоматизированного контроля знаний и т.д.

Яркими примерами использования мультимедийных средств обучения при организации самостоятельной работы студентов могут служить уже готовые продукты изучения иностранных языков. Например, Talk to Me Platinum - интерактивный курс для изучения английского языка. Программное обеспечение позволяет составить индивидуальный план работы в соответствии с целями обучения и временем, за которое необходимо выучить язык. Курс содержит диагностический тест для выявления начальных знаний языка, занятия с упражнениями, промежуточные тесты, упражнения по аудированию, грамматике и лексике.

Таким образом, можно сделать вывод, что мультимедийные технологии предоставляют новые возможности для создания и представления учебных материалов в организации самостоя-

190

тельной работы студентов, расширяют спектр используемых в обучении форм учебного взаимодействия и видов самостоятельной деятельности обучающихся. Средства мультимедиа позволяют студентам самостоятельно работать над учебными материалами и самостоятельно выбирать последовательность их изучения, использовать интерактивные возможности образова-

Литература:

1. Вербицкий АЛ. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М. : Высшая школа, 1991.207 с.

2. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. М. : ЛОГОС, 2001. 384 с.

3. Якунин ВЛ. Педагогическая психология. СПб. : Полиус, 1998. 639 с.

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М. : Учпедгиз, 1961. 240 с.

5. Нильсон ОЛ. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. Таллин : Валгус, 1976. 280 с.

6. Пидкасистый П.И. Пути активизации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам. М. : Отд. науч. информации НИИВШ, 1976. 38 с.

7. Платохина НЛ. Самостоятельная работа -условие стимулирования активной учебнопознавательной деятельности студентов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2006. № 8. С. 51-53.

8. Федотова В. С. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов в праксиологическом контексте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 1. С. 109-119.

9. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 271 с.

10. Вороненко ТЛ. создания учебных мультимедиа средств / ТЛ. Вороненко, А. В. Кайсина, И». Пальчикова СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. 143 с.

11. Вычислительная математика и мультимедиа. M. : Внешсигма, 1996. 568 с.

12. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий: Мультимедиа.

М. : Финансы и статистика, 2007. 336 с.

13. Симонович СВ. Информатика. Базовый курс. СПб. : Питер, 2005. 640 с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов. М. : Рус. яз., 1990. 921 с.

тельной среды, организовывать совместную работу в группе. Студенты становятся активными участниками образовательного процесса, способными влиять на процесс обучения, подстраивая его под индивидуальные способности. Индивидуализация обучения при использовании УМС способствует реализации принципов активного, самостоятельного творческого обучения.

Literature:

1. Verbitskii A.A. Active learning in higher school: a contextual approach. M. : Higher school, 1991. 207 p.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogical psychology. M. : Logos, 2001. 384 p.

3. Yakunin V.A. Pedagogical psychology. Spb. : Polyus, 1998. 639 p.

4. Esipov B.P. Independent work of students in the classroom. M. : Uchpedgiz, 1961. 240 p.

5. Nil'son O.A. Theory and practice of independent work of students. Tallinn : Valgus, 1976. 280 p.

6. Pidkasistyi P.I. Ways to enhance the independent work of students of pedagogical disciplines. M. : Dep. scient. information NIELS, 1976. 38 p.

7. Platokhina N.A. Independent work - condition stimulating active learning and cognitive activity of students // Proceedings of the Volgograd State Technical University. 2006. №. 8. P. 51-53.

8. Fedotova V.S. Independent work and independent activities of students in praxeological context // Bulletin of Pushkin Leningrad State University. 2010. № 1. P.109-119.

9. Krapivenko A.V. Multimedia technology and the perception of sensations. M. : BINOM. Knowledge laboratory, 2009. 271 p.

10. Boronenko T.A. The technology of creation of educational multimedia tools / T.A. Boronenko, A.V. Kaisina, I.N. Pal'chikova. SPb. : Pushkin Leningrad State University, 2013. 143 p.

11. Computational mathematics and multimedia. M. :Vneshsigma, 1996. 568 p.

12. Popov V.B. Fundamentals of information and communication technology: Multimedia. M. : Finance and statistics, 2007. 336 p.

13. Simonovich S.V. Computer science. Basic course. Spb. : Piter, 2005. 640 p.

14. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian language: 70000 words. M. : Russian language, 1990. 921 p.

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.