2. Vorojskij F. S. Osnovy proektirovanija avtomatizirovannyh bibliotechno-informacionnyh sistem. - M.: FIZMATLIT, 2002. - S. 24.
3. GOST 19781-90. Obespechenie sistem obrabotki informacii programmnoe. Terminy i opredelenija. - Vved. 1992-01-01. - M.: Izd-vo standartov, 1990. -20 s.
4. GOST 34.003-90. Informacionnaja tehnologija. Kompleks standartov na avtomatizirovannye sistemy. Avtoma-tizirovannye sistemy. Terminy i opredelenija. - Vved. 1992-01-01. - M.: Izd-vo standartov, 1990. - 14 s.
5. GOST R 51904-2002. Programmnoe obespechenie vstroennyh sistem. Obshchie trebovanija k razrabotke i dokumen-tirovaniju. - Vved. 2003-07-01. - M.: Izd-vo standartov, 2002. - 62 s.
6. Sbitnev S. A. Informacionno-bibliotechnye tehnologii i problem podgotovki kadrov dlja MAIS // Problemy i puti sozdanija municipal'noj avtomatizir. inform.-bibl. sistemy: mat-ly nauch.-prakt. konf., g. Kemerovo, 22-23 fevr. 1995 godu / KGIIK. - Kemerovo, 1995. - S. 13-16.
7. Sbitnev S. A. Ob organizacii podgotovki bibliotekarej-bibliografov novogo tipa // Perestrojka ucheb.-vospitat. processa v vuzah kul'tury: Opyt, problemy, perspektivy: mezhvuz. sb. nauch. tr. / MGIK. - M., 1988. - S. 81-87.
8. Sbitnev S. A., Kolkova N. I. Ob opyte i putjah dal'nejshego sovershenstvovanija podgotovki bibliotekarej-bibliogra-fov s funkcional'noj specializaciej "Tehnologija avtomatizirovannoj obrabotki informacii v biblioteke" // Koncep-cii, opyt sovershenstvovanija ucheb. Processa na bibl. fak.: mater. koordinac. soveshch. vyssh. i sred. spec. obraz. / KGIK. - Kemerovo, 1987. - S. 38-63.
9. Sbitnev S. A., Kolkova N. I. Obuchenie bibliotekarej-tehnologov avtomatizirovannyh bibliotechnyh sistem // Sovet. bibliotekovedenie. - 1989. - № 4. - S. 45-50.
УДК 378.147
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Абалакова О. В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: [email protected]
Ли М. Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: may--lee@ yandex.ru
В статье описан опыт применения мультимедийных технологий в образовательном процессе кафедры технологии документальных коммуникаций; охарактеризовано использование технических и программных средств в учебном процессе, представлен анализ мультимедийных учебно-методических комплексов преподавателей кафедры; описаны возможности применения компонентов мультимедиа в образовательной деятельности.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, информационно-коммуникационные технологии, библиотечно-информационное образование, мультимедийные средства, компоненты мультимедиа.
MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION
Abalakova O. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: olga.uso@gmail. com
Li M. G., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: [email protected]
The article describes aspects of the use of multimedia technologies in educational process of Chair of documentary communication technology, Kemerovo State University of Culture and Arts. Multimedia
technology is seen as a variety of information and communication technologies. The structure of the article disclosed multimedia technology in two ways: as a tool and object of study. The historical context of the development of teachers of Chair of documentary communication technology, showing the development and deepening it from a simple computer technology to more complex and system technologies that gradually became the basis for inclusion in the curricula of new disciplines, "Promotional activity" and "Special information technology". The content of these disciplines is based on the study of applications. It described the first experience of using the media support in learning process through the use of multimedia presentations when applying the lecture material and the subsequent dynamic implementation of multimedia technologies in educational activities of Chair of DCT. The analysis of the work programs on direction "Library and Information Activities" profile "Information analytical activities" prepared teachers of the Chair, which showed that today holding each academic discipline requires multimedia equipment not for lectures only, but also for practical training. It revealed that most of the teachers of the Chair involve computer training for practical courses that due to the rather wide range of software tools identified in the review of the operational programs. It is shown that such an active computerization of educational process is led to the formation of fully computerized courses "Automated Library and Information Systems", "Information Systems and Networks", "Computer", "Multimedia Technology", "Networking", "The formation of databases". It disclosed the oriented content and methodology of these disciplines on the use of software and hardware support of the educational process. It revealed the structure and content of the present course "Multimedia Technology", which is a synthesis of two parts: "Multimedia in the contemporary socio-cultural environment" and "Multimedia presentation in activity". It describes the contents of the first part, which discloses a variety of multi-component and multi-media technologies, applications, multimedia technology, technology of multimedia components. In describing the second part of the discipline "Multimedia presentation activity", it focuses on the conceptual aspects of the content of the multimedia presentation. It is shown what professional activities students learn most effectively in the process of studying the discipline.
Keywords: multimedia technology, information and communication technology, library and information education, multimedia, multimedia components.
Библиотечно-информационное образование активно реагирует на инновации в отечественной и зарубежной образовательной практике. Высшая школа ориентирована на «открытость» образовательного пространства посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в образовательном процессе вуза предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Библиотечно-инфор-мационная деятельность»: «вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения», «при использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет» [2]. Такая трактовка дает ясное понимание того, что обеспечение качества высшего образования предполагает комплексное применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании рассматриваются как совокупность инновационных методов обучения, образовательных процессов, нацеленных на достижение конкретного результата с применением электронных средств обучения [3].
Мультимедийные образовательные технологии представляют собой разновидность информационно-телекоммуникационных технологий. Мультимедийные технологии обеспечивают возможность создания, хранения и использования различной по характеру информации (текст, звук, графика, фото, видео, анимация, виртуальная реальность) в однородном цифровом представлении [5, с. 46]. А. В. Осин подразделяет визуальный ряд мультимедиа на реалистический (отражающий реальный мир) и синтезированный (созданный человеком, рисованный). Реалистический визуальный ряд включает статику (фото) и динамику (кино); синтезированный, соответственно, рисунок и анимацию [4]. Мультимедийные образовательные технологии, сочетая в себе все возможности мультимедиа, обладают образовательным
потенциалом, оказывающим существенное воздействие на все компоненты образования - цели, содержание, формы и методы обучения.
Освоение мультимедийных технологий преподавателями кафедры технологии документальных коммуникаций (ТДК) началось середине 1990-х годов. В конце 1990 - начале 2000-х годов в учебном плане специальности «Библиотековедение и библиография» появились новые учебные курсы «Презентационная деятельность», «Специальные информационные технологии». Студенты, наряду с пакетом прикладных программ Microsoft Office, стали осваивать графические редакторы «Adobe Photoshop», «Corel Draw». В 20032004 годах впервые в образовательной практике кафедры профессором И. С. Пилко было реализовано мультимедийное сопровождение лекционного курса в рамках дисциплины «Информационные технологии».
Современные мультимедийные технологии в образовательной деятельности кафедры находят применение в двух качествах: как предмет и средство обучения.
Мультимедийные технологии как средство обучения
Для выявления технических и программных средств, востребованных в образовательной деятельности кафедры ТДК, были изучены 26 рабочих учебных программ по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», профилю «Информационно-аналитическая деятельность», разработанных преподавателями кафедры (табл. 1). Анализ показал, что в преподавании всех дисциплин кафедры для визуализации теоретического материала, защиты студентами результатов выполнения практических и проектных заданий используется мультимедийный проектор. Реализация 24 рабочих программ требует применения учебных компьютеров как средства обучения. Учебные компьютеры используются для проведения практических занятий, организации самостоятельной работы студентов. В 4 дисциплинах используются гарнитуры и колонки для демонстрации учебного материала. В программе по курсу «Информатика» предусмотрено использование принтеров и сканеров в качестве технического средства обучения.
Таблица 1 Использование технических средств в образовательном процессе кафедры ТДК
Наименование технических средств Показатели использования в образовательном процессе
абс. %
Мультимедийный проектор/ плазменная панель 26 100 %
Учебные компьютеры 24 92,3 %
Гарнитура / колонки 4 15,4 %
Принтеры 1 3,8 %
Сканеры 1 3,8 %
В ходе анализа рабочих программ выявлен ассортимент программных средств, используемых в учебном процессе (табл. 2). 14 рабочих программ предусматривают использование интернет-браузеров. Необходимость выхода в интернет-пространство обусловлена образовательными потребностями: например, в курсе «Анали-тико-синтетическая переработка информации» это организация доступа к авторитетным файлам; выполнение практических заданий курса «Библиотечный фонд» предполагает анализ сайтов книготорговых организаций и т. д.
Для преподавания 8 учебных дисциплин актуально использование в качестве программного средства пакета прикладных программ Microsoft Office. В учебной дисциплине «Информатика» студенты осваивают технологию работы основных приложений Microsoft Office (Word, Accsess, Exel, Power Point). В курсах «Мультимедийные технологии», «Формирование баз данных» студенты с помощью указанных программных средств создают информационные и мультимедийные продукты. Освоение профессиональных дисциплин требует специальных программных средств. Профилируя содержание обучения, составители 3 рабочих программ предусматривают изучение автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Это позволяет студентам осваивать технологию работы с различными модулями АБИС. Специальные программы используются в курсах «Организация информационно-аналитической деятельности» (электронные системы документооборота) «Мультимедийные технологии» (LCDS, CamStudio Portable) и др. (табл. 2).
Таблица 2 Использование программных средств в учебных курсах кафедры ТДК
Наименование программного средства Общее кол-во учебных предметов
абс. %
Интернет-браузеры 14 53,8 %
Пакет прикладных программ Microsoft Office (Word, Accsess, Power Point) 8 30,8 %
Автоматизированные библиотечно-информационные системы 3 11,5 %
Редакторы графических изображений (Adobe Photoshop) 2 7,7 %
Системы электронного документооборота 1 3,8 %
LCDS 1 3,8 %
CamStudio Portable 1 3,8 %
Сервис «ToonDoo» 1 3,8 %
Ряд дисциплин кафедры ТДК можно отнести к компьютерным: «Информатика», «Сетевые технологии», «Мультимедийные технологии», «Формирование баз данных», «Автоматизированные библиотечно-информационные системы», «Информационные системы и сети». В процессе их освоения студенты создают гипертекстовые и мультимедийные продукты, реализуют учебные проекты, основанные на ИКТ. Содержание и организация этих учебных дисциплин полностью ориентированы на применение разнообразных учебных сред. Их реализация невозможна в традиционном формате без применения соответствующих технических и программных средств. Эти курсы отличаются от других по форме, содержанию и роли преподавателя. Так, применение мультимедиа-технологий в образовательном процессе усиливает наглядность, обеспечивает интерактивное взаимодействие между участниками в информационно-образовательном пространстве, побуждает к самообразованию, формирует и развивает творческое мышление.
Наиболее полно реализовать возможности мультимедийных технологий позволяет мультимедийный учебно-методический комплекс
(УМК), который может рассматриваться как разновидность электронного учебного издания. А. В. Баластов по признаку эволюции развития выделает три поколения учебно-методических комплексов:
1) УМК первого поколения - это целостная система, основанная на традиционном содержании, формах и методах обучения. Он поддерживается источниками информации на бумажных носителях - классическими учебниками, задачниками и методическими пособиями;
2) УМК второго поколения (переходная модель) ориентированы на совершенствование источников информации на бумажных носителях, предназначенных для дисциплинарно-ориентированной системы образования; создание элементов УМК на аудио- видео- и аудиовизуальных носителях информации (в том числе компьютерных);
3) УМК третьего поколения (проектно-ориентированная модель) - это целостная система, ориентированная на нетрадиционные формы, методы и средства обучения. По своему фундаменту и модульному принципу построения предназначен для проектно-ориентированной системы обучения, в которой осуществляется не только передача информации и контроль за ее освоением, но и активное ее использование для созидания в рамках образовательного процесса [1].
Характеристиками УМК третьего поколения являются открытость и самоадаптируемость (феномен самоадаптации предполагает наличие обратной связи как элемента управления) [1]. Основой любого мультимедийного УМК является интерактивность. Она достигается путем использования различных видов навигации (обратная связь, иерархическая навигация, внутритекстовая навигация и др.) и гипертекстовых операторов управления (ссылка, вставка, заметка, команда) в мультимедийных УМК. Контроль знаний и умений обеспечивается путем выполнения тестовых и ситуационных заданий, результат которых доступен студентам после прохождения. Несомненной особенностью мультимедийного УМК является невозможность переноса его содержания в традиционный формат. Применение мультимедийных УМК позволяет акцентировать внимание студентов, дополняет учебный материал, концентрирует внимание обучающихся на его усвоении.
Преподавателями кафедры ТДК при помощи студентов, руководимых И. Л. Скипор, заведующей кафедрой технологии автоматизированной обработки информации, подготовлены мультимедийные учебно-методические комплексы по дисциплинам «Информационные технологии» (автор И. С. Пилко) и «Информационное обеспечение региональных потребностей» (автор Л. Г. Та-раненко). Теоретическая часть представленных мультимедийных УМК базируется на содержании традиционных учебных пособий [6, 8], возможности мультимедийных технологий значительно обогащают их. Так, например, сопровождением теоретической части курса являются мультимедийные презентации по каждой теме. Текст мультимедийного УМК снабжен гиперссылками, позволяющими удобно перемещаться по его структуре. Эти УМК относятся ко второму поколению. Модернизация российской высшей школы определяет потребность в создании проектно-ориентированных мультимедийных УМК третьего поколения. Разработка подобных УМК достаточно трудоемка, требует привлечения специалистов смежных областей деятельности: программистов, дизайнеров, психологов, педагогов.
Мультимедийные технологии как предмет изучения
Становление учебной дисциплины «Мультимедийные технологии» происходило под руководством профессором И. С. Пилко в 2003/04 учебном году. В основу курса был положен раздел «Мультимедийные технологии в культуре и образовании» дисциплины «Специальные информационные технологии».
Современный курс «Мультимедийные технологии» представляет собой синтез двух частей: 1.
«Мультимедиа в современной социокультурной среде»; 2. «Мультимедиа в презентационной деятельности».
Тематическое наполнение первой части «Мультимедиа в современной социокультурной среде» учебной дисциплины «Мультимедийные технологии» представлено тремя разделами: разнообразие и многокомпонентность мультимедийных технологий; области применения мультимедийных технологий; технология работы с компонентами мультимедиа. В основу содержательного наполнения теоретической части курса положены разработки профессора И. С. Пилко (табл. 3). Контент курса с 2006 года претерпел изменения: так, в УМК 2014 года характеристика мультимедийных справочных и учебных изданий представлена в структуре темы «Мультимедийные продукты: классификация и характеристика»; изучение мультимедийных технологии в рекламной деятельности отражено в теме «Области практического применения гипертекстовых систем».
В библиотечно-информационной сфере под влиянием новых технологий расширяется спектр номенклатуры библиотечной продукции - лидирующую позицию занимают мультимедийные продукты библиотек. Практическая направленность подготовки бакалавров расширяет возможности учебной дисциплины «Мультимедийные технологии» и ориентирует студентов на овладение технологиями работы с компонентами мультимедиа. В структуре этого курса особое внимание уделяется изучению тем, посвященных технологии создания элементов мультимедийных технологий (8 академических часов) и освоению аппаратных и программных средств мультимедиа (4 академических часа) (табл. 3).
Таблица 3
Тематическое наполнение курса «Мультимедийные технологии»
Тематическое распределение дисциплины «Мультимедийные технологии» Раздел. 1 «Мультимедиа в современной социокультурной среде» (составитель О. В. Абалакова, 2014) Тематическое распределение дисциплины «Мультимедийные технологии» (составитель И. С. Пилко, 2006)
Тема Кол-во аудиторных часов Тема Кол-во аудиторных часов
Мультимедийные технологии: базовые понятия, атрибуты, компонентная структура 2 Мультимедийные технологии: базовые понятия, атрибуты, компонентная структура 2
Гипертекстовая природа мультимедиа 6 Гипертекстовая природа мультимедиа 8
История развития гипертекста 2 История развития гипертекста 2
Окончание таблицы 2
Тематическое распределение дисциплины «Мультимедийные технологии» Раздел. 1 «Мультимедиа в современной социокультурной среде» (составитель О. В. Абалакова, 2014) Тематическое распределение дисциплины «Мультимедийные технологии» (составитель И. С. Пилко, 2006)
Тема Кол-во аудиторных часов Тема Кол-во аудиторных часов
Мультимедийные продукты: классификация и характеристика 4 Мультимедийные продукты: классификация и описание 4
Мультимедийные справочные издания 4
Мультимедийные учебные издания 4
Мультимедиа как культурологический феномен 2 Мультимедиа как культурологический феномен 4
Области практического применения гипертекстовых систем 2 Области применения гипертекстовых технологий 6
Мультимедийные технологии в библиотечно-информационной практике 8 Мультимедийные технологии в библиотечной практике 4
Мультимедийные технологии в образовании 10 Мультимедийные технологии в образовании 8
Мультимедийные технологии в литературе и искусстве 6
Мультимедийные технологии в рекламной деятельности 6
Технология создания элементов мультимедиа 8
Программные средства создания и обработки мультимедиа-приложений 3 Оборудование для мультимедийных технологий 2
Аппаратные средства мультимедиа-технологий 1
Всего 54 Всего 54
Учебная дисциплина «Мультимедийные технологии» являет собой единое образовательное пространство: на протяжении всего курса прослеживается тематическая связь между теоретическим материалом и практическими заданиями.
В результате освоения дисциплины студенты формируют портфолио, включающее три крупных учебных проекта: разработка гипертекстового словаря; создание электронного учебного продукта; разработка мультимедийного продукта для библиотечно-информационных учреждений. Портфолио - современный интерактивный метод обучения, который позволяет накапливать, фиксировать и оценивать личные достижения студента за период освоения дисциплины и контролировать сформированность компетенций.
Выполнение проекта по созданию гипертекстового словаря основано и осуществляется на базе «Электронной образовательной среды
КемГУКИ» («ЭОС КемГУКИ»), реализованной на платформе МооШе. ЭОС включает в себя большой набор интерактивных элементов, которые значительно обогащают курс. В курсе «Мультимедийные технологии» задействовано большое количество интерактивных элементов, предлагаемых ЭОС. Остановимся на некоторых из них: гипертекстовый словарь (wiki-технологии) и глоссарий. Эти элементы реализуют совместную работу студентов по выполнению задания, а также возможность преподавателя отслеживать индивидуальную работу студентов.
Гипертекстовый словарь, реализуемый на основе технологии wiki, - элемент, позволяющий осуществлять коллективную разработку, хранение, структурирование информации (в основном - гипертекста). Любой участник курса может редактировать wiki-статьи. В wiki-статью можно добавлять таблицы, рисунки и формулы. Основ-
ная особенность гипертекстового словаря - формирование внутритекстовых ссылок. Гипертекст является базой для освоения студентами технологии мультимедиа.
Глоссарий представляет собой словарь терминов и понятий, используемых в курсе. Он реализует возможности группировки терминов по категориям; комментирования записей; осуществления поиска и др. Автоматическое связывание терминов в глоссарии реализуется при помощи гипертекстового оператора управления «Note» («заметка», «подсказка»).
В процессе разработки гипертекстового словаря и глоссария, студенты выстраивают логические связи между терминами курса. Все определения понятий, включенные в продукт, связаны между собой. Выполнение этого проекта позволяет студентам освоить терминологию курса, систематизировать основные знания и овладеть основными технологиями разработки гипертекстового словаря.
Реализация проекта по созданию электронного учебного пособия основана на применении LCDS (Learning Content Development System) -свободный программный продукт Microsoft, позволяющий создавать интерактивные курсы.
Создание собственного цифрового учебного издания закрепляет лекционный материал, в котором рассматриваются виды и особенности этого мультимедийного продукта, и формируемые на практических занятиях умения анализа структуры, электронных учебных продуктов, средств навигации, возможностей использования мультимедийных компонентов в учебной деятельности. После этого студенты предлагают собственную структуру электронного учебного издания по выбранной теме, обосновывают использование вышеперечисленных элементов и формируют его структуру в программном продукте LCDS.
Профессионализация курса требует рассмотрения номенклатуры и особенностей мультимедийных продуктов библиотечно-информа-ционных учреждений. Для этого студенты анализируют готовые мультимедийные продукты библиотек и информационных служб, представленные на их сайтах и локальных носителях. Это дает возможность рассмотреть ассортимент имеющихся мультимедийных продуктов, на основе которого студенты предлагают свои проекты мультимедийных продуктов и возможности их реализации. Поскольку учебная дисципли-
на для профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность» ведется первый год, ассортимент предлагаемых студентами продуктов пока не велик: это мультимедийные пазлы с портретами великих русских писателей; путеводитель по произведениям внеклассного чтения для учащихся начальных классов; электронная книга о библиотеке; путеводитель по отделам библиотеки. В дальнейшем предполагается расширение ассортимента студенческих проектов.
Вторая часть дисциплины «Мультимедийные технологии» - «Мультимедиа в презентационной деятельности» - ориентирована не столько на обучение использованию конкретных программ для создания мультимедийных презентаций, сколько на концептуальную разработку содержания презентации. Погружение в дисциплину начинается с изучения таких явлений, как «визуальная культура», «визуальное мышление», «визуальный язык». Это необходимо для осознания значимости качественного визуального ряда, реализации поставленных целей, обеспечения наилучшего понимания сложно структурированной информации. Особенно важно для современного человека понимание места мультимедийной презентации в структуре современной визуальной коммуникации. Н. А. Симбирцева отмечает, что визуальная грамотность - это не только способ осмысленного и креативного прочтения и интерпретации субъектом восприятия информации, представленной в мире визуального, но и особый уровень компетентного, профессионального подхода к явлениям социально-культурной действительности [7]. Для современного профессионала библиотечно-информационной сферы, по нашему мнению, визуальная грамотность является компонентом его информационной культуры. В основной части дисциплины студенты изучают базовые мультимедийные компоненты презентации, основные элементы информационной структуры мультимедийной презентации, учатся соотносить содержание и структуру мультимедийных презентаций с целевым назначением и спецификой целевой аудитории, а также применять потенциал мультимедиа для улучшения восприятия информации и достижения поставленных целей.
Значительное место в современной профессиональной библиотечно-информационной деятельности занимают различные технологии: информационные, управленческие, социокультурные, коммуникативные. В связи с этим особое
значение в дисциплине уделяется способам визуализации технологических элементов. Мультимедиа сегодня предоставляет широкие возможности для визуализации систем и моделей разной степени сложности. При их создании может быть задана необходимая степень детальности, анимации, интерактивности, модели могут быть 2 или 3-Э, при необходимости - с аудиопотоком. Технологические системы или их элементы - это чаще всего сложные для восприятия визуальные элементы. В дисциплине раскрываются подходы к структурированию такой информации, поиску соответствующих визуальных образов, корректному использованию анимации и гипертекста.
Важное значение в подготовке бакалавра библиотечно-информационной деятельности отводится освоению информационной аналитики. Это обусловило глубокую разработку ряда тем в дисциплине, где студенты изучают специальные приемы визуализации информации для оптимизации восприятия сложноструктурированных аналитических материалов. Обучаемые осваивают специфические особенности аналитической информации как объекта визуализации, базовые приемы преобразования сложно структурированных аналитических данных в интуитивно понятные и научно обоснованные графические представления, простые для понимания и использования. Например, в основе графического представления аналитических данных лежат такие базовые визуализаторы, как графики, диаграммы, распределения, статистика. Традиционно сложно дается в процессе обучения корректный подбор диаграмм под различные типы аналитических данных. Дисциплина ориентирована на освоение методики такого выбора диаграмм по типам сравнения аналитических данных: покомпонентное, позиционное, временное, частотное и корреляционное.
Большое значение методы визуализации аналитической информации имеют для представления результатов научно-исследовательской деятельности. В процессе подготовки мультимедийных презентаций курсовых исследований, различных проектов в рамках учебных дисциплин студенты применяют изученное на практике и получают консультативную помощь.
Любая дисциплина требует развития. Так, в части освоения новых подходов к визуализации аналитической информации видится особенно
перспективным освоение технологий картографирования, геоинформационных технологий как средств визуализации исходных массивов информации и результатов информационной аналитики. Также перспективное направление развития - визуализация многомерных данных. Важным видится переход от обучения работе со статичными диаграммами к работе с интерактивными динамическими онлайновым визуализациям, допускающим взаимодействие пользователя с данными.
Большое значение для библиотечно-инфор-мационной деятельности имеет формирование компетенций проектной деятельности. В процессе обучения бакалавров этому уделяется особое внимание. В библиотечно-информационных учреждениях проектная деятельность реализуется, например, в разработке и реализации комплексных инновационных проектов и программ развития; проектировании и производстве библио-течно-информационных продуктов и услуг для различных категорий пользователей; моделировании развития и модернизации библиотечно-ин-формационных учреждений и систем. Мультимедийная презентация - важная часть представления результатов проектной деятельности. Слайды с текстом, гипертекстом, визуальными элементами, аудио- и видеопотоком - один из самых доступных и эффективных способов представления проекта. Визуальные образы лучше объясняют сложные процессы, взаимоотношения и т. д. Слайд помогает структурировать содержание материала и обеспечить лучшее понимание и запоминание, мультимедийные компоненты придают больший эмоциональный вес словам. Данные и визуальные сравнения помогают там, где требуются примеры и доказательства. Использование иллюстративного материала повышает наглядность материала, обогащает его визуальными примерами. В процессе работы над презентационным материалом формируются компетенции устной и письменной коммуникации, когда студенты создают собственные тексты презентаций и представляют их перед группой.
В результате изучения дисциплины студенты овладевают методами проектирования и разработки мультимедийных презентаций, а также технологией создания, организации и проведения мультимедийной презентации. Это выражается в создании конкретных мультимедийных презентаций различных объектов (продукт, услуга, проект,
результаты исследовательской деятельности, аналитическая информация) и их публичной защите.
Мультимедийные технологии значительно расширяют возможности компьютерных курсов. Интенсивное внедрение мультимедийных технологий в образовательную деятельность кардинально меняет ее формы и содержание. Преподаватели кафедры осознают необходимость применения мультимедийных технологий в учебном процессе. Это становится особенно актуально в связи с переходом высшей библиотечной школы на уров-невую систему подготовки, основанную на компе-
тентностном подходе. Использование в учебных курсах широкого спектра программных и технических средств увеличивает педагогические возможности преподавателей и становится основой появления полностью компьютеризированных курсов. Мультимедийные технологии достаточно активно используются в учебном процессе кафедры технологии документальных коммуникаций. Для расширения ассортимента мультимедийных средств необходима специальная техническая поддержка, методическая и дидактическая подготовка педагогов кафедры.
Литература
1. Баластов Л. В. Учебно-методический комплекс и мультимедиа в обучении иностранному языку // Вестн. ТГПУ - 2009. - № 7. - С. 137-140.
2. Библиотечно-информационная деятельность. Направление подготовки 071900 квалификация (степень) бакалавр: Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm3-1.pdf. - Загл. с экрана.
3. Ляшенко Т. В. Мультимедийные информационные технологии в образовании: основные понятия, сущность, типология (Обзор) // НТИ. - Сер. 2. - 2010. - № 8. - С. 1-13.
4. Осин Л. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации [Электронный ресурс]. - М., 2005. - URL: http://window.edu.ru/resource/704/70704. - Загл. с экрана.
5. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с.
6. Пилко И. С. Информационные технологии. Ч. 1: Теоретические основы информационной технологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс но специальности 052700 (071201) - «Библиотечно-информа-ционная деятельность». - ^мерово, 2007. - 1 электрон. онт. диск (CD-ROM).
7. Симбирцева Н. Л. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности [Электрон. ресурс] // Политическая лингвистика. - 2013. - № 4. - Электрон. дан. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ vizualnoe-v-sovremennoy-kulture-k-voprosu-o-vizualnoy-gramotnosti. - Загл. с экрана.
8. Тараненко Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс но специальности 052700 (071201) - «Библиотечно-информационная деятельность» / науч. ред. И. С. Пилко. - ^мерово: ^мГУЕИ, 2012. - 1 электрон. онт. диск (CD-ROM).
References
1. Balastov A. V. Uchebno-metodicheskij kompleks i mul'timedia v obuchenii inostrannomu jazyku // Vestn. TGPU. -2009. - № 7. - S. 137-140.
2. Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'. Napravlenie podgotovki 071900 kvalifikacija (stepen') bakalavr: Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija [Elektronnyj resurs]. - Elektron. dan. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm3-1.pdf. - Zagl. s ekrana.
3. Ljashenko T. V. Mul'timedijnye informacionnye tehnologii v obrazovanii: osnovnye ponjatija, sushchnost', tipologija (Obzor) // NTI. - Ser. 2. - 2010. - № 8. - S. 1-13.
4. Osin A. V. Mul'timedia v obrazovanii: kontekst informatizacii [Elektronnyj resurs]. - M., 2005. - URL: http://window.edu.ru/resource/704/70704. - Zagl. s ekrana.
5. Pilko I. S. Informacionnye i bibliotechnye tehnologii: ucheb. posobie. - SPb.: Professija, 2006. - 342 s.
6. Pilko I. S. Informacionnye tehnologii. Ch.l: Teoreticheskie osnovy informacionnoj tehnologii [Elektronnyj resurs]: ucheb.-metod. kompleks po special'nosti 052700 (071201) - «Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'». -Kemerovo, 2007. - 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).
7. Simbirceva N. A. Vizual'noe v sovremennoj kul'ture: k voprosu o vizual'noj gramotnosti [Elektronnyj resurs] // Politicheskaja lingvistika. - 2013. - № 4. - Elektron. dan. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-v-sovremennoy-kulture-k-voprosu-o-vizualnoy-gramotnosti. - Zagl. s ekrana.
8. Taranenko L. G. Informacionnoe obespechenie potrebnostej regiona [Elektronnyj resurs]: ucheb.-metod. kompleks po special'nosti 052700 (071201) - "Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'" / nauch. red. I. S. Pilko. - Kemerovo: KemGUKI, 2012. - 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).