Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в образовательном процессе института музыки КемГИК'

Мультимедийные технологии в образовательном процессе института музыки КемГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ МУЗЫКИ / INSTITUTE OF MUSIC / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / KEMEROVO STATE INSTITUTE OF CULTURE / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGY / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC EDUCATION / E-LEARNING TUTORIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поморцева Нина Владимировна

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса высшего учебного заведения. В данной статье рассматриваются формы использования мультимедийных технологий в лекционно-практической деятельности преподавателей Института музыки Кемеровского государственного института культуры, а также отмечаются положительные и отрицательные стороны современных тенденций компьютеризации системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia technologies in the educational process of the Institute of music KemSIC

Using multimedia technologies opens new possibilities in organization of educational process in higher educational establishments. This article discusses the use of multimedia technologies in the theoretical-practical activities of the Institute for music teachers in Kemerovo State Institute of culture, and also notes the positive and negative aspects of the current trends of the computerization of the system of education.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в образовательном процессе института музыки КемГИК»

УДК 780.7

Н. В. Поморцева

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУТА МУЗЫКИ КемГИК

нформатизация общества является одной из важных и актуальных тенденций современного мира. Она предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни человека и, несомненно, такая тенденция не может обойти стороной современную систему образования, в которой мультимедийные технологии занимают едва ли не ведущее место. Это неслучайно, так как в учебном процессе они позволяют осуществлять полисенсорное воздействие на обучающихся, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию), так и слуховой (аудио-и видеозаписи). Общепризнанно, что уроки, на которых реализуются мультимедийные технологии, проходят более ярко и «живо», поскольку такая форма работы влияет на эмоциональные стороны слушателей и непроизвольно вовлекает их в диалог с педагогом и одногруппниками. Следовательно, информация усваивается значительно глубже, и образование становится более качественным. Г. В. Князева в своем исследовании подчеркивает, что уровень запоминания материала медиа-лекций составляет 75 % от полученной информации [4, с. 92], что в разы выше, чем при обычном восприятии.

Известны имена педагогов и психологов, которые занимаются проблемой компьютеризации педагогического процесса. К ним относятся В. Г. Айнштейн

[1], Е. В. Аленичева, Н. П. Монастырев

[2], И. Г. Захарова [3], Г. В. Князева [4], А. В. Сиволапов [5], О. К. Тихомиров [6] и др. Все они сходятся во мнении, что внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс может «изменить характер учения и сделать его более

© Н. В. Поморцева, 2017

интересным, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными» [6, с. 15]. Компьютеризацию образовательного процесса поддерживают требования к результатам реализации образовательных программ, определяемых ФГОС всех звеньев обучения.

Мультимедийные технологии в образовательном процессе высших учебных заведений открывают новые возможности в организации лекционно-практичес-ких занятий, влияют на расширение кругозора студентов, развитие их творческих способностей и критического мышления, а также способствуют более качественному уровню подготовки специалистов. Однако для эффективного внедрения подобных форм обучения необходим большой объем работы, который предполагает как полноценное обеспечение учебных заведений специализированной техникой, методической и информационной базой, так и подготовку профессорско-преподавательского состава, владеющего необходимыми знаниями и навыками работы с компьютерными технологиями.

В контексте данного размышления возник интерес изучить использование мультимедийных технологий в образовательном процессе высших музыкальных учебных заведений. Однако в рамках данной статьи, несмотря на приоритетность в данном вопросе учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, а также Сибирского региона - Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и Красноярского государственного института искусств -рассмотрим применение мультимедийных технологий в образовательной деятельности Института музыки Кемерове-

И

кого государственного института культуры (КемГИК). Выбор данного учебного заведения связан с местом работы автора статьи и его активным использованием мультимедийных технологии в своей педагогической деятельности.

Одним из значимых событий в компьютеризации образовательного процесса стало создание в 2011 г. единой электронной образовательной среды института на базе широко известной «Модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды» (Моос11е). Данная «образовательная платформа» была оптимизирована и приспособлена Вадимом Николаевичем Дворовенко (заведующим сектором информационного обеспечения) к потребностям учебной деятельности вуза, получив название тоосИе.кегг^иИ (http://sso.kemguki.ru).

Система позволила педагогам КемГИК дистанционно взаимодействовать со студентами и контролировать их познавательную деятельность. Каждый преподаватель наполняет разделы своей дисциплины необходимыми текстовыми документами учебной литературы и лекций, презентациями, аудио- и видеофайлами, методическими изданиями по изучаемому курсу, создает словари и глоссарии, в которых отражается основная терминология курса. Педагог имеет возможность дистанционно произвести контроль полученных знаний с помощью интерактивных тестовых заданий, он-лайн-опроса или дискуссии в виде форума. С одной стороны, такой контроль позволяет экономить время преподавателей в подсчете баллов на тестовые задания, с другой - студенты сами видят результаты своих ответов и понимают объективность той или иной оценки.

Поэтому электронная образовательная среда Моос11е выгодно отличается от традиционных способов контроля уровня знаний студентов и способствует улучшению качества образования, так как в ней возможны:

- тестирование приобретенных в результате изучения курса знаний;

- получение оценок от педагога и комментариев к ним;

- выполнение интерактивных и традиционных заданий;

- участие в общем форуме или он-лайн-опросе с возможностью оставлять собственные комментарии и, тем самым проявлять свои навыки коммуникации.

Элементы разработанных курсов электронной среды позволяют многогранно использовать их в ходе изучения дисциплины и способствовать:

- интерактивному взаимодействию студентов с преподавателем и одногруп-пниками;

- расширению кругозора, благодаря использованию гиперссылок на внутренние и внешние познавательные ресурсы, связанные с изучаемой дисциплиной;

- дополнению лекционного материала графическими, аудио- и видеофайлами, позволяющими накапливать и систематизировать полезную информацию;

- четкому планированию учебного процесса и управлению курсом в соответствии с требованиями учебной программы и образовательных стандартов;

- широкому спектру уникальных заданий таких, как виртуальные кейсы и командные конкурсы, использование которых невозможно при традиционной форме обучения.

Кроме того, одним из самых важных достоинств Моос11е является возможность постоянного совершенствования методики преподавания дисциплины за счет «электронного голосования» студентов, тем самым улучшать курс и соответственно повышать качество образования. В процессе электронного голосования каждый студент может выразить свое мнение по наполняемости курса, а также акцентировать внимание педагога на те или иные моменты, которые необходимо скорректировать для более лучшего освоения курса.

Работа в электронной образовательной среде требует от педагогов специальной подготовки, поэтому на базе КемГИК для профессорско-преподавательского состава вуза ежегодно проводятся специальные курсы обучения, на которых раскрываются особенности и возможности системы Моос11е. На данный момент

практически все педагоги вуза владеют навыками работы с данной образовательной средой и самостоятельно наполняют свои курсы необходимой информацией.

Помимо работы в электронной образовательной среде, на мультимедийных курсах педагогов обучают системе разработки и создания электронных учебников в программе Learning Content Development System (LCDS), которая позволяет дополнить привычный курс дисциплины новыми возможностями интерактивных приложений с интересным содержанием и различными ссылками.

Электронный учебник органично расширяет обычный и помогает:

- обеспечивать мгновенную обратную связь;

- быстро находить необходимую информацию (в том числе контекстный поиск которой в обычном учебнике затруднен);

- экономить время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

- моделировать информацию наряду с кратким текстом;

- проверить знания по определенному разделу курса в наиболее удобном темпе для конкретного студента.

На данный момент автором статьи разрабатываются электронные учебники по дисциплинам «Полифония» и «Гармония», которые должны помочь студентам в освоении сложных дисциплин. Такой учебник предполагает множество вариантов индивидуальной настройки под уровень пользователей: обучающийся может сам устанавливать скорость изучения, объем материала и степень его трудности. На кафедре народных инструментов доцент Анжела Александровна Афанасьева уже не первый год активно использует в педагогической деятельности электронный учебник «Инструментовка для русского народного оркестра». Она отмечает, что создание такого пособия способствовало более эффективному обучению студентов, так как каждая лекция изучаемой дисциплины подкрепляется дополнительной информацией и интерактивными практическими заданиями.

При дистанционном обучении (заочная форма обучения) электронные учебные пособия и электронная образовательная среда играют ключевую роль. Несомненные достоинства - мобильность и доступность учебного материала, постоянное обновление информационного материала и акцентирование на конкретные вопросы, изучаемые в курсе того или иного музыкального предмета. Исходя из практики, многие студенты свободно выходят в образовательную среду Моос11е через телефон или планшет и находят для себя необходимую информацию. Кроме того, они могут проверить свой уровень знаний с помощью тестирования перед зачетом или контрольной точкой.

Активизация мультимедийных технологий в образовательном процессе Института музыки способствовала и приобретению интерактивных досок. К сожалению, на данный момент еще не все педагоги овладели ими в полной мере, но некоторые члены кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства используют их на лекционно-практи-ческих занятиях: «История музыки», «Методики специальных дисциплин» (ритмики, сольфеджио), «Полифония» и «Музыкальная форма». Возможности интерактивной доски широки, поскольку она является дисплеем компьютера и может отразить весь необходимый спектр ресурсов: презентации, программные обеспечения, интернет, изображения, видео- и аудиофайлы и многое другое. Интерактивная доска позволяет выделять важные слова и элементы, а разнообразные заранее приготовленные шаблоны помогают озвучить записанные звуки. Это особенно важно для таких дисциплин, как «Гармония» или «Полифония», где в конце решенных примеров можно услышать результат кропотливой работы. В настоящее время педагоги постепенно осваивают возможности интерактивной доски, и полученные результаты такой работы доказывают, что лекции с использованием доски проходят ярче, динамичнее, они активизируют внимание студентов в процессе занятий.

Помимо перечисленных программ и мультимедийных технологий, в учебных планах музыкальных направлений появился ряд предметов, непосредственно связанных с компьютерными технологиями: «Музыкальная информатика» (Э. Р. Шабаев), «Компьютерная аранжировка» (М. Г. Котляров) и «Электронные музыкальные инструменты» (Н. В. По-морцева). Все перечисленные курсы проходят в специализированных классах с компьютерами и интерактивной доской. Студенты приобретают навыки работы в нотном редакторе Sibelius, программе Cubase и ее сопутствующих приложениях, а также обучаются игре на синтезаторе. Данные предметы невозможны без мультимедийных технологий и без соответствующего технического обеспечения. И от педагогов, ведущих данные дисциплины, требуется хорошее владение возможностями указанных программ и умение в доступной форме объяснить сложный материал, так как у всех студентов разный уровень владения компьютерными технологиями. Несомненно, здесь незаменимую роль играет интерактивная доска, на которой можно отобразить правила работы с компьютерными программами, а также акцентировать внимание на определенных моментах.

За время использования педагогами Института музыки мультимедийных технологий была отмечена положительная динамика освоения учебного материала студентами. Это неоднократно обсуждалось на конференциях, посвященных данному вопросу. К положительным сторонам мультимедийных технологий можно отнести следующие:

- освоение изучаемого материала более глубоко и эффективно;

- активизация внимания студентов и мотивация к изучению нового материала;

- экономия времени при подаче лек-ционно-практического материала.

Следует подчеркнуть, что медиа-урок имеет следующие преимущества:

- полисенсорное воздействие на восприятие студентов повышает эффективность образовательного процесса (теоре-

тические сведения подкрепляются ви-део-, аудио- и графическими примерами);

- студенты выполняют практические задания в виде интерактивных тестов и заданий, что способствует более глубокому запоминанию учебной информации;

- мультимедийные технологии могут предполагать разные варианты аудиторной работы: групповая, мелкогрупповая или индивидуальная (для каждой из них педагог самостоятельно подбирает те или иные формы подачи материала на уроке);

- при индивидуальной работе с компьютерными технологиями активизируется познавательная самостоятельность студентов и расширяется кругозор;

- повышается мотивация к обучению за счет привлекательности мультимедийных эффектов;

- формируется навык самостоятельной работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых связей, выстраивание логических цепочек и др.).

Однако применение мультимедийных технологий в педагогической деятельности имеет и некоторые отрицательные стороны.

Во-первых, некоторые студенты считают, что электронные пособия и электронная образовательная среда помогут освоить дисциплину на должном уровне без участия педагога, поэтому постепенно самоустраняются от посещения лекций, полагаясь исключительно на информацию компьютера. Но в этом кроется одна из главных проблем современного образования, поскольку только преподаватель может контролировать качество обучения и способствовать расширению кругозора своих студентов. В результате растущей дистанции между студентами и педагогом у обучающихся начинает формироваться черта пассивности в учении, падает уровень коммуникативных навыков, исчезает продуктивная творческая деятельность. В данном контексте особо злободневно звучит мысль В. Айнштейна, что «автономность пользователя может пе-

рейти в самодостаточность индивида, приносящую ущерб его коллективному общению и развитию» [1, с. 91].

Во-вторых, обилие информации, которой наполнен Интернет, не может гарантировать качество и точность предложенной информации. Е. В. Аленичева и Н. П. Монастырев в обилии информационного потока выделяют такие недостатки, как «отсутствие психолого-педа-гогических требований; учета индивидуальных особенностей обучаемых: состояния здоровья и профессиональной направленности в обучении; отсутствие унификации в использовании терминологии и обозначений; отсутствие преемственности» [2, с. 122]. Поэтому ориентир студентов должен быть исключительно на специально разработанный педагогом электронный курс, в котором определены основные тезисы тематического материала и практические задания для его закрепления.

В-третьих, любые мультимедийные технологии используются как дополнение к лекционно-практическим занятиям и не в состоянии заменить полноценные лекции педагога, а следовательно, должны синтезировать черты традиционного лекционно-практического и медиа-урока.

В-четвертых, не все педагоги могут освоить новации компьютерного прогресса, и для «новичков» разработка мультимедийных пособий становится чрезмерно затратной формой подготовки к лекции.

Поэтому большинство педагогов предпочитают оставаться в стороне и не изучать компьютерные технологии на должном уровне, что несомненно сказывается на качестве ведения лекций в контексте современного прогресса.

Таким образом, подчеркнем, что, несмотря на внедрение прогрессивных технологий в образовательный процесс, центральной фигурой учебной деятельности продолжает оставаться преподаватель. Педагог способен улучшить качество преподнесения информации с помощью мультимедийных технологий и способствовать более глубокому освоению учебного материала, но для этого ему необходимо совершенствовать свои знания и развиваться, согласно техническому прогрессу. Кемеровский государственный институт культуры осваивает новые возможности мультимедийных технологий, улучшает и расширяет границы образовательного процесса, и большинство педагогов института музыки уже не первый год активно используют эти новации в своей педагогической деятельности. Безусловно, это пробуждает интерес студентов-музыкантов к лекционно-практическим занятиям, а также способствует получению более глубоких знаний. Однако не стоит забывать, что «недостаток преподавательского мастерства и желания его совершенствовать нельзя восполнить никакими, даже самыми совершенными электронными средствами обучения» [5, с. 42].

Литература

1. Айнштейн В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России. -1999. - № 5. - С. 89-91.

2. Аленичева Е. В., Монастырев Н. П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образование в России. -2001. - № 1. - С. 121-123.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -188 с.

4. Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. - 2010. - № 16. - С. 77-95.

5. Сиволапов А. В. Компьютеризация образования: Современные проблемы и перспективы развития // Образование и наука. - 2005. -№ 2. - С. 39-48.

6. Тихомиров О. К. Психологические проблемы компьютеризации // Вопр. философии. -2006. - № 3. - С. 15-19.

References

1. Ajnshtejn V. Informatization: the acquisition and loss of. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 1999, (5): 89-91.

2. Alenicheva E. V., Monastyrev N. P. Online tutorial (create and evaluate quality). Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2001, (1): 121-123.

3. Zakharova I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technology in education: a textbook for higher pedagogical educational institutions]. Moscow, 2003. 188 p.

4. Knyazeva G. V. The application of multimedia technologies in educational institutions. Vestnih Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University name of V. N. Tatishhev]. 2010, (16): 77-95.

5. Sivolapov A. V. Computerization of education: current issues and prospects. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2005, (2): 39-48.

6. Tikhomirov O. K. Psychological problems of computerization. Voprosy filosofii [The problems of philosophy]. 2006, (3): 15-19.

Мультимедийные технологии в образовательном процессе Института музыки КемГИК

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации образовательного процесса высшего учебного заведения. В данной статье рассматриваются формы использования мультимедийных технологий в лекционно-практической деятельности преподавателей Института музыки Кемеровского государственного института культуры, а также отмечаются положительные и отрицательные стороны современных тенденций компьютеризации системы образования.

Ключевые слова: Институт музыки, интерактивная доска, Кемеровский государственный институт культуры, компьютерные технологии, мультимедийные технологии, образовательный процесс, электронная образовательная среда обучения, электронный учебник.

Multimedia technologies in the educational process of the Institute of music KemSIC

Using multimedia technologies opens new possibilities in organization of educational process in higher educational establishments. This article discusses the use of multimedia technologies in the theoretical-practical activities of the Institute for music teachers in Kemerovo State Institute of culture, and also notes the positive and negative aspects of the current trends of the computerization of the system of education.

Key words: Institute of music, interactive whiteboard, Kemerovo State Institute of culture, computer technology, multimedia technology, education, electronic education, e-learning tutorial environment.

Поморцева Нина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент, и. о. заведующего кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры E-mail: musiclogist@mail.ru

Pomorceva Nina Vladimirovna, Candidate of Art Criticism, assistant professor, the acting head of the Department of musicology and musical arts at Kemerovo State Institute of culture

E-mail: musiclogist@mail.ru

Получено 29.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.