ПЕМОГШШ ИНУКН
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Г. И. Харченко, М. В. Гулакова
USE OF UP-TO-DATE MULTI-MEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS Kharchenko G. I., Gulakova M. V.
The article presents the didactic facilities of realizing multi-media technologies in courses of lectures within the educational process in higher school for cognitive activity activization.
В данной статье представлены дидактические возможности реализации мультимедийных технологий в лекционных курсах образовательного процесса в вузе, активизации познавательной деятельности.
Ключевые понятия: образовательный
процесс вуза, мультимедиа, интерактивное взаимодействие, электронный учебник.
УДК 378.1(007)
Современный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей проектирования, производства и управления, значительно повышает требования к профессиональной подготовке будущих специалистов.
Подготовка специалистов ХХ1 века должна, осуществляться на качественно новой основе, адекватной научно-технологической революции современного периода. В ее основе должно лежать использование современных образовательных технологий, направленных на фундаментализацию, информатизацию и индивидуализацию учебного процесса.
Одним из эффективных путей решения этой задачи является использование мультимедийных технологий, соответствующих новой образовательной парадигме. В дословном переводе с английского термин мультимедиа (multimedia) означает «много-средие». Характеризуя понятие "мультимедиа" можно выделить несколько направлений его рассмотрения (2). Мультимедиа - это:
• технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
• информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
• компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
• компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
• особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
В широко цитируемой книге Р. Майера «Multimedia learning» (8) приводится следующее определение мультимедиа - это «объединение более чем одного коммуникационного агента в некоторую форму коммуникации», или более конкретно для компьютерных систем - «объединение таких агентов, как текст, звук, графические изображения, анимация, видео и пространственное моделирование в компьютерную систему». Самый простой пример мультимедиа - это текст с иллюстрациями.
Р. Майером были предложены следующие основные принципы эффективного обучения с применением мультимедиа:
- Multimedia Principle (принцип муль-тимедийности) - обучение будет более эффективным при использовании текста и иллюстраций или слов и изображений, чем просто на основе одного только текста или рассказа;
- Spatial Contiguity Principle (принцип пространственный близости) - обучение проходит эффективнее, когда связанные по смыслу текст и изображения находятся близко друг от друга, а не далеко;
- Temporal Contiguity Principle (принцип временной близости) - обучение проходит эффективнее, когда связанные по смыс-
лу слова и изображения произносятся и представляются одновременно, а не последовательно;
- Coherence Principle (принцип согласованности) - при обучении с помощью мультимедиа все лишние звуки и изображения должны быть удалены;
- Modality Principle (принцип модальности) - обучение проходит эффективнее при использовании изображений и речевого сопровождения, чем при использовании изображений и текста на экране;
- Redundancy Principle (принцип избыточности) - обучение проходит эффективнее при использовании анимации с речевым сопровождением, чем при использовании анимации в сопровождении одновременно и речи, и текста.
- Individual Differences Principles (принцип индивидуализации) - представленные выше принципы эффективнее действуют на слушателей с низким уровнем первичных знаний и на слушателей с наиболее развитым пространственным воображением (с превалирующим визуальным типом восприятия). Чтобы лучше донести знания до каждого слушателя, обучение лучше вести в разговорном стиле, а не в формальном (6).
Основными преимуществами применения технологий мультимедиа в образовании являются:
1. наглядное и образное представление информации;
2. обеспечение индивидуализации и дифференциации процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога;
3. стимулирование когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
4. высокая степень самостоятельности работы студентов в мировом информационном пространстве, что является фактором значительной активизации процесса познания (4).
Усвоение любой информации, в том числе и учебной, зависит от ее восприятия. Так исследования показывают, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме и 25% - в зрительной;
если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (1).
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации, такие как тексты, графика, анимация, видео, фотографии, речь, музыка и другие. Использование мультимедиа предоставляет обучаемым возможность работать с учебными материалами в соответствии со своими индивидуально -психологическими особенностями: некоторые предпочитают учиться посредством чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео, и т.д. Таким образом, студенты имеют возможность выбрать собственную траекторию, подстраивая ее под свои индивидуальные особенности и предпочтения, становясь при этом активными участниками образовательного процесса.
Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих и контролирующих средств является методика подготовки и проведения интерактивных лекций с применением мультимедиа-технологии обучения.
По сравнению с традиционным уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а студенты слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество - интерактивность. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.
Лекция, проводимая с применением технологий мультимедиа, становится более гибкой и дидактически эффективной, т.к. мультимедиа-технологии позволяют (7):
1. повысить информативность лекции;
2. стимулировать мотивацию обучения;
3. повысить наглядность обучения за счет использования различных форм представления учебного материала: формулы,
графики, рисунки, диаграммы, таблицы и др. (структурная избыточность);
4. реализовать доступность и восприятие информации за счет предоставления одной и той же информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность);
5. осуществлять повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность);
6. организовать внимание аудитории в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала лекции и последние минуты лекции) за счет художественноэстетического выполнения слайдов-заставок, или за счет разумно применимой анимации и звукового эффекта;
7. осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующей лекции;
8. создавать преподавателю комфортные условия работы на лекции
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов материала.
Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» превращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе ее изложения компьютерных слайдов.
Несомненным достоинством мультимедийных презентаций является способ-
ность воздействия на эмоциональное восприятие передаваемой информации. Какие же возможности предоставляют мультимедиа технологии для активизации эмоционального воздействия?
Это, прежде всего, использование цвета. С помощью различных тонов одного и того же цветового фона можно подчеркнуть различную степень важности материала. Доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше, чем чернобелой (7). Сочетание цветов для фона и текста должно быть контрастным (например, к взаимодополняющим цветам относятся красный - зеленый; желтый - фиолетовый; синий - оранжевый), при этом не следует использовать более трех цветов. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.
В то же время некорректное использование цвета, шрифтов, иллюстраций может привести к потере интереса, утомлению, чрезмерному напряжению или даже причинить вред здоровью.
Заранее готовясь к лекции, преподаватель разрабатывает на компьютере необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
Важным условием проведения интерактивной лекции является также наличие специализированной аудитории, оснащенной компьютерной техникой и современными средствами публичной демонстрации визуального и звукового учебного материала.
В процессе изложения лекции преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.
Эффективность интерактивной лекции объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логи-
ческих схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями.
Однако при подаче текста следует иметь в виду, что:
• текстовая информация усваивается с экрана легче, если она «разбивается» и «разбавляется» графическими элементами, т.е. используются рамки, стрелки и др.;
• прописные буквы читаются хуже строчных;
• использовать короткие слова и предложения;
• формулировки предложений, выносимые на слайд, должны состоять из двухтрех строк, каждое в отдельном объекте с цветным фоном светлых тонов и ограничительной рамкой;
• заголовки должны привлекать внимание;
• не стоит злоупотреблять различными анимированными эффектами;
• вспомогательная информация не должна преобладать над основной (3).
Использование этих приемов позволяет создавать слайды, информация которых легко воспринимается аудиторией.
Это, в сочетании со звуковыми эффектами, элементами анимации и комментариями преподавателя, делает учебный материал, излагаемый на лекции, более доступным для понимания студентами.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой - оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но
и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники (5).
В настоящее время не существует единого методического подхода, и поэтому все зависит от особенностей изучаемой дисциплины и индивидуально-типологических особенностей личности преподавателя.
В отличие от традиционных наглядных средств (записи на доске, плакаты, слайды для диапроектора и др.) цифровые видео слайды могут быть использованы не только в процессе проведения лекции, но и предлагаются студентам на электронных носителях.
Одним из актуальных средств обучения в настоящее время является создание и использование в учебном процессе электронных учебников, которые позволяют студентам самостоятельно выбрать темп и траекторию изучения материала, удобные ему, а также способы контроля знаний.
По своей сути электронный учебник представляет собой электронную книгу (e-book). В свою очередь, сама электронная книга представляет собой приложение для чтения на компьютере.
Особенностью работы с электронными учебниками является: знакомство с теоретическим материалом, закрепление учебного материала с помощью тестирования, контроль знаний с помощью учебнотренировочных заданий, формирование умений и навыков, проектно-исследовательская учебная деятельность. Кроме этого, студенты могут работать с учебником в интерактивном режиме:
1) выбор траектории работы с учебным пособием и переходом с уровня на уровень в зависимости от знаний и навыков студента;
2) изучение курса в любом порядке, выявление тех областей, которые необходимо повторить позднее;
3) вопросы на понимание;
4) сразу или с определенной временной задержкой представление ответа»;
5) вовлечение студента в активную деятельность - самостоятельную, групповую;
6) возможность реализации индивидуального темпа обучения;
7) возможность видеть реакцию системы на различные запросы, автоматически получать рекомендации от системы по итогам тестирования и пр.;
8) привлекать игровые моменты, которые нарушают монотонность линейного курса.
Таким образом, вышеизложенные сведения позволяют предположить, что использование современных мультимедийных технологий в процессе обучения способствует повышению качества знаний студентов, расширяют возможности самостоятельной работы студентов, формированию терминологических понятий, теорий, закономерностей, способствуют углублению и закреплению теоретических знаний на практических и семинарских занятиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2. Григорьев С. Г., Гриншкун В.В. Использование мультимедийных технологий в общем среднем образовании http: humanities: edu.ru / db / msg / 80306.
3. Данильчук В. И., Земляков Д. В. Интерактивный мультимедийный комплекс как средство систематизации содержания школьного курса физики (на примере раздела «Электромагнитные волны») // Педагогическая информатика. - 2005. - №5. - С. 5-12.
4. Кузнецова И. В. Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста // Информатика и образование. -2008. - №1. - С. 23-30.
5. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. -Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.
6. Рапуто А.Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях // Информатика и образование. - 2008. - №2. - С. 17-23.
7. Семенова Н. Г. Создание и практическая реализация мультимедийных курсов лекций: Учебное пособие. — Оренбург, ОГУ, 2004.
8. Myer R. E. Multimedia learning. Cambridge University Press.N.Y., 2006.
Об авторах
Харченко Галина Ивановна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - проблемы использования новых информационных технологий в учебном процессе вуза.
Гулакова Марина Викторовна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - профессиональная подготовка спе-циалиста-педагога в современном вузе. [email protected]