Научная статья на тему 'Применение современных технологий при контроле самостоятельной работы студентов'

Применение современных технологий при контроле самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION SYSTEM / INFORMATION SPACE / INFORMATION RESOURCE / EDUCATIONAL PROGRAM / PERSON-ORIENTED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Наталия Александровна, Игнатова Галина Владимировна, Иноземцева Виктория Владимировна

В статье рассмотрены возможности и направления применения современных компьютерных и информационных технологий при обучении и контроле качества самостоятельной работы студентов. Обосновано применение современных систем социальных коммуникаций, таких как Skype, «ВКонтакте» (VK). Показано применение на новом уровне видеои фотоматериалов, как собранных студентами, так и предоставленных преподавателями-теоретиками и практикующими менеджерами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремова Наталия Александровна, Игнатова Галина Владимировна, Иноземцева Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MODERN TECHNOLOGY IN ASSESSING SELF-GUIDED WORK OF STUDENTS

The article considers possible ways and methods of using modern computer and information technologies for teach-ing and assessing self-guided work of students. The authors discuss using social communication systems such as Skype and “VKontakte” and analyze application of new video and photo study materials both collected by students and provided by lecturers and practicing managers.

Текст научной работы на тему «Применение современных технологий при контроле самостоятельной работы студентов»

ные и документальные фильмы (фрагменты); страноведческие и исторические фильмы; видеоэкскурсии по городам; интервью; новостные выпуски; прогноз погоды; реклама; видеоблоги на YouTube.com; обучающие видео; группы с видео «ВКонтакте»; видеокурсы к учебникам.

Работая со студентами экономических специальностей, очень хорошо использовать фильмы профессионального характера. YouTube.com сегодня предлагает большое количество документальных англоязычных фильмов по экономике, с субтитрами и без них, разного уровня сложности, для узких специалистов и для массовой аудитории. Полезно использовать не только документальные и учебные, но и художественные фильмы. Интернет позволяет найти как новые фильмы, так и более старые, почти классические американские фильмы. Если есть возможность использовать видео на занятиях, то отличным материалом для занятий могут стать такие фильмы, как «Рискованный бизнес» (Risky Business, 1983), «Поменяться местами» (Trading Places, 1983, о менеджменте и торговле ценными бумагами), «Деловая женщина» (Working Girl, 1999), «Фирма» (The Firm, 1993), «Офисное пространство» (Office Space, 1999), «Социальная сеть» (The Social Network, 2010, об истории создания

с нуля бизнеса в социальных сетях), «Инсайдеры» (Inside Job, 2010, о работе крупного инвестиционного банка в канун финансового кризиса), «Волк с УоллСтрит» (The Wolf of Wall Street, 2013), «В погоне за счастьем» (The Pursuit of Happiness, 2006) и многие другие фильмы.

Таким образом, преподаватель иностранного языка прежде всего должен пытаться поддерживать мотивацию обучаемых, поощрять интересы, отмечать успехи и делать процесс обучения более интересным и актуальным. Видеоресурсы как средство обучения прекрасно выполняют задачу стимулирования мотивации, работа с видеоматериалами кажется обучающимся всегда менее скучной, чем традиционная работа с текстом.

1. Леонтьев А.А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. М.: Изда-во МГУ, 2001.

2. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.

3. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

4. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аст-Пресс, 2007.

raiznali@mail.ru Наталия Александровна Ефремова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

zolenko7galina@mail.ru Галина Владимировна Игнатова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Виктория Владимировна Иноземцева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 378 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены возможности и направления применения современных компьютерных и информационных технологий при обучении и контроле качества самостоятельной работы студентов. Обосновано применение современных систем социальных коммуникаций, таких как Skype, «ВКонтакте» Показано применение на новом уровне видео- и фотоматериалов, как собранных студентами, так и предоставленных преподавателями-теоретиками и практикующими менеджерами.

Ключевые слова: система образования, информационное пространство, информационный ресурс, образовательная программа, личностно-ориентированное обучение.

bl.A. Yefremova, G.V. Ignatova, V.V. Inozemtseva

USING MODERN TECHNOLOGY IN ASSESSING SELF-GUIDED WORK OF STUDENTS

The article considers possible ways and methods of using modern computer and information technologies for teaching and assessing self-guided work of students. The authors discuss using social communication systems such as Skype and "VKontakte" and analyze application of new video and photo study materials both collected by students and provided by lecturers and practicing managers.

Keywords: education system, information space, information resource, educational program, person-oriented learning.

Система образования в нашей стране является одной из наиболее часто реформируемых и перестраивающихся. Основная причина изменения системы образования России на настоящем историческом этапе - это глобализация, т.е. интеграция отдельных систем образования различных стран в единое образовательное пространство [1, с. 35].

В настоящий момент открытость мирового информационного пространства ведет к увеличению возможностей получения информации об интересующем объекте исследования. Основным источником информации становится интернет [4, с. 3]. Практически 100% российских преподавателей используют при подготовке к занятиям информацию, найденную во всемирной информационной сети с помощью поисковых систем Yandex, Rambler, Google, Yahoo. Большинство преподавателей используют мультимедийные возможности в формате презентаций, видеороликов, рассылке материалов на электронную почту группы и т.д. [9, с. 65]. Интересен, по нашему мнению, для преподавателя и такой информационный ресурс, как YouTube, который предоставляет возможность пользователям хранить, передавать и показывать видео.

Что касается студентов, то данная категория практически полностью перешла на цифровой формат восприятия информации и перестала прибегать при подготовке к занятиям к бумажным источникам. Массовое увлечение молодого поколения созданием видеороликов о своей жизни, поступках, действиях; постоянное размещение в социальных сетях собственных фотографий на фоне различных достопримечательностей, по нашему мнению, стоило бы использовать и в рамках образовательного процесса.

При освоении образовательной программы по направлению подготовки «Менеджмент» студенты проходят несколько разновидностей практик: учебную, производственную, а также преддипломную. В настоящий момент в базах практики, выбранных студентами, можно наблюдать большое многообразие организаций различных форм собственности, размера, отраслевой направленности. К большому сожалению, руководители практики от образовательной организации не имеют возможности ежедневно контролировать своих студентов. Исходя из этого, по нашему мнению, инте-

ресным и для преподавателя, и для студента может стать интерактивная отчетность о выполнении программы практики в таких форматах, как:

- представление преподавателю видеоэкскурсии по организации, в которой студент проходит практику;

- направление преподавателю фотоотчета работы практиканта с документами;

- запись видеоролика, в котором студент интервьюирует работников организации.

Перечисленные форматы контроля студентов помогут, по нашему мнению, сформировать у студентов необходимые компетенции. Преподаватель, имея возможность наблюдать за работой студента, сможет вовремя выявить недостатки и скорректировать направление исследований студента. Кроме этого, преподаватель, получая видео- и фотоотчеты, реализует принцип личностно-ориентированного обучения.

Интересно предложение И. В. Филимоновой [10, с. 71] о возможностях использования веб-квестов. В виде веб-квеста стоит разработать программу практики, в которую входят различные задания по поиску необходимой для прохождения практики информации. В структуру веб-квеста может входить: описание цели, перечень и очередность задач, возможные информационные ресурсы, описание этапов работы, система оценок, образец презентации итогов веб-квеста. Разработанный преподавателем веб-квест является интеллектуальной собственностью и может быть коммерциализирован после апробации.

Поскольку в современной системе образования важной и устойчивой тенденцией развития является использование информационных технологий, то очевидной становится необходимость их применения во всем образовательном процессе. В период перехода к рыночным отношениям возросло количество высших учебных заведений, что определило их конкурентную борьбу. Становление рыночных отношений в нашей стране изменило среду функционирования вузов [7, с. 4]. В таких традиционных формах обучения, как лекции и практические (семинарские) занятия, внедрение прогрессивных информационных технологий обучения позволяет образовательному процессу идти в ногу со временем, быть интересным преподавателю и студенту. В сложившемся образовательно-

информационном пространстве нам представляется возможным применение популярной компьютерной программы для общения по сети Интернет Skype (скайп). При наличии оборудованной аудитории во время проведения лекционных занятий можно с помощью программы Skype устанавливать видеосвязь с сотрудниками реально работающих на рынке организаций. При этом студенты могут напрямую видеть связь теории и практики менеджмента, что способствует лучшему усвоению материала и формированию необходимых компетенций. При проведении практических и семинарских занятий в дополнение к уже применяемым интерактивным формам обучения актуальным будет просмотр и обсуждение видео- и фотоматериалов по теме семинарского занятия, собранных во время прохождения практики. При этом формируемое для студента перед прохождением практики индивидуальное задание должно учитывать специфику и содержание дисциплин, изучаемых после прохождения производственной практики. Таким образом, связь теории и практики для студентов, обучающихся по образовательной программе направления подготовки «Менеджмент» будет формироваться не только посредством традиционных форм обучения, но и с помощью современных технологий контроля качества самостоятельной работы студентов.

Кроме того, стоит отметить и целесообразность применения на лекционных и практических (семинарских) занятиях программы для общения Skype в режиме видеоконференции, с помощью которой можно установить контакт с гуру отечественного менеджмента - Виханским Олегом Самуиловичем, Наумовым Александром Ивановичем, Басовским Леонидом Ефимовичем, Весниным Владимиром Рафаиловичем, Бухалковым Михаилом Ильичем, Брагиным Александром Александровичем и др. Студентам будет интересно прослушать лекцию или пообщаться со знаменитыми современными управленцами.

Успешная организация - это результат правильного, умелого управления этой организацией, т.е. результат эффективного менеджмента. А современный эффективный менеджмент на сегодняшний день невозможен без знаний [7, с. 108]. Управленцам-практикам на примере своей карьеры легче будет донести до студентов тот факт, что движущим механизмом развития любой социально-экономической системы являются противоречия между различными ее элементами, а новое состояние системы достигается путем разрешения возникающих между ее элементами противоречий, в ходе чего противоположности не только переходят друг в друга, но и в новые, более совершенные формы [2, с. 25]. Именно практик может убедить студента, что, определяя антикризисную направленность того или иного бизнеса, следует оценивать эффективность инвестиционных вложений в каждый элемент механизма и положительный эффект от вложения в один элемент для всего комплексного механизма управления [3, с. 148]. Если же будет доступен режим синхронного перевода или группа студентов на хорошем уровне знает английский язык, то гуру зарубежного менеджмента - Питер Дракер, Чарльз Хенди, Майкл Портер, Генри Минцберг, Билл Гейтс, Филип

Котлер - могут сформировать у будущих выпускников необходимые компетенции по современному менеджменту именно с позиции теоретиков-практиков. При этом видные ученые и деятели также своим примером покажут и расскажут об успешности выбранной профессии, роли и важности менеджмента в России и за рубежом.

Также можно предложить в качестве современного метода обучения использование крупнейшей социальной сети «ВКонтакте» ^К), поскольку сайт очень популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКон-такте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать группы, публичные страницы и события, обмениваться изображениями, аудио, видео, тегами. В момент старта данный ресурс позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, и действительно большинство пользователей данного ресурса являются молодыми людьми от 17 до 24 лет. Согласно статистическим данным, «ВКонтакте» является одним из самых популярных сайтов в мире. Поэтому его возможности могли бы помочь преподавателям в процессе подготовки студентов по образовательным программам. Для этого преподавателю необходимо создать на сайте свой профиль и загружать в него необходимые для обучения дисциплины материала, а затем непосредственно на занятиях обсуждать, анализировать предоставленные данные. При этом имеется возможность создавать группы в данной социальной сети, с тем чтобы объединять студентов в группы по соответствующим дисциплинам и курсам. По нашему мнению, это способствовало бы интеграции учебного процесса в современные технологии, разнообразило традиционное обучение. Наглядность и доступность подачи информации облегчили бы понимание научных изысканий, например, в области проблем эффективного поиска резервов качества [5, с. 160], а затем способствовало их реализации в организации. На конкретных примерах можно показать, что тем самым создаются благоприятные условия для эффективной работы всей системы менеджмента и менеджмента качества предприятий [6, с. 130].

В заключение стоит сделать вывод о том, что движение жизни, развитие передовых технологий заставляют преподавателей задуматься о необходимости менять традиционные формы обучения, чтобы активизировать деятельность студентов на занятиях, попытаться сконцентрировать их внимание на изучении дисциплин. Обратная связь от применения в учебном процессе инновационных технологий при контроле самостоятельной деятельности студентов велика, ведь тем самым они больше вовлекаются в этот процесс, поскольку обучение становится живым и интересным.

1. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реализация принципа непрерывного обучения в течение всей жизни (на опыте Швеции) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 4 (48). С. 34-39.

2. Ефремова Н.А. О некоторых особенностях антикризисного механизма управления // Стратегия развития предприятий: сб. науч. тр. Саратов, 2010. С. 24-28.

3. Ефремова Н.А. Совершенствование механизма управления предприятием // Проблемы и перспективы совершен-

ствования управлением национальным экономическим потенциалом: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию образования Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов, 2006. С. 148-149.

4. Зверева Е.Н., Харитонова О.В. ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования // Статистика и экономика. 2015. № 3. С. 3-5.

5. Золенко Г.В. Проблемы эффективного поиска резервов качества на предприятиях // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 160-164.

6. Золенко Г.В. Поиск резервов качества как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Наука и общество. 2014. № 2 (17). С. 130-133.

7. Иноземцева В.В. Повышение качества труда преподавателя как фактор обеспечения конкурентоспособности

вуза // Научно-методический электронный журнал « Концепт». 2016. Т. 5. С. 107-113.

8. Иноземцева В.В. Система управления знаниями в контексте обеспечения экономической безопасности бизнеса // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 105-118.

9. МалошонокН.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59-83.

10. Филимонова И.В. Использование учебных интернет-технологий в образовательном процессе современных вузов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 70-72.

kabulov51@mail.ru Аброр Ахрорович Кабулов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры « Гуманитарные и математические дисциплины», УДК378 Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В работе дается характеристика магистерских программ. Говорится об их роли в обучении будущих предпринимателей и бизнесменов. В качестве примера приводится работа магистратуры Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Ключевые слова: магистерские программы, образование, предпринимательство, рыночные отношения.

A.A. Kabulov

MASTER'S PROGRAMS AND THEIR ROLE IN TRAINING OF FUTURE ENTREPRENEURS

The article describes characteristics of master's programs as well as discusses their role in the training of future entrepreneurs and businesspeople. In his research the author uses as an example the work of master's studies programs at the Tashkent branch of the Plekhanov Russian University of Economics.

Keywords: master's programs, education, entrepreneurship, market relations.

В современных условиях, когда процесс становления предпринимательства в Узбекистане находится на стадии развития, его дальнейшее внедрение в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики [2, с. 87].

Рыночные преобразования, происходящие в Узбекистане, например, в образовании, с новой остротой поднимают проблему определения его места и роли в странах с развивающейся, переходной экономикой, в которых довольно важной и сложной является трансформация экономических отношений и организация адекватной им системы образования [1, с. 135].

Магистерская программа - это не подготовка специалиста, а обучение будущего руководителя фирмы или компании, нацеленного на выживание на рынке и повышение доходности. Поэтому магистерские программы все больше ориентируются на реальный бизнес.

Что необходимо менеджерам для достижения успеха их бизнеса? Можно назвать следующие ключевые пункты: понимание и интеграция различных функциональных сфер бизнеса, включая маркетинг, финансы, международный бизнес, производство, информационные технологии, стратегическое видение развития компании, отрасли и глобального окружения, способность принимать решения в динамичной обстановке, умение использовать навыки межличностного общения.

По результатам изучения и анализа мнения выпускников и слушателей магистерских программ с точки зрения их ожиданий о программе и современных потребностей определено, что степень магистра означает современные знания и получение степени, которое дает возможность карьерного роста. Для того чтобы приобрести вышеназванные знания и навыки, современные менеджеры стремятся получить степень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.