Научная статья на тему 'Магистерские программы и их рольв обучении будущих предпринимателей'

Магистерские программы и их рольв обучении будущих предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MASTER'S PROGRAMS / EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабулов Аброр Ахрорович

В работе дается характеристика магистерских программ. Говорится об их роли в обучении будущих предпринимателей и бизнесменов. В качестве примера приводится работа магистратуры Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER’S PROGRAMS AND THEIR ROLE IN TRAINING OF FUTURE ENTREPRENEURS

The article describes characteristics of master’s programs as well as discusses their role in the training of future entrepreneurs and businesspeople. In his research the author uses as an example the work of master’s studies pro-grams at the Tashkent branch of the Plekhanov Russian University of Economics.

Текст научной работы на тему «Магистерские программы и их рольв обучении будущих предпринимателей»

ствования управлением национальным экономическим потенциалом: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию образования Саратовского государственного социально-экономического университета. Саратов, 2006. С. 148-149.

4. Зверева Е.Н., Харитонова О.В. ИКТ как эффективный инструмент в современной системе образования // Статистика и экономика. 2015. № 3. С. 3-5.

5. Золенко Г.В. Проблемы эффективного поиска резервов качества на предприятиях // Наука и общество. 2013. № 2 (11). С. 160-164.

6. Золенко Г.В. Поиск резервов качества как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Наука и общество. 2014. № 2 (17). С. 130-133.

7. Иноземцева В.В. Повышение качества труда преподавателя как фактор обеспечения конкурентоспособности

вуза // Научно-методический электронный журнал « Концепт». 2016. Т. 5. С. 107-113.

8. Иноземцева В.В. Система управления знаниями в контексте обеспечения экономической безопасности бизнеса // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 105-118.

9. МалошонокН.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 59-83.

10. Филимонова И.В. Использование учебных интернет-технологий в образовательном процессе современных вузов // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2 (7). С. 70-72.

kabulov51@mail.ru Аброр Ахрорович Кабулов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры « Гуманитарные и математические дисциплины», УДК378 Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В работе дается характеристика магистерских программ. Говорится об их роли в обучении будущих предпринимателей и бизнесменов. В качестве примера приводится работа магистратуры Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Ключевые слова: магистерские программы, образование, предпринимательство, рыночные отношения.

A.A. Kabulov

MASTER'S PROGRAMS AND THEIR ROLE IN TRAINING OF FUTURE ENTREPRENEURS

The article describes characteristics of master's programs as well as discusses their role in the training of future entrepreneurs and businesspeople. In his research the author uses as an example the work of master's studies programs at the Tashkent branch of the Plekhanov Russian University of Economics.

Keywords: master's programs, education, entrepreneurship, market relations.

В современных условиях, когда процесс становления предпринимательства в Узбекистане находится на стадии развития, его дальнейшее внедрение в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики [2, с. 87].

Рыночные преобразования, происходящие в Узбекистане, например, в образовании, с новой остротой поднимают проблему определения его места и роли в странах с развивающейся, переходной экономикой, в которых довольно важной и сложной является трансформация экономических отношений и организация адекватной им системы образования [1, с. 135].

Магистерская программа - это не подготовка специалиста, а обучение будущего руководителя фирмы или компании, нацеленного на выживание на рынке и повышение доходности. Поэтому магистерские программы все больше ориентируются на реальный бизнес.

Что необходимо менеджерам для достижения успеха их бизнеса? Можно назвать следующие ключевые пункты: понимание и интеграция различных функциональных сфер бизнеса, включая маркетинг, финансы, международный бизнес, производство, информационные технологии, стратегическое видение развития компании, отрасли и глобального окружения, способность принимать решения в динамичной обстановке, умение использовать навыки межличностного общения.

По результатам изучения и анализа мнения выпускников и слушателей магистерских программ с точки зрения их ожиданий о программе и современных потребностей определено, что степень магистра означает современные знания и получение степени, которое дает возможность карьерного роста. Для того чтобы приобрести вышеназванные знания и навыки, современные менеджеры стремятся получить степень

магистра. Цель магистерских программ - это вооружение будущего поколения лидеров глобального бизнеса навыками, необходимыми для успешного ведения бизнеса в любой точке земного шара - так сформулирована цель одной из бизнес-школ США. Степень МВА - это профессиональная академическая степень в сфере управления, которая возникла в США в начале ХХ в. В 1950-60-е гг. она распространилась по всему миру и в 1990-е гг. пришла в Россию, Казахстан, позже и в Узбекистан. И это было закономерным, так как новые экономические, рыночные отношения требовали соответствующих знаний экономики и управления бизнесом.

Сегодня в Узбекистане еще нет высокого качества корпуса менеджеров отечественных предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой степень магистра - обязательная предпосылка к лидерству, своего рода пропуск в элитарные эшелоны делового мира. Идя по трудному пути проб и ошибок, стремясь удовлетворить потребности рынка в подготовке высококвалифицированных менеджеров, опираясь на многолетний опыт сотрудничества с ведущими бизнес-школами Европы, США, России и ориентируясь на отечественные потребности экономики, Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова создал магистерские программы. Они ориентируются на государственные стандарты послевузовского образования и поэтому представляют собой отражение потребностей рынка.

В настоящее время в Ташкентском филиале в магистратуре реализуются три профиля обучения: «Финансовая экономика - инвестиции», «Экономика фирмы» и «Международная экономика и бизнес». Разработанный и утвержденный государственный стандарт является положительным результатом - это существенный шаг к обеспечению качества образования и означает, что мы идем по пути стандартизации и повышения качества образования. На сегодняшний день все образовательные учреждения, преподаватели, клиенты, студенты, слушатели магистратуры и потребители выступают за качество образования [3, с. 35].

Одной из целей данного стандарта является обеспечение эквивалентности магистерского образования в условиях разнообразия программ и типов вузов, конвертируемости документов о высшем образовании для беспрепятственного присутствия филиала на международном рынке труда.

В то же время в вузах Республики Узбекистан в стандарте сформулирована цель магистратуры, а именно: подготовка специалистов с высшим научно-педагогическим и, после перехода страны на новую ступень присвоения ученой степени, научно-исследовательским образованием. При этом магистерские программы нацелены на подготовку специалистов для работы в государственных учреждениях, системе образования и научно-исследовательских организациях. В стандарте упоминается также и осуществление управленческой деятельности, но это направление не является приоритетным. Таким образом, мы видим,

что цели магистерских программ как степени для бизнеса и цели как степени для исследователей расходятся.

В вышеназванном стандарте по магистерским программам в вузах Узбекистана определено соотношение между обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору. Государственный компонент составляет около 70% от всего объема читаемых дисциплин и включает обязательные фундаментальные, социально-гуманитарные, естественнонаучные дисциплины, среди которых философия, педагогика и психология. При этом оставшиеся 30% составляют так называемый вузовский компонент, в рамках которого вуз имеет определенную свободу действий. Возможно, что такое соотношение при подготовке преподавателей и научных исследователей является правильным, но, на наш взгляд, очень сложно вместить в эти часы огромное количество дисциплин и курсов, интересующих работающих менеджеров. В этом видна существенная проблема - разрыв между потребностями рынка и нормативной базой.

Каковы же пути улучшения ситуации и сокращения разрыва между требованиями времени и нормативными документами? Нужно понимать, что научно-педагогическая и научно-исследовательская степень, которая существует и за рубежом, но под названием «Master of Philosophy», коренным образом отличается от магистерских программ, адаптированных в республике. Параллельно возникают проблемы, касающиеся содержания магистерских программ.

Магистерские программы в Ташкентском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова - это не программы подготовки научно-педагогических и научно-исследовательских специалистов, а программы подготовки руководителей фирм или компаний, нацеленных на выживание на рынке и повышение доходности. Поэтому магистерские программы данного вуза все больше ориентируются на реальный бизнес, развитие новых подходов к управлению человеческими ресурсами. В учебных программах появляются новые курсы по лидерству и коммуникациям, информационным системам менеджмента, электронная коммерция, больше внимания уделяется этическим аспектам ведения бизнеса и психологическим факторам в управлении. Вместе с тем большое значение приобретают интегрированные дисциплины по менеджменту, маркетингу, возрастает роль дисциплин по стратегии, управлению персоналом, международным аспектам бизнеса.

1. Кабулов А.А. Влияние экономической науки на рыночные преобразования общества // Векторы развития современной науки. 2016. № 1 (3). С. 135-137.

2. Кабулов А.А. Значение малого бизнеса и частного предпринимательства в развитии национальной экономики Узбекистана // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 4 (26). С. 87-89.

3. Кабулов А.А. Значение экономической науки и образования в рыночных преобразованиях общества // Наука и образование: проблемы и стратегии развития: II междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.