Научная статья на тему 'Нравственное воспитание молодежи в условиях формирования гражданского общества'

Нравственное воспитание молодежи в условиях формирования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / воспитание / учащийся / молодежь / демократические реформы / учитель. / formation / education / the pupil / youth / democratic reforms / the teacher.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание молодежи в условиях формирования гражданского общества»

Хакимов Н.Х.

д.филос.н., профессор, зав. кафедрой «Гуманитарные и математические дисциплины» Ташкентского филиала Российского экономического университета hakimovnazar@rambler.ru Кабулов А. А.

к.э.н., доцент, зам. декана факультета экономики, бизнеса и финансов Ташкентского филиала Российского экономического университета kabulov51@mail.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: образование, воспитание, учащийся, молодежь, демократические реформы, учитель. Keywords: formation, éducation, the pupil, youth, democratic reforms, the teacher.

В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах определены меры по дальнейшему совершенствованию системы образования, повышению доступности и качества образовательных услуг, а также повышению качества и эффективности деятельности учебных заведений на основе внедрения международных стандартов обучения в целях воспитания учащейся молодежи в условиях устойчивого развития.

Опрос общественного мнения, проведенный центром «Ижтимоий фикр», выявил высокую степень осведомленности граждан об Указе главы государства Шавката Мирзиёева «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» [1]. Более того, участники опроса в лице представителей различных слоев населения из всех регионов республики, мужчины и женщины разных возрастов, вероисповеданий и национальностей продемонстрировали большую заинтересованность в реализации выдвинутых в законодательном акте задач. Как показали результаты опроса, подавляющее большинство узбекистанцев в целом знает о содержании принятого 7 февраля 2017 года указа. Президент Узбекистана, объявив 2017 год Годом диалога с народом и интересов человека, стал инициатором разработки и практического внедрения новой, современной системы, служащей утверждению в жизни справедливости, обеспечению прав и интересов человека. Советуясь с народом, Президент заложил основу нового этапа развития в истории нашей страны [2].

В условиях формирования гражданского общества и углубления демократических реформ, направленных на модернизацию страны, вопросы нравственного воспитания молодежи приобретают особое значение. В процессе духовно-нравственного воспитания молодежи приоритетное место занимает непрерывное образование и деятельность образовательных учреждений.

На наш взгляд, актуальность исследования духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях, вызвана тремя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью изучения происходящих в обществе сдвигов и изменений в механизме формирования духовной культуры молодежи. Во-вторых, ролью молодежи в развитии гражданского общества, особым местом образования как фактора формирования гармонично развитого поколения. В-третьих, учитывая специфические качества и характеристики молодежи как особой социальной группы, исследование молодежной духовной культуры может определить параметры перспектив духовного развития общества.

Необходимо отметить, что молодежь - основной стратегический ресурс независимого Узбекистана. Сегодняшняя молодежь участвует в модернизации страны, в углублении демократических реформ. Государственная политика в формировании ценностных мировоззренческих основ молодых людей выделяет следующие компоненты: нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, трудолюбие, толерантность, экологическое сознание.

В нравственном воспитании молодежи определяющую роль продолжает играть непрерывное образование, которое претерпело и претерпевает значительные изменения в условиях развития гражданского общества. Передача духовного опыта предыдущих поколений и выработка молодежью своих жизненных ценностей, убеждений и осознание своих интересов происходит во многом в процессе обучения.

Нравственное воспитание в рамках молодежной политики имеет определяющее значение, обусловленное активным усвоением и переосмыслением культурных ценностей, социальных норм в период обучения. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям подвергаются ключевые элементы культуры. Так как социализация взрослых людей, как правило, уже состоялась, молодое поколение, еще находящееся в процессе социализации, адаптируется к новым условиям легче и чаще является носителем новой культуры.

Общество предъявляет молодежи все новые требования, призывая к возрождению и развитию национальной культуры, национального образования, целью которого является формирование достойного представителя культуры

своей страны. Значимую роль при выстраивании системы ценностей играет преподаватель, который обязан быть носителем и транслятором подлинно гуманистических, конструктивных ценностей и образцом ценностно-самоопреде-лившейся личности. Первостепенность духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, хорошая семья, будущее детей, дружба, что особенно важно в условиях развития гражданского общества.

В условиях углубления демократических реформ высшая школа становится основным фактором в подготовке конкурентоспособных специалистов. Следует отметить, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики связана со стремлением молодежи к профессиональной самореализации, строящейся на уверенности в себе, предприимчивости, самостоятельности, упорстве, ответственности, самосовершенствовании. Современные социально-экономические отношения требуют от молодых специалистов креативности, развития своих способностей и индивидуальности, сохранения духовной независимости и самоуважения, активных социальных контактов и социальной компетентности, то есть установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширения межличностных связей, реализации своей социальной роли.

Узбекистан занимает первое место среди стран СНГ по количеству учащихся в вузах России. О популярности российского образования в Узбекистане также говорит и тот факт, что из семи зарегистрированных и действующих здесь филиалов иностранных вузов три представляют Россию - МГУ им. М.В. Ломоносова, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Госуниверситет нефти и газа им. Губкина. В Узбекистане преподавание на русском языке ведется в 900 школах, а во всех узбекских вузах русский - обязательный предмет. Таким образом, к настоящему времени количество высших образовательных учреждений в Узбекистане достигло 59, которые эффективно функционируют вместе с 14 отделениями центральных вузов республики и 7 филиалами ведущих зарубежных университетов, которые являются важным фактором в создании условий в духовно-нравственном воспитании студентов.

Список источников

1. Мирзиёев Ш. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. - Ташкент: Узбекистон, 2017. - С. 94.

2. Новый этап развития страны. По материалам Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр // Народное слово. 2017. - 8 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.