НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКонтакте» В ВУЗОВСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ
Староверова Ксения Олеговна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: kseniya-staroverova@yandex.ru
Компьютеризация современного общества требует использования новых форм взаимодействия преподавателя и студента, в том числе с помощью социальных сетей. В статье предлагаются три направления использования социальных сетей в педагогическом процессе: для учебно-методической поддержки изучения учебных предметов; в процессе консультирования студентов-дипломников; для обеспечения технологии проектной деятельности. Автором представлены достоинства применения социальной сети «ВКонтак-те» при решении каждой из названных задач, а также определен круг возможных проблем, связанных с данной технологией, разработаны пути их решения. В качестве эмпирической базы исследования использованы результаты работы автора со студентами РЭУ им. Г. В. Плеханова, обучающимися по специальности «Таможенное дело». Ключевые слова: информационные технологии, социальная сеть, виртуальное сообщество, онлайн-консультирование, проектная работа.
THE USE OF THE SOCIAL NETWORK 'VKONTAKTE' IN UNIVERSITY
Staroverova, Kseniya O.
PhD, Assistant Professor of the Department for International Business and Customs Affairs of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation.
E-mail: kseniya-staroverova@yandex.ru
Computerization of modern society requires new forms of interaction between the lecturer and the student, including the use of social networks. The article proposes 3 lines in using social networks in the teaching process: for education and methodological support in learning subjects; for consulting graduate-students; for technological support of project work. The author presents advantages of using the social network 'VKontakte' to resolve each of the mentioned above problems and shows possible difficulties connected with this technology and ways of their settlement. As a basis of the research the author uses the results of her work with students of the Russian Plekhanov University of Economics training in specialty 'Customs'. Keywords: information technologies, social network, virtual society, on-line consulting, project work.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни общества. Удовлетворение информационно-коммуникативных потребностей современных детей и подростков происходит в основном с их использованием, что требует перестройки образовательного процесса и применения новых методов обучения.
В настоящий момент трудно представить себе старшего школьника или студента, не имеющего профиля в социальной сети («Одноклассники», «Фейсбук», «ВКонтакте» и др.). По данным социологических опросов, показатель количества пользователей социальных сетей в молодежной аудитории доходит до 98%. При этом более половины всех пользователей проводят в социальных сетях от одного до пяти часов в день. Свои страницы в сетях имеют и преподаватели, и рано или поздно большинство из них начинают выходить туда не только в личных целях, но и для рабочего взаимодействия с учениками. Однако образовательный потенциал социальных сетей, на наш взгляд, остается недооцененным. Так, анализ научных публикаций по данной теме показывает, что чаще всего исследуются коммуникативные возможности сетей в процессе обучения иностранному языку, реже - другим предметам, в основном школьной программы.
Рассмотрим направления использования социальных сетей в высшем профессиональном образовании, в частности, практику применения сети «ВКонтакте» в процессе работы со студентами специальности «Таможенное дело» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Социальная сеть «ВКонтакте» была выбрана нами по следующим причинам. Во-первых, она является самой массовой социальной сетью России [6]. На сайте зарегистрировано более трехсот миллионов пользователей [7]. При этом 24% посетителей сети из России проживают в Москве, и среди студентов эта сеть пользуется большой популярностью. Так, по опросам студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова, обу-
чающихся по специальности «Таможенное дело», из 59 учащихся пятого курса лишь один не имеет профиля в этой сети, на четвертом курсе все 49 человек зарегистрированы там. Таким образом, интерфейс «ВКонтакте» понятен студентам, что позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новой среде.
Во-вторых, «ВКонтакте» предоставляет широкие возможности для загрузки и передачи учебной информации любого формата (видео- и аудиофайлов, текстовых документов, презентаций) и в этом смысле никак не ограничивает взаимодействие и творческую фантазию ни педагога, ни обучающихся.
Для начала введем некоторые понятия и определения.
Социальная сеть - это структура узлов социальных объектов (людей или организаций), между которыми устанавливаются социальные связи и взаимоотношения. В контексте Интернета социальная сеть представляет собой веб-ресурс, на котором пользователю после регистрации предоставляется возможность заполнить свою анкету, на основании которой впоследствии будут устанавливаться межпользовательские связи. Иными словами, социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.
Основными принципами социальной сети являются [3]:
1) идентификация - возможность указать информацию о себе (имя и фамилию, школу, учебное заведение, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);
2) присутствие на сайте - возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
3) отношения - возможность описать отношения между двумя пользователями
(друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
4) общение - возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
5) группы - возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
6) репутация - возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
7) обмен - возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в качестве учебной площадки [1; 2; 5]:
1. Общение в социальной сети педагога с обучающимися бесплатно для учебного заведения.
2. Используемая в социальных сетях технология форумов и Wiki позволяет всем участникам создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность, а кроме того, обеспечивает всестороннюю оценку и сопоставление получаемой информации.
3. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
4. Социальные сети обладают ресурсами, позволяющими оперативно делиться со студентами важной информацией и делать напоминания.
5. Возможность постоянного взаимодействия студентов и преподавателей в сети в удобное для них время обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов дисциплины и проектных работ учащихся выходит за рамки аудиторных занятий, что повышает эффективность обучения.
6. Изобилие электронных устройств (смартфоны, коммуникаторы, ноутбуки,
нетбуки), а также наличие мобильного Интернета позволяют пользоваться социальной сетью в любом месте и в любое время.
7. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени усвоения материала, а общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием всех участников и оценки вклада каждого из них в коллективное творчество.
8. Поддержка учебного курса с помощью социальной сети позволяет студентам, по каким-либо причинам пропускающим занятия, не выпадать из учебного процесса.
9. Застенчивые студенты, обычно не проявляющие себя на аудиторных занятиях, в социальных сетях чувствуют себя комфортнее и становятся более активными участниками учебного процесса.
На основе имеющегося у нас опыта можно выделить три направления применения социальной сети «ВКонтакте» в учебном процессе вуза:
- для учебно-методической поддержки студентов в процессе изучения учебных предметов (в нашем случае - это дисциплины модуля «Управление таможенным делом»);
- в процессе консультирования студентов по написанию выпускной квалификационной работы;
- для обеспечения технологии проектной деятельности.
Как средство методической поддержки социальная сеть предоставляет преподавателю возможность:
- выкладывать в специально созданную в социальной сети закрытую группу тексты лекций, презентаций, вопросы и задания к семинарам, другие материалы. Закрытость группы означает, что вступление в нее возможно только по приглашению преподавателя, что исключает воз-
можность использования материалов случайными пользователями сети;
- консультировать студентов по вопросам подготовки к практическим и/или семинарским занятиям, зачетам, экзаменам. Возможны два варианта консультаций: для общих вопросов - на «стене», видимой всеми участниками группы; индивидуально - через систему личных сообщений.
Помимо названных выше можно отметить следующие преимущества использования сети «ВКонтакте» при решении данной педагогической задачи:
- более рациональное распределение времени преподавателя и студента: чаще всего студентов интересуют одни и те же вопросы, ответы на которые преподаватель может вынести на «стену», на личных же консультациях можно сосредоточиться на наиболее сложных моментах, требующих дополнительных усилий по объяснению материала;
- возможность оперативного реагирования на возникающие у студентов проблемы, что повышает, например, качество семинарских и практических занятий. С одной стороны, преподаватель может помочь справиться с трудностями подготовки к занятиям, с другой - он понимает, какие вопросы вызывали затруднение у наибольшего числа студентов. Эти вопросы можно впоследствии обсудить на аудиторных занятиях. Среди дополнительных возможностей сети «ВКонтакте» есть сервис «Статистика», по которому преподаватели могут отслеживать активность студентов в группе, какие именно разделы пользуются наибольшей популярностью, какие материалы скачиваются, какой информацией студенты делятся друг с другом путем копирования ее на свою персональную страницу [4].
Таким образом, на основе получаемой от студентов информации педагог может корректировать процесс обучения;
- возможность индивидуализации обучения - в личных сообщениях наиболее заинтересованным студентам преподаватель делится ссылками на дополнитель-
ные источники информации и другими материалами, консультирует по вопросам повышенной сложности и, таким образом, гибко выстраивает траекторию обучения каждого подопечного.
Процесс консультирования студентов по написанию дипломной работы через социальную сеть «ВКонтакте» целесообразно выстроить следующим образом. Преподаватель создает закрытую группу (в сети «ВКонтакте» такие группы называются сообществами), высылая в нее приглашения всем своим дипломникам. Основная информация в группе размещается педагогом на видимой всеми участниками группы «стене» сообщества, а также на вкладке «Обсуждения». Обсуждения структурируются по темам.
Так, при работе с дипломниками в 2014 г. нами были инициированы следующие темы: «Работа над планами дипломов», «Написание диплома», «Оформление документов по выпускной квалификационной работе» и «Общие требования к докладу и презентации».
Поскольку вне зависимости от темы любая дипломная работа по специальности «Таможенное дело» строится приблизительно по одному плану, в обсуждении «Работа над планами дипломов» был выложен образец структуры выпускной квалификационной работы (ВКР).
В обсуждение «Написание диплома» выкладывалась информация по общим вопросам содержательного наполнения частей работы, а также организационные моменты. При этом объяснялось, каким образом выстраивается логика исследования, каковы ключевые элементы введения и заключения дипломной работы, правила ее оформления, а также график предоставления частей научному руководителю и на кафедру.
Тема «Оформление документов по ВКР» содержала перечень документов, прикладываемых к дипломной работе, а также образцы бланков титульного листа, внешней рецензии, задания на написание диплома.
Наконец, обсуждение «Общие требования к докладу и презентации» содержало, соответственно, рекомендации по содержательному наполнению речи на защите дипломной работы, структуре и оформлению необходимого наглядного материала.
Все комментарии и вопросы по названным темам размещались участниками на «стене» соответствующего раздела после заглавного сообщения научного руководителя.
Для научного руководителя такой способ консультирования, безусловно, очень удобен, поскольку:
- появляется возможность консультировать студентов везде, где есть выход в Интернет, при этом не требуется специальных помещений для личных встреч;
- все необходимые документы (бланки) и информация по написанию доносятся до студентов оперативно, нет необходимости ждать даты официальной консультации по написанию работы;
- социальная сеть автоматизирует самую рутинную часть работы педагога -доведение до студентов общих правил написания работы.
Проведенный после защиты дипломных работ опрос студентов-дипломников (пяти учащихся по специальности «Таможенное дело» РЭУ им. Г. В. Плеханова, выпуск 2014 г.) показал, что они видят в описанном способе взаимодействия с научным руководителем только положительные моменты. Названные студентами преимущества можно свести к следующим:
1. Постоянная онлайн-связь с преподавателем дает ощущение психологического комфорта при написании работы. Система позволяет увидеть, прочитан ли твой вопрос научным руководителем, и даже если ответа нет, возникает уверенность, что педагог знает о проблеме.
2. Обмен информацией с преподавателем оперативнее, чем при традиционном взаимодействии через личные встречи.
3. Предоставлять написанные главы для проверки и согласования в электронном виде очень удобно. В частности, такой спо-
соб не требует дополнительных затрат на распечатку материала.
4. Происходит экономия времени как студента, так и руководителя: нет необходимости выбирать время для консультаций и длительно согласовывать его, учитывая, что руководитель курирует несколько человек и обычно назначает им консультации на один день. Кроме того, большинство студентов выпускного курса работают или подрабатывают, поэтому приезжать в вуз в строго назначенное руководителем время для них бывает проблематично.
5. Обсуждения в группе посвящены темам, актуальным для всех дипломников, и эти темы четко структурированы. Если студент что-либо забыл или недопонял, он просто открывает нужный раздел и просматривает материалы и комментарии как научного руководителя, так и своих однокурсников.
6. В системе личных сообщений информация также сохраняется в формате диалога, который можно просмотреть в любой момент. Нет необходимости, как, например, в случае с электронной почтой, искать письмо, отправленное преподавателем в ответ на какой-либо вопрос.
7. Исключается эффект «испорченного телефона», когда информация передается научным руководителем одному из студентов, а затем распространяется среди других с искажениями и дополнениями. Материалы в группе - это в определенном смысле документы, причем с точно установленным авторством. Иными словами, студент может быть уверен, что он получает информацию из первых уст.
8. Все дипломники находятся в равных условиях, в том смысле, что выложенные в группу требования к написанию выпускных работ, примеры докладов на защиту и презентаций, прочие материалы одинаково доступны участникам группы. Практически невозможна ситуация, когда руководитель кому-то дал больше установочной информации, а кому-то просто забыл или не успел ее дать.
9. Чисто психологически такая форма общения проще, она менее формальна. Притом что, разумеется, и студентами, и преподавателем соблюдаются общепринятые нормы этикета и дистанция, все учащиеся отмечают, что в социальной сети зачастую легче контактировать с научным руководителем.
При всех перечисленных плюсах следует отметить, что онлайн-консультирование является не заменой, а лишь дополнением к личным встречам со студентами, поскольку очевидно, что такой способ общения подходит для обсуждения не всех проблемных вопросов и (в силу психологических особенностей) не для всех учащихся.
В качестве примера применения социальной сети «ВКонтакте» для обеспечения технологии проектной деятельности приведем конкурс проектов-презентаций по дисциплине «Таможенный менеджмент», проведенный в 2014 г. среди студентов третьего курса специальности «Таможенное дело» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Студентам было предложено пять тем для самостоятельной разработки в течение семестра: «Основные проблемы и тенденции развития современного менеджмента», «Стратегическое управление таможенным делом в Российской Федерации», «Проблема принятия управленческих решений в таможенных органах России», «Реализация принципов программно-целевого планирования в таможенных органах Российской Федерации», «Применение принципов маркетинга в таможенных органах».
Результаты разработки любой из выбранных тем студент представлял в виде презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint.
Были сформулированы следующие требования к презентации:
- она должна максимально доходчиво раскрывать тему;
- она должна содержать схемы, таблицы, рисунки, анимационные элементы, упрощающие восприятие материала;
- автор должен привести примеры по теме, при этом они не могут быть взяты из открытых источников (в том числе из Интернета);
- список литературы должен содержать актуальные источники информации;
- объем презентации - от 20 до 40 слайдов.
В процессе работы над проектом и презентацией студенты могли неограниченно консультироваться с преподавателем.
Чтобы мотивировать учащихся, итоговая оценка проектов проходила в виде студенческого голосования за лучшую презентацию. Именно на этом этапе были задействованы возможности социальной сети «ВКонтакте».
Организационно конкурс проводился следующим образом. В социальной сети старостой потока была создана закрытая группа, куда получили приглашения все студенты и преподаватель. Обязательное условие состояло в том, чтобы профиль студента, участвующего в группе, содержал его реальную фамилию и имя. Разработчики проектов высылали свои презентации преподавателю по электронной почте. Преподаватель играл роль своеобразного предварительного «фильтра» - он оценивал проект на соответствие теме и оригинальность изложения. Так, одна из работ не была допущена до голосования, поскольку оказалась полностью взятой из Интернета. Затем удалялся титульный лист (на котором было указано имя автора), и анонимная презентация пересылалась педагогом администратору группы «ВКонтакте», чтобы тот выложил ее в сеть для голосования. Каждый участник группы мог отдать свой голос только одной презентации. Голоса отдавались путем проставления отметки «мне нравится» («лайк») под выбранной презентацией. Голосование проходило со дня открытия группы и до недели, предшествующей последнему занятию по дисциплине. Студенты, занявшие первое и второе места по итогам конкурса, получали дополнительные баллы в рамках рейтинговой системы
оценки знаний по дисциплине. Преподаватель также мог отметить лучшую, по его мнению, презентацию. Таким образом, в случае совпадения мнения преподавателя и итогов студенческого голосования имелись две лучшие презентации, в случае несовпадения - три.
В процессе обсуждения со студентами технологии проведения конкурса выяснилось, что они опасаются, во-первых, «договорного» голосования (несмотря на анонимность презентаций, при желании студентам не представляло труда их идентифицировать). Во-вторых, существовала вероятность оценки учащимися презентаций без вникания в смысл, лишь по внешним признакам (анимация, оформление). Снижение риска по первому фактору было достигнуто условием, что каждый участник может голосовать только за представителя другой группы (поток состоял из двух групп).
Что касается второго момента, то для повышения объективности голосования последнее решено было провести по двум критериям - содержание и оформление с присвоением каждому весовых коэффициентов (0,6 и 0,4 соответственно). Таким образом, за каждую презентацию студент отдавал голос дважды. Итоговая оценка каждой презентации вычислялась по формуле
Р = 0,6 • Нс + 0,4 • Но,
где Р - рейтинг презентации;
Нс - число отметок «мне нравится» за содержание презентации;
Но - число отметок «мне нравится» за оформление.
Автор проекта-презентации с наивысшим рейтингом был признан победителем конкурса по итогам студенческого голосования.
Основное достоинство описанного подхода к организации проектной работы -рост мотивации студентов, связанный, во-первых, с духом соревнования, а во-вторых, с опытом соучастия в оценке труда своих коллег. Хотя участие в проектной работе было добровольным, отметим, что
работы написали 25% студентов, а в голосовании приняло участие около 80% учащихся.
Несмотря на то, что отзывы участников конкурса были только позитивными, можно выделить ряд недостатков такого подхода. К сожалению, невозможно полностью исключить возможность сговора. Поскольку голосование проводится путем проставления отметки «мне нравится», автор каждого проекта видит, кто проголосовал за него, и в благодарность может проголосовать за этого человека. Несмотря на длительное обсуждение со студентами, мы так и не смогли выработать способы борьбы с таким недостатком, поэтому приходилось надеяться только на fair play, т. е. честность участников.
Оценка студентов достаточно субъективна. Они, в отличие от преподавателя, не являются экспертами в предметной области, поэтому лучший, с их точки зрения, проект, может не быть лучшим по существу. В этом смысле правомерным является вопрос: насколько хорошим измерителем является в данном случае коллективное мнение студентов? Для ответа на него мы показали презентации нескольким преподавателям кафедры, а затем сравнили мнение студентов с мнением экспертов. Отметим, что презентация, победившая в студенческом голосовании, была признана качественной (хотя и не лучшей) всеми преподавателями, а лучшая работа с точки зрения преподавателей получила высокий рейтинг и у студентов.
Иными словами, можно сказать, что, хотя мнение студентов и экспертов может частично не совпадать, вероятность победы проекта невысокого качества крайне мала, а плюсы от передачи студентам части преподавательских полномочий по оценке однокурсников (рост мотивации, познавательной активности учащихся) превышают риск негативных последствий такой оценки.
Выше мы обсуждали в основном преимущества использования социальных сетей в вузовском преподавании. Однако
нельзя не упомянуть и о возможных проблемах, связанных с данной технологией, в частности:
- технические неполадки могут в важный момент лишить преподавателя или студента доступа в Интернет;
- не все педагоги обладают необходимым уровнем компьютерной грамотности, для многих представляет большие трудности процесс набора текста на клавиатуре компьютера или смартфона;
- организация и поддержка учебного процесса в условиях непрерывного обучения предполагают значительные трудозатраты преподавателя и, соответственно, высокую степень мотивации к труду;
- многие преподаватели не имеют четко структурированного методического обеспечения своих дисциплин в электронном виде, читая лекции и проводя семинарские занятия на основе рукописных планов, ксерокопий отдельных статей и тому подобных материалов;
- передача авторских материалов (текстов лекций, презентаций, разработок практических заданий) в электронном виде студентам чревата их дальнейшим бесконтрольным распространением в Интернете, т. е. нарушением авторских прав преподавателя. В данном случае рассчитывать можно только на соблюдение студентами договоренности, что они будут пользоваться предоставляемыми им документами в сугубо учебных целях;
- взаимодействие через систему сообщений в социальной сети требует от студентов и преподавателя умения грамотно
формулировать свои мысли в письменной форме;
- общение в сети может сократить формальную дистанцию между преподавателем и студентом. Поскольку социальные сети изначально являются инструментом преодоления пространственных, статусных и временных границ, в них сформирован собственный стиль и этикет общения (проставление «лайков», «смайликов» и прочих символов для обозначения эмоций и т. п.). Преподаватель должен тонко чувствовать границы применения данного стиля при общении с учащимися в сети, дабы это не отразилось на его статусе в реальной жизни.
Часть названных проблем объективна, часть зависит от личных качеств участников педагогического процесса, решение же других возможно путем прохождения преподавателями соответствующих программ повышения квалификации, выработки и апробации эффективных методик применения социальных сетей в учебном процессе, материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок использования социальных ресурсов Интернета в образовании.
В заключение отметим, что сформированный нами перечень направлений использования социальных сетей в вузовском преподавании является открытым и, очевидно, будет дополняться с развитием как информационных, так и педагогических технологий.
Список литературы
1. Джабиев А. П. Перспективы интеграции научно-технологического потенциала России в мировое хозяйство // Международная торговля и торговая политика. - 2011. - № 1. - С. 45-52.
2. Зуева Т. С. Особенности проблемно-модульной технологии обучения в системе высшего профессионального образования по специальности «Таможенное дело» // Таможенное дело. - 2014. - № 3. - С. 25-29.
3. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире :
материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012. - С. 405-407.
4. Коваленко Г. А., Хаертдинова Г. А. Социальная сеть Всемирной паутины Интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «ВКонтакте») / / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: www.science-education.ru/117-13229 (дата обращения: 27.07.2015).
5. Семенова Л. В. Анализ дидактических возможностей использования группы «ВКонтакте» в учебном процессе // Сборник научных трудов SWorld. - 2014. - Т. 30. -№ 1. - С. 87-93.
6. Социально-сетевая жизнь. Исследовательский холдинг «Ромир». 21 мая 2015 года. -URL: http://romir.ru/studies/670_1432155600/ (дата обращения: 25.06.2015).
7. Статистика сайта «ВКонтакте.Ру». - URL: http://www.liveinternet.ru/stat/ vkontakte.ru/ (дата обращения: 01.07.2015).
References
1. Dzhabiev A. P. Perspektivy integratsii nauchno-tekhnologicheskogo potentsiala Rossii v mirovoe khozyaystvo [Prospects of Integration of Scientifically and Technological Potential Russia in the World Economy]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika [International Trade and Trade Policy], 2011, No. 1, pp. 45-52. (In Russ.).
2. Zueva T. S. Osobennosti problemno-modul'noy tekhnologii obucheniya v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti «Tamozhennoe delo» [Peculiarities of Problem-Module Technologies of Education in the System of Higher Professional Education on Specialization «Customs Affairs»]. Tamozhennoe delo [Customs Affairs], 2014, No. 3, pp. 2529. (In Russ.).
3. Klimenko O. A. Sotsial'nye seti kak sredstvo obucheniya i vzaimodeystviya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Social Networks as a Way of Learning and Communication in Educational Process]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire, materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Sankt-Peterburg, fevral 2012 g.) [Theory and Practice of Contemporary Education, Materials of the International Research Conference. Saint Petersburg, February 2012]. Saint Petersburg, Renome, 2012, pp. 405-407. (In Russ.).
4. Kovalenko G. A., Khaertdinova G. A. Sotsial'naya set' Vsemirnoy pautiny Internet kak potentsial'naya model' obucheniya (na primere sotsial'noy seti «VKontakte») [Social Network of a World Wide web the Internet as a Potential Model of Training (on the example of a social network of «VKontakte»)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, No. 3. (In Russ.). Available at: www.science-education.ru/117-13229 (accessed 27.07.2015).
5. Semenova L. V. Analiz didakticheskikh vozmozhnostey ispol'zovaniya gruppy «VKontakte» v uchebnom protsesse [Analysis of Didactic Possibilities of Usage Social Network «VKontakte» in Learning]. Sbornik nauchnykh trudov SWorld [Proc. SWorld], 2014, Vol. 30, No. 1, pp. 87-93. (In Russ.).
6. Sotsial'no-setevaya zhizn'. Issledovatel'skiy kholding «Romir». 21 maya 2015 goda [Social Network Life]. (In Russ.). Available at: http://romir.ru/studies/670_1432155600/ (accessed 25.06.2015).
7. Statistika sayta «VKontakte.Ru» [Statistics of «Vkontakte.ru»]. (In Russ.). Available at: http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/ (accessed 01.07.2015).