Научная статья на тему 'Преподавание дисциплины «Сопротивление материалов» в университете — классика или инновации?'

Преподавание дисциплины «Сопротивление материалов» в университете — классика или инновации? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / РЕЙТИНГ / STRENGTH OF MATERIALS / STUDY PROCESS / PRESENTATION / GRAPHIC SOLUTION / MARK EVALUATION / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабанов Виктор Иванович, Лилкова-маркова Светлана

Представлены результаты наблюдений, апробации современных методических разработок за длительный период преподавания дисциплины в России и Болгарии, а также некоторые современные методы и приемы для повышения качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабанов Виктор Иванович, Лилкова-маркова Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TEACHING “STRENGTH OF MATERIALS” SUBJECT CLASSICS OR INNOVATIONS?12University on Architecture, Building and Geodesy

The paper presents the investigation results, long-term approbation of modern methodical materials in Russia and Bulgaria, as well as some modern methods and approaches for study process quality improving.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплины «Сопротивление материалов» в университете — классика или инновации?»

вокупности ресурсов организации с позиции ее конкурентных преимуществ;

• все ресурсы образовательной системы можно условно разделить на собственно ресурсы — это активы, принадлежащие учебному процессу и способности — это то, что организация в лице ее субъектов способна делать в ответ на изменения и запросы внешней среды;

• ресурсы обладают признаками разнообразия, кратковременности существования, возможностью передачи и воспроизводства, поэтому процесс ресурсообеспечения вариативен по формам и методам и непрерывен во времени;

• основными источниками ресурсообеспечения являются государственное бюджетное финансирование, фандрайзинг и самообучение организации.

Список литературы

1. Лизинский, В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // За-

вуч. Управление современной школой. — 2006. — № 3. — С. 123-127.

2. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. — 5-е изд.: пер. с англ. / Р.М. Грант; под ред.

B.Н. Фунтова. — СПб.: Питер, 2О08. — 560 с.

3. Лизинский, В.М.Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой. — 2006. — № 6. —

C. 132-143.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 536 с.

5. Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. — М.: ТЕИС, 2003. — С. 51.

6. Горбунова, Т.В. Система управления качеством экономической подготовки специалистов / Т.В. Горбунова, Т.Н. Субботина // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1 (31). — С. 14-19.

7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. / П. Сен-ге. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 408 с.

УДК 378.147:539.3/.6

B.И. Балабанов, доктор техн. наук

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

C.В. Лилкова-Маркова, доктор-инженер

Университет по архитектуре, строительству и геодезии, г. София (Болгария)

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» В УНИВЕРСИТЕТЕ — КЛАССИКА ИЛИ ИННОВАЦИИ?

Главная задача преподавателя в высшем учебном заведении — познакомить студентов с основным содержанием изучаемого предмета в соответствии с программой и календарно-тематическими планами дисциплины. Способ представления материала в университете существенно отличается от обучения в школе: студенты сами должны иметь высокую мотивацию и относиться более ответственно к воспринятию и изучению учебного материала.

Дисциплина «Сопротивление материалов» является составной частью многих инженерных навыков и знаний, поэтому ее хорошее усвоение студентом является значимым для формировании будущего специалиста. При этом у студентов именно с сопроматом возникают определенные сложности по пониманию и усвоению материала, особенно у тех, которые занимаются недостаточно систематично и старательно.

Все это порождает у преподавателя необходимость поиска новых методов и подходов для организации учебного процесса и форм контроля

48

преподавания дисциплины «Сопротивление материалов».

На основании результатов наблюдений, апробации современных методических разработок и достаточно длительного опыта преподавания дисциплины в России и Болгарии проанализировать имеющиеся проблемы и предложить некоторые современные методы и приемы для повышения качества учебного процесса.

Новые компютерные технологии непрерывно развиваются и внедряются в различные области практической деятельности человека. Почти во всех сферах жизни готовятся и проводятся специальные презентации материала на экране, в том числе такие методы все чаще применяются и в учебном процессе. Бытует мнение, что такое преподавание дисциплин спообствует даже лучшему усвоению материала, чем, например, лабораторные работы на конкретных машинах и установках, при значительно более низкой стоимости и большей доступности таких методик преподавания.

Как считают авторы, при обучении сопротивления материалов компьютерная презентация полезна только для вводной (первой) лекции.

Следующие основные темы и разделы дисциплины (внутренние усилия, напряженное и деформированное состояния) студенты восприни-мут лучше, когда преподаватель объясняет материал с записью основных формул и зависимостей на доске.

Презентация полезна, когда студенты уже полностью изучат все виды нагрузок конструкторских элементов. Лектор может показать учащимся на презентации различные виды напряжений и деформации и вместе с ними порассуждать об имеющемся сходстве и различии условий нагружения: растяжении-сжатии, сдвиге, кручении, изгибе, а также особенности расчетов при простом и сложном сопротивлении стержней.

Одной из тем, в которой рассматривается графическое решение задач, является тема для расчета напряженного состояния при плоском (двухмерном) нагружении.

В Университете по архитектуре, строительству и геодезии (УАСГ, София) был проведен эксперимент со студентами, обучаемыми на болгарском языке. Они должны были выполнить курсовую работу, при этом студенты должны были сами выбрать и решить задачу по одному из методов — аналитическому или графическому. Оказалось, что около 80 % студентов воспользовались уравнениями Мора, а еще около 8 % решили задание двумя методами.

Это можно объяснить тем, что графическое решение имеет свои преимущества для студента, так как оно: легко воспринимается; легко выполняется; более нагляднее аналитического.

Эти студенты (8 %) скорее всего поступили в университет с желанием учиться.

Особо следует остановиться на результатах обучающихся в Болгарии турецких студентов. С учетом того, что их школьная математическая подготовка очень низкая, они решали задачу о двумерном напряженном состоянии аналитическим методом. При этом по аналогии с ранее решаемыми примерами они вносили свои данные в расчетные формулы без особого понимания. Аналогичные проблемы отмечаются при обучении российских студентов, имеющих недостаточно высокий уровень школьной математической подготовки.

В целях более глубокого изучения материала и развития практических навыков решения задач рекомендуется большее внимание уделять графическим методам выполнения заданий по сопротивлению материалов.

Существующая в российских вузах пятибалльная, а в болгарских вузах шестибалльная система оценок фактически является четырехбалльной

(оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»), что не оставляет преподавателю возможности для более дифференцированного отношения к успеваемости студентов. В том числе и поэтому в процентном отношении более 60 % оценок по сопротивлению материалов являются «удовлетворительными», причем часть из них ближе к неудовлетворительным, нежели к оценке «хорошо».

Разработка и применение балльной системы (в ее различных вариантах в России и Болгарии) для управления и контроля учебного процесса позволяет более дифференцированно и качественно оценить уровень подготовки студента по данной дисциплине [1].

Существенным элементом самостоятельной работы студентов является научно-исследовательская работа (НИРС) под руководством и при помощи преподавателей соответствующей кафедры, а также организация и проведение факультетских и общеуниверситетских олимпиад по изучаемым дисциплинам, что также отражается на суммарном балльном рейтинге участвующих в данных мероприятиях студентов [2].

В связи с доступностью обучения в Интернете отмечается повышение активности родителей, которые следят по мониторингу за успеваемостью своих детей, что также сказывается на результатах экзаменационных оценок.

Имеющийся многолетний опыт применения балльно-рейтинговой оценки знаний студентов по сопротивлению материалов показывает, что ее использование позволяет более дифференцированно относиться к знаниям студента, способствует их большему стимулированию к обучению, заметно повышает успеваемость студентов [3].

Внедрение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов в университете требует проведения значительной по объему и сложной по содержанию организационной работы.

В заключение следует сделать следующие выводы и предложения.

1. В начале и в конце курса обучения по сопротивлению материалов рекомендуется представлять изучаемый материал в виде компьютерных презентаций. Изучив до этого все темы дисциплины, студенты будут в состоянии понять единство решения различных задач.

2. Наряду с классическим методами решения задач по сопротивлению материалов в вузе рекомендуется особое внимание уделять различным подходам и методикам выполнения задач и курсовых проектов.

3. Разработка и применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов способствует

не только повышению их успеваемости, но и открытости учебного процесса в университете.

Список литературы

1. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.

2. Балабанов, В.И. Методические основы организации и проведения всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов / В.И. Балабанов, Н.А. Выскребенцев, В.Ю. Бойков // Вестник МГАУ. Теория и практика педагогической работы. — 2009. — № 2. — С. 89-93.

3. За някои аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисциплини / В.И. Балабанов [и др.] // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». — София. — 2008. — Т. II, УШ-1-5.

УДК 37.015.3:159.9

А.Я. Голубчиков, доктор филос. наук А.Н. Скороходов, доктор техн. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Становление и развитие человеческого рода обусловлено определенной мерой успеха. Успех — необходимый элемент деятельности человека в различных сферах. Познание окружающего мира — условие успешной деятельности человека. Образовательная деятельность предполагает взаимосвязь субъекта и объекта познания более или менее успешную по результату образовательного процесса. Представленная тема статьи, следовательно, актуальна и в теоретическом, и в практическом плане.

Теоретически существует множество представлений о «философии успеха» на уровне философских или психологических обобщений. Не выяснены общие закономерности достижения успеха и возможности использования их для достижения успеха в образовательном процессе [1-4].

Успех имеет субъективную сторону, как удовлетворенность своей деятельностью, реализацией своих потребностей; и объективную сторону, как определенные результаты деятельности, значимые и положительно оцениваемые другими людьми, коллективами и т. п. Корреляция самооценки и оценки очень важна для успешной деятельности личности. Состояние субъективного самоутверждения побуждает к активности в данной и в других видах деятельности. Но личность может быть удовлетворена в репродуктивной деятельности, и в таком случае результаты ее успеха измеряются преимущественно количественными характеристиками (больше материальных благ, например, или их уже достаточно). Образовательный процесс в идеале должен быть продуктивной деятельностью. Вспомним: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

К сожалению, образовательный процесс в нашей стране в школах, лицеях, вузах в разной степе-

50

ни, но все же «наполнение сосуда», а не побуждение к творчеству. Это явилось первой причиной идеи разработки спецкурса «Философия успеха», который послужил бы «инструментом» для достижения успеха в образовательном процессе, для превращения его в репродуктивную деятельность. Другой причиной создания такого спецкурса явилась общественная ситуация перехода от плановой экономики и утверждения социального равенства к рыночной экономике с жесткими требованиями к личности для выживания и успеха в такой среде.

Два аспекта спецкурса оказываются тесно взаимосвязанными. Успех в образовательном процессе субъективно создает уверенность успеха в других видах деятельности, а объективно позволяет повысить «надежность» личности в социальной среде, сущность которой — товарные отношения. Стоимость личностных качеств (уровня знаний, опыта) как товара может постоянно расти в непрерывном образовательном процессе. Такова посылка... Но что же такое «философия успеха»? Каковы общие закономерности достижения успеха? Как они должны быть выражены в спецкурсе, как в инструменте достижения успеха в образовательном процессе?

Очевидно, что успех невозможен без деятельности, ее результат и позволяет судить о мере успеха. Категория «деятельность» исследовалась в философии и психологии (Г.В. Гегель, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Батищев и др.). В структуре деятельности обычно выделяются такие взаимосвязанные элементы, как «мотив», «цель», «способ», «результат».

Поступок, как элементарный акт деятельности, включает в себя: потребность, интерес, мотив (решение) и действие. Указанные четыре эле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.