вокупности ресурсов организации с позиции ее конкурентных преимуществ;
• все ресурсы образовательной системы можно условно разделить на собственно ресурсы — это активы, принадлежащие учебному процессу и способности — это то, что организация в лице ее субъектов способна делать в ответ на изменения и запросы внешней среды;
• ресурсы обладают признаками разнообразия, кратковременности существования, возможностью передачи и воспроизводства, поэтому процесс ресурсообеспечения вариативен по формам и методам и непрерывен во времени;
• основными источниками ресурсообеспечения являются государственное бюджетное финансирование, фандрайзинг и самообучение организации.
Список литературы
1. Лизинский, В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // За-
вуч. Управление современной школой. — 2006. — № 3. — С. 123-127.
2. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. — 5-е изд.: пер. с англ. / Р.М. Грант; под ред.
B.Н. Фунтова. — СПб.: Питер, 2О08. — 560 с.
3. Лизинский, В.М.Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой. — 2006. — № 6. —
C. 132-143.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 536 с.
5. Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. — М.: ТЕИС, 2003. — С. 51.
6. Горбунова, Т.В. Система управления качеством экономической подготовки специалистов / Т.В. Горбунова, Т.Н. Субботина // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1 (31). — С. 14-19.
7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. / П. Сен-ге. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 408 с.
УДК 378.147:539.3/.6
B.И. Балабанов, доктор техн. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
C.В. Лилкова-Маркова, доктор-инженер
Университет по архитектуре, строительству и геодезии, г. София (Болгария)
ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» В УНИВЕРСИТЕТЕ — КЛАССИКА ИЛИ ИННОВАЦИИ?
Главная задача преподавателя в высшем учебном заведении — познакомить студентов с основным содержанием изучаемого предмета в соответствии с программой и календарно-тематическими планами дисциплины. Способ представления материала в университете существенно отличается от обучения в школе: студенты сами должны иметь высокую мотивацию и относиться более ответственно к воспринятию и изучению учебного материала.
Дисциплина «Сопротивление материалов» является составной частью многих инженерных навыков и знаний, поэтому ее хорошее усвоение студентом является значимым для формировании будущего специалиста. При этом у студентов именно с сопроматом возникают определенные сложности по пониманию и усвоению материала, особенно у тех, которые занимаются недостаточно систематично и старательно.
Все это порождает у преподавателя необходимость поиска новых методов и подходов для организации учебного процесса и форм контроля
48
преподавания дисциплины «Сопротивление материалов».
На основании результатов наблюдений, апробации современных методических разработок и достаточно длительного опыта преподавания дисциплины в России и Болгарии проанализировать имеющиеся проблемы и предложить некоторые современные методы и приемы для повышения качества учебного процесса.
Новые компютерные технологии непрерывно развиваются и внедряются в различные области практической деятельности человека. Почти во всех сферах жизни готовятся и проводятся специальные презентации материала на экране, в том числе такие методы все чаще применяются и в учебном процессе. Бытует мнение, что такое преподавание дисциплин спообствует даже лучшему усвоению материала, чем, например, лабораторные работы на конкретных машинах и установках, при значительно более низкой стоимости и большей доступности таких методик преподавания.
Как считают авторы, при обучении сопротивления материалов компьютерная презентация полезна только для вводной (первой) лекции.
Следующие основные темы и разделы дисциплины (внутренние усилия, напряженное и деформированное состояния) студенты восприни-мут лучше, когда преподаватель объясняет материал с записью основных формул и зависимостей на доске.
Презентация полезна, когда студенты уже полностью изучат все виды нагрузок конструкторских элементов. Лектор может показать учащимся на презентации различные виды напряжений и деформации и вместе с ними порассуждать об имеющемся сходстве и различии условий нагружения: растяжении-сжатии, сдвиге, кручении, изгибе, а также особенности расчетов при простом и сложном сопротивлении стержней.
Одной из тем, в которой рассматривается графическое решение задач, является тема для расчета напряженного состояния при плоском (двухмерном) нагружении.
В Университете по архитектуре, строительству и геодезии (УАСГ, София) был проведен эксперимент со студентами, обучаемыми на болгарском языке. Они должны были выполнить курсовую работу, при этом студенты должны были сами выбрать и решить задачу по одному из методов — аналитическому или графическому. Оказалось, что около 80 % студентов воспользовались уравнениями Мора, а еще около 8 % решили задание двумя методами.
Это можно объяснить тем, что графическое решение имеет свои преимущества для студента, так как оно: легко воспринимается; легко выполняется; более нагляднее аналитического.
Эти студенты (8 %) скорее всего поступили в университет с желанием учиться.
Особо следует остановиться на результатах обучающихся в Болгарии турецких студентов. С учетом того, что их школьная математическая подготовка очень низкая, они решали задачу о двумерном напряженном состоянии аналитическим методом. При этом по аналогии с ранее решаемыми примерами они вносили свои данные в расчетные формулы без особого понимания. Аналогичные проблемы отмечаются при обучении российских студентов, имеющих недостаточно высокий уровень школьной математической подготовки.
В целях более глубокого изучения материала и развития практических навыков решения задач рекомендуется большее внимание уделять графическим методам выполнения заданий по сопротивлению материалов.
Существующая в российских вузах пятибалльная, а в болгарских вузах шестибалльная система оценок фактически является четырехбалльной
(оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»), что не оставляет преподавателю возможности для более дифференцированного отношения к успеваемости студентов. В том числе и поэтому в процентном отношении более 60 % оценок по сопротивлению материалов являются «удовлетворительными», причем часть из них ближе к неудовлетворительным, нежели к оценке «хорошо».
Разработка и применение балльной системы (в ее различных вариантах в России и Болгарии) для управления и контроля учебного процесса позволяет более дифференцированно и качественно оценить уровень подготовки студента по данной дисциплине [1].
Существенным элементом самостоятельной работы студентов является научно-исследовательская работа (НИРС) под руководством и при помощи преподавателей соответствующей кафедры, а также организация и проведение факультетских и общеуниверситетских олимпиад по изучаемым дисциплинам, что также отражается на суммарном балльном рейтинге участвующих в данных мероприятиях студентов [2].
В связи с доступностью обучения в Интернете отмечается повышение активности родителей, которые следят по мониторингу за успеваемостью своих детей, что также сказывается на результатах экзаменационных оценок.
Имеющийся многолетний опыт применения балльно-рейтинговой оценки знаний студентов по сопротивлению материалов показывает, что ее использование позволяет более дифференцированно относиться к знаниям студента, способствует их большему стимулированию к обучению, заметно повышает успеваемость студентов [3].
Внедрение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов в университете требует проведения значительной по объему и сложной по содержанию организационной работы.
В заключение следует сделать следующие выводы и предложения.
1. В начале и в конце курса обучения по сопротивлению материалов рекомендуется представлять изучаемый материал в виде компьютерных презентаций. Изучив до этого все темы дисциплины, студенты будут в состоянии понять единство решения различных задач.
2. Наряду с классическим методами решения задач по сопротивлению материалов в вузе рекомендуется особое внимание уделять различным подходам и методикам выполнения задач и курсовых проектов.
3. Разработка и применение балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов способствует
не только повышению их успеваемости, но и открытости учебного процесса в университете.
Список литературы
1. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.
2. Балабанов, В.И. Методические основы организации и проведения всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов / В.И. Балабанов, Н.А. Выскребенцев, В.Ю. Бойков // Вестник МГАУ. Теория и практика педагогической работы. — 2009. — № 2. — С. 89-93.
3. За някои аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисциплини / В.И. Балабанов [и др.] // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». — София. — 2008. — Т. II, УШ-1-5.
УДК 37.015.3:159.9
А.Я. Голубчиков, доктор филос. наук А.Н. Скороходов, доктор техн. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Становление и развитие человеческого рода обусловлено определенной мерой успеха. Успех — необходимый элемент деятельности человека в различных сферах. Познание окружающего мира — условие успешной деятельности человека. Образовательная деятельность предполагает взаимосвязь субъекта и объекта познания более или менее успешную по результату образовательного процесса. Представленная тема статьи, следовательно, актуальна и в теоретическом, и в практическом плане.
Теоретически существует множество представлений о «философии успеха» на уровне философских или психологических обобщений. Не выяснены общие закономерности достижения успеха и возможности использования их для достижения успеха в образовательном процессе [1-4].
Успех имеет субъективную сторону, как удовлетворенность своей деятельностью, реализацией своих потребностей; и объективную сторону, как определенные результаты деятельности, значимые и положительно оцениваемые другими людьми, коллективами и т. п. Корреляция самооценки и оценки очень важна для успешной деятельности личности. Состояние субъективного самоутверждения побуждает к активности в данной и в других видах деятельности. Но личность может быть удовлетворена в репродуктивной деятельности, и в таком случае результаты ее успеха измеряются преимущественно количественными характеристиками (больше материальных благ, например, или их уже достаточно). Образовательный процесс в идеале должен быть продуктивной деятельностью. Вспомним: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
К сожалению, образовательный процесс в нашей стране в школах, лицеях, вузах в разной степе-
50
ни, но все же «наполнение сосуда», а не побуждение к творчеству. Это явилось первой причиной идеи разработки спецкурса «Философия успеха», который послужил бы «инструментом» для достижения успеха в образовательном процессе, для превращения его в репродуктивную деятельность. Другой причиной создания такого спецкурса явилась общественная ситуация перехода от плановой экономики и утверждения социального равенства к рыночной экономике с жесткими требованиями к личности для выживания и успеха в такой среде.
Два аспекта спецкурса оказываются тесно взаимосвязанными. Успех в образовательном процессе субъективно создает уверенность успеха в других видах деятельности, а объективно позволяет повысить «надежность» личности в социальной среде, сущность которой — товарные отношения. Стоимость личностных качеств (уровня знаний, опыта) как товара может постоянно расти в непрерывном образовательном процессе. Такова посылка... Но что же такое «философия успеха»? Каковы общие закономерности достижения успеха? Как они должны быть выражены в спецкурсе, как в инструменте достижения успеха в образовательном процессе?
Очевидно, что успех невозможен без деятельности, ее результат и позволяет судить о мере успеха. Категория «деятельность» исследовалась в философии и психологии (Г.В. Гегель, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, С.Л. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев, Г.С. Батищев и др.). В структуре деятельности обычно выделяются такие взаимосвязанные элементы, как «мотив», «цель», «способ», «результат».
Поступок, как элементарный акт деятельности, включает в себя: потребность, интерес, мотив (решение) и действие. Указанные четыре эле-