Научная статья на тему 'Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов'

Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабанов В. И., Недев В. С., Лилкова-маркова С. В., Киндова-петрова Д. Д.

Представлены результаты разработки и применения балльно-рейтинговых систем обучения для контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов в ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина», Высшем транспортном училище «Тодор Каблешков» и Университете по архитектуре, строительству и геодезии (София, Болгария).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабанов В. И., Недев В. С., Лилкова-маркова С. В., Киндова-петрова Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING OUT AND APPLICATION OF BALLNO-RATING MONITORING SYSTEMS AND AN ESTIMATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS ON RESISTANCE OF MATERIALS

Results of working out and application of ball-rating systems of training for the control and an estimation of knowledge of students on resistance of materials in «Moscow state agroengineering university of V.R Goryachkin», the Higher transport school« Todor Kableshkov " and University on architecture, building and a geodesy (Sofia, Bulgaria) are presented.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов»

УДК 378:539.3/.6

В.И. Балабанов, доктор техн. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

B.С. Недев, доцент, доктор-инженер

Высшее транспортное училище «Тодор Каблешков» (София, Болгария)

C.В. Лилкова-Маркова, доцент, доктор-инженер Д.Д. Киндова-Петрова, главный ассистент-инженер Университет по архитектуре, строительству и геодезии (София, Болгария)

разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов

Основными факторами, влияющие на результаты текущего и заключительного контроля знаний студентов, являются их мотивация при изучении соответствующей учебной дисциплины, а также систематичность изучения и усвоение преподаваемого материала во время всего периода обучения. Сопротивление материалов — дисциплина группы общетехнических, отличающаяся, с одной — особой ролью при формировании инженерного подхода и способа мышления, с другой стороны, часто имеющая сложности при ее усвоении, особенно у студентов, занимающихся недостаточно систематично и старательно. Это порождает необходимость поиска новых методов и подходов для организации учебного процесса и форм контроля, позволяющих при этом иметь перманентную открытость и высокую мотивацию при усвоении знаний и получении инженерных навыков в области сопротивления материалов.

В последние годы значительно возросла мобильность студентов как в национальном, так и в международном плане. Это делает актуальным вопрос синхронизации, насколько это возможно, учебных программ и применяемых систем контроля и оценки знаний студентов по одинаковым изучаемым дисциплинам. Возможности Интернета позволяют использовать опыт не только различных вузов одной страны, но применять и учитывать международный опыт по этой проблеме.

В настоящее время в России и за рубежом, например в Болгарии, разрабатывают, экспериментируют и применяют различные балльно-рейтинговые системы (БРС) для реализации вышеуказанных целей. Основой для этого являются международные и национальные руководящие документы. Так, в ФГОУ ВПО МГАУ такая система была разработана на основании и в соответствии с методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Министерства образования № 2654 от 11.07.2002 г., и приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации № 40 от 15.02.2005 г. «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».

При разработке данного положения был проанализирован опыт внедрения балльно-рейтинговой системы в ряде российских вузов, среди них Курская ГСХА, Тульский ГПТУ, Академия управления им. Плеханова, учтен опыт кафедры сопротивления материалов МИИСП им. В.П. Горячкина по модульной системе обучения, применявшейся на кафедре в 80-90-е годы прошлого столетия.

Основными целями в разных разработках систем оценки и контроля знаний являются:

• создание организационных и методических предпосылок для глубокого, планомерного и ритмического усвоения знаний, умений и навыков, связанных с предметом изучаемой дисциплины [1-3];

• проведение объективного текущего и заключительного контроля учебного процесса [4-7];

• повышение открытости и доступности как уровня освоения материала студентами, так и контроля их текущей и итоговой успеваемости преподавателями [8].

Основными задачами различных БРС являются:

• повышение мотивации студентов к освоению дисциплин путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

• повышение уровня организации образовательного процесса на факультете и в вузе;

• стимулирование студентов к регулярной самостоятельной учебной работе по дисциплине;

• стимулирование студентов к участию в научноисследовательской деятельности, а также ряд других [8].

При реализации поставленных целей на первом месте стоит повышение мотивации студентов для усвоения изучаемой дисциплины и совершенствование организации учебного процесса.

147

Важнейшую роль в этом вопросе выполняют факторы, способствующие стимулированию регулярной самостоятельной работы студентов с выполнением достаточных по объему и глубине индивидуальных заданий по дисциплине. Существенным элементом самостоятельной работы студентов, особенно с аффинитетом к изучаемой дисциплине, является научно-исследовательская работа (НИРС) под руководством и при помощи преподавателей соответствующей кафедры, а также организация и проведение факультетских и общеуниверситетских олимпиад по изучаемым дисциплинам.

Введение дифференцированной системы для управления и контроля учебного процесса предполагает проведение значительной по объему и сложной по содержанию организационной работы, которая возможна только при всесторонней и действенной поддержки руководящих лиц и коллективных органов управления вузом (ученых советов факультетов и вуза).

Подготовительную работу необходимо начать заранее уже при разработке учебных планов и программы по дисциплине. Так, на факультете технического сервиса в МГАУ подготовка к внедрению БРС, разработка положения, а затем учебной программы и календарного плана преподавания дисциплины сопротивления материалов велась в течение всего предыдущего внедрению учебного года.

Разработанное положение было обсуждено и одобрено на заседании ученого совета и утверждено деканом факультета ТС в АПК. В дополнение к нему был разработан экспериментальный календарный план, который также утвержден деканом факультета.

Следующий этап включает изготовление и утверждение методики контроля и оценки учебного процесса. Этот этап должен быть более динамичным и должен учитывать особенности, связанные со спецификой конкретной дисциплины и обучаемого состава студентов (факультет, специализация, уровень подготовки и начальной мотивации); указываются функции преподавателя, связанные с применением им данной системы, сроков и форм текущего и заключительного контроля и др. Подробно описываются критерии, подлежащие контролю, соответствующие балльные шкалы оценки. Определяется способ и даты формирования текущих и окончательных оценок, а также способов их публичной доступности.

Само положение и календарный план представлены как на доске объявлений факультета, так и в Интернете на странице кафедры сопротивления материалов МГАУ для всеобщего ознакомления и руководства.

Чаще всего система контроля и оценки реализуется в виде дифференцированной многокритериальной балльно-рейтинговой (в болгарском варианте — точечной) системы.

148

Балльно-рейтинговая система (БРС) оценки успеваемости студентов — система организации освоения дисциплин по специальностям высшего профессионального образования, основанная на блочном построении учебного процесса, с оценкой знаний обучающегося в виде суммы баллов (точек) за каждый из них. При этом «рейтинг» — индивидуальный накопительный индекс студента.

Балльно-рейтинговая система, разработанная на факультете ТС и применяемая на кафедре «Сопротивление материалов» МГАУ в виде эксперимента используется при изучении соответствующей дисциплины. Ее особенности заключаются в следующем.

Балльная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и на экзамене (выходной контроль). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по текущей успеваемости, 60, а на выходном контроле — 40.

Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих: посещаемость — до 15 баллов; контрольные мероприятия (выполнение расчетно-графических заданий, контрольные работы (защита заданий), защита цикла лабораторных работ) первой половины семестра (к первой аттестации) — до 15 баллов и второй половины семестра (ко второй аттестации) — до 25 баллов. Количество и сроки контрольных мероприятий, количество баллов, выделяемое на каждое из них, определяется кафедрой в соответствии с рабочей программой и календарным планом.

Итоги текущей успеваемости подводятся дважды: первая аттестация — по состоянию на 31 марта в весеннем семестре и на 31 октября в осеннем семестре; вторая аттестация — за 5 дней до окончания семестра.

Максимально возможный рейтинг за работу в семестре — 60 баллов, а максимально возможный рейтинг, который можно получить на экзамене, 40 баллов, т. е. оценку «удовлетворительно» (но не выше) можно получить вообще без экзамена. Для более высокой оценки можно заработать дополнительные баллы до экзамена за научный или социальный рейтинг, которые добавляются к суммарно накопленному рейтингу за семестр.

Научный рейтинг — рейтинговая оценка по этому модулю проставляется один раз по итогам научной работы студента в семестре — до 25 баллов. Для оценки научного модуля используют рекомендации, приведенные в табл. 1. Если по совокупности показателей оценка превышает 25 баллов, засчитывается максимально возможная оценка — 25 баллов.

Социальный рейтинг — до 15 баллов — оценка этого модуля проставляется один раз за семестр на основе сведений, накопленных заместителем де-

Показатели и оценки научного рейтинга

Показатель Балл Показатель Балл

Участие в научных конференциях Публикация научных статей

Международная 15 Международная или цент- 15

ральная печать

Всероссийская 12 Межвузовский сборник 10

Окружная (городская) 9 Вузовский сборник 7

Внутривузовская 6 Тезисы докладов 5

Изобретательская работа Участие в олимпиаде +

призовое место)

Получение патента 25 Республиканская 15 (10)

Получение свидетель- 10 Городская (окружная) 10 (5)

ства о рационализаторском

предложении

Подача заявки 5 Внутривузовская 5 (3)

Участие в научных выставках + Участие в конкурсах НИРС +

(призовое место) (призовое место)

Международная 15 (10) Международный 15 (10)

Всероссийская 12 (9) Всероссийский 12 (9)

Окружная (городская) 9 (6) Окружной (городской) 9 (6)

Внутривузовская 6 (4) Внутривузовский 6 (4)

кана по воспитательной работе в течение семестра с привлечением куратора, коменданта общежития, студенческих общественных организаций, кафедры физического воспитания и других субъектов учебно-воспитательного процесса. Для оценки социального модуля используют рекомендации, приведенные в табл. 2. При этом максимальная рейтинговая оценка по этому модулю ограничивается уровнем 15 баллов.

Таблица 2

Показатели и оценки социального рейтинга (для профильных кафедр)

Показатель Балл

Руководящая работа в общественных студенческих организациях

Вуз 5

Факультет 4

Курс 3

Группа 2

Участие в спортивно-массовых соревнованиях + (призовое место)

Всероссийские 5 (4)

Городские (областные) 4 (3)

Внутривузовские 3 (2)

Факультетские 2 (1)

Участие в культурно-массовых мероприятиях + (призовое место)

Городские (областные) 5 (3)

Внутривузовские 3 (2)

Факультетские 2 (1)

Прочая общественно полезная работа 2

Таблица 1 Накопленная общая сумма

баллов преобразуется в принятую академическую шкалу оценки по следующей зависимости: 50 до 70 баллов — «удовлетворительно», 71 до 85 баллов — «хорошо» и от 86 до 100 баллов — «отлично». При этом в зачетную книжку студента заносится только результирующая оценка по принятой академической шкале (рис. 1).

Подобная система для оценивания применяется и в Университете по архитектуре, строительству и геодезии (УАСГ) в Болгарии. Здесь акцент поставлен на заключительный контроль.

Дисциплину «Сопротивление материалов» в УАСГ также изучают в течение двух семестров. Текущая работа контролируется выполнением и защитой курсовых задач (шесть — в первом и семь — во втором семестре) и контрольные работы (одна — в первом семестре и две — во втором). Для успешно выполненных контрольных работ одинаково для двух семестров предусмотрено до 13 точек (т. е. баллов). Заключительный контроль проводится в виде письменного экзамена из двух частей. В первой части даются две задачи, охватывающие весь изучаемый материал. Их решение оценивается максимум в 100 точек. Ко второй (теоретической) части экзамена допускаются студенты с результатом после первой части более чем 40 точек. Теоретическая часть экзамена включает 10 вопросов (одинаковых для всех студентов в день экзамена), охватывающих весь изучаемый материал. Эта часть оценивается также максимум в 100 точек. Итоговое число точек (баллов) получается как сумма (рейтинг) точек текущей работы в двух семестрах и результатов двух частей экзамена. После его деления на два определяется рейтинг, по которому оформляется окончательная оценка. Точки приво-

100

80

60

40

20

0

100

\ 5 8

50

7//

%

1 „ 1 - 1 ^

Академическая оценка Рис. 1. Перевод баллов в академические оценки Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008------------ --------------------------149

дятся по академической шкале в следующем соотношении: 40 до 49 точек — «средний», 50 до 69 точек — «добрый», 70 до 89 точек — «очень добрый» и 90 до 100 точек — «отличный».

В ВТУ «Т. Каблешков» аналогичную дисциплину изучают в рамках одного семестра. Оценка знаний проводится по шестибалльной шкале с применением специального коэффициентов тяжести (к.т.). Контроль посещаемости занятий выделен в самостоятельное административное требование, которое учитывается преподавателем при присутствии студента на 80 % занятий и успешно выполненных и защищенных им курсовых задачах. Выполнение студентом этих требований — необходимое условие для допуска к экзамену. Итоговая оценка округляется до целого числа от 2 до 6, полученного как сумма от оценок за семинарские упражнения (к.т. — 0,10); лабораторные работы (к.т. — 0,10); самостоятельную работу (к.т. — 0,20) и экзамена в семестре (к.т. — 0,60). Оценка семинарских упражнений формируется из оценок двух контрольных работ в семестре с равной тяжестью. Оценка за лабораторные работы является результатом количества и качества проведенных и защищенных лабораторных работ. Оценка самостоятельной работы формируется преподавателем по итогам выполнения и защиты 10 чисел курсовых задач с равной тяжестью. Оценка экзамена за семестр формируется оценками двух задач и двух теоретических вопросов с одинаковой тяжестью. Полученные результаты соответствуют по академической шкале следующим оценкам: 3 — «средний», 4 — «добрый», 5 — «очень добрый» и 6 — «отличный». Письменный экзамен включает короткие вопросы открытого типа и (или) вопросы с множественным выбором (возможными вариантами ответа). Ответы должны раскрыть как репродуктивные, так и продуктивные знания студентов.

Экспериментальное применение БРС контроля и оценки на факультете технического сервиса МГАУ в осеннем семестре 2007-2008 учебного года осуществлялось в 6 учебных группах. Рейтинги учебных групп итоговой аттестации по дисциплине сопротивления материалов представлены на рис. 2.

Проведенный анализ позволил сделать некоторые основные выводы:

1. Введение БРС позволило повысить требовательность преподавателей к студентам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Заметно повысилась посещаемость занятий, особенно лекций, так как одним из критериев балльной оценки является посещаемость.

3. Значительно повысилась открытость, информативность оценки знаний студентов. Появляется некоторый элемент соревновательности среди студентов и групп в целом, так как параллельно с индивидуальным рейтингом выставляется и суммарный рейтинг групп, который также доступен в Интернете.

4. Окончательные результаты на экзаменационной сессии лучше, чем за предыдущие периоды. При этом четко можно проследить уровень подготовки для отдельных групп и потоков.

5. В связи с доступностью результатов обучения в Интернете, отмечено повышение родительской активности по внутреннему контролю успеваемости своих детей.

На кафедре прошли две промежуточные и одна итоговая аттестации шести учебных групп, результаты которых также размещены в Интернете на странице кафедры.

Полученные на факультете положительные результаты позволили подключить в следующем 2008-2009 учебном году к применению БРС при преподавании дисциплины «Сопротивление материалов» также инженерно-педагогический факультет (ИПФ) и факультет «Процессы и машины в агробизнесе» (ПРИМА).

При анализе результатов применения точечной системы на гидротехническом факультете УАСГ для летнего семестра 2006-2007 учебного года (табл. 3) установлены близкие результаты: в нижней части шкалы — для практической части экзамена (решение задач) для двух специальностей «Водоснабжение и канализация» (ВиК) и «Гидромелиоративное строительство» (ГМС). В верхней части шкалы — разница в три раза. При теоретической подготовке — разница и в двух частях на шкалы значительны — более двух раз.

Применение системы с коэффициентами тяжести для контроля

Е

Е

а

1-І

I-

Е

Е

Е-

ЭЕ

Р-

40

35

30

25

20

15

10

5

35,13

30,60 ш

26,85 '// 2/,/4 7// 25,46 ш

,5 0, 2 7 ш ш

ш ш ш

% % ш ш ш

% % ш ш ш

% % ш ш ш

21 22 23 24 25 26

1 поток 2 поток

Группы факультета ТС в АПК

Рис. 2. Рейтинг учебных групп факультета ТС в АПК по сопротивлению материалов

0

Таблица 3

Результаты применения точечной системы на гидротехническом факультете УАСГ

Число Студенты с < 50 точками Студенты с > 95 точками

студен- тов по задачам по теории по задачам по теории

ВиК 23 34,8 / Зб,З / 2І,7 / ІЗ,0 /

ГМС І4 33,7 / 28,б / 7,І / 0 /

и оценки знаний по специальности «Транспортное строительство» в ВТУ «Т. Каблешков» в предыдущем и в настоящем 2007/2008 учебном году положительно отразилось на мотивации студентов к изучению преподаваемой дисциплины. Наблюдается улучшение посещаемости занятий. Повысилась активность студентов при самостоятельной работе по сравнению с предыдущими периодами обучения. По результатам заключительного контроля отмечена тенденция к повышению показателей успеваемости.

Приобретенный на начальном этапе опыт по разработке и применению различных балльнорейтинговых систем в МГАУ (Россия), УАСГ и ВТУ «Т. Каблешков» (Болгария) при организации, управлении, контроле и оценке учебного процесса позволяет сделать ряд выводов и замечаний:

1. Разработка таких систем требует глубокого анализа состояния и тенденций всей учебнометодической работы не только по кафедре, факультету, но также всего вуза и учитывать передовой отечественный и мировой опыт.

2. При их разработке надо осуществлять комплексное рассмотрение всех элементов учебнообразовательного процесса (планирование, организация, учет и анализ результатов).

3. В процесс разработки, утверждения и применения должен быть включен (по возможности) самый широкий круг органов управления и участников учебно-образовательного процесса (преподаватели и студенты), а также родители обучающихся.

4. После внедрения системы необходимо время от времени проводить ее тестирование (настройку) для устойчивого применения и развития, чтобы наиболее эффективно реализовывать ее преимуще-

ства и достоинства или выявлять и устранять возникающие недостатки.

Список литературы

1. Chang, P., Fourney, W.L. Design-Based Course Sequence in Static and Strength of Materials / P. Chang, W.L. Fourney // International Journal of Engineering Education. — 2000. — Vol. Іб. — № 3. — P. 430-433.

2. Ben, W.J. van Rensburg. Structural Engineering Education: Effective Teaching and Learning, Proceedings of the 2003 ASEE/WFEO International Colloquium, American Society for Engineering Education.

3. Innovations 2003. World innovations in Engineering Education and Research, Edited by Win Aung, Robin W. King, Jerzy Moscinski, Shan-Hwei Ou, Luis Manuel Sanchez Ruiz, International Network for Engineering Education and research.

4. Авджиева, Т. Относно възможностите за автоматизи-рано оценяване на знанията на обучаемите в мрежова среда / Т. Авджиева, Н. Тончев // «Транспорт 2003»: сб. доклади от ХШ науч. конф. с междун. участие. — София, 2003. — P. бЗ8-б44.

3. Гуленков, Г.А. Универсальная система контроля знаний / Г.А. Гуленков. — М.: ООО Консультационновнедренческий центр «Истина ВЦ», 2002.

6. Герганов, Е. Тестово оценяване — семинар. Свитък 4 / Е. Герганов. — София: Изд-во Техн. университет, 2003.

7. Ръководство за осигуряване качеството на висшето образование във висшите училища в България: Проект на ФАР № БГ 9б0З.0І.00І.

8. Балабанов, В.И. За някой аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисцип-лини / В.И. Балабанов [и др.]. // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». София, 2008. — P. бЗ-бб.

УДК 378.001.57

Л.Н. Савина, зам. директора по учебной работе

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж ландшафтного дизайна № 18», Москва

разработка адаптивных структурно-содержательных элементов модели подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования (из опыта экспериментальной работы)

Одним из направлений модернизации профессио- • создание программного и учебно-методического нального образования является реализация непре- комплекса на основе интеграции, системно-

рывного разноуровневого профессионального обра- го и компетентного подхода к подготовке про-

зования, предусматривающая, на наш взгляд: фессиональных рабочих и специалистов в об------------------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008- -151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.