УДК 378.1 + 338.3
Т.В. Горбунова, канд. пед. наук
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Большая часть современных теорий педагогического менеджмента предполагает достижение целей, связанных с повышением качества образовательных услуг. Наиболее значительная связь существует между управлением качеством и стратегическим менеджментом. Во-первых, концепции стратегического менеджмента в целом ориентируются на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения через увеличение качества результатов. Во-вторых, такие концепции стратегического менеджмента, как ресурсная теория и теория ключевых компетенций, ориентируясь, в первую очередь, на внутренние возможности организации, в наибольшей степени предполагают решение проблем качества на уровне стратегических задач и создание связи между системой менеджмента качества и стратегическим управлением организацией.
Ресурсная теория получила применение в стратегическом менеджменте благодаря работам К. Вер-нерфельта, Р. Румельта, Дж. Барни и других. Цель ресурсной теории состоит в том, чтобы объяснить создание, использование и возобновление конкурентоспособных преимуществ в терминах ресурсов организаций. Согласно ресурсной теории любая фирма, организация представляет собой совокупность ресурсов, которые являются первичными детерминантами ее стратегии и эффективности деятельности.
Проецируя основные положения ресурсной теории на сферу образования, можно утверждать, что в условиях изменчивости внешней среды образовательного учреждения обеспечить стабильность учебного процесса, гарантирующего качество образовательных услуг, возможно в случае использования стратегии, основанной на его ресурсах.
Обратимся к смысловому значению понятия «ресурс». Словарное толкование термина можно представить следующим образом.
Ресурсы (от фр. ressource — вспомогательное средство), денежные средства, ценности, запасы, возможности; источники средств, доходов (Советский энциклопедический словарь).
Ресурс [фр. ressource]. 1. Средство, к которому обращаются в нужном случае (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).
Ресурсы [resources]. Общее свойство ресурсов — потенциальная возможность их участия
в производстве (производственные ресурсы) и в потреблении (потребительские ресурсы). В каждый данный момент ресурсы ограничены и потому главной задачей экономического управления является их наилучшее (оптимальное) распределение (Экономико-математический словарь).
Близкое по смысловому значению понятию «ресурс» понятие «потенциал». Потенциал (от лат. potential — сила) — источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (Советский энциклопедический словарь).
Таким образом, можно выделить характерные признаки ресурса:
• ресурс — это то, что может быть необходимо для достижения целей, но пока не используется;
• ресурс — это средство разрешения противоречия между актуальным и желаемым состоянием системы;
• реализованный ресурс — это средства;
• ресурс обладает признаком актуальности, доступности.
На современном этапе существует достаточно много классификаций ресурсов организации, которые могут быть использованы и в сфере образования. В целом различают следующие виды ресурсов: интеллектуальные; кадровые; материально-технические; мотивационные; организационные; финансовые; информационные; нормативно-правовые, моральные и т. д..
Обращаясь непосредственно к сфере образования, В.М. Лизинский делит ресурсы на реальные, потенциальные и инновационные (проектируемые) [1].
Реальные ресурсы рассматриваются как объективные данные (материально-технические средства, финансы, информация) и как субъективные или возможные субъективно изменчивые (люди и их профессиональная готовность, ценности, отношения).
Потенциальные ресурсы — то, что может быть востребовано и использовано вследствие умения, необходимости и способности извлекать эти ресурсы для достижения целей, стоящих перед школой.
Инновационные (проектируемые) ресурсы — это способность школы повышать качество своей
деятельности за счет разработки и внедрения новых подходов и решений, позволяющих быстрее и качественнее решать образовательно-воспитательные задачи [5, с. 123].
Ресурсная теория подразделяет ресурсы организации на материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые). Ресурсы могут быть развиты внутри организации или приобретены на рынке. В рамках этой теории выделяются три вида ресурсов, которые также можно классифицировать и в сфере образования (табл. 1).
В процессе преобразования и применения основные ресурсы становятся частью активов и способностей организации, внося непосредственный вклад в производство продукции (образовательных услуг).
Различия между активами и способностями заключаются в том, что активы связаны с наличием, а способности связаны с выполнением, представляя их невидимыми. Кроме того, способности — ресурсы на основе знания, комбинирующие знания и действия. Они делают организацию специфическим социальным комплексом и существуют в коллективной памяти персонала.
Р. Грант проводит четкое различие между ресурсами и способностями фирмы. Ресурсы — это производственные активы, принадлежащие фирме, а способности — это то, что фирма может делать [2, с. 147]. По отдельности ресурсы не создают конкурентного преимущества; они должны быть задействованы все вместе, только тогда они формируют организационную способность (способность осуществлять специфическую производительную деятельность), формирующую основу конкурентного преимущества. Именно организационная способность является сутью эффективной деятельности.
Активные исследования в области ресурсного подхода к стратегии (RBV) в 1990-е годы с акцентом на способности позволили выявить теоретиче-
ские механизмы получения конкурентного преимущества организаций на более глубоких уровнях, чем традиционные работы в этой области. С появлением RBV внутрифирменные ресурсы и способности стали признанным ключевым источником долговременного конкурентного преимущества. По мнению Р. Гранта, Дж. Тиса, Р. Санчеса, Дж. Барни, Г. Хэмэла, К. Прахалада и других исследователей в области стратегического управления, внешняя среда, обусловленная уровнем развития общества, экономики, техники и технологий, динамична и мобильна по сравнению со стабильными активами и способностями организации, являющимися основой для ее самоопределения. Стратегический анализ в рамках RBV состоит в анализе ресурсов и способностей организации с точки зрения создания ее устойчивого конкурентного преимущества на существующем и будущих рынках. Связывая конкурентное преимущество образовательных систем в профессиональном образовании с качеством подготовки специалистов, автор статьи также использует ресурсный подход к ресурсообеспе-чению учебного процесса.
Все ресурсы в целом представляют собой совокупность конкретных средств, определяющих функционирование как развитие образования и каждого конкретного образовательного учреждения в целом, так и процесса обучения по конкретной учебной дисциплине в частности. Поскольку ресурсы — это потенциальные возможности, конкретная задача в рамках существующей социальноэкономической действительности состоит в том, чтобы актуализировать ресурсы образования, определив их реестр, возможное количество и путем организационных мероприятий вывести их в разряд реальных средств, соответствующих учебным задачам и программам, принятым к исполнению.
В этой связи актуальным становится рассмотрение смысла понятия «ресурсообеспечение».
Таблица 1
Взаимосвязь классификаций ресурсов бизнеса и образования
Ресурсы Сфера бизнеса и производства Сфера образования
Основные Ресурсы, приобретаемые на рынке: материальные ресурсы и трудовые навыки работников Ресурсы, поступающие из внешней среды образовательного учреждения: теоретические концепции, образовательная политика, СМИ, социальные партнеры, оборудование, научно-методическое обеспечение, профессионально-педагогические навыки сотрудников, потенциал абитуриентов и др.
Активы Совокупность доступных ресурсов, которыми владеет и управляет организация. Это «видимые», осязаемые и неосязаемые ресурсы, созданные в результате накопления путем долговременного инвестирования Нормативно-правовая, финансовая, материальнотехническая, научная и учебно-методическая база учебного процесса, инфраструктура, профессионально-педагогические кадры, интеллектуальная собственность, репутация и имидж и др.
Способ- ности Сложная совокупность индивидуальных навыков, ресурсов и синтезированных знаний, которые позволяют организации координировать деятельность и использовать ресурсы Организационная культура, профессиональнопедагогическая и учебная компетентность участников учебного процесса
Обеспечить — предоставить кому-нибудь достаточные средства к жизни (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).
Обеспечение — 1) совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов; 2) вспомогательные средства, используемые в автоматизированных системах управления и в информационных системах, используемые для поддержания функционирования этих систем. Различают методическое, информационное, техническое, кадровое, правовое обеспечение. Такие виды и средства обеспечения называют обеспечивающими подсистемами информацион-но-управляющих систем (Современный экономический словарь).
В.М. Лизинский понимает под ресурсообеспе-чением точное и строгое определение материальных и духовных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, выделяя при этом два его составляющих:
• ресурсосоответствие как определение источников и количественно-качественных характеристик ресурсов в процессе планирования предстоящей деятельности;
• ресурсосбережение как определение последовательности, количества и приоритетов в проведении ресурсной, инвестиционной политики [3, с. 132].
В системе профессионального образования часто употребляют понятие «комплексно-методическое обеспечение». Комплексно-методическое обеспечение — планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации обучения учащихся в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой [4, с. 132].
Ресурсное обеспечение системы управления качеством подготовки специалистов понимается автором как организация комплекса мероприятий по стратегическому анализу и прогнозированию ресурсной базы, планированию и реализации деятельности по созданию оптимальной совокупности ресурсов, обеспечивающей эффективное функционирование системы управления качеством подготовки специалистов.
Одним из наиболее распространенных подходов к анализу и прогнозированию ресурсной базы является подход Дж. Барни (УЫО-анализ) [5, с. 51].
Ресурсы учебного процесса в рамках этого подхода анализируются с помощью четырех критериев:
• ценность (value) — позволяют ли ресурсы использовать внешние возможности (например, использование новых отечественных и зарубежных образовательных технологий) и нейтрализовать угрозы (например, угрозу морального старения учебно-методических материалов);
• редкость (rareness) — сколько конкурентов обладает аналогичными ресурсами (например, использование комплекса видеокейсов, высокий уровень профессионально-педагогической подготовки педагогов и пр.);
• воспроизводимость (imitability) — насколько сложно и дорого получить доступ к данным ресурсам (например, возможно ли быстро организовать учебный процесс на современном уровне, повысить имидж дисциплины и др.);
• организованность (organization) — в полной ли мере организация задействует эти ресурсы и способности для реализации своего конкурентного потенциала.
Проанализировав имеющиеся ресурсы с помощью этого метода, можно определить некоторые стратегические последствия, а именно конкурентные позиции учебного процесса и возможные экономические результаты деятельности.
Автор статьи согласен с мнением Р. Гранта о том, что успешная стратегия осуществляется не только путем успешного использования уже имеющихся ресурсов, но и за счет постоянного пополнения, усиления и совершенствования ресурсной базы образовательного учреждения путем инвестирования в дефицитные ресурсы и создания в процессе накопления новых навыков и знаний (рисунок).
Таблица 2
Аналитическая схема VRIO-анализа
V R I O Результат использования ресурса Образовательный результат
Нет - - Нет Конкурентная слабость (гарантированно низкий уровень качества подготовки) Ниже среднего
Да Нет - > к Конкурентный паритет (минимально достаточный уровень качества подготовки с возможностями его повышения) Средний
Да Да Нет ' < Временное конкурентное преимущество (нестабильное качество подготовки) Выше среднего
Да Да Да Да Устойчивое конкурентное преимущество (устойчивое гарантированное качество подготовки) Выше среднего
Аналитическая схема ресурсообеспечения образовательной системы на основе стратегического анализа
Необходимые инвестиции в ресурсную базу (прежде всего обеспечивающую активы учебного процесса) и процесс накопления инвестиционного опыта способствуют сохранению в течение длительного времени качества результата образовательных систем.
Ресурсы прямо или косвенно связывают экономику и образовательную политику. Государственный заказ образовательному учреждению подтверждается государственным бюджетным финансированием. Общественный образовательный заказ предполагает формирование внебюджетного финансирования.
Вопросами теории и практики привлечения ресурсов в образовательный процесс занимается фандрайзинг, являющийся сегодня одним из перспективных и широко развивающихся направлений экономической науки.
Фандрайзинг (англ. Fundraising) — деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей (Современный экономический словарь).
Термин «фандрайзинг» является калькой с английского (fund — средства, финансирование, to raise — поднимать, добывать, собирать). В современном понимании фандрайзинг наиболее широко рассматривается в качестве средства поиска ресурсов для реализации проектов и (или) поддержания процессов функционирования и развития организации. Среди «инструментов» фандрайзинга спонсорство, партнерские проекты, проведение различных акций и мероприятий, платные услуги и предпринимательская деятельность и т. д.
46
Технология фандрайзинга используется, в частности, для качественного осуществления грантовой деятельности. На сегодняшний день грантовая деятельность широко известна в обществе, активно используется многими организациями и позволяет эффективно решать проблемы и задачи в различных сферах деятельности. Грант — это безвозмездная целевая субсидия, предоставляемая на конкурсной основе организации, учреждению, инициативной группе или индивидуальному лицу для реализации заявленного проекта в той или иной сфере деятельности.
Кроме того, фандрайзинг — это также наука об успешном убеждении других в том, что деятельность организации заслуживает внимания и поддержки. В центре фандрайзинга стоит человек — фандрайзер или менеджер по фандрайзингу. Успешность привлечения средств во многом зависит от того, насколько он владеет профессиональными навыками и верит сам в то, в чем старается убедить других. Таким образом, эффективность привлечения средств в контексте фандрайзинга напрямую определяется качеством человеческих ресурсов организации.
Работа по созданию определенных ресурсов — сложная и многогранная деятельность. Основные положения менеджмента ресурсов раскрыты в пункте 6 стандарта 180 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001—2001), подпункт 6.2 в нем обращает внимание на человеческие ресурсы. Недооценка данного человеческого фактора или пренебрежение им может свести к нулю усилия по внедрению систем качества.
Человеческие ресурсы являются ключевым аспектом способностей образовательной систе-
мы. Немаловажная роль при этом принадлежит навыкам субъектов учебного процесса, их знаниям и способностям к суждениям и принятию решений, формирующим основу для конкурентного преимущества образовательной системы с позиции качества подготовки специалистов.
С точки зрения ресурсов неисчерпаемое и не имеющее ограничений знание, включающее в себя идеи как результат творческой деятельности человека и знания, позволяющие компенсировать все иные естественные ограниченные ресурсы, является самым важным производительным ресурсом. В этой связи обеспечение этим ресурсом системы управления качеством подготовки специалистов является наиважнейшей задачей [6].
Устойчивое развитие образовательных систем в аспекте повышения качества подготовки специалистов через обеспечение человеческим ресурсом возможно при восприятии, оценивании изменений внешней среды и соответствующей перестройке внутри организации. Акцентуация на обучении и инновациях является наиболее вероятным направлением совершенствования ресурсообеспече-ния, предполагающим обязательность требования к организации быть самообучающейся как условия устойчивого развития.
Одна из наиболее широко известных концепций обучающейся организации представлена П. Сенге и посвящена в большей степени философским и психологическим моментам, отличающим обучающуюся организацию [7]. Эти признаки П. Сенге назвал «дисциплинами». Сущность обучающейся организации П. Сенге определил наличием в ней пяти дисциплин: системное мышление, мастерство самосовершенствования, интеллектуальные модели, движение к общему видению и групповое обучение [7].
Мастерство в совершенствовании личности предполагает постоянное ученичество, постоянное совершенствование. Личное мастерство — это дисциплина, заключающаяся в непрерывном прояснении и углублении личного видения, в сосредоточении энергии, в воспитании терпения и умения объективно смотреть на вещи. Аксиомой дисциплины является развитие каждого отдельного сотрудника как условие развития организации в целом, развития профессионализма, как толчок к развитию, как инвестирование в будущее сотрудников.
Часто человек не осознает, но бессознательно следует собственным интеллектуальным моделям, под которыми понимаются таящиеся в сознании предположения, обобщения, стереотипы. Часто они становятся препятствием на пути развития человека. Поэтому важно уметь осознать их ограниченность и создать новые модели собственного поведения. Для этого, прежде чем высказывать свою точку зрения, необходимо выяснить позицию кол-
леги, уточнить, на чем она базируется. Такой стиль общения способствует обмену знаниями, созданию условий для взаимного обучения, снижению уровня конфликтности, повышению удовлетворенности общением.
Успех общего дела организации зависит от того, насколько ее члены обладают общим видением, понимают стратегические перспективы развития организации. Умение оценивать уровень собственного профессионального развития, видеть перспективы, ставить краткосрочные, средне- и долгосрочные планы для каждого сотрудника так же важно, как и для организации в целом.
Как известно, групповое обучение является самым распространенным видом обучения людей. Именно групповое обучение позволяет создать профессиональный контекст деятельности и общения. Кроме вовлечения всего персонала в процессы обсуждения проектов, групповое взаимодействие способствует созданию атмосферы неявного обучения, когда вовлечение разных специалистов, сотрудников разных уровней дает возможность всестороннего исследования проблемы, деления своими знаниями и усвоения новых для данного сотрудника знаний.
Концептуальную рамку указанных процессов составляет системное мышление, объединяя все выделенные дисциплины в единую систему, что и позволяет строить новое видение, вырабатывать интеллектуальные модели, организовать групповое обучение и поощрять личное мастерство. Системность мышления позволит адекватно оценивать ситуацию, комплексно использовать разнообразные знания, которые по отдельности могут не только быть неэффективными, но и принести вред. Организация способна чему-либо научиться, пока учатся отдельные сотрудники — «обучаясь, мы воспроизводим, заново творим себя» [7, с. 37].
Конкретными формами и методами реализации концепции самообучающейся организации как условия эффективного ресурсообеспечения являются: исследование, проектирование, обучение, стратегические альянсы, создание баз данных, моделирование компетенций, бенчмаркинг (метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы), рекрутинг (подбор персонала), лицензирование интеллектуальной собственности, профессиональные сообщества, социальное партнерство и т. д.
Подводя итоги, можно выделить основные акценты ресурсообеспечения качества подготовки специалистов на современном этапе:
• в соответствии с ресурсным подходом смещение акцентов в управлении качеством образовательных систем происходит в сторону необходимости анализа внутренней среды как со-
47
вокупности ресурсов организации с позиции ее конкурентных преимуществ;
• все ресурсы образовательной системы можно условно разделить на собственно ресурсы — это активы, принадлежащие учебному процессу и способности — это то, что организация в лице ее субъектов способна делать в ответ на изменения и запросы внешней среды;
• ресурсы обладают признаками разнообразия, кратковременности существования, возможностью передачи и воспроизводства, поэтому процесс ресурсообеспечения вариативен по формам и методам и непрерывен во времени;
• основными источниками ресурсообеспечения являются государственное бюджетное финансирование, фандрайзинг и самообучение организации.
Список литературы
1. Лизинский, В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // За-
вуч. Управление современной школой. — 2006. — № 3. — С. 123-127.
2. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. — 5-е изд.: пер. с англ. / Р.М. Грант; под ред.
B.Н. Фунтова. — СПб.: Питер, 2008. — 560 с.
3. Лизинский, В.М.Управление развитием школы на основе ресурсного подхода / В.М. Лизинский // Завуч. Управление современной школой. — 2006. — № 6. —
C. 132-143.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 536 с.
5. Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. — М.: ТЕИС, 2003. — С. 51.
6. Горбунова, Т.В. Система управления качеством экономической подготовки специалистов / Т.В. Горбунова, Т.Н. Субботина // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1 (31). — С. 14-19.
7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. / П. Сенге. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. — 408 с.
УДК 378.147:539.3/.6
B.И. Балабанов, доктор техн. наук
Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева
C.В. Лилкова-Маркова, доктор-инженер
Университет по архитектуре, строительству и геодезии, г. София (Болгария)
ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» В УНИВЕРСИТЕТЕ — КЛАССИКА ИЛИ ИННОВАЦИИ?
Главная задача преподавателя в высшем учебном заведении — познакомить студентов с основным содержанием изучаемого предмета в соответствии с программой и календарно-тематическими планами дисциплины. Способ представления материала в университете существенно отличается от обучения в школе: студенты сами должны иметь высокую мотивацию и относиться более ответственно к воспринятию и изучению учебного материала.
Дисциплина «Сопротивление материалов» является составной частью многих инженерных навыков и знаний, поэтому ее хорошее усвоение студентом является значимым для формировании будущего специалиста. При этом у студентов именно с сопроматом возникают определенные сложности по пониманию и усвоению материала, особенно у тех, которые занимаются недостаточно систематично и старательно.
Все это порождает у преподавателя необходимость поиска новых методов и подходов для организации учебного процесса и форм контроля
48
преподавания дисциплины «Сопротивление материалов».
На основании результатов наблюдений, апробации современных методических разработок и достаточно длительного опыта преподавания дисциплины в России и Болгарии проанализировать имеющиеся проблемы и предложить некоторые современные методы и приемы для повышения качества учебного процесса.
Новые компютерные технологии непрерывно развиваются и внедряются в различные области практической деятельности человека. Почти во всех сферах жизни готовятся и проводятся специальные презентации материала на экране, в том числе такие методы все чаще применяются и в учебном процессе. Бытует мнение, что такое преподавание дисциплин спообствует даже лучшему усвоению материала, чем, например, лабораторные работы на конкретных машинах и установках, при значительно более низкой стоимости и большей доступности таких методик преподавания.