Научная статья на тему 'Методические основы организации и проведения Всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов'

Методические основы организации и проведения Всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОЛИМПИАДЫ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИАДЫ / МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ РАБОТ / МЕТОДИКА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / OLYMPIC GAMES / STRENGTH OF MATERIALS / OLYMPIC GAMES ORGANISATION / PROCEDURE OF CONDUCTING OF THE OLYMPIC GAMES / PROCEDURE OF PREPARATION OF THE OLYMPIC GAMES / PROCEDURE OF CHECK OF OPERATIONS / PROCEDURE OF SUMMARISING OF THE OLYMPIC GAMES / MOTIVATION OF STUDENTS / AGRICULTURAL HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабанов Виктор Иванович, Выскребенцев Н. А., Бойков Владислав Юрьевич

Обоснована целесообразность проведения в современных условиях внутривузовских и межвузовских олимпиад по общетехническим дисциплинам на примере олимпиады по сопротивлению материалов как одной из важных альтернатив популярной в последнее время системе тестирования. Представлена методика организации, подготовки и проведения всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди студентов сельскохозяйственных вузов России, а также методика проверки, оценки работ и подведения ее итогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабанов Виктор Иванович, Выскребенцев Н. А., Бойков Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical bases of the organisation and conducting of the All-Russia Olympic Games on a strength of materials among agricultural high schools

The expediency of conducting in modern conditions of the intrahigh school and interaniversity Olympic Games on general-technical disciplines on Olympic Games instance on a strength of materials as is proved by one of the important alternatives to system of testing popular recently. The procedure of the organisation, preparation and conducting of the All-Russia Olympic Games on a strength of materials among students of agricultural high schools of Russia, and also procedure of check, a job evaluation and rendering of its summaries is presented.

Текст научной работы на тему «Методические основы организации и проведения Всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов»

УДК 378:539.3/.6

В.И. Балабанов, доктор техн. наук, профессор

Н.А. Выскребенцев, канд. техн. наук, профессор

В.Ю. Бойков, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

методические основы организации и проведения всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов

При наличии у преподавателя множества задач

(социальные, воспитательные и др.) главная из них — образовательная — остается.

В современных условиях снижения общего образовательного уровня российской средней школы и как следствие — абитуриентов, их пассивности, а также частой занятости студентов на различного рода (внешних) работах преподавателям вуза необходимо искать новые методы обучения, создавать различные мотивационные ситуации, чтобы знания оставались у студента после завершения обучения надолго.

Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы дать необходимый объем знаний по предмету, но и научить студента добывать нужные знания самому. Российская образовательная система вслед за странами Запада постепенно переходит на тестирование по различным дисциплинам. Такая система тестирования при определенных плюсах имеет также и ряд минусов. У выпускников высшей школы вырабатывается привычка действовать по заученному шаблону, что бывает полезно в условиях, когда необходимо быстрое принятие решения (при аварийных ситуациях, в армии и т. д.).

В своей знаменитой книге «Законы Паркинсо-на» еще в 1958 году профессор Сирил Н. Паркин-сон, давая оценку американской системе тестирования, писал: «Недостаток тестирования состоит в том, что самые высокие баллы получают люди практически безграмотные. На подготовку к тестированию уходит столько времени, что ничего больше кандидат выучить не успевает» [1].

Часто достаточно квалифицированные специалисты оказываются неспособны принимать нестандартные решения в условиях недостатка необходимой информации; прогнозировать ситуацию; проявлять интуицию, особенно в условиях жесточайшего цейтнота (от нем. Zeit — время и Not — нужда — в шахматной или шашечной партии недостаток времени для обдумывания ходов). «В то же время менеджеры нередко вынуждены принимать определенные решения, прежде чем в их распоряжении оказываются все факты. В иных случаях промедление равносильно смерти», — отмечает всемирно

известный специалист в области маркетинга профессор Филип Котлер [2].

Как и любые способности, данные человеку от природы, способность нестандартно и творчески мыслить, находить простое решение сложной проблемы также можно и нужно развивать и тренировать.

Важнейшую роль в этом вопросе выполняют факторы, способствующие стимулированию регулярной самостоятельной работы студентов с выполнением достаточных по объему и глубине индивидуальных заданий по дисциплине. Существенным элементом самостоятельной работы студентов, особенно с аффинитетом (от франц. affinite — близость, сродство) к изучаемой дисциплине, является научно-исследовательская работа (НИРС) под руководством и при помощи преподавателей соответствующей кафедры, а также организация и проведение факультетских и общеуниверситетских олимпиад по изучаемым дисциплинам [3].

Сопротивление материалов — дисциплина группы общетехнических, отличающаяся, с одной стороны, особой ролью при формировании инженерного подхода и способа мышления, с другой — часто имеющая сложности при ее усвоении, особенно у студентов, занимающихся недостаточно систематично и старательно. Это порождает необходимость поиска новых методов и подходов для организации учебного процесса, позволяющих повысить мотивацию при усвоении знаний и получении инженерных навыков в области сопротивления материалов [4].

Участие студентов в НИРС и олимпиадах по изучаемым дисциплинам позволяет не только повысить уровень их знаний и заинтересовать студентов изучаемой дисциплиной, но и выявить наиболее способных студентов для дальнейших научных исследований по тематике кафедры и возможного дальнейшего его поступления в магистратуру и аспирантуру, поэтому было решено организовать и провести 20 мая 2009 года в ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» (ФГОУ ВПО МГАУ) Первую открытую олимпиаду по сопро-

тивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов России.

Целями проведения данного мероприятия являются:

1. Повышение уровня преподавания и изучения дисциплины «Сопротивление материалов» («Техническая механика») как одной из основных общетехнических дисциплин в сельскохозяйственных вузах.

2. Стимулирование мотивации студентов сельскохозяйственных вузов к изучению, в том числе самостоятельному, дисциплины «Сопротивление материалов».

3. Отбор наиболее одаренных и способных студентов для поступления в магистратуру (аспирантуру).

Основными этапами подготовки олимпиады явились следующие мероприятия:

1. Создание организационной структуры. Для подготовки и проведения олимпиады образован оргкомитет под председательством ректора ФГОУ ВПО МГАУ М.Н. Ерохина, академика РАСХН, доктора техн. наук, профессора, членов оргкомитета: генерального директора Ассоциации «Агро-образование» В.Н. Боярского, канд. техн. наук, заведующего кафедрой «Сопротивление материалов» ФГОУ ВПО МГАУ В.И. Балабанова, доктора техн. наук, профессора и ответственного исполнителя В.Ю. Бойкова, канд. техн. наук, доцента кафедры «Сопротивление материалов» ФГОУ ВПО МГАУ.

2. Разработка нормативно-методической документации и вариантов заданий. После соответствующих согласований с руководством университета было разработано и утверждено положение о проведении олимпиады. Основные положения состоят в следующем.

Было решено, что в олимпиаде могут участвовать студенты сельскохозяйственных вузов, изучающие курс «Сопротивление материалов» в 2008/09 учебном году при общей трудоемкости дисциплины в объеме не более 240 академических часов, обязательно наличие зачетной книжки у каждого участника.

При этом команда сельскохозяйственного вуза должна состоять из трех студентов и одного преподавателя прочностного направления — руководителя команды.

Было разработано пять задач, которые охватывали следующие разделы учебной программы по сопротивлению материалов для сельскохозяйственных вузов: основные понятия, растяжение-сжатие (в том числе внецентренное), изгиб (в том числе неплоский), кручение, статически неопределенные задачи, механические характеристики материалов, теория напряженного и деформированного состояния, геометрические характеристики плоских се-

чений, гипотезы прочности, сложное сопротивление материалов.

Каждая задача оценивалась в определенное количество баллов (от 5 до 15) в зависимости от сложности.

3. Разработка плана подготовки и проведения олимпиады. После разработки нормативно-методической документации и вариантов заданий были подготовлены и через ассоциацию «Агрооб-разование» разосланы в сельскохозяйственные вузы приглашения вместе с утвержденным оргкомитетом положением о проведении олимпиады. В целях повышения информативности и открытости мероприятия соответствующая информация была размещена на сайте МГАУ и ассоциации.

На решение задач олимпиады отводилось 3 астрономических часа. Разрешалось пользоваться любой учебной литературой и калькулятором, но не разрешались взаимные консультации, выход из рабочих аудиторий до завершения студентом своего участия в олимпиаде, запрещалось также пользование техническими средствами связи, компьютерами и мобильными телефонами.

Проверка работ при их полной анонимности осуществлялась членами комиссии, состоящей из преподавателей кафедры «Сопротивление материалов» ФГОУ ВПО МГАУ, а также преподавателей-руководителей команд вузов. Анонимность достигалась за счет того, что каждому участнику присваивался номер, который, кроме самого участника, никто не знал до момента окончания проверки работ и оглашения результатов.

Были разработаны следующие критерии оценок конкурсных задач (таблица).

Если задача оценивалась в N баллов, то итоговое количество баллов за задачу определялось по формуле Ш, где k — коэффициент, определяемый по таблице в соответствии с критериями оценок конкурсных задач.

Также предусматривалась возможность при расчете количества баллов за задачу использовать коэффициент k = 1,1 или k = 1,2. Такое решение проверяющие могли принимать только коллегиально в том случае, если студенту-участнику олимпиады удавалось найти нестандартное, оригинальное решение предложенной задачи.

При подведении итогов олимпиады все набранные баллы суммировались.

Проверка работ осуществлялась следующим образом. Все преподаватели разбивались на группы (по количеству проверяемых задач). Каждая группа проверяла только одну задачу у всех участников олимпиады. Такая схема, по мнению организаторов, повышала объективность результатов олимпиады. Конверты с именами участников вскрывали только после полного подведения итогов олимпиады.

к

1

0,9

0,8

0,7

0,6 0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

0

По итогам открытой олимпиады проводился личный зачет, а также неофициальный командный зачет.

Студенты-участники, занявшие пять первых мест в личном зачете, были награждены грамотами и подарками, остальные члены команд сельскохозяйственных вузов — дипломами участников олимпиады.

4. Разработка сметно-фи-нансовой документации, определение источников финансирования и привлечение спонсоров. Организационные расходы по организации и проведению олимпиады взяло на себя руководство ФГОУ ВПО МГАУ, информационную и техническую поддержку обеспечивала Международная ассоциация «Агрообразование». Призы и подарки всем участникам и победителям олимпиады, а также ее фотоотчет предоставил официальный спонсор — Российско-американская компания «Эй-Джи-Эй» (АГА-автомаг — все для автомобиля и активного образа жизни. Режим доступа: http://agah.ru).

Компания «Эй-Джи-Эй»—один из крупнейших поставщиков на российский рынок современной автохимии, автокосметики, моторных и трансмиссионных масел, запчастей, инструментов и автоаксессуаров, а также производитель линии антифризов и технических жидкостей. Она всегда идет в ногу со временем и поддерживает развитие самых передовых технологий в области автохимии и автокосметики. Именно поэтому компания «Эй-Джи-Эй» оказалась заинтересована в помощи молодежи, получающей образование по специальностям, соприкасающимся с автомобильной тематикой.

На первом этапе интерес к олимпиаде в той или иной степени выразили 10 сельскохозяйственных вузов, однако реальное участие приняли только команды пяти вузов Москвы и Центральной России: МГАУ, Московский государственный университет природообустройства (МГУП), Российский государственный аграрный университет (РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева), Мичуринский государственный аграрный университет (МичГАУ) и Орловский государственный аграрный университет (ОрелГАУ). Остальные вузы по разным причинам приехать не смогли.

Первое место в личном зачете завоевал студент МГУП Роман Сергеев, второе место поделили студенты МГАУ Олег Фомин (25 группа ТС в АПК) и МГУП Евгений Моросин, третье и пятое место достались Виктору Черкунову (23 группа факуль-

Критерии оценки конкурсных задач

Критерии оценок конкурсных задач

Задача правильно решена, хорошо оформлена и решение достаточно аргументированно

Ход решения и результат верны, но работа плохо оформлена или (и) решение недостаточно аргументированно

Решение принципиально верно, но результат неверен из-за допущенных арифметических ошибок

Ход решения верен, но результат неверен ввиду того, что допущены несущественные ошибки в записи формул

Идея и ход решения задачи верны, но решение не доведено до конца

Наряду с правильными идеями решение содержит и некоторые неправильные положения

Наряду с правильными положениями решение содержит и принципиально неверные

Решение доведено до конца, но основано на принципиально неверных предпосылках

Решение не доведено до конца и основано на принципиально неверных предпосылках

Решения нет, но приведены некоторые неясные положения, которые можно рассматривать как попытку решения задачи

Решения нет

тета ТС в АПК) и Игорю Силайчеву (24 группа факультета ТС в АПК), а четвертое место завоевала студентка ОрелГАУ Лилия Шигабутдинова.

В неофициальном командном зачете среди гостей олимпиады, в котором МГАУ на правах хозяев не участвовал, первое место занял МГУП, второе завоевал ОрелГАУ, а третье призовое место поделили МичГАУ и РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева.

Все участники олимпиады отмечены прекрасными подарками от компании «Эй-Джи-Эй», которая дополнительно к дипломам и подаркам от оргкомитета олимпиады также учредила специальные ценные призы из элитной американской и отечественной автохимии и автомобильных аксессуаров для победителей олимпиады, занявших первые пять мест в личном зачете и командам, занявших первые три призовых места среди гостей олимпиады. Отдельно отмечены победители среди факультетов МГАУ. Первое место убедительно занял факультет ТС в АПК.

Победителям олимпиады от лица оргкомитета также направлены благодарственные письма на имена ректоров вузов, которые они представляли, вместе с именными дипломами, а победителям (студенты МГАУ) от университета приказом ректора МГАУ академик РАСХН М.Н. Ерохин дополнительно установил денежные премии.

Информация об итогах проведения олимпиады с красочными фотоотчетами и поздравлениями размещена на официальных сайтах МГАУ, ассоциации «Агрообразование» и компании «Эй-Джи-Эй».

В перспективе (при соответствующей поддержке Министерства сельского хозяйства России) авто- 91

ры статьи надеются организовать олимпиаду среди всех сельхозвузов страны, СНГ и стран Балтии.

Список литературы

1. Паркинсон, С.Н. Законы Паркинсона / С.Н. Паркин-сон. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 320 с.

2. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. Т.Р. Тэор. — СПб.: Издат. дом «Нева», 2003. — 224 с.

3. За някой аспекти при контрола и оценяването на зна-нията по общотехническите дисциплини: юбилейна междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов» / В.И. Балабанов [и др.]. — София, 2008.

4. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.

УДК 378

К.М. Измалкова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

проблемы формирования психолого-педагогическои компетенции студентов агроинженерного вуза

Гуманитаризация инженерного образования как объективная необходимость изменившихся жизненных условий привлекла интерес отечественных педагогов сравнительно недавно — в конце 1980-х гг. Смена политического строя, социального устройства страны, ориентация на благополучные тогда капиталистические страны обусловили изменения в системе трудовых отношений, а именно: было отменено распределение выпускников вузов по окончании обучения; работодатели стали разборчивы и придирчивы при отборе кадров; расширилась сфера услуг, рассчитанная на максимум удобств для клиентов. Технические специалисты столкнулись с необходимостью работать не только в сфере «человек — механизм», «человек — знак», но и в сфере «человек — человек». Ритм жизни ускорился, изменился коренным образом, и это повлекло за собой резкое увеличение числа и интенсивности стрессов, снижение эффективности работы из-за «эффекта выгорания» сотрудников, синдрома хронической усталости и элементарного неумения коллег по работе конструктивно общаться между собой как по рабочим вопросам, так и в неофициальных ситуациях, в случаях конфликтов.

Проблема гуманитарной подготовки будущих технических специалистов исследована еще не в полной мере, ведутся активные разработки в области усовершенствования содержания гуманитарной подготовки студентов как с теоретико-методической, так и с научно-практической стороны. На основе исследования требований работодателей — руководителей отделов, заместителей директоров промышленных предприятий и других представителей — были выделены дисциплины, важные для профессиональной деятельности и необходимые для формирования гуманитарной культуры студентов: экономика, правоведение, психо-

логия и педагогика, иностранный язык и культурология, социология, история и политология, русский язык и культура речи, философия, этика и эстетика [1, с. 93].

В последние годы в профессиональном образовании прочно закрепился компетентностный подход, на Западе называемый «обучением на основе компетенций». Компетентностный подход, результаты образования, сами компетенции обретают все большую популярность в вузах и среди работодателей. Одно из новшеств на российском рынке услуг для служб по развитию персонала — тренинги по развитию компетенций. Дело в том, что компе-тентностная модель специалиста меньше привязана к конкретному предмету и объекту труда, а поэтому дает молодым специалистам больше шансов на благополучное трудоустройство и мобильность в случае смены требований на рынке труда [2, с. 12].

Следует обратиться к проблемам формирования психолого-педагогической компетенции студентов технического вуза, в частности, агроинже-нерного университета. Формирование компетенций носит системный характер. Образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, самостоятельная работа обучающихся, проектное обучение относятся к внесодержательным аспектам формирования компетенций. К содержательным аспектам относятся: изучение отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, а также тех дидактических единиц, которые подходят как для общепрофессиональных, так и для специальных дисциплин. Понятие компетенции включает в себя наряду со знаниями, умениями и навыками также ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность личности реализовать свой профессиональный потенциал на практике [2, с. 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.