Научная статья на тему 'Философия успеха в образовательном процессе'

Философия успеха в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / УСПЕХ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PHILOSOPHY / SUCCESS / SELF-IMPROVEMENT / SELF-KNOWLEDGE / SELF-MANAGEMENT / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубчиков Анатолий Яковлевич, Скороходов Анатолий Николаевич

Рассмотрены два аспекта: что такое философия успеха и как это позволяет достичь положительных результатов в образовательном процессе; показано формирование навыков самосовершенствования у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубчиков Анатолий Яковлевич, Скороходов Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF SUCCESS IN STUDY PROCESS

The authors touch upon two aspects: the essence of the philosophy of success and the way it allows obtaining positive results in a study process. The paper also dwells on the development of students’ self-improvement skills.

Текст научной работы на тему «Философия успеха в образовательном процессе»

не только повышению их успеваемости, но и открытости учебного процесса в университете.

Список литературы

1. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.

2. Балабанов, В.И. Методические основы организации и проведения всероссийской олимпиады по сопротивлению материалов среди сельскохозяйственных вузов / В.И. Балабанов, Н.А. Выскребенцев, В.Ю. Бойков // Вестник МГАУ. Теория и практика педагогической работы. — 2009. — № 2. — С. 89-93.

3. За някои аспекти при контрола и оценяването на знанията по общотехническите дисциплини / В.И. Балабанов [и др.] // Юбилейна Междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов». — София. — 2008. — Т. II, УШ-1-5.

УДК 37.015.3:159.9

А.Я. Голубчиков, доктор филос. наук А.Н. Скороходов, доктор техн. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Становление и развитие человеческого рода обусловлено определенной мерой успеха. Успех — необходимый элемент деятельности человека в различных сферах. Познание окружающего мира — условие успешной деятельности человека. Образовательная деятельность предполагает взаимосвязь субъекта и объекта познания более или менее успешную по результату образовательного процесса. Представленная тема статьи, следовательно, актуальна и в теоретическом, и в практическом плане.

Теоретически существует множество представлений о «философии успеха» на уровне философских или психологических обобщений. Не выяснены общие закономерности достижения успеха и возможности использования их для достижения успеха в образовательном процессе [1-4].

Успех имеет субъективную сторону, как удовлетворенность своей деятельностью, реализацией своих потребностей; и объективную сторону, как определенные результаты деятельности, значимые и положительно оцениваемые другими людьми, коллективами и т. п. Корреляция самооценки и оценки очень важна для успешной деятельности личности. Состояние субъективного самоутверждения побуждает к активности в данной и в других видах деятельности. Но личность может быть удовлетворена в репродуктивной деятельности, и в таком случае результаты ее успеха измеряются преимущественно количественными характеристиками (больше материальных благ, например, или их уже достаточно). Образовательный процесс в идеале должен быть продуктивной деятельностью. Вспомним: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

К сожалению, образовательный процесс в нашей стране в школах, лицеях, вузах в разной степе-

50

ни, но все же «наполнение сосуда», а не побуждение к творчеству. Это явилось первой причиной идеи разработки спецкурса «Философия успеха», который послужил бы «инструментом» для достижения успеха в образовательном процессе, для превращения его в репродуктивную деятельность. Другой причиной создания такого спецкурса явилась общественная ситуация перехода от плановой экономики и утверждения социального равенства к рыночной экономике с жесткими требованиями к личности для выживания и успеха в такой среде.

Два аспекта спецкурса оказываются тесно взаимосвязанными. Успех в образовательном процессе субъективно создает уверенность успеха в других видах деятельности, а объективно позволяет повысить «надежность» личности в социальной среде, сущность которой — товарные отношения. Стоимость личностных качеств (уровня знаний, опыта) как товара может постоянно расти в непрерывном образовательном процессе. Такова посылка... Но что же такое «философия успеха»? Каковы общие закономерности достижения успеха? Как они должны быть выражены в спецкурсе, как в инструменте достижения успеха в образовательном процессе?

Очевидно, что успех невозможен без деятельности, ее результат и позволяет судить о мере успеха. Категория «деятельность» исследовалась в философии и психологии (Г.В. Гегель, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, С.Л. Рубенштейн,

А.Н. Леонтьев, Г.С. Батищев и др.). В структуре деятельности обычно выделяются такие взаимосвязанные элементы, как «мотив», «цель», «способ», «результат».

Поступок, как элементарный акт деятельности, включает в себя: потребность, интерес, мотив (решение) и действие. Указанные четыре эле-

мента представляют собой саморазвивающуюся систему, своеобразный гиперцикл. Если потребность удовлетворена, деятельность либо прекращается, либо совершается на основе новой потребности. Если потребность не удовлетворена, цикл ее удовлетворения повторяется. Понятие «потребность» тесно связано с понятием «активность». Активность — своеобразное выражение потребности. Понятие «активность» так же, как и понятие «деятельность», широко анализируется в философской и психологической литературе (Г.В. Гегель, К. Маркс, К.Г. Юнг, А. Маслоу, С.Л. Рубенштейн, Д.Н. Узнадзе, Э.В. Ильенков, К.А. Абдулханова-Славская и др.). Активность выражает потребность и проявляется в интересе к сфере соответствующей потребности. На основе интереса формируется цель, как выбор и конкретизация одного из вариантов удовлетворения потребности. Мотив как решение действовать и само действие должны привести к удовлетворению потребности. Но между решением действовать и самим действием возможна проблема — действие может откладываться неоднократно и либо выполняться через какое-то время, либо вообще не выполняться. Для того чтобы действие было выполнено в большей или меньшей степени, необходима воля.

По мнению Г.В. Гегеля, «Абсолютный Дух» проявляется в воле в виде «практического духа». Если личность выражает «Абсолютный Дух» и волю государства, она достигает успеха. Гегель таким образом справедливо отмечает, что волевые усилия личности должны соответствовать закономерностям развития социума. Анализ понятия «воля» многогранен (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Э. Гуссерль, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). В философии прагматизма (Ч.С. Пирс, У. Джеймс, Д. Дью) она связывается с успехом познания и с понятием полезности. Напрашивается вывод, что полезность для личности должна совпадать с полезностью для общества, тогда она и достигает подлинного успеха. В этом плане Н.А. Бердяев верно отмечал, что основанием этики должно быть волевое стремление к самореализации и «самовозраста-нию». Действительно, личность тогда будет достигать успеха, когда ее базовой потребностью будет потребность в самосовершенствовании, соответствующем развитию общества.

Самосовершенствование, как саморазвиваю-щаяся, гиперциклическая система, должна включать в себя следующие необходимые и достаточные элементы: самопознание, самопроектирова-ние, самоуправление и самореализацию. Для того чтобы совершенствовать себя, личность должна выяснить свои особенности, задатки, возможные варианты развития, соответствующие развитию общественной среды. На этой основе личность создает проект своего будущего «Я», ставит цель его

достижения, затем управляет собой, проявляя волю к достижению цели, действует, и тем самым реализует себя, но при этом постоянно познает себя, вносит коррективы в проект, в методы самоуправления и в способы, сферы самореализации.

Таким образом, общие закономерности достижения личностью успеха таковы:

• основной, базовой, системообразующей потребностью личности должна быть потребность в самосовершенствовании;

• самосовершенствование должно выражаться в самопознании, самопроектировании, самоуправлении и самореализации;

• активность как постоянное своеобразное «беспокойство разума», способность к целеполага-нию воли должны быть неотъемлемыми характеристиками, качествами личности. Следовательно, спецкурс «Философия успеха»

должен в образовательном процессе решать следующие задачи:

• формировать потребность в самосовершенствовании;

• представить основные методы самопознания, виды самопроектирования, способы самоуправления и сферы самореализации;

• побуждать и поощрять постоянную активность студентов, способствовать формированию их воли теоретически и практически;

• дать характеристику устойчивых и неустойчивых состояний социума, основных закономерностей развития общества и конкретной общественной среды.

Исходя из этого возможна следующая структура спецкурса.

Введение (актуальность, специфика поведения и проблемы молодежи РФ в настоящее время).

1. Основные закономерности развития общества (алгоритм развития человечества, устойчивые и неустойчивые состояния социума, исторические типы поведения людей).

2. Понятие успеха. Общие закономерности достижения успеха (субъективные и объективные стороны успеха, обыденное представление об успехе, виды потребностей личности, активность, целепо-лагание, воля, деятельность).

3. Самосовершенствование как фактор достижения успеха.

3.1. Самопознание (чувственное и рациональное самопознание, системный подход, методы кибернетики и синергетики, наблюдение, эксперимент, самоанализ, измерение, сравнение, описание).

3.2. Самопроектирование (исходные данные проекта, линейное и нелинейное самопроектиро-вание, варианты образов и структура будущего «Я»).

3.3. Самоуправление (способы самоуправления, методики управления состояниями сознания,

51

психическими процессами, организмом, процессом познания, действиями).

3.4. Самореализация (основные виды и сферы деятельности, особенности делового общения, концепция лидерства XXI века, самопрезентация и самореклама).

4. Успех и бизнес (личностные качества как товар, себестоимость и цена личности, проблема измерения успеха, информационные сети и глобализация, объективная и виртуальная реальность).

Заключение (глобальные проблемы и будущее человечества, какой должна быть личность будущего, космическое измерение успеха).

Практические занятия предполагают анкетирование, экспресс-опросы, что позволяет выяснить особенные и типичные характеристики студентов. Обсуждение результатов анкетирования и опросов имеет большое воспитательное и формирующее воздействие. Например, в качестве своих недостатков студенты чаще всего указывают лень. Что такое лень? Кто более ленив — мужчины или женщины? Лень только негативна или имеет и позитивное значение? Лень и творчество. Как преодолеть лень? Лень и воля. Анализ этих вопросов побуждает обращение к себе, к попыткам преодоления лени и других недостатков.

Формированию воли уделяется особое внимание. Практические домашние задания, самоотчеты; практические групповые занятия по формированию воли, поощрение по достигнутым результатам.

Несколько практических занятий частично посвящается изучению стенографии, которая имеет двойное значение: скоропись и тайнопись. Ведение дневника, часто стихийно возникающее в юности, прекращается преимущественно из-за того, что с ним знакомятся родители, родственники, другие люди. Стенография позволяет сделать самоанализ, фиксацию данных самосовершенствования постоянным, увлекательным и недоступным для других людей.

Главное внимание в практических занятиях уделяется достижению успеха в образовательном процессе. Это означает научить студентов учиться. Как конспектировать лекцию, как быстро читать учебник, как тренировать память, внимание и т. п. Результаты обычно проявляются быстро, и этот успех, порой не очень значительный, становится основой формирования потребности в самосовершенствовании.

Успех в деловом общении, в ситуации рыночных отношений формируется в деловых играх: устройство на работу, самопрезентация, выражение лидерства. Многие студенты совмещают обучение с работой или собираются это сделать, отсюда закономерен интерес их к такого рода занятиям.

Для достижения большего контакта с аудиторией на лекционных занятиях используется метод

анонимных вопросов. Вопросы позволяют понять, чем живут студенты, с какими проблемами сталкиваются. Всегда есть возможность помочь им теоретически или даже практически.

Спецкурс «Философия успеха» читают в Московском государственном агроинженерном университете имени В.П. Горячкина с 1999 года на всех факультетах и в Институте непрерывного образования. Он не просто дополняет курс философии или другие философские дисциплины, а имеет свой особый предмет и статус теоретически-практиче-ского курса.

Возникает вопрос, имел бы этот спецкурс такое же значение в период социалистической плановой экономики? Несомненно, ибо стремление к социальному равенству, часто выражающееся в уравниловке, как раз и требовало для развития страны личностей, совершенствующих себя.

И в эпоху перемен, и в период устойчивого развития соответствие личностного развития развитию общества — достижение успеха и части и целого.

Идея опробовать материалы спецкурса в образовательном процессе не студентов, а взрослых людей, подвигла автора к проведению семинара-тренинга с полным погружением участников — топ-менеджеров Челябинского завода «Трубоде-таль».

Задача мероприятия была двоякой. С одной стороны, было нужно выяснить способность каждого из участников к достижению успеха личностного, соответствующего успеху завода. С другой стороны, стимулировать или сформировать потребность в самосовершенствовании у сложившихся уже личностей, участников проекта. Семинар-тренинг проводился в 3 этапа по три дня по 10 ч в день с наблюдением, анализом результатов в оставшееся время. Сложность образовательного процесса проявилась сразу. Стереотипность мышления вызывала вопрос: зачем нам это? Ломкой стереотипов и «лакмусовой бумажкой» способности к творческому самовыражению стали занятия по стенографии. В целом группа осваивала предмет труднее, чем студенты, а некоторым участникам освоение стенографии не далось вообще.

Занятия по самопознанию и самоуправлению вызвали неподдельный интерес, а индивидуальные беседы позволяли понять внутренний мир личности, особенности жизненного пути, возможности личностного роста и достижения успеха индивидуального и в команде завода.

Превращение образовательного процесса в продуктивный творческий процесс в данном случае происходило более успешно. В студенческой среде удавалось «зажечь факел», но полем для продуктивной деятельности являлся только сам образовательный процесс, большая роль при этом от-

водилась преподавателю, инициирующему и направляющему творческие поиски. При занятиях с топ-менеджерами был сделан сознательный перенос продуктивной деятельности из образовательного процесса в сферу их непосредственной работы и работы завода. Примерно 80 % из предложений по совершенствованию деятельности предприятия были в дальнейшем внедрены.

Следовательно, было бы очень хорошо и студентам предоставить поле предметной творческой деятельности в зависимости от их будущей специальности.

Чтение спецкурса «Философия успеха» показало необходимость и возможность включения в программу образовательного процесса таких спецкур-

сов, как «Психология творчества», «Интеллект: развитие и реализация» и т. п.

Таким образом, можно считать спецкурс «Философия успеха» в образовательном процессе успешным.

Список литературы

1. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. — М.: Логос, 1991. — 352 с.

2. Голубчиков, А.Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ) / А.Я. Голубчиков. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1992. — 212 с.

3. Мамонтов, С. 1000 советов бизнесмену / С. Мамонтов. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

4. Пушкин, В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В.Г. Пушкин. — СПб.: Лань, 2000. — 448 с.

УДК 796:378

В.П. Голомолзина, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Физическое воспитание в системе образования является важным фактором укрепления и сохранения здоровья молодежи. Вместе с тем значительная часть школьников и студентов по состоянию здоровья относится к специальной медицинской группе (СМГ) [1, 2].

Правильно организованные занятия по физическому воспитанию, учитывающие индивидуальные возможности занимающихся, играют важную роль в профилактике и лечении заболеваний и часто оказываются единственно эффективным и надежным средством компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его резервных возможностей [3].

Однако у значительной части молодежи сформировано негативное отношение к занятиям по физическому воспитанию, проявляющееся в «отбывании» учебных часов, полном игнорировании самостоятельных действий, безразличном или негативном отношении к двигательной активности. Пассивность в отношении физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлена множеством причин: ее недооценкой, серьезными проблемами в семейном и школьном воспитании, слабостью или отсутствием необходимой мотивации на всех этапах возрастного развития индивида, а также (особенно среди девушек) негативным отношением к своему телосложению.

Организация занятий по физической культуре должна строиться с учетом структуры физкуль-

турных потребностей студенток. Изучение мнений студенток СМГ по различным вопросам двигательной активности, определение характера их интересов и потребностей позволяют получить достаточно объективную информацию об их отношении к физической культуре, предпочтении в выборе той или иной формы занятий, приобщении к здоровому образу жизни.

Предполагается, что на отношение студенток к занятиям физической культурой значительное влияние должен оказывать прошлый опыт (учебные занятия физической культурой в школе, уровень знаний в области оздоровления, мотивы занятий физическими упражнениями, тип телосложения и др.). Для того чтобы вскрыть причинно-следственные связи отношения студенток СМГ разных типов телосложения к занятиям физической культурой и выявить индивидуальные предпочтения двигательной деятельности, автор провел анкетирование. В исследовании приняли участие 102 студентки СМГ разных типов телосложения. Определение типов телосложения студенток осуществлялось на основе антропометрических обследований [4]. Результаты анкетирования представлены в таблице.

В результате проведенного исследования выяснилось, что большинство студенток астено-тора-кального типа телосложения и все студентки диге-стивного телосложения негативно высказываются о своей фигуре. И это является одной из причин нежелания заниматься физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.