УДК. 377+316.3/.4+316.7
Николаева Лариса Петровна
Преподаватель Оренбургского техникума железнодорожного транспорта, [email protected], Оренбург
условия развития социальной ответственности
СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье отражена логика апробации условий развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников в образовательном процессе учреждения среднего профессионального образования, дан анализ опыта развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников, раскрыто содержание спецкурса «Социальная ответственность будущего железнодорожника», курса «Самосовершенствование и самореализация», которые реализовались на всех курсах обучения в определенной последовательности.
В статье мотивация социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности рассматривается как процесс стимулирования отдельного студента. Резюмированы результаты, полученные в ходе опытно - экспериментальной работы.
Ключевые слова: социальная ответственность, мотивация, педагогические технологии, студенческое самоуправление.
Nicolaeva Larisa Petrovna
A teacher of Orenburg railway transport college, [email protected], Orenburg
THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS-FUTURE RAILWAY WORKERS IN EDUCATIONAL PROCESS OF THE ESTABLISHMENT OF THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Abstrac. The logic of testing conditions for the development of social responsibility of the students, the future railway men in educational process of secondary special education is reflected in the article, the analysis of the experience of social responsibility of the students-future railwaymen is given here, the content of the special coarse “Social responsibility of the future railway” of the coarse of “Self and self-realization ” is disclosed, which realized in all training courses in sequence. In this paper the motivation of socially responsible attitude to the future railway career is considered as a process promoting individual student. Summarized results are obtained during the experimental work.
Keywords: social responsibility, motivation, pedagogical technologies, student selfgovernment.
Организуя опытно-экспериментальную работу по развитию социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников в Оренбургском техникуме железнодорожного транспорта, мы принимали во внимание отличительные особенности профессиональной подготовки будущих железнодорожников в учреждении среднего профессионального образования, обозначенные в исследованиях И. Е. Булатникова, С. В. Мудраченко, Н. Разинкина [3; 7; 8].
Среднее профессиональное образование обеспечивает подготовку специалистов - работников не только физического, но и умственного труда, ориентированных на деятельность аналитического характера, требующую оценки, выбора и реализации наиболее эффективного и социально-ответственного решения из возможных решений задачи в рамках регламентированного количества вариантов.
Профессиональная деятельность будущего железнодорожника носит интегративный
характер. Вместе с тем, в учебном процессе все, что должен знать и уметь будущий железнодорожник, изучается дифференцировано, в рамках отдельных учебных дисциплин. Решение поставленной проблемы обеспечивается путем моделирования профессионального обучения в учебном процессе, как на этапе обучения, так и на этапе контроля, в результате чего происходит интеграция знаний и умений (взаимопроникновение знаний и умений из разных учебных дисциплин) на основе понимания профессиональной деятельности как целостного процесса, имеющего специфические цели и результаты.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы среди 1400 студентов всех курсов техникума был проведен экспресс-опрос «Что такое социальная ответственность?». Результаты опроса показали, что для 53,6% студентов характерен низкий уровень знаний о социальной ответственности работника железнодорожного транспорта. Средний уровень, когда знания носят неустойчивый характер, отмечался у 29,3% опрошенных, а 11,1% студентов обладают достаточным объемом знаний о социальной ответственности работника железнодорожного транспорта.
На основе полученных результатов были определены основные направления опытноэкспериментальной работы: разработка и внедрение спецкурса по проблемам развития и проявления социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников, способствующего повышению профессионально-интеллектуального уровня; социально значимого практикума, актуализирующего развитие мотивации социально-ответственного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа показала, что одним из необходимых организационно-педагогических условий развития исследуемого качества у студентов - будущих железнодорожников является совершенствование содержания образования (углубление, обогащение знаний студента по социальной ответственности). Мы исходили из того, что интеграционные процессы в социуме предполагают гуманистическую парадигму образования, центрированность на человеке, его потребностях в осознанной профессиональной грамотности.
Анализ опыта развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников показал, что необходимо работать с учетом теоретических положений, потребностей практики, анализа профессиональной деятельности в техникуме. С этой целью был разработан спецкурс «Социальная ответственность будущего железнодорожника», способствующий эффективному развитию социальной профессиональной ответственности студентов - будущих железнодорожников. Опытно-экспериментальная работа по проверке логики и содержания спецкурса проводилась в учебных группах на первого-третьего курсов обучения в техникуме.
Содержание апробируемого спецкурса было направлено на углубление знаний студентов - будущих железнодорожников в области профессиональной деятельности и формирование четких представлений о структуре социальной ответственности работника железнодорожного транспорта. Особое внимание уделялось обучению студентов способам самообразования, самопознания и самореализации в процессе развития социальной ответственности.
Спецкурс был разработан в рамках учебных дисциплин специальностей «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)», «Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожный транспорт)», «Эксплуатация средств связи (железнодорожный транспорт)» и содержал вопросы, касающиеся проблем развития социальной ответственности.
Основное содержание спецкурса было построено с учётом анализа философских, психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме и включало совокупность знаний по следующим темам: социальная ответственность: сущность и особенности; основные характеристики личностных и профессиональных качеств будущего железнодорожника; социальная ответственность личности как звено профессиональной компетентности будущего
железнодорожника; теоретические аспекты социальной ответственности будущего железнодорожника; роль социальной ответственности в практической деятельности будущего железнодорожника; взаимосвязь профессиональных и творческих умений будущего железнодорожника; социальная ответственность будущего железнодорожника в процессе принятия социально значимых решений; социальная ответственность как базис профессионального мастерства будущего железнодорожника.
Формы занятий в ходе спецкурса варьировались: включали экскурсии, беседы и встречи с ветеранами железнодорожного транспорта, руководителями железнодорожного транспорта, занимающимися социальноэкономическими проблемами, требующими социально-ответственного отношения.
В ходе опытно-экспериментальной работы апробировались методы интеграции учебной и внеаудиторной деятельности студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы в рамках спецкурса «Социальная ответственность будущего железнодорожника» осуществлялась работа с понятийно-терминологическим словарём, которая является эффективным средством освоения теоретических категорий (ответственность, долг, честь, гражданственность, толерантность, социальная ответственность и т.д.).
Показателями усвоения глубины содержания спецкурса выступали: знания ключевых понятий (обозначенные перечнем к каждой теме), содержательность и правильность ответов тестирования. Включение в программу тестирования серии различных вопросов обеспечивало углубленное освоение спецкурса студентами, побуждало овладеть способами самостоятельной работы, поиска разнообразных вариантов решения проблемы.
Как показала опытно-экспериментальная работа, полноценное усвоение знаний по социальной ответственности, будущего железнодорожника требовало от студента глубокого понимания закономерностей производственных процессов на железнодорожном транспорте, объективного и субъективного смысла тех профессиональных норм, которыми ему надлежит руководствоваться. Лекционные занятия проводились в форме изложения теоретического материала, до-
полнялись докладами студентов по предложенным темам с последующим обсуждением, и ответами на уточняющие вопросы студентов.
Специфическими учебно-воспитательными занятиями выступали экскурсии, перенесенные в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятия железнодорожного транспорта. Такого рода занятия объединяли образовательный процесс в техникуме с реальной производственной деятельностью и обеспечивали студентам - будущим железнодорожникам посредством их наблюдения и встреч со специалистами, знакомство с будущей профессиональной деятельностью. Учебные конференции проводились с целью обобщения материала по темам спецкурса. Они требовали подготовительной работы по изучению материалов экскурсий и встреч с руководителями и ветеранами предприятий железнодорожного транспорта.
Анализ результатов промежуточного тестирования позволил обнаружить рост диапазона знаний основных понятий и терминов. В результате было выявлено: количество студентов расширивших знания основных понятий социальной ответственности на высоком уровне увеличилось 8,7% до 36,2%; количество студентов расширивших знания о социальной ответственности на среднем уровне увеличилось с 34,4%до 53,1%%, при этом значительной уменьшилсь число студентов с низким уровнем знаний о социальной ответственности 56,9% до 10,7%, что свидетельствуют о положительных изменениях, произошедших у студентов - будущих железнодорожников по показателям, составляющим когнитивный критерий социальной ответственности.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали значимость для решения исследуемой проблемы такого организационно-педагогического условия, как совершенствование знаний о социальной ответственности, что доказано в использовании спецкурса «Социальная ответственность будущего железнодорожника».
Дальнейшая ОЭР по развитию профессиональной ответственности специалиста была связана с апробацией второго организационно-педагогического условия - развитие мотивации социально-ответственного
отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности.
Одним из важных аспектов психологического исследования профессиональной деятельности студентов - будущих железнодорожников является изучение ее мотивов. Е. И. Ильин различные виды мотивов выделяет в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Считается, что любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные [5].
Мотивация социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности мы рассматриваем как процесс стимулирования отдельного студента или студенческой группы к социально-ответственному отношению к профессиональной деятельности, направленной на достижение социально-экономических целей предприятия железнодорожного транспорта, к готовности принятия социальной ответственности за последствия профессиональной деятельности.
Изучение специфики студенческого возраста на основе теоретических исследований позволило сконструировать такую систему технологий, которая обеспечивала бы развитие мотивации социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности [1; 4]. Четкое представление о различных сторонах предстоящей профессиональной деятельности и об уровне своей подготовки к ней во многом определяет устойчивость мотивов студентов - будущих железнодорожников к профессиональной деятельности и степень их реализации.
В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование, целью которого явилось выявление мотивации студентов - будущих железнодорожников в выборе профессиональной деятельности. Из 250 опрошенных студентов первого курса на вопрос «Почему они выбрали профессию работника железнодорожного транспорта?» ответили следующим образом: возможность
приобретения интересной профессии -24,3%; получить качественное образование - 22,5%; хорошо зарабатывать, получив образование - 26,8%; посоветовали родители - 16,8%; возможность продолжения профессионального обучения - 20,1%; друзья рассказали, что учиться в этом техникуме интересно - 6,3%;
На вопрос «В чем проявляется социальная ответственность работника железнодорожного транспорта?» студенты - будущие железнодорожники первого курса ответили следующим образом: добросовестно выполнять профессиональные обязанности -47,9%; соблюдать все инструкции и предписания - 34, 6%; не нарушать трудовую дисциплину - 8,6%; понимать, что работаешь для людей - 8,9%.
Таким образом, для подавляющего большинства респондентов социально ответственное отношение к профессиональной деятельности ассоциируется с выполнением профессиональных обязанностей, и только незначительная часть опрашиваемых респондентов проявила понимание социально ответственного отношения к профессиональной деятельности как ответственность перед обществом.
С целью развития мотивации социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности в рамках спецкурса был проведен социально-профессиональный тренинг «Действия работников РЖД в нестандартных ситуациях», включавшего практические задания на основе реальных производственных фактов, с использованием метода кейс-стади.
Метод кейсов, казусов (от лат. casus - запутанный или необычный случай). Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения. Кейс- метод - это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.
Студентам предлагалось решить комплекс производственных заданий: «Орга-
низация работы по обеспечению безопасности движения в ЕДЦУ и взаимодействия с работниками смежных служб», «Действия поездной бригады при попадании человека под подвижной состав», «Порядок действия поездной бригады в случае получения работниками и пассажирами травмы в пункте формирования», «Действия проводника в случае возникновения замыкания на корпус вагона», «Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне», «Действия машиниста при выходе из строя АЛСН, САУТ или КЛУБ», «Действия работников при нарушении нормальной работы устройств поездной радиосвязи», «Действия локомотивной бригады при возникновении пожара в поезде, на локомотиве», «Действия помощника машиниста в случае потери работоспособности машинистом», «Действия работников дороги в случае теракта на железнодорожном транспорте» и др.
При решении кейс-ситуаций студентам необходимо было не только предложить правильное решение производственной задачи, но и определить позитивные социальные последствия верного решения и предположить негативные социальные последствия неверного решения конкретной ситуации.
По итогам проведенного социально-профессионального тренинга «Действия работников РЖД в нестандартных ситуациях» была осуществлена методика «Неоконченное предложение». Студентам - будущим железнодорожникам было предложено закончить предложение «Социально-ответственное отношение к профессиональной деятельности нужно развивать для того, чтобы......». Выполнение данного задания по-
казало следующие результаты:
- обеспечить безопасность пассажиров, ответили 37,2% студентов,
- обеспечить экологическую безопасность, ответили 23,4 %
- предупредить технические неисправности, влекущие гибель людей, ответили 26,9% студентов
- сохранить товарищеские отношения в коллективе ответили 12,5% студентов.
Формирующий этап опытно экспериментальной работы проявил значительные изменения в показателях мотивации социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной
деятельности, что отразилось в росте показателей: позитивная социально- ценностная мотивация к будущей профессиональной деятельности; острая потребность в самопознании, саморазвитии, самореализации социально-значимых качеств; устойчивая мотивация к коллективному труду, позитивному преобразованию общественных отношений.
Третье организационно-педагогическое условие, апробируемое в ходе опытно-экспериментальной работы - развитие опыта социальной ответственности будущего железнодорожника в ходе практической деятельности предусматривало успешное овладение опытом и способами практической деятельности на основе мотивации и знаний студента о социальной ответственности.
В начале опытно-экспериментальной работы для нас принципиально важно было обеспечить включение в процесс развитие социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников всех субъектов воспитательной системы техникума, обеспечить грамотную и максимально полную реализацию ими своих функций и содержания деятельности.
Мощный импульс развитию социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников был дан через проведение в студенческих группах целой серии диспутов, в которых предметом обсуждения стали вопросы смысла жизни, социально ответственного отношения человека к профессиональной деятельности, понимания важнейших нравственных и профессиональных ценностей - честь, долг, совесть, достоинство, дисциплинированность, гордость, точность, обязательность, исполнительность, -их роли в движении человека к жизненной цели и обретении им счастья. Значительный интерес студентов вызвало обсуждение традиций и норм профессионального сообщества железнодорожников, их социальной и профессиональной ответственности за качество и результаты своего труда.
Одной из традиционных форм внеаудиторной деятельности являлась научно-исследовательская деятельность студентов, позволяющая почувствовать свою сопричастность к опыту поколений, развить потребность к поиску и самосовершенствованию. В опытно-экспериментальной работе
мы постарались сформулировать темы реферативных, курсовых работ и выпускных квалификационных работ по дисциплинам профессионального цикла таким образом, чтобы они имели непосредственный выход на проявление развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников. Это потребовало интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий. В зависимости от ступени обучения студенты получили задания разного уровня сложности исследовательского характера. Это побудило их не только проанализировать имеющуюся по теме литературу, но и провести практическое изучение проблемы, что обеспечивало профессиональную ориентированность деятельности студентов в соответствии с выдвинутыми требованиями в профессии.
Важнейшую роль в реализации задач развития социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников играет технология саморазвития личности. Ее основной целью является воспитание активного инициативного, самостоятельного гражданина, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию, выведение личности студента в режим саморазвития [9].
Курс «Самосовершенствование и самореализация», внедренный на 1-ом и 2-ом курсах, позволил студентам осознать возможности и ресурсы личности в профессиональном становлении, сформировать каждому студенту комплект личностных и профессиональных качеств, способствующих самореализации в профессиональной деятельности. Технология саморазвития студентов включала направления по курсам обучения, которые реализуются посредством групповых развивающих часов, проводимых преподавателями и мастерами производственного обучения.
Технология саморазвития реализовывалась на всех курсах обучения в определенной последовательности в соответствии с целями и задачами развитие социальной ответственности студентов-будущих железнодорожников. На первом курсе особенно актуально становление межличностных отношений и проявление активности во вне-
учебной деятельности (спорт, художественное творчество, самодеятельность и др.). На втором курсе студенты ориентированы на профессионально направленную деятельность, участие в факультативах, производственных проектах, творческих мастер-классах и др. Выпускной курс определяет дальнейшее профессиональное самоопределение наших студентов, актуализирует развитие социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников.
В современных условиях все большую роль в развитие социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников игра—ют студенческие коллективы [2]. В ходе опытно-экспериментальной работы актуализировано влияние студенческого самоуправления на развитие социальной ответственности студентов - будущих железнодорожников. У нынешней молодежи произошла переоценка ценностей, и приоритет личного преуспевания и самореализации над общественным благом стал нормой. Студенческое самоуправление представляет собой воспитательный механизм, основанный не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимой работы по самосовершенствованию. Студенты учились быть самостоятельными, принимать решения, нести за них социальную ответственность, что создает предпосылки для гармонично встраивания его в систему социальных отношений.
Особое внимание в ходе опытно-экспериментальной работы мы уделяли практическим занятиям, которые играли важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для принятия социально-ответственного решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия были призваны углублять, расширять и детализировать знания, полученные на лекциях в обобщенной форме, содействовать выработке навыков социально ответственного отношения к профессиональной деятельности. Они развивали научное мышление, речь, позволяли проверить знания студентов и выступали как средства оперативной обратной связи. Методика практических занятий различна, она зависела от авторской позиции преподавателя. Разнообразие занятий вытекало из
собственно практической части. Это обсуждения рефератов, дискуссии, решение ситуативных задач, тренинговые упражнения, эксперимент.
Для исследования динамики мотивов социально-ответственного отношения студентов - 9будущих железнодорожников к профессиональной деятельности был подобран комплекс диагностических методик: «Тест-опросник для измерения мотивации аффилиации» М.Ш. Магомедминова, Шкала невротизма по Д. Тейлору, Шкала «Эмоциональная стабильность» по опроснику ЕР1 Г. Айзенка, «Опросник на агрессию» Басса-Дарки, «Опросник структуры темперамента» (темпераментальные индексы проявления темперамента в социуме) В.М. Русалова, «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири, «Тест-опросник для измерения потребности в достижении» М. М. Орлова, «Методика определения силы воли» Р.С. Немова, тесты В. М. Шепель («Видите ли вы себя со стороны», «Готовы ли вы к изменениям» и т.д.) и В. И. Андреева (тест на оценку способности к саморазвитию, самообразованию), Шкала общей интерналь-ности «Теста-опросника уровня субъективного контроля (УСК)» В.А. Ядова [6].
Проведение тестирования дало возможность создать базу данных ответов и с помощью ЭВМ провести их математическую обработку, получить и оформить результаты с последующим анализом и интерпретацией.
Сравнение результатов диагностики до и после проведения ОЭР, их качественный и количественный анализ, свидетельствуют о сформированности знаний по социальной ответственности, о развитии мотивации социально-ответственного ответственного отношения к профессиональной деятельности, о развитии эмоционально-волевой сферы, о наличии у студентов опыта социальной ответственности, что подтверждает положительную динамику развития социальной ответственности как интегративного качества личности студентов - будущих железнодорожников.
Резюмируя отметим, что полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты обнаруживают, таким образом, эффективность выявленных и апробированных организационно-педагогических условий развития социальной ответственности
студентов - будущих железнодорожников в образовательном процессе ссуза: совершенствование содержания образования (углубление, обогащение знаний студента по социальной ответственности); развитие мотивации социально-ответственного отношения будущего железнодорожника к профессиональной деятельности; развитие опыта социальной ответственности будущего железнодорожника в ходе практической деятельности.
Библиографический список:
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 188 с.
2. Береговенко Е. Н., Ефимцева Т. Н. Студенческое самоуправление и формирование личности специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 4. - С. 15-16.
3. Булатников И. Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ссуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Курск, 2010. -22 с.
4. Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. - М. : Логос, 2006. — 184 с.
5. Ильин Е. Н. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
6. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. -124 с.
7. Мудраченко С. В. Железнодорожная безопасность. - Тула: «Дизайн-коллегия», 2003. -192 с.
8. Разинкин Н. Железнодорожные ССУ-Зы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://askitt.ru.
9. Крюкова Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография. - Волгоград: Взгляд, 1999. - 196 с.