Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система как фактор развития самостоятельной работы студентов'

Балльно-рейтинговая система как фактор развития самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ / КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА / РЕЙТИНГ / INDEPENDENT WORK / POINT-RATING SYSTEM / THE ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TEACHING / INNOVATION IN EDUCATION / ASSESSMENT OF KNOWLEDGE / THE CONTROL POINT RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценч Ю. С., Гордеева Е. Е.

Обоснована актуальность введения балльно-рейтинговой системы как способ оценки качества обученности студентов, а также как фактор развития самостоятельной работы студентов. Описан пример внедрения и реализации балльно-рейтинговой системы в учебном процессе. Выявлены основные аспекты балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point-rating system as a factor in the development of students’ independent work

The urgency of the introduction of score-rating system as a way of assessing the quality of training of students, as well as a factor in the development of students’ independent work. Describes an example of the introduction and implementation of point-rating system in the educational process. The basic aspects of the score-rating system.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система как фактор развития самостоятельной работы студентов»

ния: студенты должны знать, какими ресурсами располагает вуз, желать использовать эти ресурсы как в учебной, так в во внеучебной деятельности, быть задействованы в работе библиотеки ее сотрудниками, преподавателями, фондами.

Кроме того, образовательное учреждение ВПО готовит специалистов высокой квалификации, обладающих социально и профессионально значимыми качествами, необходимыми для производственной деятельности, общественной жизни, карьерного роста и т. д., таким образом, через библиотечное воспитательное пространство реализуются цели воспитания по уровням профессионального образования.

В сложившейся ситуации важно учитывать воспитательные возможности информационных образовательных ресурсов вуза, научных школ [10], кафедр для вовлечения всех категорий читателей в деятельность библиотеки, меняя традиционные подходы и психологические установки, мышление пользователей к организации библиотечной деятельности, внедряя ИКТ в процесс воспитания будущих профессионалов.

Список литературы

1. Библиотековедение, библиографоведение и информатика: терминологический путеводитель. — Вып. № 61 / Сост. И.Ю. Акифьева [и др.]. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — 104 с.

2. Большая советская энциклопедия. — Т. 34. — М.: Большая советская энциклопедия. — М., 1955. — 652 с.

3. Жукова Н.М. Методика воспитательной работы: учеб. пособие. — Ч. 1. — М.: МГАУ , 2005.

4. Михайленко О.А. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Электронные образовательные

ресурсы» / Московский государственный агроинженер-ный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.00013-01 99 01.

5. Карташов Н.С. Региональное библиотековедение: научно-практическое пособие. — М.: Либерея, 2004. — 224 с.

6. Косырева И.И., Косырев В.П. Сетевой электронный учебно-методический курс «Педагогическая преддипломная практика» / Московский государственный аг-роинженерный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 17636.

7. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции. Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. — М., 1994.

8. Щедрина Е.В. Формирование и методика применения сетевого ЭУМК «Информатика // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2011. — № . 4 (49).

9. Михайленко О.А. Учебно-методический портал вуза как высокотехнологичная дидактическая среда // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 4 (43).

10. Косырев В.П. Научные основы стратегии инновационного развития образовательных программ инженерно-педагогического факультета // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № . 4 (43). — С. 52-57.

11. Сысоев А.М., Трифонова М.Ф., Михайленко О.А. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Информационные системы в экономике» / Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.0001201 99 01.

12. Кубрушко П.Ф. Сетевой электронный учебно-методический комплекс «Дидактическое проектирование» / Московский государственный агроинженер-ный университет имени В.П. Горячкина. — ОФЭРНиО № 00492977.00014-01 99 01.

УДК 378.18

Ю.С. Ценч, канд. пед. наук

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Е.Е. Гордеева

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В связи с модернизацией профессионального образования многие учебные заведения внедряют инновационный способ оценки уровня успеваемости обучающихся — балльно-рейтинговую систему как способ усовершенствования оценки качества обученности.

Согласно ФГОС увеличилось количество часов, отводимых для самостоятельной работы сту-

дентов. Поэтому балльно-рейтинговая система стимулирует студентов уделять больше времени самостоятельной форме изучения дисциплины и четко контролировать ее результаты [1—3].

Самостоятельная работа студента высшего профессионального учебного заведения является важнейшей составляющей процесса обучения, процесса становления развития современной мобиль-

Теория и методика профессионального образования

ной личности и подготовки будущего квалифицированного специалиста.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, стимулирующую приобретение и закрепление знаний. Самостоятельная работа студентов приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

Для достижения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

1. Обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие студента за ее качественное выполнение [4].

Балльно-рейтинговая система представляет собой процесс распределения студентов по результатам комплексной оценки их персональных достижений в учебной деятельности и развития стимула для самостоятельной работы в процессе аудиторных и неаудиторных занятий.

В Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова экспериментально балльно-рейтинговая система была введена одновременно на всех факультетах в сентябре 2012 года для обучающихся первого курса. При получении первичных успешных результатов в конце учебного года было принято решение ввести данную систему на 1—3 курсах всех факультетов и разработана следующая система оценки успеваемости обучающихся.

К числу основных аспектов данной системы относятся:

• проведение систематического внутривузов-ского контроля и аудита результатов учебной деятельности, успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

• совершенствование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО;

♦ стимулирование систематической аудиторной и самостоятельной работы обучающихся;

♦ повышение мотивации обучающихся к освоению профессиональных образовательных про-

грамм с помощью более гибкой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

• определение объективного места, которое занимает обучающийся среди сокурсников в соответствии со своими успехами в учебе;

• активизация работы профессорско-преподавательского состава и обучающихся по обновлению и совершенствованию содержания, форм и методов обучения;

• формирование навыков самоорганизации учебного труда и самооценки у обучающихся;

• сопоставимость результатов обучения с европейской системой оценки знаний обучающихся [3].

Настоящая система основана на использовании совокупности контрольных точек, расположенных на всем временном интервале изучения каждой дисциплины учебного плана.

Преподаватель до начала учебного семестра разрабатывает календарный график контрольных точек на основании рабочей программы по дисциплине. В начале изучения дисциплины преподаватель знакомит обучающихся с формой и условиями контроля знаний, с графиком контрольных точек, параметрами оценки знаний обучающихся, т. е. баллами, правилами перевода рейтинговой оценки в традиционную [3]. В связи с этим преподавателем должна быть разработана технологическая карта, в которой прописаны зачетный минимум и зачетный максимум аудиторных занятий, а также самостоятельной работы студентов (таблица).

Все знания, умения, навыки и компетенции обучающихся оцениваются в баллах. Важно, что система «прозрачна», так как каждый студент имеет возможность отслеживать свою успеваемость и вовремя ликвидировать пробелы при изучении каждой дисциплины.

Конкретное закрепление количества набираемых баллов зависит от особенностей структуры дисциплины, количества запланированных на нее аудиторных часов и часов на самостоятельную работу. Минимальный балл, позволяющий считать дисциплину освоенной, составляет 55 баллов при условии положительного прохождения обучающимися всех контрольных точек.

Итоговый контроль, т. е. экзамен или зачет, оценивается также по 100-балльной шкале. Общая оценка знаний обучающихся по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных в ходе прохождения контрольных точек и экзаменационной сессии по формуле

п = „п + ъп

-"итоговая "-"семестр ^-"экзамен,

где Питоговая — итоговая оценка, баллы; Псеместр — количество баллов, заработанных обучающимся за семестр; Пэкзамен — количество баллов, заработанных обучающимся за экзамен; а, Ъ — вес семестровых и экзаменационных баллов, %.

По окончании университета обучающемуся выдается Сертификат качества обучения в вузе с указанием рейтинга в соответствии с международной системой ЕСТ8 по всем предметам учебного плана как характеристика достижений обучающегося для предъявления потенциальному работодателю [3].

Таким образом, с помощью рейтинговой системы не только контролируются знания студентов, но и активизируется их познавательная деятельность в обучении, стимулируется более качественное выполнение внеаудиторных заданий самостоятельно в течение всего времени изучения дисциплины.

Список литературы

1. Пермяков О.Е., Жадан В.А., Менькова С.В. Влияние организации балльно-рейтинговой системы на мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов и профессиональной деятельности преподавателей // Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309. — № 6.

2. Латыпова Х.Ш. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения конкурентоспособности образовательных услуг // Известия Российского государствен-

Технологическая карта дисциплины «Педагогические технологии»

Зачетный График контроля

№ Форма контроля мини- мак-

мум симум

Аудитор- 1 Посещение (отмечается каждое занятие по шкале «Да/Нет») 3 5 В дни лекционных занятий

ная активность 2 Активность на практических (семинарских) занятиях (отмечается каждое занятие по шкале «Неуд. /Удовл./Хор./ Отл.») 8 15 В дни практических занятий

СРС 1 Тестирование № 1 8 18 20.09

2 Контрольная работа 14 22 23.10

3 Тестирование № 2 8 18 26.11

4 Итоговая конференция 14 22 28.12

Итого 55 100

ного педагогического университета имени А.И. Герцена. — 2007. — № 43-1.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, утвержденное на заседании ученого совета МГУП 25 июня 2012 г. Протокол № 14: ввод. в действие с 01.09.2012.

4. Китов А.Ю., Любимова Г.А. Значимость самостоятельной работы студентов в многоуровневой подготовке специалистов аграрного вуза // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. — Вып. 1 (45). — С. 127-132.

УДК 372.881.111.1 Е.В. Глушенкова

Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Результаты обучения иностранным языкам на всех этапах и во всех типах учебных заведений во многом зависят от учебно-методического обеспечения учебно-методического процесса. Педагогическим сообществом в настоящее время практически общепризнано, что основой учебно-методического обеспечения процесса обучения является учебно-методический комплекс (УМК), развитию которого для различных учебных заведений посвящено значительное количество работ [1-26].

Несмотря на большое количество созданных и используемых на практике УМК, нет единого понимания этого термина. Термином УМК пользуются для обозначения отличающихся по составу и содержанию набора учебно-методических материалов.

С одной стороны, в методике преподавания иностранных языков УМК традиционно понимался как совокупность основных средств обучения, включающих основной учебник, дополнительные учебные пособия для развития отдельных умений и навыков (чтения, письма, аудирования, устной речи), аудио-, видео- и другие материалы. Такие УМК создаются, как правило, автором или авторским коллективом специально для данного курса обучения и представляют собой единое целое. В последние годы требование министерства к аттестации вузов привело к созданию на кафедрах иного набора учебно-методических материалов, полностью обеспечивающих потребности учебного процесса и включающих государственный образовательный стандарт, программу по каждо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.