Научная статья на тему 'Преодоление "удобных" корреляционных заблуждений в современной психологической науке (спасительные звездочки SPSS, или путь в никуда)'

Преодоление "удобных" корреляционных заблуждений в современной психологической науке (спасительные звездочки SPSS, или путь в никуда) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ВЕСОМОСТЬ / КВАНТИЛЬ / ЗАВИСИМОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ СИЛЫ СВЯЗИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SYNERGETIC / NON-LINEARITY / COMPARATIVE IMPORTANCE / QUANTILE / DEPENDENCE / FACTOR OF CONNECTION STRENGTH / COEFFICIENT OF CORRELATION / CLASSIFICATION OF DEPENDENCES / PSYCHOLOGICAL RESEARCHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басимов Михаил Михайлович

Проводя анализ статей в региональных научных изданиях (Курганская область), можно заключить, что даже очень слабая корреляция (0.2-0.3) часто трактуется авторами как достаточно сильная. Это связано с нехваткой сильных линейных связей при изучении сложных психологических объектов. При этом наблюдаются многочисленные грубые ошибки. Психология в масштабах планеты усилиями своего подавляющего большинства (особенно в последние 20-25 лет) порождает практически лженаучное знание, которое лавинообразно по своей природе. Как получать именно такое знание обучают студентов и аспирантов. По этой причине также неизбежно возникает разрыв между экспериментальной и практической психологией. Мы предлагает достаточно универсальное решение проблемы (статистические методы). Но главное это развернуть психологов с ложного пути, который создает им видимость получения научных результатов, которых или реально нет, или они совершенно другие (нелинейные) и требуют совершенно другой интерпретации. Для этой цели в статье рассмотрена модельная задача для математических функций, показан ряд результатов, позволяющих продемонстрировать природу типичных ошибок, которые возникают при анализе и интерпретации результатов психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING "CONVENIENT" CORRELATIONAL ERRORS IN MODERN PSYCHOLOGICAL SCIENCE (SAVING STARS SPSS OR PATH TO NOWHERE)

Analysing the articles in local scientific issues (Kurgan region), we may conclude that even weak correlation (0.2 0.3) is considered by the authors as quite strong. This is connected with a lack of strong linear connection while studying complicated psychological objects. At the same time, numerous gross mistakes are revealed. Psychology worldwide thanks to its overwhelming majority (especially in the last 20-25 years) gives rise to pseudoscientific knowledge, which is chaotic by its nature. Students and postgraduates are taught to get such knowledge. This also leads to a gap between experimental and practical psychology. We offer quite a universal solution to the problem (statistical methods). But the main thing is not to let psychologists go the wrong way, which gives them the view of the results that either don’t really exist or they are completely different (non-linear) and need interpreting differently. For this reason, the article studies a model task for mathematical functions, the number of results is shown, demonstrating the nature of typical mistakes while analysing and interpreting psychological research.

Текст научной работы на тему «Преодоление "удобных" корреляционных заблуждений в современной психологической науке (спасительные звездочки SPSS, или путь в никуда)»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.303.7; 159.9.7 Басимов М.М.

Российский государственный социальный университет, Москва

ПРЕОДОЛЕНИЕ «УДОБНЫХ» КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ (СПАСИТЕЛЬНЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ SPSS, ИЛИ ПУТЬ В НИКУДА)

Аннотация. Проводя анализ статей в региональных научных изданиях (Курганская область), можно заключить, что даже очень слабая корреляция (0.2-0.3) часто трактуется авторами как достаточно сильная. Это связано с нехваткой сильных линейных связей при изучении сложных психологических объектов. При этом наблюдаются многочисленные грубые ошибки. Психология в масштабах планеты усилиями своего подавляющего большинства (особенно в последние 20-25 лет) порождает практически лженаучное знание, которое лавинообразно по своей природе. Как получать именно такое знание обучают студентов и аспирантов. По этой причине также неизбежно возникает разрыв между экспериментальной и практической психологией.

Мы предлагает достаточно универсальное решение проблемы (статистические методы). Но главное - это развернуть психологов с ложного пути, который создает им видимость получения научных результатов, которых или реально нет, или они совершенно другие (нелинейные) и требуют совершенно другой интерпретации. Для этой цели в статье рассмотрена модельная задача для математических функций, показан ряд результатов, позволяющих продемонстрировать природу типичных ошибок, которые возникают при анализе и интерпретации результатов психологических исследований.

Ключевые слова: синергетический, нелинейность, сравнительная весомость, квантиль, зависимость, коэффициент силы связи, коэффициент корреляции, классификация зависимостей, психологическое исследование.

Basimov M.M.

Russian State Social University, Moscow

OVERCOMING «CONVENIENT» CORRELATIONAL ERRORS IN MODERN PSYCHOLOGICAL SCIENCE (SAVING STARS SPSS OR PATH TO NOWHERE)

Abstract. Analysing the articles in local scientific issues (Kurgan region), we may conclude that even weak correlation (0.2 - 0.3) is considered by the authors as quite strong. This is connected with a lack of strong linear connection while studying complicated psychological objects. At the same time, numerous gross mistakes are revealed. Psychology worldwide thanks to its overwhelming majority (especially in the last 20-25 years) gives rise to pseudoscientific knowledge, which is chaotic by its nature. Students and postgraduates are taught to get such knowledge. This also leads to a gap between experimental and practical psychology.

We offer quite a universal solution to the problem (statistical methods). But the main thing is not to let psychologists go the wrong way, which gives them the view of the results that either don't really exist or they are completely different (non-linear) and need interpreting differently. For this reason, the article studies a model task for mathematical functions, the number of results is shown, demonstrating the nature of typical mistakes while analysing and interpreting psychological research.

Keywords: synergetic, non-linearity, comparative importance, quantile, dependence, factor of connection strength, coefficient of correlation, classification of dependences, psychological researches.

В Курганской области психологическое сообщество, как впрочем и большинство психологов разных стран, придерживается хорошо укоренившегося в последние 20-25 лет явно лженаучного подхода, когда очень слабые (0.2-0.3) и слабые корреляции выдаются за «значимые» и описываются как достаточно сильные связи (спасительные звездочки SPSS), достойные описания и интерпретации на страницах печатных изданий.

Проблему и ее актуальность выявляет следующая статистика. Начнем для сравнения с социологии. Большинство социологов (как и психологов) крайне далеки от концепции нелинейности в социологии, и это подтверждает, например, предпоследний европейский конгресс «11th Conference of the European Sociological Association 2013 (Torino)», в тезисах которого «non-linear» или «nonlinear» как слово или часть слова встречается (кроме наших м атериало в [32-35] , 4 до клад а)

только в 10 тезисах (всего около 3000 тезисов). При этом чаще это общие фразы о нелинейности, и авторы далеки от конкретной реализации этой концепции. Далее тенденция принципиально не меняется: в материалах последнего европейского конгресса «12th Conference of the European Sociological Association 2015 (Pragua)» «nonlinear», или «nonlinear», встречается в 11 тезисах (всего более 3000 тезисов).

Еще проблематичней ситуация в психологии, хотя для психологии эта проблема содержательно и методологически еще более значима. В материалах 12 европейского конгресса «The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july)» «non-linear», или «nonlinear», встречается (кроме наших материалов [18-27], 10 докладов) только в 3 тезисах (всего около 3000 тезисов). Далее тенденция также принципиально не меняется: в материалах последнего европейского конгресса «The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015)» «non-linear», или «nonlinear», встречается (кроме наших материалов [36-47], 12 докладов) только в 4 тезисах (всего около 2500 тезисов).

Проводя анализ статей, можно заключить, что большинство психологов выявляют связи между изучаемыми параметрами и используют для этого наиболее часто корреляционный анализ. В качестве результатов предлагается набор так называемых «значимых» коэффициентов корреляции. Это проверка гипотезы о равенстве нулю коэффициента корреляции, когда наличие связи переносится на генеральную совокупность со сдвигом нулевой точки до критического значения, определяемого объемом выборки.

Возникает ситуация, когда для достаточной выборки (порядка 100), критическое значение порядка 0.2. И очень слабая корреляция (0.2-0.3) трактуется часто как практически сильная. Прослеживается массовый уход (намеренный или неосознаваемый) в область низких значений коэффициента корреляции, когда «ненулевая корреляция» становится достаточной для описания связей как сильных. Это связано с нехваткой сильных линейных связей (больших 0.6 (или хотя бы 0.5) по модулю), когда изучаются сложные психологические объекты преимущественно нелинейные по своей природе.

Возникают два глобальных разрыва в психологии. С одной стороны, методологически нелинейная природа психического не отрицается, и узкий круг психологов работает в рамках синер-гетической парадигмы, частично решая возникающие проблемы. Но подавляющее большинство психологов даже если и говорят о синергетике как о новом методологическом этапе, по-прежнему остаются в своей экспериментальной работе в рамках линейных представлений. Сильные линейные связи (за исключением, например, связей между показателями-синонимами) становятся больш о й редк о с_т ь ю , и о н и н а ч и н а ют р а с п и сы в а_ть

в своих статьях многочисленные очень слабые корреляции (до 0.3), перечисление которых занимает до 5-6 страниц.

И если первая ошибка просто выдает желаемое за действительное, которого просто нет - нет связи ни линейной, ни простейшей нелинейной, то вторая ошибка может рассматриваться как очень грубая, т. к. связь со слабой корреляцией «выявляется», но она на самом деле достаточно сильная и другая по природе - нелинейная (чаще с максимумом или минимумом), а значит, чтобы ее выявить и интерпретировать, нужны другие статистические методы, соответствующие сложной природе психологического. Психология усилиями своего подавляющего большинства (особенно в последние 20-25 лет) практически порождает лженаучное знание, которое лавинообразно по своей природе. Как получать именно такое знание, обучают студентов и аспирантов.

И возникает второй разрыв между экспериментальной и практической психологией, когда линейные модели дают ложное представление в отношении изучаемого предмета исследования, и считается, что многие научные знания не дают пользы практическому психологу, ему нужно накапливать свой опыт, который имеет, прежде всего, интуитивный характер.

Психологи постоянно говорят о сложном характере своего предмета исследования - «психики», но при этом за крайне редкими исключениями (например, психофизиология) рассматривают в своих исследованиях интерпретации на основе результатов корреляционного анализа, а значит механистического подхода - методологии конца XVIII века. При этом науки, изучающие более «простые» (как утверждают психологи) предметы исследования, например физику, прошли в своем методологическом развитии неклассический (начало XX века) и постнеклассический (конец XX века) этапы развития.

А чтобы выйти из этого методологического тупика, нужно принять факт, что психологи в своих исследованиях, наряду с линейными связями, должны рассматривать и простейшие нелинейные связи, которые имеют психологический смысл и дают объяснение многих явлений, изучаемых психологией.

Также не надо пытаться строить модели со сложными зависимостями. Так как в любом случае п точек можно соединить кривой, представляющей многочлен п-й степени, что позволяет формально иметь функциональную зависимость для любого случая анализа экспериментальных данных. А простейших нелинейных зависимостей всегда достаточно много, чтобы полно раскрыть связи изучаемых экспериментальных параметров.

В начале XX века началось проникновение статистических методов в психологию, появился как инструмент для исследования причинно-следственных связей коэффициент корреляции Пирсо н а , е го уп р о щения д ля дру гих (н е и нтерваль-

21

ных) типов переменных (например, коэффициент Спирмена для порядковых переменных).

Тогда изучались часто в плане установления связей родственные параметры, например устойчивость и распределение внимания, числовое и вербальное мышление и т.д., либо действительно немногочисленные пары пропорциональных параметров, для которых коэффициент корреляции Пирсона давал содержательную информацию.

В настоящее время если формулируется достаточно сложная тема исследования для диссертации, выпускной работы, неизбежно мы не обнаружим сильных линейных связей между неродственными параметрами. Между родственными параметрами в рамках одной методики линейные корреляции всегда присутствуют (шкалы ММР1, теста Т. Лири и т.д.).

Поэтому у диссертанта (дипломника) возникает проблема предложить содержательно интересное исследование и остаться без сильных корреляционных связей или рассмотреть два синонима (или несколько пар синонимов) и установить между ними сильные линейные связи на основе корреляционного анализа.

В результате у психологов сложился исследовательский стереотип. С одной стороны, непонимание и неприятие нелинейности как методологической основы (что также усугубляется отсутствием доступного инструментария для анализа экспериментальных данных), а с другой - попытка, цепляясь за линейные модели и не находя в их рамках решение проблемы (за исключением в основном тривиальных результатов), сделать осознанную или неосознанную подмену, которая позволяет слабые корреляции (0.2-0.3) выдавать за «значимые», которые дают возможность говорить о результатах, представленных большим набором выявленных связей между изучаемыми параметрами.

Значит, психологи в подавляющем большинстве по-прежнему «живут» в рамках методологии конца XVIII века (линейность, принцип суперпозиции и т.д.). А мода на синергетику проявляется в том, что в диссертацию включается как методологическое вступление синергетическое содержание, но в дальнейшем анализ своих данных проводится в рамках линейного подхода.

Если и говорят о сложной природе психического и личностного, то в подавляющем большинстве исследований это не выявляется статистическими методами на основе анализа экспериментальных данных. Графики по точкам строят тоже очень редко, хотя уже это могло бы натолкнуть большинство исследователей на мысль, что изучение своего предмета нужно проводить не только на основе линейных моделей (линейных зависимостей, фиксируемых корреляционным анализом), но и начинать изучать простейшие нелинейные зависимости и интерпретировать их, что, конечно, прибавляет сложности, а это ч а с_т о не в х_о д и т в з о н у проф е с с и о н а л ь н ы х 22 -

интересов ученых-психологов.

Изучение статистических связей различной формы

На основе авторского метода множественного сравнения был разработан новый подход изучения статистических зависимостей различной формы, в котором используется обобщенный вариант метода множественного сравнения для квантиль-ных разбиений (триады, кварты, квинты) данных по каждому измеряемому параметру, и нет необходимости в предварительном выдвижении гипотезы о форме зависимости.

В результате определяется сила связи и форма зависимости, а линейные зависимости определяются как частный случай. Предлагаемый подход не только позволяет отслеживать одновременно различные виды нелинейных зависимостей, но и дает возможность определять, для каких интервалов значений параметров эти зависимости выявляются, что позволяет более точно интерпретировать результаты.

Синергетический стиль мышления - это стиль мышления постнеклассической науки. «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Исследование любых психологических процессов и явлений будет искусственно крайне упрощено и сужено внешними рамками, если исследователь, изучая многомерное психологическое явление, будет оставаться только в рамках линейных представлений [13; 14; 15; 57].

Для демонстрации работы авторского метода изучения статистических связей рассмотрим две зависимости из идеализированной математической задачи, где каждый из параметров представляет собой значения одной из 58 элементарных функций в интервале, симметричном относительно нуля с равномерным шагом аргумента. Коэффициенты силы связи SV нормируются таким образом, чтобы значение SV=1 соответствовало бы единичной линейной корреляции R=1, полученной для линейной функции (например, Y=X).

Рассмотрим, как в рассматриваемой модели изучения связей зависят друг от друга две линейные функции.

Зависимость параметра «Y=3*X» от параметра «X» в виде сравнительных весомостей параметра Y=3*X для квинт по шкале X:

Квинты по Сравнительная весомость

шкале X параметра Y для квинт

Х-5 +14648

Х-4 +8762

Х-3 0

Х-2 -8762

Х-1 -14648

Коэффициент силы связи = 1.00 (1.00) Коэффициент корреляции = 1.00

График зависимости представлен на рисунке 1. Коэффициенты силы связи как для прямой Y(X), так и для обратной зависимости X(Y) равны 1. Коэффициент корреляции по определению также равен 1.

Как качественно противоположный рассмотрим пример зависимости четной функции (параболы с максимумом) от линейной функции (зависимость Y= -X2 от X), для которой коэффициент линейной корреляции равен нулю, но в то же время не только нельзя сказать, что связь между переменными отсутствует, а следует отметить, что она очень сильная.

Зависимость параметра <^= -X2» от параметра «X» в виде сравнительных весомостей параметра Y= -X2 для квинт по шкале X:

Квинты по шкале X X-5 X-4 X-3 X-2 X-1

Сравнительная весомость параметра Y для квинт -11944 +6356 +12310 +6356 -11944

Коэффициент силы связи = 1.65 (0.00) Коэффициент корреляции = -0.00

20000

График зависимости представлен на рисунке 2. Это зависимость с симметричным максимумом, когда корреляция просто отсутствует. Такую зависимость исследователи, доверяющие корреляционному анализу, просто не замечают. В этом случае теряется из рассмотрения не просто сильная зависимость, а зависимость более сильная, чем линейная функция.

Но ошибки с неправильным толкованием в этом случае не будет, т. к. зависимость не фиксируется, а значит и не интерпретируется, ее просто «нет». А вот если зависимость будет не совсем симметричной и обнаружится коэффициент корреляции порядка 0.2-0.25, то многие исследователи обычно цепляются, как за соломинку, за такую «значимую» (по терминологии SPSS) корреляцию и интерпретируют связь, как линейная, что уже является грубой ошибкой, как технической, так и методологической.

Далее рассмотрим отдельные показательные результаты решения рассматриваемой модельной задачи, позволяющие продемонстрировать заявленную проблему и системные ошибки, которые стоят за принятым в современном психологическом сообществе подходе к анализу статистических связей.

В рассматриваемом модельном примере (идеализированная математическая задача) представлены параметры (всего 58), которые

1 kvi

2 kvi

3 kvi

4 kvi

5 kvi

Рисунок 1 - График зависимости функции «Y=3*X» от параметра «X»

15000

1 М

2 Ы

3 М

4 Ы

5 kvl

Рисунок 2 - График зависимости функции «Y= -Х2» от параметра «X»

представляют собой как математические функции (30 параметров), так и их регрессионные модели (28 параметров), основанные на линейной корреляции.

Среди математических функций представлены зависимости с максимумом, зависимости с минимумом, монотонные возрастающие и убывающие зависимости, в том числе линейные.

Например, среди функций с минимумом в задаче по изучению связей были включены 9 параметров на базе функции у=х2, когда слева от минимума функция задается формулой у=х2, а справа от минимума, кроме одного симметричного варианта, задаем четыре варианта сжатого вдоль оси Y графика: 0.5*х2; 0.6*х2; 0.7*х2; 0.8*х2 и четыре варианта растянутого вдоль оси Y графика: 1.2*х2; 1.3*х2; 1.4*х2; 1.5*х2. Аналогично следующие 9 параметров были получены на базе функции с максимумом у=-х2.

Среди монотонных функций, включенных в задачу по изучению связей, можно отметить три возрастающие и три убывающие линейные функции, а также три возрастающие нелинейные функции на базе функций у=х3 и три убывающие нелинейные функции на базе функций у=-х3.

Для 28 функций (кроме двух четных строго симметричных функций у=х2 и у=-х2) были построены регрессионные модели, основанные на линейной корреляции.

Рассмотрим две зависимости, которые на-

глядно показывают проблемы психологов при рассмотрении ими в своих статьях «значимых» корреляций. Зависимости представляют собой кривые с максимумом, но несимметричной формы. В этом случае в отличие от симметричной кривой с нулевой корреляцией корреляция ненулевая, хотя и незначительная (очень слабая) по абсолютной величине, но мы выберем такие случаи, когда корреляция подпадает под гипотезу о равенстве нулю и может трактоваться как «значимая».

1 Зависимость для функции с несимметричным максимумом (обрезанным справа): Y= -X2 (слева от максимума); Y= -0.7*X2 (справа от максимума) Коэффициент корреляции в этом случае равен 0.25.

1.1 Зависимость параметра Y от параметра X в виде сравнительных весомостей параметра Y для квинт по шкале X:

Квинты по Сравнительная весомость

шкале X параметра Y для квинт

X-5 -10978

X-4 -3362

X-3 -742

X-2 -4658

X-1 -12902

1.2 Зависимость параметра Y (регрессионная прямая) от параметра X в виде сравнительных ве-сомостей параметра Y для квинт по шкале X:

Квинты по Сравнительная весомость

шкале X параметра Y для квинт

Х-5 -4866

Х-4 -5730

Х-3 -7196

Х-2 -8328

Х-1 -9616

Из графиков (рисунок 3) наглядно видно, какую малую часть причинно-следственной связи (причем явно односторонней) описывает регрессионная прямая вблизи среднего значения зависимого параметра.

Те же две зависимости для подтверждения объективной работы используемого авторского метода анализа связей можно представить для средних значений параметров (значений математических функций) для квинт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее рассмотрим противоположный пример -модель зависимости с максимумом, но уже обрезанной слева. В этом случае на языке линейных

корреляций, что показывает регрессионная модель, мы имеем убывающую зависимость (корреляция отрицательная): значение первой квинты меньше, чем пятой.

2 Зависимость для функции с несимметричным максимумом (обрезанным слева):

Y= -X2 (слева от максимума);

Y= -1.4*X2 (справа от максимума)

Коэффициент корреляции в этом случае равен -0.23.

2.1 Зависимость параметра Y от параметра X в виде сравнительных весомостей параметра Y для квинт по шкале X:

Квинты по Сравнительная весомость

шкале X параметра Y для квинт

Х-5 -14434

X-4 -6228

X-3 -1050

X-2 -4658

X-1 -12902

Рисунок 3 - Гоафик зависимости для функции с несимметричным максимумом (обрезанным справа): «Y= -Х2» (слева от максимума); «Y= -0.7*Х2» (справа от максимума) и регрессионной прямой на основе линейной корреляции

2.2 Зависимость параметра Y (регрессионная прямая) от параметра X в виде сравнительных ве-сомостей параметра Y для квинт по шкале X:

Квинты по шкале X X-5 X-4 X-3 X-2 X-1

Сравнительная весомость параметра Y для квинт -11820 -11270 -10192 -8716 -7000

Из графиков (рисунок 4) наглядно видно, какую малую часть причинно-следственной связи (причем явно односторонней) описывает регрессионная прямая вблизи среднего значения зависимого параметра.

Те же две зависимости для подтверждения объективной работы используемого авторского метода анализа связей можно представить для средних значений параметров (значений математических функций) для квинт.

Чтобы преодолеть указанные проблемы, нами используется авторский подход [7; 18; 28] к поня-

0

-2000

тию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических [19; 36] и социологических исследованиях [55]. В дополнение к методу изучения связей мы предлагаем программно реализованный метод классификации зависимостей [20; 48].

Изучение нелинейных связей по авторскому методу [16; 49] апробировалось в различных психологических исследованиях, представляющих разноплановые области психологической науки: психология дошкольников [1] и подростков [2], этнопсихология [3], психология профессий [5; 11, 24; 50], психология доверия [10; 26], психология стресса [4; 39; 40], теория личности [51], психология родительства [8; 22; 29; 43; 44], психология обучения [21; 52], измерение ценностных отношений личности «Я-другие» [25; 45; 46; 47], изучение семейного воспитания как фактора формирования смысловой сферы ребенка [23; 30; 31], динамика мотивационно-смысловых образований личности студента [9], изучение зависимостей в психофизиологическом исследовании [27], психологическая типология студентов [41; 42], политическая психология [37] и т.д. [6].

Изучение нелинейных связей по авторскому методу [35] также апробировалось в различных

-4000

Рисунок 4 - График зависимости для функции с несимметричным максимумом (обрезанным слева): «Y= -Х2» (слева от максимума); «Y= -1.4*Х2» (справа от максимума) и регрессионной прямой на основе линейной корреляции

по содержанию социологических исследованиях: социология молодой семьи [33; 34], демографические планы населения [53; 54], психологический тип респондента [38], социология профессий [17; 32; 56], политическая социология [12] и т.д.

В условиях современного мира линейное мышление, до сих пор доминирующее в некоторых областях науки, становится принципиально недостаточным и даже опасным в нелинейной сложной реальности [57]. Нелинейная психология - это новый подход к изучению психологических систем, ставящий своей главной задачей изучение специфических нелинейных свойств [13; 14; 15] психологических явлений.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 16-06-00273а

Библиографический список

1 Басимов М. М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. -2007. - №2. - С. 83-93.

2 Басимов М. М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. -2007. - №4. - С. 142-158.

3 Басимов М. М, Хромов А. Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. - 2009. - №2. - С. 209-222.

4 Басимов М. М, Достовалов С. Г. Исследование стресса в нелинейной психологии // Акмеология. - 2011. - №3 (специальный выпуск). - С. 57-61.

5 Басимов М. М. Профессиональные компетенции как объект нелинейной психологии // Акмеология. - 2015. - №3 (юбилейный выпуск). - С. 36-37.

6 Басимов М. М. Нелинейная психология: от методологических разговоров к реальным исследованиям // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. -Т.14. - №1(128). - С. 30-43.

7 Басимов М. М. Методология корреляционного релятивизма в психологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. - Т.14. -

№3 (130). - С. 5-16.

8 Басимов М. М, Падурина Е. А. Общий профиль системы позитивных родительских чувств у отцов // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т.14. - №4 (131). - С. 53-68.

9 Басимов М. М, Акимова Н. Н. Удовлетворенность достижениями как синергетическая причина изменений параметров смысловой сферы личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. - Т.14. - №4 (131). - С. 16-24.

10 Басимов М. М., Достовалов С. Г. Изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т.14. - №5 (132). - С. 23-35.

11 Басимов М. М. Профессиональные компетенции как объект нелинейной психологии (зависимости с минимумом) // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - Т.14. - №6 (133). - С. 14-23.

12 Басимов М. М. Тривиальность линейной картины в социологии и необходимость синергетического подхода (на примере конкретного исследования) // Социальная политика и социология. - 2014. - Т.2. - №4-1(105). - С. 18-31.

13 Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - Москва : КомКнига, 2005. -С. 240.

14 Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - Москва : КомКнига, 2006. - 232 с.

15 Крылов В. Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. - Москва : Янус-К, 2000. - 376 с.

16 Basimov M. M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170 p.

17 Basimov M. M. Non-linearity and synergism in sociology of profession //The 10th Conference of the European Sociological Association (Geneva, Switzerland 7th to 10th September 2011) / Abstract Book: Geneva, 2011. - P. 413-414.

18 Basimov M. M. Methods of psychological research // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1274.

19 Basimov M. M. The analysis of the data in nonlinear psychology //The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1275.

20 Basimov M. M. Classification of nonlinear dependences // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) /Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1276.

21 Basimov M. M. Nonlinearity - the paradigm of pedagogical psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 568.

22 Basimov M. M., Padurina E. A. Positive parental feelings in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1297.

23 Basimov M. M., Ilinyh Y. V. Formation of semantic sphere of the child in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1311.

24 Basimov M. M., Ponomareva S. M. System of requirements to the teacher's profession the as an object of synergetrics // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1603.

25 Basimov M. M., Nikolaeva I. A. Graphic representations of valuable relations of the person "I-others" as the object

of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.

26 Basimov M. M., Dostovalov S. G. Studying of the personality trust crisis in the context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1439.

27 Basimov M. M, Bespalov B.I., Leonov S. V. Nonlinearity of psychophysiological research // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1282.

28 M. Basimov The analysis of statistical dependences in non-linear psychology // International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). -Volume 47, Supplement 1, 2012. - P. 666.

29 M. Basimov, E.Padurina Non-linear influence of the gnostic emotional orientations on parental feelings // International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). - Volume 47, Supplement 1, 2012. - P. 403.

30 M. Basimov, Y.Ilinyh Non-linear effects in interaction "child-parent"' // International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). - Volume 47, Supplement 1, 2012. - P. 261.

31 M. Basimov, Y. Ilinyh Non-linear influence of severity on the lifemean orientations of the child // International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). - Volume 47, Supplement 1, 2012. - P. 261.

32 Basimov M. M. Multiple comparison in sociology of profession //The 11th Conference of the European Sociological Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. - P. 906.

33 Basimov M. M. Multiple comparison in sociology of family // The 11th Conference of the European Sociological Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. -

P. 684.

34 Basimova P. M., Basimov M. M. Approval of a marriage be_ween representatíves of differen] n a t[onal[[ies in n on-lin ear

sociology // The 11th Conference of the European Sociological Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. - P. 1346.

35 Basimov M. M. The analysis of the data in non-linear sociology // The 11th Conference of the European Sociological Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. - P. 988-989.

36 M. Basimov Statistical dependences in nonlinear psychology // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 768.

37 M. Basimov Parameter"Hermit" as an Indicator of Political Preferences // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. -

P. 760.

38 M. Basimov Psychological type of the respondent as a key to understanding of his/her answers // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 763.

39 M. Basimov, S. Dostovalov Stress as the reason of the self-realization and Interpersonal trust // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 776.

40 M. Basimov, S. Dostovalov Stress as an object of nonlinear psychology // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) /AbstractBook, Posters: Milan, 2015. -P. 774.

41 M. Basimov, P. Basimova, O. Basimova Psychological nature of social motives of university admission // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 790.

42 M. Basimov, P. Basimova, O.Basimova Education fee as the reason of typological characteristics of the student // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 788.

43 M. Basimov, E. Padurina Understanding of the reasons of a condition of the child as an object of non-linear psychology // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 778.

44 M. Basimov, E.Padurina Positive feelings to the spouse as to the parent as an object of non-linear psychology // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 779.

45 M. Basimov, I.Nikolaeva Value characteristic "I" as object of non-linear psychology // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 784.

46 M. Basimov, I. Nikolaeva Non-linear relation of durability and subjective remoteness from "Worst others" // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 785.

47 M. Basimov, I. Nikolaeva Non-linear relation of conviction in favour of the world and communicative tolerance // The 14th European Congress of Psychology (Milan, Italy 7-10 july 2015) / AbstractBook, Posters: Milan, 2015. - P. 783.

48 M. Basimov Automatic classification of dependences in sociological research // The 12th Conference of the European Sociological Association (Prague, 25-28 August 2015) / AbstractBook: Prague, 2015. - P. 1015-1016.

49 M. Basimov The analysis of statistical dependences in non-linear psychology // International Journal of Psychology. -Volume 51, Supplement S1, 2016. - P. 851.

50 M. Basimov Vanity in the system of requirements to the teachers profession (non-linear psychology) // International Journal of Psychology. - Volume 51, Supplement S1, 2016. -P. 789.

51 P. Basimova, M. Basimov Competitiveness as the reason Impulsiveness in non-linear psychology (Five-Factor Personality Model) // International Journal of Psychology. - Volume 51, Supplement S1, 2016. - P. 903.

52 P. Basimova, M. Basimov Commitment to Principles in Pedagogic Activity (non-linear aspect) // International Journal of Psychology. - Volume 51, Supplement S1, 2016. - P. 789.

53 Basimov M. M. Family as the object of research of non-linear sociology Russian Sociology on the Move / Ed. by V.A.Mansurov. - Moscow: RSS, 2010. - P. 709-725.

54 Basimov, Mikhail M. Demographic Plans of Inhabitants of Region as an Object of Synergetics // Russian Sociology in Turbulent Times /Ed. by V.A. Mansurov. - Moscow: RSS, 2011. -P. 208-223.

55 Basimov M. M. Analysis of statistical dependences in sociological research // Russian sociology in the period of crisis, critique and changes /Ed. by V.A. Mansurov. - Moscow: RSS, 2013. - P. 96-104.

56 Basimov M. M. Non-linearity and synergism in sociology of profession // Russian sociology in the period of crisis, critique and changes /Ed. by V.A. Mansurov. - Moscow: RSS, 2013. -

P. 67-82.

57 Mainzer K. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. - P. 13.

УДК 316.303.7; 159.9.7 Басимов М.М.

Российский государственный социальный университет, Москва

ПРЕОДОЛЕНИЕ «УДОБНЫХ» КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ (КОНКРЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ СИСТЕМНЫХ ОШИБОК)

Аннотация. Проводя анализ статей в региональных научных изданиях, можно заключить, что даже очень слабая корреляция (0.2-0.3) часто трактуется авторами как достаточно сильная. Это связано с нехваткой сильных линейных связей при изучении сложных психологических объектов. При этом наблюдаются многочисленные грубые ошибки. Психология в масштабах планеты усилиями своего подавляющего большинства (особенно в последние 20-25 лет) практически порождает лженаучное знание, которое лавинообразно по своей природе. Как получать именно такое знание обучают студентов и аспирантов. По этой причине также неизбежно возникает разрыв между экспериментальной и практической психологией.

Мы предлагает достаточно универсальное решение проблемы (статистические методы). Но главное - это развернуть психологов с ложного пути, который создает им видимость получения научных результатов, которых или реально нет, или они совершенно другие (нелинейные) и требуют совершенно другой интерпретации. Для этой цели в статье рассмотрен ряд показательных примеров зависимостей из различных психологических исследований, позволяющих продемонстрировать природу типичных ошибок, которые возникают при анализе и интерпретации результатов исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: синергетический, нелинейность, сравнительная весомость, квантиль, зависимость, коэффициент силы связи, коэффициент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.