Научная статья на тему 'Нелинейная психология'

Нелинейная психология Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
749
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ / SYNERGETIC / NON-LINEARITY / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ВЕСОМОСТЬ / COMPARATIVE WEIGHTINESS / TRIADS / QUARTERS / ЗАВИСИМОСТЬ / DEPENDENCE / FACTOR OF THE CONNECTION STRENGTH / КОЭФФИЦИЕНТ СИЛЫ СВЯЗИ / COEFFICIENT OF CORRELATION / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ / CLASSIFICATION OF DEPENDENCES / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ТРИАДЫ / КВАРТЫ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басимов М.М.

Нелинейные свойства психологических явлений в основном доминируют в сложной психологической реальности. Мы предлагаем новый подход к пониманию понятия «Статистическая связь» в психологических исследованиях, который реализуется через использование метода множественного сравнения для квантильных разбиений данных (объектов) по каждому измеряемому психологическому параметру. В программно реализованном методе классификации зависимостей определены виды зависимостей: 10 для триад и 28 для кварт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-LINEAR PSYCHOLOGY

Non-linear properties of the psychological phenomena basically dominate in a difficult psychological reality. We offer the new approach to understanding of the concept of statistical relation in psychological research, that gives use of a method of multiple comparison for quantile splittings of the data set (objects) on each measured psychological parameter. In the program-realized method of classification of dependences are defined kinds of dependences: 10 for triads and 28 for quarters.

Текст научной работы на тему «Нелинейная психология»

И в заключение рассмотренного итерационного процесса корректировки матриц сравнительной весомости для 12 специальностей без их внутренней дифференциации приведем по одному примеру распределений для третьего приближения: по уровням в рамках одного из диагностируемых психологических качеств и одного расчетного психологического соответствия для одной специальности, в которых задача множественного сравнения решается не для Б групп (12 специальностей), а для 2*Б групп - Б групп, содержащих данные испытуемых, остающихся в совокупности (обозначены с символом «+»), и Б групп, содержащих данные испытуемых, вычеркиваемых из совокупности при построении этого приближения (обозначены с символом «-»).

Вербальное логическое мышление

уровень специальность сравнительная

группы (+) и (-) весомость

13) МИ+ АН+ НЕ+ 16

12) МЧ+ 14

11) БХ- 11

10) АН- 7

9) БФ+ ФИ- БФ- 2

8) НЕ- ФР- ИС- ФК- -1

7) ФМ + МИ- -2

6) ФР+ БГ- -3

5) БГ+ ФМ- -4

4) ФИ+ МЧ- -6

3) БХ+ -11

2) ИС+ -18

1) ФК+ -23

Психологическое соответствие для специальности «Математика и информатика» (MMv)

уровень специальность группы (+) и (-) сравнительная весомость

16) МИ+ 23

15) ФМ + 20

14) МЧ+ 17

13) БФ+ 14

12) БХ- 7

11) ФМ- ИС- 6

10) АН+ 5

9) НЕ+ 4

8) МИ- МЧ- ФР- БГ- ФК- 3

7) ФИ- 1

6) БФ- -5

5) АН- -6

4) БХ+ ФИ+ НЕ- -13

3) ФР+ -14

2) БГ+ ИС+ -17

1) ФК+ -20

И в том, и другом распределениях можно отметить (что справедливо и для всех остальных распределений этого класса, оставшихся вне нашего внимания), что группы испытуемых, оставшихся в совокупности - (+), в основном занимают положе-

ния, близкие к полюсам распределения, а группы испытуемых, изъятых из совокупности, в основном занимают положения близкие к центру распределения. Это говорит о том, что остаются в совокупности на любом шаге итерационного алгоритма испытуемые, отражающие особую типологическую структуру специальности (принадлежность к классу). И, наоборот, вычеркиваются из списка первоначальной совокупности испытуемые, которые создают усредненную общность, в которой практически не выделяются типологические особенности тех специальностей, которые они представляют.

Достоинством описанного итерационного алгоритма нахождения оптимального варианта матрицы сравнительной весомости является то, что на каждом шаге алгоритм работает со всей первоначальной совокупностью данных. А значит, ни один набор данных (испытуемый) не будет вычеркнут окончательно до достижения последнего этапа построения последовательных приближений матрицы сравнительной весомости. Это предотвращает возможность вырождения совокупности данных (очень малая вероятность), представляющих все специальности (группы прогноза), по какой-либо группе за счет исчерпания всех (или подавляющего большинства) представителей этой группы.

Кроме того, описанный алгоритм полностью исключает влияние субъективного фактора на результат, т.к. все правила построения последовательных приближений можно описать без ссылки на конкретные данные.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №13-06-00525а.

Список литературы

1 Басимов М.М. Типология университетских (педагогичес-

ких) специальностей (методы построения, основные

результаты). М.: Курган, 1999. 496 с.

2 Басимов М.М. Методы множественного психологическо-

го прогнозирования: в 2 ч. Курган, 1999. 108 с.

3 Гпасс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в

педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

4 Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Изд-во

«Братство», 1994. 364 с.

5 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для

психологов: учебник. М.: Московский психолого-

социальный институт; Флинта, 2002. 336 с.

УДК 159.9.075 М.М. Басимов

Курганский государственный университет

НЕЛИНЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация. Нелинейные свойства психологических явлений в основном доминируют в сложной психологической реальности. Мы предлагаем новый подход к пониманию понятия «статистическая связь» в психологических исследованиях, который реализуется через использование метода множественного сравнения для квантильных разбиений данных

(объектов) по каждому измеряемому психологическому параметру. В программно реализованном методе классификации зависимостей определены виды зависимостей: 10 для триад и 28 для кварт.

Ключевые слова: синергетический, нелинейность, сравнительная весомость, триады, кварты, зависимость, коэффициент силы связи, коэффициент корреляции, классификация зависимостей.

M.M. Basimov Kurgan State University

NON-LINEAR PSYCHOLOGY

Abstract. Non-linear properties of the psychological phenomena basically dominate in a difficult psychological reality. We offer the new approach to understanding of the concept of statistical relation in psychological research, that gives use of a method of multiple comparison for quantile splittings of the data set (objects) on each measured psychological parameter. In the program-realized method of classification of dependences are defined kinds of dependences: 10 for triads and 28 for quarters.

Key words: synergetic, non-linearity, comparative weightiness, triads, quarters, dependence, factor of the connection strength, coefficient of correlation, classification of dependences.

Синергетический стиль мышления - это стиль мышления постнеклассической науки. Он представляет собой современный этап развития системного и кибернетического мышления, многие элементы которого подвергаются существенной переделке. «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Можно даже сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности [3].

Исследование любых психических явлений будет искусственно крайне упрощено и сужено внешними рамками, если исследователь, изучая многомерное психологическое явление, будет оставаться только в рамках линейных представлений. Основные характерные свойства линейных систем можно сформулировать в виде следующих свойств [4]:

1 Для линейных систем сила реакции системы пропорциональна силе внешнего воздействия на систему: если какое-либо воздействие на систему приводит к некоторой реакции системы, то воздействие в несколько раз более сильное приведет к возрастанию реакции во столько же раз.

2 Реакция на одновременное применение к системе нескольких воздействий равна сумме реакций системы на каждое из этих воздействий.

Наличие указанных свойств является определением линейности системы. Нелинейность психических явлений по сравнению с многомерностью, для изучения которой разработан широкий спектр методов, представляет собой гораздо более глубокое свойство психического, которое в настоящее время изучено недостаточно. Нелинейные системы

по своим свойствам радикально отличаются от линейных. Мир нелинейных систем настолько богаче мира линейных систем, что даже любое перечисление свойств нелинейных систем никогда не будет полным, исчерпывающим [4].

В психологических исследованиях широко используется корреляционный анализ. Разработаны меры связи для различных типов переменных: шкалы наименований, дихотомические шкалы, шкалы порядка, шкалы интервалов. Исследователи под корреляцией в основном понимают наличие линейной связи - самой простой и наглядной. Иначе говорят об отсутствии корреляции. При этом очень часто (и это будет показано ниже) многие интересные зависимости, будучи нелинейными, пропускаются, т.к. для них коэффициенты корреляции имеют малые значения по абсолютной величине. Результаты такого линейного корреляционного анализа в дальнейшем переносятся и в другие статистические методы (например, корреляционные зависимости используются в факторном и регрессионном анализе), создавая ограниченные теоретические и прогностические модели.

Попытки же исследователей выдвигать статистические гипотезы о наличии конкретного вида нелинейной зависимости для отдельных упорядоченных пар переменных приводят к решению частных задач, результаты которых оказываются несопоставимы между собой, а также с результатами линейных корреляционных исследований, а значит, и несводимыми в единую систему. Кроме того, если переменных достаточно много, то эти процедуры требуют для реализации больших временных затрат.

Также возникает вопрос, насколько должна быть простой по форме получаемая функциональная зависимость, чтобы из нее можно было выявить психологическое содержание, чтобы можно было интерпретировать исходные параметры. Так как в любом случае п точек можно соединить кривой, представляющей многочлен п-й степени, это позволяет формально иметь функциональную зависимость (для отдельных двух переменных) для любого случая анализа экспериментальных данных.

Отметим также, что для большинства психологических данных (ввиду большей выраженности случайности в их характере по сравнению, например, с биологическими параметрами), при расчетах связей между измеряемыми показателями желательно меньше внимания уделять отдельным измерениям (объектам, которым соответствуют точки на плоскости при рассмотрении двух переменных).

Мы предлагаем новый подход к пониманию понятия «Статистическая связь» в психологических исследованиях, который реализуется через использование метода множественного сравнения для кван-тильных разбиений данных (объектов) по каждому измеряемому психологическому параметру. При этом можно себе позволить сознательно отказаться от предварительного выдвижения гипотезы о форме самой зависимости (линейной или какой-то конкретной нелинейной зависимости). То есть метод позво-

ляет для изучаемой матрицы данных определить как формы зависимостей, так и степени их выраженности на различных отрезках тестовых шкал в единой системе измерения, достигаемой нормировкой коэффициентов силы связи, в результате которой аналоги единичной корреляции (зависимость параметра от самого себя) принимают значения, равные или близкие единице.

Идеалами научного знания в классической науке служили простота, линейность, полное исключение неопределенности (случайности). Эта жестко детерминистическая картина мира - так называемый лапласовский детерминизм - осознается с точки зрения нашего времени как чрезмерно упрощенная теоретическая схема, хотя многие стереотипы классически ориентированного разума - стереотипы линейного мышления - не изжиты до сих пор.

На желательность учета нелинейных процессов в будущей парадигме социальной психологии обращает внимание У.Дж.Мак-Гайр: «Я подчеркиваю здесь такой важный момент, что наши когнитивные и социальные системы являются сложными, что используемые в настоящее время простые линейные модели перестали быть эвристически полезными».

Описание сложного, как показывает К.Майнцер, президент Немецкого общества по изучению сложных систем и нелинейной динамики, невозможно без представления о нелинейности и современных нелинейных моделей. В условиях современного мира линейное мышление, до сих пор доминирующее в некоторых областях науки, становится принципиально недостаточным и даже опасным [8].

Но перед тем, как перейти к рассмотрению конкретных нелинейных психологических систем, рассмотрим одну показательную зависимость из идеализированной математической задачи, где каждый из параметров представляет собой значения одной из 36 элементарных функций в интервале, симметричном относительно нуля с равномерным шагом аргумента. Для изучения зависимостей между этими функциями был применен наш статистичесий метод изучения связей. Коэффициенты силы связи SV нормируются таким образом, чтобы значение SV=1 соответствовало бы единичной линейной корреляции К=1, полученной для линейной функции (например, У=Х).

Рассмотрим четную функцию (зависимость У=Х2 от X), для которой коэффициент линейной корреляции равен нулю, но в то же время не только нельзя сказать, что связь между переменными отсутствует, а следует отметить, что она очень сильная.

Кварты Сравнительная весомость

по шкале X параметра У для кварт Х-4 3720 Х-3 -3798 Х-2 -3798 Х-1 3720

Коэффициент силы связи = 1.69 Коэффициент корреляции = 0

Графически зависимость У=Х2 от X имеет вид: 1 4

кварты 1-4 по параметру X

2 3

В дополнение к методу изучения связей мы предлагаем программно реализованный метод классификации зависимостей. Для классификации определены виды зависимостей: 10 для триад и 28 для кварт. Основные типы зависимостей: зависимости с максимумом и минимумом, возрастающие и убывающие, но далеко не линейные, колебания тах-тт и тт-тах. В каждом типе содержится различное количество (от 2 до 9) видов зависимостей (для триад меньше, для кварт больше), которые определяются симметричностью, общей возрастающей или убывающей тенденцией, сдвигом влево или вправо, равномерностью изменения.

Рассмотрим примеры нелинейных психологических систем в 7 исследованиях.

1 Нелинейность-парадигма педагогической психологии [9]

Авторский метод изучения зависимостей был применен в исследовании учащихся гимназии. Изучались 114 параметров: 93 психологических параметра и 21 суммарная оценка успеваемости по учебным предметам. Причем для нас интересны эти две группы параметров как структурные составляющие общего набора данных.

1 Связи, близкие к линейным. Для пар «психологический параметр - психологический параметр» имеем 100 зависимостей. Для пар «оценка - оценка» - 57 зависимостей. А вот для пар «психологический параметр - оценка» и «оценка - психологический параметр» нет ни одной значимой зависимости.

2 Нелинейные связи. Для пар «психологический параметр - психологический параметр» имеем 89 зависимостей, для пар «оценка - оценка» - 2 зависимости. Но самое интересное - это значимые нелинейные связи для пар «оценка - психологический параметр» - 16 зависимостей и «психологический параметр - оценка» - 17 зависимостей.

Следовательно, в педагогической психологии неизбежны нелинейные модели, которые позволяют, например, прогнозировать успешность обучения в школе.

2 Позитивные родительские чувства в контексте нелинейной психологии [10]

Рассмотрим типологию нелинейных зависимостей по результатам исследования (данные исследо-

вания Е.А.Падуриной) особенностей позитивных родительских чувств и их влияния на формирование адекватной самооценки дошкольника (50 параметров, 6 диагностических методик).

Для триад выявлено 41 сильная нелинейная зависимость (из них 26 с максимумом, 8 с минимумом); для кварт - 151 (из них 39 с максимумом, 37 с минимумом, 51 в виде колебаний). Сильных линейных зависимостей имеем всего 40, причем 25 из них связывают параметры одной методики, которые по смыслу не могут быть независимыми.

Полученные результаты позволяют говорить о взаимовлиянии особенностей взаимодействия «родитель-ребенок», его эмоциональной стороны, родительских чувств не столько на основе линейных связей, но в значительно большей степени на основе нелинейных зависимостей.

3 Система требований к профессии учителя как объекта синергетики [11]

Рассмотрим типологию нелинейных зависимостей в исследовании по выявлению основных требований к профессии учителя. В экспертной анкете предлагалось 129 параметров оценивающих качества, умения и навыки необходимые в профессиональной деятельности учителя.

Интервал оценок позволил решить задачу только для триад. Было выявлено 193 сильных нелинейных зависимостей (из них 55 с максимумом, 93 с минимумом, 45 возрастающих, но далеко не линейных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильных линейных зависимостей выявлено всего 30 и связывают они родственные оценки (иногда выраженные синонимами), что можно рассматривать прежде всего как критерий надежности при проведении экспертизы, но не как результаты для интерпретации результатов.

Полученные результаты позволяют говорить о системе требований к профессии учителя как объекте синергетического изучения.

4 Формирование смысловой сферы ребенка в контексте нелинейной психологии [12]

Рассмотрим типологию зависимостей по результатам изучения (данные исследования Ю.В. Ильиных) стиля семейного воспитания как фактора формирования смысловой сферы ребенка (23 параметра, 3 диагностические методики).

Как и для многих других психологических исследований, линейные связи имеем только в рамках отдельных методик (2, 15, 5 значимых зависимостей): «Предельные смыслы», «Смысложизненные ориентации личности», «Взаимодействие ребенок-родитель».

На 22 линейные зависимости приходится 24 нелинейных зависимостей (не меньших по силе связи). Из нелинейных зависимостей доминируют (всего 11) зависимости с максимумом (эффект насыщения и резкого изменения - бифуркации).

Проведенное исследование обнаружило взаимосвязь стиля семейного воспитания и формирования смысловой сферы личности ребенка как объек-

та не только линейной, но и в равной степени нелинейной психологии.

5 Изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии [13]

Рассмотрим типологию нелинейных зависимостей по результатам (данные исследования С.Г. Дос-товалова) исследования «Переживание кризиса доверия» (21 параметр, из них 12 параметров по авторской методике диагностики переживания кризиса доверия личности (ЗЕС) С.Г. Достовалова).

Для триад выявлено 7 сильных нелинейных зависимостей (из них 6 - с параметрами ЗЕС); для кварт - 28 (26 с параметрами ЗЕС); для квинт - 45 (40 с параметрами ЗЕС). В то же время сильных линейных зависимостей имеем всего 4 (1 с параметрами ЗЕС).

Полученные результаты позволяют говорить о сложности феномена кризиса доверия личности, его преимущественно нелинейной природе. Доминирование нелинейных связей наблюдается не только во внешних связях параметров ЗЕС с другими параметрами (44 связи), но и во внутренних связях между параметрами ЗЕС (28 связей).

6 Графические репрезентации

ценностных отношений личности

«Я-другие» как объект нелинейной

психологии [14]

Рассмотрим (данные исследования И.А. Николаевой) типологию связей толерантности (В.Бойко; 10 параметров), жизнестойкости (Hardiness Survey S.Maddi; 3 параметра) и базовых убеждений (Janoff-Bulman R.; 8 параметров) c графическими параметрами (GP) измерения ценностных отношений личности «Я-другие» (И.А. Николаева; 17 параметров).

Для триад выявлено 8 сильных нелинейных зависимостей (1 с максимумом, 7 с минимумом); для кварт - 39 (4 с максимумом, 14 с минимумом, 11 в виде колебаний). В то же время сильных линейных зависимостей имеем всего 10, причем только одна из них затрагивает параметры (GP). Особенно примечательно, что отмеченные нелинейные зависимости касаются преимущественно параметров (GP), которые входят в 37 из 47 нелинейных зависимостей, связывающих их как между собой, так и со шкалами других методик.

Проведенное исследование раскрывает преимущественно нелинейную природу ценностных отношений личности «Я-другие».

7 Нелинейность психофизиологических исследований [15]

Рассмотрим типологию зависимостей (линейных и нелинейных) 129 психофизиологических (данные исследования Б.И. Беспалова, С.В. Леонова) параметров (реакция на свет, звук, реакция на движущийся объект и др.) и 62 опросных данных (MMPI, Кеттелл, Смишек и др.). Нам интересны эти две группы параметров как структурные составляющие общего набора данных.

1 Связи, близкие к линейным. Для пар «психофизиологический параметр - психофизиологический параметр» имеем 202 зависимости. Для пар «опросный параметр - опросный параметр» - 69 зависимостей. А вот для пар «психофизиологический параметр - опросный параметр» и «опросный параметр - психофизиологический параметр» нет ни одной значимой зависимости.

2 Нелинейные связи. Для пар «психофизиологический параметр - психофизиологический параметр» имеем 153 зависимости. Для пар «опросный параметр - опросный параметр» - 55 зависимостей. Но самое интересное - это значимые нелинейные связи для пар «психофизиологический параметр -опросный параметр» и «опросный параметр - психофизиологический параметр» - 139 зависимостей.

Таким образом, идеальные модели линейно организованного мышления оказываются не реализуемыми в сложной психологической действительности и от них необходимо отказываться и переходить к более гибким и сложным моделям.

Приведенный в статье обзор результатов из различных областей психологии позволяет говорить о необходимости синергетической парадигмы в психологической науке, направленной, прежде всего, на изучение нелинейных свойств психологических систем.

Нелинейная психология - это новый подход к изучению психологических систем, ставящий своей главной задачей изучение специфических нелинейных свойств психологических явлений.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 12-03-00594-а.

Список литературы

1 Басимов М.М. Методы множественного сравнения в

психологических исследованиях // Методы исследования психологических структур и их динамики / под ред. Т.Н.Савченко и Г.М.Головиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. Вып.3. С. 128-157.

2 Басимов М.М. Изучение статистических связей в

психологических исследованиях: монография. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 432 с. (Серия «Библиотека психолога»). 3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. С. 240.

4 Крылов В.Ю. Методологические и теоретические

проблемы математической психологии. М.: Янус-К, 2000. 376 с.

5 Basimov M.M. Mathematical methods in psychological

research (Nontraditional methods). Monograph. -Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 185p.

6 Basimov M.M. Analysis of different form statistical

dependence in psychological research (nontraditional methods). Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008. - 102p.

7 Basimov M.M. Methods of multiple comparison in

psychological research. Monograph. - Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2008. - 101p.

8 Mainzer K. Thinking in Complexity The Complex Dynamics

of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 13.

9 Basimov M.M. NONLINEARITY - THE PARADIGM OF

PEDAGO-GICAL PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) /

Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 568.

10 Basimov M.M., Padurina E.A. POSITIVE PARENTAL

FEELINGS IN A CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1297.

11 Basimov M.M., Ponomareva S.M. SYSTEM OF

REQUIREMENTS TO THE TEACHER'S PROFESSION THE AS AN OBJECT OF SYNERGETRICS // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1603.

12 Basimov M.M, Ilinyh Y.V. FORMATION OF SEMANTIC

SPHERE OF THE CHILD IN A CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1311.

13 Basimov M.M, Dostovalov S.G. STUDYING OF THE

PERSONALITY TRUST CRISIS IN THE CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1439.

14 Basimov M.M., Nikolaeva I.A. GRAPHIC

REPRESENTATIONS OF VALUABLE RELATIONS OF THE PERSON "I-OTHERS" AS THE OBJECT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.

15 Basimov M.M, Bespalov B.I., Leonov S.V. NONLINEARITY

OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL RESEARCH // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1282.

УДК 159.9 M.B. Воробьева

Курганский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния конфликтов между родителями на эмоциональную устойчивость детей. Представлены результаты исследования характера конфликтов между родителями, особенности влияния конфликтов на эмоциональную сферу ребенка.

Ключевые слова: агрессивность, депрессия, дети, конфликт, неуверенность, родители, семья, супруги, одиночество, эмоциональная сфера.

M.V. Vorobyova Kurgan State University

FEATURES OF INFLUENCE OF THE CONFLICTS BETWEEN SPOUSES ON EMOTIONAL STABILITY OF CHILDREN

Annotation. This paper addresses the problem of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.