Научная статья на тему 'Изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии'

Изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА ДОВЕРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНЫЙ / ЛИНЕЙНЫЙ / ЗАВИСИМОСТЬ / TRUST CRISIS EXPERIENCE / PERSONALITY NONLINEAR / LINEAR / DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басимов Михаил Михайлович, Достовалов Сергей Григорьевич

Синергетический стиль мышления это стиль мышления постнеклассической науки, а «нелинейность» фундаментальный концептуальный узел новой синергетической парадигмы. В статье рассматривается типология нелинейных зависимостей по результатам исследования «Переживание кризиса доверия» (21 параметр, из них 12 параметров по авторской методике диагностики переживания кризиса доверия личности (ЗЕС) С.Г. Достовалова). Для расчетов использовался авторский метод М.М. Басимова. В статье рассмотрена с подробной интерпретацией группа зависимостей, в которой объединяющим стал параметр «Реализация себя на сегодняшний день» (следствие или зависимый параметр).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING OF THE PERSONALITY TRUST CRISIS IN THE CONTEXT OF NONLINEAR PSYCHOLOGY

The synergetic style of thinking is a style of thinking of a postnonclassical science. «Non-linearity» is a fundamental conceptual unit of a new paradigm. The article represents the typology of nonlinear dependences based on the results of research «Experience of a trust crisis» (21 parameters, among them 12 parameters from S.G. Dostovalov's method of diagnostics of the experience of personality trust crisis (PTC)). For calculations M.M. Basimov's method was used. The article gives a detailed analysis of the interpretation a group of dependencies where the parameter «Self-realization at the moment» (a consequence or dependent parameter) became the unifying.

Текст научной работы на тему «Изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии»

of the child in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1311.

16 Basimov M. M., Nikolaeva I. A. Graphic representations of valuable relations of the person I-OTHERS" as the object of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1438.

17 Basimov M. M., Dostovalov S. G. Studying of the personality trust crisis in the context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1439.

18 Basimov M. M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170p.

19 Basimov M.M. Analysis of statistical dependences in sociological research // Russian sociology in the period of crisis, critique and changes / Ed. by V.A. Mansurov. Moscow: RSS, 2013. С. 96-104(107).

20 Basimov M. M. Method of multiple comparison in sociology // Russian Sociology on the Move /Ed. by V.A.Mansurov. Moscow: RSS, 2010. С. 569-576.

21 Mainzer K. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 13.

УДК 159.9.072.433 М.М. Басимов

Российский государственный социальный университет, г. Москва С.Г. Достовалов

Курганский государственный университет

изучение кризиса доверия личности в контексте нелинейной психологии

Аннотация. Синергетический стиль мышления - это стиль мышления постнеклассической науки, а «нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой синергетической парадигмы. В статье рассматривается типология нелинейных зависимостей по результатам исследования «Переживание кризиса доверия» (21 параметр, из них 12 параметров по авторской методике диагностики переживания кризиса доверия личности (ЗЕС) С.Г. Достовалова). Для расчетов использовался авторский метод М.М. Басимова.

В статье рассмотрена с подробной интерпретацией группа зависимостей, в которой объединяющим стал параметр «Реализация себя на сегодняшний день» (следствие или зависимый параметр).

Ключевые слова: переживание кризиса доверия, личность, нелинейный, линейный, зависимость

M.M. Basimov

Russian State Social University, Moscow

S.G.Dostovalov

Kurgan State University

studying of the personality trust crisis in the context of nonlinear psychology

Annotation. The synergetic style of thinking is a style of thinking of a postnonclassical science. «Non-linearity» is a fundamental conceptual unit of a new paradigm. The article represents the typology of nonlinear dependences based on the results of research «Experience of a trust crisis» (21 parameters, among them 12 parameters from S.G. Dostovalov's method of diagnostics of the experience of personality trust crisis (PTC)). For calculations M.M. Basimov's method was used. The article gives a detailed analysis of the interpretation a group of dependencies where the parameter «Self-realization at the moment» (a consequence or dependent parameter) became the unifying.

Keyword: trust crisis experience, personality, nonlinear, linear, dependence

Любое многомерное психическое явление, если его изучать в рамках только линейных представлений, предстанет искусственно крайне упрощенным, суженным до рамок методологии конца XVIII века [9]. В условиях современного мира линейное мышление, до сих пор доминирующее в некоторых областях науки, становится принципиально недостаточным и даже опасным в нелинейной сложной реальности [25].

Чтобы преодолеть указанные проблемы, используется авторский подход к понятию статистической связи (нелинейной, линейной) в психологических [13; 15] и социологических [22; 24] исследованиях. Для его реализации применяется обобщенный вариант авторского метода множественного сравнения [23]. Сравниваются квантильные разбиения данных (триады, кварты, квинты) по изучаемым в рамках исследования параметрам. При этом становится возможным отказаться от предварительного выдвижения гипотез о форме той или иной зависимости (линейная или какой-то конкретный вид нелинейной зависимости). А все коэффициенты силы связи нормируются на аналоги единичной корреляции - зависимости параметра от самого себя, тем самым осуществляется преемственность с корреляционным анализом в рамках линейных зависимостей. При реализации данного метода изучения связей вычисляются сравнительные весомости параметров Y для кварт (триад, квинт) по шкалам X (зависимость Y от Х) и сравнительные весомости параметров X для кварт (триад, квинт) по шкалам Y (зависимость Х от Y).

В д о пол н е н и е к м етоду и зучения связей

предлагается программно реализованный метод классификации зависимостей [21, 14]. Для классификации определены виды зависимостей: 10 для триад и 28 для кварт. Основные типы зависимостей: зависимости с максимумом и минимумом, возрастающие и убывающие, но далеко не линейные, колебания тах-тт и тт-тах. В каждом типе содержится различное количество (от 2 до 9) видов зависимостей (для триад меньше, для кварт больше), которые определяются симметричностью, общей возрастающей или убывающей тенденцией, сдвигом влево или вправо, равномерностью изменения. Классификация проходит по определенным критериям. Зависимости, не попавшие ни в один из видов зависимостей, приводятся в конце отдельным списком и также могут быть интерпретированы.

Синергетический стиль мышления - это стиль мышления постнеклассической науки. Он представляет собой современный этап развития системного и кибернетического мышления, многие элементы которого подвергаются существенной переделке. «Нелинейность» - фундаментальный концептуальный узел новой парадигмы. Можно даже сказать, что новая парадигма есть парадигма нелинейности [10; 11].

Изучение нелинейных связей по авторскому методу [2] апробировалось в различных психологических исследованиях, представляющих разноплановые области психологической науки: психология дошкольников [1; 3] и подростков (юношей) [4], этнопсихология [5], психология профессий [6], психология стресса [7], кризис доверия [20], психология родительства [17], психология обучения [16], измерение ценностных отношений личности «Я-другие» [19], изучение семейного воспитания как фактора формирования смысловой сферы ребенка [18] и т.д.

Линейные зависимости по определению симметричные, для них не важно, что является причиной (независимая переменная), а что следствием (зависимая переменная). Это определяется по воле исследователя и часто диктуется интересами исследователя, его концепцией и моделью, его теоретическими доводами, субъективными взглядами на предмет исследования. Корреляционный метод и линейные связи, им выявляемые, не дают возможности выбирать направление связи. Причина и следствие в этом случае равноправны и могут интерпретироваться произвольно по воле исследователя.

Но именно такие зависимости человек в силу своей обычной исследовательской логики предвидит, формулирует в виде гипотез исследования, логически выводит, и ему часто кажется, что других закономерностей просто не существует. А более сложные закономерности психологического или социологического содержания в основном непредсказуемы и требуют экспериментального изучения, дальнейшей аналитической работ ы , к о_т о р а я н е о граничив а е_т с_я л и н е й н ы ми

представлениями.

Феномен доверия вошел в предметное поле многих социогуманитарных наук фактически молниеносно: в середине 1990-х годов появились первые крупные публикации отечественных авторов, скорее теоретического и гипотетического характера, а в конце того же десятилетия уже оформилось научное направление исследований, причем в экономической науке и политологии, социологии и психологии практически одновременно [12].

Подлинным источником формирования научного интереса к проблемам доверия скорее всего были практические потребности, благодаря которым и возникла общественная атмосфера высокой востребованности знаний о доверии, позволяющих не только его описывать, но и объяснять, прогнозировать и, по возможности, воздействовать на него, управлять им.

В психологии известны также феномены, которые получают от исследователей разного рода образную квалификацию «категория повышенной сложности», «тончайшие психологические явления» и т.п., что свидетельствует, прежде всего, о чрезвычайной трудоемкости их исследования из-за высокой динамичности, многофакторной зависимости и т.д. [12].

Феномен доверия относится именно к такой особой категории, что проявилось в его преимущественно нелинейной природе, которую наглядно демонстрирует аналитическая работа по выявлению связей с использованием авторского метода по результатам изучения данного феномена С.Г. Достоваловым [8].

Доверие является более фундаментальным явлением, чем кажется на первый взгляд. Его психологическая сущность позволяет полнее осмыслить способы связи человека с миром, закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным «субъектом жизни» (С.Л. Рубинштейн), а не субъектом «отчужденной активности» (Э. Фромм).

«Доверие есть форма веры, представляющая в социально-психологическом плане самостоятельный вид установки - отношения к миру и к себе, сущность которого представлена в соотношении меры доверия к миру и меры доверия к себе. Основными условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного» [8].

«Доверие - единый феномен, имеющий, в предельно обобщенном виде, сходные формально-динамические характеристики, условия возникновения, закономерности порождения и функционирования, независимо от того, в какой сфере жизни человека он проявляется» [12].

Рассмотрим типологию нелинейных зависимостей по результатам (данные С.Г. Достовалова) исследования «Переживание кризиса доверия» ( 2 1 парам е_тр , и з них 12 п о а в_т о р с кой методике

53

диагностики переживания кризиса доверия личности (ЗЕС) С.Г. Достовалова.

В результате статистического анализа для триад выявлено 7 сильных нелинейных зависимостей (из них 6 - с параметрами ЗЕС); для кварт - 28 (26 - с параметрами ЗЕС); для квинт - 45 (40 - с параметрами ЗЕС). В то же время сильных линейных зависимостей имеем всего 4 (1 - с параметрами ЗЕС).

Полученные результаты позволяют говорить о сложности феномена кризиса доверия личности, его преимущественно нелинейной природе. Доминирование нелинейных связей наблюдается не только во внешних связях параметров ЗЕС с другими параметрами (44 связи), но и во внутренних связях между параметрами ЗЕС (28 связей).

Рассмотрим с подробной интерпретацией группу зависимостей, в которых объединяющим параметром в изучении нелинейной природы доверия стал параметр «Степень реализации себя на сегодняшний день» (следствие или зависимый параметр).

Вначале рассмотрим, как параметр «Степень реализации себя на сегодняшний день» зависит от некоторых компонент доверия и какова нелинейная природа этого явления.

Для кварт мы выделили две сильные зависимости с минимумом (коэффициенты связи 0.56 и 0.57). Это зависимости «степени реализации себя на сегодняшний день» от параметров «Доверие нормы» и «Доверие боссу».

1 Зависимость параметра «степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверие нормы» (X) в виде сравнительных ве-сомостей параметра У для кварт по шкале X: х-1 ^ +555); х-2 (¥= -601); х-3 (¥= +22); х-4 (¥= -137)

Коэффициент силы связи = 0.56 (0.11) Коэффициент корреляции = -0.21

Формирование правосознания личности является актуальной проблемой. Развитое правосознание позволяет личности соотносить свое поведение с нормами, правилами и ценностями общества, определять и оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с установленными социальными нормами.

Изучение роли доверия в формировании правосознания личности рассматривалось в следующих исследованиях: изучение доверия к праву, рассмотрение доверия как фактора правового поведения и т.д.

Степень реализации себя на сегодняшний день максимальна для 1 кварты параметра «Доверие нормы» (+555 по сравнительной весомости), далее уже незначительный рост доверия социальным нормам (переход с 1 на 2 кварту независимого параметра) приводит к резкому уменьшению степени реализации себя (-601) до минимальных значений . В дальней шем тенденция 54

меняется на противоположную: для 3 и 4 кварт доверия социальным нормам степень реализации себя подрастает (+22 и -137), но до значений, значительно меньших, чем в 1 кварте независимого параметра.

Графически зависимость имеет вид:

1

3

4 Кварты 1-4 по шкале X

2

Рисунок 1 - Графическое представление зависимости параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверие Нормы» (Х)

Коэффициент силы связи БУ=0.56. Обратная зависимость практически отсутствует (коэффициент силы связи = 0.11). Коэффициент линейной корреляции небольшой по сравнению с коэффициентом БУ -0.21).

2 Зависимость параметра «степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия боссу» (X) в виде сравнительных весомостей параметра У для кварт по шкале X: х-1 ^ -2); х-2 (¥= -799); х-3 (¥= -91); х-4 (¥= +402)

Коэффициент силы связи = 0.57 (0.15) Коэффициент корреляции = 0.21

Степень реализации себя на сегодняшний день в отличие от предыдущей зависимости, хотя и имеет также минимум на 2 кварте параметра «Доверие боссу» (-799 по сравнительной весомости), но максимальна не для 1, а для 4 кварты параметра «Доверие боссу» (+402 по сравнительной весомости), а значит, присутствует общая положительная динамика для параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (с -2 до +402).

Таким образом, резкое убывание на первом шаге сменяется быстрым ростом на следующих двух шагах, и в итоге наблюдается общее возрастание параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день».

Графически зависимость имеет вид:

1 3 Кварты 1-4

по шкале X

Таким образом, наблюдается еще более резкий скачок степени реализации себя для 5 квинты доверия боссу (20% испытуемых). Только наибольшее доверие боссу способствует значительному росту степени реализации себя (+1415), особенно это ярко наблюдается при скачке зависимого параметра с (-742) до (+1415) по сравнительной весомости при переходе с 4 на 5 квинту независимого параметра «Доверие боссу».

Графически зависимость имеет вид:

5

2

Рисунок 2 - Гоафическое представление зависимости параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия боссу» (Х)

Интересно, что доверие боссу (первоначальный рост) вначале крайне отрицательно влияет на степень реализации себя, но дальнейший рост доверия боссу дает положительный результат. Представители 4 кварты (25%) наибольшего доверия своему начальнику имеют наибольшие результаты по степени реализации себя на сегодняшний день.

Коэффициент силы связи SV=0.57. Обратная зависимость практически отсутствует (коэффициент силы связи = 0.15). Коэффициент линейной корреляции небольшой по сравнению с коэффициентом SV 0.21). Подтверждение последней зависимости, ее фундаментальности дает та же зависимость, но уже в модели для квинт независимой переменной.

1

3

2

Квинты 1-4 по шкале X

2' Зависимость параметра «степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия боссу» (X) в виде сравнительных весомостей параметра У для квинт по шкале X:

х-1 ^ -2); х-2 (¥= -494); х-3 (¥= -51); х-4 (¥= -742); х-5 (¥= +1415) Коэффициент силы связи = 0.87 (0.22) Коэффициент корреляции = 0.21

Для квинт также выявляется сильная зависимость параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» от параметра «Доверие боссу». Максимальное значение (+1415 по сравнительной весомости) степени реализации себя приходится на 5 квинту доверия боссу. Но при этом минимальное значение (второй минимум, сравнительная весомость = -742) перемещается на 4 квинту, т.е. ближе к максимальному значению.

Рисунок 3 - Гоафическое представление зависимости параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия боссу» (Х)

Для квинт выделяется еще одна зависимость со значительно большим коэффициентом силы связи по сравнению с предыдущими двумя зависимостями.

3 Зависимость параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия другу» (X) в виде сравнительных весомостей параметра У для квинт по шкале X: х-1 (¥= +151); х-2 (¥= -582); х-3 (¥= +672); х-4 (¥= -922); х-5 (¥= +25)

Коэффициент силы связи = 1.04 (0.18) Коэффициент корреляции = -0.15

Графически зависимость имеет вид:

Квинты 1-4 по шкале X

Рисунок 4 - Графическое представление зависимости

параметра «Степень реализации себя на сегодняшний день» (У) от параметра «Доверия другу» (Х)

Это специфическая зависимость степени реализации себя от параметра «Доверие другу» в виде интересного колебания: резкое возрастание (с -582 до +672) при переходе с 2 на 3 квинту и резкое убывание (с +672 до -922) при переходе с 3 на 4 квинту. При этом крайние квинты (1 и 5) мало отличаются друг от друга (+151 и +25).

Друг обычно ближе босса, и доверие к нему более сложно влияет на «Степень реализации себя на сегодняшний день», при этом средние показатели «Доверия другу» наиболее эффективно влияют на анализируемый параметр.

Коэффициент связи равен 1.04, при этом обратная зависимость очень слабая (коэффициент связи 0.18). Коэффициент линейной корреляции равен -0.15 и не представляет интереса.

Таким образом, приведенные выше примеры зависимостей между параметрами доверия, показывают, что идеальные модели линейно организованного мышления оказываются не реализуемыми в сложной психологической действительности, в том числе при изучении феномена доверия, и от них необходимо отказываться и переходить к более гибким и сложным моделям.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 16-06-00273а

Список литературы

1 Басимов М. М. Изучение психологической типологии дошкольников по фактору усвоения образовательных программ ЦРР. Курган : Курганский гос. ун-т, 2005. 176 с.

2 Басимов М. М. Изучение статистических связей в психологии // Материалы Всерос. науч. конф. «Экспериментальная психология в России: традиции и пер-спективы»(22-23 нояб. 2012г.). М. : ИП РАН, 2012. С. 15-21.

3 Басимов М. М. Учет нелинейных связей при освоении дошкольниками программы «Развитие» // Мир психологии. 2007. №2. C. 83-93.

4 Басимов М. М. Психологическая типологизация старшеклассников (старших подростков и юношей) по фактору успеваемости в школах нового типа // Мир психологии. 2007. №4. С. 142-158.

5 Басимов М. М., Хромов А. Б. Типология зависимостей между параметрами отношений к жизненным трудностям и проблемам в различных этнических группах // Мир психологии. 2009. №2. С. 209-222.

6 Басимов М. М. Требования к профессии как объект синергетики // Акмеология. 2011. №3 (специальный выпуск). С. 54-57.

7 Басимов М. М., Достовалов С. Г. Исследование стресса в нелинейной психологии // Акмеология. 2011. №3 (специальный выпуск). С. 57-61.

8 Достовалов С. Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков // Психология и право. МГППУ. 2013. №1. URL: www.psyandlaw. ru /ISSN-online: 2222-5196

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М. : КомКнига, 2005.

С. 240.

10 Князева Е. Н, Курдюмов С. П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006. С. 232.

11 Крылов В .Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии. М.: Янус-К, 2000. 376 с.

12 Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 564 с.

13 Basimov M. M. The analysis of the data in nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1275.

14 Basimov M. M. Classification of nonlinear dependences // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1276.

15 M. Basimov The analysis of statistical dependences in non-linear psychology // International Journal of Psychology (Special Issue: XXX International Congress of Psychology). -Volume 47, Supplement 1, 2012. P. 666.

16 Basimov M. M. Nonlinearity - the paradigm of pedagogical psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 568.

17 Basimov M. M., Padurina E. A. Positive parental feelings in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1297.

18 Basimov M. M., Ilinyh Y. V. Formation of semantic sphere of the child in a context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1311.

19 Basimov M. M., Nikolaeva I. A. Graphic representations of valuable relations of the person "I-OTHERS" as the object of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) /Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. - P. 1438.

20 Basimov M. M., Dostovalov S. G. Studying of the personality trust crisis in the context of nonlinear psychology // The 12th European Congress of Psychology (Istanbul 2011 04-08 july) / Abstracts, Poster Sessions: Istanbul, 2011. P. 1439.

21 Basimov M. M. Mathematical methods in psychological research. Monograph. Russia, Kurgan: Kurgan State University, 2009. 170p.

22 Basimov M. M. Analysis of statistical dependences in sociological research // Russian sociology in the period of crisis, critique and changes/Ed. by V.A. Mansurov. Moscow: RSS, 2013. С. 96-104(107).

23 Basimov M. M. Method of multiple comparison in sociology //Russian Sociology on the Move /Ed. by V.A.Mansurov. -Moscow: RSS, 2010. - С. 569-576.

24 Basimov M. M. The analysis of the data in non-linear sociology // The 11th Conference of the European Sociologcal

1

5

4

Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. P. 988-989.

25 Mainzer K. Thinking in Complexity. The Complex Dynamics of Matter, Mind, and Mankind. Berlin: Springer-Verlag, 1994. P. 13.

УДК 159.99 М.В. Воробьева

Курганский государственный университет

восприятие внешнего облика другого учителями в общении со школьниками

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей восприятия внешнего облика другого (ученика) учителями, работающими в младших и старших классах средней школы.

Ключевые слова: восприятие элементов внешнего облика другого, язык мимики и жестов, невербальные предпочтения, распознавание эмоциональных состояний по мимике, распознавание значения поз.

M.V. Vorobyova Kurgan State University

perception of appearance of the other by teachers in communication with school students

Annotation. The article deals with the results of empirical research of features of appearance perception of the other (a pupil) by elementary and senior school teachers.

Keywords: perception of elements of appearance of the other, body language, nonverbal preferences, recognition of emotional states in body language, poses meaning recognition.

ВВЕДЕНИЕ

Восприятие другого человека - это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков.

Начало изучению вопросов межличностного восприятия и понимания людьми друг друга в отечественной психологии было положено А.А. Бодалевым. В восприятии и оценке людьми им были установлены индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и социально-ролевые различия. Были также выявлены особенности влияния на формирование образа другого человека отношений и установок личности и субъекта восприятия, различных характеристик со-вм е стной д е я тел ьности и дру г и х ф а кторов [ 1]

1 Теоретические подходы восприятие внешнего облика другого

За рубежом исследования в области восприятия элементов внешнего облика, а также использования и понимания людьми в процессе общения различных средств невербальной коммуникации проводили такие ученые, как Р. Хинде, У. Фризен, М. Тейлор, Д. Сирс, А. Пиз, Дж. Ниренберг, Г. Калеро и др.

Восприятие человека человеком - процесс активный, который включает мыслительные, волевые, эмоциональные проявления личности как субъекта межличностного общения.

Формирующийся в процессе восприятия образ другого человека служит источником информации о нем и играет регулирующую роль в межличностном общении, обеспечивая обратную связь, помогает выстроить линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Формирование представления о другом человеке всегда начинается с отражения и оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация является основой складывающегося образа другого человека.

Воспринимаемые элементы внешнего облика другого человека выступают многозначными сигналами, говорящими о национальных, социальных, возрастных особенностях партнера по общению. С другой стороны, субъект восприятия характеризуется определенными возрастными, половыми, профессиональными особенностями, которые, безусловно, влияют на формирование образа другого человека в целом и на восприятие отдельных элементов его внешнего облика.

Профессия учителя предполагает наличие у представителей этой профессии определенных педагогических способностей, навыков и умений, среди которых немаловажное значение имеют коммуникативные качества [2]. Показателем сформированности коммуникативных качеств личности педагога является успешность педагогического общения, эффективного взаимодействия учителя и обучающихся.

Освоение педагогом навыков невербальной коммуникации необходимо, прежде всего, для адекватного восприятия и понимания обучающихся, что в свою очередь определяет эффективность педагогического общения и успешность решения педагогических задач.

Педагогические задачи (обучение, воспитание, развитие) осуществляются в контексте общения, которое для учителя представляет некоторую совокупность коммуникативных задач: общих коммуникативных задач предстоящих уроков или внеклассных мероприятий, планируемых заранее, и текущих, ситуативных, возникающих в ходе непосредственного общения.

Организуя решение коммуникативных задач, педагог ориентируется на уже сложившийся уро-ве н ь обще н и я с кл а ссом , учиты в а ет в оз растные и

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.