Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Ибрагимова Сугманат Сулеймановна, Дахдуев Саид Дамирович

В статье анализируются механизмы распределения бюджетных средств. В связи с постоянным де -фицитом бюджета большинства регионов Правительство Российской Федерации проводит политику поддержки бюджетов этих регионов путем выделения безвозмездных финансовых средств, которые в несколько раз превышают их собственные средства. Главной причиной дефицитности бюджета регионов является недостаток собственных средств, что приводит к экономической диспропорции в целом по стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Ибрагимова Сугманат Сулеймановна, Дахдуев Саид Дамирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING THE ECONOMIC DISPROPORTION IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the mechanisms for the distribution of budgetary funds. Due to the constant budget deficit of most regions, the Government of the Russian Federation is pursuing a policy of supporting the budgets of these regions by allocating gratuitous financial resources, which are several times higher than their own funds. The main reason for the deficit of the budget of the regions is the lack of own funds, which leads to economic disproportion in the whole country.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_8_642 УДК 332.12

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСПРОПОРЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: madina0880@mail.ru

Ибрагимова Сугманат Сулеймановна,

студентка 4 курса направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Ibragimova.02st@gmail.com

Дахдуев Саид Дамирович,

студент 4 курса направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Dahduew@mail.ru

В статье анализируются механизмы распределения бюджетных средств. В связи с постоянным де -фицитом бюджета большинства регионов Правительство Российской Федерации проводит политику поддержки бюджетов этих регионов путем выделения безвозмездных финансовых средств, которые в несколько раз превышают их собственные средства. Главной причиной дефицитности бюджета регионов является недостаток собственных средств, что приводит к экономической диспропорции в целом по стране.

Ключевые слова: регион; экономическая диспропорция; социально-экономическое развитие; бюджетная политика; конкурентоспособность.

UDC 332.12

OVERCOMING THE ECONOMIC DISPROPORTION IN THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madina0880@mail.ru

Ibragimova Sugmanat Suleymanovna,

4th year student of the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Ibragimova.02st@gmail.com

Dakhduev Said Damirovich,

4th year student of the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Dahduew@mail.ru

The article analyzes the mechanisms for the distribution of budgetary funds. Due to the constant budget deficit of most regions, the Government of the Russian Federation is pursuing a policy of supporting the budgets of these regions by allocating gratuitous financial resources, which are several times higher than their

own funds. The main reason for the deficit of the budget of the regions is the lack of own funds, which leads to economic disproportion in the whole country.

Keywords: region; economic imbalance; socio-economic development; budget policy; competitiveness.

Регион - это территориальная система, ориентированная на создание эффективной региональной экономики и благоприятной среды для проживания человека. От уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности данной среды зависит во многом благосостояние граждан.

Рост конкурентоспособности регионов/ территорий с каждым годом приобретает все большее значение в свете мировой глобализации и текущего состояния развития мировой экономики. Кроме того, конкурентоспособность регионов имеет большое значение для более рационального и эффективного использования имеющихся внутренних ресурсов: природных, финансовых, трудовых, в целях обеспечения стабильного экономического роста.

Повышение конкурентоспособности региона является одним из составляющих элементов стратегии социально-экономического развития, позволяющих создать благоприятную и комфортную среду для ведения бизнеса, увеличения инвестиционных потоков, создания новых рабочих мест и развития экономики. Это особенно важно при наличии дифференциации в уровнях социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1, с. 30].

Для развития региональной инфраструктуры, обеспечения независимости принимаемых решений и действий по использованию бюджетных средств региональным органам власти необходимо принимать усилия для укрепления собственной доходной базы. Региональный бюджет диктует социально-экономическую политику в регионе, поэтому состояние экономического развития находится в полной зависимости от сформированного бюджета. Бюджетный дефицит говорит об ограниченности его возможностей по удовлетворению общественных нужд и нужд производственной сферы и сферы услуг. Поэтому региональные власти должны проводить соответствующую работу, чтобы обеспечить положительное бюджетное сальдо. Другими словами, нужно обеспечить формирование сбалансированного бюджета, чтобы расхо-

ды, отнесенные к их ведению, могли в полной мере покрываться.

Социально-экономическое развитие региона представляет собой многомерный и многоаспектный процесс, рассматриваемый большинством ученых с позиции разных социально-экономических, политических и иных целей [2, с. 36].

Региональное социально-экономическое развитие - это, прежде всего, не количественные, а именно качественные изменения жизни региона: уровня и качества жизни и благосостояния населения; развития промышленного, трудового, инвестиционного и иного потенциала; формирования и совершенствования социальной, политической, экономической и институциональной систем.

Рассматривая конкурентоспособность региона как открытую систему в обязательном порядке следует также учитывать ее взаимосвязь как с национальной экономикой в целом, так и с подсистемами более низкого уровня по отношению к уровню предприятий, а также конкурентоспособностью отраслей, отраслевых и территориальных комплексов, кластеров и т. д.

Обеспечение стабильного и благоприятного социально-экономического развития региона - одна из ключевых задач государственной региональной власти. Основные инструменты обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов/ территорий приведены на рис. 1.

Для решения существующих на данный период проблем необходимо разработать целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование формирования и исполнения региональных бюджетов по доходам, по расходам и снижению размера дефицита бюджета.

Проводимые мероприятия должны быть направлены на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета региона, а также на реализацию первоочередных мероприятий по решению актуальных проблем в данной сфере.

Основными направлениями, позволяющими увеличить результативность реализации

разработка прогнозов, программ, планов, стратегий экономического

развития;

Проведение эффективной и гибкой региональной социально-экономической

политики;

Проведение эффективной инвестиционной и ннеовщеонной политик, направленных на развитие потенциала региона;

Развитие, модернизация и создание необходимой для динамичного развития

инфраструктур ЕЕ

Создание экономических, организационно-правовых н иных условий дта эффективного и комплексного развития экономики региона;

Обеспечение национальной н иной безопасности, включая социальную

безопасность населения;

Контроль, мониторинг н управление собственностью региона:

Рисунок 1 - Инструменты стабильного социально-экономического развития региона [6, с. 11]

фискальной политики в части доходов, является следующие:

- организация эффективного функционирования системы налогов, которая является основным звеном в реализации бюджетно-налоговой политики, в том числе создание оптимальных условий в сфере финансов для экономических субъектов;

- создание действенной концепции по управлению прибыльностью государственных ресурсов. Значение государства в экономической системе обусловлено тем, что оно в необходимом объеме накапливает денежные средства в бюджете;

- прагматизация поступлений от внешнеэкономической деятельности. Это будет проявляться в росте прослеживаемости операций через внешнеэкономические отношения, тем самым обеспечит максимизацию доходов бюджета.

В наши дни экономика страны сильно пострадала от неразумных мер в бюджетной, налоговой, финансовой сферах, от недостаточно действенной работы системы государственного финансового контроля. Пря-

мой угрозой экономической безопасности государства являются массовое незаконное использование государственных ресурсов, в том числе мошенничество, коррупция, хищение, вывоз капитала за границу и отмывание доходов, которые были получены нелегальным образом; существование условий, которые способствуют усилению преступности в экономике; неразвитость методологической и законодательной базы; недейственность финансового контроля в области государственного и частного секторов экономики [4, с. 37].

В силу этого крайне важно осуществить действия для активизации финансового контроля под предводительством Минфина России.

Контроль в сфере финансов должен основываться на единых принципах, минимизирующих убытки в использовании бюджетных средств. Чтобы достичь данную цель следует определить объективно-субъективную структуру финансового контроля.

Помимо этого, надлежит усилить систему налогового администрирования, повышая

экономические интересы плательщиков налогов и сборов, своевременность и полноту выполнения налоговых обязательств.

Чтобы гарантировать устойчивый рост экономики следует привлекать вложения и способствовать развитию национального рынка, а именно:

- расширение промышленного производства;

- стимулирование развития сельскохозяйственной отрасли;

- формирование такого климата, который способствовал бы перенацеливанию в частный сектор экономики;

- минимизация налогового бремени на производителей товаров и повышение результативности сборов налоговых платежей;

- максимизация сбережений граждан;

- минимизация уровня безработицы и максимизация уровня занятости в стране.

Для поддержания экономической стабильности в стране необходимо также усовершен -ствовать внешнюю политику. Следует устранить предвзятое отношение к отечественной продукции. Чтобы добиться всех поставленных целей, необходимо реализовать административную реформу, основной миссией которой является создание результативного государственного аппарата, в основном для борьбы с коррупцией [5, с. 140].

В последнее время приоритетными задачами государства стало осуществление мер, которые направлены рост результативности бюджетных расходов.

К 2024 г. предполагается провести охват всех бюджетных расходов, что даст возможность [4, с. 40]:

- сохранять приемлемую величину и состав расходов для выполнения функций и обязательств, носящих устойчивый характер, учитывая приоритетные социально-экономические, технологические и другие реалии;

- побуждать главных распорядителей бюджетных средств к изысканию внутренних резервов активизации бюджетных расходов для обеспечения финансирования важнейших направлений государственной политики;

- проводить анализ рациональности и эффективности проводимых мероприятий, финансового обеспечения, итогов и изыскание различных инструментов для достижения общегосударственных целей [7, с. 170].

Среди эффективных мер, способных увеличить доходную часть, предлагаются следующие:

1) увеличение доходов за счет эффективного использования государственных активов;

2) повышение качества налогового администрирования;

3) повышение эффективности администрирования неналоговых доходов;

4) проведение действенных контрольных мероприятий по борьбе с теневой экономикой.

В рамках повышения процесса формирования и исполнения бюджетных расходов рекомендуется:

1) обеспечить взаимосвязь между бюджетным и стратегическим планированием;

2) совершенствовать организацию межбюджетных отношений;

3) совершенствовать программно-целевые методы планирования расходов;

4) повысить качество бюджетной сети оказания государственных и муниципальных услуг;

5) принимать меры по развитию и совершенствованию государственно-частного партнерства.

Только при соблюдении данных условий бюджет региона можно считать бюджетом развития.

С нашей точки зрения, для повышения результативности использования бюджетных средств крайне необходимо усовершенствовать следующие направления [3, с. 62]:

1) применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования бюджета, к примеру, бюджетирование, ориентированное на результат. Реализация данного метода предполагает постановку конкретизированных целей и задач, достижение которых обусловлено соответствующей оплатой труда бюджетных работников, исходя из внесенного ими вклада и результативности действий;

2) видоизменение налогового планирования путем применения методов оптимизации налогового бремени через снижение налоговой ставки НПО и налога на добавленную стоимость, укрепление и развитие законодательных основ налогообложения;

3) реструктуризация доходной части бюджета для выявления наиболее благоприятного сочетания прямых и косвенных налогов, что в свою очередь минимизирует долю тене-

вого сектора экономики, ибо по результатам финансового контроля становится возможным выявление коммерческих образований, которые уменьшают налогооблагаемую базу в целях сокрытия доходов.

Именно поэтому для улучшения экономической ситуации в стране в целом государственным органам власти необходимо реализовать предложенные мероприятия.

Список литературы_

1. Абиева М. М. Социально-экономическое значение регионального бюджета как инструмента экономического роста // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. Грозный, 2022. С. 28-32.

2. Джамалудинова М. Ю., Абдулаев Ш. А. Анализ эффективности применения методов стратегического анализа государственного управления, на примере Республики Дагестан // Экономические науки. 2019. № 176. С. 35-38.

3. Джамалудинова М. Ю., Асриянц К. Г Оценка состояния и развития межбюджетных отношений // Альманах Крым. 2021. № 23. С. 61-64.

4. Пушина Л. Ю., Закинчак А. И. Социально-экономическое развитие: смысл понятия и его применение в контексте исследования проблем обеспечения безопасности // Современные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4 (37). С. 33-42.

5. Хамурадов М. А., Эдиева З. У., Эдиева З. У. Проблемы и пути преодоления бюджетного дефицита дотационного региона // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 10-2 (80). С. 138-140.

6. Шпакова Р. Н. Стратегии социально-экономического развития регионов: от оценки достижения целей - к оценке эффективности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 2. (11). С. 11-18.

7. Шурунова А. А., Курникова М. В. Оценка конкурентоспособности субъектов Российской Федерации: методические аспекты // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 8 (42). С. 164-171.

References_

1. Abieva M.M. Socio-economic significance of the regional budget as an instrument of economic growth. Final scientific and practical conference of the teaching staff. Grozny, 2022. Pp. 28-32.

2. Dzhamaludinova M.Yu., Abdulaev Sh.A. Analysis of the effectiveness of the application of methods of strategic analysis of public administration, on the example of the Republic of Dagestan. Economic Sciences. 2019. No. 176. Pp. 3538.

3. Dzhamaludinova M.Yu., Asriyants K.G. Assessment of the state and development of interbudgetary relations. Almanac Crimea. 2021. No. 23. Pp. 61-64.

4. Pushina L. Yu., Zakinchak A. I. Socio-economic development: the meaning of the concept and its application in the context of the study of security problems. Modern problems of civil protection. 2020. No. 4 (37). Pp. 33-42.

5. Khamuradov M.A., Edieva Z.U., Edieva Z.U. Problems and Ways to Overcome the Budget Deficit of a Subsidized Region. Economics and Business: Theory and Practice. 2021. No. 10-2 (80). Pp. 138-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shpakova R.N. Strategies for the socio-economic development of regions: from assessing the achievement of goals - to assessing efficiency. Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 2. (11). Pp. 11.-18.

7. Shurunova A. A., Kournikova M. V. Assessment of the competitiveness of the constituent entities of the Russian Federation: methodological aspects. Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 8 (42). Pp. 164-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.