Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ДОТАЦИОННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Багамедова Барият Алиевна, Курбанадамова Фатима Абдуллагаджиевна

В статье анализируется инвестиционный потенциал Республики Дагестан как один из путей преодоления дотационности. Отмечается, что в связи с постоянным дефицитом бюджета большинства регионов страны Правительство Российской Федерации проводит политику поддержки бюджетов этих регионов путем выделения безвозмездных финансовых средств, которые в несколько раз превышают их собственные средства. Предложен механизм формирования стратегии развития Республики Дагестан с учетом мнения всех заинтересованных сторон: государственных органов власти, населения региона, бизнес-сообщества, представителей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Багамедова Барият Алиевна, Курбанадамова Фатима Абдуллагаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INVESTMENT POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AS ONE OF THE MAIN WAYS TO OVERCOME SUBSIDIZATION

The article analyzes the investment potential of the Republic of Dagestan as one of the ways to overcome subsidization. It is noted that due to the constant budget deficit of most regions of the country, the Government of the Russian Federation is pursuing a policy of supporting the budgets of these regions by allocating gratuitous financial resources, which are several times higher than their own funds. A mechanism for forming a development strategy for the Republic of Dagestan is proposed, taking into account the opinions of all interested parties: state authorities, the population of the region, the business community, and representatives of science.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 5 3 240

УДК 336.142

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, madina0880@mail.ru

Багамедова Барият Алиевна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: bariyat.bagamedova@bk.ru

Курбанадамова Фатима Абдуллагаджиевна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: ftm999@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДОТАЦИОННОСТИ

В статье анализируется инвестиционный потенциал Республики Дагестан как один из путей преодоления дотационности. Отмечается, что в связи с постоянным дефицитом бюджета большинства регионов страны Правительство Российской Федерации проводит политику поддержки бюджетов этих регионов путем выделения безвозмездных финансовых средств, которые в несколько раз превышают их собственные средства. Предложен механизм формирования стратегии развития Республики Дагестан с учетом мнения всех заинтересованных сторон: государственных органов власти, населения региона, бизнес-сообщества, представителей науки.

Ключевые слова: бюджет; конкурентоспособность региона; дотационность; социально-экономическое развитие.

UDC 336.142

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, madina0880@mail.ru

Bagamedova Bariyat Alievna,

master of the third year of study in the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: bariyat. bagamedova@bk.ru

Kurbanadamova Fatima Abdullagadzhievna,

master of the third year of study in the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: ftm999@mail.ru

The article analyzes the investment potential of the Republic of Dagestan as one of the ways to overcome subsidization. It is noted that due to the constant budget deficit of most regions of the country, the Government of the Russian Federation is pursuing a policy of supporting the budgets of these regions by allocating

INCREASING THE INVESTMENT POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN AS ONE OF THE MAIN WAYS TO OVERCOME SUBSIDIZATION

gratuitous financial resources, which are several times higher than their own funds. A mechanism for forming a development strategy for the Republic of Dagestan is proposed, taking into account the opinions of all interested parties: state authorities, the population of the region, the business community, and representatives of science.

Keywords: budget; competitiveness of the region; subsidies; socio-economic development.

Формирование конкурентных преимуществ оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение благосостояния населения, продуктивное и рациональное использование ресурсного потенциала региона.

Следовательно, необходимо повышать уровень конкурентоспособности территорий/ регионов/отраслей, что должно быть одной из приоритетных задач органов региональной государственной власти, а также стратегии социально-экономического развития региона. Обеспечение конкурентоспособности региона базируется на его ресурсном потенциале и тенденциях его развития.

Специализированными же факторами повышения конкурентоспособности региона выступают те, которые подразумевают их узконаправленное применение за счет специфических качеств и свойств, действенных лишь в определенных областях производства товаров/продуктов, предоставления услуг и т. д. При этом специализированные факторы составляют более прочную и долговременную основу для конкурентоспособности [3, с. 76].

В качестве специализированных факторов обеспечения конкурентоспособности Республики Дагестан считаем целесообразным выделить его туристско-рекреационный комплекс. Развитие именно туристического потенциала региона, по мнению автора, является обоснованным предложением в связи с благоприятными природно-климатическими условиями, историческим наследием республики.

Как показывает проведенный нами анализ, в последние годы туристический комплекс Дагестана демонстрирует стабильный рост показателей, за исключением 2020 г., что обусловлено пандемией COVID-19 и закрытием как внешних, так и внутренних границ [1, с. 23].

По нашему мнению, управление конкурентоспособностью региона следует рассматривать с позиции принятия комплексных стратегически обоснованных решений, направленных на поступательное долгосроч-

ное развитие территории (социально-экономической системы).

Следовательно, эффективность и успешность управления напрямую зависят от корректного выбора направлений развития, которые должны быть обоснованы с учетом внешних и внутренних факторов. Только в этом случае можно обеспечить эффективное и результативное управление и развитие.

Исходя из вышеизложенного, предлагаем принятие на региональном уровне новой Стратегии развития туризма в Республике Дагестан.

Данный момент требует незамедлительного решения, в том числе со стороны государственных органов федеральной власти, поскольку этот фактор существенно тормозит социально-экономическое развитие республики в целом, препятствует увеличению инвестиционного потока и реального капитала в регион, ухудшает уровень и качество жизни населения [5, с. 234].

Принятие мер финансового, налогового и иного вида стимулирования является обязательным условием для развития туристического потенциала, а также привлечения инвесторов в регион. Но инвесторам нужны гарантии стабильной работы и окупаемости вложенных средств. Наиболее действенными механизмами в данной сфере являются создание свободной экономической зоны (на определенный период) и развитие государственно-частного партнерства.

Последнее особенно эффективно себя за -рекомендовало, как и мире, так и в России, при реализации инфраструктурных и социальных проектов.

Для реализации данных мер, помимо разработки стратегий, программ и мероприятий, необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых документов на законодательном уровне, в том числе и федеральном.

Следует отметить, что отсутствие или нехватка необходимых инфраструктурных объектов в туристическом комплексе можно также использовать для развития новых видов/форм туризма.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 3, 2022 241

В последнее время все большую популярность приобретает экотуризм. Данный вид туризма в условиях отсутствия инфраструктуры может стать достаточно популярным в республике, обладающей достаточным количеством заповедников. Более того, такое решение позволит сохранить окружающую среду, не испортить экологическую обстановку и увеличить приток денежных средств в бюджет [6, с. 16].

Также крайне важным, по мнению авторов, является разработка узнаваемого туристического бренда Республики Дагестан. Несмотря на то что разработка и продвижение любого бренда являются весьма затратным и длительным процессом, тем не менее без грамотной маркетинговой стратегии развитие туристического комплекса в современных условиях просто невозможно.

Мероприятия по созданию и продвижению бренда республики должны быть в обязательном порядке включены в Стратегию развития туристического комплекса Дагестана. В данном вопросе представляется весьма целесообразным рекомендовать руководству региона обменяться опытом с Республикой Крым, которая успешно развивает свой туристический комплекс [2].

Итак, одним из направлений обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Дагестан, повышения ее конкурентоспособности и успешного поступательного развития предлагается развитие туристического комплекса, демонстрирующего положительную динамику в последние несколько лет.

Для любого государства ключевым показателем функционирования является формирование бюджета. В России, особенно в регионах, существует ряд актуальных проблем, связанных с формированием бюджета, решение которых является основной задачей государства на сегодняшний день [4, с. 63].

Для проведения комплексного исследования в рамках данной научной работы нами выделы ряд проблем, связанных с процессом формирования и исполнения региональных бюджетов. Решение органами государственного управления этих проблем, ведущих к формированию неэффективного бюджета, может стать ключевым фактором для формирования действенного и эффективного

бюджета, способного обеспечить реализацию программ социально-экономического развития за счет собственных источников доходов, а не из источников межбюджетного выравнивания.

В результате анализа уровня текущего социально-экономического развития Республики Дагестан, основных положений действующей Стратегии социально-экономического развития региона нами был предложен механизм формирования новой Стратегии развития Республики. Предложенный механизм учитывает все недостатки действующей стратегии, направлен на проведение более глубокого и тщательного анализа текущей ситуации и выработки обоснованных направлений и мероприятий дальнейшего развития, с учетом мнения всех заинтересованных сторон: государственных органов власти, населения Дагестана, бизнес-сообщества, представителей науки и пр. [1, с. 24].

Одним из направлений обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Дагестан, повышения ее конкурентоспособности и успешного поступательного развития предлагается развитие туристического комплекса, демонстрирующего положительную динамику.

Список литературы

1. Некоторые аспекты казначейской деятельности на современном этапе / Ш. Э. Амирханов и др. Махачкала : АЛЕФ, 2020. 129 с.

2. Гаджиева М. Ш. Причины образования и пути преодоления дотационности в регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 235-240.

3. Гасанова Д. Б. Проблемы формирования конкурентоспособности региона // Инновационная наука.

2019. № 3. С. 75-77.

4. Джамалудинова М. Ю. Асриянц К. Г Оценка состояния и развития межбюджетных отношений // Альманах Крым. 2021. № 23. С. 61-64.

5. Хасбулатова Б. М. Приоритетные направления социально-экономического развития региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 2. С. 233-237.

6. Шпакова Р. Н. Стратегии социально-экономического развития регионов: от оценки достижения целей - к оценке эффективности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 2 (11). С. 11-18.

References

1. Amirkhanov Sh.E., Halimbekova A.M., Magomedova P.A., Osmanova H.O., Shakhbanova A.M. Some aspects of treasury activity at the present stage. Makhachkala: ALEF,

2020. 129 p.

2. Gadzhieva M.S. The reasons for education and ways to overcome subsidization in the regions. Regional problems of economic transformation. 2019. No. 11 (109). Pp. 235-240.

3. Gasanova D. B. Problems of formation of competitiveness of the region. Innovative science. 2019. No. 3. Pp. 75-77.

4. Dzhamaludinova M. Yu., Asriyants K. G. Assessment

of the state and development of inter-budgetary relations. Almanac Crimea. 2021. No. 23. Pp. 61-64.

5. Khasbulatova B. M. Priority directions of socioeconomic development of the region. Topical issues of modern economy. 2019. No. 2. Pp. 233-237.

6. Shpakova R. N. Strategies of socio-economic development of regions: from the assessment of achievement of goals to the assessment of effectiveness. Bulletin of Eurasian Science. 2019. № 2 (11). P. 11-18.

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 5, tom 3, 2022 2 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.