Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрагимова Ирина Ибрагимовна

В статье проанализированы современные особенности развития социальной сферы в Республике Дагестан с помощью средств регионального бюджета. Уделено внимание необходимости развития этой сферы. Дан анализ ряда показателей, характеризующих воздействие республиканского бюджета Республики Дагестан на социальную сферу. Проанализированы состав, структура и динамика расходов на социальную сферу в расходах республиканского бюджета в 2018-2020 гг. Отмечены сложности процессов регулирования, в том числе социальной сферы, в дотационных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE REGIONAL BUDGET IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the modern features of the development of the social sphere in the Republic of Dagestan with the help of the regional budget. Attention is paid to the need to develop this area. The analysis of a number of indicators characterizing the impact of the republican budget of the Republic of Dagestan on the social sphere is given. The composition, structure and dynamics of expenditures on the social sphere in the expenditures of the republican budget in 2018-2020 have been analyzed. The difficulties of regulation processes, including the social sphere, in subsidized regions are noted.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_2_169 УДК 336

Ибрагимова Ирина Ибрагимовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: abdi2412@mail.ru

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье проанализированы современные особенности развития социальной сферы в Республике Дагестан с помощью средств регионального бюджета. Уделено внимание необходимости развития этой сферы. Дан анализ ряда показателей, характеризующих воздействие республиканского бюджета Республики Дагестан на социальную сферу. Проанализированы состав, структура и динамика расходов на социальную сферу в расходах республиканского бюджета в 2018-2020 гг. Отмечены сложности процессов регулирования, в том числе социальной сферы, в дотационных регионах.

Ключевые слова: региональный бюджет; расходы на социальную сферу; бюджетные расходы; дотационный регион; межбюджетные трансферты.

UDC 336

Ibragimova Irina Ibragimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: abdi2412@mail.ru

ROLE OF THE REGIONAL BUDGET IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The article analyzes the modern features of the development of the social sphere in the Republic of Dagestan with the help of the regional budget. Attention is paid to the need to develop this area. The analysis of a number of indicators characterizing the impact of the republican budget of the Republic of Dagestan on the social sphere is given. The composition, structure and dynamics of expenditures on the social sphere in the expenditures of the republican budget in 2018-2020 have been analyzed. The difficulties of regulation processes, including the social sphere, in subsidized regions are noted.

Keywords: regional budget; social spending; budgetary expenditures; subsidized region; interbudgetary transfers.

Региональные финансовые ресурсы важны для поддержки социально незащищенных слоев населения, для финансирования муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, для осуществления мероприятий по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т.п. Финансовые ресурсы позволяют эффективно проводить социальную политику государства, регулировать социально-экономическое развитие

территорий, обеспечивать комплексное и поступательное региональное развитие.

На примере анализа расходов средств бюджета Республики Дагестан (РД) рассмотрим пропорции распределения бюджетных ресурсов региона на развитие социальной сферы.

Расходы на развитие социальной сферы региона - это не только расходы на реализацию социальной политики, но также расходы на здравоохранение и образование,

физкультуру и спорт, на средства массовой ним все виды социальных расходов нашего информации. На основе отчетных данных региона (табл. 1). Минфина РД составим таблицу, где объеди-

Таблица 1 - Расходы на социальную сферу консолидированного бюджета РД и республиканского бюджета РД за 2018-2020 гг., млн руб. (составлено на основе официальных данных Минфина РД)

Виды расходов 2018 год 2019 год 2020 год

КБ РД РБ РД КБ РД РБ РД КБ РД РБ РД

Расходы всего, в том числе 164778 120885,8 147230,5 134709,7 196604,8 181019,2

Образование 52433,3 44315,8 57445,5 48427,4 67846,5 57241,5

Культура, кинематография 3228,7 1536,6 3424,6 1620,9 3825,5 1921,1

Здравоохранение 8270,8 8267,8 9973,7 9270,1 23585,5 23494,2

Социальная политика 30174,7 30085,7 38925,8 31835,1 51562,2 51444,8

Физкультура и спорт 2293,6 1856,9 2517,9 2047,4 3260 2725,1

СМИ 596,3 388,9 616,5 399,0 685,2 451,4

Прочие 67780,6 34434,1 44300,2 41109,8 45839,9 43741,1

Из данных табл. 1 видно, что расходы на социальную сферу занимают основное место в общих расходах консолидированного бюджета РД и республиканского бюджета РД. Это уже говорит о значимости и приоритетах политики региона, связанной с развитием своей территории. В среднем за период анализа расходы на экономику составили в составе консолидированного бюджета РД -11,8 %, а в составе республиканского бюджета РД - 12,5 %. Для примера приведем удельные веса опережающих по объемам видам расходов. Мы уже отмечали, что за период 2010-2020 гг. расходы на образование в составе расходов консолидированного бюджета РД заняли 34,9 %, а республиканского бюджета РД - 34,3 %. Расходы на

реализацию социальной политики в объеме расходов консолидированного бюджета РД заняли 23,7 %, а в объеме расходов республиканского бюджета РД - 25,9 %. В среднем расходы на социальную сферу в общих расходах республиканского бюджета РД составили 72,3 % - 71,5 % в 2018 году, 69,5 % в 2019 году и 75,8 % в 2020 году. В этой связи важно отметить, что регионы-лидеры значимую долю расходов направляют на развитие: на национальную экономику, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, а регионы-аутсайдеры, несмотря на получаемые трансферты федерального бюджета, в структуре расходов имеют перекос в сторону социальных расходов и обеспечения безопасности.

Рисунок 1 - Динамика расходов на социальную сферу РД в 2018-2020 гг. (составлено на основе официальных данных Минфина РД)

Рисунок 1 демонстрирует, что практически все виды расходов на социальную сферу в рамках республиканского бюджета РФ за период 2018-2020 гг. имели поступательный рост. Вместе с тем существенный скачок произошел в 2020 году по сравнению с 2019 годом по двум видам социальных расходов:

1) расходам на социальную политику, которые выросли до 51444,8 млн. руб. в 2020 году с 31835,1 млн руб. в 2019 году (рост расходов в 1,6 раз);

2) расходам на здравоохранение, которые увеличились в 2020 году до суммы 23494,2

Таблица 2 -

млн руб. с суммы 9270,1 млн руб. в 2019 году (рост расходов произошел более, чем в 2,5 раза).

Такой скачок именно этих двух видов расходов, конечно, связан с пандемией и теми мерами федерального и регионального правительства, которые были направлены на борьбу с вирусом. Эти меры включили в себя дополнительные расходы на лечение, профилактику болезни, выплаты медикам, а также дополнительную финансовую поддержку населения.

Состав и структура расходов на социальную сферу в региональном бюджете РД за 2018-2020 гг., млн руб. (составлен на основе официальных данных Минфина РД)

Виды расходов на экономику 2018 год 2019 год 2020 год

сумма Уд. вес, % сумма Уд. вес, % сумма Уд. вес, %

Расходы на социальную сферу всего, в том числе 86451,7 100,0 93599,9 100,0 137278,1 100,0

Образование 44315,8 51,2 48427,4 51,7 57241,5 41,7

Культура, кинематография 1536,6 1,8 1620,9 1,7 1921,1 1,4

Здравоохранение 8267,8 9,6 9270,1 9,9 23494,2 17,1

Социальная политика 30085,7 34,8 31835,1 34,0 51444,8 37,5

Физкультура и спорт 1856,9 2,1 2047,4 2,2 2725,1 1,9

СМИ 388,9 0,4 399,0 0,4 451,4 0,3

Обратимся к данным табл. 2 и рис. 2, в которых отражены сведения о составе и структуре расходов на социальную сферу из республиканского бюджета РД в 2018-2020 гг. Изучение структуры расходов на социальную сферу поможет сразу определить приоритетные направления ее развития и поддержки в регионах, в том числе в РД. Это в первую очередь образование, которое в

■ образование ■ культура ■ здравоохранение

среднем занимает 48,2 % расходов республиканского бюджета РД, и социальная политика, которая в среднем занимает 35,4 % от всех расходов. Тройку лидеров расходов на социальную сферу завершают расходы на здравоохранение - в среднем 12,2 % расходов республиканского бюджета РД за период 2018-2020 гг.

■ соц. Политика ■ физкyльтypaJ спорт ■ СМИ

2018 ГОД

2019 ГОД

2020 ГОД

Рисунок 2 - Динамика структуры расходов на социальную сферу в расходах республиканского бюджета РД в 2018-2020 гг. (составлено на основе официальных данных Минфина РД)

Рисунок 2 наглядно показывает, насколько сегодня значительно по объемам финансирование именно этих направлений развития социальной сферы в РД - образования, социальной политики и здравоохранения.

Разница в уровне социально-экономического развития регионов в рамках одного государства, предполагает активное использование бюджетных инструментов регулирования диспропорций, в том числе - межбюджетных трансфертов. В России, как и в других странах, есть регионы-доноры и регионы-реципиенты (к которым относится и Дагестан). Дотационные регионы не могут себя полностью финансово обеспечивать по разным причинам.

Сложившаяся сегодня система распределения межбюджетных трансфертов имеет много проблем. Главная - снижение стимулов у регионов-реципиентов к дальнейшему экономическому и социальному развитию. В то же время стимулы к развитию теряют и регионы-доноры - ведь их средства, которые превышают установленные нормативы, останутся не на собственное территориальное развитие, а на развитие регионов-реципиентов.

При этом дотационные регионы, которым присущ перманентный недостаток собственных финансовых ресурсов, сталкивается с комплексом значимых социально-экономических проблем, которые в результате ухудшают параметры жизни населения. Поэтому задача повышения уровня и качества жизни населения региона, его вывода на устойчивое развитие, должна решаться в первую очередь на региональном уровне, и эта проблема должна находиться в центре внимания органов управления каждого бюджетно-дефицитного региона.

Программные документы, определяющие направления реализации данной политики, далеко не всегда учитывают качественные параметры жизни населения регионов, что определяет более низкий уровень реализации человеческого потенциала региона и, как следствие, препятствует повышению темпов территориального развития и преодолению сложившихся в настоящее время негативных тенденций в социальной сфере.

Механизм оценки эффективности процесса реализации мероприятий, ориентирован-

ных на повышение уровня и качества жизни населения бюджетно-дефицитного региона, должен быть ориентирован на взаимоувязку параметров, характеризующих объем расходов на их реализацию, и динамики ключевых параметров, характеризующих параметры уровня и качества жизни.

Кроме того, имеет смысл обеспечить привязку показателей развития регионов в социальной сфере к целевым показателям функционирования органов региональной власти и управления, преследующую задачу обеспечения заинтересованности в достижении стратегических ориентиров развития региона.

Чтобы обеспечить достаточное финансирование реализации мероприятий социальной направленности в бюджетно-дефицит-ном регионе, нужно усилить работу органов регионального управления по укреплению собственного бюджетного потенциала за счет роста доходной составляющей бюджетов, а также обеспечению результативности использования бюджетных средств при условии оптимизации бюджетных расходов.

В целом реализация грамотной социальной политики имеет важнейшее, можно даже сказать, ключевое значение для развития бюджетно-дефицитных регионов, таких как Республика Дагестан. Это отражение не только инструментария решения острых текущих проблем, но и формирование основы для перехода социально-экономической системы региона в иное качественное состояние.

Список литературы

1. Ахмедуев, А. Ш. Проблемы актуализации и направления корректировки «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.» / А. Ш. Ахмедуев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 2. - С. 128-140.

2. Баркенхоева, Р. А. Реализация социальной политики в бюджетно-дотационных регионах: проблемы и ориентиры развития / Р. А. Баркенхоева // Вестник АГУ. - 2020. - № 2 (260).

3. Гасанов, И. Порочный круг дотационности / И. Гасанов // Черновик. - 2020. - 18 сентября (№ 37). -С. 8-10.

4. Министерство финансов Республики Дагестан: официальный сайт. - URL: http://minfin.e-dag.ru/ (дата обращения: 24.10.2021).

5. Республика Дагестан. Законы. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Закон РД от

28.12.2020 г. № 103 // Официальный интернет-портал правовой информации РД. - URL: http://www.pravo.e-dag.ru/ (дата обращения: 12.10.2021).

6. Республика Дагестан. Законы. О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Закон РД от 25.12.2019 г. № 118 // Официальный интернет-портал правовой информации РД. - URL: http://www.pravo.e-dag.ru/ (дата обращения: 11.10.2021).

References

1. Akhmeduev A. Sh. Problems of actualization and directions of adjustment of the "Strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan until 2025". Regional problems of economic transformation, 2012, No 2, pp. 128-140.

2. Barkenhoeva R.A. Implementation of social policy in budget-subsidized regions: problems and development guidelines. Bulletin of ASU, 2020, № 2(260).

3. Hasanov I. The vicious circle of subsidization. Draft, 2020, September 18 (No 37), pp. 8-10.

4. Ministry of Finance of the Republic of Dagestan: official website. URL: http://minfin.e-dag.ru / (accessed: 10/24/2021).

5. The Republic of Dagestan. Laws. On the Republican budget of the Republic of Dagestan for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023: Law of the Republic of Dagestan No. 103 dated 12/28/2020. Official Internet portal of Legal Information of the Republic of Dagestan. URL: http://www.pravo.e-dag.ru / (date of request: 12.10.2021).

6. The Republic of Dagestan. Laws. On the Republican budget of the Republic of Dagestan for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022: The Law of the Republic of Dagestan dated 25.12.2019 No. 118. Official Internet portal of Legal information of the Republic of Dagestan. URL: http://www.pravo.e-dag.ru / (date of request: 11.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.