Научная статья на тему 'Об увеличении доходов региональных бюджетов'

Об увеличении доходов региональных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОТАЦИОННОСТЪ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таибова Разият Ахмедовна

В статье анализируются дотационность, динамика доходов и расходов, основные источники доходов бюджета Республики Дагестан. Рассматриваются факторы, влияющие на доходность региональных бюджетов: развитие собственного производства и инфраструктуры для поддержки малого предпринимательства, привлечение прямых инвестиций, регистрация в налоговых органах Республики Дагестан крупнейших российских налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INCREASE IN INCOMES OF REGIONAL BUDGETS

In article volumes of grants, dynamics of incomes and expenses, the basic sources of incomes of the budget of Republic Dagestan are analyzed. The factors influencing profitableness of regional budgets are considered: development of own manufacture and an infrastructure for support of small business, attraction of direct investments, registration in tax departments of Republic Dagestan of the largest Russian tax bearers.

Текст научной работы на тему «Об увеличении доходов региональных бюджетов»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

_ТАИБОВОЙ Р. А

ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

В статье анализируются дотационностъ, динамика доходов и расходов, основные источники доходов бюджета Республики Дагестан. Рассматриваются факторы, влияющие на доходность региональных бюджетов: развитие собственного производства и инфраструктуры для поддержки малого предпринимательства, привлечение прямых инвестиций, регистрация в налоговых органах Республики Дагестан крупнейших российских налогоплательщиков.

_TAIBOVOYR.A

ABOUT INCREASE IN INCOMES OF REGIONAL BUDGETS

In article volumes of grants, dynamics of incomes and expenses, the basic sources of incomes of the budget of Republic Dagestan are analyzed. The factors influencing profitableness of regional budgets are considered: development of own manufacture and an infrastructure for support of small business, attraction of direct investments, registration in tax departments of Republic Dagestan of the largest Russian tax bearers.

Ключевые слова: дотационностъ, доходы, расходы, бюджет, малое предпринимательство, прямые инвестиции, факторы, финансовая помощь.

Бюджет является финансовой основой для выполнения государством своих функций. Расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, транспортной инфраструктуры, реализацию социальных программ напрямую зависят от доходов бюджетов субъектов РФ. Поэтому, одной из первостепенных задач, которые ставят перед собой регионы, является увеличение доходов бюджета.

В последние годы наблюдается существенный рост доходов бюджетов многих субъектов РФ. Анализ увеличения доходов проведем на примере бюджета Республики Дагестан.

Рассматривая сложившуюся структуру межбюджетных отношений с учетом природно-климатических, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, бюджет Республики Дагестан все последние годы более чем на 80% был дотационным из Федерального бюджета.

Дагестан находится в числе лидеров среди регионов России по объемам дотаций. Расходы дагестанского бюджета по выполнению государственных функций, возложенных на руководство республики, в среднем на 80% выполняются за счет безвозмездной помощи из Федерального бюджета России. В республике 52,7% людей живут на доходы ниже прожиточного минимума, а значит, нуждаются в государственной социальной помощи. Выходит, что от

того, как будут формироваться, а затем распределяться бюджетные средства, зависит уровень социальной обеспеченности каждого второго жителя Дагестана.

Участие федерального бюджета в формировании доходов консолидированного бюджета республики в 2007 году определил дотационность в размере 73 процентов. Таким образом, выдерживается условие соблюдения предельного уровня до 80 процентов, превышение которого влечет введение внешнего управления.

Общий объем финансовой помощи из федерального бюджета составил 18 млрд. 448 млн. рублей, или с ростом на 128,5 процента.

В федеральный бюджет из 20 млрд. рублей дотации на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации, республике было предусмотрено 649 млн. рублей.

В этой связи, проект бюджета был определен с дефицитом в размере 471 млн. рублей, что ниже уровня текущего года на 5 процентов. Источниками покрытия были предусмотрены поступления от реализации имущества в общей сумме 100 млн. рублей и 371 млн. руб. обеспечили в виде внутренних заимствований.

Параметры консолидированного бюджета республики составляют 25 млрд. 180 млн. рублей по доходам.

Кроме того, основной предлагаемый критерий введения внешнего финансового управления - дотационность регионального бюджета - является довольно спорным. Считаем, что дотационность нельзя рассматривать в отрыве от норм бюджетного и налогового законодательств, а также без учета результатов работы налоговой службы как федерального ведомства, обеспечивающего исполнение налоговой части доходов бюджетов того или иного региона РФ. У нас валовой региональный продукт ежегодно в среднем увеличивается на 16 %, и на Министерстве финансов России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан лежит ответственность по сбору налогов в субъекте РФ и формированию прогнозов на будущий год, являющихся основой для принятия соответствующего регионального бюджета. К сожалению, работа данного федерального ведомства в настоящее время недостаточно результативна, что также не способствует уменьшению уровня дотационности республиканского бюджета РД [1].

В 2007году значительная нагрузка выпала на налоговые доходы, по которым прогнозировалось поступление 6 млрд. 38 млн. рублей, или с ростом на 830 млн. рублей против утвержденного плана текущего года. Увеличение поступлений по налогам и сборам против 2006 года прогнозировалось по республике в целом с ростом на 105,8 процента [2]. Основные показатели исполнения бюджета Республики Дагестан за 2003 - 2007 гг. представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, за последние 4 года ежегодные темпы роста доходов бюджета имели тенденцию к увеличению. Особенно высокие темпы роста доходов бюджета (более чем 150%) наблюдались в 2006 и 2007 гг., так, в 2007г. темп роста в 1,3 раза превысил аналогичный показатель 2004 г. В ре-

зультате высоких темпов роста доходы бюджета Республики Дагестан в 2007 г., по сравнению с 2004 г., увеличились почти в 3 раза, причем увеличение доходов происходило при постоянном снижении налогового бремени на плательщиков. Так, например, с 01.01.2004 года отменен налог с продаж, доля которого в доходах бюджета Республики Дагестан 2003г. составляла 6%.

Таблица 1

Динамика доходов и расходов бюджета Республики Дагестан, (млн. руб.)1

Показатели 2003 г. отчет 2004 г. отчет 2005 г. отчет 2006 г. отчет 2007 г. бюджет

Доходы 65 373,6 75 734,0 93 292,1 140 366,5 179 932,2

Темпы роста к предыдущему году, % 100,0 115,8 123,2 150,4 128,2

Темпы роста к 2003 г., % 115,8 142,7 214,6 275,1

Расходы 64 423,2 76 719,9 92 068,4 133 964,7 186 156,0

Темпы роста к предыдущему году, % 100,0 119,1 120,0 145,5 139,0

Темпы роста к 2003 г., % 119,1 142,9 207,9 289,0

Дефицит (-), профицит (+) + 950,4 - 985,9 1223,7 6 401,8 - 6 223,8

Важнейшими доходными источниками бюджета Республики Дагестан являются налоговые поступления, доля которых в структуре доходов занимает наибольший удельный вес, в том числе налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество предприятий и акцизы, которые обеспечивают половину поступлений в бюджет [3].

Доля различных источников в общем объеме доходов бюджета Республики Дагестан приведена в таблице 2.

Таблица 2

2

Основные источники доходов бюджета Республики Дагестан, (%)

Источники доходов бюджета 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Налог на прибыль 19,3 21,9 22,9

Налог на доходы физических лиц 28,8 30,2 26,0

Налог на имущество 8,3 6,7 8,8

Акцизы 5,7 7,8 5,8

Доходы от городского имущества 11,4 15,4 14,0

Удельный вес указанных доходов в общей сумме доходов бюджета 73,5 82,0 77,5

Наибольшее влияние на рост доходов оказывают поступления по налогу на прибыль организаций. В 2007 г. поступления по указанному налогу увеличились на 115,6%, в результате чего доля его в общей структуре доходов бюджета Республики Дагестан увеличилась на 9,2 процентных пункта и

1 Отчет об исполнении бюджета Республики Дагестан за 2003-2007 гг. Сайт Минфина РФ.

2 Рассчитано по данным Минфина РФ о кассовом исполнении бюджета Республики Дагестан

составила 32,1%. Вторым по значению источником являются поступления от уплаты налога на доходы физических лиц. Доля поступлений указанного источника составляет около 25% от всего объема доходов бюджета Республики Дагестан.

Факторы, влияющие на доходы региональных бюджетов, - это процессы, факты, причины, обуславливающие формирование доходной части бюджета; причины, определяющие характер этого процесса.

Существуют различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование доходных источников региональных бюджетов. Вместе с тем, общепризнанной и исчерпывающей их системы до сих пор не выработано.

Мы считаем, что логично произвести классификацию факторов по основным признакам: источнику возникновения, месту возникновения, возможности контроля их субъектом РФ.

По источнику возникновения можно объективно разделить факторы нормативно-правовые и финансово-экономические.

В правовом отношении причиной слабости и нестабильности бюджетной системы РФ является несовершенство законодательной базы.

В то же время действие факторов финансово-экономического характера сдерживается неопределенностью отношений собственности, которые потенциально должны стать финансово-экономической основой доходов на региональном уровне.

По месту возникновения факторы бюджетной доходности могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние - это факторы, создаваемые внутри субъекта Федерации, которые направленно влияют на формирование доходной части региональных бюджетов. Одним из интегральных внутренних факторов, влияющих на доходы региональных бюджетов, является экономическое развитие региона. В условиях спада производства усиливается неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе и «депрессивными» районами. Эти факторы регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина, слабая защищённость отечественных товаропроизводителей, и предполагают определение у субъектов Федерации величины валового регионального продукта, необходимой и достаточной, то есть способной обеспечить поступление налогов для развития региона.

Таким образом, внутренний фактор является основным при определении самостоятельности региона в формировании доходов бюджета.

Внешние факторы - это факторы, создаваемые вне региона, но также существенно влияющие на формирование доходной части региональных бюджетов.

Основой укрепления доходной базы является экономическая и финансовая стабилизация, создание условий экономического роста, стимулирова-

ние инвестиционной активности всего государства в целом и отдельных регионов. Способствовать росту экономической динамики, на наш взгляд, может благоприятный налоговый климат. Кроме того, принимается ряд важнейших законов, влияющих на инвестиционный климат в целом.

По возможности контроля из субъекта РФ факторы можно разделить на регулируемые и нерегулируемые.

К факторам, регулировать которые регион не в состоянии, относятся макроэкономические, такие как:

❖ выработка на федеральном уровне принципов и концепций, программ бюджетной политики и методов;

❖ законодательное и нормативно-правовое обеспечение бюджетной политики и мер по ее регулированию.

К числу факторов регулирования бюджетной сферы регионов в области доходов относятся те, на которые субъект РФ может оказывать прямое влияние:

❖ формирование и поддержание благоприятных условий для развития реального сектора региона;

❖ регулирование и совершенствование налоговых доходов бюджетов субъектов РФ;

❖ установление субъектом РФ специальных налоговых режимов [4].

Однако основным фактором для увеличения доходов в бюджет является развитие бизнеса в регионе. Именно бизнес платит большую часть налогов в бюджет, в первую очередь, налог на прибыль и налог на имущество, акцизы и др. Поэтому доходы бюджета напрямую зависят от величины прибыли, получаемой бизнесом, и стоимости его имущества. Именно бизнес создает дополнительные рабочие места, тем самым способствует увеличению поступлений в бюджет подоходного налога и т.д.[5]

Развитие и укрепление малого бизнеса опирается, прежде всего, на финансовые ресурсы. Объем инвестиций в основной капитал за 2007 год составил в малое предпринимательство 167 млн. руб., что на 3 процента выше уровня прошлого года.

Государственная поддержка малых предприятий дала определенный положительный эффект. Большинством предпринимателей приобретено и смонтировано новое оборудование, налажен выпуск принципиально новой продукции, расширен ассортимент выпускаемой продукции, увеличены объемы производства. В результате суммарная бюджетная эффективность составила 27%.

В результате сформировалась и продолжает развиваться определенная инфраструктура, обеспечивающая субъектам малого предпринимательства решение вопросов правового обеспечения и бизнес - планирования: Комитет Правительства РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских кооперативов Дагестана («АФКОД»), некоммерческое предпринимательство «Махачкалинское агентство поддержки предпринимательства», Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, ООО

«Центр бизнес - планирование», Центр бухгалтерских услуг ООО «Каспий -СТАБУС», Ассоциация поддержки малого предпринимательства НП «Элит Базис», межрегиональный маркетинговый центр «Дагестан - Москва», ГУ республиканский молодежный бизнес-инкубатор «Дагестан». В городах и районах республики функционируют муниципальные фонды поддержки и развития малого предпринимательства^].

На наш взгляд, увеличение налоговых доходов в региональный бюджет РД может осуществляться по двум основным направлениям:

❖ интенсивному, за счет развития местных компаний («собственного бизнеса»), путем создания условий для расширения их бизнеса;

❖ экстенсивному, т.е. за счет привлечения в республику крупных компаний из других регионов, путем создания наиболее благоприятных условий для их деятельности в республике.

Важнейшим направлением по увеличению налоговых доходов является развитие «собственного производства». Создание условий для развития бизнеса в регионе включает в себя: подготовку территорий для нового строительства, создание производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, линий электропередач, подготовка кадров, улучшение медицинского обслуживания), снижение бюрократических препятствий для получения необходимых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.

Экстенсивный способ увеличения доходной части бюджета сводится к следующему:

❖ привлечение в регион прямых инвестиций (открытие новых производств), в том числе и иностранных;

❖ регистрация в республике крупных компаний (головных офисов), ранее зарегистрированных в других субъектах РФ.

Существенным источником увеличения налоговых поступлений в бюджет является привлечение в регион прямых инвестиций.

В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал организаций экономики Республики Дагестан составил 154,1 млрд. руб., что на 9,7% больше, чем за 2006 г. (в сопоставимых ценах).

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики региона в 2007 г., составил 1417,1 млн. дол., что на 43,9% больше, чем за 2006 г. В структуре поступления иностранных инвестиций по видам экономической деятельности 67,3% от объема поступивших инвестиций направлено в обрабатывающие производства (953,4 млн. дол.).

В последние годы ряд крупнейших фирм изъявили желание и приступили к реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан. Это такие компании, как «ОАО «ГидроОГК, французская компания «Мекамиди», «Нафта - Москва», «Немецкая деревня», ОАО «Европа- Инвест» и Дагестанская региональная гидрогенерирующая компания. Дагестан, благодаря этому уникальному проекту, стал не только опытным полигоном внедрения современных технологических и технических решений, но и пионером в привлечении частного и иностранного капитала в эту сферу. Эти и

другие ведущие компании являются очень важным элементом инвестиционной привлекательности для всего бизнес - сообщества. И речь идет не только о дополнительных финансовых ресурсах и налоговых поступлениях, это и новая философия ведения бизнеса. Корпоративная культура ведущих компаний, их высокие стандарты в сфере управления могут стать точками кристаллизации новой цивилизованной экономики, катализатором позитивных процессов во всех сферах жизни республики.

Одним из факторов увеличения доходов бюджета республики в последние годы является регистрация в налоговых органах крупнейших российских налогоплательщиков. Всего же благодаря регистрации крупнейших компаний бюджет Республики Дагестан получил в 2007 г. более 20 млрд. руб., что обеспечило рост доходов бюджета не менее чем на 10%.

Региональной властью делается многое по привлечению крупных налогоплательщиков в регион, в том числе и предоставление всяческих льгот и привилегий.

Право бизнеса свободно перемещаться по территории РФ является одним из важнейших условий развития рыночной экономики. Однако в целях сохранения сбалансированности региональных бюджетов при переходе крупного бизнеса из одного региона в другой целесообразно законодательно предусмотреть некоторые условия. Например, крупный налогоплательщик должен заранее информировать местные органы власти о своем намерении перерегистрироваться в другом регионе, что позволит органам управления субъекта РФ внести необходимые коррективы при составлении бюджета будущего года. Цель внесения изменений в законодательство - получение доходов теми регионами, в которых находится производство, так как именно такие регионы должны иметь возможность создания необходимых условий для воспроизводства рабочей силы.

Литература

1. Закон Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2007 год» от 27.12.2006 г.

2. Аналитическая записка министерства финансов РД к годовому отчету «Об исполнении республиканского бюджета Республики Дагестан за 2007 г.»

3. Гамидов. А.М. Реформа бюджетной системы в Республике Дагестан: результаты и проблемы. //Дагестанская правда от 30.12.2007 года.

4. Тажетдинов. С.Р. Факторы увеличения доходов региональных бюджетов. // Финансы и бюджет: проблемы и решения. - 2007 г. - № 3.

5. Торкановский. Е.М. Организационно-прововые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика. - 2004 г.- № 3-4.

6. Послание Президента Дагестана к Парламенту РД «Об итогах социально -экономического развития РД за 2006 год». Пресс - центр Президента и Правительства РД 10.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.