Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ'

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОТАЦИОННОСТЬ / РЕГИОН / ДОТАЦИОННЫЙ РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Юсупова Патимат Нурудиновна, Рамазанова Алиса Кадиевна

В статье раскрываются понятие и значение дотационности. Анализируются особенности управления дотационными регионами. Исследуются проблемы экономического развития дотационных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF SUPPLIED REGIONS

The article reveals the concept and meaning of subsidization. The features of the management of subsidized regions are analyzed. The problems of economic development of subsidized regions are investigated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_2_144 УДК 332

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОТАЦИОННЫХ

РЕГИОНОВ

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Юсупова Патимат Нурудиновна,

магистрант третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: patya151617@mail.ru

Рамазанова Алиса Кадиевна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: alisa.ramazanova.99@mail.ru

В статье раскрываются понятие и значение дотационности. Анализируются особенности управления дотационными регионами. Исследуются проблемы экономического развития дотационных регионов.

Ключевые слова: дотационность; регион; дотационный регион; экономическое развитие.

UDC 332

PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF SUPPLIED

REGIONS

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Yusupova Patimat Nurudinovna,

Master's student 3 years of study in the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: patya151617@mail.ru

Ramazanova Alisa Kadievna,

3-year master's degree in the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: alisa.ramazanova.99@ mail.ru

The article reveals the concept and meaning of subsidization. The features of the management of subsidized regions are analyzed. The problems of economic development of subsidized regions are investigated. Keywords: subsidization; region; subsidized region; economic development.

Для любого государства ключевым показателем функционирования, который имеет судьбоносное значение, является формирование бюджета. Инструментом, позволяющему государству выполнять свои функции, обеспечивающие общественное развитие независимо от других государств, является государственный бюджет. В России, особенно в регионах, существует ряд актуальных проблем, связанных с формированием бюджета, решение которых является основной задачей государства на сегодняшний день.

Состояние экономики страны - главный базовый фактор, от которого зависит состояние всех сфер и звеньев финансовой системы государства. Финансовая устойчивость страны находится в прямой зависимости от состояния его бюджетной системы, и ее главного элемента - федерального бюджета как основного финансового плана, имеющего силу федерального закона, в котором заключены основные показатели развития страны и состоящего из статей доходов и расходов [4, с. 209].

Одним из ключевых факторов улучшения социально-экономического развития региона является уровень дотационности, его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. От объема инвестиций в регион напрямую зависит развитие его трудового, промышленного, инновационного и прочих потенциалов.

Россия является одним из крупнейших государств и объединяет в своем составе субъекты с различными показателями социально-экономического развития. Состояние бюджетов регионов, входящих в состав РФ, можно обозначить как иждивенческое - около 70 % бюджетов являются реципиентами в силу различных причин неэффективности бюджетной системы. Бюджеты регионов, входящих в состав СКФО, относятся к числу «иждивенческих». За исключением бюджета Ставропольского края, все регионы являются реципиентами из-за недостаточности собственных источников доходов [5, с. 63].

Ситуация, когда бюджеты регионов носят иждивенческий характер, сложилась достаточно давно, начиная с 1990 года. Анализируя такую динамику иждивенчества, мы приходим к выводу о том, что ситуация финансирования центральным правительством

стала закономерностью, и невозможно однозначно сказать, что такое состояние не будет и дальше продолжаться [2, с. 77].

Например, в настоящее время Республика Дагестан является важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, имеет огромный потенциал развития в данном и других направлениях. При этом, как считает, в том числе и глава республики, регион существенно отстает от других субъектов Российской Федерации, что создает дополнительные трудности на пути повышения уровня его социально-экономического развития [5].

Экономика Чеченской Республики находится на этапе подъема, установившемся после восстановления социальной и производственной инфраструктуры республики. Эти предпосылки вкупе со стремлением Правительства Чеченской Республики достичь ускоренного экономического роста в скором будущем дадут соответствующие результаты. Чего нельзя сказать, например, о таком крупном регионе Северокавказского федерального округа, как Республика Дагестан. В Дагестане шел и сегодня идет прямо противоположный процесс. Если в Чеченской Республике в послевоенный период (с начала 2000-х годов) шел процесс восстановления и созидания, то в Республике Дагестан шел процесс разрушения существовавшей социальной и производственной инфраструктуры и растаскивания национального богатства. Причем растаскивание национального богатства шло с целью присвоения финансовой помощи, поступающей в республику из федерального бюджета, что составляло в разные годы от 70 % до 90 % доходов республиканского бюджета. Выше нами приведены данные по финансовой поддержке этой республики федеральным Правительством. В 2020 году размер такой помощи Республике Дагестан составил около 136 млрд руб., в удельном весе в общих доходах бюджета около 80,6 %. Такое положение продолжается уже боле 27 лет. Безусловно, в такой ситуации нужно ставить вопрос об эффективности самой республики как социально-экономической системы, поскольку наказание виновных в разворовывании национального богатства в республике не меняет саму природу возникновения этих проблем. Ситуация может улучшиться, если провести структурные из-

менения в самой социально-экономической системе республики [6].

Одним из методов, определяющих эффективность деятельности органов государственной власти на региональном уровне, является установление ответственности за полноту и качество проделанной работы. На наш взгляд, конечным результатом деятельности органов власти на региональном уровне является экономический рост, повышение благосостояния населения региона и увеличение национального богатства на основе рационального использования ресурсного потенциала региона. Однако в Российской Федерации установлены нормативы финансирования деятельность государственных органов власти, за которыми стоят огромные суммы финансовых ресурсов, закладываемых в бюджетах регионов, но без определения ответственности за невыполнение своих функций.

Формирование основной доли доходов региональных бюджетов за счет межбюджетного финансирования, осуществляемого федеральным центром, приводит регионы к другим проблемам.

Во-первых, сохранение иждивенчества региональных бюджетов из года в год становится для глав регионов естественным явлением, что в свою очередь приводит к безответственности регионов по осуществлению расходов, связанных с их неэффективностью и неэкономностью использования, а также по разработке эффективной системы формирования собственных доходов на основе грамотного бюджетно-налогового и экономического планирования. В случае если это и дальше будет продолжаться, потребности социально-экономического характера не будут реализовываться.

Во-вторых, если федеральный центр не прекратит финансирование бюджетной недостаточности региональных бюджетов, то это только «затормозит» развитие региональной экономической инфраструктуры и приведет к отставанию в развитии самого региона в целом. Бюджетные дотации обеспечивают, к сожалению, выполнение социальной политики региона. В регионах-реципиентах, где основная часть расходов обеспечивается финансовой помощью, экономическая инфраструктура не развита и отстает от среднего уровня развития национальной эконо-

мики и, соответственно, не имеется никаких предпосылок для создания конкурентоспособного и привлекательного для инвесторов инновационного продукта.

Из-за формирования органами государственного управления неэффективной бюджетной политики в стране не проводится действенный контроль за расходованием средств, поступающих в региональные бюджеты в порядке выравнивания бюджетной обеспеченности, то есть в виде финансовой поддержки. Такая ситуация может складываться в силу того, что должным образом не выполняют свои функции органы как федерального управления, так и регионального. Складывается ситуация, что перечень расходов, согласно бюджетной классификации расходов, которые обеспечивают социальное и экономическое развитие, закрепленных за региональным бюджетом, и которые должны быть обеспечены собственными доходами бюджета, на практике финансируются средствами, которые центральное правительство выделяет регионам в форме финансовой поддержки. Региональные бюджеты на сегодняшний день не служат эффективным инструментом в руках государства, с помощью которого оно проводит бюджетную политику экономического и социального развития и роста. На деле средства, предоставляемые в порядке финансовой поддержки, тратятся регионами на то, что не имеет никакого отношения к социально-экономическому развитию. Кроме того, что региональный бюджет выполняет функции по аккумулированию налоговых и неналоговых поступлений на территории региона, его главная функция - быть источником экономического роста. Однако региональные бюджеты в высокодотационных субъектах перестали выполнять свою роль главного источника социально-экономических преобразований в обществе. Очевидно, что региональный бюджет должен инициировать поиск точек роста в экономике и финансировать объекты, имеющие отношение к данной точке экономического роста.

Вместе с тем практика показывает, что, например, в Республике Дагестан, который является одним из высокодотационных регионов страны, бюджетная политика регионального правительства привела к неравномерному развитию муниципалитетов в составе данного региона, не проводятся ре-

альные мероприятия по выявлению точек роста в экономике, чтобы бюджет региона стал главным источником их финансирования, а впоследствии и всей экономики республики.

Основным документом, определяющим в настоящее время социально-экономическое развитие Республики Дагестан, является «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года». В соответствии с действующей Стратегией реализация основных направлений и «поднятие» приоритетных отраслей планируется осуществлять за счет выполнения госзаказов, федерального бюджета России, а также привлечения частного бизнеса.

По итогам проведенного анализа можно говорить о том, что в настоящий момент республика относится к числу наименее экономически развитых регионов и характеризуется низким инвестиционным потенциалом и экстремальным уровнем инвестиционного риска. Вместе с тем данный субъект Федерации имеет крайне важное значение в вопросах безопасности Российской Федерации.

Следовательно, рассматриваемый регион следует отнести к категории «проблемных» регионов, которые требуют специфических/ индивидуальных подходов при разработке и формировании Стратегии социально-экономического развития, методов управления и инструментов региональной государственной политики.

Анализ действующей Стратегии развития Республики Дагестан, ее инвестиционного потенциала и риска, свидетельствует о первоочередной необходимости совершенствования и пересмотра системы управления и региональной политики в регионе в целом. В противном случае все попытки, направленные на обеспечение стабильного социально-экономического развития, провалятся.

Обеспечение эффективной работы органов государственной власти региона - это лишь одно из направлений совершенствования региональной политики и обеспечения условий социально-экономического развития. Как уже отмечалось, основным документом при реализации стратегического планирования долгосрочного развития региона выступает Стратегия его социально-экономического развития.

В качестве специализированных факторов обеспечения конкурентоспособности Ре-

спублики Дагестан считаем целесообразным выделить его туристско-рекреационный комплекс. Развитие именно туристического потенциала региона, по мнению автора, является обоснованным предложением в связи с благоприятными природно-климатическими условиями, историческим наследием республики.

Указанные выше факторы являются несомненными преимуществами для развития инвестиционного потенциала региона. Кроме того, в последние годы туристический комплекс Дагестана демонстрирует стабильный рост показателей, за исключением 2020 г., что обусловлено пандемией COVID-19 и закрытием как внешних, так и внутренних границ.

По нашему мнению, управление конкурентоспособностью региона следует рассматривать с позиции принятия комплексных стратегически обоснованных решений, направленных на поступательное долгосрочное развитие территории (социально-экономической системы).

Следовательно, эффективность и успешность управления напрямую зависит от корректного выбора направлений развития, которые, с точки зрения автора, должны быть обоснованы с учетом внешних и внутренних факторов. Только в этом случае можно обеспечить эффективное и результативное управление и развитие.

Для использования бюджета как государственного института, позволяющего ему регулировать, стимулировать, контролировать социально-экономическое развитие общества, необходимо иметь все качественные и количественные параметры всех элементов этого института. Главными элементами данного института являются доходная и расходная части, наличие которых дает государству возможность осуществить регулирующую, стимулирующую и контролирующую деятельность соответствующими службами, обслуживающими деятельность государственного бюджета. Таким образом, кроме основных элементов, характеризующих бюджет как институт, имеются и дополнительные элементы, раскрывающие экономическую и социальную сущность бюджета как института. К дополнительным элементам данного института относятся законы, нормы, правила осуществления регулирующей, стимулирую-

щей, контролирующей деятельности бюджета и службы, реализующие такую деятельность на практике.

Подводя итог, можно сделать вывод, что для развития своей региональной инфраструктуры, обеспечения независимости при принятии решений и в действиях по использованию бюджетных средств региональным органам власти необходимо принимать усилия для укрепления своей собственной доходной базы. Региональный бюджет «диктует» социально-экономическую политику в регионе, поэтому состояние экономического

развития находится в полной зависимости от состояния сформированного бюджета. Бюджетный дефицит говорит об ограниченности его возможностей по удовлетворению общественных нужд и нужд производственной сферы и сферы услуг. Поэтому региональные власти должны проводить соответствующую работу, чтобы обеспечить положительное бюджетное сальдо. Другими словами, нужно обеспечить формирование сбалансированного бюджета, чтобы расходы, отнесенные к их ведению, могли в полной мере покрываться.

Список литературы_

1. Магомедов Р. М., Абдулаева З. З., Гаджимагомедова С. Г Пути преодоления экономической депрессии в Дагестане // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 5 (115). С. 48-55.

2. Меньщикова В. И. Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом // Вестник ТГУ. 2019. Вып. 6 (74). С. 77-87.

3. Республиканская конференция «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан» прошла в Махачкале. URL: http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya/respublikanskaya-konferentsiya-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan-proshla-v-makhachkale (дата обращения: 07.10.2022).

4. Тавбулатова З. К., Виситова З. Н., Алханов Л. Х. Проблемы сбалансированности региональных бюджетов // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2019. № 3 (65). С. 209-214.

5. Тавбулатова З. К., Кулакова Н. В. К вопросу о необходимости трансформации методики выравнивания бюджетной обеспеченности дотационных регионов // Вестник Чеченского государственного университета. 2020. Т. 38. № 2. С. 63-69.

6. Тавбулатова З. К., Сугарова И. В., Абиева М. М. Совершенствование механизма формирования бюджетной системы дотационных регионов: моногр. Грозный: Изд-во Чечен. гос. ун-та им. А. А. Кадырова, 2021. 154 с.

7. Шачкина В. Н., Васильева И. А. Причины дотационности российских регионов // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов: в 2 ч. Чебоксары, 2019. С. 440-449.

References_

1. Magomedov R.M., Abdulaeva Z.Z., Hajimagomedova S.G. Ways to overcome economic depression in Dagestan. Regional Problems of Economic Transformation. 2020. № 5 (115). Рр. 48-55.

2.Menshchikova V. I. Socio-economic development strategy in the region's management system. TSU Bulletin. 2019. Issue 6 (74). Рр. 77-87.

3. Republican conference «Socio-economic development of the Republic of Dagestan» was held in Makhachkala. URL: http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya/respublikanskaya-konferentsiya-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-respubliki-dagestan-proshla-v-makhachkale (date of access: 07.10.2022).

4. Tavbulatova Z.K., Visitova Z.N., Alkhanov L.Kh. Problems of Balancing Regional Budgets. Scientific Notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University, 2019. № 3 (65). Рр. 209-214.

5.Tavbulatova Z.K., Kulakova N.V. On the need to transform the methodology of fiscal capacity equalization of subsidized regions. Bulletin of the Chechen State University. 2020. t. 38. № 2. Рр. 63-69.

6.Tavbulatova Z.K., Sugarova I.V., Abieva M.M. Perfection of the mechanism of forming the budgetary system of subsidized regions. Monograph. Grozny: Publishing house of A.A. Kadyrov Chechen State University. A. Kadyrov Chechen State University, 2021. 154 р.

7. Shachkina V.N., Vasilyeva I.A. Causes of subsidization of Russian regions. In the collection: Collection of scientific works of young scientists and specialists, in 2 h. Cheboksary, 2019. Рр. 440-449.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.