Научная статья на тему 'Влияние доходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты дотационным регионам'

Влияние доходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты дотационным регионам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / OIL AND GAS REVENUES / FEDERAL BUDGET / GRANT REGIONS / INTER-BUDGET TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таштамиров М. Р.

Статья посвящена актуальным вопросам влияния различных факторов на возможности федерального бюджета по оказанию трансфертной помощи дотационным регионам России. Основными методами исследования являются: динамический и структурный анализ, сравнительный подход, горизонтальный и вертикальный методы, а также корреляционно-регрессионный анализ. В статье рассмотрены подходы отечественных авторов к оценке воздействия внешних факторов на состояние бюджетной системы России и региональной экономики. Проведен анализ доходов федерального бюджета России в динамике и структуре. Рассчитана корреляция нефтегазовых и ненефтегазовых доходов с объемами межбюджетных трансфертов. Выявлены зависимости между рассматриваемыми факторами. Определены основные проблемы и риски с возможностями трансфертного обеспечения дотационных регионов.The article is devoted to topical issues of influence of various factors on the possibilities of the federal budget to provide transfer assistance to grant regions of Russia. The main methods of research are dynamic and structural analysis, comparative approach, horizontal and vertical methods, as well as correlation-regression analysis. The article considers the approaches of domestic authors to assessing the impact of external factors on the state of the budget system of Russia and the regional economy. Analysis of revenues of the federal budget of Russia in dynamics and structure was carried out. Correlation of oil and gas and non-oil and gas revenues with volumes of inter-budget transfers is calculated. Dependencies between the factors under consideration have been identified. The main problems and risks with the possibilities of transfer support of grant regions have been identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние доходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты дотационным регионам»

ВЛИЯНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ДОТАЦИОННЫМ РЕГИОНАМ

М.Р. Таштамиров, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10340

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00460 А

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам влияния различных факторов на возможности федерального бюджета по оказанию трансфертной помощи дотационным регионам России. Основными методами исследования являются: динамический и структурный анализ, сравнительный подход, горизонтальный и вертикальный методы, а также корреляционно-регрессионный анализ. В статье рассмотрены подходы отечественных авторов к оценке воздействия внешних факторов на состояние бюджетной системы России и региональной экономики. Проведен анализ доходов федерального бюджета России в динамике и структуре. Рассчитана корреляция нефтегазовых и ненефтегазовых доходов с объемами межбюджетных трансфертов. Выявлены зависимости между рассматриваемыми факторами. Определены основные проблемы и риски с возможностями трансфертного обеспечения дотационных регионов.

Ключевые слова: нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, дотационные регионы, межбюджетные трансферты.

Устойчивость бюджетной системы России включает в себя множество аспектов, среди которых одно из важнейших значений имеет сбалансированность региональных бюджетов и их обеспеченность доходными источниками. Достижение указанных аспектов зависит от стабильности финансовых потоков в виде межбюджетных трансфертов, предоставляемых территориальным бюджетам страны. В России сохраняется проблема растущей зависимости регионов от финансовой помощи со стороны федерального бюджета, которая приобрела феномен дотационности. Определенная категория региональных бюджетов на протяжении многих лет сохраняет за собой статус высокодотационных, в которых удельный вес предоставляемых дотаций составляет выше 40% от их собственных доходов (налоги, неналоговые доходы, а также субсидии и дотации).

Из 85 региональных бюджетов 6 являются высокодотационными, при этом среднее значение дотационности регионов России составляет интервал 7-10% за период 2010-2018 гг. В 35 регионах за 2018

год наблюдается превышение доли дотаций в доходах на уровне 25% [1].

В подобных условиях актуальным направлением является исследование возможностей федерального бюджета на устойчивом уровне сохранять стабильность финансовых потоков в виде межбюджетных трансфертов в целях поддержания сбалансированности региональных дотационных бюджетов. В свою очередь бюджетные возможности федерального центра зависят в значительной степени от двух доходных источников: нефтегазовых поступлений и налогов. Соответственно, целесообразно рассмотреть степень зависимости двух составляющих: с одной стороны потоков нефтегазовых доходов в федеральный бюджет и выделяемых объемов трансфертов для поддержки региональных бюджетов, имеющих высокую степень до-тационности.

Обзор экономической научной литературы показал, что существуют разнонаправленные оценки экспортно-сырьевой зависимости национальной экономики и бюджетной системы от изменчивости ми-

ровых котировок на углеводороды с их последующим воздействием на тенденции социально-экономического развития страны [2].

С помощью векторной модели коррекции ошибок А.В. Полбин в своей работе определил, что активные фазы волатиль-ности нефтяных цен вызывают симметричное изменение динамики уровня производства товаров и услуг в национальной экономике [3]. Подобные изменения, в случае падения цен на углеводородное сырье влекут за собой сокращение экономической активности в секторе производства и, как следствие, уменьшение налоговых поступлений в федеральный бюджет.

По мнению М.Е. Косова, основными рисками для доходной части федерального бюджета выступают: рост ставок экспортной пошлины, ревальвация национальной валюты, а также падение цен на нефть марки Urals [4].

Отмечается, что внеплановые изменения бюджетного законодательства в вопросах формирования и исполнения федерального бюджета часто ослабляют эффективность трансфертного межбюджетного механизма [5]. Одной из основных причин внесения изменений в бюджетный процесс на федеральном уровне выступают негативные факторы, которые способствуют сокращению доходов в федеральный бюджет. В свою очередь это отрица-

тельно может сказаться на стабильности дотаций или субсидий в распоряжении региональных бюджетов. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении высокодотационных бюджетов, которые не смогут выполнять на должном уровне социальную функцию, так как «иждивенческий» характер их финансового состояния требует финансирования социальных расходов в большей степени за счет межбюджетной помощи [6].

Существует тесная связь между объемами оказываемой трансфертной помощи регионам с низким уровнем бюджетной обеспеченности и показателями их экономического роста, при этом наибольшее значение имеют субсидии в данном направлении [7].

С начала 2000-х годов на мировом рынке сырья энергоресурсов наметился супер цикл высоких нефтяных котировок, что определило рост нефтегазовых доходов в бюджеты экспортоориентированных

стран. Россия в этом смысле не исключение и положительная динамика доходов федерального бюджета от экспорта нефти и газа обусловила рост доходов.

Изменение общего объема доходов федерального бюджета сказывается на динамике выделяемых объемов межбюджетных трансфертов, как показано на рисунке 1.

25000 20000 15000 10000 5000 0

Lb Iii Li L III III ш II

■ Доходы всего I Ненефтегазовые доходы

Нефтегазовые доходы ■Межбюджетные трансферты

1200 1000 800 б00 400 200 0

200620072008200920102011201220132014201520162017201820192020

план

Рис. 1. Динамика доходов и межбюджетных трансфертов федерального бюджета России за период 2006-2020 гг. [8]

Значительный рост поступлений в федеральный бюджет обеспечивал пропорциональное наращивание финансовой помощи региональным бюджетам на протяжении всего рассматриваемого периода. Однако достаточно трудно сказать какие

доходы сказываются в большей степени на выделяемые трансферты: нефтяные или налоговые и неналоговые.

Период высоких цен на нефть привел к наращиванию удельного веса доходов от экспорта углеводородного сырья (рис. 2).

100% 80% 60% 40% 20% 46 0%

10,4 6258 52,6 5973 59309 50,4 49,8 49,8 48,7 57,1 64,0 60,4 60,7 63,3

9

7,2 47,3

0,7 46,

■ 1

6,0

1 49,6 502 50

1ÍO42,9

6,6 5,5

Ü'44 Х^5 ti

51,3 4249 36,0 39,6 46i4 39,3 36,7

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

план

Нефтегазовые доходы

Ненефтегазовые доходы

Доля межбюджетных трансфертов в расходах

Рис. 2. Структура доходов и удельный вес межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета России за период 2006-2020 гг. [8]

До 2014 года доля нефтегазовых доходов федерального бюджета продолжала расти, достигнув максимальной величины в 51,3%. Резкий спад нефтяных котировок во второй половине 2014 года привел к периоду высокой волатильности мировых цен на углеводородное сырье с тенденцией к снижению. Изменение внешнеэкономической конъюнктуры привело к сокращению удельного веса нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений федерального бюджета, и в 2016 году их доля составила 36%, минимум с кризисного 2007 года. Относительная коррекция нефтяных цен привела к повторному наращиванию нефтегазовых доходов и их росту удельного веса в 2018 году.

Любопытно выглядит динамика доли межбюджетных трансфертов от объема

расходов федерального бюджета, которая симметрична движению показателя удельного веса нефтегазовых доходов, исходя из рисунка 2. Указанная тенденция косвенно говорит о более высокой роли нефтегазовых доходов в потенциальных возможностях выделения и распределения объемов межбюджетных трансфертов. При этом изменение удельного веса ненефтегазовых доходов не оказывает подобного эффекта.

По данным рисунка 3 темпы прироста и убыли приведенных показателей имеют симметричную динамику, кроме межбюджетных трансфертов в 2011-2012 гг., и ненефтегазовых доходов в 2017 году и плановом 2020 году.

3

80,0

Рис. 3. Количественная динамика доходов и межбюджетных трансфертов федерального бюджета России за период 2007-2020 гг [8].

На кривую межбюджетных трансфертов определенное значение оказывает изменение нефтегазовых доходов, что говорит об их зависимости между собой.

Для выявления точной степени зависимости межбюджетных трансфертов от объемов поступлений нефтегазовых и ненефтегазовых доходов необходимо провести корреляционный анализ по следующей формуле:

г =

S"=i(x-x)(y-y) Jsf=1(x-X)2(y-y)2

(1)

Постоянной величиной в анализе корреляции выступают межбюджетные трансферты, а в качестве переменных факторов: общие доходы федерального бюджета, нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Результаты анализа позволили выявить тесноту связей между рассматриваемыми факторами. Все факторы имеют заметную связь, учитывая шкалу Чеддока (от 0,5 до 0,7).

Таблица. Показатели корреляционного анализа для межбюджетных трансфертов России за период 2006-2020 гг._

Факторы Межбюджетные трансферты

Доходы федерального бюджета, всего 0,б04

Нефтегазовые доходы 0,555

Ненефтегазовые доходы 0,588

Наибольшая теснота корреляционной связи прослеживается, совершенно очевидно, по фактору общего объема доходов федерального бюджета - 0,604 (табл. 1). Изменение объемов поступления в федеральный бюджет влияет на потенциальные возможности выделять межбюджетные трансферты региональным бюджетам. Статья расходов «Межбюджетные трансферты» в своей сумме не является постоянной в отличие от статей «Социальная политика», «Национальная оборона», «Общегосударственные вопросы» и «Правоохранительная деятельность». Указанные направления расходов федерального

бюджета являются постоянными при любом объеме доходов, и будут корректироваться лишь в наиболее негативных условиях несбалансированности бюджета. Соответственно, потенциал для выделения средств в целях трансфертной поддержки регионов будет зависеть от полноты доходных источников федерального бюджета.

Близкими значениями корреляции являются как нефтегазовые - 0,555, так и ненефтегазовые доходы - 0,588. Таким образом, анализ корреляции позволил выявить менее тесную связь между динамикой нефтегазовых доходов и выделяемой

трансфертной помощью регионам России за последние 15 лет, включая плановые значения на 2020 год.

Графически с добавлением линии тренда и детерминации, указанные расчеты будут иметь следующий вид (рис. 4).

1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400

300

Нефтегазовые доходы

y = 0,0543x + 470,65 ф R2 = 0,3241

2000

4000

6000

8000

10000

Ненефтегазовые доходы

1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400

300

y = 0,0393x + 490,45 R2 = 0,3884

2000

7000

12000

17000

Рис. 4. Корреляция факторов для межбюджетных трансфертов России за период 20062020 гг.

Рассматриваемые факторы при расчете коэффициента детерминации имеют значения 0,3241 для нефтегазовых доходов и 0,3884 для ненефтегазовых соответственно. Следовательно, в 32% и в 39% случаев объемы межбюджетных трансфертов будут меняться при изменении указанных переменных. Но, по полученному уравнению линейной регрессии видно, что при изменении объема нефтегазовых доходов на 1 рубль, объемы межбюджетных трансфертов прямо и положительно изменятся на 0,05 руб., в то время как при ненефтегазовых на 0,04 руб.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов относительно влияния доходов федерального бюджета на объемы межбюджетных трансфертов:

1. Проблема дотационности в России на современном этапе усиливается, что проявляется в постоянстве количества высокодотационных бюджетов территорий, наращивании выделяемых трансфертов и росте степени дотационности в других субъектах страны;

2. Цены на нефть марки Urals являются ключевым риском сокращения нефтегазовых доходов федерального бюджета;

3. Существует прямая зависимость между объемами межбюджетных трансфертов и темпами экономического роста в дотационных и депрессивных регионах страны;

4. В случае роста удельного веса нефтегазовых доходов в федеральный бюджет прослеживается симметричное увеличение доли межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов, также как и рост доходов от экспорта сырья в условиях благоприятного цикла высоких цен на углеводороды способствует наращиванию трансфертной помощи регионам;

5. Объемы межбюджетных трансфертов как вид расходов федерального бюджета напрямую зависят от степени его сбалансированности, и по этой причине, в случае сокращения доходной части произойдет снижение выделяемой помощи дотационным регионам страны, что говорит о наличии риска их потенциальной бюджетной неустойчивости;

6. Выявлена заметная корреляция (связь) между нефтегазовыми доходами федерального бюджета и объемами межбюджетных трансфертов.

Российская экономика с конца 1 квартала 2020 года переживает начало гряду-

щей рецессии и возможный глубокий эко- Учитывая степень зависимости от неф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

номический кризис в перспективе в усло- тегазовых доходов бюджетной системы виях негативного воздействия нескольких страны и негативные последствия для на-внешнеэкономических и глобальных фак- циональной экономики от спада цен на торов: во-первых, пандемия из-за нового нефть и девальвации рубля, следует ожи-коронавируса; во-вторых, рекордное с дать серьезных проблем с возможностями 1991 года сокращение цен на углеводо- финансового менеджмента по поддержке родное сырье по причине срыва сделки дотационных и высокодотационных тер-ОПЕК+; в-третьих, последовавшая деваль- риториальных бюджетов России в бли-вация национальной валюты. жайшие несколько лет.

Библиографический список

1. Таштамиров М.Р. Тенденции процессов формирования высокодотационных бюджетов в России // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов / под общей редакцией д.э.н., профессора З.О. Адамановой. - Выпуск 6. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. -С. 641-645.

2. Полтерович В., Попов В., Тонне А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика // Вопросы экономики. - 2007. - №6. - С. 4-27.

3. Полбин А.В. Оценка влияния шоков нефтяных цен на российскую экономику в векторной модели коррекции ошибок // Вопросы экономики. - 2017. - №10. - С. 27-49.

4. Косов М.Е. Риски формирования и исполнения федерального бюджета // Финансовая жизнь. - 2017. - №4. - С. 87-90.

5. Селезнев А.З. Особенности федерального бюджета на 2018-2020 гг. // Экономист. -2018. - № 1. - С. 3-13.

6. Tavbulatova Z.K., Tashtamirov M.R., Frolova I.V., Kulakova N.V., Makhmudov Kh.A. Defining approaches to determining nature of subsidized regional budgets and its typology // В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n.a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 1663-1668.

7. Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И. Влияние межбюджетных трансфертов на экономический рост и структуру региональной экономики // Вопросы экономики. -2018. - №1. - С. 91-103.

8. Официальный сайт Федерального казначейства РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/

IMPACT OF FEDERAL BUDGET REVENUES ON INTER-BUDGET TRANSFERS TO

GRANT REGIONS

M.R. Tashtamirov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article is devoted to topical issues of influence of various factors on the possibilities of the federal budget to provide transfer assistance to grant regions of Russia. The main methods of research are dynamic and structural analysis, comparative approach, horizontal and vertical methods, as well as correlation-regression analysis. The article considers the approaches of domestic authors to assessing the impact of external factors on the state of the budget system of Russia and the regional economy. Analysis of revenues of the federal budget of Russia in dynamics and structure was carried out. Correlation of oil and gas and non-oil and gas revenues with volumes of inter-budget transfers is calculated. Dependencies between the factors under consideration have been identified. The main problems and risks with the possibilities of transfer support of grant regions have been identified.

Keywords: oil and gas revenues, federal budget, grant regions, inter-budget transfers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.