Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНУЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНУЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ЛЕТНЯЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ВОЖАТОГО / ДНЕВНИК ПРАКТИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Наталья Валерьевна, Абросимова Татьяна Николаевна

Производственная практика в детском летнем лагере позволяет студентам в ситуации реальной педагогической деятельности реализовать те знания, которые были освоены ими на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического модуля. Уникальная образовательно-развивающая среда детского летнего лагеря позволяет студентам-практикантам получить ценный опыт общения с детьми разного возраста, организации временного детского коллектива, применения педагогических технологий, методов и приемов воспитания. Это дает возможность связать в профессиональной подготовке будущего учителя теорию и практику, сделать процесс формирования профессиональных компетенций логически завершенным и более эффективным. В данной статье рассматривается система подготовки студентов СГСПУ к летней педагогической практике и особенности организации и проведения ее в период пандемии. В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией летняя педагогическая практика (производственная) была преобразована в учебную практику «Творческая мастерская вожатого»; для последней были составлены рабочая программа, индивидуальное задание и дневник практики. С учетом профилей подготовки студентов было создано 12 творческих мастерских, занятия которых были организованы в интерактивном режиме на платформе Microsoft Teams. В статье приводятся примеры заданий для практикантов и их мнения о проведении летней практики в новом формате. Делается вывод, что, несмотря на некоторые технические трудности и явный недостаток непосредственного общения с детьми, опыт преобразования летней педагогической практики в учебную «Творческая мастерская вожатого» в период пандемии был, несомненно, целесообразен и полезен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Наталья Валерьевна, Абросимова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON TRANSFORMING SUMMER CAMP PRACTICE INTO PRACTICAL TRAINING UNDER THE PANDEMIC CONDITIONS

Camp practice enables students to apply the theoretical knowledge that they have gained by studying the courses of the psychological and pedagogical module in real pedagogical activity. The unique formative environment of the children’s summer camp provides students with valuable experience in communicating with children of different ages, organizing a short-term team of children, using pedagogical technologies, educational methods and approaches. This makes it possible to combine theory and practice in the professional training of a future teacher, to make the process of professional competences development integrative and effective. This article discusses the concept of training students of Samara State University of Social Sciences and Education for summer camp practice and its features under pandemic conditions. Due to the unfavorable epidemiological situation summer camp practice was transformed into practical training “Counselor’s Workshop” that implied a syllabus, an individual assignment and practice diary book. In accordance with the students' majors 12 workshops were held on Microsoft Teams platform in the interactive way. The article provides examples of tasks and students’ reviews on the new format of the practice. It concludes that despite some technical flaws and lack of direct communication with children the transformation of summer camp practice into “Counselor’s Workshop” in the COVID period was undoubtedly expedient and useful.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНУЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 378.147.88

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УЧЕБНУЮ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

ON TRANSFORMING SUMMER CAMP PRACTICE INTO PRACTICAL TRAINING UNDER THE PANDEMIC CONDITIONS

© 2022

Н.В. Майорова, Т.Н. Абросимова N.V. Mayorova, T.N. Abrosimova

Производственная практика в детском летнем лагере позволяет студентам в ситуации реальной педагогической деятельности реализовать те знания, которые были освоены ими на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического модуля. Уникальная образовательно-развивающая среда детского летнего лагеря позволяет студентам-практикантам получить ценный опыт общения с детьми разного возраста, организации временного детского коллектива, применения педагогических технологий, методов и приемов воспитания. Это дает возможность связать в профессиональной подготовке будущего учителя теорию и практику, сделать процесс формирования профессиональных компетенций логически завершенным и более эффективным.

В данной статье рассматривается система подготовки студентов СГСПУ к летней педагогической практике и особенности организации и проведения ее в период пандемии. В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией летняя педагогическая практика (производственная) была преобразована в учебную практику «Творческая мастерская вожатого»; для последней были составлены рабочая программа, индивидуальное задание и дневник практики.

С учетом профилей подготовки студентов было создано 12 творческих мастерских, занятия которых были организованы в интерактивном режиме на платформе Microsoft Teams. В статье приводятся примеры заданий для практикантов и их мнения о проведении летней практики в новом формате. Делается вывод, что, несмотря на некоторые технические трудности и явный недостаток непосредственного общения с детьми, опыт преобразования летней педагогической практики в учебную «Творческая мастерская вожатого» в период пандемии был, несомненно, целесообразен и полезен.

Ключевые слова: производственная практика; летняя педагогическая практика; учебная практика; система подготовки; внеаудиторная работа; образовательные результаты; творческая мастерская вожатого; дневник практики; индивидуальное задание на практику.

Camp practice enables students to apply the theoretical knowledge that they have gained by studying the courses of the psychological and pedagogical module in real pedagogical activity. The unique formative environment of the children's summer camp provides students with valuable experience in communicating with children of different ages, organizing a short-term team of children, using pedagogical technologies, educational methods and approaches. This makes it possible to combine theory and practice in the professional training of a future teacher, to make the process of professional competences development integrative and effective.

This article discusses the concept of training students of Samara State University of Social Sciences and Education for summer camp practice and its features under pandemic conditions. Due to the unfavorable epidemiological situation summer camp practice was transformed into practical training "Counselor's Workshop" that implied a syllabus, an individual assignment and practice diary book.

In accordance with the students' majors 12 workshops were held on Microsoft Teams platform in the interactive way. The article provides examples of tasks and students' reviews on the new format of the practice. It concludes that despite some technical flaws and lack of direct communication with children the transformation of summer camp practice into "Counselor's Workshop" in the COVID period was undoubtedly expedient and useful.

Keywords: camp practice; summer camp practice; practical training; concept of training; extracurricular work; educational results; counselor's workshop; practice diary book; individual assignment for practice period.

Среди множества форм профессио- полнения обучающимися определенных ви-

нально-педагогической подготовки студен- дов работ, связанных с будущей профессио-

тов педагогического вуза особое место за- нальной деятельностью» [1]. Именно она

нимает педагогическая практика, которая предоставляет студентам возможность реа-

«организуется путем непосредственного вы- лизовать те теоретические знания, которые

были получены ими на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического модуля, в деятельности, накопить профессиональный опыт.

Самостоятельным видом педагогической деятельности и интенсивной формой подготовки студентов является летняя педагогическая практика.

В психолого-педагогических исследованиях последних десятилетий можно выделить ряд аспектов изучения проблем педагогической практики:

- методологические аспекты взаимосвязи педагогической теории и практики рассматривают в своих исследованиях С.И. Архангельский [2], В.В. Краевский [3], В.И. Журавлев [4] и др.;

- роль педагогической практики в процессе профессиональной подготовки студентов анализируют В.К. Розов [5], О.А. Абдул-лина и Н.Н. Загрязкина [6], Л.И. Рувинский и И.И. Кобыляцкий [7] и др.;

- вопросы формирования в процессе педагогической практики личностных качеств, профессиональных способностей студентов, их профессиональной мобильности освещаются в исследованиях В.А. Сласте-нина [8], В.И. Иванченко [9], И.К. Прохоровой [10] и др.;

- организационно-методические аспекты летней педагогической практики описаны в работах А.А. Кардабнева [11], А.В. Лигостаевой [12], А.А. Агаджановой [13]и др.

Уникальная образовательно-развивающая среда детского летнего лагеря позволяет студентам-практикантам получить ценный опыт общения с детьми разного возраста, организации временного детского коллектива, применения в деятельности педагогических технологий, методов и приемов воспитания [14]. Это дает возможность связать в профессиональной подготовке будущего учителя теорию и практику, сделать процесс формирования профессиональных компетенций логически завершенным и более эффективным.

В СГСПУ сложилась система подготовки студентов к педагогической практике

в детском летнем лагере [15]. Эта подготовка организуется на лекционных, семинарских, практических занятиях по дисциплинам психолого-педагогического модуля, а также в процессе внеаудиторной деятельности обучающихся.

В курсе психологии будущие педагоги знакомятся с возрастными и индивидуальными особенностями детей, в том числе с особыми образовательными потребностями, с основами психологии общения, что способствует последующему выстраиванию позитивных межличностных отношений с воспитанниками в условиях детского летнего лагеря.

В процессе изучения педагогических дисциплин будущие учителя осваивают знания о педагогических технологиях, о методах и формах воспитательной работы с временным детским коллективом. Преподаватели дисциплин психолого-педагогического модуля используют интерактивные технологии, которые в полной мере способствуют формированию у студентов готовности к организации воспитательной работы: групповые дискуссии, учебное проектирование, педагогические мастерские, деловые и имитационные игры и др.

Важное место в системе подготовки к летней практике занимает дисциплина «Основы вожатской деятельности». Она органично включена в учебные планы бакалавриата в 6 семестре и непосредственно предшествует прохождению летней педагогической практики.

Целью изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности» является формирование у студентов мотивационно-ценностного, творческого отношения к будущей педагогической деятельности в летнем лагере; освоение знаний о специфике воспитательной работы в летнем лагере, практических умений в решении социально-педагогических задач вожатого.

В процессе изучения данной дисциплины студенты знакомятся с нормативно-правовыми основами деятельности детского летнего лагеря, с базовыми моделями функционирования детских оздоровитель-

ных учреждений с круглосуточным пребыванием детей и подростков, особенностями программного обеспечения их деятельности, с логикой проектирования летней лагерной смены и планирования жизнедеятельности отряда, осваивают технологии, формы и методы воспитательной работы с детьми и подростками в летний период с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе детей с ОВЗ.

Соблюдение единого подхода к разработке и реализации программы летней педагогической практики для всех направлений подготовки, ее реализующих (44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование) позволяет добиваться единства требований к будущим педагогам.

Неоценимый вклад в систему подготовки студентов к производственной летней педагогической практике вносит внеаудиторная работа.

В СГСПУ работает «Школа вожатых», проводятся фестиваль вожатых «Ум, находчивость, драйв!», олимпиады по педагогике и психологии, различные акции («Подари творчество детям» и др. ), мастер-классы, викторины, игры, соревнования для школьников. Например, в рамках социального партнерства с базовыми школами на факультете физкультуры и спорта создан волонтерский отряд студентов, члены которого разработали для школьников разных возрастов программу внеурочной деятельности различной направленности. Например, в МБОУ Школа «Кадет» № 95 г.о. Самара проводятся массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, спортивные викторины, «Веселые старты», День здоровья, летний и зимний фестиваль Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», деловые игры и тренинги профориентационной направленности, развлекательные и игровые программы «Снежный марафон», «Чемпионика», КВН, совместные концерты студентов и учащихся школы и др.

Педагогическая практика в летний период способствует активному воплощению в жизнь компетентностного подхода в образовании будущих педагогов. Функциональные обязанности вожатого требуют от него умения планировать и организовывать воспитательную работу, владения различными технологиями проведения воспитательных мероприятий. Ежедневно возникающие педагогические ситуации развивают у практикантов способность диагностировать их, умение анализировать их и принимать верные решения, что, на наш взгляд, будет полезно студентам при организации воспитательной деятельности не только в детском лагере, но и в школе, что сегодня особенно актуально. Таким образом опыт педагогического взаимодействия становится основой для производственной педагогической практики в школе.

Итак, значение летней производственной педагогической практики как одного из этапов профессиональной подготовки учителя трудно переоценить.

Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, сделала невозможным проведение летней производственной педагогической практики в традиционном формате: под сомнением было само открытие детских оздоровительных лагерей - летом 2020 года в Самарской области они практически не работали (только в конце июля - начале августа несколько лагерей провели организованные оздоровительные смены). Поэтому перед кафедрами, осуществляющими руководство летней производственной педагогической практикой, встал вопрос о необходимости изменения ее формата [16]. Данный вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Учебно-методического совета СГСПУ, в частности, на заседаниях секции заведующих кафедрами педагогики и психологии, которая и выступила с инициативой преобразования производственной практики (летней педагогической) в учебную практику «Творческая мастерская вожатого». Эта инициатива была поддержана, и учебные планы по направле-

ниям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование были скорректированы: производственная (летняя педагогическая) практика в 6 семестре была заменена учебной.

В СГСПУ под руководством проректора по учебно-методической работе и качеству образования Н.Н. Кисловой был создана рабочая группа, в которую вошли руководитель управления образовательных программ Н.А. Доманина, Н.В. Майорова, Т.Н. Абросимова, О.М. Семенова и другие преподаватели университета. Взаимодействие членов группы было организовано посредством видеоконференцсвязи на платформе Microsoft Teams.

Результатом совместной деятельности стали рабочая программы практики «Творческая мастерская вожатого», индивидуальное задание и дневник практики.

Цель прохождения практики: закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических навыков и профессиональных компетенций вожатого.

В «Дневнике вожатого» были представлены задания для студентов а в приложении дано подробное описание рекомендуемого содержания творческих мастерских.

Задания на практику были следующими.

1. Принять участие в установочной и итоговой конференциях по учебной практике «Творческая мастерская вожатого» в режиме видеоконференции (на платформе Microsoft Teams), пройти инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, охране труда.

2. На основании предоставленных информационных источников изучить теоретические аспекты творческих мастерских вожатого (в составе малой группы) и представить результат изучения (форма представления результата - по выбору студента).

3. Подготовить и провести занятие в одной творческой мастерской (по выбору студентов) в режиме видеоконференции

(на платформе Microsoft Teams), осуществить видеозапись занятия мастерской с предоставлением доступа к ней групповому руководителю практики.

4. Принять участие в работе остальных 11 творческих мастерских в режиме видеоконференции (на платформе Microsoft Teams) и представить продукт(ы) творческой деятельности.

5. Составить портфолио вожатого по итогам учебной практики «Творческая мастерская вожатого».

Остановимся на содержании практики.

Творческих мастерских было 12. Их занятия были организованы в интерактивном режиме на платформе Microsoft Teams.

Направления работы были выбраны с учетом профиля подготовки студентов в университете. В разработке ее содержания активное участие приняли представители различных кафедр университета.

Работа творческих мастерских была организована с применением технологии геймификации обучения [17, с. 14]. Один или два студента выполняли роль «вожатого», а остальные члены группы были «детьми», причем детьми определенного возраста (младшими школьниками, подростками). Возрастные особенности виртуальной группы детей предъявляли определенные требования и к содержанию материала, и к форме и методам его подачи. В начале работы мастерской, поскольку вожатые должны были решать и образовательные задачи, обязательно давался небольшой теоретический материал. Затем предлагалось выполнить разнообразные задания. Пример выполнения, алгоритм работы обязательно показывался вожатым.

Содержание работы каждой творческой мастерской предполагало создание определенного продукта - мультимедийной презентации, подборки загадок, стихов, памятки, плакатов, поделок, видеороликов и многого другого. Студентам были предложены следующие задания:

- составить аннотированный каталог ресурсов по теме «Редкие и исчезающие виды растений и животных Самарской обла-

сти», «Нетрадиционные техники рисования и декоративно-прикладной деятельности»;

- разработать образовательный квест «В здоровом теле - здоровый дух!»;

- подготовить и провести виртуальную экскурсию «Я, ты, он, она - вместе целая страна!», «Интересный природный объект Самарской области» или экскурсию биоэкологической направленности;

- выполнить поделку из подручного или природного материала, творческую работу в нетрадиционной технике рисования (ватными палочками, отпечатками, на-брызгом и др.);

- разработать и оформить: а) «Правила поведения на природе», «Памятку туриста» или материал на другую экологическую тему, б) памятку «Как вести себя в театре», «Права ученика» и т.п.;

- составить и провести в группе комплекс «Гимнастика для глаз», разминку «Пауза у компьютера»;

- подобрать видеоролики, видеофрагменты на актуальную социальную тему и организовать их обсуждение в группе;

- подготовить и провести викторину «Угадай мелодию», «Путешествие в волшебный мир танца», «Угадай писателя», «Узнай мультфильм по музыкальной цитате», конкурс математических загадок в стихотворной шуточной форме, конкурс «Родной край в творчестве самарских поэтов», «Права сказочных героев», брейн-ринг «По дороге сказок»;

- провести танцевальный или песенный флеш-моб и др.

Следует подчеркнуть, что, независимо от профиля обучения, студенты должны были посетить занятия всех мастерских по рекомендуемой тематике. Поэтому биологи танцевали, художники проводили спортивные разминки, спортсмены пели и рисовали, а музыканты разбирались с правами и обязанностями ребенка. Все студенты занимались всеми видами деятельности, как это обычно и бывает в реальной работе вожатого в детском лагере.

Участие в работе творческих мастерских потребовало от обучающихся изуче-

ния разнообразных теоретических, методических материалов, позволило им проявить организационные навыки, выдумку, творческую фантазию. Все материалы по учебной практике были выложены студентами в портфолио в личных кабинетах.

Организация и сопровождение учебной практики «Творческая мастерская вожатого» в дистанционном режиме потребовали немалых усилий от групповых руководителей. Это было не только традиционное проведение установочной и итоговой конференций, но и оказание методической консультационной помощи студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также непосредственное участие руководителей в работе творческих мастерских. Все было нацелено на то, чтобы провести практику максимально продуктивно и полезно для будущих педагогов.

Анализ результатов практики показал, что большинство студентов прекрасно справились с заданиями, получили хорошие и отличные оценки.

После завершения практики на факультете физической культуры и спорта и факультете культуры и искусства был проведен опрос удовлетворенности студентов формой организации, содержанием практики. В нем приняло участие 112 студентов. Опрос показал, что:

- 94 человека (84%) полностью удовлетворены итогами практики;

- 14 человек (12,5%) частично удовлетворены, отмечают различные сложности при выполнении заданий;

- и только 4 человека (3,5%) не довольны результатами практики (как правило, из-за технических трудностей).

По отзывам студентов, этот вид практики был для них интересен и профессионально значим, способствовал интенсивному формированию профессионального опыта, обогащению внутреннего мира, развитию самостоятельности, инициативы и творческой активности.

Приведем некоторые высказывания практикантов:

Благодаря дистанционному формату работы (видеоконференции на платформе Microsoft Teams) я получила навык удаленной деятельности и усовершенствовала способность адаптации ко всевозможным возникающим ситуациям. Этот опыт полезный и интересный в плане внедрения в профессиональную деятельность педагога ИКТ-технологий.

Такая практика... имеет большое значение в профессиональном становлении педагога, т.к. были получены новые знания и опыт, особенно в проведении внеклассных мероприятий для разных возрастных категорий. Было достаточно сложно разработать соответствующие сценарии, переработать объемный материал и преобразовать его итоговый результат для представления участникам, однако этот процесс был увлекательным.

Стоит отметить, что все представленные нам мастерские показались интересными и выбор был достаточно большим, так что каждый мог найти что-то по душе... В ходе практики я пришла к выводу о том, что материал каждой мастерской можно использовать в своей дальнейшей педагогической деятельности, на уроках и внеклассных мероприятиях. Подобная практика - интересный опыт. Подбор материала на определенную тему, разработка конспектов к игре, к экскурсии, создание памяток, каталогов - все нам пригодится в дальнейшем.

.Были вещи, мешающие комфортному прохождению практики: иногда техника может подвести (например, не включается микрофон или камера), были перебои в работе сервиса, к тому же не у всех ребят есть доступ к хорошему и быстрому Интернету. Но все возникающие про-

блемы решались нами оперативно и слаженно, что, несомненно, положительно повлияло на взаимоотношениях внутри нашей группы.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться студентам, касались преимущественно специфики дистанционного формата проведения практики. В первую очередь, это технические трудности: низкоскоростной Интернет, проблемы со связью, качеством звука и видео и пр. Некоторые студенты отмечали также трудности психологического характера - отсутствие необходимого для многих заданий непосредственного контакта с аудиторией.

Подавляющее большинство студентов (более 90%) отметили, что дистанционный формат проведения летней производственной практики возможен, но он не способен заменить непосредственной работы с детьми в условиях детского лагеря. Многие практиканты указали, что им очень не хватало живого общения с детьми и написали о своем желании проходить подобную практику в очном формате:

...Летнюю практику стоит проходить именно в детском оздоровительном лагере, т.к. ее суть заключается в непосредственном взаимодействии вожатых и их воспитанников, в развитии коммуникативных навыков и возможности работы в команде.

Вместе с тем опыт преобразования производственной практики (летней педагогической) в учебную «Творческая мастерская вожатого» в период пандемии был, несомненно, целесообразен и полезен.

* * *

1. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (вступил в силу с 22.09.2020). URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_362126/ (дата обращения: 12.04.2021).

2. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса высшей школе. М. : Высшая школа, 1976. 200 с.

3. Краевский В.В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары : Чувашский ун-т, 2001. 244 с.

4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М. : Педагогика, 1990. 175 с.

5. Педагогическая практика : учебное пособие для пед. ин-тов / В.К. Розов [и др.] ; под ред. В.К. Розова. М. : Просвещение, 1981. 159 с.

6. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов : учебное пособие для пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1989. 173 с.

7. Рувинский Л.И., Кобыляцкий И.И. Основы педагогики : учебное пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и педвузов. М. : Просвещение, 1985. 223 с.

8. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 1976. 160 с.

9. Иванченко В.И. Развитие профессиональных способностей у студентов в условиях педагогической практики: В системе вузовского образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 1999. 17 с.

10. Прохорова И.К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 26 с.

11. Кардабнев A.A. Основные направления совершенствования летней педагогической практики студентов : дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1992. 194 с.

12. Лигостаева А.В. Организация летней педагогической практики в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2001. 24 с.

13. Педагогическая вожатская практика: опыт студентов МПГУ : методическое пособие / А.А. Агаджанова [и др.] ; под ред. Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламовой. М. : МПГУ, 2020. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Акмамбетова М.Е., Савельева-Рат Е.А. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в условиях летней педагогической практики // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного ун-та. 2018. № 1(45). С. 180-185.

15. Положение о порядке проведения практики обучающихся, осваивающих программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры - в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (новая редакция), утв. Приказом СГСПУ 21.03.2016 № 01-06-02-47. URL: https://www.pgsga.ru/sveden/structure/ administration/ex_serv/educational-and-methodical/organization_of_practice/polozhenie_practice_ 18_04_17.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

16. Ситниченко М.Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ : монография. М. : МПГУ, 2016. 180 c.

17. Технологии подготовки учителей в классическом университете / И.Р. Гафуров [и др.] ; под ред. проф. И.Р. Гафурова. Казань : Казанский ун-т, 2019. 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.