Научная статья на тему 'Прелат–кардинал–папа Римский: загадка портрета из БСИИ'

Прелат–кардинал–папа Римский: загадка портрета из БСИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портрет / кардинал Ганганелли / Папа Римский Климент XIV / атрибуция / итальянская школа второй половины XVIII века / portrait / Cardinal Ganganelli / Pope Clement XIV / attribution / Italian school of the second half of the XVIII century

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Булгакова Алина

Статья посвящена атрибуции портрета кардинала Джованни Ганганелли круга Витторе Гисланди из Большого собрания изящных искусств ASG, ранее считавшегося изображением неизвестного прелата. Здесь же рассматриваются творчество и произведения еще двух мастеров из собрания ASG, работавших при дворе Ганганелли уже после того, как она стал Папой Римским Климентом XIV, – Жака Гамелена (1738 – 1803) и Пьера Жозефа Верхагена (1728 – 1811).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARDINAL PRELATES-POPE: MYSTERY PORTRAIT OF THE GRAND COLLECTION OF FINE ARTS ASG

The article is dedicated to the attribution of a portrait of Cardinal Giovanni Ganganelli Vittore Gislandi range from the Grand collection of fine arts ASG, previously considered the image of an unknown prelate. It also discusses creativity and works of two masters of the ASG meeting, working at the court Ganganelli after she became Pope Rome Clement XIV, Jacques Gamelin (1738 1803) and Pierre Joseph Verhagen (1728 1811).

Текст научной работы на тему «Прелат–кардинал–папа Римский: загадка портрета из БСИИ»

ПРЕЛАТ-КАРДИНАЛ-ПАПА РИМСКИЙ: ЗАГАДКА ПОРТРЕТА ИЗ БСИИ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Аннотация: статья посвящена атрибуции портрета кардинала Джованни Ганганелли круга Витторе Гисланди из Большого собрания изящных искусств ASG, ранее считавшегося изображением неизвестного прелата. Здесь же рассматриваются творчество и произведения еще двух мастеров из собрания ASG, работавших при дворе Ганганелли уже после того, как она стал Папой Римским Климентом XIV, - Жака Гамелена (1738 - 1803) и Пьера Жозефа Верхагена (1728 - 181 1).

Ключевые слова: портрет, кардинал Ганганелли, Папа Римский Климент XIV, атрибуция, итальянская школа второй половины XVIII века

Abstract: The article is dedicated to the attribution of a portrait of Cardinal Giovanni Ganganelli Vittore Gislandi range from the Grand collection of fine arts ASG, previously considered the image of an unknown prelate. It also discusses creativity and works of two masters of the ASG meeting, working at the court Ganganelli after she became Pope Rome Clement XIV, - Jacques Gamelin (1738 - 1803) and Pierre Joseph Verhagen (1728 - 1811).

Keywords: portrait, Cardinal Ganganelli, Pope Clement XIV, attribution, Italian school of the second half of the XVIII century.

Как известно из истории искусств, работа художника при папском дворе была ничуть не менее престижна, чем по поручениям монарших особ. Обзаведясь святейшим покровительством, живописцы получали всеевропейскую известность, множество почитателей и крупные дорогостоящие заказы, обеспечивающие им многовековую славу, ведь папским патронатом пользовались лишь самые талантливые мастера. Так, по заказу папы Юлия II Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу (1508 - 1512), а Диего Веласкес создал портрет папы Иннокентия X (1650 г.). И таких примеров можно приводить много, поскольку практически каждый папа приглашал художников поработать при своем дворе. Не был исключением и Папа Римский Климент XIV (1705 -1774). Он родился в Сантаркан-джело-ди-Романья в семье врача Лоренцо Ганганелли и Анжелы Серафины Марии Маззы. Первоначально он обучался в Веруккьо, с 1717 года в обществе иезуитов Римини, а затем у пиаристов (католический орден) в Урбино. 15 мая 1723 года Ганганелли вступил в орден францисканцев и принял

имя «Лоренцо Франческо». Затем, с 1725 по 1728 годы, он служил в монастырях Урбино, Пезаро, Фано, Реканати и Рима, где в 1731 году под руководством Антонио Луцци он получил докторскую степень в области богословия. После десяти лет преподавания философии и теологии в Болонье, Милане и Асколи он был рукоположен в сан. В Рим он вернулся в качестве регента колледжа, где прежде обучался. В это же время Ганганелли сближается с папой Бенедиктом XIV, который в 1758 году назначил его на ответственную должность в Римской курии, а новый папа Климент XIII по настоянию Лоренцо Риччи (1703 -1775), генерала иезуитов, вручает ему кардинальскую шапку 24 сентября 1759 года.

15 февраля 1769 года по инициативе католических королей был созван Конклав, на котором обсуждались не только выборы нового папы, но и вопросы противостояния иезуитам, которые занимали важные государственные посты, и влияние их на международной арене все более усиливалось. Особенно озабочена данным вопросом была Франция и, в частности, герцог Этьен Франсуа Шуазёль. Именно

с его подачи на пост нового папы был выдвинут кардинал Ганганелли, поскольку французы надеялись, что он окажет им поддержку в гонениях на иезуитов. В итоге 19 мая 1769 года кардинал был избран папой, а 4 июня 1769 года прошла его коронация под именем Климента XIV.

Первоначально политика папы была направлена на примирение католических королевств, конфликты между которыми возникли в ходе предыдущего понтификата. В результате он добился возмещения за потерю Авиньона и Беневенто и в целом преуспел в примирении светских и церковных властей. Однако ценой всему этому стала ликвидация ордена иезуитов. Климент XIV сам обучался в среде иезуитов и первоначально благоволил им. Но под натиском Бурбонов, чьим ставленником он являлся, ему пришлось изменить свою позицию. 21 июля 1773 года он выпускает папское послание «Dominus ac Redemptor» об упразднении ордена иезуитов. Их имущество было конфисковано в пользу светских властей, а генерал ордена Лоренцо Риччи, который произвел Климента XIV в кардиналы, был заточен

вместе со своим заместителем в римскую крепость святого Ангела, где и умер в 1775 году. Иезуиты были изгнаны из Бразилии (1754), Португалии (1759), Франции (1764), Испании и ее колоний (1767). Орден продолжал существовать лишь в Пруссии, Швейцарии и России, где Екатерина II отказалась публиковать папское послание о роспуске.

В 1774 году в результате многочисленных неудач здоровье папы резко ухудшилось, и 22 сентября этого же года он скончался. Среди многочисленных причин его смерти называли и отравление, которое могло быть организовано иезуитами с целью отмщения, однако данная версия ничем не подтвердилась. Гробница папы была создана в стиле неоклассицизма по проекту скульптора Антонио Кановы (1757 - 1822).

Гробница Климента XIV по проекту Антонио Кановы Базилика Санти-Апостоли, Рим

На момент создания этой гробницы скульптору было всего семнадцать лет, и он был не единственным юным дарованием, привечаемым папой. В 1770 году в Рим прибыл юный Вольфганг Амадей Моцарт вместе с отцом, которому Климент XIV организовал теплый прием. Папская капелла славилась исполнением оратории «Miserere Mei, Deus» композитора Грегорио Аллегри, партитуру которой было запрещено копировать под страхом отлучения от церкви. 14-летний

Вольфганг смог полностью записать партитуру после единственного прослушивания оратории, за что папа сделал его кавалером ордена Золотой шпоры.

Покровительствовал папа и живописцам, в частности Антону Рафаэлю Менгсу (1728 - 1779). Когда Климент XIV купил у венецианского торговца некую картину, он поинтересовался у Менгса, хороша ли она? Менгс категорически заявил: «Она никуда не годится! Ваше Святейшество обманули!». Папа удивился: «Но мой придворный живописец хвалил ее». Менгс возразил: «Немудрено: он и я - два совсем разных человека. Он хвалит то, что выше его понятия, а я хулю то, что ниже моего» [1].

Будучи папой Климент XIV часто заказывал живописцам свои портреты. Несколько раз его писал итальянский портретист Джованни Доменико Порта (1722 - 1780).

Джованни Доменико Порта Портрет Климента XIV Музей изобразительных искусств, Шамбери

Примечательно, что в Большой каменной оранжерее музея-усадьбы Кусково хранится копия (с некоторыми отступлениями) данного портрета с гравюры Ш.Э. Дюпон-шеля, выполненная неизвестным русским художником.

Изображали будущего папу и в кардинальском сане, когда он еще носил имя Джованни Ганганелли. Так, в Историческом музее археологии Сантарканджело-ди-Рома-нья хранится портрет кардинала Джовании Ганганелли итальянской школы второй половины XVIII века.

В данном случае мы видим поясное изображение. Ганганелли держит в одной руке кардинальскую шапку, а в другой письмо, где написано имя Лоренцо, которое он избрал еще до начала церковной службы. Сотрудники музея полагают, что данный портрет был приурочен к принятию Ганганелли сана кардинала (24 сентября 1759 года), в связи с чем датируют его периодом с 1759 по 1769 годы, когда он становится папой.

Осенью 2010 года Большое собрание изящных искусств ASG пополнилось «Портретом прелата», который французские эксперты кабинета Эрика Тюркена атрибутировали как работу круга итальянского живописца Витторе Гисланди (1655 - 1743) и датировали 1730-ми годами. Привязка к данной датировке, вероятно, была продиктовано тем, что именно в это время Гисланди, писал, в основном, портреты священнослужителей. В этот период была создана

Неизвестный русский художник второй половины XVIII в. Портрет Климента XIV с гравюры Ш.Э. Дюпоншеля Музей-усадьба Кусково, Москва

Пир ыекуеетБ

№2 (14) 2016

Итальянская школа второй половины XVIII в. Портрет кардинала Джо-ванни Ганганелли 1759 - 1769 гг. Холст, масло. 99*73,5 см Исторический музей археологии, Сантаркандже-ло-ди-Романья

и серия портретов прелатов. Работы данной серии хранятся в разных итальянских и европейских музейных и частных собраниях («Портрет монаха-кармелита Джованни Баттисты Пекорари дельи Амби-вери», 1738 г., Бергамо, частное собрание). Серия стала вершиной творчества Гисланди. Образы итальянских <^гаие», выпускников семинарий, широко эрудированных в вопросах теологии, естественных наук, искусства, стали характерной приметой времени. Они посвящали себя не только служению Богу, но и светской деятельности, являлись авторами литературных трудов, научных трактатов, что не мешало им быть завсегдатаями аристократических салонов. Это люди века Просвещения, и художником создана галерея их портретов, обладающая, кроме художественной, еще и большой исторической ценностью. Сам Гисланди в 1702 году вступил

в орден минимов, а последние годы жизни провел в монастыре Гальга-рио в Бергамо.

Однако при сопоставительном анализе работы из Большого собрания изящных искусств ASG и произведения из Исторического музея археологии Сантаркан-джело-ди-Романья очевидным становится, что на портретах изображен один и тот же человек, а именно кардинал Джовании Ганганелли. Оба портрета имеют поясной формат изображения и нейтральный серо-коричневый фон. Модель запечатлена в повороте вправо, а в руке держит беретту - официальный четырехугольный головной убор, являющийся атрибутом кардиналов. Помимо этого на картине из итальянского музея Ганганелли держит в левой руке письмо. Полотно же из собрания ASG, вероятно, было обрезано по правой кромке, и изображения письма не сохранилось. Кроме того, идентично облачение портретируемых, а также черты лица и мимика (носо-губные складки, морщины, густые черные брови, щетина, взгляд карих глаз). Иконографическое сход-

Гисланди, Витторе «Автопортрет» Музей изобразительных искусств, По

Л*

Гисланди, Витторе, круг Портрет кардинала Джо-ванни Ганганелли 1759 - 1769 гг. Холст, масло. 73*58 см БСИИ ASG, инв. № 02-1757

ство рассматриваемых портретов подтверждают и сами сотрудники Исторического музея археологии.

Если атрибутировать работу из Большого собрания изящных искусств ASG как портрет кардинала Джовании Ганганелли, то его датировка 1730-ми годами невозможна, поскольку кардинальский сан он получил в 1759 году. К тому же к этому времени уже не было в живых Витторе Гисланди, который умер в 1743 году. Но при этом нельзя исключать возможность, что портрет из собрания ASG мог быть написан его учеником или живописцем из окружения, кто был знаком с серией портретов священнослужителей.

Гамелен, Жак, круг Эней и Дидона Франция, около 1780 г. Холст, масло 60,5*51,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-2123

Гамелен, Жак Наказание весталки Холст, масло. 32*48 см Музей изящных искусств, Орлеан

Таким образом, благодаря аналогу из Исторического музея археологии Сантарканджело-ди-Романья нам удалось установить, кто изображен на портрете собрания ASG, и откорректировать его датировку более поздним временем (после 1759 года). Однако мы не будем исключать имени Витторе Гислан-ди из атрибуции и говорить лишь об итальянской школе второй половины XVIII века в целом. В картине присутствуют живописные черты, роднящие ее с творчеством этого мастера. Но, безусловно, данную работу нельзя рассматривать как авторское произведение Гислан-ди, а в его атрибуции важно делать акцент на слове «круг», которое может охватывать как учеников мастера, так и художников из его окружения. Связь с творчеством круга Гисланди можно предположить и в работе из Сантаркандже-ло-ди-Романья.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся также работы двух живописцев, которые работали по заказам Ганганелли уже после того, как он стал папой Климентом XIV. Одним из них был француз Жак Гамелен (1738 - 1803), работавший в историческом, мифологическом, религиозном и батальном жанрах. Прославился он и как выдающий-

ся рисовальщик. Начал обучение в Тулузе, а закончил в Париже у Жака-Луи Давида (1748 - 1825). Затем работал в Риме по заказам Климента XIV. Но при папском дворе Гамелен проработал недолго и, узнав о смерти отца, в 1774 году вернулся в родную Тулузу. Здесь он получил должность преподавателя в Академии живописи, а два года спустя стал директором школы в Монпелье.

В собрании ASG хранятся работы мастера и его круга, написанные в мифологическом и батальном жанрах. Замечательна серия батальных сцен, состоящая из трех полотен, два их которых подписаны: <^атеПп Р / ап 7» и <^ате! ^п ап 7».

Все три композиции посвящены историческим сражениям. На одном - изображена сцена осады мальтийского форта Сант-Эльмо Османской империей в 1565 году, в результате которой крепость была захвачена турками. Позднее госпитальеры выбили турков из Сант-Эльмо.

Две другие работы сложно привязать к каким-либо конкретным военным событиям. Однако одна из них явно посвящена сражению из истории Древнего Рима, о чем свидетельствует военное облачение персонажей.

Гамелен, Жак Серия из трех полотен: Битва при форте Сант-Эль-мо, Удар кавалерии, Сцена сражения из римской истории

Франция, XVIII в. Холст, масло. 181*88 см БСИИ ASG, инв. № 04-4516 (1 - 3)

Вторым художником из собрания ASG, связанным с Климентом XIV, является фламандский мастер Пьер Жозеф Верхаген (1728 -1811). Будучи широко одаренным живописцем, работающим с одинаковым успехом в историческом, религиозном и портретном жанрах, он прожил интересную и насыщенную творческую жизнь. На раннем этапе испытал влияние Питера Пауля Рубенса и обучался живописи у Яна-Батиста ван ден Керкховена (ок. 1709 - 1772). Затем поступил в

Пир искусств

№2 (14) 2016

%

£

щ

I

С»

Верхаген, Пьер Жозеф Моисей перед фараоном Фландрия, XVIII в. Холст, масло. 170*223 см БСИИ ASG, инв. № 04-2564

Королевскую Академию живописи Антверпена. В 1749 году работал над оформлением интерьера дома богатого пивовара в Лёвене, где встретил свою будущую жену и открыл мастерскую. В 1770 году становится придворным живописцем Карла Александра Лотарингского (1712 - 1780), который подарил одну из картин художника Марии Терезии Австрийской. Картина эта настолько восхитила королеву, что она наградила Верхагена поездкой в Италию для совершенствования его мастерства. Он отправился в двухгодичную поездку вместе со своим старшим сыном, сделав остановку в Париже. В Италии живопись художника так впечатлила папу Климента XIV, что он даровал индульгенцию художнику, его семье и тридцати его друзьям. На обратном пути он остановился в Вене, где исполнил изображение святой Терезы по заказу королевы, которая предложила ему стать ее придворным художником. Верха-ген отказался, и его возвращение в Лёвен было отмечено парадом и банкетом в мэрии.

Особенно сильное впечатление на Климента XIV произвели два произведения Верхагена на библейские сюжеты - «Се человек» и «Ужин в Эммаусе». В Большом собрании изящных искусств ASG также хранится полотно живописца на религиозную тематику, изображающее юного Моисея перед фараоном.

í¿3 ti ff* Г» _JU

MF y Г Ч -jß.

Верхаген, Пьер Жозеф «Симеон Богоприимец» 1767 г.

Холст, масло. 330*403 см Музей изящных искусств, Гент

Книга Исход повествует о том, что после обращения евреев в рабство каторжный труд не сократил их численность, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных мальчиков. Тогда мать будущего пророка Моисея Иохаведе положила сына в корзину и оставила в зарослях тростника на берегу реки. Здесь его обнаружила дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).

По совету сестры пророка Мириам в качестве кормилицы Моисея была приглашена его родная мать, с которой он оставался несколько лет. А когда Моисей подрос, мать привела его во дворец фараона: «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх. 2:10).

Примечательно, что все персонажи картины Верхагена одеты в восточные костюмы. В центре -фараон, сидящий на троне. На нем красные одежды и чалма на голове. В правой части изображена его дочь, а также многочисленные

Верхаген, Пьер Жозеф «Изгнание Агари Авраамом» 1781 г.

Холст, масло. 168*195 см Королевский музей изящных искусств, Антверпен

придворные, советники и прислуга. Слева - Иохаведе, подводящая Моисея к фараону. При виде испуганного мальчика, фараон в знак расположения протянул к нему руки. Фоном в композиции служат дворцовые покои с колоннами ионического ордера, богатыми красными драпировками и золочеными сосудами.

Сегодня отношение к личности Климента XIV остается неоднозначным во многом по причине организованных им гонений на иезуитов. При этом, как и многие другие главы Католической церкви, он обладал высоким художественным вкусом и тягой к прекрасному, привлекая на работу к своему двору совершенно разноплановых живописцев, скульпторов и музыкантов, которые должны были прославить Его Святейшество. Деятельность этого папы можно оценивать по-разному, но в чем точно нельзя его упрекнуть, так это в неумении распознавать истинные таланты и способствовать их развитию.

Источники:

1. Istituto [Электронный ресурс] // http://www.museisantaгcangelo. it/musas/viгtual-touг/galleгy-fotogгaflca/ (проверен 25.05.2016)

2. Biographical Dictionaty Pope Clement XIII (1758-1769) [Электронный ресурс] // http://www2.fiu.edu/~mirandas/bios1759.|-itm (проверен 25.05.2016)

3. Portrait du pape Clément XIV Ganganelli [Электронный ресурс] // http://www.cultuгe.gouv.fг/puЫic/mistral/joconde_fг?actюn=cheгcheг&f ield_5=гepг&value_5=dement%20xiv (проверен 25.05.2016)

4. https://www.instagram.eom/p/8N_oY0DiIs/

5. http://www.abhoc.com/aгc_an/2016_05/831/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.