Научная статья на тему 'Карло Борромео - кардинал из Милана'

Карло Борромео - кардинал из Милана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
322
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Карло Борромео / кардинал / образ / сюжет / атрибут / иконография / Charles Borromeo / cardinal / image / story / attribute / iconography

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена анализу иконографических трактовок образа церковного реформатора Карла Борромео в западноевропейской живописи XVII – XVIII вв. из Большого собрания изящных искусств ASG

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the iconographic interpretations of the image of the church reformer Charles Borromeo in Western painting XVII XVIII centuries of Grand collection of fine arts ASG.

Текст научной работы на тему «Карло Борромео - кардинал из Милана»

КАРЛО БОРРОМЕО - КАРДИНАЛ ИЗ МИЛАНА

Аннотация: статья посвящена анализу иконографических трактовок образа церковного реформатора Карла Борромео в западноевропейской живописи XVII - XVIII вв. из Большого собрания изящных искусств ASG.

Ключевые слова: Карло Борромео, кардинал, образ, сюжет, атрибут, иконография.

Abstract: The article analyzes the iconographic interpretations of the image of the church reformer Charles Borromeo in Western painting XVII - XVIII centuries of Grand collection of fine arts ASG.

Keywords: Charles Borromeo, cardinal, image, story, attribute, iconography.

Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG

Ровно 405 лет назад, в 1610 г. был канонизирован один из самых знаменитых деятелей Контрреформации - Карло Борромео. Выходец из знатного аристократического рода, чьи потомки и по сей день играют важную роль в окрестностях озера Лаго-Маджоре, он заметно повлиял на реформы католической церкви в XVI в.

Согласно легенде, род Борромео ведет свое начало от мученицы Иустины Падуан-ской, которая была убита во время гонений на христиан. Основатель рода Виталиано Виталиани в начале XV в. был усыновлен своим дядей по матери Джованни Борро-мео, чью фамилию он и принял. Сам Джо-ванни Борромео успешно занимался торговлей и банковскими операциями, став вскоре одним из богатейших людей Европы.

Виталиано продолжил дело дяди и в 1418 г. был назначен казначеем Миланского герцогства. Вскоре герцог Милана Фи-липпо Мария Висконти и основатель миланской ветви династии Сфорца - Франческо одарили Виталиано различными землями, и он стал графом.

Немало славных людей вышло из рода Борромео: Джованни I «Справедливый», разбивший швейцарцев в битве при Крево-ле, Ланчилотто Борромео, который был сенатором при Людовике XII, Камилло I Борромео - губернатор провинции Павия и многие другие.

Сам Карло Борромео родился 2 октября 1538 г. в семье губернатора Лаго-Маджоре Джильберто II Борромео и Маргариты Медичи ди Мариньяно - сестры папы Пия IV. Нетрудно представить себе, в какой обстановке проходила юность Карло. Окруженный предметами роскоши, сопряженной

с почитанием наук, будущий святой получил прекрасное воспитание. Современники Борромео часто отмечали его скромность, сдержанность, хороший вкус и манеры.

С 1554 г. Карло изучал право в Павии и был призван в Рим своим дядей Пием IV. Уже в 1560 г. он становится кардиналом, а в 1563 г. - архиепископом Милана.

После проведения Тридентского собора 13 декабря 1545 г., давшего ответ движению Реформации, Борромео активно приводил в жизнь его постановления, принимал участие в разработке нового катехизиса и утверждения латинского перевода Библии («Вульгаты»). Он же вел борьбу за нравственное обновление церкви, добивался строгой дисциплины, что привело к неудовольствию ряда клириков (орден гумилиа-тов) и покушению на него в 1569 г. Всеобщую любовь верующих Борромео заслужил во время эпидемии чумы в Милане в 1575 - 1578 гг., когда он раздал все свое имущество бедным и заботился об умирающих. В 1578 г. он основал орден облатов св. Амвросия и боролся с протестантизмом в Швейцарии. Спустя восемь лет после смерти, Борромео в 1602 г. был беатифицирован (причислен к лику блаженных), а в 1610 г. -канонизирован.

На протяжении XVII - XVIII вв. образ Карло Борромео был одним из самых популярных в изобразительном искусстве Западной Европы благодаря легкой его узнаваемости. Святой обладал незаурядной аристократической внешностью, которая выделяла его среди многочисленного сонма католических святых: смуглый цвет кожи, высокий лоб, орлиный нос, тонкие, плотно сжатые губы и изящные длинные пальцы рук. Его изобра-

жали облаченным в кардинальские или епископские одежды со своими атрибутами -распятием, черепом,веревкой или потиром. На протяжении двух столетий сложилось несколько иконографических образов, в которых обычно святой Борромео предстает на живописных полотнах:

1. Святой Борромео причащает или молится за жертв чумы;

2. Явление святых Карлу Борромео;

3. Карло Борромео, раздающий милостыню на улицах Милана;

4. Святой Борромео в образе предстоящего перед Девой Марией.

Безусловно, художников больше всего привлекал наиболее эмоциональный и духовно возвышенный эпизод из жизни святого, где Борромео предстает ухаживающим за больными чумой. Очень часто данные события трактовались как чудо исцеления зараженных. На картине итальянского мастера XVIII в. Доминико Антонио Ваккаро (1676 - 1745) из Большого собрания изящных искусств ASG Борромео запечатлен на улицах Милана среди умирающих людей. Благодаря силе молитвы святого своему патрону, произошло чудо, и Амвросий Медио-ланский, изображенный вверху на облаках, исцеляет больных.

ВАККАРО, Доменико Антонио

Чудо Карло Борромео Италия, ШИв. Холст, масло 102,5x65 см БСИИ ASG, инв. № 04-0827

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

(Чир искусств 140

Карло Борромео изображен в левой части в ярко-красном кардинальском облачении. На его голове - галеро - большая кардинальская шляпа с широкими полями, подчеркивающая его сановность. Окружают святого многочисленные священнослужители и члены ордена облатов в черном монашеском одеянии. Взгляды многих обращены к небесам, где святой Амвросий, подобно вершителю страшного суда, исцеляет больных, изображенных справа. Словно грешники в чистилище, они корчатся в муках, воздевая руки вверх и моля о спасении.

Со времен Барокко итальянскому искусству присуще изображение сильных человеческих чувств, стремлений, гипертрофированных эмоций и страданий. Потому чаще всего итальянские мастера избирают сюжеты из жизни святых, связанные с глубоким драматическим накалом, духовными и телесными муками. Именно поэтому в итальянском искусстве был так популярен сюжет с исцелением больных Карлом Бор-ромео. Однако западноевропейские художники других стран также часто обращались к изображению этого святого, но делали это в ином ключе. Например, французские живописцы касались более тонких сюжетных нюансов, связанных с духовными переживаниями святого и его общением с верующими.

Французский мастер Пьер Луи Дюмениль (1698 - 1781) - знаменитый жанрист XVIII в., испытавший заметное влияние живописи Жана-Батиста Симеона Шардена в выборе тем и композиционных построений. Чаще всего Дюмениль изображал своих современников, занимающихся повседневными делами, веселящихся на балах и банкетах, а иногда и воспевал их низкие нравы.

Пьер Луи ДЮМЕНИЛЬ Няня с детьми 1730 г.

Музей Карнавале, Париж

В творчестве художника редки картины на исторические и религиозные сюжеты. Широкую известность получила работа мастера «Карло Борромео раздает милостыню», находится она в Большом собрании изящных искусств ASG.

Пьер Луи ДЮМЕНИЛЬ Карло Борромео раздает милостыню Холст, масло, 231*132 см БСИИ ASG, инв. №04-1894

Большое впечатление на людей произвел поступок Борромео, когда он - выходец из богатой семьи - с легкостью раздал все свое накопленное имущество беднякам. Дюмениль для своего произведения избрал именно этот сюжет, изобразив святого на лестнице у входа в здание. В руках он держит кошель, из которого раздает монеты женщинам с детьми. Святой почтительно нагнулся к просящим, опустив глаза, а от его головы исходит золотое сияние. В данном случае художник несколько отходит от привычной иконографии и изображает

Борромео юношей (хотя на момент происходящего ему было уже около 40 лет). Он наделяет святого светлой кожей, вьющимися волосами и тонкими изнеженными руками, никогда не знавшими тяжелого физического труда. Привносит живописец в картину и момент жанровости, включая в нее изображения трудящихся женщин. Одна из них выносит на плече тяжелую плетеную корзину, другая наливает воду из ведра в блюдо, которое держит в руках девочка. А на переднем плане мы видим калеку, лежащего на земле. Дюмениль пишет его исключительно землистыми серо-коричневыми тонами, не включая в изображение радостных ярких красок, дабы показать всю беспросветность его существования на фоне бьющей ключом жизни. Калека тянется к святому не просто за милостынею, а за благословением и надеждой на исцеление, подобное тому, как Христос излечивал немощных.

Вновь возвращаясь к итальянской живописи, следует рассмотреть и другие аспекты иконографии Карло Борромео, которого часто изображали с другими святыми и евангелистами. Так, на картине известного итальянского живописца XVII в. Якопо Пальмы Младшего (1544 - 1628) святой изображен вместе с апостолом Матфеем и святым Франциском Ассизским.

Художник избрал необычный «трехъярусный» формат композиции. В нижней части изображен коленопреклоненный Карло Борромео со сложенными в молитве руками. За его спиной находится ангел, держащий в руках кардинальский головной убор. Среднюю часть занимает Франциск Ассизский (ок. 1182 - 1 226) - основатель ордена «Меньших братьев». Он облачен в коричневую рясу и держит в руках распятие, которое вручает Борромео, тем самым разделяя с ним тяжкую участь персонификации с этим атрибутом. Вверху мы видим Матфея - апостола, считающегося автором первого Евангелия. Он был мытарем в Капернауме и, когда сидел в своей конторе за сбором подати, был призван Христом следовать за ним.

ПАЛЬМА, Якопо Младший

Карло Борромео со святым Франциском Ассизским и апостолом Матфеем Италия, XVПв Холст, масло 182*93 см БСИИ ASG/ инв. №04-1754

Его сопровождает ангел, который диктует, а Матфей пишет. Он обернулся к ангелу, внимая его речам, а рука продолжает записывать текст в раскрытую книгу.

Замечательно не только композиционное, но и цветовое решение полотна, для которого Якопо Пальма избирает мрачный колорит с глубокими тональными переходами от серебристого до темно-синего и изумрудно-зеленого. Даже для ярко-красного цвета, привлекающего к себе внимание на общем темном фоне, художник избирает холодный оттенок. Киноварь, которой написаны одежды Борромео и ангела, придает полотну ощущение драматичности и тревожности за счет обильной теневой моделировки, образованной многочисленными драпировками.

Необычен и выбор персонажей, по воле автора объединенных на картине. Согласно замыслу Якопо Пальмы, через связь с Франциском Ассизским Карло Борромео показан как учредитель нового монашеского ордена облатов, а подобно Матфею - как автор нового катехизиса и многочисленных богословских текстов.

Еще более разнообразен состав исторических персонажей на картине другого итальянского мастера XVII столетия Грацио Коссали (1563 - ок. 1627). Широкоформатное полотно (240x169 см) «Дева Мария Ро-

КОССАЛИ, Грацио и мастерская Дева Мария Розария прославляет победителей в битве при Лепанто Италия, ХУПв. Холст, масло 240x169 см БСИИ АБв, инв. № 04-2685

^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

iTïup искусств 142

зария прославляет победителей в битве при Лепанто» написано живописцем при участии его мастерской.

Композиция работы четко разделена на две части. Вверху - Дева Мария и Младенец в окружении ангелов. Внизу - бренный мир, представленный группой исторических и религиозных персонажей. «Обрамляют» композицию изображения святого Доминика и Екатерины Сиенской. Среди персонажей на переднем плане справа легко узнать Филиппа II Испанского и Хуана Австрийского - выдающегося полководца и героя-победителя в битве при Лепанто (7 октября 1571 г.) между флотами Священной лиги и Османской империи.

Образ Мадонны идентичен иконографическому типу Девы Марии Розарии, изображение которой было широко использовано Реформаторской Католической церковью, начиная с папской грамоты Пия V - Consueverunt Romani Pontefices (17 сентября 1569 г.). Данная грамота закрепила розарии как символ набожности. Сам Пий V, по инициативе которого и была создана Священная антитурецкая лига, изображен слева в папском облачении. А рядом с ним мастер запечатлел племянника папского предшественника Пия IV - Карло Борромео, который горячее всех выступал за избрание нового папы из числа доминиканцев.

Как уже было сказано выше, благодаря соблюдению Коссали и его мастерской портретного сходства в трактовке образов, все персонажи легко идентифицировать. Так и Карло Борромео, чья святость, наряду с Домиником и Екатериной Сиенской, подчеркнута золотым нимбом, имеет характерный профиль и оливковый цвет кожи. Его руки сложены в молитве, а глаза опущены, но хитрая улыбка выдает в нем скрытое торжество от победы. Художник подчеркивает здесь не только религиозную, но и политическую составляющую жизни Борромео как государственного деятеля и «серого кардинала», много сделавшего для победы европейского флота.

Итак, западноевропейская живопись XVII - XVIII вв. оставила немало изображений святого Карло Борромео, насыщенная событиями жизнь которого дала художникам богатый материал для работы. Трактовки образа святого могли разнится в деталях, касаемых его внешности или отдельных эпизодов биографии, но в целом кардинал всегда предстает умным, самоотверженным и преданным вере церковным реформатором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.