ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ ИЗ АССИЗИ
Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена иконографии святого Франциска Ассизского, чей образ был столь популярен в искусстве итальянского Барокко XVII в. Иконография святого рассматривается на примере семи работ из Большого собрания изящных искусств ASG, куда помимо картин итальянских мастеров входит и произведение неизвестного фламандского живописца.
Ключевые слова: образ, святой Франциск Ассизский, орден францисканцев, иконография, стигматы, ряса, распятие, Иисус Христос.
Abstract: The article is devoted to the iconography of St. Francis of Assisi, whose image has been so popular in the art of Italian Baroque XVII. The iconography of the saint is considered by the example of the seven works from a large collection of fine arts ASG, which in addition to paintings by Italian masters includes the work of an unknown Flemish artist.
Keywords: image of St. Francis of Assisi, the Franciscan Order, the iconography, the stigmata, cassock, crucifixion, Jesus Christ.
Если составить рейтинг наиболее часто встречающихся изображений католических святых в Большом собрании изящных искусств ASG, то первое место со значительным отрывом займет итальянский праведник Франциск Ассизский (1 181/1 182 - 1226). Популярность этого святого объясняется, в первую очередь, его близостью к простому народу, поскольку Франциск, проповедуя аскетизм и бедность, никогда не стремился быть ближе к высшему церковному духовенству и власть имущим. Но и с официальной католической церковью ему удавалось сохранить дружественный нейтралитет, поскольку жизнелюбивый нрав святого, сопряженный с глубоким смирением и милосердием, не позволяли ему осуждать людей. О жизни Франциска сохранилось не так много достоверных сведений. В основном его житие - это легенды и мифы о чудесах и исцелениях больных, совершенных святым. Отрекшийся от себя и растворившийся в любви к людям, он, по образу нищенствующего Христа, помогал окружающим обрести духовное спасение через кротость, послушание и отвержение зла.
Новый и очень мощный виток популярности святого в Европе произошел сразу после Второй мировой войны. С крахом преступной идеологии нацистской Германии и нигилистических учений Фридриха Ницше о сверхчеловеке, не отягощенном «химерой совести», человечество испытало дефицит доброты и сострадания. Именно тогда и стало понятно, что новым сверхчеловеком с ангельской сущностью можно считать Франциска Ассизского.
Франциск пришел к вере необычным путем. Родившийся в Ассизи в зажиточной семье удачливого торговца и дворянки из Прованса, он, единственный сын в семье, ни в чем не знал отказа и в юности вел разгульный образ жизни. Знавший множество песен, он был заводилой в компании дворянской молодежи и даже успел поучаствовать в войне между Ассизи и Перуджей, где был взят в плен. Однако постепенно сердце Франциска перестало удовлетворяться лишь внешним блеском и богатством. Он начинает видеть чудесные сны и становится чрезвычайно щедрым к нищим. Со временем милостыня в жизни будущего святого начинает приобретать сакральный смысл. Франциск тратит огромные суммы на помощь бедным, расстается с дорогим платьем и, более того, ухаживает за прокаженными, которые в те времена в Европе жили за воротами городов в специальных зданиях.
В 1207 году Франциск покидает родной дом, заодно взяв с собой лучшие отцовские товары, вырученные деньги с которых отдает на восстановление церквей. Узнав об этом, отец требует сначала от светских, а затем и от церковных властей возвращения ему сына и денег. В суде Франциск отдает отцу не только все деньги, но и всю свою одежду, тем самым освобождаясь от кровных уз.
Два года юноша странствовал по окрестностям Ассизи, занимаясь восстановлением церквей и питаясь объедками со столов горожан. В это же время Франциск осознает важность физического труда для обретения духовного совершенства.
Однажды во время обедни в одной из часовен Франциск услышал слова Христа к своим ученикам из Священного Писания: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» (Матф., X, 7 - 11). Именно тогда он понял к чему стремится: он снял обувь, отбросил посох, перевязал рясу простой бечевой и начал проповедовать.
Число учеников Франциска росло очень быстро, причем пополнялось порой из числа богатых людей, внявших словам святого и отказавшихся от имущества. Тогда же он задумался о создании ордена францисканцев, в основе которого лежал постулат о превалировании проповеди над молитвой. Однако на этом пути Франциск встретил немало препонов со стороны католической церкви, культ которой был обставлен со всевозможной изысканностью и богатством. В те времена папой был Иннокентий III - уроженец Гавиньяно, образованный и хитрый человек, пользовавшийся большим политическим влиянием. Он прекрасно понимал, что не может отлучить от церкви нищенствующий монашеский орден, тем более в среде простого народа, часто возмущенного непомерной роскошью папского двора, все чаще в укор духовенству звучали идеи о бедности Христа и апостолов. В связи с этим Папа решает приблизить к себе новых «католических нищих» и принять на службу церкви, дабы свет их покорности и смирения осенял и официальных церковников.
В орден вступали все новые и новые члены. Активная проповедническая деятельность велась по всей Италии, Испании и во Франции. При этом в Венгрии и южной Германии францисканцы испытывали притеснения и неприятие местными жителями, а после посещения Марокко в ордене появились первые мученики. Желающие вступить в орден должны были пройти годовое испытание, а после вступления уже не имели права выйти из него. Популярность ордена была так высока, что вскоре появилось и женское ответвление францисканского ордена - клариссинки (по имени его учредительницы Клары Ассизской). Более того, вскоре и другие монашеские католические ордена, в частности доминиканцы, стали проповедовать нищенство.
Однако этого Франциску показалось мало, и он отправляется нести слово Христово во Францию (Франциску от отца передалась любовь к этой стране, даже имя
Церковь Сан-Франческо в Ассизи -главный храм францисканского ордена
святого переводится как «француз»), Египет и Сирию, где на него неоднократно совершались покушения, поскольку за голову христианина платили золотом. Во время его длительной отлучки в общину «Меньших братьев» (так называли себя последователи Франциска) пришло известие о смерти их учителя. Вскоре строгие аскетические порядки, под давлением официальной церковной власти, начинают значительно ослабляться: многие братья отказываются от постных дней, начинают строить для себя дома. Узнав об этом, сторонник нищего и странствующего Христа вернулся на родину и поспешил вернуть «заблудших овец» в лоно истинной веры, собственноручно громя их дома и нажитое имущество.
После этих событий Франциск, порицая новые порядки ордена, но так и не выступив открыто против папской церкви, объявил о том, что впредь он больше не является его патроном, а в качестве министра (руководителя миссии) назначил Илью Кортонско-го. Отныне Франциск выступал лишь в роли советника и ничто не мешало ему вести тот образ жизни, который он проповедовал до конца своих дней.
Будучи не в состоянии смотреть на то, как нищее братство превращается в могущественный монашеский орден, Франциск отправляется в странствия. Его все более занимает образ Христа, святому хочется пережить те же лишения и страдания, что и сыну Господню. По этой причине он начинает «реконструировать» различные сцены из жизни Христа, будь то Рождество или Воздвижение святого креста. Именно с этим многие исследователи (богослов и историк Адольф Гаусрат, писатель-историк Поль Са-батье) связывают появление на теле Франциска стигматов - ран, соответствующих ранам Иисуса Христа, полученным им при распятии на кресте. Возникновение стигматов на теле святого можно трактовать по-разному - от собственноручного трав-
мирования Франциском себя в состоянии сильной душевного потрясения до божественного чуда (данная трактовка была крайне популярна собственно в среде францисканцев).
Постепенно весь мир для святого превращается во вселенскую любовь и сплошное олицетворение Божие. Подобно древним он начинает поклоняться силам природы, разговаривать с животными, деревьями и стихиями (солнцем, огнем), наделяя их живой душой. Именно поэтому Франциск до конца своих дней не чувствовал себя одиноким, а вера его не была омрачена страданиями, но наполнена радостью от соприкосновения с жизнью. Он никогда не проповедовал брезгливого отречения от этого мира, от грешных людей. Своим долгом он считал самоотречение и помощь окружающим, через которую он мог обрести собственное счастье. Таким образом, Франциска можно считать не просто ортодоксом, но одним из первых гуманистов Европы.
Умер Франциск 4 октября 1226 года на руках у святой Клары в сильных муках, однако радуясь прожитым дням. Уже через два года он был канонизирован папой Григорием IX. После смерти его верные братья долгое время не позволяли увековечить память о Франциске строительством храма, не желая, в соответствии с догмами самого святого, ее материального воплощения, а грезя лишь о вечной жизни в сердцах верующих.
Как уже было сказано, достоверных сведений о жизни святого крайне мало. Весь его земной путь настолько оброс поздними легендами, что сегодня уже сложно определить, что правда, а что нет. Наиболее полным и правдивым описанием жизни Франциска считается «Легенда трех товарищей» - повествование трех ближайших сподвижников Франциска - Леона, Ангела и Руфина. При этом большой популярностью пользуется жизнеописание Франциска авторства Фомы Челанского, который не был лично знаком со святым, хотя обладал большим литературным талантом и оставил довольно подробное описание внешности святого: «Человек красноречивейший, с улыбкой на устах, с ласковым взглядом, не ведающий лени, избавленный от прихотей. Он был среднего роста, скорее даже невысок, голова тоже была умеренной величины, округла, лицо слегка вытянутое и длинное, лоб гладкий и небольшой, глаза небольшие, черные и чистые, волосы темные, брови прямые, нос ровный, прямой и изящный, уши приподнятые, но небольшие,
виски впалые, кроткий язык, огненный и отточенный, голос мощный и сладостный, ясный и звучный, зубы ровные, белые, плотным рядом, губы небольшие и тонко очерченные, бородка черная, не густо заросшая волосом, шея тонкая, плечи прямые, руки короткие, кисти нежные, пальцы длинные, ногти вытянутые, лодыжки узкие, ноги небольшие, кожа почти прозрачная, тело иссохшее, одежда жесткая, сон наикратчайший, рука ко всем щедрая» [2].
В целом, данное описание вполне соответствует старейшему из известных нам изображений Франциска Ассизского в монастыре святого Бенедикта в коммуне Су-биако.
Старейшее из известных изображений Франциска Ассизского Монастырь святого Бенедикта, Субиако
В данном случае святой изображен без стигматов, которые были столь любимы западноевропейскими художниками Возрождения и Барокко. Детально стигматы Франциска Ассизского были описаны в «Большой легенде» средневекового теолога Бонавентуры (ок. 1218 - 1274): «И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей... Казалось, что и руки его, и стопы в самой середине были насквозь пронзены гвоздями, так что след от шляпки гвоздя показался на внутренней стороне рук и на внешней стороне стоп, а острие словно вышло с обратной стороны, поскольку след от шляпки гвоздя был чер-
ным и округлым, а от острия - вытянутым и вывороченным, как если бы в этом месте натянулась, поднялась и прорвалась плоть, а вокруг плоть отступила и впала. На правом его боку, словно пробитый копьем, вздулся багровый рубец, из которого с тех пор часто сочилась святая кровь, орошая тунику его и штаны» [1].
Столь полное и живописное описание ран на теле святого сподвигло несколько поколений живописцев посвятить свои полотна именно этой драматичной сцене - принятие стигмат Франциском Ассизским. Особенно популярен данный сюжет был у итальянских барочных мастеров, так любивших изображать святых в момент сильной экзальтации, а также телесных и душевных мук.
В коллекции изображений Франциска Ассизского из Большого собрания изящных искусств ASG особенно выделяется работа мастерской итальянского художника XVII века Бернардо Строцци (ок. 1581-1644), на которой мы как раз видим святого в момент появления на его теле стигматов.
В данном случае изображение Франциска трактовано согласно традиционной иконографии святого. Он облачен в темно-коричневую рясу, подпоясанную веревкой с тремя узлами, символизирующими три религиозных обета - бедности, целомудрия и послушания. На руках мастер изобразил раны с фрагментами гвоздей, торчащими из них. В руках же Франциск держит один из своих атрибутов - распятие с фигурой Христа, которому так хотел уподобиться святой. Другими, часто встречающимися атрибутами святого являются лилия, символизирующая целомудрие, и череп как напоминание о смертности человека.
Интересна психологическая трактовка образа Франциска Ассизского. На лице святого нет страданий или мук боли. Его рот приоткрыт, взор обращен к небесам. Он откинулся назад и расслабился, перебирая в руках четки и пытаясь постичь глубокий искупительный смысл страстей Христовых. Подобная трактовка образа близка композиции выдающегося итальянского скульптора XVII столетия Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680) «Экстаз Святой Терезы». Святая изображена, полусидя среди облаков. Ее поза также расслаблена, а голова запрокинута назад. Она погружена в состояние духовного озарения и охвачена томлением «сладкой муки». Перед ней стоит ангел, выпускающий стрелу в сердце Терезы.
Сам Бернардо Строцци не мог видеть данную работу, поскольку создана она
Бернардо Строцци, мастерская Святой Франциск Ассизский Италия, XVII в. Холст, масло. 115^104 см БСИИ ASG Инв. № 04-1755
была в 1645 - 1652 годах, уже после смерти художника. Однако близость этих образов может свидетельствовать об общем настроении и единых живописных традициях, царивших в итальянском барочном искусстве. Безусловно, здесь у Франциска еще нет той телесности и неги, которая многократно усилится в образе Терезы, но то, что художник интерпретирует муки святого как блаженство, очевидно. Тем интереснее проследить эту прогрессию нарастания чувственности в трактовке образов святых и понять первопричины ее появления в религиозных сюжетах.
Стоит отметить, что Бернардо Строцци в юности был принят в орден францисканцев и неоднократно обращался к теме изображения патрона своего ордена. Его работы стали настолько популярны, что вызвали
Джованни Лоренцо Бернини
Экстаз Святой Терезы Церковь Санта-Мария-делла-Витториа, Рим
множество повторений в среде художников, близких к его кругу. Самому мастеру свойственны эмоциональная напряженность, масштабность и эпичность образов, их воз-
Бернардо Строцци Святой Франциск Ассизский Национальный музей де Сан Карлос, Мехико
Итальянская школа XVII века Святой Франциск Ассизский Холст, масло. 119^96 см БСИИ ASG Инв. № 04-2556
Бернардо Строцци Святой Франциск Ассизский Нач. 1620-х годов ГМИИ им. А.В. Пушкина, Москва
¥
вышенная патетика, изображение героев в экстатичных состояниях, сочетающееся с реализмом персонажей. Кроме того, ощущается в работах Строцци и влияние ка-раваджизма.
О том, насколько образ святого Франциска Ассизского был популярен в итальянском барочном искусстве, могут свидетельствовать две работы неизвестных художников XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG.
В первом случае Франциск, так же как и в работе мастерской Строцци, изображен с распятием в руках. Но здесь в образе святого нет расслабленности, он бережно держит в руках со стигматами крест, грустно гладя на фигуру распятого Христа, которого художник трактовал очень реалистично и телесно. Рядом с Франциском изображен череп и раскрытая книга. В данном случае мы видим большую аскетичность образа: святой бледен и худ, его щеки впали, а спина скорбно согнулась.
Во второй работе, также итальянского художника XVII века, сильно декоративное начало в живописи. Картина совсем не велика по формату (16,5x13,5 см) и написана на меди. На переднем плане изображен Франциск с черепом на коленях, который он придерживает рукой. В другой руке он держит книгу, блок которой окрашен красным. Причем обе руки святой держит тыльными сторонами так, чтобы зрителям хорошо были видны стигматы. Бедность святого художник подчеркивает изображением заплат на его грубой рясе. Взгляд Франциска обращен в небо, откуда из облаков на него снисходит божественное сияние. По обе стороны от него - ангелы. Они одеты в красочные одежды ярко-красного, зеленого и фио-
летового цветов. Один из ангелов держит в руках символы мученичества Христа -распятие с терновым венцом и гвозди. Их нежные лики контрастируют с неопрятным внешним видом святого, его всклокоченной бородой и торчащими редкими волосами. Однако благодаря изображению ангелов и красочному разнообразию, дополненному радостной лазурью голубого неба на заднем плане, работа не производит тягостного впечатления, замененного выдвинутой на передний план декоративностью.
Итальянская школа XVII века Святой Франциск Ассизский с ангелами Медь, масло. 16,5*13,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-2750
Случаи, когда изображение Франциска Ассизского дополнялось другими персонажами, нередки. Причем, если изображения ангелов, как в данной картине, все-таки второстепенны, то в некоторых случаях герои композиции равнозначны легендарному святому. Так, например, на полотне прославленного итальянца Якопо Пальмы Младшего (1544 - 1628) помимо Франциска запечатлены кардинал католической церкви святой Карло Борромео и автор первого Евангелия апостол Матфей. Франциск изображен босоногим в полный рост. Он держит распятие перед коленопреклоненным Борромео, тем самым свидетельствуя о своем покровительствующем положении.
Замечательно большое полотно из собрания ASG, на котором Франциск изображен с Девой Марией.
Данная картина производит удивительное впечатление по многим причинам. Во-первых, благодаря высокому живописному дарованию неизвестного художника. Во-вторых, впечатляют ее внушительные
Якопо Пальма Младший Карло Борромео со святым Франциском Ассизским и апостолом Матфеем Италия, XVII в. Холст, масло. 182*93 см БСИИ ASG Инв. № 04-1754
размеры и, конечно, истолкование образов главных персонажей. Дева Мария и Франциск Ассизский жили в разное время, но их «встреча» в рамках единой композиции неслучайна. Включение именно этого святого в композицию может свидетельствовать о том, что выполнено оно было по заказу ордена францисканцев. Он же может быть патроном той церкви, для которой заказано данное полотно, или родного города донаторов, которые изображены коленопреклоненными рядом со своим святым покровителем в нижней части композиции. Вероятно, данное полотно является картиной, преподнесенной церкви, монастырю или благотворительному учреждению в качестве благодарения за благоволение, полученное с небес. Обычными поводами для заказа таких картин были избавление от чумы, победа в сражении или освобождение из плена после военного поражения.
Характерны типажи внешности персонажей. Если облик Девы Марии являет образец идеальной и несколько обобщенной классической красоты, то внешний вид мужских персонажей крайне индивидуален. Особенно выделяется Франциск с его длинным крючковатым носом, большими ушами, растительностью на лице и тонкими, паучьими пальцами. Он осторожно принимает из рук матери Иисуса того самого младенца, родившегося за много лет до появления на свет самого Франциска. Повзрослев и пройдя через все испытания, этот малыш станет тем идеалом праведника, к которому так стремился святой. В подобных условиях смещение времени и смена возрастных ролей не кажется чем-то странным и неприемлемым, это лишь подчеркивает незыблемость и вневременность роли и значения христианского идеала.
Еще одной интересной деталью данного полотна является изображение небольших белых цветов по нижней кромке холста. Кроме украшения, они также являются намеком на знаменитые «Цветочки Святого Франциска Ассизского» (<^югеШ», ок. 1257 года) - книгу, состоящую из народных рассказов и легенд о святом. Естественно, ни о каких цветах там речь не идет. Дело в том, что слово «Аогейо» в итальянском языке, помимо «цветочек», еще означает и «обет» или «благочестивый поступок», что является более удачным переводом в данном контексте. Однако данный омоним из итальянского языка глубоко укрепился в сознании людей и часто использовался художниками, дабы интересно обыграть образ святого.
Есть в Большом собрании изящных искусств ASG и работа крупного мастера позднего Барокко Франческо Тревизани (1656 - 1746), изображающая молящегося Франциска Ассизского. Данный художник работал в Риме и испытал влияние Карло Маратти, Гвидо Рени, Паоло Веронезе и Пьетро да Кортона. Тревизани часто копировал произведения этих мастеров, а позднее открыл собственную мастерскую. Кроме того, данного живописца часто называют предтечей итальянского Рококо, однако этот стиль не нашел в этой стране столь масштабного воплощения, как, например, во Франции. Поэтому говорить здесь о стилистической принадлежности с полной определенностью довольно сложно.
Ломбардская школа XVII в. Дева Мария с младенцем Иисусом, Франциском Ассизским и донаторами Холст, масло. 342*234 см БСИИ ASG Инв. № 04-3292
Франческо Тревизани Святой Франциск Ассизский за молитвой Италия, XVII в. Холст, масло. 95^72,5 см БСИИ ASG Инв. № 04-4193
Работа поступила из коллекции французского дипломата времен Великой французского революции и Первой империи Франсуа Како (1742 - 1805)
А ч£-
ь*
Масштабное барокко и камерное, лиричное рококо удивительно органично сплелись здесь воедино, а в образах улыбающихся Мадонн и пухлощеких младенцев уже нет прежнего драматизма и предощущения беды. Таким образом, здесь, как и в случае с Бернардо Строцци, предвосхитившего образы Бернини, можно говорить о предугадывании Тревизани искусства Франсуа Буше (1703 - 1770).
Франческо Тревизани неоднократно обращался к изображениям Франциска Ас-сизкого. В 1719 году он пишет для церкви Сантиссиме Стиммате ди Сан-Франциско полотно «Мученичество святого Франциска». В произведении из собрания ASG еще нет намеков на рокайльное искусство, а потому его можно отнести к ранним творениям мастера. Франциск, изображенный в профиль, еще молод. В его руках - крест и череп, с которым он словно ведет беседу о бренности и суетности всего земного. Ощущение скорби подчеркнуто не только мрачной символикой, но и монохромным землистым колоритом,построенном на сочетании умбры, сиены и охры. И лишь лицо святого, его рука и блики на одежде подчеркнуты свинцовыми белилами, дабы придать динамику единой тональности композиции.
Однако не только итальянские мастера изображали святого. В других европейских странах Франциск также пользовался большим почитанием. Так, в Большом собрании изящных искусств ASG хранится произведение фламандской школы первой половины XVII века с изображением святого.
Фламандская школа XVII в. Святой Франциск Ассизский Ок. 1640-х годов Дерево, масло. 63^49 см БСИИ ASG Инв. № 04-0868
Здесь мы видим все того же скорбного Франциска Ассизского со стигматами на руках, в которых он держит распятие, прижимая его к себе. Перед ним - череп с приставленной к нему книгой. Но вот на заднем плане изображено то, без чего фламандское жанровое искусство просто не могло обойтись - посуда, расставленная на полке, книги и окно с видом на церковь. В левой части - развернутый исписанный свиток, который непременно хочется прочитать. Во всем этом чувствуется любовь фламандских мастеров к изображению той вещественной, предметной среды, которая нас окружает, и желание очеловечить и «спустить на землю» почитаемых ими небожителей.
Итак, трактовки образа Франциска Ассизского разными европейскими школами не отличаются большим разнообразием. Все они являют довольно схожую интерпретацию внешности святого, облаченного в темно-коричневую рясу, со своими неприметными атрибутами и стигматами. Довольно заметно разнится предметное окружение Франциска, в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой живописец и школа, к которой относится произведение. Однако здесь мы редко встретим изображения каких-либо сложных фабул и сюжетных перипетий, в которых участвовал святой. Напротив, Франциск всегда уединен, спокоен и довольно сдержан, даже в момент принятия телесных мук. Все это говорит о том, что художников интересовали в первую очередь духовные, моральные и интеллектуальные качества святого, вся жизнь которого была наполнена самоотверженной любовью ко всему земному.
Список использованной литературы:
1. Большая легенда Святого Бонавентуры // Истоки францисканства / Пер. О. Седаковой, А. Топоровой, Л. Сумм. - Assisi: Movimento Francescano, 1996.- С.640.
2. Истоки францисканства / Пер. О. Седаковой, А. Топоровой, Л. Сумм. - Assisi: Movimento Francescano, 1996.- С.268-269.
3. Леклерк И. Мудрость ассизского бедняка. - М.: Издательство Францисканцев, 2003. - 94 с.
4. Самарина М.С. Франциск Ассизский и его наследие: От истоков к современности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 176 с.
5. Цветочки святого Франциска Ассизского. - М.: Вся Москва, 1990. - 208 с.
6. Яковелли А. Святой Франциск Ассизский. - М.: Издательство Францисканцев, 2003. - 176 с.
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
tMLUp ИСКУССТВ