Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ / НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / УРОВНИ ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайынов Муратбек, Дюсенгалиева Гульбаршын Жумажановна

Основной целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности медицинских организаций является внедрение Принципов корпоративного управления ОЭСР. Сегодня многие медицинские организации Республики Казахстана переведены на государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. Текущие вызовы общества и системные вопросы в сфере здравоохранения требуют более обширный подход к деятельности медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайынов Муратбек, Дюсенгалиева Гульбаршын Жумажановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

МЕДИЦИНСКИЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Сайынов Муратбек1, Дюсенгалиева Гульбаршын Жумажановна2

1 Руководитель СПП и ВК, ГКП на ПХВ «Многопрофильная областная больница №2», г. Нур-Султан, Казахстан 2 Врач-педиатр, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №13»,

г. Нур-Султан, Казахстан

Аннотация. Основной целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности медицинских организаций является внедрение Принципов корпоративного управления ОЭСР. Сегодня многие медицинские организации Республики Казахстана переведены на государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. Текущие вызовы общества и системные вопросы в сфере здравоохранения требуют более обширный подход к деятельности медицинских организаций.

Abstract. Basic principles of effective effectiveness and competitiveness of medical organizations are organized within the principles of corporate management of OECD. The second multidisciplinary medical organization of the Republic of Kazakhstan transferred to the state-owned enterprise on the basis of the dualistic education with the binding provisions. Current training and systemic training in the field of health care will lead to more and more support for the health of the medical organization.

Ключевые слова: корпоративное управление; государственные предприятия на праве хозяйственного ведения; наблюдательный совет; рейтинговая оценка; уровни оценки корпоративного управления.

Keywords: corporate governance; state-owned enterprises on the right of economic management; supervisory board; rating rating; corporate governance rating levels.

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдательные советы, или Советы директоров, должны создавать все предприятия с обязательным государственным участием и открытые акционерные общества. Но многие из предприятий этого не делают или делают очень формально. Эта потребность возникает и начинает обостряться в тот момент, когда владелец или владельцы чувствуют, что развитие бизнеса уже начинает превосходить их собственные возможности. Неважно какие - энергетические, физические, организационные, интеллектуальные, или временные. То есть когда, несмотря на увеличение количества вложенных усилий, изменений ни в качестве, ни в уровне бизнеса не происходит. Создание Наблюдательного совета в таких ситуациях разгружает владельца / владельцев, привносит в предприятие новый управленческий опыт и перераспределяет ответственность между «хозяевами» и менеджерами [1].

Президентом Республики Казахстан в программе «План нации - 100 конкретных шагов» выделяется 81 шаг, который предполагает «Развитие частной медицины, внедрение корпоративного управления в медицинских организациях» [2]. В текущих условиях социального медицинского страхования с целью повышения качества и доступности медицинских услуг за счет конкуренции осуществляется переход медицинских предприятий на принципы корпоративного управления. В рамках Государственной Программы развития системы здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы» реализуется внедрение наблюдательных советов в управление медицинскими организациями, что является первым шагом к обширной имплементации корпоративных принципов управления в сфере здравоохранения Республики Казахстана [3].

Одним из принципов корпоративного управления является разделение на функции управления и контроля за управлением.

Основными целями внедрения элементов корпоративного управления являются:

- обеспечение подотчетности и прозрачности предприятия;

- повышение эффективности управления медицинскими организациями путем привлечения различных экспертов (медиков, представителей общественных объединений, юристов, финансистов) в наблюдательные советы, правление медицинских клиник;

- снижение нагрузки и неоправданного вовлечения на государственные органы по оперативному управлению медицинскими клиниками.

Вышеуказанный опыт успешно применен во многих частных медицинских клиниках Республики Казахстан, а также активно внедряется во многих государственных медицинских организациях, в том числе университетах, научных центрах.

ЦЕЛЬ

Изучить преимущества внедрения Наблюдательного совета в системе здравоохранении Республики Казахстана, в том числе в города Нур-Султан.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В государственных медицинских предприятиях на праве хозяйственного ведения (ГП на ПХВ) вводятся элементы корпоративного управления (КУ) путем образования Наблюдательных советов (НС), как органа управления. На основании Закона Республики Казахстана от 1 марта 2011 года [5], Постановления Правительства Республики Казахстана № 686 от 22 июня 2011 года [6], приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстана № 601 от 10 сентября 2011 года [7] начат процесс пилотного внедрения наблюдательных советов в медицинских предприятиях как элемент корпоративного управления в государственных организациях.

По представленным данным (табл. 1) видно, что наиболее активно реализуют имплементация наблюдательных советов в медицинских организациях Актюбинской и Западно-Казахстанской областях [8].

Таблица 1

Количество медицинских организаций в форме ГП на ПХВ, где введены Наблюдательные советы местными исполнительными органами.

Количество введенных НС в МО на ПХВ На 1 апреля 2012 г. 1

Область

1 Акмолинская

2 Актюбинская

3 Алматинская

4 Атырауская

5 Западно-Казахстанская

6 Жамбылская

7 Карагандинская

8 Костанайская

9 Кызылординская

10 Мангистауская

11 Павлодарская

12 Северо-Казахстанская

13 Восточно-Казахстанская

14 Южно-Казахстанская

15 г. Астана

16 г. Алматы Всего

25

3

не введены НС 16 1

не введены НС не введены НС 1

не введены НС 1 1

4

не введены НС не введены НС

5

58

Согласно информации Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2016 год: в рейтинге по успешности внедрения корпоративного управления среди регионов, высокие позиции занимают Алматинская область, Западно-Казахстанская область и Астана (Нур-Султан). В данных регионах уже более 80% переведены в ГП на ПХВ, в 70% образованы наблюдательные советы. Самый наименьший уровень внедрения принципов корпоративного управления отмечено в Южно-Казахстанской области, где 15,9% организаций переведены, и отсутствуют наблюдательные советы.

Таблица 2

Рейтинг регионов по внедрению принципов корпоративного управления.

Рейтинг

Регион 2014 2015 2016 Итого

Алматинская 3 3 2,5 2,83

г. Астана 2,5 2,5 3 2,67

ЗКО 2,5 2,5 2,5 2,5

Актюбинская 2,5 2,5 2 2,33

Карагандинская 1,5 2,5 2,5 2,17

Павлодарская 2 2 2 2

СКО 2 2 2 2

г. Алматы 2 2 2 2

ВКО 2 2,5 1 1,83

Жамбылская 1,5 2 1,5 1,67

Акмолинская 2 2 1 1,67

Атырауская 1,5 1,5 1,5 1,5

Костанайская 1,5 1,5 1,5 1,5

Кызылординская 1 1 2 1,33

Мангистауская 1 1,5 1,5 1,33

ЮКО 1 1 1 1

Методика расчета оценки КУ оценивалась по следующим критериям: перевод в ГП на ПХВ, создание НС (табл. 3).

2,5 - 3 балла - высокий уровень внедрения КУ (более 76%);

2 балла - средний уровень внедрения КУ (55 - 75%);

1 балл - низкий уровень внедрения КУ (0 - 54%).

Ежеквартальный мониторинг по образованию и работе наблюдательных советов показал, что по состоянию на 1 июля 2017 года количество наблюдательных советов составляет 284 организации здравоохранения, что составляет 53,3% из 533 ГП на ПХВ. До конца 2017 года планировали довести до 341, в 2018 году до 431 и в 2019 году до 472. При анализе результатов работы Наблюдательных советов в 2017 году выявлено, что количество функционирующих НС, проведших 1 и более заседания во 2 квартале составляет 242. Количество функционирующих НС в не полном объеме - составляет 42.

Таблица 3.

Деятельность наблюдательных советов в РК

Показатель

Количество ГП на ПХВ Количество НС ГП на ПХВ

Факт

2017 год

План на конец

2018 год

2019 год

Кол- Доля,

во %

533 84%

284 53,3%

года Кол- Доля, Кол- Доля,

Кол-во Доля, % во % во %

632 100% 674 100% 674 100%

341 54% 431 64% 674 100%

Для закрепления ответственности руководителей медицинских организаций за достижение основных показателей результативности на законодательном уровне были внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые акты. С целью развития эффективного управления в медицинских предприятиях разработаны ключевые показатели результативности, основными из них являются: повышение уровня удовлетворенности медицинского персонала условиями труда выше 65% и уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг выше 46%.

28 июля 2017 г. в Астане на базе АО «Национальный научный кардиохирургический центр» проведена республиканская конференция «Развитие менеджмента и корпоративного управления в организациях здравоохранения Республики Казахстан», где приняли участие свыше 250 представителей различных областей страны, среди них: работники Министерства здравоохранения Республики Казахстан, руководители управлений здравоохранения, представители акиматов, руководители организаций здравоохранения и медицинских ВУЗов, менеджеры здравоохранения, сотрудники РГП «Республиканский центр развития здравоохранения (РЦРЗ). Министр здравоохранения Республики Казахстан Биртанов Е.А. отметил, что вопрос о необходимости и важности внедрения принципов корпоративного управления и эффективного управления возникает перед любой государственным предприятием, для повышения качества экономического улучшения, оказываемых услуг, повышения инвестиционной привлекательности и устойчивого развития. На конференции обсуждены проблемные вопросы развития корпоративного управления и эффективного менеджмента в организациях системы здравоохранения; определение требуемых задач и действий для дальнейшего эффективного развития. По итогам работы конференции участниками конференции рекомендованы следующие действия:

I. Для совершенствования менеджмента в организациях здравоохранения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

•«усилить работу местных исполнительных органов по реализации Послания Главы государства и государственной программы развития здравоохранения «Денсаульщ» путем 100 % перевода государственных предприятий в форму ПХВ с НС, активизировать действия МИО по курации внедрения технологий эффективного менеджмента и корпоративного управления в организациях системы здравоохранения»;

•«усовершенствовать нормативно-правовую базу в части введения понятий корпоративного менеджмента, расширения компетенций местных исполнительных органов (МИО) и уполномоченного органа по вопросам внедрения корпоративного менеджмента, расширения полномочий Наблюдательного совета и т.д.»;

•«МИО при содействии РЦРЗ внедрить постоянный мониторинг эффективности деятельности корпоративного менеджмента в организациях здравоохранения областей»;

•«МЗ РК совместно с РЦРЗ разработать механизмы мониторинга эффективности деятельности организаций системы здравоохранения для объективной оценки уровня развития корпоративного управления и менеджмента»;

II. Для совершенствования корпоративного управления в организациях здравоохранения:

•«ВУЗам начать подготовительные мероприятия по получению приложения к лицензии на

образовательные услуги по подготовке магистров специальности «Менеджмент здравоохранения», продолжить работу по переподготовке и повышению квалификации менеджеров системы здравоохранения»;

•«Департаменту науки и развития человеческих ресурсов МЗ РК обеспечить предоставление медицинским ВУЗам Типовой учебной программы магистратуры по специальности «Менеджмент здравоохранения»;

•«МИО, руководителям организаций здравоохранения активно внедрять и применять на практике существующие инструменты эффективного менеджмента и корпоративного управления, постоянно развивать и актуализировать знания и навыки руководства, членов наблюдательных советов, корпоративных секретарей»;

•«МИО для развития здравоохранения региона путем улучшения качества управления организациями здравоохранения необходимо предусмотреть бюджет на обучение действующих руководителей медицинских организаций в магистратуре по специальности «Менеджмент здравоохранения»;

•«организациям здравоохранения для развития конкурентоспособности и финансовой устойчивости необходимо разработать планы развития с определением стратегических целей и задач по реализации ключевых показателей результативности»;

•«в качестве основных ключевых показателей организациям здравоохранения включить в стратегические планы развития организации: уровень удовлетворенности медицинского персонала условиями труда, уровень удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг, достижение соотношения среднемесячной заработной платы врача к среднемесячной номинальной заработной плате в экономике региона, равного или выше 1,5»;

•«рентабельность активов организации (ROA - Return On Assets), равная или выше 5%».

МЗ РК на 2019 год (рис. 1) было запланирована реорганизация медицинских организаций в ГП на ПХВ на 100% (666 МО), за 6 месяцев достигли 99,9% (658 МО).

ско

Костачайская область Нярагвцдамская область М tj ч ги -с. та у с»: а я область Атыраус»:ая область Актюйинсная область Туркестанская область

вко

Кызыло(щин<хая область г. Агшааты

г. Нур-Суптан

■ЗКО

Акмолинская область Павлодарская область ЗКамСьиюсая область An мат и некая область г. Шымксит

Рисунок 1. Реорганизация медицинских организаций в ГП на ПХВ на 2019 год.

На 2019 год было запланировано создание Наблюдательных советов в ГП на ПХВ на 100% (548 НС), за 6 месяцев достигли 81,7% (448 НС).

^■ 1 00 ^■ 1 00 ^■ 1 00 ^■ 1 00 1 00 1 00

^■ 1 00 ^■ 1 00 ^■ 1 00 1 00 1 00

97 Э7 97 96 96

94

Рисунок 2. Создание Наблюдательных советов в ГП на ПХВ на 2019 год.

В 2018 году начался процесс проведения рейтинговой оценки КУ в ГП на ПХВ, имеющих НС [8]. Целью рейтинговой оценки является определение уровня эффективности и развития деятельности корпоративного менеджмента, позволяющее установить вклад всех участников в рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие организации, а также выявлять направления и рекомендовать меры для улучшений. Проведение оценки должно соответствовать таким критериям, как непрерывность, регулярность, реалистичность, комплексность, конфиденциальность. Оценка КУ предприятия осуществляется (форма - Приложение 1) по следующим компонентам:

1)деятельность НС и исполнительного органа предприятия;

2)приверженность принципам КУ;

3)раскрытие информации о деятельности предприятия;

4)внутренний аудит и контроль деятельности предприятия;

5)финансовая дисциплина.

Компоненты оценки содержат ряд критериев, характеризующих отдельные взаимосвязанные элементы системы КУ. Оценка эффективности КУ организации устанавливает соответствие принятой модели управления, установленным критериям по каждому компоненту.

Рисунок 3. Проведение оценки корпоративного управления.

Для проведения рейтинговой оценки корпоративного управления Объекта решением УОЗ и/или УЗ формируется Комиссия, которая является коллегиальным органом, действующим на постоянной основе. В состав Комиссии включаются: заместитель первого руководителя УЗ (председатель), представители профессиональных ассоциаций и/или РЦРЗ. Председатель Комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на заседаниях Комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией решений Комиссии и планирует работу. Секретарь Комиссии, который не является членом Комиссии, осуществляет подготовкой необходимых документов, материалов и оформлением протоколов заседаний Комиссии. Оценка КУ Объекта проводится Комиссией в порядке, установленном настоящими Методическими рекомендациями. До 1 апреля раз в год в целях проведения мониторинга комиссией направляется запрос в Объекты, внедряющие (внедривших) КУ, для представления данных в соответствии с настоящими методическими рекомендациями. Информация представляется Объектами в комиссию в течение десять рабочих дней. Председатель Комиссии принимает решение об определении даты проведения заседания Комиссии, которое подписывается всеми членами Комиссии. Заседание Комиссии проводится при условии присутствия не менее 2/3 от общего числа членов Комиссии, включая председателя Комиссии. Ориентировочный период проведения оценки КУ на одном Объекте составляет три рабочих дня. Комиссия при проведении оценки КУ приглашает представителей Объекта для представления комментариев. Проект Оценки КУ направляется в НС Объекта для ознакомления. Оценка КУ может уточняться в течение месяца в случае представления Объектом документов и обоснований. Наличие отчета по итогам оценки КУ является одним из критериев ежегодного конкурсного отбора при выборе государственных субъектов здравоохранения на праве хозяйственного ведения для размещения объемов медицинских услуг скорой медицинской помощи и санитарной авиации, стационарной, стационарозамещающей, консультативно -диагностической помощи в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС из базы данных на предстоящий год. По результатам работы комиссии, медицинским организациям присваиваются уровни оценки корпоративного управления:

I или (0-65 баллов) - система КУ имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Так, в деятельности организации наблюдаются нарушения законодательства, прав работников, инвесторов, собственников и т.д. Учредительные документы организации не содержат детального распределения прав, обязанностей и ответственности органов предприятия. Руководству необходимо отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы КУ на основе качества.

II или (66-130 баллов) - система КУ сформирована. У Объекта разработан четкий план мероприятий по совершенствованию КУ. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации рабочего процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Необходимо совершенствовать систему КУ.

III или (130-165 баллов) - постоянное совершенствование качества КУ ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Глобальные тенденции в корпоративном управлении за период с 2000 по 2017 гг. _[4]:

- ужесточение требований подотчетности;

- ужесточение требований к раскрытию информации;

- усиление ответственности топ-менеджеров и директоров;

- усиление роли риск-менеджмента и внутреннего контроля;

- повышение уровня прозрачности;

- активизм акционеров, особенно институциональных;

- усиление социальной ответственности и роли этики в бизнесе.

По данным МЗ РК на 2019 год запланировано по рейтинговой оценке - 60% НС на II уровень КУ, фактически за 6 месяцев прошли 57% НС, 12 регионов достигли II уровень КУ (рис. 4).

Рисунок 4. Рейтинговая оценка ГП на ПХВ, имеющих НС в разрезе регионов.

На основании Постановления акимата г. Астаны №106-1029 от 19.01.2015 г. «О наблюдательных советах в государственных коммунальных предприятиях на праве хозяйственного ведения в сфере здравоохранения» в столице Республики Казахстан созданы наблюдательные советы в следующих 29 медицинских организациях города:

•«городская детская больница №1, №2»; •«городская больница №1, №2»; •«городская поликлиника №1-№13»; •«городская станция скорой медицинской помощи»; •«медицинский центр психического здоровья»; •«онкологический центр»; •«перинатальный центр №1, №2, №3»;

•«центр дерматологии и профилактики болезней, передающихся половым путем»; •«центр семейного здоровья «Ниет», «Достьщ», «Шипагер»; •«центр наркологии и психотерапии»; •«высший медицинский колледж».

По данным Управления общественного здравоохранения г. Нур-Султан на 2019 г. (рис. 5): из 29 медицинских организаций рейтинговая оценка проведена в 26 организаций (90%), где присвоены уровни оценки корпоративного управления:

- I или (0-65 баллов) - 23 организации (88%);

- II или (66-130 баллов) - 3 организации (12%).

Рисунок 5. Рейтинговая оценка ГП на ПХВ, имеющих НС (г. Нур-Султан, 2019 год).

ОБСУЖДЕНИЕ

В 2017 году на базе РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК создан Центр развития корпоративного управления. В целях методической поддержки по внедрению корпоративного управления в области здравоохранения Центром разработаны:

•«методология по сравнительной оценке эффективности деятельности государственных медицинских организаций в зависимости от внедрения принципов корпоративного управления»;

•«методические рекомендации о механизмах мониторинга эффективности корпоративного управления»;

•«типовые формы корпоративных документов»;

•«методология оценки членов наблюдательного совета и критерии оценки членов наблюдательного совета в медицинских организациях».

• Сегодня большинство медицинских организаций Республики Казахстана переведены на государственные организаций на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. При проведении рейтинговой оценки эффективности деятельности медицинских предприятий выяснилось, что медицинские организации, которые внедрили принципы корпоративного управления, имеют эффективность деятельности выше по сравнению с другими организациями, не внедрившими эти принципы. Ведется активная работа по оказанию поддержки организациям на региональном уровне. Проводится работа для обеспечения прозрачности деятельности МО путем создания на их официальных сайтах раздела «Корпоративное управление». ВЫВОДЫ

На сегодняшний день многие медицинские организации Республики Казахстана переведены на государственные организации на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. Наблюдательный совет стал эффективным рабочим органом, инструментом решения проблемных вопросов в медицинской организации. Новые идеи и стратегические планы теперь прорабатываются на каждых заседаниях.

Преимущества внедрения корпоративного управления в сфере здравоохранения (Наблюдательный совет) в следующем:

•расширяется компетенция МЗ РК и местных исполнительных органов по вопросам внедрения и развития корпоративного управления в организациях здравоохранения;

•внесены понятия «корпоративное управление» и «секретарь Наблюдательного совета»; •минимальное государственное участие в деятельность организации здравоохранения (через Наблюдательные советы);

•рациональное распределение ответственности и рисков между наблюдательным советом и исполнительным органом, а также между его членами (в коллегиальном исполнительном органе);

•инвестиционная привлекательность и прозрачность деятельности медицинской организации (размещение информации на сайте о деятельности: стратегические планы, финансовые отчеты, корпоративные события);

•усиливается качественный состав Наблюдательного совета

посредством включения независимых членов (представители НПП «Атамекен», бизнес-ассоциаций, общественности и других лиц с необходимым опытом в ведении бизнеса-процессов, улучшении бизнес-процессов, корпоративного управления,

получения прибыли) [10];

•упрощены критерии: размер уставного капитала организации - не менее 10 000-кратного размера месячного расчетного показателя (ранее 50 000 размера месячного расчетного показателя), общая численность штатных работников предприятия - не менее 100 человек (ранее 150 человек) [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Е.Емельянов, С.Емельянова. «Пятая нога». Наблюдательный совет в развитии малого и среднего бизнеса. Катехизис. г. Москва, 2018 год.

2. Программа Президента РК Н.А. Назарбаева от 20 мая 2015 года «План нации - 100 конкретных шагов».

3. Государственная программа развития здравоохранения РК «Денсаульщ» на 2016-2020 годы.

4. «Текущее состояние корпоративного управления в РК». Градислава Ахметова, генеральный директор компании «Governance & Management Consulting».

5. Закон РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе».

6. Постановление Правительства РК от 22 июня 2011 года №686 «Об утверждении Правил создания Наблюдательного совета в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав Наблюдательного совета, а также Правил конкурсного отбора членов Наблюдательного совета и досрочного прекращения их полномочий» (утратило силу Постановлением Правительства РК от 08.09.2015 года №754).

7. Приказ и.о. Министра здравоохранения РК от 10 сентября 2011 года №601 «Об утверждении Положения о наблюдательном совете, Правил созыва и проведения заседаний наблюдательного совета государственного предприятия на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения» (утратил силу в соответствии с приказом МЗ РК от 17 июля 2017 года №352).

8. А.Ж.Азербаева, А.М.Умаров. Роль наблюдательных советов в управлении медицинскими организациями в Республике Казахстан. Журнал «Менеджер здравоохранения Республики Казахстан», маусым 2012, №2 (3). Стр. 26-31.

9. Искакова А.К., Идрисова С.С., Жумакаримов М.А., Уримов Р.М., Умарова Г.М. Методические рекомендации РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения»: Рейтинговая оценка корпоративного управления в государственных организациях здравоохранения, г. Астана, 2018 г.

10. Приказ и.о. Министра национальной экономики РК от 26 февраля 2018 года №75. «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра национальной экономики РК от 20 февраля 2015 года №113 «Об утверждении Правил создания наблюдательного совета в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав наблюдательного совета, а также Правил конкурсного отбора членов наблюдательного совета и досрочного прекращения их полномочий».

11. Приказ Министра национальной экономики РК от 5 октября 2017 года №352. «О внесении изменений в Приказ Министра национальной экономики РК от 20 февраля 2015 года №114 «Об утверждении критериев, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы».

БЛАГОДАРНОСТЬ/ACKNOWLEDGMENTS Источник финансирования отсутствует. No funding source.

УДК616.37-002:615.838

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ПАНКРЕАТИТОМ В СОЧЕТАНИИ С СИНДРОМОМ РАЗДРАЖЕННОГО КИШЕЧНИКА НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ

12Кайсинова А.С., 3Махинько А.Н., 4Узденов М.Б., 4Хапаева Ф.Ф., 5,6Федоров А.А.

'Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства,

г. Ессентуки, Россия 2Пятигорский медико-фармацевтический институт -филиал Волгоградского государственного медицинского университета

Минздрава России 3МБУЗ Городская клиническая больница № 1, г. Краснодар, Россия 4Медицинский институт ФГБОУВО Северо-Кавказская государственная академия,

г. Черкесск, Россия

5 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия 6ФБУН «Екатеринбургский медицинский-научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора,

г. Екатеринбург, Россия

MEDICAL REHABILITATION OF PATIENTS WITH CHRONIC PANCREATITIS COMPLICATED BY IRRITABLE BOWEL SYNDROME AT INPATIENT STAGE

12Kaisinova A.S., 3Makhinko A.N., 4Uzdenov M.B., 4Khapaeva F.F., 56Fedorov A.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'North-Caucasian Federal Scientific and Clinical Center of Federal Medical and Biological Agency, Essentuki, Russia 2Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute -a branch of Volgograd State Medical University of the Ministry of Healthcare ofRussia 3MBHI City Clinical Hospital №1, Krasnodar, Russia 4Medical Institute of FSBEI HE North Caucasian State Academy, Cherkessk, Russia 5FSBEI HE "Ural State Medical University" Ministry of Healthcare of Russia, Ekaterinburg, Russia 6FBIS "Ekaterinburg Medical and Scientific Center for the Prevention and Protection of the Health of Industrial Workers" of Rospotrebnadzor,

Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.