Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА'

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ / НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / УРОВНИ ОЦЕНКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / MEDICAL ORGANIZATION / CORPORATE GOVERNANCE / STATE-OWNED ENTERPRISES ON THE RIGHT OF ECONOMIC MANAGEMENT / SUPERVISORY BOARD / RATING SCORE / LEVELS OF ASSESSMENT OF CORPORATE GOVERNANCE / МЕДИЦИНАЛЫқ ұЙЫМ / КОРПОРАТИВТіК БАСқАРУ / ШАРУАШЫЛЫқ ЖүРГіЗУ құқЫғЫНДАғЫ МЕМЛЕКЕТТіК КәСіПОРЫНДАР / БАқЫЛАУ КЕңЕСі / РЕЙТИНГТіК БАғА / КОРПОРАТИВТіК БАСқАРУДЫ БАғАЛАУ ДЕңГЕЙЛЕРі

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайынов М. С., Дюсенгалиева Г. Ж.

С целью повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности медицинских организаций является внедрение Принципов корпоративного управления ОЭСР. На данный момент большинство медицинских организаций Казахстана переведены на государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сайынов М. С., Дюсенгалиева Г. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BENEFITS OF IMPLEMENTING SUPERVISORY BOARD IN THE HEALTHCARE SYSTEM OF KAZAKHSTAN

In order to increase the competitiveness and efficiency of medical organizations, is the implementation of the OECD Corporate Governance Principles. At the moment, most of the medical organizations of Kazakhstan are transferred to state enterprises on the basis of economic management with supervisory boards.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2020-2-37-37-42 Short Communication

The Benefits of Implementing Supervisory Board in the Healthcare System of Kazakhstan

Muratbek Saiynov 1, Gulbarshyn Dyussengalieva 2

1 Medical Expert of the Medical Center Hospital of President's Affairs Administration of Republic of Kazakhstan, Independent medical accredited expert of the Non-governmental Organization "Association of Independent Medical

Experts of Nur-Sultan", Kazakhstan 2 Pediatrician of the City polyclinic No.13, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

In order to increase the competitiveness and efficiency of medical organizations, is the implementation of the OECD Corporate Governance Principles. At the moment, most of the medical organizations of Kazakhstan are transferred to state enterprises on the basis of economic management with supervisory boards.

Key words: medical organization, corporate governance, state-owned enterprises on the right of economic management, supervisory board, rating score, levels of assessment of corporate governance.

Ka3arçcTaHHbiH fleHcaynbirç canacbiHfla 6arçbmay Kenecrn eHmyqin apTbirçwbmbiKTapbi

CaMbHOB M.C.1, flYMceHfariMeBa T^2

1 Ka3a;emaH PeenyönuKaebi npe3udeHmi le öae;apMaebi MeöuuuHanbi; opmanbirbiHbiH aypyxaHaebiHbiH öapiaep-eapanuibiebi. «<Hyp-CynmaH ;anaeu mayenci3 MeöuuuHanbi; eapanwbinapöbiH KaybiMöaembirbi» KB MeöuuuHanbi; aKKpeöummenaeH mayenci3 eapanuibiebi, Hyp-CynmaH, Ka3a;emaH 2 №13 ;ananbi; eMxaHaebiHbiH neöuamp -öapiaepi, Hyp-CynmaH, Ka3a;emaH

TymHfleMe

MeöuuuHanbi; yübiMöapöbiH öaeeKeae ;aöinemminiai MeH muiMöiniaiH apmmbpy y^iH Эblfí¥ KopnopamuemiK öae;apy npuHuunmepiH eHai3y MaHbi3öbi öonbin maöbinaöbi. Ka3ipai ya;bimma Ka3a;emaHHbiH MeöuuuHanbi; yübiMöapbiHbiH öaebiM déniai ;aöaranay KeHeemepiMeH öipae Luapyawbinbi; XYpai3y Heai3iHöe MeMneKemmiK KaeinopbiHöapra öepinöi.

Tyui'h ce3Öep: MeöuuuHanbi; yübiM, KopnopamuemiK öae;apy, Luapyawbinbi; XYpai3y ;y;bifbiHöafbi MeMneKemmiK KaeinopbiHöap, öa;binay KeHeei, peümuHamiK öara, KopnopamuemiK öae;apyöbi öaranay öeHaeünepi.

Преимущества внедрения наблюдательного совета в сфере здравоохранения

Казахстана

Сайынов М.С.1, Дюсенгалиева Г.Ж.2

1 Врач-эксперт Больницы Медицинского центра Управления делами Президента Республики

Казахстан, Нур-Султан, Казахстан 2 Врач-педиатр Городской поликлиники №13, Нур-Султан., Казахстан

Резюме

С целью повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности медицинских организаций является внедрение Принципов корпоративного управления ОЭСР. На данный момент большинство медицинских организаций Казахстана переведены на государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами.

Ключевые слова: медицинская организация, корпоративное управление, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения, наблюдательный совет, рейтинговая оценка, уровни оценки корпоративного управления.

Corresponding author: Saiynov Muratbek, Medical Expert of the Medical Center Hospital of President's Affairs Administration of Republic of Kazakhstan, Independent medical accredited expert of the Nongovernmental Organization "Association of Independent Medical Experts of Nur-Sultan", Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Mangilik El Ave. 80, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: + 7 701 319 9534 E-mail: msaiynov@mail.ru

J Health Dev 2020; 2 (37):37-42 UDC 615.2.03; 614.2 Recieved: 13-10-2019 Accepted: 20-03-2020

cc) © This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Президентом Республики Казахстан в программе «План нации - 100конкретных шагов» выделяется 81 шаг, который предполагает «Развитие частной медицины, внедрение корпоративного управления в медицинских организациях» [1]. В условиях социального медицинского страхования с целью повышения доступности и качества услуг за счет конкуренции осуществляется переход медицинских организаций на принципы корпоративного управления. В рамках Государственной Программы развития здравоохранения «Денсаульщ» на 2016-2020 годы» реализуется внедрение наблюдательных советов в управление медицинскими организациями, что является первым шагом к широкому внедрению корпоративных принципов управления в сфере здравоохранения Казахстана [2]. Одним из принципов корпоративного управления является отделение функции управления от функции контроля за управлением.

Данный опыт успешно применен во многих частных клиниках нашей страны, а также

Материал и методы

Процесс проведения рейтинговой оценки корпоративного управления (КУ) в Государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения (ГП на ПХВ), имеющих наблюдательные советы (НС) начался в 2018 году. Целью рейтинговой оценки являлось определение уровня развития и эффективности деятельности корпоративного управления, позволяющее установить вклад всех его

активно внедряется во многих государственных медицинских организациях, в том числе научных центрах, университетах.

Для закрепления ответственности руководителей организаций здравоохранения за достижение ключевых показателей результативности на законодательном уровне были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты [3-7]. С целью развития эффективного менеджмента в медицинских организациях разработаны следующие ключевые показатели результативности, основными из них являются повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг выше 46% и повышение уровня удовлетворенности медперсонала условиями труда выше 65%.

Цель исследования: проаналазировать результаты рейтинговой оценки государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, имеющих наблюдательные советы в Республике Казахстан.

участников в рост долгосрочной стоимости и устойчивое развитие организации, а также выявлять направления и рекомендовать меры для улучшений. Проведение оценки должно было соответствовать таким критериям, как регулярность, комплексность, непрерывность, реалистичность, конфиденциальность.

Рисунок 1 - Алгоритм проведения оценки корпоративного управления

Оценка КУ предприятия производилось по следующим компонентам:

1) приверженность принципам КУ;

2) деятельность НС и исполнительного органа предприятия;

3) внутренний аудит и контроль деятельности предприятия;

4) раскрытие информации о деятельности предприятия;

5) финансовая дисциплина.

Компоненты оценки содержали ряд

критериев, характеризующих отдельные взаимосвязанные элементы системы КУ. Оценка эффективности КУ предприятия устанавливает соответствие принятой модели управления, установленным критериям по каждому компоненту.

Для проведения рейтинговой оценки КУ конкретного объекта создается комиссия, которая является постоянно действующим коллегиальным органом. По результатам работы комиссии, медицинским организациям присваиваются уровни оценки корпоративного управления:

I или (0-65 баллов) - система КУ имеет потенциал для развития, однако эти возможности реализуются слабо. Так, в деятельности предприятия наблюдаются нарушения законодательства, прав собственников, инвесторов, работников и т.д. Учредительные документы предприятия не содержат детального распределения прав, обязанностей и ответственности органов предприятия. Руководству необходимо отчетливо определить цели и разработать стратегию развития системы КУ на основе качества.

II или (66-130 баллов) - система КУ сформирована. У Объекта разработан четкий план мероприятий по совершенствованию КУ. Необходимо акцентировать внимание на оптимизации рабочего процесса и улучшении качества на каждом его этапе. Необходимо совершенствовать систему КУ.

III или (130-165 баллов) - постоянное совершенствование качества КУ ведется по большинству направлений. Необходимо поддерживать динамику улучшений и начать преобразование оставшихся проблемных областей.

Результаты

По данным Министерства

здравоохранения Республики Казахстан на 2019 год запланирована рейтинговая оценка 60% НС на II уровень КУ, фактически за 6 месяцев прошли 57% НС, 12 регионов достигли II уровень КУ (рисунок 2). По данным Управления общественного здравоохранения г. Нур-Султан на 2019 г. (рисунок 3): из 29 медицинских организаций рейтинговая оценка проведена в

26 организациях (90%), где присвоены уровни оценки КУ:

I или (0-65 баллов) - 23 организации (88%).

II или (66-130 баллов) - 3 организации

(12%).

Рисунок 2 - Рейтинговая оценка государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, имеющих наблюдательные советы в разрезе регионов Республики Казахстан за 2019 год

Рисунок 3 - Рейтинговая оценка государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, имеющих наблюдательные советы по г. Нур-Султан за 2019 год

Выводы

На данный момент большинство медицинских организаций Казахстана переведены на государственные предприятия на праве хозяйственного ведения с наблюдательными советами. При проведении рейтинговой оценки эффективности деятельности медицинских организаций выяснилось, что медицинские организации, внедрившие принципы корпоративного управления,имеютэффективностьдеятельности

выше по сравнению с организациями, не внедрившими эти принципы. Ведется активная работа по оказанию организационно-методологической поддержки организациям на региональном уровне. Проводится работа для обеспечения прозрачности деятельности медицинских организаций путем создания на их официальных сайтах раздела «Корпоративное управление».

Литература

1. Программа Президента Республики Казахстан. План нации - 100 конкретных шагов: подписан 20 мая 2015 года.

Programma Prezidenta Respubliki Kazahstan. Plan nacii - 100 konkretnyh shagov (Program of the President of the Republic of Kazakhstan. Plan of the Nation -100 Concrete Steps) [in Russian]: podpisan 20 maja 2015 goda.

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулын;» на 2016-2020 годы: разработана на основе Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».

Gosudarstvennaja programma razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «Densaulyç» na 2016-2020 gody (State program for the development of health care of the Republic of Kazakhstan «Densaulyk» for 2016-2020) [in Russian]: razrabotana na osnove Ukaza Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 1 fevralja 2010 goda №922 «O Strategicheskom plane razvitija Respubliki Kazahstan do 2020 goda».

3. Закон Республики Казахстан. О государственном имуществе: принят 1 марта 2011 года, № 413-IV

Zakon Respubliki Kazahstan. O gosudarstvennom imushhestve (Law of the Republic of Kazakhstan. About state property) [in Russian]: prinjat 1 marta 2011 goda, № 413-IV.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Правил создания Наблюдательного совета в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав Наблюдательного совета, а также Правил конкурсного отбора членов Наблюдательного совета и досрочного прекращения их полномочий: утв. 22 июня 2011 года, № 686 (утратило силу Постановлением Правительства Республики Казахстан от 08 сентября 2015 года, № 754).

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Pravil sozdanija Nabljudatel'nogo soveta v gosudarstvennyh predprijatijah na prave hozjajstvennogo vedenija, trebovanij, predliyavljaemyh k licam, izbiraemym v sostav Nabljudatel'nogo soveta, a takzhe Pravil konkursnogo otbora chlenov Nabljudatel'nogo soveta i dosrochnogo prekrashhenija ih polnomochij (Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Rules for the creation of the Supervisory Board in state-owned enterprises on the basis of the right of economic management, the requirements for persons elected to the Supervisory Board, as well as the Rules for the competitive selection of members of the Supervisory Board and early termination of their powers) [in Russian]: utv. 22 ijunja 2011 goda, № 686 (utratilo silu Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 08 sentjabrja 2015 goda, № 754).

5. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Положения о наблюдательном совете, Правил созыва и проведения заседаний наблюдательного совета государственного предприятия на праве хозяйственного ведения в области здравоохранения: утв. 10 сентября 2011 года, № 601 (утратил силу в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 июля 2017 года, № 352).

Prikaz i.o. Ministra zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Polozheniia o nabliudatel'nom sovete, Pravil sozyva i provedeniia zasedanii nabliudatel'nogo soveta gosudarstvennogo predpriiatiia na prave khoziaistvennogo vedeniia v oblasti zdravookhraneniia (Order of the acting Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Regulations on the Supervisory Board, the Rules for Convening and Holding Meetings of the Supervisory Board of a State Enterprise on the Right of Economic Management in the Field of Health Care) [in Russian]: utv. 10 sentiabria 2011 goda, № 601 (utratil silu v sootvetstvii s prikazom Ministra zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan ot 17 iiulia 2017 goda, № 352).

6.Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнения в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 113 «Об утверждении Правил создания наблюдательного совета в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав наблюдательного совета, а также Правил конкурсного отбора членов наблюдательного совета и досрочного прекращения их полномочий»: утв. 26 февраля 2018 года, № 75.

Prikaz i.o. Ministra natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan. O vnesenii izmenenii i dopolneniia v prikaz Ministra natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan ot 20 fevralia 2015 goda №

113 «Ob utverzhdenii Pravil sozdaniia nabliudatel'nogo soveta v gosudarstvennykh predpriiatiiakh na prave khoziaistvennogo vedeniia, trebovanii, pred»iavliaemykh k litsam, izbiraemym v sostav nabliudatel'nogo soveta, a takzhe Pravil konkursnogo otbora chlenov nabliudatel'nogo soveta i dosrochnogo prekrashcheniia ikh polnomochii» (Order of the acting Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan. On amendments and additions to the order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated February 20, 2015 No. 113 «On approval of the Rules for creating a supervisory board in state-owned enterprises on the right of economic management, requirements for persons elected to the supervisory board, as well as the Rules selection of members of the supervisory board and early termination of their powers «) [in Russian]: utv. 26 fevralia 2018 goda, № 75.

7. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан. О внесении изменений в Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года №

114 «Об утверждении критериев, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы: утв. 5 октября 2017 года, № 352.

Prikaz Ministra natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan. O vnesenii izmenenii v Prikaz Ministra natsional'noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan ot 20 fevralia 2015 goda № 114 «Ob utverzhdenii kriteriev, pred»iavliaemykh k gosudarstvennym predpriiatiiam na prave khoziaistvennogo vedeniia, v kotorykh sozdaiutsia nabliudatel'nye sovety (Order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan. On amendments to the Order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan dated February 20, 2015 No. 114 «On approval of the criteria for state-owned enterprises on the right of economic management, in which supervisory boards are created) [in Russian]: utv. 5 oktiabria 2017 goda, № 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.