Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сактаганова Г. С.

Цель исследования: Оценить пределить ключевые приоритетные компетенции менеджеров здравоохранения Республики Казахстан. Методы: Исследование основано на результатах анкетирования 607 менеджеров здравоохранения по всем регионам Казахстана посредством SurveyMonkey. По оценке приоритетных компетенций менеджеров здравоохранения, проведено анкетирование, где выявлены самые востребованные компетенции. Результаты: Фактическое исполнение обучения в рамках индивидуального плана НПР во всех регионах Казахстана не соответствует запланированному обучению. Одними из самых востребованных компетенций, по которым менеджера здравоохранения хотят обучаться и указали в анкетирование являются: коммуникативные навыки; осведомленность об инициативах в здравоохранении местного, национального, глобального уровней; тайм-менеджмент и др. Выводы. Обеспечение эффективного управления и развития конкуренции в сфере здравоохранения на основе совершенствования системы корпоративного управления и развития современного менеджмента можно достигнуть путем внедрения эффективных технологий и повышения качественного потенциала менеджеров здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сактаганова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF POTENTIAL OF HEALTH MANAGERS

Purpose of the study: Assess the degree of implementation of the individual plan for the continuous professional development of health managers and identify key priority competencies of health managers in the Republic of Kazakhstan. Methods: The study is based on a survey of 607 health managers across all regions of Kazakhstan through SurveyMonkey. According to the assessment of the priority competencies of health managers, a survey was conducted where the most demanded competencies were identified. Results: The actual execution of training within the framework of the individual plan of CPD in all regions of Kazakhstan does not match the planned training. One of the most sought-after competencies for which health managers want to be trained and indicated in the questionnaire are: communication skills; awareness of health initiatives at local, national, global levels; time management, etc. Conclusions: Ensuring effective management and development of competition in the health sector through the improvement of the corporate governance system and the development of modern management can be achieved by introducing effective technologies and increasing the quality potential of health managers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Original article

Development and improvement of potential of health

managers

Gulmira Saktaganova

Chief of Department of partner collaboration and development of human capital, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

Purpose of the study: Assess the degree of implementation of the individual plan for the continuous professional development of health managers and identify key priority competencies of health managers in the Republic of Kazakhstan.

Methods: The study is based on a survey of 607 health managers across all regions of Kazakhstan through SurveyMonkey. According to the assessment of the priority competencies of health managers, a survey was conducted where the most demanded competencies were identified.

Results: The actual execution of training within the framework of the individual plan of CPD in all regions of Kazakhstan does not match the planned training. One of the most sought-after competencies for which health managers want to be trained and indicated in the questionnaire are: communication skills; awareness of health initiatives at local, national, global levels; time management, etc.

Conclusions: Ensuring effective management and development of competition in the health sector through the improvement of the corporate governance system and the development of modern management can be achieved by introducing effective technologies and increasing the quality potential of health managers.

Keywords: healthcare managers, corporate governance in healthcare, competency, key performance indicators, continuous professional development, Kazakhstan.

Денсаулык сактау менеджерлершщ элеуетш дамыту жэне арттыру

Са^таганова Г.С.

CepiKmecmiK жэне адами капиталды дамыту бeлiмiнiн бастыгы, Денсаулы; са;тауды дамытудын республикалы; орталыгы, Нур-Султан, Казахстан

Тушндеме

Зерттеудщ мацсаты: Казахстан Республикасынын денсаулы; са;тау менеджерлерiнiн маманды; бойынша Y3&Kd3 даму жоспарын жYзеге асыруды багалау жэне олардын манызды цуз/'реттт/'г/'н аны;тау.

ddicmepi: Зерттеу жумысы елiмiздiн эр тYрлi айма;тарында 607 денсаулы; са;тау саласынын менеджерлерiнiн ;атысуымен SurveyMonkey ар;ылы жYргiзiлген сауалнаманын нэтижесне сYйенген.

Нэтижелерi: Каза;станнын барлы; аума;тарында маманды; бойынша Yздiксiз даму жоспары бойынша менеджерлердi о;ыту жумыстарынын орындалуы жоспарланган денгейге сай емес. Денсаулы; са;тау саласы менеджерлерi кэаби бл/ктер/'н дамыту Yшiн ен ;ажеттi деп санайтын ;узiреттiлiк тYрлерi: коммуникативтi дагдылар; жергт1'кт1', ултты; жэне элемдiк денгейде денсаулы; саласындагы инициативалармен танысып отыру; тайм-менеджмент жэне т.б.

Цорытынды: Корпоративтiк бас;ару жYйесiн жетiлдiру жэне ;азiргi замангы менеджменттi дамыту нег1'з1'нде денсаулы; са;тау саласында ти1'мд1' бас;аруды жэне бэсекелестiктi дамытуды ;амтамасыз ету ти1'мд1' технологияларды енг':зу жэне денсаулы; са;тау менеджерлерiнiн сапалы; элеуетiн арттыру жолымен ;ол жет^зуге болады.

Tyüíh свздер: менеджерлер, ;;узыреттiлiк, тYйiндi кeрсеткiштерi, нэтижелт1'к, бас;арушылы; енбегi, Yздiксiз кэа'пт1'к дамыту, Каза;стан

Развитие и повышение потенциала менеджеров здравоохранения

Сактаганова Г.С.

Начальник отдела партнерского сотрудничества и развитие человеческого капитала, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Цель исследования: Оценить пределить ключевые приоритетные компетенции менеджеров здравоохранения Республики Казахстан.

Методы: Исследование основано на результатах анкетирования 607 менеджеров здравоохранения по всем регионам Казахстана посредством SurveyMonkey. По оценке приоритетных компетенций менеджеров здравоохранения, проведено анкетирование, где выявлены самые востребованные компетенции.

Результаты: Фактическое исполнение обучения в рамках индивидуального плана НПР во всех регионах Казахстана не соответствует запланированному обучению. Одними из самых востребованных компетенций, по которым менеджера здравоохранения хотят обучаться и указали в анкетирование являются: коммуникативные навыки; осведомленность об инициативах в здравоохранении местного, национального, глобального уровней; тайм-менеджмент и др.

Выводы. Обеспечение эффективного управления и развития конкуренции в сфере здравоохранения на основе совершенствования системы корпоративного управления и развития современного менеджмента можно достигнуть путем внедрения эффективных технологий и повышения качественного потенциала менеджеров здравоохранения.

Ключевые слова: менеджеры здравоохранения, корпоративное управление в здравоохранении, компетентность, ключевые показатели результативности, непрерывное профессиональное развитие, Казахстан.

Corresponding author: Gulmira Saktaganova, ^ief of Department of partner collaboration and development of human capital, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan

Phone: +7 701 6820731

email: Saktaganova_gs@mail.ru

J Health Dev 2020; 1(35):30-37 UDC 61:331.108; 614.253 Recieved: 26-09-2019 Accepted: 21-01-2020

Ifccj © | This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Развитие частной медицины, повышение самостоятельности государственных

организаций здравоохранения путем поэтапного перехода в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения с внедрением корпоративного управления, предъявляет новые требования к руководителям высшего звена организаций здравоохранения, к характеру решаемых ими задач и способом их достижения [1].

В настоящее время в руках руководителей сосредоточены резервы развития предприятия, которые составляют основу развития экономики страны. Эффективность функционирования системы здравоохранения органично связано с профессиональным управленцем, роль которого становится ключевой при принятии решений, обеспечивающий более высокую производительную труда и эффективность функционирования организации в соответствии с уровнем управления [2].

Обзор инновационного развития Казахстана, проведенный Европейской Экономической Комиссией ООН, отмечает, что «нехватка людей с требуемыми навыками управления продолжает ограничивать эффективность инновационных инициатив» [3].

В рамках реализации ключевых приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения по дальнейшему совершенствованию механизмов управления в здравоохранении, будут приняты меры по развитию лидерства и навыков

профессионального менеджмента на основе разработки и внедрения новых функциональных и квалификационных требований к руководителям, стимулированию и поддержке обучения менеджмента клиник и т.д.

Перспективы перехода на более высокий уровень управления олицетворяет внедрение инструмента по оценке управленческой эффективности деятельности руководителей организаций здравоохранения по уровням управления, такие как система ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators).

Согласно данным Агентства США по международному развитию (USAID), KPI представляет собой систему, используемую для достижения стратегических целей компании, таких как привлечение и удержание потребителей (клиентов) в соответствии с высоким качеством услуг, ростом профессионализма сотрудников, увеличением доходов и снижение затрат [4].

Становление рыночных отношений в экономике страны требуют новых форм профессиональной и управленческой компетенций управленцев.

Цель исследования. Оценить степень реализации индивидуального плана непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения и определить ключевые приоритетные компетенции менеджеров здравоохранения Республики Казахстан.

Материалы и методы

В рамках данного исследования по оценке приоритетных компетенций менеджеров здравоохранения, было проведено анкетирование. Анкетирование проводилось посредством SurveyMonkey. В данном анкетировании приняли участие 607 человек, из них: 36% (221 чел.) - главные врачи МО; 56%

(337 чел.) - заместители главных врачей МО; 8% (49 чел.) - другие (зав. отделения, рук. отделов, врачи). Большее количество респондентов составляло из г.Алматы - 10 % (60 чел.), а наименьшее количество респондентов из Кызылординской области -2 % (15 чел.) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Количество респондентов

Применены качественные и

количественные методы: методы сравнительного и структурного анализа, методы эмпирического и теоретического исследования, использовался

сбор, обобщение и анализ имеющихся данных по менеджменту и корпоративному управлению, по развитию лидерства и компетенций менеджеров здравоохранения.

Результаты

В целом эффективность менеджмента в различных сферах профессиональной деятельности менеджера зависит от уровня компетентности и владения компетенциями.

В этой связи, на основании анализа международного опыта, нормативных правовых актов, регламентирующих квалификационные требования медицинских работников РК, предложений от медицинских Вузов РК был разработан перечень компетенций для менеджеров здравоохранения РК. Типовая форма индивидуального плана непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения (руководителей и заместителей медицинских организаций) включен перечень из 30 компетенции, которые распределены по двум блокам: управленческие и профессиональные

компетенции [5-8].

Для мониторинга индивидуального плана непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения были направлены в регионы инструктивное письмо и сводная форма для составления и их утверждения Управлениями здравоохранения. Заполнение формы индивидуального плана непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения включает: самооценку менеджеров здравоохранения по требуемым 30 компетенциям и установление планируемых сроков обучения по компетенциям. При самооценке менеджером каждая компетенция определяется по шкале в четыре уровня: 1-ниже среднего; 2-средний; 3-выше среднего; 4-высокий.

Таблица 1 - Количество руководителей организаций здравоохранения, прошедших обучение в рамках утвержденных УЗ индивидуальных планов НПР

№ Наименование региона Количество первых руководителей

всего запланировано по индив.плану НПР факт обученных по индив.плану НПР Доля от общего количества, %

1 Алматинская область 58 13 21 36,2

2 Атырауская область 36 36 4 11,1

3 Актюбинская область 33 33 0 0,0

4 Акмолинская область 25 25 14 56,0

5 Восточно-Казахстанская область 77 0 1 1,3

6 г.Алматы 79 20 40 50,6

7 г. Нур-Султан 32 30 2 6,3

8 г.Шымкент 33 0 0 0,0

9 Жамбылская область 40 0 8 20,0

10 Западно-Казахстанская область 40 21 8 20,0

11 Карагандинская область 62 0 0 0,0

12 Костанайская область 51 30 16 31,4

13 Кызылординская область 33 4 1 3,0

14 Мангыстауская область 27 27 12 44,4

15 Павлодарская область 39 7 16 41,0

16 Северо-Казахстанская область 33 8 0 0,0

17 Туркестанская область 37 0 0 0,0

Всего в РК 735 254 143 19,5

Регионы предоставили информации, по прошедшим обучениям в рамках компетенций непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения и их заместителей, а также по полученной информации, которую отправляют ежеквартально был проведен анализ сводной информации.

На данный момент количество менеджеров здравоохранения составляет 2 299 человек, из них руководителей организаций здравоохранения -735; заместителей руководителей организаций здравоохранения - 1564.

На второй квартал 2019 года согласно

индивидуальным планам непрерывного профессионального развития запланировали обучение 254 руководителя (11%) и 420 заместителей (18,3%) от общего количества менеджеров. Однако по фактическим данным, количество обученных менеджеров здравоохранения меньше. Результаты представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1 по состоянию на второй квартал 2019 года число обученных по индивидуальному плану НПР менеджеров составило 19,5 % из общего количества первых руководителей организаций здравоохранения (143 человек).

Таблица 2 - Количество заместителей организаций здравоохранения, прошедших обучение в рамках утвержденных УЗ индивидуальных планов НПР

№ Наименование региона Количество заместителей

Всего Запланировано по индив.плану НПР Факт обученных по индив.плану НПР Доля от общего количества, %

1 Алматинская область 91 47 19 20,9

2 Атырауская область 41 32 4 9,8

3 Актюбинская область 67 67 0 0,0

4 Акмолинская область 32 25 21 65,6

5 Восточно-Казахстанская область 277 0 1 0,4

6 г.Алматы 157 30 63 40,1

7 г.Нур-Султан 89 56 10 11,2

8 г.Шымкент 62 6 1 1,6

9 Жамбылская область 91 0 22 24,2

10 Западно-Казахстанская область 77 20 38 49,4

11 Карагандинская область 165 0 0 0,0

12 Костанайская область 51 25 14 27,5

13 Кызылординская область 77 10 3 3,9

14 Мангыстауская область 47 37 3 6,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Павлодарская область 77 18 31 40,3

16 Северо-Казахстанская область 68 47 0 0,0

17 Туркестанская область 95 0 0 0,0

Всего в РК: 1564 420 230 14,7

Количество заместителей организаций здравоохранения, прошедших обучение по таблице 2 составило 14,7% из общего количества заместителей (230 человек).

Число обученных на первый квартал 2019 года меньше и составило 12,6 % из общего количества первых руководителей организаций здравоохранения (94 человек) и 7,3% из общего количества заместителей (118 человека).

Основными причинами низкого значения данного показателя послужило, что обучение по утвержденным индивидуальным планам согласно данным Управления здравоохранения регионов преимущественно было запланировано на второе полугодие 2019 года.

Важно заметить, что фактическое исполнение обучения в рамках индивидуального плана НПР во всех регионах Казахстана не соответствует запланированному обучению.

Анализ анкетирования показал, что 21 % (125 чел.) опрошенных прошли обучения по темам: «Менеджмент здравоохранения», «Корпоративное управление» и т.д. Обучение по теме «Коммуникативные навыки» прошли

18 % (109 чел.). По 1% (от 5 до 9 чел.) опрошенных прошли обучение по темам: «Применение маркетинговых инструментов» (5 чел.), «Эффективная оплата труда» (5 чел.), «Измерение деятельности» (5 чел.) и т.д.

Одними из самых востребованных компетенций, по которым менеджера здравоохранения хотят обучаться и указали в анкетирование являются:

1. Коммуникативные навыки;

2. Осведомленность об инициативах в здравоохранении местного, национального, глобального уровней;

3. Управление временем и приоритетами (тайм-менеджмент);

4. Диагностика, анализ процессов;

5. Измерение деятельности;

6. Стратегическое управление;

7. Оценка деятельности;

8. Мотивация сотрудников, включая обучение;

9. Планирование и прогнозирование

человеческих ресурсов;

10. Способность к организации пациентоориентированного подхода;

11. Управление жалобами и обратной связью с клиентами;

12. Управление системами (стандартами) качества.

Для этого, в целях повышения потенциала менеджеров здравоохранения РК проводится работа по проведению обучений в регионах. Проводятся обучающие семинары (с выездом и без выезда) по темам: «Развитие менеджмента и корпоративного управления в системе здравоохранения», «HR-менеджмент. Современные технологии управления кадровыми ресурсами», «Кадровая служба в организациях здравоохранения». В выездных семинарах принимали участие руководители и заместители руководителей медицинских организаций, специалисты кадровых служб, также повысили свою квалификацию секретари наблюдательных советов.

На базе международного опыта разработаныобучающиепрограммы:«Лидерство для руководителей больниц», «Управление изменениями» и «Коммуникативные навыки». Проведен семинар-тренинг по программе «Лидерство для руководителей медицинских

организаций», где принимали участие руководители медицинских организаций с разных регионов Казахстана.

Программа семинар-тренинга была представлена большим теоретическим материалом по лидерству в виде презентаций, а также практическими кейсами с их проведением в виде выполнения индивидуальных и групповых заданий, деловой игры, обратной связи, направленное на формирование и дальнейшее развитие лидерства как личной и профессиональной компетенции [5].

По итогам семинар-тренинга от респондентов были получены 100 % положительные отзывы.

В ходе опроса было выявлено, что информация была, не только полезна, но и содержала в себе новизну. Это можно объяснить тем, что полученная информация содержала в себе международный опыт в сфере управления госпиталями, где освещались необходимые компетенции для руководителя медицинской организации.

По оценке качества проводимого обучения, можно выделить, что все респонденты дали высокую оценку: актуальность тем (4,9 баллов из 5), новая информация (4,6% баллов из 5) и возможность практического применения (4,8%

баллов из 5) (Рисунок 2).

актуальность тем новая информация возможность практического

применения

Рисунок 2 - Качество проводимого семинара (оценка по 5-балльной шкале)

Оценка работы тренеров на курсах в целом по 5 бальной шкале высшая оценка, 1-низшая) 4,9 4,8 4,8 4,9 (где 55 1

1 1

четкое, ясное, компетентность сочетание эффективное поддержка интереса к

структур и ро в ан н о е тренера теоретических использование теме занятия

изложение материалов с времени в рамкак посредством

материалов конкретными занятии совместных

практическими рассуждении,

примерами вопросов и т.д.

Рисунок 3 - Оценка работы тренеров на курсах

Также, они были заинтересованы по теме обучения, что говорит о необходимости

Очень высоко была оценена работа компетентность тренеров и качество тренеров. Информация была изложена предоставленных материалов на высокие правильно и понятно. Респонденты оценили баллы (Рисунок 3).

проведения данных мероприятий.

Слушатели признались, что полученные знания, умения и навыки будут необходимы им в

Большинство респондентов отметили, что обучение было полезным и информацию можно применить на практике. Результаты анкетирования также показали, что все респонденты удовлетворены уровнем полученных знаний.

Помимо вышеуказанных данных, респонденты отметили хорошее соотношение теоретической и практической части, и информация содержала в себе достаточный

Обсуждение

Для качественного и своевременного предоставления информации по обучению согласно индивидуальному плану непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения планируется автоматизация данных через профессиональный

регистр медицинских работников. Данный профессиональный регистр входит в Платформу для информатизации и обеспечении интероперабельности информационных систем здравоохранения, разрабатываемая РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения». Запуск профессионального регистра планируется в 2020 году.

Предлагается кадровой службе Управления здравоохранения областей усилить работу по повышению квалификации в

Выводы

Обеспечение эффективного управления и развития конкуренции в сфере здравоохранения на основе совершенствования системы корпоративного управления и развития современного менеджмента можно достигнуть

их профессиональной деятельности (Рисунок 4). Полученную информацию применят на практике в своих организациях.

объем знаний. Также, слушатели отметили тематики, которые были бы интересны им для дальнейшего изучения: «Лидер-организатор» (1чел. из 10), «Корпоративное управление» (8 чел. из 10) и «Менеджмент в здравоохранении» (1 чел. из 10).

В отзывах респонденты указали, что хотели бы больше таких обучающих программ и больше времени для обучения.

рамках индивидуального плана непрерывного профессионального развития менеджеров здравоохранения.

Необходимо провести информационно-разъяснительную работу о важности непрерывного обучения менеджеров. При планировании обучения менеджеров рекомендуется обращать особое внимание на сроки запланированного обучения. Рекомендуется проводить работу по мотивации менеджеров здравоохранения (руководителей и их заместителей) для непрерывного саморазвития.

Необходимо региональным тренерам направить работу на увеличение охвата руководителей медицинских организаций по обучению в рамках компетенций.

путем внедрения эффективных технологий и повышения качественного потенциала менеджеров здравоохранения.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

5 4>7 4.6

знания умения и навыки

Рисунок 4 - Оценка применения полученных знаний в практике (оценка по 5-балльной шкале)

Литература

1. Dodgson R., Lee K., Drager N. Global Health Governance, a conceptual review. Global Health. Routledge, 2017: 439-461.

2. Bennington L. Review of the corporate and healthcare governance literature. Journal of Management

& Organization. 2010; 16 (2): 314-333.

3. ООН, Европейская Экономическая Комиссия: Обзор инновационного развития Казахстана. 16 May 2019: 27 с. Электронный ресурс. [Дата обращения 12 Дек 2019]. Режим доступа URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/documents/2019/CICPPP/Official_documents/ECE_ CECI_2019_2_1907991R.pdf.

OON, Evropejskaja Jekonomicheskaja Komissija: Obzor innovacionnogo razvitija Kazahstana (UN, Economic Commission for Europe: Kazakhstan Innovation Development Review) [in Russian]. 16 May 2019: 27 s. Jelektronnyj resurs. [Data obrashhenija 12 Dek 2019]. Rezhim dostupa URL: https://www.unece.org/ fileadmin/DAM/ceci/documents/2019/CICPPP/Official_documents/ECE_CECI_2019_2_1907991R.pdf.

4. Performance monitoring indicators. USAID. Website. [Cited 25 Feb 2020]. Available from URL: usaid.gov/project-starter/program-cycle/cdcs/performance-monitoring-indicators.

5. Асылбекова Л.У. Системный подход в исследовании компетенций / Учебное пособие. -Астана: ИП «Bi-Принт».- 2013. - 136 с.

Asylbekova L.U. Sistemnyj podhod v issledovanii kompetencij (A systematic approach to competency research) [in Russian]. Uchebnoe posobie. Astana: IP «Bi-Print». 2013:136 р.

6. Закон Республики Казахстан. О государственном имуществе: от 1 марта 2011 года, № 413-IV

Zakon Respubliki Kazahstan. O gosudarstvennom imushhestve (Law of the Republic of Kazakhstan. About state property) [in Russian]: ot 1 marta 2011 goda, № 413-IV.

7. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения: от 26 ноября 2009 года, № 791.

Prikaz i.o. Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Kvalifikacionnyh harakteristik dolzhnostej rabotnikov zdravoohranenija (The order of the acting Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. About the approval of Qualification characteristics of posts of health workers) [in Russian]: ot 26 nojabrja 2009 goda, № 791.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.