Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЕЗЕ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЕЗЕ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Койков В. В.

Основными проблемами регулирования отраслевой системы квалификаций в здравоохранении Казахстана является отсутствие актуальной для существующих потребностей отрасли отраслевой рамки квалификаций и отсутствие профессиональных стандартов, регламентирующих требования к специалистам системы здравоохранения, отсутствие четкого разграничения компетенций по уровням квалификации. В целях решения поставленной цели был проведен анализ структуры отрасли здравоохранения в профессионально-квалификационном разрезе с учетом: 1) видов экономической деятельности согласно Национальному классификатору РК «Общий классификатор видов экономической деятельности»; 2) группировки занятий согласно Национальному классификатору занятий РК; 3) видов профессиональной деятельности, специальностей, квалификаций и должностей согласно отраслевому законодательству. Следующим этапов стало проведение анализа потребности отрасли в новых профессиях с учетом развития новых технологий и международных тенденций, в том числе на основе анализа результатов форсайтных исследований. С учетом сложности профессионально-квалификационной структуры отрасли и потребности введения новых профессий были даны предложения по разработке отраслевой рамки квалификаций и созданию отраслевого совета по профессиональным квалификациям. Разработка отраслевой рамки квалификаций и формирование отраслевого совета по профессиональным квалификациям в области здравоохранения позволит создать инструмент формирования государственной и отраслевой кадровой политики в системе здравоохранения, в оказании востребованных услуг в области здравоохранения, в создании и применении эффективных методов и технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Отраслевая рамка квалификаций должна стать основой для разработчиков профессиональных стандартов отрасли, а также работодателей, организаций образования различных уровней, организаций, осуществляющих оценку профессиональной подготовленности работников здравоохранения, руководителей организаций здравоохранения и органов государственного управления в области здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Койков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE HEALTHCARE SECTOR IN TERMS OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS AND DEVELOPMENT OF PROPOSALS FOR IMPROVING THE SECTORAL QUALIFICATIONS SYSTEM

The main problems of regulating the sectoral qualification system of the health system in Kazakhstan are the lack of a sectoral qualifications framework that is relevant to the existing needs of the health system and the absence of professional standards regulating the requirements for health professionals, the lack of a clear delineation of competencies by skill levels. In order to achieve this goal, we made analysis of the structure of the healthcare sector in terms of professional qualifications, taking into account: 1) types of economic activities in accordance with the National Classifier of the Republic of Kazakhstan "General Classifier of Types of Economic Activities"; 2) grouping occupations according to the National Classifier of Occupations of the Republic of Kazakhstan; 3) types of professional activities, specialties, qualifications and positions in accordance with secrtoral legislation. The next stage was the analysis of the health system's need for new professions, taking into account the development of new technologies and international trends, including based on the analysis of the results of foresight research. Taking into account the complexity of the professional qualifications structure of the health system and the need for the introduction of new professions, we made proposals for the development of an industry qualifications framework and the creation of an Secroral Council for professional qualifications. The development of a sectoral qualifications framework and the formation of a Sectoral Council on professional qualifications in health system will create a tool for the formation of state and sectoral human resources policy in the health system, for the provision of demanded services in health care, for the creation and application of effective methods and technologies for prevention, diagnosis, treatment and medical rehabilitation. The sectoral qualifications framework should become the basis for the developers of professional standards for the health system, as well as employers, educational organizations of various levels, organizations that assess the professional preparedness of healthcare workers, heads of health organizations and government bodies in the field of healthcare.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОМ РАЗРЕЗЕ И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2020-3-38-21-36

Original article

Analysis of the Structure of the Healthcare Sector in Terms of Professional Qualifications and Development of Proposals for Improving the Sectoral Qualifications System

Vitaliy Koikov

Head of the Center for the Education and Science Development, Republican Center for Healthcare Development, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

The main problems of regulating the sectoral qualification system of the health system in Kazakhstan are the lack of a sectoral qualifications framework that is relevant to the existing needs of the health system and the absence of professional standards regulating the requirements for health professionals, the lack of a clear delineation of competencies by skill levels.

In order to achieve this goal, we made analysis of the structure of the healthcare sector in terms of professional qualifications, taking into account:

1) types of economic activities in accordance with the National Classifier of the Republic of Kazakhstan «General Classifier of Types of Economic Activities»;

2) grouping occupations according to the National Classifier of Occupations of the Republic of Kazakhstan;

3) types of professional activities, specialties, qualifications and positions in accordance with secrtoral legislation.

The next stage was the analysis of the health system's need for new professions, taking into account the

development of new technologies and international trends, including based on the analysis of the results of foresight research.

Taking into account the complexity of the professional qualifications structure of the health system and the need for the introduction of new professions, we made proposals for the development of an industry qualifications framework and the creation of an Secroral Council for professional qualifications.

The development of a sectoral qualifications framework and the formation of a Sectoral Council on professional qualifications in health system will create a tool for the formation of state and sectoral human resources policy in the health system, for the provision of demanded services in health care, for the creation and application of effective methods and technologies for prevention, diagnosis, treatment and medical rehabilitation.

The sectoral qualifications framework should become the basis for the developers of professional standards for the health system, as well as employers, educational organizations of various levels, organizations that assess the professional preparedness of healthcare workers, heads of health organizations and government bodies in the field of healthcare.

Keywords: Sectoral qualifications system, sectoral qualifications framework, professional standards.

Денсаулык сактау саласыныц курылымын кэсiби бiлiктiлiк тургысынан талдау жэне салалык бiлiктiлiк жуйесш жетiлдiру бойынша усыныстар эзiрлеу

Койков В.В.

Б/л/м жэне гылымды дамыту орталыгынын жетекш/с/, Денсаулык; са;тауды дамыту республикалы;

орталыгы, Нур-Султан, Казахстан

Тушндеме

Каза;стандагы денсаулы; са;тау саласындагы б/л/кт/л/кт/н салалы; жYйесiн реттеуд/н нег/зг/ мэселелер/ саланын ;олданыстагы и;ажетт/л/ктер/не сэйкес келет1н салалы; б/л/кт/л/к шенбер/н/н болмауы жэне денсаулы; са;тау мамандарына ;ойылатын талаптарды реттейт/н кэс/би стандарттардын болмауы, б/л/кт/л/к децгейлер/ бойынша ;узыретт/л/кт/н на;ты бвл/нбеуi болып табылады.

Осы ма;сат;а жету Yшiн денсаулы; са;тау саласыныц курылымына кэаби б/л/кт/л/к тургысынан талдау жасалды:

1) «Экономикалы; ;ызмет тYрлерiнiн жалпы жiктеушiсi Казахстан Республикасынын ¥лтты; жiктеуiшiне сэйкес экономикалы; ;ызмет тYрлерi;

2) саба;тарды Казахстан Республикасынын ¥лтты; кэс/пт/к классификаторы бойынша топтастыру;

3) салалы; зацнамага сэйкес кэс/пт/к ;ызмет тYрлерi, маманды;тары, б/л/кт/л/г/ мен лауазымдары.

Келесi кезец жаца технологиялардын дамуы мен халы;аралы; тенденцияларды ескере отырып, оныц

/ш/нде форсайтты зерттеу нэтижелер/н талдау нег/з/нде саланын жаца маманды;тарга ;ажетт/л/г/н талдау болды.

Энеркэс/пт/'н кэс/би б/л/кт/л/к ;урылымынын курдел/л/г/н жэне жаца маманды;тарды енг/зу ;ажетт/л/г/н ескере отырып, салалы; б/л/кт/л/к шенбер/н эз/рлеу жэне кэс/пт/к б/л/кт/л/к бойынша салалы; кенес ;уру туралы усыныстар енг/з/лд/.

Салалы; б/л/кт/л/к шенбер/н дамыту жэне денсаулы; са;тау саласындагы кэс/пт/к б/л/кт/л/к бойынша салалы; кенест/ ;уру денсаулы; са;тау жYйесiнде, денсаулы; са;тау саласында сураныс;а ие ;ызметтерд/ усынуда, алдын-алу, диагностика, емдеу жэне медициналы; ;ызметт/н ти/мд/ эд/стер/ мен технологияларын ;уру мен ;олдануда мемлекетт/к жэне салалы; кадрлы; саясатты ;алыптастыру ;уралын жасайды. оналту.

Салалы; б/л/кт/л/к шенбер/ саланын кэс/би стандарттарын эз/рлеуш/лерге, сондай-а; жумыс беруш/лерге, эр денгейдег/ б/л/м беру уйымдарына, денсаулы; са;тау ;ызметкерлер/н/н кэс/би дайындыгын багалайтын уйымдарга, денсаулы; са;тау уйымдарынын басшыларына жэне денсаулы; са;тау саласындагы мемлекетт/к органдарга нег/з болуга ти/с.

ТYйiн свздер: Салалы; б/л/кт/л/к жYйес/, салалы; б/л/кт/л/к шенбер/, кэс/би стандарттар.

Анализ структуры отрасли здравоохранения в профессионально-квалификационном разрезе и разработка предложений по совершенствованию отраслевой системы

квалификаций

Койков В.В.

Руководитель Центра развития образования и науки, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Основными проблемами регулирования отраслевой системы квалификаций в здравоохранении Казахстана является отсутствие актуальной для существующих потребностей отрасли отраслевой рамки квалификаций и отсутствие профессиональных стандартов, регламентирующих требования к специалистам системы здравоохранения, отсутствие четкого разграничения компетенций по уровням квалификации.

В целях решения поставленной цели был проведен анализ структуры отрасли здравоохранения в профессионально-квалификационном разрезе с учетом:

1) видов экономической деятельности согласно Национальному классификатору РК «Общий классификатор видов экономической деятельности»;

2) группировки занятий согласно Национальному классификатору занятий РК;

3) видов профессиональной деятельности, специальностей, квалификаций и должностей согласно отраслевому законодательству.

Следующим этапов стало проведение анализа потребности отрасли в новых профессиях с учетом развития новых технологий и международных тенденций, в том числе на основе анализа результатов форсайтных исследований.

С учетом сложности профессионально-квалификационной структуры отрасли и потребности введения новых профессий были даны предложения по разработке отраслевой рамки квалификаций и созданию отраслевого совета по профессиональным квалификациям.

Разработка отраслевой рамки квалификаций и формирование отраслевого совета по профессиональным квалификациям в области здравоохранения позволит создать инструмент формирования государственной и отраслевой кадровой политики в системе здравоохранения, в оказании востребованных услуг в области здравоохранения, в создании и применении эффективных методов и технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Отраслевая рамка квалификаций должна стать основой для разработчиков профессиональных стандартов отрасли, а также работодателей, организаций образования различных уровней, организаций, осуществляющих оценку профессиональной подготовленности работников здравоохранения, руководителей организаций здравоохранения и органов государственного управления в области здравоохранения.

Ключевые слова: Отраслевая система квалификаций, отраслевая рамка квалификаций, профессиональные стандарты.

Corresponding author: Vitaliy Koikov, Head of the Center for Education and Science Development, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 701 186 60 02 E-mail: [email protected]

J Health Dev 2020; 3 (38): 21-36 UDC 61:331.108; 614.253 Recieved: 20-09-2020 Accepted: 30-09-2020

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Интенсивное развитие рынка труда в сфере здравоохранения и активное внедрение новых технологий, отмечаемые в последние годы, требуют создания условий для непрерывного обеспечения отрасли необходимым количеством специалистов с соответствующим уровнем квалификации и объемом компетенций. Для этого необходимо обеспечить своевременность и объективность планирования и прогнозирования потребности в кадровых ресурсах здравоохранения, развитие систем подготовки, оценки профессиональной подготовленности и непрерывного профессионального развития работников здравоохранения [1]. При этом особую актуальность приобретает развитие отраслевой системы квалификаций (ОСК) в области здравоохранения, а также всех ее основных элементов: отраслевой рамки квалификаций (ОРК), профессиональных стандартов (ПС), государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО), системы оценки знаний и навыков выпускников организаций медицинского образования и оценки профессиональной подготовленности работающих в отрасли специалистов, системы сертификации специалистов в области здравоохранения, а также системы непрерывного профессионального развития (НПР) работников здравоохранения [2].

Формирование ОСК в области здравоохранения стоит на повестке дня во всех странах, ставящих стратегические цели по эффективному развитию национальной системы здравоохранения. Наличие действенной ОСК позволяет обеспечить достижение усовершенствованных и эффективных квалификаций в отрасли, предоставление возможности выпускникам организаций медицинского образования и работающим специалистам здравоохранения демонстрировать свою компетентность, особенно в современном мире, в котором растет мобильность рабочей силы и учащается смена профессий [3, 4].

Базовым элементом ОСК является ОРК, которая обеспечивает систематизацию квалификаций, признаваемых в конкретной отрасли, секторе, сегменте. ОРК в области здравоохранения уточняет требования национальной рамки квалификаций (НРК) к компетенциям работников отрасли с учетом целей, задач, производственного цикла, видов услуг и роли в коллективном разделении труда. ОРК описывает уровни квалификаций, признаваемых в отрасли, и обеспечивает их сопоставимость, а также служит основой для разработки ПС, ГОСО по уровням образования, системы присвоения квалификации специалистов в сфере здравоохранения на основе

Материалы и методы

В целях решения поставленной цели был проведен анализ структуры отрасли здравоохранения в профессионально-квалификационном разрезе с учетом:

1) видов экономической деятельности согласно Национальному классификатору РК 03-2019 «Общий классификатор видов экономической деятельности» (ОКЭД) [9];

2) группировки занятий согласно Национальному классификатору занятий НК РК 012017 (НКЗ) [10];

3) видов профессиональной деятельности, специальностей, квалификаций и должностей

независимой оценки знаний и навыков, а также последующего подтверждения квалификации на основе учета достижений в НПР [5].

Для системы здравоохранения РК совершенствование ОСК области здравоохранения, и разработка таких основополагающих документов как ОРК и ПС является особенно актуальным. Это связано с тем, что отрасли работают 5,7% от всего занятого населения в РК. При этом именно на здравоохранение, наряду со сферой образования, приходится основная доля занятых в государственном секторе [6]. О масштабах деятельности отрасли свидетельствует и то, что в стране насчитывается более 6,8 тыс. государственных, 113 ведомственных и 1,4 тыс. частных медицинских организаций. Среди коммерческих предприятий: 194 больницы, 1162 амбулаторно-поликлинических учреждения, 44 другие организации (медпункты, центры формирования здорового образа жизни, патологоанатомические бюро). При этом для эффективного функционирования отрасли требуются специалисты с широким спектром квалификаций.

Отсутствие ОРК, актуальной для уже существующих в отрасли и требуемых новых квалификаций, а также отсутствие ПС, регламентирующих требования к уровню знаний, навыков, умений, объему выполняемых трудовых функций и профессиональных задач, привело к тому, что образовательные программы зачастую не в полной мере отвечают запросам практического здравоохранения, имеет место несовершенство методик и содержания программ оценки знаний и навыков выпускников организаций образования. В этой связи, подготавливаемые и оцениваемые по существующим программам специалисты, не в полной мере соответствуют потребностям практического здравоохранения [7, 8]. Важной проблемой является и то, что в действующих нормативных и правовых актах отсутствует четкое разграничение компетенций по уровням квалификации для работающих специалистов, что не приводит к несовершенству системы НПР, поскольку программы дополнительного и неформального образования работников здравоохранения не привязаны к конкретному уровню квалификации и сложности выполняемых трудовых функций и профессиональных задач.

В этой связи целью настоящего исследования стал анализ структуры отрасли здравоохранения РК в профессионально-квалификационном разрезе и разработка предложений по совершенствованию отраслевой системы каликами.

согласно отраслевому законодательству.

Следующим этапом стало проведение анализа потребности отрасли в новых профессиях с учетом развития новых технологий и международных тенденций в том числе на основе анализа результатов форсайтных исследований.

С учетом сложности профессионально-квалификационной структуры отрасли и потребности введения новых профессий были даны предложения по разработке ОРК и созданию ОСПК и иным необходимым шагам для развития ОСК.

Результаты и обсуждение

Виды экономической деятельности в отрасли по ОКЭД

Анализ видов экономической деятельности в ОКЭД, которые необходимы для обеспечения

всех задач, стоящих перед национальной системой здравоохранения, указывает на то, что в отрасли работают специалисты, деятельность которых может быть отнесена к 8 секциям ОКЭД, 26 разделам, 45 группам, 51 классу и 69 подклассам (рисунок 1).

Рисунок 1 - Виды экономической деятельности, в рамках которых осуществляют работники здравоохранения (согласно ОКЭД) [8]

Секция С «Обрабатывающая

промышленность» включает виды деятельности, связанные с производством и изготовлением лекарственных средств и медицинских изделий (в том числе электромедицинского оборудования, электроизмерительных приборов, медико-хирургических инструментов и др.), переработкой крови, производством продуктов питания специального медицинского назначения, ремонтом и обслуживанием медицинской техники.

Секция G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов» включает виды деятельности, связанные с оптовой и розничной реализацией лекарственных средств и медицинских изделий, медицинских и фармацевтических товаров.

Секция J «Информация и связь» включает виды деятельности, связанные с разработкой, управлением и сопровождением информационных систем в области здравоохранения.

Секция К «Финансовая и страховая деятельность» включает виды деятельности, связанные с деятельностью фондов медицинского страхования.

Секция М «Профессиональная, научная и техническая деятельность» включает виды деятельности, связанные с научной деятельностью в области здравоохранения (в том числе исследования и разработки в области естественных наук, биотехнологий, противоинфекционных препаратов), обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, экспертизой (по вопросам оказания медицинской помощи, обращения лекарственных средств, медицинских изделий, оценки технологий здравоохранения, оценки профессиональной подготовленности, аккредитации и лицензированию в области здравоохранения), а также биоинженерией, медицинским туризмом, регулированием деятельности учреждений, обеспечивающих медицинское обслуживание и др.

Секция Р «Образование» включает виды деятельности, связанные с образовательной деятельностью в области здравоохранения, экспертизой по вопросам оценки профессиональной подготовленности, экспертизе образовательных программ и инструментов оценки (тестов и т.д.).

Секция Q «Здравоохранение и социальные услуги» включает виды деятельности, связанные с деятельность организаций здравоохранения (больниц широкого профиля и специализированных больниц, родильных домов, санаторно-курортных организаций, лепрозориев, других лечебных учреждений), врачебной (в том числе общей и специализированной) практикой и стоматологической деятельностью, деятельность по охране общественного здоровья, деятельностью медицинских лабораторий, банков крови, спермы, органов, деятельностью по уходу за больными (в том числе в организациях с и без обеспечения проживания, на дому) и др.

Секция S «Предоставление прочих видов услуг» включает виды деятельности, связанные с деятельностью профессиональных ассоциаций работников здравоохранения, комиссий по биоэтике, коллегиальных органов (научный, клинический, общественный советы и т.д.), а также научных обществ - академий наук и т.д.

Группировка занятий в отрасли по НКЗ

Исходя из содержания видов экономической деятельности в отрасли «Здравоохранение» согласно ОКЭД и видов профессиональной деятельности, специальностей, квалификаций и должностей согласно отраслевому законодательству выделены следующие группы занятий, относящиеся к отрасли «Здравоохранение» (таблица 3.3). Всего выделено 113 групп занятий, включающих 420 занятий, в том числе по основным группам:

«1 Руководители и государственные служащие» - 4 группы занятий, включающих 17 занятий;

«2 Специалисты-профессионалы» - 77 групп занятий, включающих 293 занятия;

«3 Специалисты-техники и иной вспомогательный профессиональный персонал» - 14 групп занятий, включающих 39 занятия;

«4 Служащие в области администрирования» -1 группа занятий, включающая 4 занятия;

«5 Работники сферы услуг и продаж» - 3 группы занятий, включающих 13 занятий;

«6 Фермеры и рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства» - 1 группа

Виды профессиональной деятельности, специальности, квалификации согласно отраслевому законодательству

Законодательством РК в области здравоохранения определен ряд специфичных для отрасли видов профессиональной деятельности, требующих от работников отрасли наличия соответствующей подготовки и квалификации.

В соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (Кодекс) [11] профессиональная деятельность в области здравоохранения включает медицинскую и фармацевтическую деятельность (таблица 2).

Соответственно среди всех работников здравоохранения выделяют две основные категории специалистов - медицинских работников (имеющих медицинское образование и осуществляющих медицинскую деятельность) и фармацевтических работников (имеющих фармацевтическое образование и осуществляющих фармацевтическую

занятий, включающая 1 занятие;

«7 Рабочие промышленности, строительства, транспорта и других родственных занятий» - 5 групп занятий, включающих 26 занятий;

«8 Операторы производственного

оборудования, сборщики и водители» - 6 групп занятий, включающих 25 занятий;

«9 Неквалифицированные рабочие» - 1 группа занятий, включающих 2 занятия.

деятельность).

Ввиду многозадачности профессиональной деятельности в сфере оказания медицинской помощи и охраны общественного здоровья, при определении профессиональной структуры отрасли также необходимо учитывать имеющее место в Кодексе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) разделение медицинской помощи на отдельные ее виды - скорая медицинская помощь; доврачебная медицинская помощь; первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; медицинская реабилитация; паллиативная медицинская помощь;

2) выделение отдельных комплексов медицинских услуг (диагностика, лечение, профилактика, медицинская реабилитация, сестринский уход) и отдельных областей медицины (медицина катастроф, военная медицина, дошкольная и школьная медицина, спортивная медицина, ядерная медицина, традиционная медицина, целительство);

Таблица 1 - Группы занятий в НКЗ, к которым относятся работники здравоохранения

Основная группа занятий Занятия (профессии), относящиеся к данной группе

1. Руководители и государственные служащие Руководитель организации здравоохранения, главный врач, заведующий отделением, заведующий лабораторией, заведующий аптекой и др.

2. Специалисты -профессионалы Медицинский физик, клинический микробиолог, инженер по биомедицинскому оборудованию, инженер по обслуживанию медицинской техники, врачи, фармацевт-провизор, специалист общественного здравоохранения, менеджер здравоохранения, специалист службы СЭС, Преподаватель (доцент, профессор) ВУЗа и колледжа в области здравоохранения, медицинская сестра (высокой квалификации), специалист по продажам медицинских и фармацевтических товаров, психолог и др.

3. Специалисты-техники и иной вспомогательный профессиональный персонал Координатор клинического исследования, рентгенотехник, техник по обслуживанию медицинского оборудования, фельдшер, лаборант СЭС, ассистент фармацевта, зубной техник, медицинская сестра, массажист, акушерка, дантист, гигиенист стоматологический. Медицинский регистратор.

4. Служащие в области администрирования Секретарь врача, секретарь клиники, секретарь стоматологии, служащий по приему клиентов в медицинском офисе

5. Работники сферы услуг и продаж Костоправ, лекарь традиционной китайской медицины, народный целитель, санитарка, сиделка, помощник по уходу за больными и др.

6. Фермеры и рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства Лаборант по выращиванию медицинских пиявок

7. Рабочие промышленности, строительства, транспорта и других родственных занятий Шлифовщик медицинских изделий, Контролер медицинского оборудования и изделий, Сборщик хирургических инструментов и аппаратов, Электромеханик по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования, Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры и др.

8. Операторы производственного оборудования, сборщики и водители Контролер продукции медицинского назначения, аппаратчик приготовления медицинских масс и мазей, Дозировщик медицинских препаратов, Изготовитель очковых оправ, Электромеханик сборщик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры и др.

9. Неквалифицированные рабочие Заказчик медицинской продукции, Укладчик продукции медицинского назначения, Санитар судебно-экспертный

3) определение приоритетных направлений охраны общественного здоровья (укрепление здоровья через формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни; повышение уровня информированности населения об основных аспектах здоровья и факторах

риска; эпидемиологический надзор за инфекционными и приоритетными неинфекционными заболеваниями; организация взаимодействия всех заинтересованных государственных органов, организаций и ведомств, общественных объединений, бизнес сообщества и других физических и юридических лиц).

Таблица 2 - Виды профессиональной деятельности в отрасли

Медицинская деятельность Фармацевтическая деятельность

• медицинская помощь; • лабораторная диагностика; • патологоанатомическая диагностика; • деятельность в сфере заготовки крови и ее компонентов; • деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; • деятельность в сфере охраны общественного здоровья; • образовательная и научная деятельность в области здравоохранения; • экспертиза в области здравоохранения; • иные виды деятельности, не запрещенные Кодексом. • производство лекарственных средств; • производство медицинских изделий; • изготовление лекарственных препаратов; • изготовление медицинских изделий; • оптовая реализация лекарственных средств; • оптовая реализация медицинских изделий; • розничная реализация лекарственных средств; • розничная реализация медицинских изделий

На отраслевом уровне также определяется перечень специальностей, признаваемых в отрасли, а также перечень должностей работников здравоохранения. При этом действующая номенклатура медицинских и фармацевтической специальностей, утвержденная 24 ноября 2009 года (с изменениями по состоянию на 28 августа

2017 года) [12] устанавливает 77 специальностей медицинских и фармацевтических работников, а действующая Номенклатура должностей работников здравоохранения [13], утвержденная 24 ноября 2009 года (с изменениями по состоянию на 22 июня 2020 года) устанавливает 56 видов должностей работников здравоохранения (таблица 3).

Таблица 3 - Структура отраслевых Номенклатур специальностей и должностей

Номенклатура специальностей Номенклатура должностей

• 77 специальностей медицинских и фармацевтических работников: • 65 специальностей работников с высшим медицинским образованием, • 1 специальность работников с высшим фармацевтическим образованием, • 1 специальность работников с послесредним медицинским образованием, • 10 специальностей работников с техническим и профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием. • 10 должностей руководителей организаций здравоохранения, • 9 должностей специалистов с высшим медицинским образованием, • 9 должностей специалистов с высшим немедицинским образованием, • 1 должность специалистов с послесредним медицинским образованием, • 20 должностей специалистов с техническим и профессиональным образованием, • 1 должность младшего персонала, • 3 должности руководителей объектов в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, • 2 должности специалистов с высшим фармацевтическим образованием, • 1 должность специалистов с техническим и профессиональным образованием.

Сопоставление указанных документов, определяющих структуру отрасли в

профессионально-квалификационном разрезе

указывает на расхождение наименований ряда профессий в НКЗ и отраслевых номенклатурах, а также отсутствие в НКЗ наименований отдельных новых квалификаций и должностей (например, медицинская сестра расширенной практики, врач-резидент, семейный врач и др.). Кроме того, стоит учитывать то, что с учетом внедряемых новых технологий и развития новых направлений деятельности в отрасли появляется необходимость введения целого ряда новых профессий.

Анализ потребности отрасли в новых профессиях с учетом развития новых технологий и международных тенденций

Развитие технологий в области

здравоохранения осуществляется с учетом вызовов, с которыми сталкиваются государства и национальные системы здравоохранения. Современные вызовы определяют направления дальнейшего развития здравоохранения и потребность в новых профессиях.

Исследования ДНК открыли в медицине новую эру - от диагностики и лечения болезней отдельных органов и тканей врачи переходят к системной работе со здоровьем человека. Анализ генов уже сейчас становится доступной услугой, а в ближайшем будущем каждый пациент сможет предъявить врачу «природную амбулаторную карту» - свой собственный генетический код, расшифрованный специалистами. Это, во-первых, дает толчок к развитию превентивной медицины, задача которой -выявить возможные заболевания и предотвратить их на ранней стадии. А во-вторых, на смену методикам массового лечения приходит индивидуальная терапия

- на уровне генома пациента. Кроме того, в медицине уже сейчас активно используются биотехнологии

— они помогают в разработке лекарств и создании пересаживаемых тканей и органов. Робототехника тоже вносит свой вклад: автоматические устройства превосходят в точности обычных хирургов, а тщательно продуманные киберпротезы могут не просто скомпенсировать физические изъяны, но и открыть перед человеком новые возможности. Медицина будущего принесет с собой сверхточную диагностику состояния здоровья на протяжении всей жизни и возможность прогнозировать свои заболевания и заболевания потомков.

Многие страны и авторитетные международные организации проводят форсайтные исследования и делают прогнозы по приоритетным направлениям технологического развития здравоохранения и профессиям, которые могут потребоваться в будущем.

Так экспертами Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив представлен Атлас новых профессий [14], где прогнозируется появление следующих профессий в медицине как ИТ-медик, архитектор медоборудования, биоэтик, генетический консультант, сетевой врач, эксперт персонифицированной медицины, проектант жизни медицинских учреждений, тканевой инженер, разработчик киберпротезов и имплантатов, оператор медицинских роботов, клинический биоинформатик, менеджер здравоохранения по научным исследованиям и разработкам и др. Данные профессии предусматривают наличие у специалиста надпрофессиональных навыков и умений как системное мышление, управление проектами, программирование/ робототехника/ искусственный интеллект, мультиязычность, межотраслевая коммуникация, клиентоориентированность, работа в неопределенных условиях, экологическое мышление. Появление потребности рынка труда в специалистах с новыми навыками и умениями ожидается в ближайшем будущем, что требует ускоренного внедрения новых образовательных программ и подготовки кадров.

По результатам Форсайтного исследования «Системный анализ и прогнозирование в сфере науки и технологий до 2030 года» в рамках направления «Здоровье нации», проведенного в Казахстане в 20132014 годах [15], к числу основных вызовов, которые определяют развитие технологий здравоохранения отностятся старение населения, рост численности населения и миграционных потоков, демографический дисбаланс и социальные изменения, рост социально-значимых заболеваний, усиление урбанизации, формирование информационного общества, развитие глобальной сети биокластеров, развитие основ биомедицины и биомедицинской индустрии, изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды, техногенные и природные катаклизмы, рост нарушений здоровья населения, связанных с воздействием вредных факторов окружающей среды и изменением климата и др. При этом в числе востребованных на ближайшие годы профессий в области здравоохранения были определены профессии в области общественного здравоохранения, здорового образа жизни, профпатологии, геронтологии и здорового питания, генной инженерии и молекулярной биотехнологии, клеточной терапии и регенеративной медицины; тканевой инженерии, биомедицинской инженерии

и клеточной биотехнологии, гигиены окружающей среды, гигиены питания, микробиологии, эпидемиологии, клинико-лабораторной диагностики, телемедицины.

Популярным ресурсом The Medical Futurist [16] в качестве направлений развития здравоохранения и медицины в будущем определены: внедрение роботов-компаньонов, которые будут сопровождать людей в старости; внедрение алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ), которые не только помогут врачам принимать решения, но также возьмут на себя задачи по организации всех рабочих процессов; использование медицинских чатботов, консультирующих пациентов по всему миру; развитие телехирургии и проведение операций с помощью роботов; использование беспилотников для транспортировки лекарственных средств, медицинских изделий, контроля за состоянием человека и выявления проблем со здоровьем; создание органов из стволовых клеток пациента на основе развития молекулярной биологии и 3D-печати и др. Также предложены следующие 11 новых профессий для будующего здравоохранения и медицины: механик для роботов-компаньонов, эксперт по глубокому обучению, разработчики ИИ-чатботов, лайфстайл-стратег, телехирургия, лоббист роботов-хирургов, составители маршрутов для медицинских дронов, механик беспилотника, специалист по криоконсервации, разработчик органов.

С учетом анализа международных трендов и анализа существующей профессиональной квалификационной структуры отрасли

здравоохранения в РК а также проведенного форсайтного исследований по прогнозированию потребности отрасли здравоохранения в новых профессиях и компетенциях [17] предлагается закрепление как в НКЗ, так и в отраслевых номенклатурах следующих новых профессий:

1) в сфере оказания медицинской помощи - кинезиотерапевт, эрготерапевт, врач ядерной медицины, врач метаболический и бариатрический хирург, врач репродуктолог, врач трансплантационный координатор, клинический нейрофизиолог, парамедик;

2) в сфере лабораторной диагностики -клинический цитогенетик, клинический молекулярный биолог и генетик, клинический биохимик, клинический микробиолог;

3) в сфере фармации - фармакогенетик, радиофармацевт, специалист по продаже готовой фармацевтической продукции, эксперт в области обращения лекарственных средств, медицинских изделий;

4) в сфере обеспечения общественного здоровья и организации здравоохранения - работник по укреплению здоровья, биоэтик, специалист по медицинскому праву, клинический психолог, геронтолог, медиатор в области здравоохранения, медицинский журналист, эксперт по аккредитации и лицензированию в области здравоохранения, Эксперт по оценке технологий здравоохранения;

5) в сфере биомедицины - медицинский биотехнолог, биоинформатик, биомедицинский инженер, клинический инженер, менеджер по медицинской технике;

6) в сфере информационных технологий для системы здравоохранения - бизнес-аналитик в

области ИКТ, специалист по машинному обучению в медицине, аналитик баз специалист по работе с большими данными в здравоохранении данных в области здравоохранения;

7) в системе подготовки кадров для системы здравоохранения - врач-резидент, врач-стажер, клинический наставник, эксперт по оценке профессиональной подготовленности.

Определение подотраслей,

профессиональных групп и подгрупп в отрасли «Здравоохранение»

Учитывая широкий спектр видов экономической деятельности согласно, и групп занятий в НКЗ, имеющих отношение к сфере здравоохранения, а также специфику видов профессиональной деятельности в отрасли и наличие регламентируемых отраслевым законодательством перечней специальностей, квалификаций и должностей, с целью упорядочения профессионально-квалификационной структуры в ОРК отрасли «Здравоохранение» предлагается выделить в ней подотрасли, профессиональные

группы и подгруппы.

С учетом имеющихся видов деятельности в здравоохранении (медицинская и фармацевтическая деятельность) и активно развивающейся в последние годы сферы общественного здоровья, отрасль здравоохранения в целом подразделяется на три ключевых подотрасли: «Медицина», «Общественное здоровье» и «Фармация» (рисунок 2).

Кроме того, в отрасли «Здравоохранение» имеются такие виды деятельности как образовательная и научная деятельность в области здравоохранения, различные виды экспертной деятельности (в области обращения лекарственных средств, медицинских изделий, оценки технологий здравоохранения, оценки профессиональной подготовленности, аккредитации и лицензирования в области здравоохранения, экспертизы временной нетрудоспособности и профессиональной пригодности). Активно развивается в последние годы биомедицинская индустрия. Все данные виды деятельности обеспечивают необходимую поддержку и развитие медицины, фармации и общественного здоровья. В этой связи выделяется четвертая подотрасль «Межподотраслевые процессы»

Рисунок 2 - Обоснование выбора подотраслей в отрасли «Здравоохранение» [8]

С каждой подотрасли предлагается также выделить следующие профессиональные группы и подгруппы, а также определить связь каждой профессиональной подгруппы с видами экономической деятельности согласно ОКЭД (таблица 4). При этом в подотрасль «Медицина» включает 5 профессиональных групп и 8 профессиональных подгрупп, подотрасль «Общественное здоровье» включает 3 профессиональных группы и 7 профессиональных подгрупп, подотрасль «Фармация» включает 3 профессиональных группы и 3 профессиональных подгруппы, подотрасль «Межподотраслевые процессы» включает 4 профессиональных группы и 13 профессиональных подгруппы.

Видение по разработке отраслевой рамки квалификаций

С учетом сложности профессионально-квалификационной структуры отрасли и потребности введения новых профессий высокую актуальность имеет разработка ОРК как основополагающего документ, систематизирующего все профессии и

уровни квалификаций в отрасли.

Разработка ОРК в области здравоохранения позволит:

1) сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в области здравоохранения, в том числе, планировать различные траектории карьерного роста в течение трудовой деятельности через получение конкретной квалификации, повышение уровня и подтверждение квалификации;

2) описывать требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования и обучения, неформального обучения (обучение на рабочем месте и другие);

3) формировать систему сертификации и лицензирования и подтверждения уровня квалификации работников здравоохранения;

4) планировать и развивать человеческие ресурсы в отрасли.

Таблица 4 - Разделение подотраслей на профессиональные группы и подгруппы

Подотрасль Профессиональная группа Профессиональная подгруппа

Медицина Медицинская помощь Врачи

Специалисты, осуществляющие стоматологическую деятельность

Медицинские сестры

Иные категории специалистов, оказывающих медицинскую помощь и уход

Лабораторная диагностика Специалисты лабораторной службы

Патологоанатомическая диагностика Специалисты патологоанатомической службы

Заготовки, консервации, переработка, хранения и реализация крови Специалисты службы крови

Традиционная медицина Специалисты традиционной медицины

Общественное здоровье Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Специалисты санитарно-эпидемиологической службы

Укрепление здоровья и профилактика заболеваний Специалисты в сфере охраны общественного здоровья

Социальные работники в здравоохранении

Психологи

Организация общественного здоровья Организаторы здравоохранения

1Т специалисты в области здравоохранения

Специалисты в области медицинского права и биоэтики

Фармация Производство и изготовление лекарственных средств и мед.изделий Специалисты по производству и изготовлению лекарственных средств и медицинских изделий

Оптовая и розничная реализация лекарств. средств и мед. изделий Специалисты по оптовой и розничной реализации лекарственных средств и медицинских изделий

Деятельность в сфере обращения лекарственных средств Специалисты в области обращения лекарственных средств и медицинских средств и фармаконанзора

Межподотра-слевые процессы Образовательная деятельность в области здравоохранения Педагогические работники в области здравоохра-нения (преподаватели колледжей и ППС ВУЗов)

Методологи образования в области здравоохранения

Научная деятельность в области здравоохранения Научные работники в области здравоохранения

Экспертиза в сфере здравоохранения Эксперты по вопросам оказания медицинской помощи (независимые эксперты)

Эксперты в области обращения лекарственных средств, медицинских изделий

Эксперты по оценке технологий здравоохранения

Эксперты по оценке профессиональной подготовленности

Эксперты по аккредитации и лицензированию в области здравоохранения

Эксперты в области экспертизы временной нетрудоспособности и проф. пригодности

Специалисты в области судебно-медицинской экспертизы

Биомедицинская индустрия Специалисты в области биоинженерии

Специалисты по ремонту и обслуживанию медицинской техники

Иные специалисты биомедицинского профиля

Анализ характеристик выполняемых задач профессиональной трудовой деятельности позволяет распределить все виды занятий в отрасли на 5 процессов по созданию добавленной стоимости продукта, которые в свою очередь соответствует ролям в коллективном разделении труда [5]. Эти роли: 1) управление - включающее группу функций, связанных с выполнением общего руководства, управлением отраслевыми процессами (основным производством), управлением персоналом,

экономическими функциями, хозяйственными функциями.

2) отраслевые процессы (основное производство) - включающие выполнение всех функций в рамках медицинской и фармацевтической деятельности, охраны общественного здоровья, а неразрывно связанных с ними научной и образовательной деятельности в области здравоохранения, экспертизы в сфере здравоохранения и биомедицинской индустрии;

Рисунок 3 - Роль ОРК в развитии ОСК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) подготовка производства - включающая группу технических функций, связанных с выполнением подготовительного процесса, способствующих успешной реализации основных процессов в здравоохранении;

4) послепроизводственные процессы - включающие группу функций, связанных с управлением материально-техническим снабжением (управление закупками); управлением сбытом (управление продажами); технико-экономическим планированием производства; управлением трудом и заработной платой;

5) вспомогательные процессы - включающие группы функций технического обслуживания производства: функция контроля качества продукции,

использование машин и оборудования, инструмента и оснастки; ремонтного и энергетического обслуживания; охраны труда и окружающей среды; хозяйственные функции управления (транспортное обслуживание, хозяйственное обслуживание).

Соответсвенно структура ОРК должна включать раскрытие информации по группам занятий, относящимся к реализации всех указанных процессов. Видение по привязке указанных процессов в ОРК к 8-ми уровневой Национальной рамке квалификаций (НРК), а также примеры профессий, относящихся к каждому разделу представлены в Рисунке 4.

Общая структура ОРК, согласно принятой в РК методике разработки и оформления отраслевых рамок квалификаций [5] представлена на рисунке 5.

Рисунок 4 - Связь разделов ОРК с уровнями квалификации в НРК

Информация, включаемая в описание каждой группы занятий в ОРК, должна содержать указание на связь занятий с уровнем ОРК и НРК, отражать роль данной группы занятий с в коллективном разделении труда, раскрывать основные рамочные требования к знаниям, навыкам (умениям), профессиональным компетенциям, личностным компетенциям, а также описывать пути достижения данной квалификации.

Важным условием эффективного картирования всех квалификаций и компетенций в отрасли является

выделение уровней и подуровней квалификации для каждой профессии (квалификации), а также раскрытие возможных направлений и условий перемещений специалистов между уровнями квалификации в рамках одной профессиональной подгруппы, а также между профессиональными группами и подгруппами. С этой целью в ОРК должна быть обязательно включена функциональная карта профессиональных квалификаций.

Рисунок 5 - Общая структура ОРК

Выделение подуровней квалификации в Функциональной карте ОРК позволяет показать определенную траекторию роста специалиста в рамках профессии за счет приобретения опыта работы, обучения по программам дополнительного образования (курсы повышения квалификации) и т.д. (например, 4.1, 4.2, 4.3; 5.1, 5.2, 5.3 и т.д.). Кроме того функциональная карта должна отражать возможные переходы специалиста между профессиональными подгруппами, позволяя показать возможные ниши профессиональной деятельности специалиста не только по основной своей специальности, но и в смежных сферах деятельности. Переход между профессиональными подгуппами зачастую может требовать специального обучения (прохождения специализированных программ повышения квалификации) или наличия опыта работы. Например, врач может найти для себя нишу профессиональной деятельности не только в рамках профессиональной группы «Медицинская помощь», но и:

- при прохождении дополнительного обучения (на сертификационных курсах) - в рамках профессиональных подгрупп «Специалисты службы крови», «Специалисты традиционной медицины»,

- при наличии достаточного опыта работы и достижения определенного подуровня квалификации - в рамках профессиональных подгрупп «Педагогическиеработникивобластиздравоохранения (ППС ВУЗов)», «Научные работники в области здравоохранения», «Эксперты по вопросам оказания медицинской помощи (независимые эксперты», «Эксперты в области обращения лекарственных средств, медицинских изделий», «Эксперты по оценке технологий здравоохранения», «Эксперты по оценке профессиональной подготовленности», «Эксперты по аккредитации и лицензированию в области здравоохранения», «Эксперты в области экспертизы временной нетрудоспособности и профессиональной пригодности» (рисунок 6).

Достаточно дискутабельным вопросом в настоящее время является отмена квалификационных категорий у врачей и медицинских сестер в рамках принятия нового Кодекса [11]. В этой связи ОРК, а также разрабатываемые на ее основе ПС по каждой специальности в области здравоохранения, должны создать механизмы обеспечивающие соотнесение ранее существовавших категорий с подуровнями квалификации в ОРК. В отличие квалификационных категорий, получение которых не предполагало выполнение конкретного функционала, характерного

для конкретной категории, для каждого подуровня квалификации в ОРК и ПС, который может занимать работник здравоохранения должны быть определены четкие трудовые функции, задачи, навыки и умения. Чем выше будет уровень квалификации, тем более сложные трудовые функции должен выполнять работник отрасли. Так, например, уровень 7.1 предусмотрен для врачей, работающих в отрасли с уровнем образования «интернатура» (это врачи общей практики). В период обучения в резидентуре, врач занимает должность врача резидента (уровень 7.2). Врач с узкой специализацией (после резидентуры) может занимать в восьмиуровневой национальной рамке квалификаций подуровни 7.3, 7.4, 8.1.

При этом, если на подуровне 7.3 врач, завершивший обучение в резидентуре, имеет базовые умения/навыки, то на подуровне 7.4 он уже может применять более сложные технологии (включая какие-то технологии из высокоспециализированной медицинской помощи), вести пациентов с тяжелыми формами заболеваний, редкими патологиями, осуществлять функции связанные с консультированием младших коллег, организацией оказания медпомощи по своей специальности, экспертизой пролеченных случаев.Подуровень 8.1. -это уже уровень специалиста, оказывающего все виды высокоспециализированной медицинской помощи, ведущий все сложные и редкие формы заболеваний, уровень эксперта методолога (разработчика протоколов, руководств) и их экспертизы. Сопоставляя уровни квалификаций в ОРК и квалификационные категории можно условно 7.3 уровень считать аналогом второй квалификационной категории, 7.4 - аналогом первой квалификационной категории, уровень 8.1 - аналогом высшей квалификационной категории (рисунок 7).

g К ■s I ПШ^КЗ! гЗДЗзсэсм-

.jfiapiTspstu щэснкяп ÎITGTB DE. тхссры ■ J-ШЛИ itUl* я н uicixum MiypcgöQ

sp ия еммкм5гжч«1ме пвшкя еду*« и CSÜiEL! 2 - ÏU. С МС5К1Я 3ÎCTU qiiki ïp:-cf

- Lli LU№L9il МЦПТДТС гаме» жуя a a : к ег> xiu

1 11

Ii

II 4 * 4 « 4 Ш ft

1 "4

.i .. 1..................... ■ i................

"ÎJ 1 — ШШ. Bf*. tZimZit JVTMbCTHW Se»-1 r<—

______

k + • + i V J k

« piwf»1

ii* етмшр Sea. cr«p

J L f

7 i SL. 1 Вщи 1 (К.ТИ

W^MMrm

s S3 * 4 t 4

s:

Г

* S «PC 'И метра UHS Сло^олкт Cr* ш Ь-Y

J k

s S3 1 >

51 ...... ......

Î : Ь.'сл^щ.—; PKUJH «M tr.£*pê

43 • 4 » * * 4 *

* 42 * i *

4! fje СЕЕТР» k-ят фдочсафф Aktl nSïni

k. 1 j i

Пути ярофесшрямшогор™«-™»

-----—• в npiamwws оттй профктоиммеЯ nootiiynnti (^ртахк »»«ли^нмвий niw »рточгк ярсфсгсх);

* ntiyr рыилм мг-жду П]>оф*ч?еиc*ianьи ым»1 подгруппами o*A'Uj*-c-Ti4La»riеа па осношаини оипшшпмсиг йиуч^ниг.

- - - (t ntpi-хоп luiyrpiiimwi жжду профессмоиапьными n<wp>ni>*i>tu ссуинст иылоя tas спги.илл1>ийго оС>уча1Ия

Рисунок 6 - Фрагмент функциональной карты профессиональных квалификаций

Внедрение подуровней квалификации в ОРК и ПС, и четкое описание трудовых функций (и входящих в них задач, умений, навыков и знаний, личностных компетенций) усложняющихся на каждом очередном более высоком подуровне квалификации сможет стать основой для эффективного развития системы НПР -поскольку у организаций, реализующих программы дополнительного и неформального образования по соответствующим специальностям уже будет четкий

ориентир по компетенциям, которые они должны сформировать у специалиста, который планирует перейти на более высокий подуровень квалификации (с 7.3 на 7.4, или с 7.4 на 8.1).

Рисунок 7 - Связь квалификационных категорий с уровнями квалификаций в ОРК

В этой связи при определении содержания образовательной программы по соответствующей специальности важно идти от результатов обучения, определенных на основе ОРК и ПС, поэтому, прежде всего, целесообразно умения и знания, осваиваемые в рамках программ профессионального обучения и программ повышения квалификации, определять на основе соответствующих разделов профессиональных стандартов (обязательных и дополнительных трудовых функций и составляющих их профессиональных задач, умений, навыков и знаний) и дополнять их с учетом принципа дидактической целесообразности [18].

В условиях отмены квалификационных категорий система подуровней квалификации в ОРК и

ПС должна стать также основой для новых подходов к оплате труда работников здравоохранения. Так предусмотренная Постановлением Правительства от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» система коэффициентов для исчисления должностных окладов для работающих в отрасли врачей должна опираться уже не на квалификационные категории, а на уровни квалификации в ОРК (таблица 5). Аналогичный подход должен применяться и при оплате труда иных работников здравоохранения, которые относятся к звеньям В-2, В-3 и В-4.

Таблица 5 - Предлагаемый подход по замене квалификационных категорий на уровни квалификации в системе оплаты труда

Ступень Наименования должностей Стаж работы по специальности, в годах

Звено В ПП №1193 Предлагаемый подход 0-1 1-2 2-3 3-5 5-7 7-10 10-13 13- 16 16-20 20- 25 > 25

1 Врач высшей категории Врач, уровень квалификации 8.1 5,26 5,32 5,39 5,46 5,53 5,60 5,67 5,75 5,83 5,91 5,99

2 Врач первой категории Врач, уровень квалификации 7.4 4,78 4,85 4,92 4,99 5,06 5,14 5,21 5,29 5,38 5,46 5,54

В2 3 Врач второй категории Врач, уровень квалификации 7.3 4,66 4,74 4,81 4,89 4,96 5,04 5,11 5,20 5,29 5,38 5,46

4 Врач без категории Врач, уровень квалификации 7.1-7.2 4,13 4,17 4,21 4,26 4,30 4,35 4,40 4,51 4,61 4,70 4,77

Необходимая инфраструктура для развития

ОСК

С учетом предусмотренных в новом Кодексе норм по формированию отраслевой системы квалификаций, основой которой являются ОРК и ПС, необходимо создание условий для формирования и постоянной поддержки функционирования системы профессиональных квалификаций в здравоохранении [11]. В соответствии с общемировым опытом за формирование и поддержку отраслевой системы квалификаций отвечают Отраслевые советы/комитеты по профессиональным квалификациям (ОСПК) включающие представителей госоргана, объединений работников и работодателей, академического сектора и организаций, осуществляющих оценку профессиональной подготовленности (рисунок 8).

Примером ОСПК являются Совет по развитию отраслевых квалификаций в Великобритании, Отраслевой совет по вопросам профессиональных навыков в Турции, Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в России, Отраслевой профессиональный комитет в Литве и др. [3].

Основными задачами ОСПК должны стать:

а) мониторинг появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в здравоохранении;

б) мониторинг потребности в квалификациях учреждений и организаций системы здравоохранения;

в) разработка профессиональных стандартов и иных требований к профессиям и квалификациям в здравоохранении;

Рисунок 8 - Видение отраслевого совета по профессиональным квалификациям

г) разработка, на основе НРК, ОРК и стратегии ее развития;

д) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной медицинской деятельности;

е) установление требований для подтверждения профессиональной квалификации;

ж) организация, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций в здравоохранении;

з) Обеспечение гармонизации и контроля за реализацией на практике всех компонентов ОСК, включая:

Заключение

Таким образом, основными проблемами регулирования отраслевой системы квалификаций в здравоохранении Казахстана является отсутствие актуальной для существующих потребностей отрасли отраслевой рамки квалификаций и отсутствие профессиональных стандартов, регламентирующих требования к специалистам системы здравоохранения, отсутствие четкого разграничения компетенций по уровням квалификации.

Разработка отраслевой рамки квалификаций и формирование отраслевых советов/комитетов по профессиональным квалификациям в области здравоохранения позволит создать инструмент формирования государственной и отраслевой

- ОРК и ПС области здравоохранения;

- ГОСО в области здравоохранения и образовательные программы (компетенции выпускников);

- систему оценки знаний и навыков обучающихся, выпускников и специалистов

- систему сертификации специалистов в области здравоохранения;

- систему НПР работников здравоохранения.

и) участие в определение потребностей в

образовании и обучении, в разработке отраслевых ГОСО, обновлении программам профессионального образования и обучения в здравоохранении.

кадровой политики в системе здравоохранения, в оказании востребованных услуг в области здравоохранения, в создании и применении эффективных методов и технологий профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Отраслевая рамка квалификаций

должна стать основой для разработчиков профессиональных стандартов отрасли, а также работодателей, организаций образования различных уровней, организаций, осуществляющих оценку профессиональной подготовленности работников здравоохранения, руководителей организаций здравоохранения и органов государственного управления в области здравоохранение.

Литература

1. Каусова Г.К., Абзалиева А.Р. Планирование и прогнозирование потребности в кадровых ресурсах здравоохранения (литературный обзор) //Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2017.- №3.- С. 409-412.

Kausova G.K., Abzalieva A.R. Planirovanie iprognozirovanie potrebnosti vkadrovykh resursakh zdravookhraneniia (literaturnyi obzor) (Planning and forecasting the need for human resources for health (literature review)) [in Russian]. Vestnik Kazakhskogo Natsional'nogo meditsinskogo universiteta, 2017; 3: 409-412.

2. Koikov V., Baigozhina Z, Bekbergenova Z., Umbetzhanova A., Derbissalina G, Mergentai A. Formulating a structured description of the levels of qualifications recognized in the health system. European Journal of Public Health, 2020; 30, Issue Supplement_5: ckaa166.643. https://doi.org/10.1093/eurpub/ckaa166.643.

3. Исабеков М.У. Предложения к запуску механизма Национальной системы квалификаций РК на основе международного опыта. Онлайн ресурс [дата обращения: 30 сен. 2020 г.]. Режим доступа: https://connections.etf.europa.eu/ blogs/91a0c81f-f231-47aa-ab18-8f973dd8591b/entry/.

Isabekov M.U. Predlozheniia k zapusku mekhanizma Natsional'noi sistemy kvalifikatsii RK na osnove mezhdunarodnogo opyta (Proposals for the launch of the mechanism of the National Qualifications System of the Republic of Kazakhstan based on international experience) [in Russian]. Onlain resurs [data obrashcheniia: 30 sen. 2020 g.]. Rezhim dostupa: https://connections.etf. europa.eu/blogs/91a0c81f-f231-47aa-ab18-8f973dd8591b/entry/.

4. Study on International Sectoral Qualifications Frameworks and Systems: Final Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2016. ISBN: 978-92-79-62834-4.

5. Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и оформлению отраслевых рамок квалификаций: утв. 18 января 2019 года,№ 25.

Prikaz Ministra truda i sotsial'noi zashchity naseleniia Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po razrabotke i oformleniiu otraslevykh ramok kvalifikatsii (Order of the Minister of Labor and Social Protection of the Population of the Republic of Kazakhstan. On the approval of the Methodological Recommendations for the development and execution of sectoral qualifications frameworks) [in Russian]: utv. 18 ianvaria 2019 goda, № 25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Асан Курманбеков. Обзор рынка труда Казахстана. HALYK FINANCE. Апрель 2019. Онлайн ресурс [дата обращения: 30 сен. 2020 г.]. Режим доступа: https://halykfinance.kz/download/files/company-documents/research/labour2019.pdf.

Asan Kurmanbekov. Obzor rynka truda Kazakhstana (Labor market overview of Kazakhstan) [in Russian]. HALYK FINANCE. Aprel' 2019. Onlain resurs [data obrashcheniia: 30 sen. 2020 g.]. Rezhim dostupa: https://halykfinance.kz/download/files/company-documents/research/labour2019.pdf.

7. Koikov V., Baigozhina Z, Umbetzhanva A., Mergentai A., Derbissalina G., Bekbergenova Zh. Vision of the development of the qualification framework (QF) for the healthcare sector in Kazakhstan. European Journal of Public Health, 2018; 28, Issue suppl_4: cky218.117. https://doi.org/10.1093/eurpub/cky218.117.

8. Койков В.В., Аканов А.Б. Методология разработки профессиональных стандартов для специалистов отрасли здравоохранения: Методические рекомендации. - Нур-Султан: Республиканский центр развития здравоохранения, 2020. -104 с. ISBN 978-601-7606-19-0.

Koikov V.V., Akanov A.B. Metodologiia razrabotki professional'nykh standartov dlia spetsialistov otrasli zdravookhraneniia (Methodology for developing professional standards for healthcare professionals) [in Russian]: Metodicheskie rekomendatsii. - NurSultan: Respublikanskii tsentr razvitiia zdravookhraneniia, 2020. - 104 s. ISBN 978-601-7606-19-0.

9. Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД). Национальный Классификатор Республики Казахстан 03-2019. Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (Госстандарт).

Obshchii klassifikator vidov ekonomicheskoi deiatel'nosti (OKED). Natsional'nyi Klassifikator Respubliki Kazakhstan 03-2019 (General classifier of economic activities (OKED). National Classifier of the Republic of Kazakhstan 03-2019) [in Russian]. Komitet tekhnicheskogo regulirovaniia i metrologii Ministerstva industrii i infrastrukturnogo razvitiia Respubliki Kazakhstan (Gosstandart).

10. Национальный классификатор занятий. Национальный Классификатор Республики Казахстан 01-2017. Государственная система технического регулирования Республики Казахстан.

Natsional'nyi klassifikator zaniatii. Natsional'nyi Klassifikator Respubliki Kazakhstan 01-2017 (National classifier of occupations. National Classifier of the Republic of Kazakhstan 01-2017) [in Russian]. Gosudarstvennaia sistema tekhnicheskogo regulirovaniia Respubliki Kazakhstan.

11. Кодекс Республики Казахстан. О здоровье народа и системе здравоохранения: от 7 июля 2020 года, № 360-VI

ЗРК.

Kodeks Respubliki Kazakhstan. O zdorov'e naroda i sisteme zdravookhraneniia (Code of the Republic of Kazakhstan. About people's health and the health care system) [in Russian]: ot 7 iiulia 2020 goda, № 360-VI ZRK.

12. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Номенклатуры медицинских и фармацевтических специальностей; утв. 24 ноября 2009 года, № 774.

Prikaz Ministra zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Nomenklatury meditsinskikh i farmatsevticheskikh spetsial'nostei (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On the approval of the Nomenclature of medical and pharmaceutical specialties) [in Russian]; utv. 24 noiabria 2009 goda, № 774.

13. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Номенклатуры должностей работников здравоохранения; утв. 24 ноября 2009 года, № 775.

Prikaz Ministra zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Nomenklatury dolzhnostei rabotnikov zdravookhraneniia (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On the approval of the Nomenclature of positions of healthcare workers) [in Russian]; utv. 24 noiabria 2009 goda, № 775.

14. Атлас новых профессий, Московская школа управления «Сколково», Агентство стратегических инициатив, вторая редакция, 2015. Интернет-ресурс [дата обращения: 30 сен. 2020 г.]. Режим доступа: http://atlas100.ru/catalog/ meditsina.

Atlas novykh professii, Moskovskaia shkola upravleniia «Skolkovo», Agentstvo strategicheskikh initsiativ, vtoraia redaktsiia, 2015 (Atlas of new professions, Moscow School of Management «Skolkovo», Agency for Strategic Initiatives, second edition, 2015) [in Russian]. Internet-rеsurs [data obrashcheniia: 30 sen. 2020 g.]. Rezhim dostupa: http://atlas100.ru/catalog/meditsina.

15. Рекомендации по актуализации перспективных научных и технологических направлений, ключевых продуктов и услуг, технологий и тематик научных исследований по итогам проведенного в 2013-2014 гг. форсайтного исследования «Системный анализ и прогнозирование в сфере науки и технологий до 2030 года» в рамках направления «Здоровье нации». АО «Фонд науки», 2017. Интернет-ресурс [дата обращения: 30 сен. 2020 г.]. Режим доступа: http://science-fund.kz/assets/ documents/Презентация%20Здоровье%20нации_13.12.2017.pdf.

Rekomendatsii po aktualizatsii perspektivnykh nauchnykh i tekhnologicheskikh napravlenii, kliuchevykh produktov i uslug, tekhnologii i tematik nauchnykh issledovanii po itogam provedennogo v 2013-2014 gg. forsaitnogo issledovaniia «Sistemnyi analiz i prognozirovanie v sfere nauki i tekhnologii do 2030 goda» v ramkakh napravleniia «Zdorov'e natsii». AO «Fond nauki», 2017 (Recommendations for updating promising scientific and technological areas, key products and services, technologies and research topics based on the results of the 2013-2014 period. foresight research «System analysis and forecasting in the field of science and technology until 2030» in the framework of the direction «Health of the nation». Science Fund JSC, 2017) [in Russian]. Internet-resurs[data obrashcheniia: 30 sen. 2020 g.]. Rezhim dostupa: http://science-fund.kz/assets/documents/Prezentatsiia%20Zdorov'e%20 natsii_13.12.2017.pdf.

16. 11 New Jobs in the Future of Healthcare and Medicine, 8 February 2017. The Medical Futurist. Website. [Cited 30 Sep 2020]. Available from URL: https://medicalfuturist.com/new-jobs-future-healthcare-medicine-part-ii/.

17. Koikov V., Akanov A., Abduazhitova A., Aubakirova A., Otargalieva D., Derbissalina G. Determining future professions and competencies of health workers. European Journal of Public Health. 2020; 30, Issue Supplement_5: ckaa166.642. https://doi. org/10.1093/eurpub/ckaa166.642.

18. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению //Высшее образование в России, 2015.- №4.- С. 5-14.

Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E.Iu., Faktorovich A.A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniiu (Professional standards: from development to application) [in Russian]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015; 4: 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.