Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ОСНОВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ОСНОВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ / СТАТУС МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Султангазиев Т.С.

Одной из наиболее важных составляющих укрепления национальной системы здравоохранения является внедрение эффективной стратегии развития человеческого капитала в отрасли на основе повышения статуса работников здравоохранения, изменения отраслевой системы квалификаций и их подтверждения, изменения подходов в подготовке кадров, а также совершенствования системы государственного планирования подготовки медицинских кадров. Реализация данных мер позволит обеспечить повышение эффективности управления кадровыми ресурсами отрасли, обеспечивающими предоставление качественных услуг здравоохранения. При этом новая отраслевая политика управления кадровыми ресурсами должна основываться на таких принципах как наличие (доступность) необходимых человеческих ресурсов, надлежащая компетенция работников, интегрированное развитие кадровых ресурсов, отзывчивость человеческих ресурсов на запросы населения, непрерывное профессиональное развитие, продуктивность человеческих ресурсов, социальное признание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Султангазиев Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF AN EFFECTIVE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A BASIS FOR STRENGTHENING THE NATIONAL HEALTH SYSTEM

One of the most important components of strengthening the national health system is the introduction of an effective strategy for the development of human capital in the industry based on improving the status of health workers, changing the sectoral system of qualifications and their confirmation, changing approaches to the health education system, as well as improving the system of state planning for training health workers. The implementation of these measures will ensure an increase in the efficiency of human resources management in the industry, ensuring the provision of quality healthcare services. At the same time, the new sectoral policy of human resource management should be based on such principles as the availability of the necessary human resources, the proper competence of employees, integrated development of human resources, responsiveness of human resources to the needs of the population, continuous professional development, productivity of human resources, and social recognition.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ОСНОВА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2020-3-38-4-9

Editorial

Implementation of an Effective Strategy for the Development of Human Capital as a Basis for Strengthening the

National Health System

Kanat Tossekbaev 1, Timur Sultangaziyev 2

1 General Director of the Republican Center for Healthcare Development, Nur-Sultan, Kazakhstan 2 Chairman of the Committee for Quality Control and Safety of Goods and Services of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

One of the most important components of strengthening the national health system is the introduction of an effective strategy for the development of human capital in the industry based on improving the status of health workers, changing the sectoral system of qualifications and their confirmation, changing approaches to the health education system, as well as improving the system of state planning for training health workers.

The implementation of these measures will ensure an increase in the efficiency of human resources management in the industry, ensuring the provision of quality healthcare services. At the same time, the new sectoral policy of human resource management should be based on such principles as the availability of the necessary human resources, the proper competence of employees, integrated development of human resources, responsiveness of human resources to the needs of the population, continuous professional development, productivity of human resources, and social recognition.

Key words: human resources for health, training of health workers, status of health workers.

¥лттык денсаульщ сактау жуйесш ныгайтудьщ Heri3i ретшде адами капиталды дамытудыц тиiмдi стратегиясын жузеге асыру

Тесекбаев ^.Д.1, Султангазиев Т.С.2

1 Республикалы; денсаулын; са;тауды дамыту орталыгынын бас директоры, Нур-Султан, ^азацстан 2 ^азацстан Республикасы Денсаулы; са;тау министрл/'г/'н/'н тауарлар мен ;ызметтер&н, сапасы мен ;;ауiпсiздiгiн ба;ылау комитетiнiн терагасы,

Нур-Султан, ^азацстан

Туйшдеме

¥лтты; денсаулы; са;тау жYйесiн ныгайтудын мацызды ;урамдастарынын бiрi - медицина цызметкерлер/'н/'н мэртебеан кетеру, бiлiктiлiктiн салалы; жуйес/'н езгерту жэне оларды растау, кадрларды даярлауга кез;арастарды езгерту, сондай-а; медициналы; кадрларды даярлауды мемлекеттiк жоспарлау жYйесiн жетiлдiру нег/'з/'нде салада адами капиталды дамытудыц ти/'мдi стратегиясын енг/'зу.

Осы iс-шараларды 1'ске асыру сапалы медициналы; ;ызмет керсетудi ;амтамасыз ете отырып, саладагы адами ресурстарды бас;арудыц ти/'мдт/'г/'н/'н артуына алып келедi. Сонымен б/'рге, адами ресурстарды бас;арудын жана салалы; саясаты ;ажеттi кадрлы; ресурстардын болуы (;ол жет/'мд/'л/'гi), ;ызметкерлердiн лайы;ты цузыретт/'л/'гi, адами ресурстарды кешендi дамыту, адами ресурстардын тургындардын ;ажеттiлiгiне жауап беруi, Yздiксiз кэаби дамуы, енбек ресурстарынын ен/'мдт/'гi, элеуметтiктану сия;ты принциптерге негiзделуi керек.

Tyüíh свздер: денсаулы; са;таудын кадрлы; элеует/', медициналы; кадрларды даярлау, медицина цызметкерлер/'н/'н мэртебеа.

Внедрение эффективной стратегии развития человеческого капитала как основа для укрепления национальной системы здравоохранения

Тосекбаев К.Д.1, Султангазиев Т.С.2

1Генеральный директор Республиканского центра развития здравоохранения,

Нур-Султан, Казахстан

2 Председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Одной из наиболее важных составляющих укрепления национальной системы здравоохранения является внедрение эффективной стратегии развития человеческого капитала в отрасли на основе повышения статуса работников здравоохранения, изменения отраслевой системы квалификаций и их подтверждения, изменения подходов в подготовке кадров, а также совершенствования системы государственного планирования подготовки медицинских кадров.

Реализация данных мер позволит обеспечить повышение эффективности управления кадровыми ресурсами отрасли, обеспечивающими предоставление качественных услуг здравоохранения. При этом новая отраслевая политика управления кадровыми ресурсами должна основываться на таких принципах как наличие (доступность) необходимых человеческих ресурсов, надлежащая компетенция работников, интегрированное развитие кадровых ресурсов, отзывчивость человеческих ресурсов на запросы населения, непрерывное профессиональное развитие, продуктивность человеческих ресурсов, социальное признание.

Ключевые слова: кадровые ресурсы здравоохранения, подготовка медицинских кадров, статус медицинских работников.

Corresponding author: Kanat Tossekbaev, General Director of the Republican Center for Healthcare Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 (7172)700-950 (bh. 1000) E-mail: office@rcrz.kz

J Health Dev 2020; 3 (38):4-9 UDC 61:331.108; 614.253 Recieved: 02-09-2020 Accepted: 10-09-2020

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Актуальность проблемы

Проблемы с которыми столкнулись все государства в период пандемии коронавирусной инфекции указывают на необходимость принятия первостепенных мер в сфере укреплеления и наращивания потенциала национальных систем здравоохранения. При этом одной из наиболее важных составляющих укрепления систем здравоохранения является внедрение эффективной стратегии развития человеческого капитала. Во всем мире эффективность систем здравоохранения и качество медицинских услуг зависят от обеспеченности организаций здравоохранения и регионов страны достаточным количеством специалистов с необходимыми квалификациями и компетенциями, а также от показателей деятельности работников отрасли, которые определяются их знаниями, умениями и мотивацией, уровнем научно-технологического развития.

Согласно данным на начало 2020 года в Республике Казахстан осуществляли деятельность в организациях здравоохранения более 253,9 тыс. медицинских работников, из них 74,0 тыс. врачей и 179,8 тыс. среднего медицинского персонала.

При этом показатели обеспеченности на 10000 населения врачебными кадрами и средними медицинскими работниками за последние 10 лет изменились незначительно и составили на начало текущего года 39,7 и 96,5 соответственно. При этом данные показатели превышают показатели обеспеченности стран Европейского союза и СНГ Вместе с тем проблемным вопросом для национальной системы здравоохранения является дисбаланс кадровых ресурсов в разрезе регионов. Так, наибольшая обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения отмечается в городах НурСултан (75,9) и Алматы (68,1). В то же время, в других регионах обеспеченность врачами варьирует от 24,5 до 46,4 на 100 тыс. населения. Наименьшая обеспеченность врачами отмечается в Алматинской (24,5), Акмолинской (24,9), Туркестанской (27,9) и Атырауской (28,7) областях. Связано это со многими факторами, в том числе развитием сети медицинских организаций преимущественно в крупных городах, различием мер, принимаемых по закреплению медицинских работников, на уровне отдельных регионов и т. д. Географический дисбаланс также связан со сосредоточением медицинских кадров в городах и их недостатоком в сельских районах.

Пандемия COVID-19 существенно обострила данную проблему и показала, к каким последствиям может привести дисбаланс кадровых ресурсов здравоохранения. В настоящее время министерство оперативно решает вопросы дефицита кадровых ресурсов в отдельных регионах, направляя в них медицинских работников из регионов с высокой обеспеченностью. Вместе с тем, работа по выравниванию дисбаланса кадровых ресурсов должна проводиться на системной основе. Причем здесь должны участвовать и министерство здравоохранения, и местные исполнительные органы. Так, именно от последних зависит предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, условий для проживания медицинских работников и т. д.

Существенной проблемой для отрасли является не только внутренняя миграция, связанная

с оттоком кадров не только из отдельных регионов и из сельской местности, но и внешняя миграция медицинских работников, связанная с выездом медицинских работников на постоянное место жительства за рубеж. Так по официальным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК за период с 2017 по 2019 год Казахстан покинули 3 499 человек, имеющих медицинское образование: за 2017 год - 1062, в 2018 году -1225 и в 2019 году - 1212 специалистов в области здравоохранения [1].

По данным Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения Республиканского центра развития здравоохранения дефицит врачей в Казахстане составляет 5041 штатная единица. Наибольший дефицит наблюдается по следующим специальностям: врачи общей практики (950), анестезиологи-реаниматологи (333), акушеры-гинекологи (273), терапевты (258), педиатры (244), офтальмологи (182), психиатры (172), невропатологи (165), инфекционисты (155), врачи лучевой диагностики (128), неонатологи (110).

Несмотря на то, что Министерство здравоохранения ежегодно выделяет

государственный заказ на подготовку кадров для отрасли по различным специальностям и уровням обучения, существенной проблемой остается высокий уровень текучести специалистов в медицинских организациях, связанный с внешней и внутренней миграцией или уходом специалистов в другие отрасли и сферы деятельности. На примере текущего года - в отрасль пришли 7891 выпускник медицинских ВУЗов и 22 014 выпускников медицинских колледжей, т. е. порядка 30 тысяч человек пришли в профессию медицинского работника в текущем году. Вместе с тем, по данным обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения Республиканского центра развития здравоохранения, только за I квартал 2020 года из медицинских организаций уволились 4702 человека врачебного персонала и 9713 человек из числа средних медицинских работников.

Опыт ведущих зарубежных стран мира показывает, что развитие частной медицины позволяет государственным и негосударственным медицинским организациям конкурировать и за поток пациентов, и за медицинских работников. Тем самым создаются условия и для повышения качества оказания медицинских услуг, и для повышения уровня мотивации медицинских работников [2,3].

В последние годы отток

высококвалифицированных специалистов из государственных медицинских организаций в негосударственные учреждения достаточно высокий. В этой связи Министерство здравоохранения Республики Казахстан предпринимает шаги по созданию необходимых условий для работников государственных организаций здравоохранения. Это касается повышения уровня заработной платы, доплат и надбавок за дополнительные риски и нагрузки, усиления социальной защиты и мер поддержки работников здравоохранения, внедрения страхования профессиональной ответственности медицинских работников и других мер [4].

Повышение статуса работников здравоохранения

Медицинские работники покидают отрасль и страну, прежде всего, из-за отсутствия эффективных механизмов мотивации -недостаточной заработной платы, неэффективной системы надбавок и стимулирующих выплат за расширенный объем работы, дополнительные риски, психоэмоциональную нагрузку, отсутствия возможности для профессионального развития, низкого уровня защиты прав и недостаточных социальных гарантий для медицинских работников. Кроме того, одной из важных причин утечки мозгов является застоявшаяся командно-клановая система, плохо работающие карьерные лифты и исходящее из этого отсутствие перспектив для личностного и карьерного роста. Зачастую во многих медицинских организациях Казахстана смена первого руководителя сопровождается тем, что за ним переходит вся команда ключевых специалистов с предыдущего места работы, а работники организации не имеют никаких перспектив для своего карьерного роста.

Прежде всего, необходимо поднять уровень заработной платы врача и других медицинских работников. Так, Главой государства поставлена задача - довести соотношение средней зарплаты врача к средней зарплате в экономике в 2,5 раза к 2023 году [5]. Необходимо поднять статус врача и в целом медицинского работника за счет расширения прав медицинских и фармацевтических работников и внедрения эффективной системы мер социальной поддержки и гарантий, прежде всего, для молодых специалистов - выпускников ВУЗов и колледжей, путем предоставления хороших условий для проживания (покупки или съема жилья), достаточного уровня подъемных средств. Для уже работающих в отрасли специалистов необходимо создать условия для карьерного роста и профессионального развития.

Кроме того, важно обеспечить защиту медицинских работников и в части введения уголовной и (или) административной ответственности лиц, которые применяют насильственные действия в отношении медицинских работников (по аналогии

с полицейскими), а также в части введения системы страхования профессиональной ответственности медработников. Суть последней процедуры заключается в том, что медицинский работник не должен нести ответственности за неблагоприятный исход от своих действий, если они не были связаны с халатным или небрежным отношением к своим обязанностям. Зачастую целый ряд факторов (в том числе связанных с неправильным образом жизни, который вел сам пациент) и условий, о которых врач мог не знать, могут привести к неблагоприятным или смертельным исходам. Если произошёл неблагоприятный исход, который, по сути, можно было предотвратить, то этот факт должен анализироваться, медицинские работники должны делать выводы и извлекать уроки на будущее, чтобы не допускать подобные ситуации в дальнейшем.

Необходимо прекратить практику подачи судебных исков против врачей, а ввести систему медиации - каждый случай претензий по поводу неблагоприятного или смертельного исхода должен анализироваться с привлечением медиаторов, и в случае, если имел место медицинский инцидент (когда есть вина медицинского работника или медицинской организации, но это не связано было с халатным или небрежным отношением, а просто в организации не было соответствующего оборудования, медицинский работник не имел достаточного опыта и знаний и т.д.), пациент должен иметь возможность получить компенсацию. При этом компенсация должна выплачиваться от средств, формируемых в рамках страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

В целом необходимо обеспечить реализацию мер по общественному признанию труда работников здравоохранения, в том числе на основе привлечения СМИ, неправительственных организаций для формирования в обществе положительного имиджа и проведения мероприятий по повышению привлекательности медицинской профессии.

Изменение отраслевой системы квалификаций и их подтверждения

Наряду с повышением статуса работников здравоохранения необходимо определить четкие требования к квалификации каждого специалиста в отрасли, а также внедрить механизмы эффективного поддержания и развития компетенций у работников здравоохранения. В этой связи необходимо обеспечить совершенствование отраслевой системы квалификаций на основе разработки отраслевой рамки квалификацийи профессиональных стандартов и гармонизации с ними всех иных стандартов и нормативных документов, определяющих требования к квалификациям и компетенциям специалистов в отрасли и их оценке.

Существенных изменений требует и существующая система сертификации специалистов здравоохранения. В рамках нового Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» расширен перечень видов деятельности, по которым требуется наличие сертификата специалиста для допуска к практической деятельности (наряду с медицинскими работниками, наличие сертификата требуется также для фармацевтической деятельности, деятельности в области санитарно-

эпидемиологического благополучия, а также для первых руководителей медицинских организаций) [9]. При этом требуется пересмотреть сам механизм получения и дальнейшего подтверждения сертификата специалиста. Так выдача сертификата специалиста должна осуществляться на основе единого сертификационного экзамена, сдаваемого по итогам окончания организации образования, а дальнейшее подтверждение сертификата должно осуществляться по результатам учета достижений в непрерывном профессиональном развитии, включая введение накопительной системы - зачетных единиц, учитывающих все виды активностей по профессиональному развитию.

Изменение подхода в подготовке кадров

С учетом пересмотра требований к квалификациям и компетенциям специалистов в отрасли, необходимо усилить практическую составляющую в программах подготовки медицинских кадров. Для этого необходимо усилить требования к организациям, реализующим программы по медицинским специальностям, в части ресурсного и кадрового обеспечения. Так, качество подготовки клинических кадров зависит, прежде всего, от наличия необходимой инфраструктуры клинической подготовки, т.е. использования медицинских организаций в качестве баз для практической подготовки. В настоящее время медицинские ВУЗы и колледжи не имеют достаточного доступа к использованию инфраструктуры клинической подготовки. В этой связи необходимо, чтобы все медицинские ВУЗы имели собственные университетские больницы и клиники, на базе которых должны базироваться клинические кафедры, и где бы преподавателям и студентам предоставлялся свободный доступ к пациентам и всему медицинскому оборудованию. В мире общепринятой практикой допуска врача к клинической практике является окончание программы резидентуры, которая направлена на углубленную клиническую подготовку врача по конкретной узкой специальности в течение от 3 до 5 лет после окончания медицинского ВУЗа [6-8]. В Казахстане же до настоящего времени выпускник медицинского ВУЗа получить узкую врачебную специальность мог за 4-6 месяцев в рамках программы переподготовки. Данная система не позволяла должным образом обеспечить качество клинической подготовке узкого специалиста. В рамках принятия нового Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» институт переподготовки полностью ликвидирован [9]. Подготовка врача должна осуществляться с обязательным

прохождением обучения в резидентуре. При этом должен быть обеспечен переход к общепринятым в мире принципам реализации программ резидентуры, предполагающим не теоретическое обучение в учебной аудитории, а обучение врача в условиях клинической практики, непосредственно у постели больного, в операционной [8]. Ключевым механизмом контроля качества по опыту ведущих зарубежных стран должен являться единый сертификационный экзамен, дающий право на получение сертификата специалиста. При этом сертификационный экзамен должен быть обязательным условием допуска не только к клинической практике (для врачей и средних медицинских работников), но и к фармацевтической практике, а также к деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Важным условием поддержания на необходимом уровне компетенций работающих специалистов в отрасли является непрерывное профессиональное развитие на основе программ дополнительного и неформального образования [8]. К сожалению, в последние годы проведение курсов повышения квалификации превратилось в простое зарабатывание денег, рынок данных услуг наполнила масса организаций, не имеющих ни кадрового потенциала, ни необходимой инфраструктуры. В этой связи необходимо усиление требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования по медицинским специальностям, эти программы должны осуществляться только ВУЗами, национальными и научными центрами, научно-исследовательскими институтами, высшими медицинскими колледжами на базе аккредитованных клинических баз, клиник организаций образования в области здравоохранения, университетских больниц.

Государственное планирование подготовки медицинских кадров

К сожалению, приходится констатировать, что система государственного планирования кадров до недавнего времени как таковая не функционировала, и выделение грантов на определенные специальности осуществлялось с учетом сложившихся традиций или активности руководителей образовательных организаций. Безусловно, казахстанскому здравоохранению требуется эффективная и прозрачная система определения потребности в подготовке специалистов различных квалификаций и такие же прозрачные механизмы для определения организаций, которые могут обеспечить качественную подготовку будущих специалистов. В этой связи с целью прогнозирования потребности отрасли в кадровых ресурсах здравоохранения различной квалификации и последующего государственного планирования подготовки кадров при поддержке Всемирной организации здравоохранения была создана Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения, которая находится в структуре Республиканского центра развития здравоохранения.

Государственное планирование подготовки кадров для системы здравоохранения позволяет рационально и обоснованно использовать бюджетные

Заключение

Реализация всех вышеуказанных мер позволит кадровыми ресурсами отрасли, обеспечивающими обеспечить повышение эффективности управления предоставление качественных услуг здравоохранения.

средства на обучение будущих специалистов для отрасли. Эффективность и достоверность государственного планирования кадров напрямую зависит от наличия объективной информации о текущей кадровой обеспеченности и будущей потребности. Отсутствие единой и оперативно обновляющейся базы (регистра) по существующим кадрам в отрасли является основной причиной существующих недостатков в кадровом обеспечении отрасли. В этой связи, в новом Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» [9] предусмотрено совершенствование процедур учета и планирования кадров здравоохранения, включая ведение регистра медицинских работников, обязательной регистрации медработников в регистре, определение Национального координатора по ведению учета кадров. Также в новом Кодексе предусмотрено определение ответственности местных исполнительных органов за реализацию кадровой политики на региональном уровне и планирование потребности в кадровых ресурсов здравоохранения.

При этом новая отраслевая политика управления кадровыми ресурсами должна основываться на таких принципах как наличие (доступность) необходимых человеческих ресурсов, надлежащая компетенция работников, интегрированное развитие кадровых

ресурсов, отзывчивость человеческих

ресурсов на запросы населения, непрерывное профессиональное развитие, продуктивность человеческих ресурсов, социальное признание.

Литература

1. Статистика здравоохранения. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Веб-сайт. [Дата обращения: 19 Апр 2020]. Режим доступа: https://stat.gov.kz/official/industry/63/statistic/7.

Statistika zdravookhraneniia. Komitet po statistike Ministerstva natsional>noi ekonomiki Respubliki Kazakhstan (Health statistics. Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan) [in Russian]. Veb-sait. [Data obrashcheniia: 19 Apr 2020]. Rezhim dostupa: https://stat.gov.kz/official/industry/63/statistic/7.

2. Chang A.Y., Cowling K, Micah A.E., Chapin A. et al. Past, present, and future of global health financing: a review of development assistance, government, out-of-pocket, and other private spending on health for 195 countries, 1995-2050. The Lancet, 2019; 393(10187): 2233-2260.

3. Dieleman J.L., Campbell M., Chapin A., Eldrenkamp E. et al. Future and potential spending on health 2015-40: development assistance for health, and government, prepaid private, and out-of-pocket health spending in 184 countries. The Lancet, 2017; 389(10083): 2005-2030.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы (изменения на 26 декабря 2019): утв. 26 декабря 2019 года, №982.

Postanovlenie Pravitel>stva Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy razvitiia zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan na 2020 - 2025 gody (Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Program for the Development of Healthcare of the Republic of Kazakhstan for 2020 - 2025) [in Russian]. (izmeneniia na 26 dekabria 2019): utv. 26 dekabria 2019 goda, №982.

5. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на третьем заседании Национального совета общественного доверия, 27 мая 2020 года. Интернет ресурс. ¡Дата обращения: 19 Апр 2020]. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/ opublikovano-vystuplenie-prezidenta-rk-na-tret-em-zasedanii-nacsoveta-obschestvennogo-doveriya_a3654881.

Vystuplenie Prezidenta Kasym-Zhomarta Tokaeva na tret>em zasedanii Natsional>nogo soveta obshchestvennogo doveriia (Speech by President Kassym-Jomart Tokayev at the third meeting of the National Council of Public Trust) [in Russian], 27 maia 2020 goda. Internet resurs. [Data obrashcheniia: 19 Apr 2020]. Rezhim dostupa: https://www.inform.kz/ru/opublikovano-vystuplenie-prezidenta-rk-na-tret-em-zasedanii-nacsoveta-obschestvennogo-doveriya_a3654881

6. Martin A.A., Laurence C.O., Black L.E., Mugford B.V. General practice placements for pre-registration junior doctors: adding value to intern education and training. Medical journal of Australia, 2007; 186(7): 346-349.

7. Hays R.B., Morgan S. Australian and overseas models of general practice training. Medical Journal of Australia, 2011;194(11): S63-S64.

8. Wearne S.M., Brown J.B. General Practice Education: Context and Trends. Clinical Education for the Health Professions: Theory and Practice. Springer, Singapore, 2020: 20 р. https://doi.org/10.1007/978-981-13-6106-7_6-1.

9. Кодекс Республики Казахстан. О здоровье народа и системе здравоохранения: утв. 7 июля 2020 года, №360-VI.

Kodeks Respubliki Kazakhstan. O zdorov>e naroda i sisteme zdravookhraneniia (Code of the Republic of Kazakhstan. About

peoples health and the health care system) [in Russian]: utv. 7 iiulia 2020 goda, №360-VI.

10. Токун Л.В. Инвестиции как фактор устойчивости российского здравоохранения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т.7. - №. 2(26).-С.132-138.

Tokun L.V. Investitsii kak faktor ustoichivosti rossiiskogo zdravookhraneniia (Investments as a factor of sustainability of Russian healthcare) [in Russian]. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie). 2016; 7; 2(26): 132-138.

11. Хулукшинов Д.Е., Норбоева Е.Ц. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы финансирования и проблемы развития // Экономические науки. - 2016. - №. 138. - С. 79-84.

Khulukshinov D.E., Norboeva E.Ts. Sovremennoe sostoianie sistemy zdravookhraneniia Rossii: voprosy finansirovaniia i problemy razvitiia (The current state of the healthcare system in Russia: financing issues and development problems) [in Russian]. Ekonomicheskie nauki. - 2016. - №. 138. - S. 79-84.

12. Rana R.H., Alam K., Gow J. Health expenditure and gross domestic product: causality analysis by income level. International Journal of Health Economics and Management, 2020; 20(1): 55-77.

13. Papanicolas I., Woskie L.R., Orlander D., Orav E.J., Jha A.K. The relationship between health spending and social spending in high-income countries: how does the US compare? Health Affairs, 2019; 38(9): 1567-1575.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.