Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ВРАЧИ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / УЧАСТКОВЫЕ ВРАЧИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муханова Г. Т., Тултабаев С. Ч.

Цель исследования: Определить траекторию совершенствования управления человеческими ресурсами, как элемента операционного менеджмента при организации первично-медико-санитарной помощи. Методы. В рамках исследования проведен сравнительный анализ статистических данных по обеспеченности врачами ПМСП в разрезе регионов за 2017-2019 годы по данным информационной системы Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Дополнительный компонент подушевого норматива». Результаты. При анализе обеспеченности организаций здравоохранения врачами общей практики, участковыми педиатрами, участковыми терапевтами на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по республике выявлено динамическое снижение количественного показателя врачей, оказывающих ПМСП. А также отмечена стабильная напряженность по нагрузке врача по численности обслуживаемого (прикрепленного) населения. Выводы. Подходы, ориентированные на состав персонала, например, на подсчет необходимого количества персонала или на создание формул и алгоритмов, обеспечивают лишь частичные решения. Необходимы более емкие решения, которые будут сосредоточены на эффективном мультифакторном управлении человеческими ресурсами. Для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов организации здравоохранения должны расширять системный подход, который учитывает организационные и институциональные условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муханова Г. Т., Тултабаев С. Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF IMPROVING HUMAN RESOURCE MANAGEMENT IN THE ORGANIZATION OF PRIMARY HEALTHCARE

The aim of this study: To determine the trajectory of improving human resource management as an element of operational management in the organization of primary health care. Methods. Within the framework of the study, a comparative analysis of statistical data on the provision of PHC doctors by regions for 2017-2019 was carried out according to the information system of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan «Additional component of the per capita standard». Results. When analyzing the provision of health care organizations with general practitioners, district pediatricians, district therapists at the level of primary health care (PHC) in the republic, a dynamic decrease in the quantitative indicator of doctors providing PHC was revealed. And also noted a stable tension in the workload of a doctor in terms of the number of served (attached) population. Conclusions. Staff-oriented approaches, such as calculating the required number of staff or creating formulas and algorithms, provide only partial solutions. More comprehensive solutions are needed that will focus on effective multifactor human resource management. For the most effective use of human resources, health care organizations must expand a systems approach that takes into account organizational and institutional conditions

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2020-4-39-31-39

Brief Report

Relevance of Improving Human Resource Management in the Organization of Primary Healthcare

Gulzhan Mukhanova 1, Sultanbek Tultabaev 2

1 Head of the Department of development health care of the Center for improving medical care, Republican Center for Health

Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. E-mail: [email protected]

2 Associate Professor of the Department of Business Administration of the Graduate School of Business Almaty Management

University, Almaty, Kazakhstan. E-mail: [email protected]

Abstract

The aim of this study: To determine the trajectory of improving human resource management as an element of operational management in the organization of primary health care.

Methods. Within the framework of the study, a comparative analysis of statistical data on the provision of PHC doctors by regions for 2017-2019 was carried out according to the information system of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan «Additional component of the per capita standard».

Results. When analyzing the provision of health care organizations with general practitioners, district pediatricians, district therapists at the level of primary health care (PHC) in the republic, a dynamic decrease in the quantitative indicator of doctors providing PHC was revealed. And also noted a stable tension in the workload of a doctor in terms of the number of served (attached) population.

Conclusions. Staff-oriented approaches, such as calculating the required number of staff or creating formulas and algorithms, provide only partial solutions. More comprehensive solutions are needed that will focus on effective multifactor human resource management. For the most effective use of human resources, health care organizations must expand a systems approach that takes into account organizational and institutional conditions.

Key words: primary health care, general practitioners, district doctors, human resources, operational management.

Алгашкы медициналык-санитариялык кемект уйымдастыру кезшде адами ресурстарды

баскаруды жеттдфудщ езектшт

Муханова Г.Т.1, ТYлтабаев С.Ч.2

1 Медициналык квмет жетiлдiру орталыгыныц медициналык квмет дамыту бвлiмiнiц басшысы, Денсаулык

сактауды дамыту республикалык орталыгы, Нур-Султан, Цазакстан

2 Алматы Менеджмент Университетiнiц Жогары бизнес мекте&тц «lскерлiк Экiмшiлендiру» кафедрасыныц

доцентi, Алматы, Цазакстан

Тушндеме

Зерттеу мацсаты: Медициналык-санитарлык алгашкы квмет уйымдастырудагы операциялык менеджменттiн элементi ретiнде адами ресурстарды баскаруды жетiлдiру траекториясын аныктау.

ддiстерi. Зерттеу шецбернде Цазакстан Республикасы Денсаулык сактау министрлiгiнiн «Жан басына шаккандагы нормативтiц косымша компонентi» акрараттыкЖYйесiнih| деректерi бойынша 2017-2019 жылдары внурлер бвл^анде МСАК дэрiгерлерiмен камтамасыз етлу бойынша статистикалык деректерге салыстырмалы талдау ЖYргiзiлдi.

Нэтижелерь Денсаулык сактау уйымдарынын жалпы практика дэрiгерлерiмен, учаскелк педиатрлармен, учаскелк терапевтермен медициналык-санитариялык алгашкы квмек (МСАК) децгешнде камтамасыз ет^н талдау кезiнде республика бойынша МСАК кврсететiн дэрiгерлердiн сандык кврсеткiшiнiн динамикалык твмендеуi аныкталды. Сондай-ак, кызмет кврсетiлетiн (т1ркелген) халык саны бойынша дэрiгердiн ЖYктемесi бойынша туракты кауырттылык байкалды.

Цорытынды. Цызметкерлер курамына багытталган тэстдер, мысалы, кызметкерлердщ кажеттi санын есептеу немесе формулалар мен алгоритмдердi куру тек iшiнара шешiмдердi камтамасыз етедi. Адам ресурстарын тиiмдi мультифакторлы баскаруга назар аударатын негурлым аукы/мды шешiмдер кажет. Адами ресурстарды негурлым тиiмдi пайдалану Yшiн денсаулык сактау уйымдары уйымдастырушылык жэне институционалдык жагдайларды ескеретiн ЖYйелi тэс^ кецейтуге тиiс.

Туйн свздер: медициналык-санитариялык алгашкы квмек, жалпы практика дэрiгерлерi, учаскелк дэрiгерлер, адами ресурстар, операциялык менеджмент.

Актуальность совершенствования управления человеческими ресурсами при организации первичной медико-санитарной помощи

Муханова Г.Т.1, Тултабаев С.Ч.

2

2

1 Начальник отдела развития медицинской помощи Центра совершенствования медицинской помощи, Республиканский центр развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан Доцент кафедры «Деловое Администрирование» Высшей школы бизнеса Алматы Менеджмент Университета,

Алматы, Казахстан

Резюме

Цель исследования: Определить траекторию совершенствования управления человеческими ресурсами, как элемента операционного менеджмента при организации первично-медико-санитарной помощи.

Методы. В рамках исследования проведен сравнительный анализ статистических данных по обеспеченности врачами ПМСП в разрезе регионов за 2017-2019 годы по данным информационной системы Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Дополнительный компонент подушевого норматива».

Результаты. При анализе обеспеченности организаций здравоохранения врачами общей практики, участковыми педиатрами, участковыми терапевтами на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по республике выявлено динамическое снижение количественного показателя врачей, оказывающих ПМСП. А также отмечена стабильная напряженность по нагрузке врача по численности обслуживаемого (прикрепленного) населения.

Выводы. Подходы, ориентированные на состав персонала, например, на подсчет необходимого количества персонала или на создание формул и алгоритмов, обеспечивают лишь частичные решения. Необходимы более емкие решения, которые будут сосредоточены на эффективном мультифакторном управлении человеческими ресурсами. Для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов организации здравоохранения должны расширять системный подход, который учитывает организационные и институциональные условия.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врачи общей практики, участковые врачи, человеческие ресурсы, операционный менеджмент.

Corresponding author: Gulzhan Mukhanova, Head of the Department of development health care of the Center for improving medical care, Republican Center for Health Development; Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: Z01C1E7

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7(7172)700-950 (1048) E-mail: [email protected]

J Health Dev 2020; 4 (39): 31-39 UDC 61:331.108; 614.253 Recieved: 18-12-2020 Accepted: 26-12-2020

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Казахстан является страной-участницей ВОЗ, с именем которой связано развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в мире, после принятия в 1978 году Алма-Атинской декларации ВОЗ по ПМСП [1].

В 2018 году в Астане Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Правительством Республики Казахстан проведена глобальная международная конференция и принята Декларация Астаны по ПМСП, в которой отмечена приверженность государств к обеспечению населения доступными и качественными медицинскими услугами путем укрепления первичной медико-санитарной помощи [2]. Это дает возможность внедрять лучшие практики по укреплению ПМСП, усилению кадрового потенциала в здравоохранении и в целом, повысить качество оказания медицинских услуг.

ПМСП - место первого доступа к медицинской помощи, ориентированной на нужды населения, включающей профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, оказываемых на уровне человека, семьи и общества [3].

Мировой опыт показывает, что все успешные системы здравоохранения достигли улучшенных показателей состояния здоровья населения за счет развития ПМСП. Для населения значимость ПМСП определяется высокой доступностью медицинской помощи, возможностью обследования и лечения без госпитализации, а зачастую и без освобождения от работы или учебы [4].

В последнее годы проводится углубленное исследование опыта зарубежных стран в части медицинского обслуживания, анализ стандарта качества и критериев эффективности системы здравоохранения. Достаточно немало стран в мире стремятся улучшить предоставление услуг здравоохранения для населения путем широкого диапазона проводимых реформ, атакже мероприятий, направленных на улучшение предоставления услуг. При этом акцент делается на распределении средств в наиболее рентабельные области, осуществляется замещение стационарного лечения другими видами помощи в целях обеспечения доступности медицинского обслуживания для населения [5].

В республике с 2000-х годов разрабатываются целевые программы по реформированию и развитию здравоохранения с акцентом на ПМСП. Продвижение первичной медико-санитарной помощи представляет

собой серьезные проблемы с точки зрения пересмотра профессиональных ролей и интеграции услуг. Требования к медицинским работникам ПМСП также высоки, они должны быть мобильными, разносторонними, приобретали новые навыки и умели работать в мультипрофильных командах. Вместе с тем, основные аспекты деятельности системы здравоохранения настоятельно требуют дальнейшего улучшения [6].

Кадровый кризис в здравоохранении является проблемой международного уровня, от состояния которого определяется эффективность работы всей отрасли в целом. Наиболее актуальна эта проблема в организациях ПМСП, так как именно здесь возникает «первый контакт» пациента и врача ПМСП. По оценкам ВОЗ, к 2030 году прогнозируемая нехватка медицинских работников составит 18 миллионов человек, в основном в странах с низким и ниже среднего уровнем доходов. Однако страны на всех уровнях социально-экономического развития сталкиваются в той или иной степени с трудностями в получении образования, занятости, развертывании, удержании и производительности своей рабочей силы [7].

Наряду с этим необходимо совершенствование процессов, направленных на повышение удовлетворенности пациентов, доступности медицинских услуг, устранение существующих потерь, организацию рабочих мест медицинских работников посредством совершенствования операционного менеджмента организации (внедрения принципов и инструментов бережливого производства) [8].

Операционный менеджмент является той сферой деятельности, в которой наука управления людьми объединяется с различными способами использования различных технологий. Операционный менеджмент в системе здравоохранения предусматривает разработку и применение эффективных методов и инструментов для обеспечения пациентов качественными медицинскими услугами.

Цель исследования: Определить траекторию совершенствования управления человеческими ресурсами, как элемента операционного менеджмента при организации первично-медико-санитарной помощи.

Материалы и методы исследования

Для достижения целей использованы Данные были изучены и проанализированы за

исследования: 3 года (2017-2019 годы) для отражения динамики.

- сбор, обработка и анализ статистической Данная статья является фрагментом информации по данным информационной системы диссертационной работы автора на соискание «Дополнительный компонент подушевого норматива» степени MBA.

Министерства здравоохранения Республики Казахстан [9];

- сравнительный анализ статистических показателей, отражающих качество результата (изучение одного из показателей деятельности поликлиник: число прикрепленного населения на одного врача ПМСП).

Результаты

Анализ проведенного исследования показал, что в виду неполной укомплектованности врачами общей практики, участковыми педиатрами/ терапевтами, оказывающими ПМСП в Республике Казахстан в амбулаторных условиях сохраняется нагрузка на всех врачебных участках. Количество

развернутых участков превышает количество физических лиц, отсюда следует, что помимо имеющейся нагрузки на своих участках, врачи продолжают работу на участках, где прикрепленное население, осталось без врача (таблица 1).

Таблица 1. Количество участков и участковых врачей в разрезе регионов Казахстана за 2017-2019 гг., абс

Количество участков Количество врачей и нагрузка

Область 2017-2019 гг население педиатра население терапевта население ВОП Педиатрический Терапевтический Участок ВОП кол-во участковых педиатров Нагрузка на педиатра кол-во участковых терапевтов нагрузка на терапевта кол-во ВОП нагрузка на ВОП

Акмолинская область 2017 82 778 228 508 447 965 83 102 251 66 1 254 99 2 308 195 2297

2018 83 945 231 171 459 219 83 102 273 63 1 332 79 2 926 277 1658

2019 84 312 221 793 477 315 89 101 301 64 1317 67 3 310 266 1794

Актюбинская область 2017 72 428 107 086 666 540 89 54 375 91 796 55 1 947 366 1821

2018 67 135 62 201 734 232 99 34 430 95 707 31 2 006 421 1744

2019 74 263 54 165 749 805 113 29 481 103 721 28 1 934 498 1506

Алматинская область 2017 384 307 787 754 804 048 383 381 422 382 1 007 372 2 119 453 1775

2018 380 038 677 835 963 629 372 336 513 360 1 056 333 2 036 457 2109

2019 272 767 375 807 1 409 006 229 157 886 245 1113 167 2 254 748 1884

Атырауская область 2017 22 019 34 542 556 375 24 16 267 16 1 376 17 2 032 229 2430

2018 23 106 28 225 577 485 27 14 332 23 1 005 15 1 947 268 2155

2019 20 677 25 669 595 182 25 14 363 22 940 12 2 139 309 1397

Восточно- 2017 144 637 441 469 800 320 160 185 417 140 1 033 168 2 628 426 1879

Казахстанская 2018 140 893 396 225 860 463 159 174 494 140 1 006 157 2 524 482 1785

область 2019 134 756 333 677 932 585 160 154 596 134 1006 128 2 607 553 1686

Жамбылская область 2017 121 272 175 788 803 598 105 76 449 100 1 213 85 2 068 340 2364

2018 107 933 137 056 872 754 92 58 521 92 1 173 60 2 284 415 2103

2019 82 264 139 553 907 955 73 59 569 69 1192 46 3 034 463 1961

Западно- 2017 10 412 0 651 636 20 0 319 17 612 0 0 285 2286

Казахстанская 2018 15 554 3 375 654 715 25 1 361 22 707 1 3 375 252 2598

область 2019 17 715 0 661 886 28 0 390 23 770 0 0 296 2236

Карагандинская область 2017 110 955 277 925 1 009 479 116 132 498 88 1 261 95 2 926 471 2143

2018 104 981 205 740 1 108 763 129 95 637 96 1 094 102 2 017 434 2555

2019 114 596 195 930 1 121 591 142 89 682 116 988 59 3 321 656 1710

Костанайская область 2017 78 361 240 552 541 410 78 98 238 58 1 351 59 4 077 183 2959

2018 76 176 250 923 540 181 82 108 314 63 1 209 64 3 921 207 2610

2019 85 551 248 692 535 969 91 108 330 68 1258 75 3 316 240 2233

Кызылординская область 2017 21 739 44 492 675 801 21 22 374 18 1 208 21 2 119 321 2105

2018 23 208 45 352 696 311 23 23 413 20 1 160 20 2 268 335 2079

2019 16 718 32 862 728 071 18 16 437 15 1115 15 2 191 395 1843

Мангистауская область 2017 83 352 102 681 467 092 89 50 234 63 1 323 34 3 020 206 2267

2018 90 457 119 408 472 476 102 61 248 69 1 311 48 2 488 209 2261

2019 62 147 101 173 542 119 81 52 337 59 1053 41 2 468 225 2409

Павлодарская область 2017 54 578 169 818 552 878 61 72 253 53 1 030 64 2 653 242 2285

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 55 986 140 650 590 088 68 63 289 56 1 000 55 2 557 243 2428

2019 61 485 139 623 592 727 79 64 374 71 866 55 2 539 352 1684

Северо- 2017 60 634 193 926 325 169 56 83 150 54 1 123 83 2 336 146 2227

Казахстанская 2018 59 657 199 431 321 943 57 87 174 47 1 269 78 2 557 147 2190

область 2019 63 962 201 073 315 729 61 94 194 52 1230 77 2 611 176 1794

2017 244 009 397 112 1 237 107 224 181 618 227 1 075 182 2 182 647 1912

Туркестанская 2018 195 712 266 171 1 444 027 209 127 783 214 915 127 2 096 805 1794

2019 96 674 11 218 1 827 781 182 7 1 126 191 506 7 1 603 1172 1560

Продолжение таблицы 1

Количество участков Количество врачей и нагрузка

Область 2017-2019 гг население педиатра население терапевта население ВОП Педиатрический Терапевтический Участок ВОП кол-во участковых педиатров Нагрузка на педиатра кол-во участковых терапевтов нагрузка на терапевта кол-во ВОП нагрузка на ВОП

2017 170 597 395 462 396 216 171 176 185 172 992 179 2 209 185 2142

г. Шымкент 2018 169 212 281 744 554 241 195 125 291 199 850 125 2 254 292 1898

2019 82 030 58 834 905 806 131 29 550 135 608 29 2 029 561 1615

2017 152 372 344 534 1 343 191 157 141 679 163 935 144 2 393 704 1908

г.Алматы 2018 189 161 328 462 1 414 416 201 137 835 208 909 144 2 281 864 1637

2019 192 815 318 899 1 504 769 242 140 931 218 884 123 2 593 799 1883

2017 156 284 365 956 514 485 142 148 225 147 1 063 151 2 424 228 2257

г.Нур-Султан 2018 145 758 335 153 617 943 135 143 359 140 1 041 145 2 311 370 1670

2019 129 171 315 743 712 193 126 142 444 107 1207 131 2 410 340 2095

2017 1970734 4307 605 11793310 1979 1917 5 954 1 855 1 063 1808 2 383 5627 2096

РК 2018 1928912 3709 122 12882886 2058 1688 7 267 1 907 1 011 1584 2 342 6478 1989

2019 1591903 2774711 14520489 1870 1255 8991 1692 941 1060 2 618 8049 1804

По данным таблицы 1 в динамике с 2017 по 2019 включительно отмечена тенденция к снижению количества участковых врачей педиатров с 1855 до 1692 (на 7,8%), вместе с тем сократилось количество педиатрических участков с 1979 до 1870 (на 5,6%), а также наблюдается незначительное снижение нагрузки по численности прикрепленного населения с 1063 до 941 (на 11,5%).

Отмечен темп к снижению количества участковых врачей терапевтов с 1808 до 1062 (на 41,3%), значительно сократилось количество терапевтических участков с 1917 до 1255 (на 34,5%), а также увеличилась нагрузка по численности прикрепленного населения с 2383 до 2618 (на 9,9%).

С постепенным переходом на семейный принцип работы в последние годы идет постепенное замещение участковых терапевтов ВОП, но при этом, несмотря, что количество штатной численности ВОП с каждым годом увеличивается, вместе с тем сохраняется дефицит физических лиц. По участковым терапевтам сократилось число штатных единиц и, соответственно, уменьшилось число физических лиц. По участковым педиатрам штатная численность начала увеличиваться, а физических лиц также недостаточно. Необходимо отметить, что с 2017 года внедряется «новая» модель организации педиатрической службы. Вновь открыты

Количество врачей общей практики увеличилось с 5627 до 8049 (на 43,0%), увеличилось число участков ВОП с 5954 до 8991 (на 51,0%), а также наблюдается постепенное снижение нагрузки по численности прикрепленного населения с 2096 до 1804 (на 13,9%).

В целом по республике в организациях здравоохранения, оказывающих ПМСП

укомплектованность врачами ПМСП неполная. Количество штатных единиц не соответствует физически занятым, что возможно отразиться негативно на доступности медицинской помощи для населения (рис 1).

абс

педиатрические факультеты в некоторых высших учебных заведениях, и теперь участковые педиатры обслуживают детей от 0 до 5 лет.

Наряду с этим остается высокой численность прикрепленного населения, обслуживаемого одним врачом ПМСП как было отражено в таблице 1 и графически отображено ниже (рис.2).

Рисунок 1. Дефицит врачей ПМСП (ВОП, участковых терапевтов/педиатров) в Казахстане,

3000 2500 х С ! 2000 = I 1500 эс S £ 1000 500 f 0 2Я1В

2383 2342

2096 . 19S9

1063 1С11 941

2 С17 год 201S год 2 С19 год

♦ Нагрузна на педиатра 1063 1С11 941

U Нагрузка на терапевта 2383 2343 261В

Д Нагрузка на ВОП 2096 1989 1822

Рисунок 2. Динамика показателя численности населения, обслуживаемого врачами ПМСП (ВОП, участковые врачи педиатры, терапевты) (нагрузка) в Казахстане за 2017-2019 гг., абс

Число прикрепленного населения, обслуживаемое у одного ВОП, терапевта, педиатра неравнозначное, с учетом особенностей взрослого и детского населения. К примеру, один ВОП должен обслуживать 1700 человек из числа прикрепленного населения (взрослые и дети), один терапевт - 2000 человек (взрослые) и норматив нагрузки на одного педиатра составляет 500 детей до 5 лет.

Несмотря на проводимые мероприятия по снижению нагрузки на врачей ПМСП, практика показывает, что она остается высокой.

Наибольший темп роста нагрузки отмечен на одного участкового терапевта, около 11%. Нагрузка на участковых терапевтов отмечена во всех регионах по республике, исключения составляют регионы, где в связи с переходом работы на семейный принцип терапевтические участки закрыты или реорганизованы в участки ВОП.

По педиатрам картина аналогична, нагрузка не достигла плановых значений, при этом отмечено снижение (до 8,8%) количества прикрепленного детского населения (от 0 до 5 лет).

Наблюдается постепенное снижение нагрузки на ВОП при средней нагрузке 1804 человека из числа

прикрепленного населения по республике. Показатель в пределах планируемой нормы (1:1700 в 2019 году, данный показатель государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы) [10] достигнут лишь в 4 регионах (Актюбинской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской областях и г. Шымкент) и еще в 3 регионах (Павлодарской, Акмолинской и Северо-Казахстанской областях) ниже среднереспубликанского показателя, а в остальных 10 регионах нагрузка на ВОП превышена и варьирует от 1843 до 2409 населения на 1 ВОП.

Важно отметить, что по итогам 2019 года количество развернутых участков (8991) ВОП превышает количество работающих на них ВОП (врачей 8049). Практически 942 участков ВОП не обеспечены врачами, что подтверждает факт дополнительной нагрузки на ВОП, в связи с совмещением работ на других участках.

С постепенным переходом участковой службы на «семейный» принцип работы все больше открываются участки ВОП, соответственно снижается количество педиатрических и терапевтических участков (рис.3).

Рисунок 3. Доля участков ВОП от общего числа участков по Республике Казахстан за 2017-2019 гг.

Доля развернутых участков ВОП с 2017 года увеличилась на 23% и составила по итогам 2019 года 75% от общего числа участков. Значительно

сократилось число терапевтических и педиатрических участков.

Доля врачей (ВОП) среди всех врачей ПМСП также возросла, сейчас их доля занимают большую часть среди всех участковых врачей и соответственно

количество участковых врачей терапевтов и педиатров значительно сократилось (рис. 4).

Рисунок 4. Доля ВОП от общего числа участковых врачей в Казахстане за 2017-2019 гг.

Доля ВОП с 2017 года по 2019 год возросла на изложено общее число врачей значительно ниже

23% и составила 75% от общей доли врачей ПМСП штатной численности.

и соответственно уменьшилась (на 36%) суммарная Вместе с тем, доля медицинских сестер общей

доля участковых врачей терапевтов и педиатров практики также увеличилась (рис.5). и составила 25%. При этом, как уже было ранее

Рисунок 5. Доля медицинских сестер общей практики в Казахстане за 2017-2019 гг.

Удельный вес медицинских сестер общей практики в динамике с 2017 года по 2019 год увеличился на 16% и их доля составила 80% от общего числа участковых медицинских сестер.

Резюмируя итоги анализа, можно констатировать, что в настоящее время, по прежнему,

в ПМСП сохраняется дефицит врачей первичного уровня. Масштабы этого дефицита определены путем сравнения фактической и нормативной численности участковых врачей, а также показателя численности населения, обслуживаемого участковыми врачами ПМСП.

Обсуждение

Центральная роль в обеспечении населения эффективной медицинской помощью на первичном уровне сегодня отведена врачам ПМСП и средним медицинским работникам.

Принимая во внимание, нехватку кадров и несбалансированную нагрузку на врачей ПМСП, сегодня актуальны вопросы совершенствования управления человеческими ресурсами -преобразующего ресурса деятельности организации. Управление человеческими ресурсами одна из составляющих операционного менеджмента.

Во всем мире страны испытывают нехватку медицинских работников. Лица, определяющие политику, и системные менеджеры разрабатывают ряд методов и инициатив для оптимизации имеющейся рабочей силы и достижения нужного количества и состава персонала, необходимого для оказания высококачественной помощи. Исправление кадрового дисбаланса может потребовать значительных краткосрочных финансовых обязательств [11].

Способность систем здравоохранения предоставлять безопасные, высококачественные, эффективные и ориентированные на пациента

услуги зависит от наличия достаточного, хорошо мотивированного и должным образом квалифицированного персонала, работающего в рамках моделей предоставления услуг, которые оптимизируют их работу [11].

По данным Всемирной организации здравоохранения кадровые ресурсы

здравоохранения являются важнейшим компонентом служб здравоохранения и систем здравоохранения, необходимых для достижения первичной медико-санитарной помощи и всеобщего охвата услугами здравоохранения [12].

Организации здравоохранения больше, чем любые другие организации, сильно зависят от своих сотрудников. Рост и развитие любой организации зависят от наличия соответствующей рабочей силы, от ее компетенций и уровня усилий при выполнении возложенных на нее задач. Человеческие ресурсы являются стратегическим капиталом любой организации, особенно в обслуживающих и медицинских организациях, где различный клинический, управленческий, технический и другой персонал является основным вкладом, позволяющим

выполнять большинство медицинских вмешательств [13].

Персонал в секторе здравоохранения имеет специфические особенности, которые нельзя игнорировать. Организации здравоохранения сталкиваются с внешним давлением, которое невозможно эффективно преодолеть без соответствующей корректировки кадровых ресурсов. Таким образом, их развитие представляется важной частью производственного процесса в организации [12].

Организация - это сложная система, основанная на человеческом капитале для преобразования входов в выходы.

Результатом эффективного использования человеческих ресурсов или оборудования, помещения в процессе изготовления продукции или при оказании услуг будет преобразование вводимого фактора производства на входе в избранную продукцию или услугу на выходе (см. таб.2) [14].

Таблица 2. Взаимосвязь производственного процесса в поликлиниках «вход-преобразование-выход»

Система Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Типичный ожидаемый «выход»

Поликлиника Пациенты (больные) Врачи ПМСП, участковые средние медицинские работники, оборудование, медикаменты Первичная медико-санитарная помощь/медицинская помощь (физиологическое преобразование) Здоровые пациенты/ люди

В таблице 2 показана взаимосвязь производственного процесса в поликлиниках, где на входе будет больной человек/пациент, который в результате получения медицинской помощи должен на выходе быть здоровым.

Современные теории управления помогают предприятиям максимизировать производство за счет максимального использования человеческих ресурсов. Компании делают все возможное, чтобы развивать сотрудников до их максимальной эффективности и потенциала [15].

Согласно теории научного управления Ф. Тейлора, предприятия могут максимизировать производительность неквалифицированных рабочих,

путем наблюдения за рабочими процессами, а затем уже разрабатывать передовые методы. Тейлор предлагал руководителям не полагаться на суждения, рекомендовал мыслить объективно и применять научные подходы. Когда стратегии управления внедрены, другие сотрудники компании могут проверить эффективность этих стратегий и определить, действительно ли они эффективны. Это отвращает руководство от принятия решений исключительно по прихоти и вместо этого побуждает руководство вносить научно подтвержденные изменения, повышающие производительность труда [15].

Выводы

Подходы, ориентированные на состав персонала, например, на подсчет необходимого количества персонала или на создание формул и алгоритмов, обеспечивают лишь частичные решения. Необходимы более емкие решения, которые будут сосредоточены на эффективном мультифакторном

управлении человеческими ресурсами. Для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов организации здравоохранения должны расширять системный подход, который учитывает организационные и институциональные условия.

Литература

1. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения РК на 2020-2025 годы: утв. 26 декабря 2019 года № 982.

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija RK na 2020-2025 gody (Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Program for the Development of Healthcare of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025) [in Russian]: utv. 26 dekabrja 2019 goda № 982.

2. Всемирная организация здравоохранения, 2018. Астанинская декларация по первичной медико-санитарной помощи. Онлайн-ресурс. [дата обращения: 12 дек. 2020 г.]. Режим доступа: https://www.who.int/ docs/default-source/primary-health/declaration/gcphc-declaration-ru.pdf.

Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija, 2018. Astaninskaja deklaracija po pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi (Всемирная организация здравоохранения, 2018. Астанинская декларация по первичной медико-санитарной помощи.) [in Russian]. Onlajn-resurs. [data obrashhenija: 12 dek. 2020 g.]. Rezhim dostupa: https://www. who.int/docs/default-source/primary-health/declaration/gcphc-declaration-ru.pdf.

3. Кодекс Республики Казахстан. О здоровье народа и системе здравоохранения: от 7 июля 2020 года, № 360-VIЗРК.

Kodeks Respubliki Kazakhstan. O zdorov'e naroda i sisteme zdravookhraneniia (Code of the Republic of Kazakhstan. About people's health and the health care system) [in Russian]: ot 7 iiulia 2020 goda, № 360-VI ZRK.

4. Концепция формирования и развития центров лучших практик: Всемирный банк 2019 год.

Консалтинговая компания SOFRECO.

Koncepcija formirovanija i razvitija centrov luchshih praktik: Vsemirnyj bank 2019 god (Concept for the formation and development of centers of best practice: World Bank 2019) [in Russian]. Konsaltingovaja kompanija SOFRECO.

5. Журавлева Л.В., Кораблева О.В., Буранкова М.А. Повышение доступности и качества услуг здравоохранения в зарубежных странах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. -№. 5 (290). - C.33-44.

Zhuravleva L.V., Korableva O.V., Burankova M.A. Povyshenie dostupnosti i kachestva uslug zdravoohranenija v zarubezhnyh stranah (Improving the availability and quality of healthcare services in foreign countries) [in Russian]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2015; 5 (290): 33-44.

6. Katsaga A., Kulzhanov M., Karanikolos M., Rechel B. Kazakhstan: Health system review. Health Systems in Transition, 2012; 14(4):1-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Health workforce, overview. World Health Organization, 2020. Website. [Cited 30 Nov 2020]. Available from URL: https://www.who.int/health-topics/health-workforce#tab=tab_1.

8. Проект Бережливая поликлиника. Министерство здравоохранения РФ, 2017. Онлайн-ресурс. [дата обращения: 12 дек. 2020]. Режим доступа:https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/ proekt-berezhlivaya-poliklinika.

Proekt Berezhlivaia poliklinika. Ministerstvo zdravookhraneniia RF, 2017 (Lean clinic project. Ministry of Health of the Russian Federation, 2017.) [in Russian]. Onlain-resurs. [data obrashcheniia: 12 dek. 2020]. Rezhim dostupa:https:// www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/ proekt-berezhlivaya-poliklinika.

9. Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года № 801 «Об утверждении Методики формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»: утв. 29 июля 2015 года, № 632.

Prikaz i.o. Ministra zdravookhraneniia i sotsial'nogo razvitiia Respubliki Kazakhstan. O vnesenii izmenenii i dopolnenii v prikaz Ministra zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan ot 26 noiabria 2009 goda № 801 «Ob utverzhdenii Metodiki formirovaniia tarifov i planirovaniia zatrat na meditsinskie uslugi, okazyvaemye v ramkakh garantirovannogo ob»ema besplatnoi meditsinskoi pomoshchi» (Order of the acting Minister of Health and Social Development of the Republic of Kazakhstan. On amendments and additions to the order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan dated November 26, 2009 No. 801 «On approval of the Methodology for setting tariffs and planning costs for medical services provided within the guaranteed volume of free medical care») [in Russian]: utv. 29 iiulia 2015 goda, № 632.

10. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016 - 2019 годы: утв. 15 октября 2018 года, № 634.

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy razvitiia zdravookhraneniia Respubliki Kazakhstan «Densaulyq» na 2016 - 2019 gody (Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Program for the Development of Healthcare of the Republic of Kazakhstan «Densaulyk» for 2016 - 2019) [in Russian]: utv. 15 oktiabria 2018 goda, № 634.

11. Dussault G., Dubois C.A. Human resources for health policies: a critical component in health policies. Human Resources for Health 2003, 1: 1.

12. Global Strategy on Human Resources for Health: Workforce 2030. World Health Organization, 2020. Website. [Cited 30 Nov 2020]. Available from URL: https://www.who.int/hrh/resources/globstrathrh-2030/en/.

13. Dubois C.A., Singh D. From staff-mix to skill-mix and beyond: towards a systemic approach to health workforce management. Human resources for health. 2009; 7(1): 87.

14. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Д., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. 8-е изд // М.: Изд. дом» Вильямс», 2001.- 704 с.

Cheiz R.B., Ekvilain N.D., lakobs R.F. Proizvodstvennyi i operatsionnyi menedzhment (Production and Operations Management) [in Russian]. 8-e izd. M.: Izd. dom» Vil'iams», 2001: 704 р.

15. Chuck Robert. The Importance of Modern Management Theories in Managing People writer bio picture, 2019. Online resource [Cited 30 Nov 2020]. Available from URL: https://bizfluent.com/info-8419159-importance-management-theories-managing-people.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.