Научная статья на тему 'Преимущества применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе'

Преимущества применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1217
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ПРОЦЕСС / КОММУНИКАТИВНЫЙ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / ПРИНЦИП / ВЫБОР / INNOVATIVE / PEDAGOGICAL / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL / PROCESS / COMMUNICATIVE / COMPETENCE / SUCCESS / PROFESSIONAL / PRINCIPLE / CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турсунова Одина Салимовна, Тошматова Назокат Акрамовна, Курбонова Умида Саётбековна

Данная статья раскрывает преимущества применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. Авторы статьи считают, что целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающих снятие педагогического кризиса. Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: предоставление фундаментального образования, получив которое, обучающийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турсунова Одина Салимовна, Тошматова Назокат Акрамовна, Курбонова Умида Саётбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF APPLYING INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article under discussion reveals the benefits of using innovative pedagogical technologies in the educational process. The authors of the article believe that the goal of innovative activity is a qualitative change in the student’s personality compared to the traditional system. This becomes possible due to the introduction of didactic and educational programs not known to the practice in professional activities, which involves the removal of the pedagogical crisis. The main goals of modern educational technologies are as follows: providing fundamental education, where the student is able to work independently, study and review; formation of creativity, developing teamwork, project thinking and analytical skills, communicative competencies, tolerance and self-learning ability, which will ensure the success of personal, professional and career growth.

Текст научной работы на тему «Преимущества применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе»

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Турсунова О.С.1, Тошматова Н.А.2, Курбонова У.С.3 Email: Tursunova673@scientifictext.ru

1Турсунова Одина Салимовна - преподаватель; 2Тошматова Назокат Акрамовна - преподаватель, кафедра обучения языкам, факультет управления в производстве;

3Курбонова Умида Саётбековна - преподаватель, кафедра безопасности жизнедеятельности, химико-технологический факультет, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья раскрывает преимущества применения инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. Авторы статьи считают, что целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающих снятие педагогического кризиса. Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: предоставление фундаментального образования, получив которое, обучающийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста. Ключевые слова: инновационный, педагогический, технологии, образовательный, процесс, коммуникативный, компетенция, успешность, профессиональный, принцип, выбор.

ADVANTAGES OF APPLYING INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS Tursunova O.S.1, Toshmatova N.A.2, Kurbonova U.S.3

1Tursunova Odina Salimovna - Teacher; 2Toshmatova Nazokat Akramovna - Teacher, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY;

3Kurbonova Umida Sayotbekovna - Teacher, SECURITY OF LIFE ACTIVITY DEPARTMENT, CHEMICAL TECHNOLOGY FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion reveals the benefits of using innovative pedagogical technologies in the educational process. The authors of the article believe that the goal of innovative activity is a qualitative change in the student's personality compared to the traditional system. This becomes possible due to the introduction of didactic and educational programs not known to the practice in professional activities, which involves the removal of the pedagogical crisis. The main goals of modern educational technologies are as follows: providing fundamental education, where the student is able to work independently, study and review; formation of creativity, developing teamwork, project thinking and analytical skills, communicative competencies, tolerance and self-learning ability, which will ensure the success of personal, professional and career growth.

Keywords: innovative, pedagogical, technology, educational, process, communicative, competence, success, professional, principle, choice.

УДК 371.3

В основе педагогических инноваций лежит личностно-ориентированный подход, подразумевающий ориентирование образовательного процесса на личность каждого студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности; Компетентностный подход акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат - это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность обучающегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях. Не так важно, сколько студент знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии -совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения [1].

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Современная педагогика предлагает следующие инновационные педагогические технологии:

• Проектная работа - это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов - актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

• "Кейс-метод" или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод улучшает владение теорией; учит правилам ведения дискуссии; развивает коммуникативные навыки; развивает аналитическое мышление; развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

• "Дебаты" - это технология компетентностно-ориентированного образования, умение пользоваться различными способами интегрирования информации. Данный метод развивает: умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение критически осмысливать полученную информацию; умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению; умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения; способность брать на себя ответственность и принимать решения [2].

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на

расстояние. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность применения дистанционного обучения в образовательном процессе [2].

• Дистанционное обучение - на специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение. Существует несколько площадок, на которых университеты и колледжи предлагают разные курсы в свободном доступе («Универсариум», «Лекториум», из зарубежных - «Coursera»). Университеты и колледжи разрабатывают собственные информационные ресурсы, которые помогают учащимся и учителям взаимодействовать и обмениваться опытом вне стен образовательных учреждений.

Список литературы /References

1. Нишонова Д.Ж. Использование интерактивных методов на уроках немецкого языка. [Электронный ресурс]. Вопросы науки и образования. № 4 (49), 2019. С. 120-123. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/n/ispolzovame-interaktivnyh-metodov-na-urokah-nemetskogo-yazyka/ (дата обращения: 22.10.2019).

2. Муминова О. Формирование навыков перевода научно-технической литературы. [Электронный ресурс]. // Вопросы науки и образования. № 4 (49), 2019. С. 132-135. Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/formiravame-navykov-perevoda-nauchno-tehnicheskoy-literatury/ (дата обращения: 22.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.