Научная статья на тему 'Инновационная деятельность педагога в контексте требований образовательного и профессионального стандартов'

Инновационная деятельность педагога в контексте требований образовательного и профессионального стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / INNOVATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / INFORMATION-INTELLECTUAL COMPETENCE / INNOVATIVE-METHODICAL COMPETENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / METHODOLOGICAL TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилова Людмила Генриховна

В статье рассматриваются структура и содержание инновационной деятельности педагога в условиях внедрения и реализации образовательного и профессионального стандартов, выполнение требований которых является необходимым условием для достижения высокого уровня профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилова Людмила Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS

The article deals with the structure and content of the teacher’s innovative activity in the context of implementation of educational and professional standards, the requirements fulfillment of which is a prerequisite for achieving the high level of professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность педагога в контексте требований образовательного и профессионального стандартов»

Л. Г. Панфилова

(Санкт-Петербург)

инновационная деятельность педагога в контексте требований образовательного и профессионального стандартов

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER

in the context of educational and professional

STANDARDS REQuiREMENTS

В статье рассматриваются структура и содержание инновационной деятельности педагога в условиях внедрения и реализации образовательного и профессионального стандартов, выполнение требований которых является необходимым условием для достижения высокого уровня профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, информационно-интеллектуальная компетентность, инновационно-методическая компетентность, образовательные технологии, методический инструментарий.

The article deals with the structure and content of the teacher's innovative activity in the context of implementation of educational and professional standards, the requirements fulfillment of which is a prerequisite for achieving the high level of professional pedagogical activity.

Keywords: innovative activity, educational standard, professional standard, information-intellectual competence, innovative-methodical competence, educational technologies, methodological tools.

В современных условиях приоритетом социально-экономического прогресса России является инновационное развитие, для реализации которого необходим «инновационный человек», способный не только эффективно использовать достижения современной науки и техники, но и создавать инновации, внедрять их во все сферы общественной жизни. Одной из основных задач инновационного развития является формирование у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, стремления к новому, к разумному риску, креативности и предприимчивости, умения работать самостоятельно и в команде, широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению [1].

Формирование компетенций «инновационного человека» должно начинаться в период получения общего образования, так как на этой ступени обучения закладываются основы формирования навыков критического восприятия информации, креативности, изобретательности, проявляются способности к принятию нестандартных решений, умению работать в команде. Для становления такого человека образование должно быть инновационным, работать с опережением, идти на шаг впереди развития общества. В основе инновационного образования, как отмечает В. В. Петров, должны лежать основы фундаментальной науки, которая, развиваясь, предъявляет качественно новые требования к системе образования, что способствует созданию новых концепций и образовательных средств обучения. В свою очередь, реализация инновационного образования способствует

дальнейшему развитию науки. Согласно исследованиям ученого, инновационное образование ориентировано на приобретение знаний, которые постоянно обновляются, на овладение специальными компетенциями, на обучение в процессе создания новых знаний и интеллектуальных продуктов за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства [2].

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов, под которыми понимается комплексная деятельность по созданию и распространению в образовательной практике новшеств, успех реализации которых определяет инновационная деятельность педагога.

С точки зрения И. В. Сниховской, инновационная деятельность педагога направлена на изменение смысла, содержания, системы управления образовательным процессом и предусматривает внедрение нового в практику [3].

По мнению Л. А. Дьяковой, инновационная деятельность педагога образует особую форму его активности, развивает неординарный профессиональный тип личности с определенными ценностями, нормами деятельности и общения, характером и способами самоутверждения и является способом выполнения педагогической деятельности, имеющим творческий характер, направленным на создание, внедрение и распространение педагогических новшеств [4].

В. С. Лазарев рассматривает инновационную деятельность педагога как систему взаимосвязанных видов работ, направленных на решение задач инновационного развития образовательной системы за счет введения нового в технологии обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности субъектов образовательного процесса [5].

Инновационная деятельность педагога -это особый вид профессионального творчества, предусматривающий обновление и преобразование существующих знаний и умений с последующим их внедрением в содержание образования и процесс обучения. Готовность педагога к инновационной деятельности - это

сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества и свойства личности, благодаря которым формируется инновационное сознание учителя, его мотива-ционно-ценностное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для успешности инновационной деятельности и раскрытия творческого потенциала специалиста. Условиями успешности инновационной деятельности педагога являются:

- инновационная активность (проявление своевременной инициативы и мобилизация своего потенциала для интенсивного освоения или внедрения нововведений);

- инновационное мышление (процесс поиска и генерации новых идей для преобразования или создания нового);

- инновационная позиция (система убеждений, принципов и отношения к инновационным действиям).

Благодаря проявлению инновационной активности, инновационного мышления, инновационной позиции педагога у него возникают позитивные личностные и профессиональные изменения, обеспечивающие условия инновационного образования для обучающихся.

Для успешной инновационной деятельности педагогу необходимо обладать инновационной компетентностью, которую Н. Ф. Ильина определяет как интегральную профессионально-личностную теоретическую и практическую готовность к введению новшеств в постоянно обновляющейся профессиональной среде [6].

Сегодня к новшествам относится деятельность педагога по изучению и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), выполнение трудовых функций профессионального стандарта педагога, реализация мероприятий программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Чтобы соответствовать требованиям профессионального стандарта педагога, учителю необходимо уметь: проектировать основную общеобразовательную программу, строить образовательный процесс, ориентированный на формирование универсальных учебных действий обучающихся с разными образовательными потребностями (одаренные, соци-

ально уязвимые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и т.д.); разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические и образовательные технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; организовывать различные виды внеурочной деятельности (игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой, спортивной); выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; владеть ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической и т.д.) [7].

С введением новых требований образовательного и профессионального стандартов у педагога возникает необходимость осуществлять такую образовательную деятельность, итогом которой являются не только предметные, но личностные и ме-тапредметные результаты обучающихся. Под личностными результатами образовательной деятельности в образовательном стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, - сформированных в образовательном процессе. Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные, коммуникативные) рассматриваются как способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применяемые в рамках образовательного процесса при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Сформированность умений - познавательных (умение работать с информацией); регулятивных (организовывать учебную деятельность: планировать, выполнять и оценивать результат); коммуникативных (понимать других и умение договариваться, вести конструктивный диалог в рамках совместной деятельности и т.д.) - позволит обучающимся приобрести «умение учиться», самостоятельно социализироваться в обществе и т.д. [8].

Особое внимание в ФГОС уделяется умению школьников работать с информацией:

находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Для формирования обозначенных выше умений школьников педагогу необходимо самому уметь эффективно работать с информацией, прогнозировать ожидаемые результаты обучающихся, проектировать, моделировать и реализовывать учебный процесс, используя современные технологии обучения, проводить мониторинг, контроль и оценку образовательных результатов школьников. Выполнение обозначенной профессиональной деятельности возможно, если овладеть такими специальными компетентностями, как информационно-интеллектуальная и инновационно-методическая.

Информационно-интеллектуальная компетентность определяется нами как совокупность информационно-интеллектуальных, организационно-коммуникационных и инновационных умений, обеспечивающих готовность педагога успешно работать с информацией в процессе самостоятельной деятельности при решении различных профессиональных задач.

Информационно-интеллектуальные умения включают владение методами работы с информацией, в основе которых лежат требования логико-информационной корректности (ясность, точность, последовательность, доказательность) к их использованию в учебно-познавательной, интеллектуально-преобразовательной и рефлексивной деятельности. Обозначенные умения и процедуры определенных методов работы с информацией позволяют ее перерабатывать с определенной дидактической целью [9]. Сформированность информационно-интеллектуальных умений включает способность педагога самостоятельно и успешно выполнять практические действия при работе с информацией: поиск, извлечение, анализ, обобщение, систематизация, интерпретация, адаптация информации к дидактическим целям и задачам обучения; выбор и определение контекста учебного содержания в соответствии с целью деятельности;

выбор и определение значения, смысла терминов и понятий в соответствии с контекстом; формирование глоссария к учебной теме; оптимизация учебной информации в соответствии с контекстом; структурирование и оформление информации в соответствии с целью ее использования, создание информационной конструкции и т.д. [10].

Организационно-коммуникационные умения - это способность к самоорганизации собственной деятельности, включающая практические действия по выявлению и постановке целей и задач, определение последовательности необходимых действий для достижения определенного результата, их выполнение и представление полученного результата.

«Инновационно-методическая компетент -ность» понимается нами как совокупность инновационных и методических умений, обеспечивающих способность педагога прогнозировать, проектировать, моделировать и реали-зовывать учебный процесс с использованием современных образовательных технологий.

Инновационные умения включают владение методами прогнозирования, моделирования и их использования в организации учебного процесса с применением современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Сформирован-ность инновационных умений предполагает способность педагога сознательно и успешно выполнять трудовые функции в области прогнозирования, моделирования и организации образовательного процесса с использованием образовательных технологий.

Методические умения - это способность проектировать, конструировать учебный процесс, оформлять методический инструментарий (технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение к ней) на основе выбранной образовательной технологии, использовать разработки в практике, осуществляя мониторинг результатов. Сформирован-ность методических умений демонстрирует способность педагога успешно проектировать, конструировать учебный процесс и осуществлять мониторинг его результатов [11].

Предлагаемые педагогам для организации учебного процесса образовательные техно-

логии в большинстве случаев не обеспечены методическим инструментарием, поэтому для постоянного их использования необходима его разработка на основе выбранной технологии. Данная деятельность также является инновационной и предусматривает моделирование учебного процесса, под которым понимаются осмысление и воспроизведение желаемого образа деятельности обучающихся, поэтапные шаги которой представлены в методическом инструментарии образовательной технологии. Педагог при моделировании учебного процесса критически воспринимает и анализирует выбранную технологию, перекладывает ее алгоритм на язык практикоориентированной деятельности, учитывая свои личностные особенности и индивидуальные возможности обучающихся, и оформляет методический инструментарий для реализации данной технологии в образовательном процессе.

Многие исследователи, в том числе и М. В. Кларин, видят будущее «в моделируемой практике», позволяющей «прорабатывать смысловые ориентиры», тем самым задействовать в обучении то, что обычно ускользает от внимания и что при выявлении становится «почвой» для обновления или разработки нового конкретного образовательного инструментария [12].

Степень наличия у педагога инновационно-методической компетентности демонстрируют определенные нами уровни, которые характеризуются следующими показателями сформированных умений:

- продуктивный - моделирование учебного процесса на основе выбранной технологии другого автора с оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся;

- преобразующий - моделирование учебного процесса с модификацией (внесением незначительных изменений в элементы, в содержание, в действия) выбранной технологии другого автора и оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся с разными образовательными потребностями;

- эвристический - моделирование учеб-

ного процесса на основе своей авторской технологии с оформлением методического инструментария, обеспечивающее условия для достижения образовательных результатов обучающихся.

жения образовательных результатов обучающихся, включая учащихся с разными образовательными потребностями.

Достигнутый уровень владения инновационно-методической компетентностью определяет степень готовности педагога моделировать учебный процесс как на основе выбранной, так и на основе авторской технологии, оформлять его в методическом инструментарии и использовать в профессиональной практике для успешного дости-

Владение информационно-интеллектуальной и инновационно-методической ком-петентностями позволяет педагогу успешно приобретать и обновлять необходимые умения, конвертировать их в инновационную образовательную деятельность в условиях реализации новых требований, обеспечивая в перспективе условия для формирования «инновационного человека».

Литература

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

2. Петров В. В. Сущность и тенденции развития инновационного образования: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: социальная философия. 09.00.11. - Новосибирск, 2011. - 26 с.

3. Сниховская И. В. Педагогическая модель управления инновационной деятельностью учреждения среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 27 с.

4. Дьякова Л. А. Стратегии самоутверждения педагогов в инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2012. - 24 с.

5. Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

6. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики: моногр. - Красноярск, 2014. - 220 с.

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс] / режим доступа: https:// rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

9. Федоров Б. И. Алгоритмы обучения. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 182 с.

10. Панфилова Л. Г. Развитие информационно-интеллектуальной компетентности учителя в процессе повышения его квалификации // Научное мнение. - СПб., 2011. - С. 82-85.

11. Панфилова Л. Г. Инновационный методический инструментарий // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф.: в 10 ч. Ч.3. - М., Челябинск: Изд-во «Образование», 2009. - С. 160-167.

12. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - М., Рига, 1998. - 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.