Инна Александровна Николаеску,
кандидат педагогических наук, доцент, Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников (18003,Украина, г.Черкассы, ул.Быдгощская, 38/1),
e-mail:[email protected]
Потенциальные возможности информационно-комуникационных технологий для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования
В статье освещён вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности преподавателя системы последипломного образования, обоснована суть информационно-коммуникационных технологий как необходимого условия успешной профессионально-педагогической самореализации преподавателя. На основании изучения различных научных подходов в области образовательной информатизации рассмотрены потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования. Кратко охарактеризованы наиболее используемые преподавателями ИКТ-технологии, а именно компьютерные, мультимедийные, телекоммуникационные и Web 2.0 технологии. Представлено содержание авторского спецкурса «Акмеология профессионального образования» как очно-дистанционной формы в рамках Интернет-школы педагогического мастерства. Разработанный автором спецкурс состоит из взаимосвязанных учебных модулей, в которых рассматриваются теоретические основы профессионально-педагогической деятельности педагога в контексте анализа проблем фундаментальной и прикладной акмеологии. Апробация данного спецкурса в межкурсовой период свидетельствует о существенном повышении качества учебного процесса последипломного образования, переходе на новый уровень интенсификации и индивидуализации учебной деятельности, что обусловлено персонализаци-ей и технологизацией профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса. Приведён пример методической формы профессиональной деятельности преподавателя в виде создания педагогического интернет-клуба как координационного центра информационно-коммуникационного пространства.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, профессионально-педагогическая самореализация, преподаватель системы последипломного образования, акмеология, интернет-клуб, компьютерные технологии, мультимедийные технологии
УДК 378.12
ББК 74.04(49кр)к467
Inna Aleksandrovna Nikolaesku,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Cherkassy Regional Institute of Teachers' Further Education (38/1 Bidgoshskay St., Cherkassy, Ukraine, 18003),
e-mail: [email protected]
Potential Possibilities of Information and Communication Technologies for Teacher's Professional Self-Realization in the System of Postgraduate Education
The article deals with an important role of information and communication technologies in the professional activity of teacher's postgraduate education, its essence as the necessary condition for successful teacher's self-realization. It is noted that the active use of ICT in common educational space by means of modern computer technology is not only changing the pedagogical process of institutions of postgraduate education, its content, organizational and methodological basis, but it also requires a teacher in the system of postgraduate education to use innovative information resources, namely, multimedia presentations, e-books, online communication, virtual labs, etc. The paper describes the content of key concepts of the research and the potential of information and communication technologies (a forum, educational portals, Wikipedia, blogs, media, etc.) for the professional teacher's self-realization in postgraduate education. The author's course "Acmeology
© Николаеску И. А., 2015
23
of Professional Education" is presented as part-time distance learning in the school of pedagogical skills, acquaintance with which can be a basis for the implementation of the Internet communication, development of professional culture and self-realization for a teacher. An example of methodological forms of professional activity such as an educational online-club as a coordination center of informational and communicational space is given. In further researches, it is possible to develop organizational and semantic models of a teacher's professional self-realization in the system of postgraduate education by means of ICT.
Keywords: information and communication technologies, professional-pedagogical self-realization, teacher of postgraduate education, acmeology, the Internet club, computer technologies, multimedia technologies.
В современных условиях развития гражданского общества информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование человека двадцать первого века. Информационно-коммуникационные технологии, по мнению разработчиков Окинавской Хартии, быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Одними из ключевых направлений этого документа определены: разработка, обслуживание и использование информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надёжный, безопасный, экономичный доступ и соответствующих конкурентным рыночным условиям и новейшим сетевым технологиям, а также развитие человеческих ресурсов, соответствующих требованиям информационного общества [5].
Процессы глобализации и интеграции в европейское пространство обусловливают информатизацию всех звеньев украинского образования, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных и высших учебных заведений, а также учебный процесс системы последипломного образования, что утверждено действующими правительственными документами. Например, в части IX Национальной доктрины развития образования «Информационные технологии в образовании» подчёркнуто, что «приоритетом развития образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее усовершенствование обучающе-воспитательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе».
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании должно не только обеспечить эффективность и результативность учебного процесса в образовательных учреждениях, но и способствовать профессионально-педагогической самореализации педагогических кадров, прежде всего преподавателей системы последипломного образо-
вания, обеспечивающих повышение уровня образовательных квалификаций учителей школ.
В научных исследованиях последних лет предприняты первые попытки исследовать проблему эффективности использования новых информационных технологий как средства профессиональной ориентации старшеклассников (В. Осадчий, Г. Шлихта), формирования личностных качеств личности (Т. Крамарен-ко), её художественно-эстетической культуры (В. Антонюк), творческих способностей (Е. Вин-ниченко), экологической компетентности (Н. Олейник), в организации волонтёрской деятельности (Н. Вайнилович); вопросы информатизации образования и теоретические основы использования ИКТ в учебном процессе высшей школы (В. Быков, Б. Гершунский, Р. Гуре-вич, М. Жалдак, Ю. Жук, М. Кадемия, В. Клоч-ко, А. Коломиец, Л. Петухова, А. Спиваковский, Е. Полат и др.).
Вместе с тем современные исследования аспектов развития последипломного образования и использования андрагогического подхода непрерывного обучения взрослых в системе последипломного образования направлены преимущественно на изучение отдельных направлений профессиональной деятельности преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий, однако обоснование потенциальных возможностей ИКТ для профессионально педагогической самореализации преподавателя ещё не было предметом специального педагогического исследования. Научные наработки учёных по отдельным направлениям использования ИКТ не объединены в систему, не осуществлён всесторонний теоретический и методический анализ профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования средствами ИКТ.
На основании вышеизложенного целью статьи является анализ потенциальных возможностей информационно-коммуникационных технологий для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
Стремительными темпами развитие информационно-образовательного пространства входит в систему последипломного образования. Консолидация информационно-коммуникационных ресурсов, активное использование инфокоммуникационных технологий, организация единого образовательного пространства средствами современных компьютерных технологий не только меняют педагогический процесс учреждений последипломного образования, его содержательную, организационную и методическую основу, но и требуют от преподавателя системы последипломного образования умения использовать инновационные ресурсы информации, а именно: мультимедийные презентации, электронные учебники, он-лайн общение, виртуальные лаборатории и тому подобное. Чтобы сделать содержание учебного материала релевантным внутренним потребностям учителя, учёными предлагается: «во-первых, отдавать предпочтение не тому, что излагается, а тому, как излагается; во-вторых, использовать материал непосредственно из сообщества, в котором живёт учитель; в-третьих, выбирать материал и методы обучения с учётом стремлений учителя; в-четвёртых, принимать во внимание, что релевантность достигается только при условии, когда содержание материала позволяет учителю найти ответ на важные для него вопросы» [4, с. 342].
Такой инновационный подход в обучении учителей-слушателей курсов повышения квалификации позволяет преподавателю не только современно подать информационно-практический материал, но и обеспечивает профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования средствами информационно-коммуникационных технологий.
На пути к самореализации возникает проблема становления человека как субъекта жизнедеятельности, как высококвалифицированного профессионала, способного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор, чтобы он имел положительно творческий характер; как возможность самореализации через развитие таких качеств, как любознательность, эмоциональность, радость открытия, стремление достижений, лидерства; способность анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы; умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциативно мыслить, видеть противоречия; способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, сотрудничать, отстаивать свою точку зрения и убеждать других, избегать кон-
фликтов и успешно их решать; свойство планировать и контролировать свою деятельность, рационально использовать время, проявлять волевые усилия, усердие [1, с. 20].
Полиаспектный анализ данного вопроса даёт возможность определить суть понятия «информационно-коммуникационные технологии», их виды и потенциальные возможности для использования в обучающем процессе учреждений последипломного образования.
В Законе Украины «О Национальной программе информатизации» информационная технология определяется как «целенаправленная организованная совокупность информационных технологий с использованием средств вычислительной техники, что обеспечивает высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их размещения» [6].
Вследствие изучения научных разработок учёных по вопросам информатизации образования подытожено, что информационные технологии (ИТ), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, сохранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей.
Содержание понятия «информационно-коммуникационные технологии» современными учёными также определяется как:
- совокупность новых информационных технологий (методов и технических средств), позволяющих находить, собирать, обрабатывать, создавать, передавать и подавать информацию, управлять и пользоваться ею, а также способствовать различным формам коммуникации [3];
- совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, которая расширяет знания людей и развивает их возможности управления техническими и социальными проблемами [6];
- целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения;
- комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного на-
значения, а также методы и организационные формы обучения;
- компьютерные технологии, основанные на использовании определённой формализованной модели содержания, которая представлена педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационных сетей.
Нахождение, сбор, обработка, создание и передача информации происходит благодаря использованию инструментария информационных технологий - взаимосвязанных программных продуктов для определённого типа компьютера, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария используются такие распространённые виды программных продуктов для персонального компьютера, как текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения, экспертные системы и тому подобное.
Средства информационно-коммуникационных технологий, которые необходимы для системы образования, включают: технические средства (компьютеры, компьютерные комплексы, мультимедийные проекторы, сенсорные доски и т. п.); программные средства (системные, общего назначения, прикладное программное обеспечение); средства для подключения к Интернету и обеспечение возможности полноценной работы в нём (серверы, линии связи, модемы, программы поиска различных данных в Интернете и т. д.); специально созданное для системы образования информационное наполнение (контент) в Интернете; методическое обеспечение по использованию средств информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Обобщая вышесказанное, можем определить сущность и назначение информационно-коммуникационных технологий: ИКТ как совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую выполнение информационных процессов с целью повышения их надёжности и оперативности, снижает трудоёмкость использования информационного ресурса, повышает эффективность различных видов деятельности.
По своей сути ИКТ - это сочетание информационных технологий с коммуникационными для решения различных задач современного образовательного информационного общества. Таким образом, понятие «информацион-
но-коммуникационные технологии», кроме указанного выше, интегрирует семантику термина «коммуникация» и предусматривает процесс общения, обмена мыслями, знаниями, чувствами, моделями поведения, а также совместную деятельность участников коммуникации, во время которой вырабатывается общий взгляд на вещи, события и окружающую среду [7].
Таким образом, предложенное выше понимание сущности терминов позволило очертить потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
Публикации исследователей в области ин-фокоммуникационных технологий и опыт работы в системе последипломного образования позволил выделить наиболее популярные и используемые преподавателями системы последипломного образования информационно-коммуникационные технологии для профессионально-педагогической самореализации. Кратко охарактеризуем их.
Компьютерные технологии - это информационные технологии, основанные на работе с текстовыми и графическими редакторами (редактирование текста, компьютерная вёрстка, книжная иллюстрация и т. д.), электронными таблицами и базами данных. Не преувеличивая значения этих технологий для организации учебного процесса в учреждениях последипломного образования, отметим, что компьютерные технологии позволяют преподавателям оперативно диагностировать уровень сфор-мированности когнитивного компонента из отдельных психолого-педагогических тем сразу в большие группы учителей-слушателей курсов повышения квалификации, проводить статистическую обработку данных, отслеживать динамику обученности и осведомлённости профессионального материала слушателей курсов на протяжении всего учебного процесса. Уменьшение затрат времени на диагностику и мониторинг учебного процесса позволяет преподавателю больше времени уделять собственно организации научной деятельности как составляющей профессионально-педагогической самореализации.
Мультимедийные технологии - это сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения, позволяющее на качественно новом уровне воспринимать, перерабатывать и предоставлять разнообразную информацию: текстовую, графическую, звуковую, анимационную, телевизионную и т. д. [7, с. 170].
Благодаря мультимедийным технологиям появляется возможность сочетать различные средства отображения информации (текст, звук, неподвижные иллюстрации, а также видео и анимацию), что способствует повышению уровня наглядности учебного процесса, вызывает в учителях-слушателях курсов повышения квалификации интерес к проблеме, которая обсуждается, создаёт дополнительную мотивацию для дальнейшего изучения и использования этого сообщения в своей профессиональной деятельности.
Телекоммуникационные технологии - это технологии передачи и получения информации с помощью локальных (Интранет) и глобальных (Интернет) компьютерных сетей.
Значительные возможности для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования открывают технологии Web 2.0. В частности, блог - это размещённый в сети Интернет, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в хронологическом порядке. В сервисе предусмотрена возможность добавления графических изображений (фотографии, схемы, графики и др.) в наиболее распространённых форматах (.gif, .jpeg, .png, .bmp). Блог (тематический, персональный, фотоблог, подкастинг, видеолог) позволяет писать собственные сообщения, читать сообщения других авторов, комментировать сообщения других авторов и отвечать на них, а также связывать сообщения и комментарии с помощью гиперссылок. С помощью этой технологии сервиса Web 2.0 преподаватели создают собственные блоги как публичные онлайновые дневники, веб-страницу в мировой сети Интернет, которая содержит общественно доступную информацию. Таким образом они могут объединить научное сообщество в сообщество единомышленников.
Сетевой сервис Web 2.0 предоставляет возможность создания и поддержки научно и педагогически направленных тем форума и чат. Эти технологии поддерживают и развивают коммуникативные навыки, поощряют преподавателей высказывать своё мнение, идеи, чувства, помогают им анализировать и обсуждать различные инновационные идеи в образовании. Кроме этого, обсуждение на дискуссионном форуме разнообразных тем научно-педагогического и воспитательного направления будет иметь существенное положительное влияние на активизацию познавательной деятельности преподавателя в этом аспекте. Указанные технологии можем рассматривать как коммуникационное средство, которое позволяет преподавателям
при осуществлении профессионально-педагогической деятельности оперативно и свободно обмениваться информацией через сеть.
Технология ВикиВики (WikiWiki) позволяет преподавателям совместно редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять, создавать ссылки на новые статьи). Различные варианты программного обеспечения вики (викидвижки) позволяют загружать на сайт изображения, файлы, содержащие текстовую информацию, видеофрагменты, звуковые файлы и тому подобное. Эта технология Web 2.0 может использоваться для общего, независимо от места проживания, оформления учёными результатов исследования по актуальным темам.
Таким образом, приходим к выводу, что технологии Web 2.0 направлены на создание в Интернете социальных сетей, сообществ людей, связанных общими интересами, общим делом или другими возможностями для непосредственного общения - предоставляют значительные потенциальные возможности для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного образования.
Поскольку профессиональная деятельность преподавателя системы последипломного образования многофункциональная, а самоинтерес, самопознание, рефлексия, самоопределение, самопроектирование, самосовершенствование, саморазвитие, самоутверждение в профессиональной деятельности являются своеобразной системой «само-про-цессов», которые являются путём к профессионально-педагогической самореализации, мы согласны с мнением Г. Лаврентьевой о том, что информационно-коммуникационные технологии нельзя внедрять в учебный процесс односторонне, акцентируя внимание лишь на их познавательном аспекте, а нужно интегрировать их в образовательное пространство так, чтобы они были стимулятором развития коммуникативной компетентности преподавателей, их морально-духовной сферы [5]. По нашему мнению, этот факт следует учитывать при моделировании информационно-коммуникационного образовательного пространства, направленного на профессионально-педагогическую самореализацию преподавателя системы последипломного образования.
Учитывая широкий спектр направлений привлечения ИКТ в образовательный процесс и потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий для профессионально-педагогической самореализации преподавателя системы последипломного
образования, мы разработали в рамках интернет-школы педагогического мастерства дистанционный спецкурс «Акмеология профессионального образования».
Современная система образования требует акмеологизации личности профессионала и акмеологизации процесса его профессиональной подготовки. Это, в свою очередь, возможно только при наличии акмеологически образованного преподавателя профессионального образования и акмеологически ориентированной его подготовки и переподготовки. К сожалению, такой системы не существует, что и обусловливает использование в учебном процессе акмео-логического подхода, создание акмеологически ориентированной системы подготовки и переподготовки научного сообщества, изучение и исследование проблем педагогической акмео-логии как науки о достижении преподавателем вершин профессионального мастерства.
Ведущей идеей при разработке курса служило положение о том, что профессионально-педагогическая самореализация преподавателя последипломного образования средствами ИКТ является необходимой составляющей его результативной профессионально-педагогической деятельности и требует обеспечения определённых организационно-педагогических условий, специально организованной акмео-логической среды, целенаправленной системы мероприятий, способствующих личностно-про-фессиональному росту преподавателя. В соответствии с этим преподавателем выстраивается собственная профессиональная траектория саморазвития и акмеологическая позиция, основанная на безусловном признании уникальности каждого человека как высшей ценности.
Дистанционный спецкурс в рамках интернет-школы педагогического мастерства «Ак-меология профессионального образования» является акмеолого-педагогическим практикумом, который построен как система учебно-познавательного материала, диагностических методов и акме-технологий, основанных на принципах саморегуляции, блокировки стереотипов и установок личностно-профессиональ-ного роста человека, осознанного развития Я-концепции и акмеологической культуры.
Представленный спецкурс состоит из взаимосвязанных учебных модулей, в которых рассматриваются теоретические основы профессионально-педагогической деятельности педагога в контексте анализа проблем фундаментальной акмеологии, акмеологическая концепция профессионального развития педагога, акмеологический подход к профессионально-педагогической подготовке современного учи-
теля; акмеологические детерминанты развития профессионализма инновационной деятельности учителя. При подборе материала к курсу акцентировано внимание на прикладной акмеологии, изучение которой позволит педагогическим работникам очертить собственные конкретные практические находки, которые позволят построить личностную образовательную программу, связанную с системой акмео-логических знаний.
Работая над дистанционным курсом, учитель бесплатно получает комплект обучающих материалов, выполняет все указания, самостоятельно проверяет уровень своих знаний, изучает материалы по дополнительным ресурсам сети Интернет. Итогом каждого модуля являются вопросы для самопроверки, а результатом освоения спецкурса - электронное тестирование. К сожалению, недочётом таких курсов является то, что после окончания обучения учитель не получает сертификат о качестве знаний.
Платформа интернет-школы педагогического мастерства, где расположен представленный нами спецкурс, разработана таким образом, что во время усвоения учебно-практического материала учителя могут обращаться за помощью или консультацией в он-лайн режиме к руководителю-тьютору. Поэтому при организации дистанционного обучения преподаватель-тьютор кроме традиционных качеств (совершенное знание предмета, личностные качества, способность к самообразованию и т. д.) должен обладать навыками применения информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности; знаниями технологий, методик и форм организации дистанционного обучения; учитывать в работе психологические основы дистанционного обучения; эффективно планировать свою деятельность в пределах дистанционного курса.
Таким образом, введение в учебный процесс учреждений последипломного образования дистанционного спецкурса «Акмеология профессионального образования» с широким применением в обучении современных информационных технологий и Интернета позволяет более глубоко и качественно с практической точки зрения усовершенствовать образовательный уровень учителя и его профессиональную подготовку вследствие углубления, расширения и обновления общенаучных и специальных знаний и умений; развивать информационную культуру слушателей на базе широкого применения в профессиональной деятельности современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных техно-
логий; способствовать разработке собственных вариантов моделей организации профессиональной деятельности; производить творческие нетрадиционные подходы в организации жизнедеятельности школьников во внеурочное время. Кроме того, применение педагогических инноваций в комплексе с ИКТ открывают новые возможности для повышения эффективной образовательной деятельности, инновационной в частности. Можно говорить о существенном повышении качества учебного процесса последипломного образования, переходе на новый уровень интенсификации и индивидуализации учебной деятельности, что обусловлено пер-сонализацией и технологизацией профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса.
Отметим, что сегодня в сети Интернет ежедневно появляется значительное количество образовательных электронных ресурсов от порталов и сайтов учреждений к блогам творческих педагогов. По содержанию эти ресурсы можно классифицировать как информационные (информируют о деятельности образовательного учреждения); методические накопительные (имеют описания образовательной методики или банки и базы методик); организационные (организуют деятельность педагогических сообществ или систем дистанционного обучения); комбинированные (имеют ресурсы двух или трёх типов).
Анализ существующих образовательных электронных ресурсов, размещённых на бесплатных ресурсах - в блогах и на электронном диске Google, на сервисе Youtube, в файл-обменнике Ucoz и klasna.com, их направленность и наполняемость позволили создать специализированную интернет-страницу в виде педагогического интернет-клуба - образовательного салона «Педагогический эксклюзив» (http: //www.salon.klasna.com) как координационного центра информационно-коммуникационного пространства и неформального образования. Представленный образовательный салон содержит определённые рубрики («Ориентиры в образовании», «Научно-методическая работа», «Искусство быть учителем», «Обучая - учимся», «Путь к мастерству», «Сокровищница педагогической мудрости», «Фотогалерея», «Полезные ссылки»), которые являются тематически взаимосвязанными и информационно дополняемыми. Главным условием эффективного функционирования интернет-клуба являются его технические возможности обеспечения эффективной комфортной работой педагогов с информационными ресурсами. Важным при этом является ско-
рость обмена информацией, разноплановость и понятность подачи материалов, психологическая комфортность при работе.
При разработке и конструировании виртуального интернет-клуба-образовательного салона мы руководствовались такими характеристиками по практическому его назначению, как:
- интероперабельность - это возможность работать в условиях портала с любого компьютера, планшета или мобильного устройства. С учётом значительного разбега в технических возможностях учебных заведений Украины (различные операционные системы, класс и возможности компьютерной техники, скорость Интернета) портал построен таким образом, что за счёт реализации сервисных услуг классическими традиционными средствами обеспечена возможность взаимодействия различных операционных систем, всех распространённых браузеров, поддерживается работа новых компьютерных систем и устаревших компьютеров с низкими возможностями;
- значительная пропускная способность -возможность одновременной работы большого количества пользователей;
- принцип геонезависимости - авторы и посетители портала имеют возможность работать с материалами и размещать собственные наработки, несмотря на их географическое местоположение. Создаются условия для общения, консультирования и коллективного труда учёных и практиков, разделённых между собой значительными расстояниями. Педагогические работники не ограничиваются возможностью работать только на рабочем месте, а имеют доступ к материалам в удобное для них время и в удобном месте;
- здоровьесбережение - является важным принципом построения представленного образовательного ресурса. Идея обеспечения здо-ровьесбережения реализуется путём дозирования информации, которая представлена на странице. Все материалы чётко структурированы на подразделения, в каждом подразделении материалы систематизированы, анонсированы, представлены в виде отдельных дидактических единиц (книга, статья, лекция, презентация и т. д.). Пользователь, который зайдёт на страницу клуба, не будет тратить долго времени на поиск необходимой информации, открывать неидентифицированные материалы, уменьшит время напряжённой работы за компьютером, сохранит его здоровье. Уменьшение зрительного напряжения достигается также подобранной комфортной цветовой гаммой;
- доступность - возможность на бесплатной основе работать с системой из разных мест,
дистанционно - из учебного класса, с рабочего места или из дома; программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных культур, разных физических возможностей;
- интерактивность - обеспечивает полноценные контакты всех пользователей портала независимо от географического места, уровня образования, стажа работы, возраста, пола и прочее;
- экономическая доступность - научные и учебно-практические материалы, размещённые на странице интернет-клуба-образова-тельного салона, ориентируются прежде всего на непрерывное образование, которое проходит в течение всей жизни.
Указанное выше позволяет утверждать, что интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий обеспечит необходимые условия для творческой самореализации и саморазвития личности как субъекта инновационных преобразований в образовании средствами единого инновационного
образовательного пространства, смоделированного в формате интернет-клуба-образова-тельного салона «Педагогический эксклюзив».
Постепенное развитие новых технологий (мультимедийные, гипертекстовые, сетевые, телекоммуникационные), их внедрение в сферу последипломного образования вызвали возможность перехода от этапа количественного наращивания потенциала к этапу формирования качественно новой образовательной среды. Об этом свидетельствует смещение интереса учёных от общих аспектов информатизации образования к проблемам создания единого образовательного пространства средствами информационно-коммуникационных технологий. Кроме этого, среди образовательного сообщества, в том числе преподавателей-новаторов, начался процесс перехода от эпизодического фрагментарного использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе на курсах повышения квалификации в комплексные формы работы и развития инновационной образовательной среды.
Список литературы
1. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе. М., 1989. 48 с.
2. Лаврентьева Г П. Розвиток спткування дп"ей молодшого шктьного вку в комп'ютерно-орiентованому середовищi [Електронний ресурс]. Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/e.../ITZN/.../08lgpeci. ht... (дата обращения: 23.03.2015)
3. Осв^ш технологи : навч.-метод. поаб. / О. М. Пехота, А. З. Юктенко, О. М. Любарська та н ; за заг. ред. О. М. Пехоти. Юев: А. С. К., 2001. 255 с.
4. Приходченко К. I. Творче осв^ньо-виховне се-редовище загальноосв^нього закладу гумаштарного профтю : монографiя Донецьк : Донеччина, 2007. 640 с.
Источники
5. Окинавская хартия глобального информационного общества Окинава, 22 июля 2000 года. За-конодавство Укра'ши, документ 998_163. (Okinawa Charter on Global Information Society. Okinawa, July 22, 2000).
6. Закон Укра'ши "Про Нацюнальну програму шформатизаци" вщ 4 лютого 1998 року № 74/98-ВР) [Електронний ресурс]. Режим доступа: zakon.rada. gov.ua/laws/show/74/98-вр (дата обращения: 16.03. 2015).
7. Словник Ышомовних ^в / за ред. О. С. Мель-ничука. Юев: Головна ред. УРЕ, 1974. 775 с.
References
1. Zhaldak M. I. Sistema podgotovki uchitelya k ispol'zovaniyu informatsionnykh tekhnologii v uchebnom protsesse. M., 1989. 48 s.
2. Lavrent'eva G. P. Rozvitok spilkuvannya ditei molodshogo shkil'nogo viku v komp'yuterno-orientovanomu seredovishchi [Elektronnii resurs]. Rezhim dostupa: www.nbuv.gov.ua/e.../ITZN/.../08lgpeci.ht... (data obrashcheniya: 23.03. 2015)
3. Osvitni tekhnologiï : navch.-metod. posib. / O. M. Pekhota, A. Z. Kiktenko, O. M. Lyubars'ka ta in. ; za zag. red. O. M. Pekhoti. Kiev: A. S. K., 2001. 255 s.
4. Prikhodchenko K. I. Tvorche osvitn'o-vikhovne seredovishche zagal'noosvitn'ogo zakladu gumanitarnogo profilyu : monografiya Donets'k : Donechchina, 2007. 640 s.
Istochniki
5. Okinavskaya khartiya global'nogo informat-sionnogo obshchestva Okinava, 22 iyulya 2000 goda. Zakonodavstvo Ukraïni, dokument 998_163. (Okinawa Charter on Global Information Society. Okinawa, July 22, 2000).
6. Zakon Ukraïni "Pro Natsional'nu programu informatizatsiï" vid 4 lyutogo 1998 roku № 74/98-VR) [Elektronnii resurs]. Rezhim dostupa: zakon.rada.gov. ua/laws/show/74/98-vr (data obrashcheniya: 16.03. 2015).
7. Slovnik inshomovnikh sliv / za red. O. S. Mel'ni-chuka. Kiev: Golovna red. URE, 1974. 775 s.
Статья поступила в редакцию 29.08.2015