К основным недостаткам коммуникативных действий на практике относятся:
• отсутствие необходимых коммуникативных знаний;
• не владение навыками планирования собственных коммуникативных действий;
• не мотивированность к опыту наблюдения за участниками коммуникации;
• не эффективная реализация коммуникативного потенциала, проявляющегося в неграмматности, неумении вести беседу и отсутствие адекватной обратно связи.
Поэтому практическая отработка коммуникативных навыков обеспечивает эффективное формирование не только коммуникативно-ораторской компетентности, но и повышение уровня профессионально-коммуникативной деятельности.
Практикоориентированное применение коммуникативных технологий в профессиональном образовании заключается в следующих направлениях:
полноценная подача и передача информации через доступный и общепринятый канал;
• психолого-педагогическое и эмоциональное состояние субъектов образовательного процесса;
• организация взаимоотношений и взаимодействий через сотрудничество и согласованность;
• владение искусством воздействия на партнера по общению и управление собственными коммуникативными возможностями.
Важным аспектом использования коммуникативных техник и средств в образовательном процессе является преодоление коммуникативных ситуаций различного рода. Решение типовых, конфликтных, стрессовых и нестандартных коммуникативных ситуаций формирует навык педагогического общения и развитие коммуникативных способностей.
Формат преобразования коммуникативной деятельности обеспечивается за счет дискуссий, дебатов, форумов, круглых столов, симпозиумов и т.д.
Специфика форм организации применения коммуникативных технологий в профессиональном образовании развивает практический механизм общения, выстраивание психологической защиты и успешное обучение и восптание.
Выводы. Современные коммуникативные технологии в профессиональном образовании, несомненно, совершенствуют и углубляют образовательный процесс, но и могут актировать познавательные потребности.
Партнерская коммуникативная деятельность образовательного учреждения способствует педагогической поддержки, развитию уверенности в себе и преодолению речевых трудностей.
Владение приемами и средствами коммуникативной деятельности в профессиональном образовании осуществляется через теоретическую подготовку в области межличностных отношений, профессионально-речевого этикета и вербального и невербального взаимодействия.
Индивидуальный стиль общения, своевременные коммуникативные умения и знания, грамотность коммуникативных отношений - это те немногие практические аспекты, формирующие профессионально-коммуникативную компетентность.
Литература:
1. Бароненко, Е.А. Формирование коммуникативной компетенции как фактор успешной подготовки бакалавров педагогического образования к социальному взаимодействию / Е.А. Бароненко, Ю.А. Райсвих, И.А. Скоробренко // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - Ульяновск, 2021. - С. 339-344
2. Бессараб, И.А. Этические принципы коммуникаций «с нуля» / И.А. Бессараб // Вестник Мининского университета. - 2023. -Т.11. - № 1. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-ll-l-14
3. Дрозд, К.В. Профессиональная коммуникация в образовании: [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / К.В. Дрозд, Н.И. Смаковская; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. - 233 с. - ISBN 978-5-9984-1630-9
4. Леньшина, A.A. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» / A.A. Леньшина // Молодой ученый. - 2019. - № 26 (264). - С. 35-37. - URL: https://moluch.ru/archive/264/61185/
5. Сираева, М.Н. Педагогические коммуникативные технологии: учебное пособие / М.Н. Сираева. - Ижевск: Издательский Центр «Удмуртский университет». - 2020. - 110 с.
6. Тюмасева, З.И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова // Вестник Мининского университета. -2023. - Т. 11. -№ 1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-ll-l-l
7. Чуев, C.B. Политический менеджмент: Коммуникативные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. / C.B. Чуев. -М. -2019. - 73 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Лепшокова Елизавета Ахияевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат филологических наук, доцент Цекова Лариса Мухамедовна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Статья посвящена игровым технологиям на уроках английского языка. Актуальность темы обусловливается тем, что в последнее время образование претерпело значительные изменения благодаря внедрению новых технологий. Одним из наиболее новых инновационных и эффективных подходов в обучении стало использование игровых технологий. Практическая значимость заключается в том, что игры, как цифровые, так и традиционные, могут значительно повысить мотивацию учащихся, сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. В данной статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий на уроках иностранного языка, различные типы игр и их применение в образовательном процессе, а также примеры и рекомендации по их внедрению в учебную практику. Ключевые слова: игровые технологии, новые технологии, английский язык, мотивация, образовательный процесс. Annotation. The article is devoted to gaming technologies in English lessons. The relevance of the topic is determined by the fact that recently education has undergone significant changes due to the introduction of new technologies. One of the newest innovative and effective approaches to teaching has become the use of gaming technologies. The practical significance is that games, both digital and traditional, can significantly increase student motivation and make the learning process more fun and effective. This article discusses the advantages of using gaming technologies in foreign language lessons, various types of games and their application in the educational process, as well as examples and recommendations for their implementation in educational practice.
Key words: English, game technology, new technologies, English, motivation, educational practice.
Введение. Игровые технологии начали активно использоваться в образовательном процессе с середины 20-го столетия. Применение игр в образовательном процессе начинается с древних времен, когда игры применялись для формирования всевозможных навыков и знаний. С развитием цифровых технологий в 1970-х годах возникли первые образовательные компьютерные игры. Они существенно расширили потенциалы игрового обучения.
Задачи, поставленные в исследовании: рассмотреть игровые технологии на уроках английского языка и объяснить преимущества их использования.
На сегодняшний день игровые технологии охватывают большое количество инструментов и способов, от элементарных настольных игр до сложных компьютерных манипуляций и виртуальной действительности. Они применяются во всех сферах образования, включая преподавание иностранных языков [1].
Изложение основного содержания статьи. Применение игровых технологий на занятиях по иностранному языку обладает уймой преимуществ, которые превращают процесс обучения в эффективную и увлекательную деятельность.
Одним из основных преимуществ игровых технологий является их способность существенно повышать мотивацию учащихся. Игры делают процесс обучения интересным и увлекательным, что способствует активной работе учащихся. Игровые составляющие, такие как вознаграждения, уровни и соперничество, стимулируют детей к достижению поставленных целей и повышению своих языковых навыков.
Игры призывают к активному участию и вовлеченности. Во время игры дети должны принимать решения, решать задачи, сотрудничать друг с другом, что способствует формированию критического мышления, навыков разрешения проблем и коммуникативных навыков. Активное участие также содействует лучшему постижению материала [2].
Игры, особенно те, которые требуют взаимодействия между участниками, помогают вырабатывать коммуникативные навыки. Дети учатся выражать свои мысли и идеи, понимать и трактовать речь других, вести переговоры и сотрудничать. Это особенно важно при прохождении иностранного языка, так как помогает им практиковать язык в подлинных коммуникативных условиях.
Игровые технологии дают возможность иметь в виду индивидуальные стили обучения и потребности детей. Это делает процесс обучения более персонализированным и результативным. Например, некоторые учащиеся могут предпочитать визуальное обучение, в то время как другие могут лучше усваивать информацию через аудиальные или кинестетические методы [3].
Игры дают учащимся безопасную среду для практики и экспериментов. Во время игр ошибки не воспринимаются как срывы, а рассматриваются как часть процесса обучения. Это помогает учащимся чувствовать себя увереннее и комфортнее, что способствует более эффективному усвоению материала.
Имеется масса видов игровых технологий, которые могут быть применены на занятиях по иностранному языку. В зависимости от целей и задач урока, преподаватели могут выбирать всевозможные игры и методы [4].
Традиционные настольные игры, такие как Scrabble, Monopoly и другие, могут быть адаптированы для изучения иностранного языка. Эти игры содействуют расширению словарного запаса, овладению грамматическими навыками и умению вести переговоры. Например, игра в Scrabble на иностранном языке требует от учащихся знания слов и умения собирать из букв слова, что способствует совершенствованию лексических навыков.
Ролевые игры являются мощным орудием для формирования коммуникативных навыков. Учащиеся могут разыгрывать сценки из повседневной жизни, такие как посещение кафе, приобретение билетов, переговоры на работе и так далее. Ролевые игры помогают учащимся практиковать язык в реальных коммуникативных ситуациях и развивать навыки межличностного общения [5].
Компьютерные игры предоставляют учащимся уникальные возможности для изучения иностранного языка. Существуют различные компьютерные игры, которые помогают развивать языковые навыки в увлекательной игровой форме. Например, игра Duolingvo предлагает учащимся выполнять задания, которые содействуют формированию навыков чтения, письма, говорения и слушания.
Мобильные приложения для изучения языков также могут быть применены в образовательном процессе. Эти приложения предлагают различные игровые задания, такие как викторины, флэш-карты и упражнения на запоминание слов. Это помогает учащимся развивать свои языковые навыки в удобной и увлекательной форме [6].
Технологии виртуальной реальности дают возможность погрузиться в языковую среду и практиковать язык в иммерсионной обстановке. Например, VR (виртуальные) - приложения могут инсценировать поездки за границу, экскурсии по городам, посещение магазинов и других мест, где учащиеся могут взаимодействовать с окружающей средой и носителями языка.
Для более детального понимания игровых технологий в обучении иностранным языкам рассмотрим несколько примеров игр и подходов, которые могут быть применены на уроках [7].
1. Scrabble.
Scrabble - это классическая настольная игра, в которой игроки составляют слова из случайно выбранных букв.
Scrabble может быть использован на уроках иностранного языка для расширения словарного запаса и развития орфографических навыков.
Учащиеся могут играть в Scrabble на изучаемом языке, составляя слова и обсуждая их смысл и применение.
Преимущества.
Игра помогает формировать лексические навыки, улучшает орфографию и стимулирует креативное мышление.
2. Ролевые игры.
Ролевые игры включают в себя разыгрывание различных сценок и ситуаций, в которых учащиеся играют определенные
Ролевые игры могут использоваться для практики коммуникативных навыков и формирования коммуникативной компетенции. Например, учащиеся могут разыгрывать ситуации в магазине, столовой, вокзале и прочих местах.
Преимущества.
Игра помогает формировать навыки межличностного общения, вырабатывает уверенность в применении языка и содействует активному участию учащихся.
3. Duolingo.
Duolingo - это популярное мобильное приложение для изучения языков, которое предлагает различные игровые задания и упражнения.
Учащиеся могут использовать Duolingo для самостоятельного прохождения языка вне класса. Приложение предлагает задания на формирование всех четырех навыков: чтение, письмо, говорение и слушание [8].
Преимущества.
Приложение предоставляет индивидуальный подход к обучению, повышает мотивацию учащихся и дает им возможность учиться в удобное для них время.
4. Технологии виртуальной реальности - VR.
Технологии виртуальной реальности дают возможность образовывать иммерсионные языковые среды, где учащиеся могут объединяться с окружающей средой и носителями языка.
Учащиеся могут использовать VR - приложения для разыгрывания сценок поездок за границу, экскурсий по городам, посещения магазинов и других мест, где они могут практиковать язык в реальных ситуациях.
Преимущества:
VR предоставляет учащимся уникальные возможности для погружения в языковую среду, повышает мотивацию и улучшает навыки общения [9].
Для успешного внедрения игровых технологий в учебный процесс преподаватели должны учитывать ряд факторов, таких как цели и задачи занятия, уровень подготовки учащихся, доступные ресурсы и предпочтения учащихся.
1. Определениецелейизадач.
Перед тем как внедрять игровые технологии преподавателю необходимо четко определить цели и задачи урока. Игры должны быть связаны с учебными целями и способствовать формированию тех навыков, которые нужны учащимся. Например, если целью урока является вырабатывание разговорных навыков, то преподаватель может выбрать ролевые игры или дискуссии.
2. Выбор подходящих игр и технологий.
Преподаватель должен выбирать игры и технологии, которые отвечают степени подготовки и интересам учащихся. Это могут быть как традиционные настольные игры, так и нынешние компьютерные игры, и мобильные приложения. Важно учитывать, что разные игры могут формировать разные навыки, поэтому преподаватель должен выбирать те, которые больше всего отвечают учебным целям [10].
3. Адаптация к учебному процессу.
Игры должны быть адаптированы к учебному процессу и интегрированы в учебный план. Преподаватель должен разработать задания и упражнения, которые помогут учащимся использовать язык в игровом контексте. Например, перед началом игры преподаватель может обсудить с учащимися лексику и грамматические структуры, которые будут использованы в игре.
4. Организация занятий.
Преподаватель должен организовать занятия таким образом, чтобы учащиеся могли активно участвовать в игре и получать обратную связь. Это может включать групповые и парные работы, обсуждения, ролевые игры и другие формы сотрудничества. Преподаватель также должен следить за игрой и при необходимости корректировать его, чтобы обеспечить достижение учебных целей [11].
5. Оценка результатов.
После проведения игры преподаватель должен оценить результаты и прогресс учащихся. Это может быть сделано с помощью различных методов оценивания, таких как тесты, проекты, устные и письменные задания. Преподаватель также может обсудить с учащимися их впечатления от игры и то, какие навыки они приобрели [12].
Выводы. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка является эффективным и инновационным подходом, который помогает повысить мотивацию учащихся, развить коммуникативные навыки и сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным. Игры, такие как настольные, ролевые, компьютерные и виртуальная реальность дают уникальные возможности для создания интерактивных и иммерсионных языковых сред. Для успешной интеграции игровых технологий преподаватели должны тщательно планировать и подбирать игры, адаптировать их к учебному процессу и обеспечивать активное участие учащихся. В конечном итоге, такой подход способствует более эффективному и осмысленному изучению иностранного языка, подготавливая учащихся к успешной коммуникации в глобализированном мире [13].
Литература:
1. Абайханова, Д.С. Проблема мотивации студентов в обучении английскому языку / Д.С. Абайханова, Е.А. Лепшокова
- Ялта: Педагогический вестник. - 2022. - № 24. - С. 4-5
2. Божович, М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / М.И. Божович. - Москва: Политиздат, 2001.-243 с.
3. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: В вопросах и ответах / Т.В. Карамышева.
- Санкт-Петербург: Издательство «Союз», 2001.
4. Койчуева, Л.М. Факторы, влияющие на взаимосвязь самосознания и уровня толерантности подростка / Л.М. Койчуева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта / Научно-теоретический журнал. - СПб.: НГУ имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (197). - С. 474-478
5. Лепшокова, Е.А. Способы обучения студентов практическому владению иностранным языком / Е.А Лепшокова // В сборнике: Клычевские чтения - 2020. Материалы научно-практической конференции с международным участием. -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 311-314
6. Лепшокова, Е.А. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск: издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 144-149
7. Насибуллин, Э.Н. Об эффективности информационных технологий обучения / Э.Н. Насибуллин. - URL: http://www.tiei.ru/ppage/pages/57/HTML/nasibullin/htm
8. Овсишер, Г.М. Интернет и образование: первые шаги / Г.М. Овсишер, М.В. Овсишер // Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. - Самара, 1998.
9. Сафонова, Л.Ю. Методы интерактивного обучения: Методические указания / Л.Ю. Сафонова. - Великие Луки: [б.и.], 2015.-86 с.
10. Тамбиева, С.И. Формирование межкультурной иноязычной компетенции у студентов неязыкового вуза: проблемы и решения / С.И. Тамбиева, A.A. Салпагарова. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2024. -№ 82-4. - С. 369-371
11. Тоторкулова, К.А. Компьютеры в образовании / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. - Карачаевск: 2019. - С. 231-234
12. Тоторкулова, К.А. Приоритеты современного образования / К.А. Тоторкулова // В сборнике: Русский язык и литература в полилингвальном мире: вопросы изучения и преподавания. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2022. - С. 217-220
13. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова //В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У .Д. Алиева, 2020. - С. 347-352
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Лепшокова Елизавета Ахияевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат филологических наук, доцент Цекова Лариса Мухамедовна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются традиционные и нетрадиционные методы преподавания английского языка. Тема актуальна. Изучение нового языка является сложной задачей. Для некоторых людей это кажется естественным, однако для многих это скорее борьба, а также довольно долгий и сложный процесс. Не существует единого метода преподавания английского, который всегда был бы правильным. Практическая значимость исследования заключается в том, что выбор правильного стиля преподавания зависит от навыков и умений обучающихся. Метод преподавания должен соответствовать их интересам и потребностям. В этой статье мы перечислили несколько свежих идей о том, как изучать новый язык и как выбрать правильный метод преподавания английского языка.
Ключевые слова: современные методы, английский язык, средняя школа, стиль преподавания, мотивация.
Annotation. This article discusses traditional and non-traditional methods of teaching English. The topic is relevant. Learning a new language is a difficult task. For some people, this seems natural, but for many it is more of a struggle, as well as a rather long and complicated process. There is no single method of teaching English that is always correct. The practical significance of the study lies in the fact that choosing the right teaching style depends on the skills and abilities of the students. The teaching method should correspond to their interests and needs. In this article, we have listed some fresh ideas on how to learn a new language and how to choose the right method of teaching English.
Key words: modern methods, English, secondary school, teaching style, motivation.
Введение. В сфере обучения иностранным языкам было использовано множество способов, манер, стилей преподавания. Не существует оптимального, единого, эксклюзивного способа обучения иностранным языкам. Единственно не надо забывать, что метод обучения соответствовать увлечениям и нуждам обучающихся [1].
Цели и задачи, поставленные в исследовании: рассмотреть, как традиционные, так и несколько нетрадиционных подходов, которые особенно подходят для обучающихся. Современные методы преподавания иностранного языка, которые мы изображаем, годятся как для взрослых, так и для детей.
При верной мотивации к освоению английского языка обучающиеся быстрее выучат язык. Итак, чтобы найти верный способ преподавания, надо выяснить, для чего личности нужен иностранный язык, а затем сосредоточиться на оптимальной методике для достижения своей цели [2].
Изложение основного содержания статьи. Родителям всегда хочется знать, есть ли оптимальный подход для того, чтобы помочь детям успешно освоить язык. Чем проще метод, тем результативнее.
Однако есть некоторые новые способы обучения английскому языку.
Проанализируем некоторые из них.
Подход, основанный на задачах.
Задания в данном способе базируются на известных бытовых обстановках, с которыми может встретиться индивидуум, например, на каникулах, при беседе с зарубежными гостями в гостинице, ресторане, вокзале и так далее. Таким образом, метод, базирующийся на задачах, будет обучать заказывать еду в ресторане, снять номер в гостинице, разобрать театральный спектакль и так далее. При этом подходе, обучение языку идет вокруг задачи, а не наоборот. Для того, чтобы этот метод имел успех, преподаватель должен знать нужды и ожидания своих подопечных. Без этого неосуществимо составить план работы, который будет содействовать обучающимся успешному освоению материала и применению в определенных обстоятельствах [3].
Проектный подход.
Следующим удачным способом преподавания английского языка является построение учебной деятельности на базе проектов и проектной деятельности. На первых порах этот способ применялся при работе с детьми старших классов и со студентами. А сейчас этот метод используется и при работе с детьми младшего возраста и дошкольниками.
Проектный способ является исследовательским. Его цель - формирование языковых умений и креативного мышления. После прохождения темы студенты работают над проектом и защищают его: пересказывают его содержание на английском языке. К примеру, они разбирают темы: «мое любимое блюдо...», «в моей комнате имеется...», «мое домашнее животное...», и так далее. Дети с удовольствием говорят о том, что интересно для них. При применении графики, фотографий дети с удовольствием изучают язык. Он становится для них интересным, забавным, облегчает запоминание новых слов, терминов [4].
Игровой метод.
Этот метод-наиболее распространенное орудие для поднятия мотивации и облегчения процесса обучения. Во время игры дети находятся в своей стихии. Игры интересны и содержанием, и организацией. У них есть свои правила, которым надо следовать. Это содействует формированию организаторских способностей.
Игры также дают возможность детям двигаться, сотрудничать, обмениваться предметами и так далее. Для детей это естественно. При помощи игр можно изучать любой материал. При этом легче учиться. Слова быстрее запоминаются и спонтанно используются в речи. Для детей игра - настоящая жизнь. А доя учителя -это сложная работа с дидактической и языковедческой точек зрения [5].
Использование квестов в учебном процессе.
Квесты - один из наиболее известных теперешних игровых средств. Само название говорит о том, что дети встретятся с препятствиями, неизвестностями и секретами, которые им надо будет постигнуть, применяя английский язык.
Как правило упражнения составлены так, что надо будет изучать определенное задание, состоящее из нескольких ступеней. Каждая ступень приближает к основной цели - достижению определенной цели. Для получения ее, требуется