Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ / МЕТОДЫ / ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамбиева Марина Данисламовна

В данной статье рассматриваются методы использования художественных текстов при обучении литературе на языковых занятиях. Актуальность темы заключается в том, что литература предоставляет учащимся возможность комментировать и отражать себя. Урок языка может стать живым и мотивирующим при использовании художественного текста. Основная цель этой статьи - предоставить соответствующую информацию через обзор литературы об использовании художественных текстов на языковых занятиях, а также о его преимуществах. Кроме того, в этой статье представлены различные аспекты литературных методов. Литература и язык тесно связаны, и это факт, который никто не может отрицать. Это определение представляет собой комплексное значение ценности и важности литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE USE OF ARTISTIC TEXTS IN TEACHING LITERATURE AT LANGUAGE CLASSES

This article discusses the methods of using literary texts in teaching literature in language classes. The relevance of the topic lies in the fact that literature provides students with the opportunity to comment, justify and reflect themselves. A language lesson can become lively and motivating when using a literary text. The main purpose of this article is to provide relevant information through a literature review on the use of literary texts in language classes, as well as its benefits. In addition, various aspects of literary methods are presented in this article. Literature and language are closely related, and this is a fact that no one can deny. This definition represents the complex meaning of the value and importance of literature.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ»

- Часто ли Вы прежде выполнения заданий по учебе или работе стараетесь вдоволь наиграться в мобильные игры или сделать все самое важное в социальной сети?

Выводы. Диагностирование мобильной зависимости, включающие в себя обследование компенсаторного, социального, сверхценностного компонента, позволило выявить и определить характерные уровни мобильной зависимости учащихся с задержкой психического развития.

Также можно говорить о том, что среди обучающихся превалирует мобильная аддикция как атарактическая аддикция, что подразумевает под собой поиск эмоциональной стабильности и удовольствия в виртуальном пространстве. У некоторых подростков, зависимых от мобильных телефонов, на первый план выступает социальный компонент, который выражает жизненные приоритеты в виртуальном мире. У части испытуемых был более сформирован сверхценностный компонент -высокая степень поглощенности личного пространства мобильными играми, готовность тратить все свое время на мобильный телефон.

Качественный и количественный анализ всех трех диагностик показал, что у школьников с задержкой психического развития уровень мобильной зависимости находится на высоком уровне. Во время стадии риска развития зависимости подросток начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Мобильная реальность позволяет детям «осуществлять» свои мечты, а это в свою очередь приводит к серьезным изменениям в ценностно-смысловой сфере ребенка. Для них мобильный телефон выступает в роли наркотика и при длительном отсутствии его в руках они впадают в состояние, близкое, к своего рода ломке, где проявляется весь спектр отрицательных эмоции.

Таким образом, при помощи использования диагностических методик и обработки полученных данных, были определены уровни мобильной аддикции у обучающихся с задержкой психического развития, где большинство подростков показали высокий результат по данному показателю.

Литература:

1. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.

2. Гриффитс, М.Д. Существует ли Интернет и компьютерная «зависимость»? / М.Д. Гриффитс// Киберпсихология и поведение. - 2000.- №2 - С. 211-218.

3. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

4. Змановская, Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

5. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

6. Корягина, О.П. Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения / О.П. Корягина // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 14-19

7. Саглам, Ф.А. Исследование проблем Интернет-аддикций в подростковом возрасте / Ф.А. Саглам // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №4. - С. 55-58

8. Шакурова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков-воспитанников приюта / А.Р. Шакурова,А.Р. Дроздикова-Зарипова // Успехи современного естествознания: Изд-во «Академия Естествознания». -2011. - №8. - С. 200-201.

9. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг. // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 24-29.

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель кафедры литературы и журналистики, заместитель директора по учебной работе Института филологии Тамбиева Марина Данисламовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЕ НА

ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методы использования художественных текстов при обучении литературе на языковых занятиях. Актуальность темы заключается в том, что литература предоставляет учащимся возможность комментировать и отражать себя. Урок языка может стать живым и мотивирующим при использовании художественного текста. Основная цель этой статьи - предоставить соответствующую информацию через обзор литературы об использовании художественных текстов на языковых занятиях, а также о его преимуществах. Кроме того, в этой статье представлены различные аспекты литературных методов. Литература и язык тесно связаны, и это факт, который никто не может отрицать. Это определение представляет собой комплексное значение ценности и важности литературы.

Ключевые слова: занятия, виды деятельности, дети, методы, язык, литература, художественного текста.

Annotation. This article discusses the methods of using literary texts in teaching literature in language classes. The relevance of the topic lies in the fact that literature provides students with the opportunity to comment, justify and reflect themselves. A language lesson can become lively and motivating when using a literary text. The main purpose of this article is to provide relevant information through a literature review on the use of literary texts in language classes, as well as its benefits. In addition, various aspects of literary methods are presented in this article. Literature and language are closely related, and this is a fact that no one can deny. This definition represents the complex meaning of the value and importance of literature.

Key words: classes, activities, children, methods, language, literature, literary text.

Введение. Принимая во внимание, что в последнее десятилетие наблюдается всплеск интереса к тому, как художественные тексты могут быть использованы изучающими язык, основная цель этой статьи состоит в том, чтобы предложить способы использования художественных текстов в классе. Они помогают учащимся улучшить свою речь. Этого можно достичь с помощью конкретных занятий на основе художественного текста и, конечно же, путем корректировки текста с определенной группой учащихся [1].

Целью исследования является также предоставление надлежащей информации через обзор литературы об использовании художественных текстов на языковых занятиях, рассмотрение его преимуществ.

Задачи:

а) показать роль использования художественных произведений на языковых занятиях в школе;

б) описать методические рекомендации по использованию литературных текстов для расширения языковых навыков учащихся.

На занятиях рекомендуется применять классические методы: словесные (декламирование художественных трудов, собеседование с частями диалога, обобщающие повествования учителя, ответы на вопросы детей) наглядные, игровые и т.д.

Изложение основного материала статьи.

Литература - это «чувства» и «мысли» черным по белому.

Литература - это мир фантазий, ужасов, чувств, видений... облеченных в слова.

Можно сказать, что литература является своего рода дисциплинированной техникой для пробуждения определенных эмоций [2].

Великая литература - это просто язык, максимально наполненный смыслом.

Литература - это запись опыта, интерпретированного личностью, что за каждой книгой, которую сохранило общество, стоит человеческое старание придавать жизни смысл, создавать красоту, выражать яркие эмоции и идеи, давать людям возможность осознать себя и жизнь, которую они ведут.

Язык и лингвистический анализ также могут быть использованы для доступа к литературе с точки зрения обучающегося. Ученые уже подчеркивали роль литературы как «союзника языка». Этот метод ни в коем случае не является новым, поскольку литература была широко используемым учебным пособием в различных методах обучения языку. Однако здесь перспектива меняется, придавая большее значение художественному тексту как художественному произведению [3].

В методе грамматического перевода литература была центральным компонентом. Художественные тексты на целевом языке читались и переводились, использовались как примеры хорошего письма и «иллюстрации грамматических правил». В центре внимания этого метода обучения была форма, изучение правил грамматики и лексических единиц по мере их появления в тексте. Не было ни литературного интереса, ни интереса к содержанию.

После того, как этот метод вышел из употребления, художественные тексты также были забыты учителями. Для структурных подходов к обучению языку литература как инструмент была дискредитирована, поскольку представляла старую традицию. Функционально-смысловой метод игнорировал литературу, потому что в этом методе значение имело общение учащихся, и они представляли аутентичные языковые образцы. Литература не считалась ни обладающей коммуникативной функцией, ни аутентичным образцом использования языка. Тем не менее, в последнее десятилетие или около того интерес к литературе как к одному из наиболее ценных доступных ресурсов для обучения языку заметно возрос.

Это согласуется с новыми течениями в рамках коммуникативного подхода, которые видят в чтении литературы совершенную реализацию своих принципов, а именно развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение учащихся общению на языке и учет реальных, аутентичных коммуникативных ситуаций [4].

Литературное чтение - это, несомненно, коммуникативная деятельность, а художественные тексты - это то, что сегодня можно считать подлинными образцами употребления языка. Многие авторы отвергают идею существования определенного литературного языка.

Язык, используемый в художественных текстах, является общеупотребительным языком с высокой концентрацией языковых особенностей, таких как метафоры, сравнения, поэтическая лексика, необычные синтаксические модели и т.д. Они не являются специфическими для литературы, поскольку эти особенности также появляются в обыденном языковом употреблении, а также в детских стишках, пословицах или рекламных лозунгах, просто чтобы привести несколько примеров, однако в литературе они показывают более высокую значимость. Поэтому мы говорим о литературном использовании языка.

Есть три основных критерия, которые оправдывают использование литературы в качестве инструмента обучения языку [5].

Во-первых, лингвистический критерий утверждает, что литература должна использоваться при обучении языку, потому что она дает учащемуся подлинные, аутентичные образцы языка, а также реальные образцы широкого спектра стилей, типов текста и регистров. Для изучающих язык чрезвычайно важно быть обученным различным регистрам, стилям и жанрам и уметь различать назначение каждого из них. Эти разные проявления языка своеобразны не только в языковом, но и в социальном плане, все они несут социальную коммуникативную функцию. Это связано с понятием адекватности. Это относится к тому факту, что сообщение должно быть лингвистически корректным и ситуативно уместным не только в отношении его содержания, но и его формы для более подробного рассмотрения понятия адекватности и его связи с коммуникативной компетентностью.

Второй критерий методологический и связан с тем, что художественный текст имеет множественные интерпретации, которые порождают разные мнения у учащихся, что приводит к реальному, мотивированному взаимодействию с текстом, с одноклассниками и с учителем. Взаимодействие является одной из основ коммуникативного подхода, который утверждает, что именно посредством взаимодействия, посредством общения изучается язык.

С методологической точки зрения, дополнительными аспектами, которые благоприятствуют использованию литературы на уроках языка, являются активная роль учащегося и художественный текст как центр сосредоточения. Учащиеся становятся активными, автономными и занимают центральное место в процессе обучения.

Одним из аспектов особой важности в коммуникативном подходе является идея о том, что литература снабжает учащегося культурной информацией о стране, язык которой он изучает. Ответ на культурный аспект, отраженный в литературе, должен быть критическим [6].

Наконец, мотивационный критерий имеет большое значение, поскольку художественный текст показывает настоящие чувства писателя, и это порождает мощную мотивацию у учащегося. С художественным текстом ученик получает доступ к этому личному опыту. Если он затронут темой и спровоцирован, он сможет соотнести прочитанное со своим миром, с тем, что он знает и чувствует. Разработка стимулирующих занятий, которые мотивируют учащихся, является самой большой проблемой для учителей, а литература обладает сильной мотивирующей силой благодаря тому, что обращается к личному опыту.

Цель использования литературы в языковом классе состоит в том, чтобы сделать класс интерактивным, и можно утверждать, что интерактивный класс, очевидно, может улучшить коммуникативную компетентность учащихся и оказать долгосрочное влияние на их ум. Такой метод может повысить способности учащихся к критическому мышлению и в то же время поддерживать среду учебного центра.

Диалогическая природа литературных произведений прокладывает путь для индивидуальной реакции учащегося на конкретное произведение литературы, что обеспечивает развитие творческих способностей через язык. Такое обучение избавляет от монотонности традиционных языковых занятий. Таким образом, это дает учителю возможность открыть для учащихся широкий спектр использования языка.

Постоянно выдвигались три основные причины преподавания литературы. Каждая включает в себя определенный набор моделей обучения для учащегося. Это:

1) культурная модель;

2) языковая модель;

3) модель личностного роста.

Модели можно резюмировать следующим образом:

А. Культурная модель.

Учителя, работающие в рамках такой ориентации, подчеркивают ценность литературы как воплощения накопленной мудрости.

Через литературу студенты знакомятся не только с предысторией конкретного романа, но также узнают об истории, обществе и политике страны, описанной в романе или рассказе. Изучая это, они открывают себя для понимания и оценки идеологий, менталитетов, традиций, чувств и художественных форм в рамках наследия, которым наделяет литература таких культур.

Б. Языковая модель.

Одна из основных причин ориентации учителя на языковую модель обучения литературе состоит в том, чтобы дать учащимся знания с некоторым смыслом более тонких и разнообразных творческих способов использования языка. Основной импульс языково-ориентированного обучения литературе состоит в том, чтобы помочь учащимся методично и для себя найти пути в тексте. Если мы примем во внимание, что «литература состоит из языка», мы легко можем заключить, что если учащиеся смогут улучшить свои способности к чтению, они смогут примириться с художественным текстом как с литературой.

С. Модель личного роста.

Учителей очень интересует модель личностного роста учеников. Основная цель учителей - помочь учащимся втянуться в чтение художественных текстов. Помогая учащимся более эффективно читать литературу, мы помогаем им расти и взрослеть как личностям, а также их отношениям с окружающими людьми. Для поощрения личностного роста учитель должен выбирать тексты, на которые учащиеся могут реагировать и творчески использовать свои идеи и воображение.

Использование коротких рассказов в классе также имеет несколько преимуществ. Наиболее показательным является их практическая продолжительность, позволяющая ученику выполнить задание по чтению за один присест, либо, в зависимости от подхода преподавателей, полностью прочитать его за один-два урока [7].

Поскольку обучающиеся всегда беспокоятся об объеме работы, которую им нужно выполнить, и часто испытывают чувство перегруженности, чтение рассказов кажется менее пугающим, поскольку, согласно их собственному определению, они «короткие».

И поскольку они короткие, их можно применять чаще, а это означает, что можно использовать большее количество рассказов и, следовательно, увеличивается вероятность нахождения произведений, отвечающих вкусам и интересам каждого человека. Что касается длины, короткие рассказы могут быть применены к любому классу, независимо от его уровня или продолжительности.

Еще одна важная характеристика коротких рассказов заключается в том, что они чрезвычайно сжаты. Несмотря на то, что это указывает на хорошее качество, поскольку учащиеся получают доступ к большому объему информации, читая меньше слов, оно также скрывает проблему экономии языка и образов, которая может помешать читателю оценить качество работы даже после понимания его смысла. Обязанность учителя - направлять учеников в этом путешествии, поскольку при чтении короткого рассказа; студенты «приглашаются увидеть вселенную в песчинке, и когда они смотрят на песчинку, им нужно помочь увидеть в ней вселенную и реагировать на нее на эмоциональном уровне».

Короткометражный рассказ - это высший ресурс для наблюдения не только за языком, но и за самой жизнью. В короткой художественной литературе персонажи разыгрывают все реальные и символические действия, которые люди совершают в повседневной жизни, и делают это в различных регистрах и тональностях [8].

Мир короткометражных произведений отражает и освещает человеческие жизни.

Включение короткометражных произведений в учебную программу дает следующие образовательные преимущества:

- облегчает задачу учащихся по чтению, благодаря простоте и краткости по сравнению с другими литературными жанрами;

- расширяет мировоззрение читателей продвинутого уровня о разных культурах и разных группах людей;

- предоставляет более творческие, зашифрованные, сложные тексты, которые требуют личного исследования с предварительными заданиями для читателей продвинутого уровня;

- мотивирует учащихся к чтению благодаря тому, что это аутентичный материал;

- предлагает мир чудес и мир тайн;

- дает учащимся возможность использовать свои творческие способности;

- способствует развитию навыков критического мышления;

- облегчает обучение иностранной культуре (т.е. служит ценным инструментом в получении культурных знаний выбранного сообщества);

- позволяет учащимся чувствовать себя комфортно и свободно;

- помогает учащимся из разных слоев общества общаться друг с другом благодаря универсальному языку;

- помогает учащимся выйти за пределы поверхностного смысла и погрузиться в основные значения;

- действует как идеальное средство, помогающее учащимся понять в позиции себя, а также других, перенося полученные знания в свой собственный мир [9].

Таким образом, использование короткого рассказа кажется очень полезным приемом на современных уроках литературы. Поскольку он короткий, он облегчает задачу учащихся по чтению и освещение учителем. Важной особенностью короткометражного произведения является его универсальность. Иными словами, студенты во всем мире пережили истории и могут их понять. Более того, короткометражка, как и все другие виды литературы, вносит вклад в развитие когнитивных аналитических способностей, представляя себя в сжатом изложении ситуации в одном месте и в одном моменте.

Выводы. Исходя из приведенной выше информации, мы понимаем, что художественные тексты могут быть очень полезны для того, чтобы мотивировать учащихся развивать три основных языковых навыка: а) чтение, б) письмо и в) говорение. Прежде чем взяться за литературный текст преподаватели должны подготовить задания, которые помогут учащимся повысить свой уровень в этих трех основных навыках.

Художественные тексты являются богатым источником занятий в классе и, несомненно, могут быть очень мотивирующими для учащихся. Неудивительно, что использование литературных произведений играет важную роль в преподавании языка. Литература открывает перед учениками новый мир, развивает критические способности учащихся. Она охватывает каждую человеческую дилемму, конфликт и депрессию. Раскручивание сюжета короткого рассказа - это

больше, чем автоматическое упражнение. Оно требует личной реакции от учащихся и побуждает их опираться на собственный опыт.

Рекомендации. При использовании литературы на языковых уроках следует сосредоточиться на положительном вкладе литературного текста, поскольку она знакомит учащегося с различными регистрами, типами использования языка. Привлекательная и приятная короткая история, которая передает наши чувства или эмоции, может мгновенно тронуть сердце учащихся. Следовательно, литературное занятие становится не только увлекательным, но и отвечает взаимностью с импульсивностью и интересом. Эта искренность в обучении оставляет неизгладимое впечатление на умах учащихся.

Литература:

1. Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - Москва: Наука. -1980. - 360 с.

2. Дурдымурадова, Б.Я. Средства создания парадокса в тексте и ситуации его использования / Б.Я. Дурдымурадова, Е.А. Лепшокова. - Chronos. - 2019. - № 12 (39). - С. 66-69.

3. Лепшокова, Е.А. Место парадокса в художественном произведении / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-1. - С. 171-174.

4. Лепшокова, Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2018. - С. 151-157.

5. Лепшокова, Е.А. Роль чтения в обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. -С. 135-139.

6. Лепшокова, Е.А. Изучение извинения с позиций прагмалингвистики / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. - Карачаевск, 2019. - С. 144-149.

7. Лепшокова, Е.А. Особенности процесса обучения чтению / Е.А. Лепшокова // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, изд.-во КЧГУ, 2017. - С. 142-148.

8. Тоторкулова, К.А. Роль образования в социуме / К.А. Тоторкулова // Международный сборник научных статей: Традиции и инновации в системе образования. Выпуск XVII. - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. - С. 228-231.

9. Хосуева, Ф.А. Культура речи: предмет и проблемы дисциплины в изучении иностранных языков / Ф.А. Хосуева, Е.А. Лепшокова // В сборнике: Молодежь. Наука. Образование. Материалы республиканской научной студенческой сессии. - Карачаевск, 2020. - С. 347-352.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Тамулевич Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В УЧЕБНОЕ

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ИРОВАНИЕ

Аннотация. Статья посвящена специфике включения межпредметных связей в учебное дизайн-проектирование. Предложенная модель реализуется в обучении студентов направления графический дизайн Тихоокеанского государственного университета. Автор исследует возможности реализации межпредметных связей в процессе учебной проектной деятельности графических дизайнеров на базе дисциплин профессионального цикла.

Работа опирается на существующий уровень разработанности теории межпредметных взаимодействий и компетентностного подхода к высшему образованию. Для определения понятия дизайн-проектирования как деятельности и как компетенции приводятся примеры трактовки термина разными учеными. В работе выявлены противоречия между существующей моделью подготовки специалистов в области графического дизайна и требованиями отрасли и рынка труда. Автор вычленяет новые актуальные виды графического дизайна, требующие оперативного реагирования в разработке специальных компетенций.

В исследовании проведен учет межпредметных связей на основе которых формируются общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции в графическом дизайне. В модели реализуется компетентностный подход на всех на всех этапах проектирования. Дизайн-проект определяется как форма, демонстрирующая степень профессиональной компетентности. Дизайн-проектирование предложено рассматривать в роли интеграционной оболочки, включающей в себя знания и умения, полученные студентами при освоении студентами других модулей и дисциплин.

Межпредметные связи интегрированные в процесс проектирования определяются как необходимое условие, активизирующие формирование профессиональных компетенций.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, графический дизайн, межпредметные связи, дизайн-проектирование, профессиональные компетенции учебное проектирование, этапы проектирования.

Annоtation. The article is devoted to the specifics of the inclusion of interdisciplinary links in educational design. The proposed model is implemented in teaching students of the graphic design direction of the Pacific State University. The article analyzes the possibilities of implementing interdisciplinary connections in the process of educational design activities of graphic designers on the basis of the professional cycle disciplines.

The work is based on the existing level of development of the theory of interdisciplinary interactions and the competence-based approach to university education. Examples of the interpretation of the term design engineering by various scientists are given. The term is defined as activities and as competencies. The author revealed contradictions between the existing model of training specialists in the field of graphic design and the requirements of the industry and the labor market. The study highlights new types of graphic design that require rapid response in the development of special competencies.

The study takes into account interdisciplinary connections on the basis of which general professional and special professional competencies in graphic design are formed. The model implements a competency-based approach at all stages of design. A design project is defined as a form that demonstrates a degree of professional competence. Design engineering is proposed to be considered as an integration shell, which includes the knowledge and skills acquired by students in the classroom in other disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.