Научная статья на тему 'Преимущества интегрированных и бинарных уроков при изучении правовых дисциплин'

Преимущества интегрированных и бинарных уроков при изучении правовых дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
45
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества интегрированных и бинарных уроков при изучении правовых дисциплин»

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННЫХ И БИНАРНЫХ УРОКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

А. Г. Чудакова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

В организации учебного процесса главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающего. В этом суть системно-деятельностного подхода, ключевым моментом которого является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Смещаются акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Задача преподавателя — организовать урок таким образом, чтобы включить обучающихся в деятельность.

Исходя из опыта проведения интегрированного урока по дисциплинам «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Государственная и муниципальная служба» по теме «Трудовые и служебные правоотношения» (2018), бинарных уроков по дисциплинам «Право» и «Русский язык» по теме «Составление брачного договора: правовые и языковые особенности» (2018, 2017) и по дисциплинам «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Русский язык» по теме «Составление трудового договора: правовые и языковые особенности» (2016), можно констатировать, что наиболее важным в организации урока обобщения и систематизации знаний оказываются умело разработанные разнообразные формы и средства обучения, которые будут способствовать включению обучающихся в самостоятельное решение ситуационных (практических) задач, что, в свою очередь, способствует реализации системно-деятельностного подхода.

Изучение правовых дисциплин в понимании традиционного урока осуществляется (кроме усвоения основных понятий и терминов) путем анализа нормативно-правовых актов и их применения при рассмотрении конкретной ситуации с точки зрения права (гражданского, административного, трудового, семейного, предпринимательского, конституционного, уголовного и др.).

Эффективнее оказываются занятия по двум дисциплинам одновременно: у обучающихся растет мотивация в получении одновременно оценки по обоим предметам, появляется возможность интересного взаимодействия друг с другом, закрепления знания в перекрестном опросе, как, например, на бинарном уроке, или значи-

тельно лучше подготовиться к экзамену по дисциплине «Государственная и муниципальная служба», как в случае интегрированного урока. Происходит «взаимопроникновение» двух учебных дисциплин, когда каждый обучающийся может не только проявить себя, свои знания (речь идет об общих и профессиональных компетенциях), но и понять свои пробелы, ошибки, попытаться непосредственно на уроке УЗНАТЬ, УЯСНИТЬ, НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) к результатам освоения основных образовательных программ и к внедрению инновационных технологий обучения обусловливают совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности в преподавании и общеобразовательных, и профессиональных дисциплин, в том числе в среднем профессиональном образовании (СПО) [1].

Основу в структуре ценностей ФГОС СОО составляет компетентность, то есть «обладание знаниями, помогающими судить о чем-либо» [3].

Одной из основных проблем компетентност-ного подхода является определение адекватных средств его реализации. Учебное занятие в форме бинарного (интегрированного) урока — одна из самых эффективных форм реализации требований ФГОС.

Проведенные бинарные уроки по общеобразовательным дисциплинам «Право» и «Русский язык» по теме «Составление брачного договора: правовые и языковые особенности» для студентов первого курса специальности СПО «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» подтвердили, что наиболее значимыми в организации современного урока являются разнообразные формы и средства обучения, способствующие деятельностному включению студентов в самостоятельное решение практических задач.

В результате бинарный, как и интегрированный, урок позволяет реализовать компетентность^ подход в образовании, так как напрямую связан с развитием универсальных учебных действий через систему практических заданий. Деятельностная цель бинарного (интегрированного) урока — формирование у студентов способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель — контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Деятельностный подход на современном учебном занятии реализуется посредством умелой разработки дидактического материала и его эффективного использования на каждом этапе урока. Преподаватели, совместно проектируя урок в форме бинарного занятия, составляют технологическую карту урока, определяют все виды деятельности студентов в целом и на каждом этапе, составляя конструктор урока, формулируют проблемные вопросы для студентов, направленные на достижение результата.

Составление технологической карты как нового вида методической продукции, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных дисциплин в профессиональном образовании, дает возможность достигнуть планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Особенностью урока по ФГОС, в отличие от традиционного урока, является то, что студент — живой участник образовательного процесса, который самостоятельно формулирует тему, цель (одну и диагностируемую), задачи (три и диагностируемые), осуществляет контроль (само- и взаимоконтроль), дает оценку своей деятельности под руководством преподавателя [2].

Структурирование урока предполагает определенные этапы и направлено на включение обучающихся в учебную деятельность.

Этапы урока

1) мотивация к учебной деятельности;

2) создание проблемной ситуации;

3) выявление причины затруднения;

4) поиск способов разрешения возникших затруднений;

5) реализация плана разрешения возникшего затруднения;

6) проверка эффективности найденного способа деятельности;

7) рефлексия и самооценка.

На каждом этапе урока решаются конкретные задачи, которые в итоге приводят к основной цели урока. На первом этапе важно правильно поставить проблемный вопрос, который может вызвать противоречивые рассуждения. В этом случае преподаватель подключает студентов к интерактивной беседе.

К примеру, на начальном этапе апробированного бинарного урока студентам предложено проанализировать эпиграф к занятию — высказывание великого русского писателя И. С. Тургенева о браке, — выделив ключевые слова. Таким образом, создается проблемная ситуация. Задачей данного этапа является включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Далее студенты анализируют официальный документ с точки зрения правового и языкового оформления, находят ошибки. В ходе анализа решается вторая задача этапа — создание мотивационной учебной ситуации посредством осознания недостаточности знаний или способностей, готовности к мышлению и потребности к построению способа решения учебной проблемы. Студенты проявляют желание получения новых знаний по обеим дисциплинам, уверенность в их необходимости. Ставится первая задача по принципу «хочу — надо — могу»: хочу получить новые знания по праву и русскому языку для составления официальных докумен-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 3 (58) 2018

41

тов. Для этого надо знать правовые и языковые средства оформления документов. Могу использовать информацию учебника, справочный материал.

Фрагмент технологической карты на этапе мотивации к учебному действию для выявления места и причины затруднения при ответе

На втором этапе для актуализации опорных знаний, повторения и систематизации знаний студенты разгадывают кроссворд, проходят экспресс-эстафету, выполняют тестовое задание, как в групповой форме, так и индивидуально (проводится взаимопроверка).

На третьем этапе урока выполняется практическая работа с языковым и правовым материалом. Здесь ставится задача — применить полученные ранее знания при выполнении задания «Собери документ». Из фрагментов текстов обучающиеся должны сформировать брачный договор с разными условиями исполнения. Причем решаются не только юридические задачи, но и языковые, например, заполнить пропуски текста, грамотно использовать части речи, применить нужные ссылки на нормативно-правовые акты.

В качестве фрагментов используется нарезка образцов гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, аренды, подряда или поставки), трудового договора и, разумеется, брачного контракта. Кроме того, выполнение задания осложняется цветным (но не более трех цветов) дидактическим материалом, отсутствием части текста либо неправильной формулировкой.

Использование различного по содержанию и форме дидактического материала, создание ситуации успеха, интерактивность урока позволяют достигнуть поставленной цели.

Таким образом, на бинарном уроке решаются следующие задачи:

— мотивировать обучающихся на изучение языкового и правого учебного материала, ведь обучающиеся видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере правового общения, которая является самой важной в социуме;

— организовать самостоятельную деятельность обучающегося, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;

— точно диагностировать уровень развития компетенций.

Аналогичные задачи успешно решаются на интегрированном уроке, когда обобщение и систематизация знаний по двум правовым дисциплинам позволяют сделать сравнительный анализ возникающих правоотношений между работником (служащим) и работодателем (представителем нанимателя) при изучении трудового договора и служебного контракта.

Применение таких методов формирования и развития учебных действий обучающихся, как технология критического мышления, проблемное обучение, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, позволяет в комплексе достигнуть личностные, метапредметные и предметные результаты, что полностью соответствует новым стандартам образования. Учебное занятие в форме бинарного (интегрированного) урока имеет значительные преимущества перед традиционным уроком и является более эффективной формой реализации требований ФГОС.

1. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М.: АПК и ПРО. — 2004. — 98 с.

Сергеенкова К. В. Урок по ФГОС как новая форма организации образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 224-225.

2. Семененко Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения [Текст] // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 840-843.

Не могу Найти ошибку (место)

Классифицировать ошибку (стилистическая, правовая, орфографическая, орфоэпическая и т.д.)

Не знаю Пути исправления (правовые нормы, нормы литературного языка)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.