Научная статья на тему 'Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение'

Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19184
1876
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вавилова Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение»

ских работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, который является федеральным ведомственным нормативным правовым актом и не допускает каких-либо изменений на уровне субъекта РФ.

Другие предложения (включить результаты ЕГЭ обучающихся в перечень показателей для оценки профессиональной деятельности преподавателей, учитывать результаты сертификации педагогических работников при прохождении аттестации, подавать заявление онлайн) объясняются тем, что респонденты не знакомы с региональными документами, а именно Регламентом работы аттестационной комиссии, утвержденным приказами ДОиН КО от 24.12.2015 № 2409, от 30.08.2016 № 1504 «Об организации работы аттестационной комиссии», который в числе показателей оценки содержит результаты государственной итоговой аттестации, в том числе ЕГЭ, и предусматривает возможность подачи заявления в электронной форме.

Из предложений педагогов по процедуре аттестации считаем возможным рассмотреть одно: конкретизировать разделы в портфолио. Рассматривать другое — упростить критерии оцен-

ки деятельности педагогических работников (исключить показатели трудоустройства выпускников, снизить требования к качественной успеваемости обучающихся) — не представляется целесообразным.

На 2017/2018 уч. год лаборатория ставит задачи, выполнение которых в числе других организационно-методических мероприятий, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию региональной практики оценки профессионального уровня педагогических работников в процессе аттестации: провести семинар по оценке профессиональной деятельности педагогических работников в межаттестационный период и в процессе подготовки к аттестации с цепью повышения эффективности методического сопровождения аттестации в профессиональных образовательных организациях; разработать методические рекомендации для педагогических работников по содержанию и оформлению аттестационного портфолио; увеличить состав специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в процессе аттестации в целях установления квалификационной категории.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ОСОБЕННОСТИ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ

Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Одной из традиционных, но актуальных задач образования является формирование у обучающихся целостной картины мира. Функцию объединения разнопредметных знаний в целостную научную картину мира выполняет интеграция в процессе обучения. Установление и усвоение в процессе познания взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными элементами знаний из различных дисциплин способствуют углублению и расширению знаний, связи их с практикой, формированию у обучающихся умений обобщать и систематизировать информацию, развивают системное мышление. Особую актуальность идея

интеграции приобретает в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования, так как процесс формирования общих и профессиональных компетенций носит междисциплинарный характер.

Основным элементом для осуществления в образовательной практике различных уровней интеграции является методически грамотно проведенный интегрированный урок.

Интегрированный урок — особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляются синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций. При этом может быть выделена ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и определены вспомогательные дисциплины, способствующие углублению,

расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок могут проводить несколько преподавателей, но может его вести и один педагог. Бинарный урок— разновидность интегрированного урока, который ведут два преподавателя или преподаватель и мастер производственного обучения. Бинарные уроки являются наиболее распространенной в образовательной практике формой интеграции.

В профессиональном образовании (В. Н. Скакун, Н.Е. Эрганова и др.) встречается понятие совмещенного урока, предполагающего одновременное овладение теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. Данный урок может проводиться мастером и преподавателем профессиональных дисциплин либо только мастером производственного обучения.

Проведение интегрированных уроков наиболее эффективно в следующих случаях:

— при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

— при изучении обобщенных межнаучных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности, технологических процессов;

— при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках, учебных дисциплинах;

— при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемой дисциплины;

— при использовании технологии проблемного и проектного обучения (составление междисциплинарных проектов, решение комплексных проблем);

— при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из смежной или параллельной дисциплины.

Особенности интегрированных уроков:

— предметом изучения и анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах, материал таких уроков показывает единство процессов в окружающем мире, позволяет обучающимся видеть взаимосвязь разных наук;

— содержание интегрированных уроков включает в себя не только основной изучаемый материал из разных дисциплин, но и новое содержание, которое создается на основе осмысления и обобщения этого материала обучающимися;

— конечной целью интегрированного урока является применение знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация теоретических знаний на практике, в ходе чего происходит осмысление целостности окружающего мира, формируются творческие способности обучающихся [1; 2].

Подготовка интегрированного урока

Прежде чем решиться на интегрированный урок с участием нескольких преподавателей (мастера производственного обучения), надо постараться их заинтересовать и мотивировать, поскольку преподаватели должны быть готовы к большим затратам времени и сил при подготовке и проведении интегрированного (бинарного) урока. Как показывает практика, в профессиональных образовательных организациях наиболее часто интегрируются такие учебные дисциплины, как материаловедение и физика, физика и электротехника, материаловедение и урок учебной практики, профессиональная дисциплина и иностранный язык и др.

Первым шагом в подготовке интегрированного урока является анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематиче-ских планов учебных дисциплин с целью выделения тем, близких по содержанию или по цели использования.

Интегрированный урок более эффективен в начале изучения раздела, после чего на последующих раздельных уроках по каждой дисциплине будет проведена углубленная проработка содержания учебного материала, а также в конце изучения раздела с целью обобщения и интеграции с другими областями знания.

При выборе темы для интегрированного урока следует найти общую системообразующую идею — ядро интеграции. Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных дисциплин и их логическая взаимосвязь. Для профессионального образования наибольшее значение имеют «связи между объектами, рассматриваемыми в разных учебных предметах по методам исследования и практическим действиям обучающихся; связи, объединяющие законы отдельных наук в более общие философские понятия; связи расчетно-измеритель-ного характера; связи научных знаний с производственным процессом; связи между трудовыми функциями рабочих и специалистов в рамках профессий и специальностей» [2, с. 87].

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения [1]. Интегрированные уроки могут объеди-

нять содержание самых разных дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины или интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одной дисциплины. Объектом интеграции содержания могут выступать:

— общие понятия;

— общие идеи;

— проблемы различных дисциплин;

— обобщенные способы действий;

— приемы, имеющие обобщенный характер.

Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации интегрированного урока, от него зависит методика и технология проведения урока.

Определение целей интегрированного урока

Основными целями интегрированных уроков могут выступать систематизация и обобщение знаний, выявление причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной предметной области в другую; развитие интеллектуальных умений, таких как синтез, обобщение, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей и т.д. Интегрированные уроки проводятся также с целью более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, повышения интереса обучающихся к обучению; целостного, синтезированного восприятия изучаемых вопросов по данной теме.

Следующий шаг — отбор материала для объединения его в одном уроке. Отбираются учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции, при этом должно быть достигнуто взаимное согласие преподавателей интегрируемых дисциплин. После отбора учебного материала преподаватели анализируют его и делят на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные понятия, законы, идеи, проблемы, методы, умения или способы деятельности. Необходимо отметить, что интегрированный урок должен состоять из дополняющих друг друга (но не дублирующих) частей содержания из разных дисциплин, обеспечивая при этом синхронность изучения пересекающихся тем нескольких дисциплин, которые разделены по времени.

Определение формы интегрирования материала в основном зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.

Формы интегрирования могут быть:

— предметно-образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

— понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается тезаурусное поле понятия;

— мировоззренческая, когда производится обоснование изучаемого наукой явления с помощью научных фактов;

— деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;

— концептуальная, при которой обучающиеся разрабатывают новые идеи, предложения, способы решения учебной проблемы.

На выбор форм интегрирования влияют и выбранные содержательные компоненты интеграции, и уровень развития обучающихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин.

После того как определены цель урока, интегрируемые блоки знания, выделен системообразующий компонент, определена форма интегрирования, разрабатывается сценарий урока.

Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нем задействованы несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Все это требует продуманного управления процессом познания.

Способы структурирования интегрированного урока могут быть разными:

— можно составить интегрированный урок из мини-уроков, построенных на материале других дисциплин;

— можно сделать целостный урок с единой методической структурой;

— можно построить интегрированный урок как серию модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

При планировании хода урока желательно, чтобы каждый этап урока включал в себя знания обучающихся по всем интегрируемым дисциплинам, но при этом важно, чтобы урок выглядел как единое целое, а не был похож на лоскутное одеяло.

Изучение методических разработок интегрированных уроков позволяет выделить следующие общие этапы урока.

— Организационный этап.

— Совместное целеполагание и мотивация обучающихся.

— Актуализация опорных знаний обучающихся. Характерной особенностью данного этапа является актуализация знаний по всем интегрированным дисциплинам, при этом данный этап не должен занимать более 10 минут, подготовка к нему требует от преподавателя особого внимания.

— Рефлексия урока, подведение итогов, оценивание результатов деятельности обучающихся.

Основной этап интегрированного урока зависит от дидактической цели и типа конкретного урока, но поскольку интегрированный урок — это чаще всего урок систематизации и обобщения знаний, умений обучающихся, то основным его этапом является обобщение и систематизация. На этом этапе не только осуществляется обобщение, синтез, комплексное применение знаний, но и развитие и обогащение ассоциативных связей, формирование у обучающихся способности продуцировать на их основе новое знание.

В цепом структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

— предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

— логической взаимообусловленностью материала интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока;

— большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке [3].

Готовить и проводить интегрированные уроки могут два и более преподавателя, в этом случае необходимо тщательное совместное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Однако такие уроки может проводить и один преподаватель, владеющий материалом интегрируемых дисциплин, что в практике встречается чаще. Подготовка и проведение бинарного урока предъявляют повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и лич-ностно совместимы, владеть развитыми коммуникативными умениями, способностью к импровизации, быстротой реакции, показывать высокий уровень владения материалом, часто выходящим за пределы содержания темы.

К подготовке интегрированного урока могут быть привлечены обучающиеся, они составляют рефераты, оформляют иллюстративный материал, готовят индивидуальные сообщения и т.п.

Важную роль в подготовке интегрированного урока играет его учебно-методическое и материально-техническое оснащение (презентации, демонстрационные материалы и приборы, материалы для проведения опытов, наблюдений,

аудиовизуальные средства, таблицы, графики, схемы, инструкции, тренажеры и др.).

Проведение интегрированного урока

Продолжительность интегрированного урока может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в одно занятие.

Самое важное место интегрированного урока — это организация взаимодействия нескольких преподавателей, последовательность, чередование, продолжительность их действий, согласованность содержания и методов преподнесения материала. Взаимодействие преподавателей может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой — ассистентом или консультантом; весь урок может вести один преподаватель в присутствии другого как активного наблюдателя (задающего вопросы, комментирующего происходящее).

Среди различных методов проведения интегрированных уроков наиболее часто используется диалог. Диалог может происходить как между преподавателями, которые рассматривают определенную проблему или явление с разных позиций, так и между преподавателями и обучающимися, которые приводят новые факты из жизни, спрашивают о непонятном, включаются в решении проблемы. В форме диалога можно рассматривать выступления обучающихся с сообщениями по отдельным вопросам, которые готовятся ими самостоятельно.

Большую эффективность дает использование на интегрированном уроке различных интегрированных заданий, особенность которых заключается в синтезе знаний и умений из разных научных областей, разных учебных дисциплин вокруг изучения одного вопроса, решения одной проблемы. Как правило, интегрированные задания разрабатываются как межпредметные, межцикпо-вые или связывающие теорию и практику, теорию и личный опыт обучающихся. Одним из видов интегрированных заданий могут выступать междисциплинарные проекты, предполагающие использование знаний по двум и более дисциплинам, а также метапредметные (внепредметные) проекты, выполняемые на стыках областей знаний и выходящие за рамки изучаемых дисциплин. Ограниченное время учебного занятия не позволяет качественно выполнить весь проект на уроке, поэтому на интегрированных уроках чаще разрабатываются мини-проекты, позволяющие обобщить изученный материал, выполнить, представить и обсудить проект во время урока.

Выполнение обучающимися различных интегрированных заданий позволяет преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт и теорию, обосновывающую его, систематизировать изученный материал.

Интегрированные уроки часто проводятся с использованием нестандартных форм: урок с приглашением ведущего специалиста из данной области; урок-конференция; урок-конкурс; урок-имитация, урок-проект и др.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

— психологическая совместимость преподавателей, работающих на уроке;

— четкое определение содержания, системообразующего компонента интеграции, заданий, требующих реализации межпредметных связей;

— наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого преподавателя в едином методическом пространстве;

— активизация учебно-познавательной, умственной деятельности обучающихся на всех этапах урока, использование методов проблемного обучения;

— наличие интегрированных заданий, требующих обобщения, осмысления знаний, способов действий, развивающих практические умения и навыки;

— высокий уровень профессионализма преподавателей, обеспечивающий творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся при подготовке и проведении урока.

В организации образовательного процесса интегрированные уроки имеют значительные преимущества:

— интеграция содержания учебных дисциплин значительно сокращает время на их освоение и обеспечивает разностороннее и целостное восприятие предметов или явлений;

— интегрированные уроки способствуют информационному обогащению содержания обучения за счет включения интересного взаимодополняемого материала;

— повышается уровень знаний по дисциплине, который проявляется в их системности, глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции; умения становятся более обобщенными, способствующими комплексному применению знаний; формируются умения самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, «комбинировать извест-

ные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта» [2, с. 90]; развиваются общие компетенции, универсальные учебные действия, навыки самообразования;

— повышается мотивация обучающихся к изучению дисциплин, наблюдается рост познавательного интереса обучающихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

— интеграция способствует снятию напряжения, утомляемости, поддерживает положительный эмоциональный настрой за счет переключения на разнообразные виды деятельности, обеспечивающие решение комплексных (системных, взаимосвязанных) задач;

— проведение интегрированных уроков дает большие возможности для самореализации, самовыражения, творчества преподавателей, что способствует развитию их интереса и мотивации к работе;

— подготовка и проведение интегрированных, бинарных уроков развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива.

Но вместе с тем преподаватели отмечают ряд затруднений, снижающих эффективность интегрированных уроков:

— привычная установка обучающихся на получение достоверной информации от одного источника;

— интегрированный урок требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), требует достаточно полной психологической и методической совместимости педагогов, тщательной координации действий при проведении урока;

— препятствием к внедрению интегрированных уроков в учебный процесс является ограниченный ресурс времени, большая часть которого традиционно отводится на обязательное освоение обучающимися действий по установленным образцам, алгоритмам;

— недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока, педагогам часто приходится действовать по интуиции, учиться на собственных ошибках;

— сложно урегулировать организационные моменты: подстроиться под расписание, решить вопрос об оплате труда педагогов.

Но, несмотря на все сложности, полагаем, что разработка и проведение интегрированных уроков является актуальным и перспективным направлением в организации образовательного процесса по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

1. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. — URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=594.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей обучающихся // Профессиональное образование

в России и за рубежом. — 2013. — №1(9). — С. 87-91.

3. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

М. Л. Антонова, преподаватель Беловского техникума технологий и сферы услуг

В педагогической энциклопедии понятие «дифференциация» трактуется следующим образом: дифференциация обучения — способ организации учебного процесса, при кагором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение — процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Часть обучающихся, обладающие логическим мышлением, хорошо усваивают предметы естественно-научного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть обучающиеся с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми обучающимися содержания образования, которое может быть различным для разных обучающихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям обучающихся, их индивидуальным особенностям.

Зачастую дифференциация в обучении английскому языку основывается не на индивидуальных особенностях личности обучающегося, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях. Способности обучающихся к изучению английского языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим — с большим трудом.

Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций, которые представляют собой совокупность речевых и неречевых ус-ловий. Преподавателю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативные, эмоциональные, статус обучающегося в учебной группе, его самооценку), интересы, склонности, так как это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации. Я стараюсь дифференцированно подходить к распределению ролей с учетом вышеперечисленных особенностей. Это возможно благодаря составлению методической характеристики группы совместно с классным руководителем. Можно формировать пары для составления диалогов по разным темам или группы для работы над конкретным учебным материалом; следить за изменениями в развитии различных видов речевой деятельности и включать обучающихся в те виды работ, которые способствуют эффективному развитию коммуникативных навыков; управлять использованием обучающимся его потенциальных возможностей, влиять на формирование познавательной мотивации. Ниже привадятся примеры дифференциации при распределении ролей на основе психологической направленности личности.

— Проговаривание однотипных текстов позволяет формировать гибкие и прочные знания:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.