Научная статья на тему 'Преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе'

Преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ВУЗЫ / ПЛАТФОРМА MOODLE / СЛУШАТЕЛИ-ЗАОЧНИКИ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕСТЫ / DISTANCE LEARNING / INTERACTIVE / ADVANTAGES AND DISADVANTAGES / MOODLE PLATFORM / DISTANT STUDENTS / TRAINING TESTS / LAW-ENFORCEMENT EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Святовец В. В., Проценко А. В.

Рассматриваются основные преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения применительно к правоохранительным вузам. Предлагается способ минимизации основных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advantages and disadvantages of learning a foreign language distantly in a non-language higher educational institution

Main advantages and disadvantages of distance learning are considered with respect to law-enforcement higher educational institutions. A method of minimizing the main disadvantages is suggested.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения иностранному языку в неязыковом вузе»

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

взаимодействия в ходе игры.

Результатом хорошо подготовленной, продуманной и эффективно использованной интерактивной игры может явиться неожиданное, в некоторой степени интуитивное, понимание поставленной задачи и нахождение её решения. В данном случае возникновению такого нового понимания способствует процесс взаимодействия субъектов образова-

тельного процесса, дающий возможность проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.

Интерактивная игра приносит желаемый эффект в случае, если она опирается на усвоенные знания и умения, является логическим продолжением учебного процесса, результатом, переходящим в практическую стадию.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАОЧНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE DISTANTLY IN A NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

УДК 378.147=371.3

В.В. СВЯТОВЕЦ

(Харьковский национальный университет

внутренних дел) e-mail: [email protected];

А.В. ПРОЦЕНКО

(Харьковский национальный университет

внутренних дел) e-mail: anna [email protected]

V.V. SVIATOVETS

(KharkovNational University of Internal Affairs);

A.V. PROTSENKO

(KharkovNational University of Internal Affairs)

Аннотация: рассматриваются основные преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения применительно к правоохранительным вузам. Предлагается способ минимизации основных недостатков.

Ключевые слова: заочное дистанционное обучение, интерактивный, преимущества и недостатки, правоохранительные вузы, платформа Moodle, слушатели-заочники, обучающие тесты.

Abstract: Main advantages and disadvantages of distance learning are considered with respect to law-enforcement higher educational institutions. A method of minimizing the main disadvantages is suggested.

Keywords: distance learning, interactive, advantages and disadvantages, law-enforcement educational institutions, Moodle platform, distant students, training tests.

В заочном дистанционном обучении иностранному языку в неязыковом вузе есть как преимущества, так и недостатки. Мы попытались выделить основные недостатки такого обучения применительно к правоохранительным вузам и рассмотрели способы

минимизации вышеуказанных недостатков.

Под заочным дистанционным обучением мы имеем в виду заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

Работы, специально посвященной дан-

39

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

ной теме, нам не встретилось, но уже есть публикации, в которых рассматриваются преимущества и недостатки интерактивного дистанционного обучения, под которым понимается обучение в реальном масштабе времени через Интернет при непосредственном участии преподавателя. Так, Пономарева М.Г. [1,90-95] называет 11 преимуществ и 5 недостатков дистанционного обучения.

Из преимуществ наиболее главными применительно к правоохранительным вузам мы бы назвали «отсутствие географических ограничений», «индивидуальный график обучения», «экономия времени и затрат», «технологичность - использование новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий» и ориентация на результат — «студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным». При этом мы бы поставили под сомнение утверждения о самостоятельности и ответственности, так как на практике слушатели-заочники в лучшем случае идут к намеченному результату (написанию контрольной работы и сдаче зачета или экзамена) по пути, заложенному в учебном материале, который, при условии его тщательной проработки, должен обязательно сформировать у слушателя-заочника знания, умения и навыки, достаточные для самостоятельного и успешного овладения материалом. В худшем случае слушатели-заочники пытаются изыскивать возможности не только не отрабатывать учебный материал, но и не писать никаких контрольных работ, а это вообще исключает возможность говорить об ответственности.

Что касается недостатков дистанционного обучения, то мы согласны с перечнем, приведенным автором, с одной лишь оговоркой: основным недостатком заочного дистанционного обучения скорее следует считать не «недостаточно тесное общение с учащимися», а недостаточный контроль со стороны преподавателя, в том числе и в силу того, что мы ставим под сомнение наличие у слушателей-заочников ответственного, а тем более мотивированного подхода к процессу учебы вообще и изучению иностранного языка в частности.

Рассмотрим подробнее, почему мы говорим о недостаточном контроле со стороны преподавателя при заочном дистанционном обучении. Судя по публикациям в Интернете, большинство учебных заведений предлагают курсы дистанционного обучения, разработанные на базе платформы Moodle. Пре-

подаватели кафедры иностранных языков Харьковского национального университета внутренних дел изучили возможности этой платформы и пришли к выводу, что они полностью удовлетворяют тем требованиям, которые могут предъявлять к обучающим платформам разработчики дистанционных курсов, включая возможность мониторинга деятельности зарегистрировавшихся пользователей. Однако именно здесь возникает основная проблема и заключается она в том, что под зарегистрировавшимся лицом может быть кто угодно, а платформа Moodle не позволяет идентифицировать сидящего за клавиатурой компьютера.

Мы понимаем, что сотрудники правоохранительных органов - это особая категория обучаемых. Большинство из них не имеют возможности посвящать изучению иностранного языка столько времени, сколько им необходимо. Поэтому мы считаем целесообразным создавать для их обучения специальные учебные комплексы, состоящие из напечатанного типографским способом учебного пособия и его электронной версии, в которой весь учебный материал подается в форме обучающих тестов. Электронную версию такого курса мы считаем целесообразным делать на базе платформы Moodle, несмотря на указанный выше недостаток, с интеграцией в нее тестовых заданий, разработанных с помощью пакета Hot Potatoes, который, по нашему мнению, является более легким для использования и позволяет создавать некоторые виды тестовых заданий, которые невозможно разработать в самой среде. Использование такого комплекса целесообразно еще и по той простой причине, что как разработку дистанционных курсов, так и дистанционное обучение можно осуществлять как на сетевой, так и на локальной версии Moodle, а это очень важно, так как могут возникнуть серьезные препятствия на пути использования сетевой версии.

В заключение хотелось бы отметить, что имея такой комплекс, обучаемые получают возможность тщательно проработать весь материал, используя обучающие тесты его электронной версии, а на сессии, в ходе практических занятий, подтвердить свои знания на его печатном варианте. Что касается контрольной работы, то самостоятельность ее выполнения слушатели-заочники могут подтвердить, если в основу зачетного теста, который им будет предложен, будет положена контрольная работа. Другого способа решения этой проблемы мы пока не видим.

40

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

Литература

1. Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (31 октября 2012 г.). - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. 200 с.

References

1. Pedagogical and psychological science: current issues: proceedings of the international correspondence scientific-practical conference. Part I. (31 October 2012). - Novosibirsk: Publishing House. Siberian Association of consultants, 2012. 200 р.

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

USING OF INTERACTIVE TECHNOLOGY IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES AS A NECESSARY FACTOR OF

EDUCATIONAL PROCESS

УДК 371.315.7:372.881.1

В.л. МАЛАХОВА, V.L. MALAKHOVA,

кандидат филологических наук candidate of philological sciences,

(Белгородский юридический институт МВД России) (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

e-mail: [email protected] Affairs in Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются необходимость и особенности применения инновационных средств в процессе обучения иностранному языку в высшем учебном заведении, а именно: использование интерактивных технологий. Автор подчеркивает роль информационных мультимедийных ресурсов в формировании и поддержании интереса обучающихся к процессу обучения, в повышении мотивации к учению и результативности овладения иностранным языком.

Ключевые слова: интерактивные технологии, информационные мультимедийные ресурсы, иностранный язык, повышение интереса и мотивации.

Abstract: the article analyzes the necessity and peculiarities of using innovative tools in the process of teaching a foreign language in high school, namely the use of interactive technologies. The author emphasizes the role of information media resources in developing and maintaining the interest of students to the process of learning, in rising motivation for learning and effectiveness of mastering a foreign language.

Keywords: interactive technologies, multimedia information resources, foreign language, rising of interest and motivation.

Существенные изменения в развитии современного общества и общественного сознания, развитие культурных и экономических связей глобального характера

выдвигают новые требования к владению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Знание иностранных языков в эпоху глобализации становится

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.