2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ РЕСУРСОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
EDUCATIONAL POTENTIAL OF INTERACTIVE RESOURCES FOR FOREIGN LANGUAGE LEARNING
УДК 371.3=1
А.С. ЛЕВАШОВ,
кандидат педагогических наук, доцент (Харьковский национальный университет
внутренних дел) e-mail: [email protected]
A.S. LEVASHOV,
candidate of science in pedagogy, assistant professor (KharkovNational University of Internal Affairs)
Аннотация: конкретизируется понятие интерактивности, дается характеристика интерактивных учебных материалов, рассматриваются сферы и формы использования интерактивных ресурсов, указывается необходимость экспериментального исследования их эффективности.
Ключевые слова: интерактивность, образовательный ресурс, самостоятельная работа, информационно-образовательная среда, дистанционное обучение.
Abstract: the article specifies the notion of interactivity, characterizes interactive educational materials, considers the spheres and forms of interactive resources application, emphasizes the necessity for an experimental research of their effectiveness.
Keywords: interactivity, educational resource, independent work, information-educational medium, distance education.
За последние полвека научный прогресс принес в область образования целый ряд технологических достижений: радио и телепередачи, запись звука и изображения, учебное телевидение и программируемые обучающие машины. Тем не менее, ни одно из внедренных технических новшеств не привело к радикальным изменениям в эффективности процесса обучения или качестве подготовки кадров.
Новые надежды образованию дало наблюдаемое в последние годы активное внедрение в сферу обучения новейших достижений информационно-компьютерных технологий. Среди основных направлений их использования наиболее перспективным в настоящее время выглядит создание интерактивных образовательных ресурсов для изучения различных дисциплин в разнообразных форматах обучения.
В настоящей работе интерактивность рассматривается как диалоговое взаимодействие между пользователем и представленной в электронном виде учебной информацией, организованной в интерактивный учебный (образовательный) ресурс.
Часто встречается неоправданно расширительное толкование термина «интерактивный» применительно к учебным материалам, в которых реализована нелинейная или гипертекстовая подача материала с возможностью перехода на его различные фрагменты, другие файлы или ресурсы, включая Интернет. Навигация, осуществляемая пользователем, является однонаправленной и никакой реакции, основанной на оценке действий пользователя, со стороны учебного материала не поступает. Очевидно, что обязательным требованием к действительно интерактивному материалу является наличие обратной связи, взаимодействия между обучающимся и учебным материалом, что позволяет создать своеобразный учебный диалог, имитирующий взаимную работу с преподавателем. Интерактивная организация учебного материала позволяет пользователю не только самостоятельно определять объем, время и последовательность подачи учебной информации, но и активным образом воздействовать на нее, трансформируя, сокращая или дополняя ее содержание. Реакция со стороны учебного
66
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
материала представляет собой многообразное, но, естественно, конечное число запрограммированных вариантов ответа на заранее смоделированные действия обучаемого. Для пользователя интерактивным материалом все реакции последнего суть манифестация действий виртуального преподавателя. Увеличение степени интерактивности подачи учебного материала и, как следствие, большая вовлеченность обучающегося в учебный процесс приводят к улучшению восприятия и запоминания информации и, в конечном итоге, более интенсивному приросту учебного продукта.
По своему размещению интерактивный ресурс может быть онлайновым, оффлайновым или смешанного типа, а по сфере применения он может предназначаться для аудиторной или самостоятельной работы. В целом, вопрос о сфере использования интерактивных материалов является дискуссионным и его решение в каждом конкретном случае должно определяться спецификой учебного предмета.
При изучении иностранного языка интерактивные материалы дают возможность в наиболее полной степени реализовать уникальный учебный потенциал информационных технологий, позволяя сымитировать реальные ситуации очного обучения, создать виртуальную обстановку учебной аудитории и учебного диалога с преподавателем. Понятно, что подобное суррогатное обучение не может заменить реального учебного взаимодействия в аудитории, однако оно весьма существенно расширяет возможности самостоятельной работы обучаемого над языком. Именно в повышении эффективности индивидуальной самостоятельной работы заложен основной образовательный потенциал интерактивных материалов и содержащих их ресурсов, а основным предназначением последних является передача им части функций преподавателя для расширения сферы учебного взаимодействия.
Язык - это средство общения между людьми, поэтому организация эффективного речевого взаимодействия между обучаемыми и преподавателем в аудитории является первоочередной задачей обучения иностранному языку. Преподаватель сам по себе является слишком ценным ресурсом, чтобы превращать его на занятии в некоего фасилитатора, заменять его компьютерно-информационной системой, какой бы совершенной она на данный момент ни была. Разумеется, это отнюдь не исключает многообразного
использования возможностей компьютера в аудитории во вспомогательных целях, однако на занятии по иностранному языку преподаватель должен оставаться центральной фигурой наряду с обучаемым. На откуп компьютеру может быть отдан огромный объем самостоятельной тренировочной работы, необходимой для формирования и автоматизации языковых навыков. Современные технические возможности позволяют также увеличить объем речевого (псевдоречевого) взаимодействия.
Самостоятельная работа как неотъемлемая часть учебного процесса должна быть управляемой. Интерактивные технологии предоставляют большие и во многом недостаточно исследованные возможности организации работы обучаемых во внеаудиторное время под опосредованным управлением преподавателя. В частности, эти возможности активно реализуются в дистанционном обучении, которое превратилось в высокоразвитую и прибыльную образовательную индустрию, которая сама по себе является мощным стимулом для дальнейших технологических разработок в области компьютерного обучения.
Одной из перспективных форм использования интерактивных ресурсов для самостоятельной работы в вузе может стать центр (лаборатория) самостоятельного доступа к учебной информации, организованный на кафедральном (межкафедральном) уровне. Подобные центры являются популярной во всем мире формой организации познавательной деятельности. Они позволяют свободно выбирать и использовать информационные ресурсы по конкретной дисциплине и (по крайней мере, частично) самостоятельно управлять своей учебной деятельностью.
Основными формами работы центра могут быть следующие:
- самостоятельная отработка учебного материала базовых учебников (в их электронной интерактивной версии) в случае пропуска занятий по той или иной причине или получения неудовлетворительной оценки;
- дополнительная самостоятельная отработка учебного материала на компьютере слабоуспевающими студентами для улучшения их знаний и повышения академической успеваемости;
- самоконтроль объема знаний и уровня сформированности умений и навыков владения иностранным языком;
- самостоятельная отработка интерактивных учебных материалов с целью дальней-
67
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
шего совершенствования иноязычной подготовки, в том числе выходящей за пределы учебной программы по дисциплине.
Вместе с тем, следует отметить, что сравнительная эффективность интерактивного и обычного представления учебного материала в электронном виде является недостаточно изученной и проверенной экспериментально. Можно предположить, что эта эффективность будет различной как для разных аудиторий, так и для разных учебных дисциплин. Наши предварительные наблюдения показали, что выборочное применение интерактивных ресурсов вызывает значительный интерес, однако не влечет за собой значимого изменения качества усвоения материала по сравнению с обучением без привлечения таких ресурсов. Интуитивное понимание того, что интерактивная форма представления учебного материала является более привлекательной для обучаемых, также нуждается в проверке, так как со временем исчезновение эффекта новизны приводит к снижению интереса у пользователей. Таким образом, назрела необходимость экспериментального исследования, которое подтвердило бы реальный прирост учебного продукта при использовании интерактивных образовательных ресурсов и
тем самым целесообразность дальнейшей работы в данном направлении.
Вопрос о создании общедоступной системы интерактивных образовательных ресурсов следует рассматривать в рамках формирования единой (национальной или глобальной) открытой информационно-образовательной среды, которая предусматривает свободный доступ к образовательным ресурсам для пользователей любого уровня.
Логика тех изменений, которые сейчас имеют место в сфере образования, неминуемо приводит к тому выводу, что уже в недалеком будущем станет ощутимым процесс трансформации всей образовательной системы и перехода к обучающемуся обществу, когда учиться будут все и всегда, а доступ к образовательным ресурсам станет универсальным. Разумеется, никакая армия преподавателей не справится с подобной глобальной задачей и основное бремя такого обучения всех членов общества на протяжении всей жизни ляжет на плечи компьютерных образовательных систем. Дальнейший прогресс в этой области зависит, прежде всего, от развития информационных технологий, которые принесут в сферу образования новые и неизведанные доселе возможности.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
68