2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
the peculiarities usage of interactive board in TEACHING foreign LANGUAGEs
УДК 378.147:811
Ф.Р. ИМАМУТДИНОВА,
кандидат филологических наук, доцент (Уфимский юридический институт МВД России) e-mail: ufa_kafenglish@mail.ru
F.R. IMAMUTDINOVA,
сandidate of Science (Philology) , Associate Professor (Ufa Law Institute of the Interior Ministry of the Russian
Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования интерактивной доски как «когнитивного инструмента», поддерживающего, направляющего и расширяющего мыслительный процесс пользователя; нейрофизиологические и когнитивные принципы усвоения информации при использовании интерактивной доски; основные дидактические инструменты, которые значительно улучшают преподавание иностранных языков с помощью ИД.
Ключевые слова: когнитивный принцип, мультимедийное устройство, дидактический инструмент, интерактивная доска, функция Drag and drop, интерактивные дидактические упражнения.
Abstract: Interactive board is considered as a «cognitive instrument», supporting and widening the process of thinking. The article concerns cognitive and neurophysiologic principals of getting information and the main didactic instruments which improve education of foreign languages by using interactive board.
Keywords: cognitive principals, multimedia technology, didactic instrument, interactive board, function Drag and drop, interactive didactic exercises.
Появление интерактивной доски (ИД) в системе образования - революционный шаг не только для России, но и для всего мира. В учебный процесс образовательных учреждений МВД России активно внедрилась интерактивная доска, без использования которой трудно представить практическое или лекционное занятие. Преподаватели как профилирующих дисциплин, так и иностранных языков эффективно используют ИД в учебном процессе.
Согласно докладу европейской ассоциации «European School net» о влиянии информационных и коммуникационных технологий на успеваемость, в котором был обобщен опыт 17 исследований, проведенных в Великобритании и других европейских государствах, использование ИД помогает улучшить результаты учебной деятельности обучающихся, особенно по английскому языку. Если сравнивать интерактивную доску с
персональным компьютером (ПК), с монитора которого также может осуществляться демонстрация цифровых материалов, то «умная доска» имеет неоспоримое преимущество перед ПК в плане создания условий для коллективной творческой работы учащихся. Доска является мультимедийным устройством более высокой степени интерактивности, поскольку соединяет в себе многофункциональное свойство электронно-цифровых ресурсов и сенсорные возможности аппаратного устройства для воспроизведения этих ресурсов и коллективной работы с ними, что особенно важно при выполнении творческих заданий. Использование мультимедийных интерактивных обучающих систем в практике преподавания иностранных языков является весьма перспективным направлением.
Работа интерактивной доски как мультимедиа-оборудования, предназначенного для воздействия на органы чувств, основа-
54
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
на на нейрофизиологических особенностях восприятия мультимедиа пользователем, находящемся в прямом и непосредственном контакте с интерактивной доской. Мультимедиа - это современная компьютерная технология, которая объединяет в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение, пространственное моделирование и анимацию. Объединение этих средств обусловливает качественно новый уровень восприятия информации. Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь 1/4 услышанного, 1/3 увиденного, при комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина информации, а при вовлечении обучаемого еще в активные действия доля усвоенного может составить 75% [3, с. 45].
Как показывают исследования, основной причиной утомления при восприятии визуальных объектов является длительная фиксация взгляда. Интерактивная доска, в отличие от ПК, создает условия для распределенного или скачкообразного движения глаз, что снижает уровень утомления и продлевает период активного восприятия визуальной информации, а также предлагает сбалансированный способ предъявления и получения визуальной информации [1, с. 256].
Технические свойства интерактивной доски, которые заложены ее разработчиками и на которых базируются интерактивные свойства заданий, позволяют осуществить:
- наглядное моделирование объектов всех типов и форматов на «умной доске»;
- распознавание почерка (замена прописного текста, сделанного «от руки», на печатный);
- запись действий, производимых на поле доски, что особенно важно при выполнении творческих заданий с последующей демонстрацией результатов слушателей и их обсуждением, а также для сохранения процесса выполнения симуляционных заданий с целью контроля последовательности действий, приводящих к получению результата;
- создание, преобразование и перемещение объектов различного характера, от простейших геометрических фигур до сложных информационных моделей;
- большой набор иллюстраций, фонов, типов слайдов и шаблонов интерактивных заданий, поддающихся редактированию;
- возможность пошаговой демонстрации заданных процедур;
- возможность «голосования» (выполнение тестовых заданий с персональным ответом) и
наглядного анализа результатов [4, с. 30].
При работе с интерактивной доской реализуются нейрофизиологические и когнитивные принципы усвоения информации. Интерактивная доска не напрасно названа «умной доской»; она представляет собой «когнитивный инструмент», поддерживающий, направляющий и расширяющий мыслительный процесс пользователя.
Когнитивный аспект использования интерактивной доски в учебном процессе основан на общих принципах эффективности мультимедийных устройств по Майеру [2, с. 344]:
- принцип мультимедиа (обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов);
- пространственный принцип размещения (связанные текст и изображения должны располагаться рядом);
- принцип размещения во времени (связанные слова и изображения должны предъявляться одновременно);
- принцип соответствия (избыточные слова, изображения и звуки должны быть исключены из материала);
-принцип модальности (эффективность анимации в речевом сопровождении выше, чем в сопровождении текста);
- принцип избыточности (эффективность выше, чем при использовании анимации с речевым сопровождением, чем в сопровождении речи и текста);
- принцип индивидуальных различий (эффект выражен сильнее для обучаемых с низким уровнем первичных знаний).
Использование интерактивной доски позволяет реализовать один из важнейших принципов обучения - наглядность. Экран вместе с компьютером и проектором представляет единый комплекс, который позволяет быстро и эффективно визуализировать различные образы, схемы, графики, т.е. перейти к обсуждению на уровне графических образов. Кроме того, комплекс позволяет протоколировать все действия, производимые преподавателем и курсантом. Поэтому после занятия всегда можно просмотреть ход занятия вплоть до каждого шага и распечатать необходимые материалы.
Рассмотрим некоторые дидактические инструменты, которые значительно улучшают преподавание с помощью ИД.
Цвет. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателю выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать
55
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ход размышления. Примером может быть работа с картой страны изучаемого языка при работе над темой «Страны изучаемого языка» и т.д.
Записи на экране. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране.
Аудио и видео приложения значительно усиливают подачу материала. На интерактивной доске можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.
Drag and drop функция (тащить и отпустить) помогает группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы, а также позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске. Задания c использованием drag and drop идеальны для проверки знаний учащихся или для введения новой темы.
Выделение отдельных частей экрана. Как было уже отмечено выше, текст, схему или рисунок можно выделить. Это позволяет преподавателю и учащимся фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание учащихся на них.
Вырезать и вставить. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, а также использовать действия отмены и возврата.
ИД незаменима в процессе обучения иностранному языку. Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики по теме, наработку слов для лексического минимума по теме. Удобным является структурирование по темам. Картинки и иллюстрации можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, Power Point). Функция С1опе позволяет быстро увеличивать количество одинаковых иллюстраций, чтобы использовать при изучении темы «Числительные». Упражнения типа «установить соответствие» могут быть использованы при изучении темы «Спряжение глаголов», «Формы глагола». Вставив рисунки в определенный фон и восстановив последовательность, можно организовать речевую ситуацию на занятиях при изучении темы «Расследование преступлений», «Опрос подозреваемого», «Оказание помощи
иностранцу» и т.д.
Функция работы с учебным текстом как с отдельными блоками помогает при его разборе или анализе. В данном случае «умная доска» позволяет использовать различные схемы учебных тем и данные электронных словарей, например, при изучении темы «Государственное устройство России», «Парламент Великобритании». Тем самым реализуется принцип наглядности, доступности и системности. Так, меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при построении вопросительного предложения или конструировании нового. При этом используется функция ИД Drag and drop. Этот же прием можно использовать для эффективного изучения словообразования в иностранном языке.
Таким образом, преимущества использования ИД на занятиях по иностранному языку заключаются в следующем:
- ИД поддерживает, направляет и расширяет мыслительный процесс пользователя;
- с помощью ИД можно создать наглядные компьютерные материалы, обучающие ресурсы, которые можно дополнить и использовать многократно, т.е. создать банк материалов по изучаемой теме;
- ИД соответствует тому способу восприятия информации, к которому привыкло новое поколение курсантов, выросшее на новейших электронных технологиях;
- электронные материалы содержат более интересные интерактивные дидактические упражнения, чем учебники: сортировка материала по группам, его сравнение, построение различных грамматических конструкций, распознавание, и т.д.;
- использование электронных учебных материалов развивает внимание, зрительную память, восприятие, технику чтения учащихся;
- использование ИД повышает уровень компьютерной компетенции преподавателей.
Однако задания на занятиях с применением интерактивной доски Smart и компьютера должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер был не самоцелью, а эффективным дополнением к учебному процессу. Тогда использование ИД на практических занятиях будет являться одним из важнейших условий создания интерактивной образовательной среды, что способствует развитию творческой активности курсантов и, в конечном счете, эффективности усвоения учебного материала.
56
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
Литература
1. Дорохов В.Б., Украинцева Ю.В., Арсеньев Г. Н., Лаврова Т.П. Движение глаз и утомление // Третья меж-
дународная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. В 2 ч. Москва, 20-25 июня 2008. - М.: Худ.-изд. Центр, 2008. Т. 1. С. 255-256.
2. Ильичева С.В. Когнитивные функции мультимедиа в компьютерных системах учебного назначения
// Труды ХУ1Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2009», 22-25 июня 2009 года, Санкт-Петербург. Т. 2. Секция В.С.Д. - СПб.: Изд.СПб ГУИТМО, 2009. С. 343-344.
3. Имамутдинова Ф.Р. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом
вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: УЮИ МВД России, 07.04.2011, 231 с.
4. Корчажкина О.М. Специфика применения интерактивной доски на уроках иностранного языка //
Иностранные языки в школе. 2012. № 6.
References
1. Dorokhov V.B., Ukraintseva Y.V., Arsenyev G.N, Lavrova T.P. Movement and eye fatigue // Third International Conference on Cognitive Science: abstracts of papers. In 2 h. Moscow, 20-25 iyunya 2008. - M.: Hud.-ed. Center, 2008. Vol. 1. P. 255-256.
2. Ilicheva S.V Cognitive function in multimedia computer systems for educational purposes // Proceedings XVIVserossiyskoy Scientific Conference “Telematics 2009”, June 22-25, 2009, - St. Petersburg. V. 2. Section V.S.D. SPb .: Izd.SPb GUITMO, 2009. P. 343-344.
3. Imamutdinova F.R. Innovative technologies in teaching foreign languages not language high school: AllRussian scientific-practical conference. - Ufa, Russia UYUI MIA, 07.04.2011, 231 p.
4. Korchazhkina O.M. Specific application interactive whiteboard foreign language lessons // Foreign languages in school. 2012. № 6.
(Статья сдана в редакцию 24.02.2014)
57