Научная статья на тему 'Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения'

Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5976
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного образовательного взаимодействия подростков в процессе обучения. Анализируется содержание понятий «взаимо5 действие», «интерактивность», «интеракция», «интерактивные технологии как совокупность ин5 терактивных форм, методов и средств обучения» с целью обобщения существующих знаний по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения»

Комарова И.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного образовательного взаимодействия подростков в процессе обучения. Анализируется содержание понятий «взаимодействие», «интерактивность», «интеракция», «интерактивные технологии как совокупность интерактивных форм, методов и средств обучения» с целью обобщения существующих знаний по данной проблематике.

Ключевые слова: инновация, взаимодействие, интерактивность, интеракция, интерактивное обучение, интерактивное образовательное взаимодействие.

Сегодня система образования в России претерпевает существенные изменения, связанные с переходом от традиционных форм обучения к инновационным. Инновационный подход предполагает внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями развития жизни в обществе, потребностями личности, социума и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, качеств, отношений и опыта поведения.

Понятие «инновации» стало прочно входить в арсенал науки в 40-е годы, поэтому не случайно считается, что «инновация» одна из важнейших форм проявления современной научно-технической революции. Основоположниками теории инноваций являются немецкие ученые В. Зомбарт,

В. Метчерлих и австриец И. Шумпетер, которые применяли эти положения в связи с социальноэкономическими и технологическими процессами. Затем эти понятия стали использоваться и в педагогических работах, обозначая все то новое, что входит в систему образования [3, с. 198-199].

Педагогическая инновация представляет собой нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [9, с. 273]. Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании [7, с. 3].

Педагогические модели гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемые как направленность на человека, или личностно-центрированный подход, активно разрабатываются в современной науке (Е.В. Бондаревс-

кая, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс, В.В. Сериков, А.В. Хуторской), формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий, компьютерных телекоммуникаций и глобальной компьютерной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, Я.А. Ваграмен-ко, М.П. Лапчик, Л.В. Мантатова, И.В. Роберт).

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникационную [1].

Гуманистическая парадигма современного образования в России, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми [1]. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие [7, с. 3].

Взаимодействие, являясь одной из базисных философских, онтологических категорий (Г. Гегель, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Ф. Энгельс), носит универсальный и объективный характер, так как связи внутри и между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет таких явлений, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, вместе эти задачи успешно решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. При этом взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) и внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [1].

По мнению А.В. Мудрика, отрочество является оптимальным периодом подготовки к взаимодействию, когда подросток наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Именно в подростковом возрасте учащиеся стремятся проявить себя в общественной, творческой, познавательной, трудовой, межличностной активности. Широкий спектр взаимодействия объясняется О.А. Ещеркиной «новообразованиями этого возраста - становлением самосознания, Я-концепции, выражающемся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие».

В системе взаимодействия со сверстниками подросток получает возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию. Как подчеркивает М.В. Оленникова, общаясь с ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Проведенные психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько-ниным и др. исследования убеждают, что главное для подростков - не просто приобретение качеств, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную пози-

цию, признаваемую обществом. Важным аспектом, характеризующим активное взаимодействие, является его многопрофильность.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и меж-групповых) формах познания [7, с. 3]. Интерактивный подход рассматривает взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием, что расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах [1].

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» - взаимный, между и «actio» - действие. Таким образом, интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания [2].

С точки зрения степени интерактивности взаимодействия М.А. Ларионова рассматривает следующие уровни:

- неинтерактивное взаимодействие, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

- реактивное взаимодействие, когда сообщение связано только с одним предыдущим сообщением;

- диалоговое (интерактивное) взаимодействие, когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними [5].

Интерактивная деятельность, по мнению Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим [2]. Поэтому в ходе диалогового обучения подростки учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом.

Проблемы применения интерактивности в процессе развития и формирования личности

рассматриваются учеными с различных позиций достаточно давно (Х. Абельс, Г. Блумер). Однако долгое время на них не акцентировалось внимание, и интерактивность не выделялась как важная самостоятельная единица в педагогическом процессе и жизни общества. Ее рассматривали как одну из сторон общения и взаимодействия (Г.М. Андреева, Е.В. Коротаева). В современных условиях к понятию интерактивность стали обращаться многие ученые, такие как Н.А. Виноградова, Л.К. Гейхман, Н.П. Клушина, Т.И. Матвиенко, Т.С. Панина, Л.А. Пескова.

Одновременно термины интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы, методы, средства и технологии появляются в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева) [7, с. 8].

Понятие «интеракция» (от англ. «interac-tion» - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, что обусловлено процессами демократизации современного общества, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых подросткового возраста, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое

качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [7, с. 9-10].

«Интерактивное обучение» является переводом англоязычного термина «interactive learning», который обозначает одновременно научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии [6, с. 5]. Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.

По мнению ведущих ученых, интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется содержание понятия «интерактивного обучения» - «обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучения, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучения, понимаемого как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [7, с. 7].

При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Оно основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообога-щения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большой продуктивности обучения [7, с. 8-9].

Использование интерактивного обучения, считает Д.А. Махотин, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения:

Во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимо-обучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

В-третьих, это обучение «реальности», т. е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

По мнению Н.А. Виноградовой, обязательными условиями организации интерактивного обучения являются:

- доверительные, позитивные отношения между учителем и учащимися;

- демократический стиль общения;

- сотрудничество в процессе обучения между учителем и учащимися, учащимися между собой;

- опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;

- включение внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательной позиции учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса [2].

Однако, несмотря на существование значительного количества работ, посвященных вопросам интерактивного обучения, определение существенных характеристик интерактивного образовательного взаимодействия подростков остается незавершенным. Обобщающий анализ педагогической теории и практики позволил выделить характерные черты интерактивного образовательного взаимодействия подростков: инициативность, мобильность во взаимодействии; социальная позиция, признаваемая обществом; многонаправленность.

В настоящее время наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с современными информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т. д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. Таким образом, осуществление интерактивного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для педагогической науки является новшеством, инновацией.

Интерактивное взаимодействие субъектов образования в аспекте познания его природы и сущности, функциональных и организационных особенностей исследовали философы, психологи, педагоги (В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский,

С.Л. Братченко, Е.Г. Волкова, О.А. Голубкова, И.В. Гравова, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Д. Ли, Т.Л. Чепель, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин, Т.Д. Яковенко). Поэтому интерактивные методы - современные, но уже широко известные и активно исследуемые методы обучения [6, с. 14].

Научное сообщество отмечает личностносо-зидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизирует мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю [2].

К методам интерактивного обучения в научной литературе относятся: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», тренинг, «большой круг», «кейс-метод».

Интерактивные методы обучения позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К ним следует отнести:

- метод «Модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

- метод «Кейсов» (Case study) - метод анализа ситуаций (учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

- презентация.

В настоящее время выделяют достаточно много интерактивных форм работы, однако наиболее распространенными являются:

- общая дискуссия;

- практикумы;

- различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

- лабораторно-исследовательские работы / защита проекта - форма работы, при которой обучающийся проводит самостоятельное исследование различных тем в течение длительного

периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;

- проблемно-поисковое обучение;

- презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

- работа в малых группах и парах сменного (динамического) / постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия;

- дистанционное обучение [2].

Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами интерактивного взаимодействия выступают учителя и учащиеся, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

Интерактивные доски, компьютеры, проекторы, панели, дисплеи, планшеты, системы голосования и тестирования, проекционные комплекты и приставки, учебный кабинет и урок - все это становится интерактивными средствами обучения.

Появление новых средств интерактивного взаимодействия, основанных на информационных технологиях, оказывает влияние на педагогический процесс, включающий в себя три составных компонента: содержание образования, форму организации обучения и виды педагогического взаимодействия. Эти средства обладают мощным педагогическим потенциалом и охватывают все три компонента педагогического процесса, обогащая их, активизируя инновационные формы обучения и создавая активную образовательную среду [8].

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов), протекающего в поисковых созидательных ситуациях, можно отнести коллективную мыслитель-ность (КМД) - форму взаимодействия педагога - учебной группы, модерацию, коллективный способ обучения В.К. Дьяченко и др. [7, с. 11].

Наиболее полно основные идеи и принципы интеракитвного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения - модерации. Модерация реализуется на трех уровнях: 1) предметном (содержа-

тельный уровень); 2) уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровне взаимодействия (коммуникации и сотрудничества в группе).

Многие ученые отмечают, что модерация -это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности обучающихся, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в своей деятельности, поиска путей их разрешения, неформального соомысления опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Таким образом, методы модерации предполагают ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в практическую деятельность, что является первостепенным для формирования практических умений и навыков будущих выпускников. Высокая степень продуктивности обучения с использованием данного метода достигается за счет благоприятной психологической атмосферы и за счет визуализации, т. е. долгосрочного использования зрительной наглядности [4].

Под интерактивным взаимодействием в узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением) понимают диалог пользователя с программой, т. е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивном

взаимодействии в процессе обучения учитель общается не напрямую с каждым подростком и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и /или средство обучения.

В ходе этого общения происходит не только процесс познания, личностного роста подростков, но и процесс взаимодействия их личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Основываясь на общем представлении феномена взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу [2].

Результаты исследований отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. По-лат, Л.Г. Сандакова, С.А. Христочевс-кий, Е.Н. Ястребцева) показывают, что интерактивное взаимодействие подростков позволяет одновременно решать несколько образовательных задач: помогает установлению эмоциональных контактов между участниками диалогового общения, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей через взаимопонимание и поощрения их творчества, обеспечивает интериоризацию опыта продуктивных взаимодействий друг с другом, регулирует волевую сферу личности [6, с. 14].

Таким образом, интерактивное образовательное взаимодействие подростков оптимизирует образовательный процесс обучения при понимании сути интерактивности, основополагающих принципов, а не внешних проявлений интеракции. Интерактивные же формы обучения помогают одновременно решать учебнопознавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи.

10.01.2012

Список литературы:

1. Гейхман, Л.К. Интерактивный подход как современная трактовка педагогического взаимодействия: мат. междунар. науч.-практ. конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца» / Л.К. Гейхман. -Пермь: ПГПУ, 2009 - Ч. I. - 324 с.

2. Виноградова, Н.А. Интерактивное обучение педагогов-практиков в системе методической работы в ДОУ [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - М.: Изд-во «ОбразПресс», 2007. - №4. - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru

3. Кирьякова, А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография / А.В. Кирьякова. - М.: ИПК ОГУ, 2000. - 239 с.

4. Клушина, Н.П. Интерактивные формы и методы обучения как условие формирования субъектности личности в образовательном процессе вуза: мат. XIII науч.-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» / Н.П. Клушина. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 181 с.

5. Ларионова, М.А. Использование интерактивных средств обучения на уроках информатики в среднем звене [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.planeta.edu.tomsk.ru

6. Матвиенко, Т.И. Интерактивные методы обучения как средство самовоспитания будущих учителей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Матвиенко. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2009. - 22 с.

7. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, А.Н. Вавилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

8. Пескова, Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет-обучении: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Пескова. - Улан-Удэ, 2006. - 23 с.

9. Рапацевич, Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комарова Ирина Владимировна, аспирант кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372431, e-mail: [email protected]

UDC 378 Komarova I.V.

Orenburg state university E-mail: [email protected]

THE INTERACTIVE EDUCATIONAL INTERACTION OF THE TEENAGERS IN THE PROCESS OF TEACHING

The essential characteristics of the teenagers’ interactive educational interaction in the process of teaching are observed in the article. Such notions as «interaction», «interactivity», «interaction’s ability», «interactive techniques as a complex of interactive forms, methods and means of education» are analysed in order to sum up the existing knowledge on the subject matter.

Key words: innovation, interaction, interactivity, interaction’s ability, interactive learning, interactive educational interaction.

Bibliography:

1. Geikhman, L.K. The interactive approach as a modern interpretation of the pedagogical interaction: the papers of the international theoretical and practical conference «The modern directions of the pedagogical thought’s development and I.E. Shvarts’s pedagogics» / L.K. Geikhman. - Perm: PSPU, 2009. - Part I. - 324 p.

2. Vinogradova, N.A. The interactive learning of tutor-practitioners in the system of the methodical work in PEI [Electronic resource]. - E-zine. - M.: A publishing house «EducPress», 2007. - №4. - Access mode: http://pik100.ucoz.ru

3. Kiryakova, A.V. A realization of the value approach in the school’s pedagogics: Monograph / A.V. Kiryakova. - M.: PPC OSU, 2000. - 239 p.

4. Klushina, N.P The interactive forms and methods of learning as a condition of person individuality’s formation in the educational process of the institute of higher education: the papers of the XIII scientific and technical conference «The science of higher education to the North-Caucasian region» / N.P. Klushina. - Stavropol: NorthCaucaSTU, 2009. - 181 p.

5. Larionova, M.A. The usage of the interactive training aids in the Information Technology classes in middle forms [Electronic resource]. - Access mode: http: // www.planeta.edu.tomsk.ru

6. Matvienko, T.I. The interactive methods of learning as the means of the future teachers’ self-education: abstract of cand. ped. science thesis / T.I. Matvienko. - Orenburg: SEI HVE OSU, 2009. - 22 p.

7. Panina, T.S. The modern ways of learning activization: a tutorial for students of higher school / T.S. Panina, A.N. Vavilova. -Moscow: A publishing centre «Academy», 2006. - 176 p.

8. Peskova, L.A. The interactive interaction’s methods and means of students and tutors in internet-education: abstract of cand. ped. science thesis / L.A. Peskova. - Ulan-Ude, 2006. - 23 p.

9. Rapatsevich, E.S. The modern pedagogics dictionary / E.S. Rapatsevich. - Minsk: «Modern word», 2001. - 928 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.