НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
the interactive game as a means of optimization of the educational process in foreign language
teaching
УДК 372.881.1
А.Х. ЗАКИРЬЯНОВА, A.K. ZAKIRYANOVA,
кандидат педагогических наук, доцент candidate of pedagogical sciences,
(Уральский юридический институт МВД России) Associate Professor
e-mail: [email protected] (Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of
Russia)
Аннотация: в статье говорится о том, что интерактивная игра, являясь особым методом вовлечения обучающихся в творческую деятельность, представляет собой одно из средств, создающих оптимальные условия для развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: интерактивная игра, оптимизация учебного процесса, обучение иностранным языкам, методическая компетентность преподавателя, малая группа.
Abstract: the article deals with the interactive game as a special method of the involvement of students in creative activity representing one of the means of creating optimal conditions for the development and self-fulfillment of participants of the teaching and educational process.
Keywords: interactive game, optimization of the educational process, foreign language teaching, methodical teacher’s competence, small group.
Новые требования, предъявляемые к содержанию высшего образования, и новые подходы к оценке его результатов, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», выдвигают на повестку дня новые задачи по оптимизации процесса обучения вообще и иностранным языкам - в частности.
Обучение в высшем учебном заведении представляет собой комплексное единство практического, образовательного, развивающего, профессионального и воспитательного компонентов. В этой связи следует отметить, что современный вуз остро нуждается в преподавателях-профессионалах, способных к инновационной деятельности, профессиональному росту и мобильности, обладающих потребностью в саморазвитии и самообразовании, владеющих информационными технологиями, позволяющими создать интерактивную образовательную среду. Работая в этом направлении, препо-
даватели кафедры иностранных языков ищут новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Методическая компетентность преподавателя обеспечивает результативность процесса обучения, поскольку позволяет с научной точки зрения определять и реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебно-педагогической деятельности.
Интерактивное обучение иностранным языкам, являющееся одним из вариантов осуществления коммуникативного подхода в обучении, основано на активном взаимодействии преподавателя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. На занятии с использованием интерактивных технологий обучения задействованы все присутствующие. Подготовка к проведению подобного занятия достаточно энергозатратна для преподавателя, поэтому требует от него высокого педагогического мастерства и опыта.
37
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
Организация интерактивного обучения в вузе МВД России предполагает совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, расширение их лингвострановедческого и правового кругозора через моделирование ситуаций, использование ситуативных и имитационных игр, которые позволят им с помощью языковых знаний адаптироваться и адекватно реагировать на конкретные ситуации, возникающие в сфере их профессиональной деятельности.
Интерактивной деятельностью можно заниматься как в течение всего практического занятия, так и на отдельном его этапе (при контроле усвоения нового лексического материала, сформированности навыка диалогической речи по теме и т.д.).
Интерактивная игра, являясь особым методом вовлечения обучающихся в творческую деятельность, представляет собой одно из средств, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Игра направлена на усвоение конкретных видов деятельности. В качестве средства интерактивной игры используется учебный материал. Целью проведения интерактивной игры на занятии иностранного языка является осознанное усвоение моделей деятельности субъектов педагогического взаимодействия.
Интерактивная игра способствует не только повышению мотивации к изучению иностранного языка, но и процессу социализации субъекта обучения, развитию его личностных качеств, формированию способности к работе в коллективе, сотрудничеству с товарищами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, свободному выражению своих мыслей с использованием вербальных и невербальных средств общения, принятию решения. Игра позволяет ускорить темп реакции и дать возможность выразить свои негативные и положительные эмоции.
Обучающая интерактивная игра может проводиться в малых группах или парах по любой изучаемой лингвострановедческой или профессионально ориентированной теме, например: «Идентификация личности» (составить фоторобот подозреваемого по имеющимся приметам; угадать, кто изображен на фото (одна группа получает фото известного человека, которого должна описать, другая - назвать человека)) , «Столицы стран изучаемого языка» (на слайдах изображения достопримечательностей, обучающиеся
должны назвать страну, столицу и достопримечательность), «Политическая система страны изучаемого языка» (преподаватель пишет на доске слово по теме, обучающиеся должны к каждой букве написать свое слово по теме - по типу кроссворда; выполнить коммуникативное задание: согласитесь или опровергните высказывание) и другие. Интерактивная игра может проводиться на этапе фонетической (речевой) зарядки, к примеру: представители малых групп получают разрезанные строки стихотворения на иностранном языке, нужно составить, прочесть и перевести полученное стихотворение; собрать из имеющихся частей предложения фразеологический оборот и использовать его в речи, продемонстрировав его понимание). Интерактивная игра «Исправьте ошибки» (мини-группы получают набор фраз, в котором надо логически расставить предложения, чтобы получился текст).
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях иностранным языком осуществляется при обязательной постановке дидактической цели в форме игровой задачи. При использовании интерактивных игр в учебную деятельность вводится элемент состязательности, который преобразует дидактическую задачу в игровую. Ситуация успеха при выполнении дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и процесса учения во многом зависят от профессионализма преподавателя.
Несмотря на все многообразие вариантов интерактивных игр, при их проведении преподаватель действует по определенному алгоритму, исходя из уровня языковой подготовки конкретной учебной группы или изучаемой темы. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Преподаватель знакомит обучающихся с задачей (ситуацией); ставит цель, которую им нужно достичь в процессе решения задач; объявляет условия игры (правила игры должны быть краткими и понятными); наблюдает за ходом игры, взаимодействием участников; анализирует результаты по окончании игры. В ходе анализа участники оценивают результат с позиции участника игры, вместе с тем стараясь абстрагироваться и проанализировать игру с точки зрения наблюдателя. Анализ заканчивается обобщающими выводами, которые можно сделать по итогам процесса
38
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
взаимодействия в ходе игры.
Результатом хорошо подготовленной, продуманной и эффективно использованной интерактивной игры может явиться неожиданное, в некоторой степени интуитивное, понимание поставленной задачи и нахождение её решения. В данном случае возникновению такого нового понимания способствует процесс взаимодействия субъектов образова-
тельного процесса, дающий возможность проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.
Интерактивная игра приносит желаемый эффект в случае, если она опирается на усвоенные знания и умения, является логическим продолжением учебного процесса, результатом, переходящим в практическую стадию.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЗАОЧНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В
НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE DISTANTLY IN A NON-LANGUAGE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
УДК 378.147=371.3
В.В. СВЯТОВЕЦ
(Харьковский национальный университет
внутренних дел) e-mail: [email protected];
А.В. ПРОЦЕНКО
(Харьковский национальный университет
внутренних дел) e-mail: anna [email protected]
V.V. SVIATOVETS
(KharkovNational University of Internal Affairs);
A.V. PROTSENKO
(KharkovNational University of Internal Affairs)
Аннотация: рассматриваются основные преимущества и недостатки заочного дистанционного обучения применительно к правоохранительным вузам. Предлагается способ минимизации основных недостатков.
Ключевые слова: заочное дистанционное обучение, интерактивный, преимущества и недостатки, правоохранительные вузы, платформа Moodle, слушатели-заочники, обучающие тесты.
Abstract: Main advantages and disadvantages of distance learning are considered with respect to law-enforcement higher educational institutions. A method of minimizing the main disadvantages is suggested.
Keywords: distance learning, interactive, advantages and disadvantages, law-enforcement educational institutions, Moodle platform, distant students, training tests.
В заочном дистанционном обучении иностранному языку в неязыковом вузе есть как преимущества, так и недостатки. Мы попытались выделить основные недостатки такого обучения применительно к правоохранительным вузам и рассмотрели способы
минимизации вышеуказанных недостатков.
Под заочным дистанционным обучением мы имеем в виду заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Работы, специально посвященной дан-
39